Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Деловой туризм. Фото с сайта econom-tur.com

Еще каких-то 20 лет назад о таком туристическом направлении, как деловой и корпоративный туризм, в России еще даже не подозревали. Бум деловых поездок, которые организовывались профессионалами в сфере путешествий, пришелся на последнее десятилетие прошлого века.

сегодня

23 марта
Впервые использована сетка на футбольных воротах
Впервые использована сетка на футбольных воротах

23 марта 1891 года впервые была использована сетка на футбольных воротах, которую в 1890 году изобрел и запатентовал инженер Броди из Ливерпуля. В этот день 1891 года состоялся матч между сборными Севера и Юга Англии.

Знакомство с Лиссабоном


Из цикла "На краю света". Часть 4

В Порту было хорошо, только мало. С удовольствием провел бы там еще денек, но надо было ехать в Лиссабон. Снова три часа в поезде, и я на вокзале Санта-Аполлония, который сейчас является главным вокзалом Лиссабона.

Площадь маркиза де Помбала

Он обслуживает те же направления, что и Ориенте, откуда я уезжал в Порту. Более того, отправляясь с Санта-Апаллония, неминуемо проезжаешь и тот вокзал. Сейчас до конечной было банально удобнее - пересел на метро и через 3 остановки уже на площади маркиза де Помбала, где у меня была забронирована гостиница.

На номере стоит остановиться подробнее. Поскольку я путешествовал один, то запросы у меня были весьма скромные, разве что с поправкой на португальскую действительность. А действительность такова, что одноместные номера у них практически отсутствуют как класс. Ну и ладно, заказывал двухместные, благо разницы в цене нет никакой. Естественно, гостиница при заезде должна предложить что-то не хуже забронированного. И тут предложили, так предложили. Пафос так и сочился. Чего только стоят спинки кроватей, отделанные изразцами в технике азулежу.

Спинки кроватей в технике азулежуИ это все мое?!


И это еще не все - номер был четырехместный! Причем весьма просторный - при желании можно было даже в кабинетный гольф сыграть. При этом очень чисто, даже под кроватями пыли не было, что для западноевропейских отелей редкость невиданная (и от числа звезд не очень сильно зависящая).

Обогреватель в ваннойА за обогреватель в ванной просто мегаспасибо. Когда централизованное отопление отсутствует как класс, возможность помыться в теплом помещении стоит многого. И за все это лишь 35 евро за ночь.

Быстро разобрал вещи вещи и побежал искать место, где можно перекусить. Как уже писал, со вторым ударом курантов рестораны внезапно превращаются в тыкву в кафе и винные бары. Место было найдено буквально через дорогу в винном баре 45-ая параллель, который, наоборот, в обеденное время прикидывается рестораном, причем, с претензией на высокую кухню. Только цены совсем португальские - за комплексный обед: супчик, основное блюдо, бокал вина и чашечку кофе всего 14 евро.

Очередной португальский супЧто-то из мяса черных иберийских кобанов


На второе по нашей системе подачи или на первое по системе европейской принесли, что-то из мяса черных иберийских кабанов с кускусом и грибами. Красиво и вкусно. Интересно, что мешает испанцам делать так же? Свинятина-то испанская. Но там основной принцип кухни - взять кусок хорошего мяса и безнадежно его испортить. Исключения крайне редки. Но меня-то уже отпустило - опасения насчет португальской кухни давно развеялись.

Как уже сказал выше, в комплексное меню входит чашечка кофе. В жизни португальцев этот напиток занимает то же место, что и в самой кофейной стране Европы - Италии. День здесь начинают с чашечки кофе и ей же его и заканчивают. Естественно, любая трапеза его тоже включает. Поэтому завершить обед чашечкой кофе - зачит продемонстрировать знание местных обычаев.

Кофе очень дешевый - обычно 0.8 -1 евро за чашку, но это если не занимать столик с видом на что-то красивое. Тут идея та же, что и в Италии - за столиком вы платите не за кофе, а за место. Единственная разница с Италией - стандартная порция кофе у португальцев чуть более разбавлена водой. Но, если попросить кофе итальяно, то могут принести напиток привычной концентрации.

Перекусив, отправился за туристической картой. Первые впечатления от города: Лиссабон почему-то напомнил Милан. Тут такое впечатление сложилось, скорее всего, из-за того, что гостиница находилась в деловом центре, и куча народу в строгих костюмах, вывалившая на улицы в обеденный перерыв, дополнила сходство. Плюс общий позитив аборигенов.

Герб ЛиссабонаКстати, интересное можно обнаружить, просто посмотрев под ноги. Где, попав в незнакомый город, можно увидеть его герб? Естественно, на крышках люков. Так исторически сложилось, но зато в Европе подобное почти повсеместно.

