Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Аудирование. Фото с сайта vsemogu-vseznayu.ru

Начиная изучение какого-либо языка, мы мотивируем себя тем, что через некоторое время сможем свободно общаться с иностранцами. Согласитесь, это умение дорогого стоит, особенно в самостоятельном заграничном путешествии.

сегодня

22 августа
Тайланд
Запретили использовать слонов для передвижения по городским улицам

22 августа 2002 года власти Таиланда запретили использовать слонов для передвижения по городским улицам. Решение принято с целью обеспечения безопасности, как водителей автомобилей, так и самих слонов.

Заметки о путешествии по Скандинавии под Новый год


...с лирическими отступлениями и размышлениями о жизни бренной

Время отдыха: Январь 2006

Писателем может стать каждый. Нужна бумага и отсутствие более интересного занятия. А так как после возвращения из Норвегии у меня оставалось несколько свободных дней, то я и решил стать писателем, а Вы, читающие сие повествование, поневоле превратились в читателя. В связи же с тем, что любая, даже самая яркая мысль, положенная на бумагу становится плоской, вынужден просить у Вас, дорогие читатели, всяческого снисхождения.

Трюсиль, Норвегия. Фото с сайта great-travel.ru


Итак, 27 декабря в 5.20 стартовали из Москвы. Расстояние до Отрадного (пригород Санкт-Петербурга) 707 километров преодолели за 9 часов 40 минут. Самые поганые гаишники — тверские — ещё спали, а посему всё прошло гладко. Самая поганая дорога — новгородская — выпала на светлое время и поэтому тоже показалась сносной. Машина набита до отказа: на крыше в боксе фирмы TULE пять пар лыж, столько же пар лыжных палок и ботинок.

Всё это придавлено комбезами, покоящимися в чехлах для одежды. В багажнике шмотки, продукты и прочая, прочая, прочая... В салоне кроме нас — гитара, детский горшок, DVD-проигрыватель (брали зря), еда, питье, детские игрушки, не вошедшие в багажник вещи... В Отрадное прибыли в 15.00, где остановились в коттедже у наших знакомых, которые присоединились к нам в нашем дальнейшем путешествии.

Следующий день ушел на закупку продуктов и заталкиванию их в еще свободные уголки и щели. Путевки не предусматривали организованного питания, а т. к. еда в Норвегии очень дорога, то закупке продуктов мы уделили самое серьезное внимание.

29 декабря в 5.30 уже двумя автомобилями (7 взрослых и 2 ребенка, второй автомобиль Toyota RAV 4) стартовали из Отрадного и через пустынный ночной Санкт-Петербург выехали на Выборгское шоссе. Расстояние до границы с Финляндией (Торфяновка — Валимаа)— 250 километров. 95-й бензин на границе с Финляндией — 19.20 за литр. Очередь на границе на удивление небольшая. Российский таможенник нехотя заглянул в верхний бокс, запустил руку в багажник (ничего не вытащил) и махнул — проезжайте. На нейтральной полосе заезжаем в Duty free, в результате чего автомобиль тяжелеет на 1 литр «Финляндии» и какого-то ликера.

За будкой паспортного контроля финский таможенник махнул нам рукой, дескать, не заморачивайтесь, граждане, не останавливайтесь, не выходите из машины, не открывайте ваши багажники, не показывайте то, что вы незаконно хотите ввезти в страну и езжайте себе с богом. Так что все наши опасения насчет взятого с собой мяса, молока и прочих запрещенных к ввозу продуктов не оправдались, за что финской таможне большое человеческое спасибо!

Вперед! На Турку! Турку — небольшой старинный город — порт на западе Финляндии. Ехали по указателям, которых ровно столько, сколько надо и на которых кроме названий трасс и пунктов в самом городе нарисован пароход. Сам паром увидели издалека — огромный, весь в огнях, в три раза больший, чем весь морской вокзал. Забегая вперед, скажу, что наблюдая разгрузку, я насчитал, как из огромных кормовых ворот парома выехали 36 фур и бессчетное число легковушек.

Паромная компания, которой принадлежал паром носит гордое название «Викинг», а сам паром — нежное «Изабелла». Это целый плавучий город с магазинами, казино, ресторанами, дискотеками и т. д. Каюты, естественно, разные — от роскошных до самых скромных, не лишенных, впрочем, всех необходимых удобств. Угадайте, в какой каюте мы расположились? Сделали финскому берегу ручкой, а после экскурсии по кораблю завалились в каюту, где нарезали купленного в Москве сала, которое классно пошло под водочку, ехавшую в верхнем боксе и потому имевшую нужную температуру.

Во что нам обошелся паром: два автомобиля плюс две каюты — 350 евро. Нас 7 взрослых. Делим на 7, получаем 