Герб Лиссабона поначалу вызывает удивление: корабль и два ворона, сидящие на носу и не корме. Откуда такая скандинавщина, если норманны, не задерживаясь, обогнули Иберийский полуостров на своем пути в Италию. Арабы, оккупировавшие в то время юг Португалии, на некоторое время выдохнули, зато у тех, кто занял Сицилию и на Пиренейском полуострове добрался до Салерно был сюрпрайз. Впрочем, и те норманны про воронов Одина основательно забыли, давно приняв христианство.

Герб воплощает легенду о Святом Викентии, принявшем в IV веке в этих краях мученическую смерть. Его тело было брошено на съедение животным, но по легенде, появился ворон и животные не тронули его. Позже мавры положили останки святого в лодку и пустили в открытое море. Корабль, который перевозил мощи, всё дорогу был охраняем воронами. Эти вороны и корабль, позже стали символами Лиссабона.

Порту, как уже писал, визуально фасадами домов поначалу напомнил Лондон. В Лиссабоне был другой сходный момент - канализация, проведенная по наружным стенам домов. Не так массово, конечно, но иногда встречается, да и климат в большей степени позволяет.

Канализационные трубы снаружиТрадиционный фонтан.


На улицах много фонтанов в португальском стиле, то есть это большой бассейн и льющаяся в него тонкая струйка. Но вполне симпатично.

Много памятников в виде статуи на высокой колонне. Например, на площади Педро IV она же площаль Россиу. На колонне тот самый дон Педро и есть.

Площадь Педро IVФантастический мир португальских сардин


Там же на площади Россиу находится необычное заведение. Буквально в прошлом году там открылся магазин "Фантастический мир португальских сардин". Баночки с сардинами в масле там продаются не простые, а с годом на этикетке (от 1926-го до 2017-го). Типа и сувенир, и подарок на день рожденья.

Сардины - уже давно один из символов Португалии. Кстати, сардинки из банки, добавив к ним ломтики лимона (таким рецептом нас не удивить), португальцы могут поглощать, запивая сладким портвейном. Я на такое не решился.

Пока шел к туристическому центру, где можно обзавестись картой, ознакомился почти с половиной исторического центра Лиссабона.

Вот площадь Фигейра со статуей дона Жоау I (дона Жуана I), рыночными рядами и стоянкой тук-туков, на которых проводят экскурсии по городу. Как-никак путь в Индию португальцы открыли, вот теперь оттуда и прилетает всякое.

Памятник дон ЖуануТорговая площадь


Наконец, Рыночная площадь - карта добыта, все задачи дня выполнены, и можно расслабиться. После традиционного послеполуденного бокала портвейна тут же в кафе можно продолжить прогулку.

Тема слонов в искусствеВ Лиссабоне обнаружилось, что тема слонов очень порпулярна в португальском монументальном искусстве. С открытием пути в Индию, европейцы спустя более, чем тысячелетие вновь познакомились с этими существами, и португальцы стали активно ваять их наряду с лошадьми.

Торговая площадь выходит на берег реки Тежу. По группам людей собравшимся в одном месте можно понять, что там что-то происходит. Вот одна толпа смотрит, как дядечка строит пирамидки из камней, а вот чуть поодаль такая же толпа завороженно наблюдает, как на берегу чайка жрет крысу. Хлеба и зрелищ!

Строитель пирамидокЧайка жрет крысу


Чайки тут считают себя хозяевами. С ними не забалуешь - ходят нагло, смотрят строго, на людей кричат ругательно, еду отбирают. Почти как жирные белки в лондонском Гайд-парке, только птицы.

Португальская чайкаЗакат на Тежу


Заходит солнце, вдали виднеется силуэт моста 25 апреля, через Тежу снуют речные трамвайчики. Есть ощущение умиротворения - знакомство с Лиссабоном явно удалось.

Лифт Санта Жушта

Лифт Санта ЖуштаЕще один памятник то ли транспорта, то ли архитектуры в духе стим-панка - лиссабонский лифт Санта Жушта. Еще по Италии мы усвоили, что в городе, где дома лепятся один над другим по склонам гор и холмов, - лифт вполне может оказаться средством городского транспорта. Португалия в этом плане не исключение - лифт с целью сократить путь между соседними районами построили там еще 116 лет назад. Редкий образец неоготики, воплощенной в металле. И ведь реально возносит ввысь!

Автор лифта португальский инженер и архитектор Рауль Месньер дю Понсар. Он получил хорошее инженерное и математическое образование сначала в Португалии, а потом во Франции и Швейцарии. Вернувшись на родину, он прославился как автор подъемников и фуникулеров. Многие из его творений сохранились до наших дней, используются по прямому назначению и давно уже перешли в категорию национальных памятников.

Например, уже упоминавшийся фуникулер в Браге. Там вообще гениальная конструкция - два параллельных пути и две кабинки на одном тросе, проходящем через систему блоков в верхней точке. В результате кабинки работают как противовесы друг для друга. Но это не все - там нет ни электрического, ни парового, ни еще какого-то привода! Точнее, привод там гравитационный, все движется за счет силы тяжести: в резервуар кабинки, находящейся в верхней точке, заливают воду, и та опускаясь вниз, затаскивает вторую кабинку наверх. В нижней точке воду сливают, и цикл повторяется, только в обратном направлении. Но там нет проблем с водой, так как есть источники, из которых запитывают фонтаны.

В Лиссабоне сейчас используют электричество (правда, лифт первые годы приводился в действие паровой машиной). Кроме, лифта Санта Жушта, есть еще 3 более привычного вида фуникулера (подъемники Глория, Бика, Лавра), так же созданные Понваром. Но о них позже.

Лифт Санта ЖуштаКабинка лифта Санта Жушта


Лифт соединяет район Байша (Baixa) c районом Шиаду (Chiado). Проехать можно по обычной лиссабонской транспортной карте (она там на все виды транспорта, включая лифты). Кабинка почти как в подъемниках на Эйфелевой башне - зеркала, дерево, бдительный лифтер.

Наверху находится смотровая площадка, для которой нужно покупать отдельный билет. Впрочем, примерно тот же вид будет и с нижнего яруса, куда пускают бесплатно. Мне-то без разницы, у меня туристическая карта была, и а пошел наверх.

Вид на площадь Россиу и на соседний холм и замок Святого Георгия.

Вид на площадь РоссиуВид на замок Святого Георгия


Монастырь Карму

Рядом с лифтом Санта Жушта находятся руины монастыря Карму. Основан он был еще в XIV веке, но во время катастрофического землетрясения 1775-го года и последовавшего за этим пожара был почти полностью уничтожен. Позже его начали восстанавливать в неоготическом стиле, но в начале XIX века религиозные ордена вступили в период упадка, зато в Европе появилась мода на руины. А тут даже делать ничего не требовалось, и собор был оставлен в том виде, который сейчас можно наблюдать.

Монастырь КармуМонастырь Карму


В той части, где успели возвести перекрытия, сейчас археологический музей. Значительная часть экспозиции - это экспонаты из Америки. Например, там был замечен чудесный чеширский котик из Бразилии, пусть даже это и пума.

Чеширский котикПлощадь Карму


Напротив входа в монастырь небольшой уютный скверик с фонтаном и несколько ресторанчиков с великолепной кухней. В один из них я несколько раз наведывался.

Ночной Лиссабон

Когда солнце заходит в 6 вечера, знакомство с ночным городом просто неизбежно, как этот самый закат. Естественным образом, поиски места для ужина совмещались с ночными прогулками.

Торговая площадьЧтобы никого не обидеть, про подсветку в Лиссабоне можно сказать, что она есть. К сожалению, тут не проявлено такого старания как в Порту и часто бывают совершенно кошмарные перепады по яркости, некрасиво ложащиеся тени и пропадающие на фоне неба темные объекты. Некоторые сюжеты вытягивались только через склейку в HDR нескольких кадров, снятых с эксповилкой. Порту тоже не идеал, и до увиденной во Флоренции год назад подсветки и там было далеко, но нашлось довольно много точек с очень вкусной картинкой. Здесь такого гораздо меньше, хотя тоже было на что взглянуть.

Торговая площадь (Praça do Comércio) и извечная тема слонов там же, у подножия памятнику Жосе I. Кстати, про лошадей и к вопросу, чем же так прославился барон Клодт. До него было примерно так как здесь, и это один из лучших образцов.

Тема слонов Кони не Клодта


Вокзал Россиу и лифт Санта Жушта

Вокзал РоссиуЛифт Санта Жушта


Привезенные из Франции фонтаны на площади Россиу

Площадь РоссиуПлощадь Мартина Мониза


Площадь Мартина Мониша (Praça Martim Moniz) с фонтаном, символически обыгрывающим подвиг рыцаря, в честь которого она названа. Во время последней попытки штурма Лиссабона в 1147 году, Мартин Мониш увидел по каким-то причинам не закрытую дверь в стене, и в буквальном смысле своим телом не дал маврам ее захлопнуть, что в конечном итоге и дало возможность португальцам занять город

© Текст, фото: Виктор Колосов

Опубликовано: 06.05.2017
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.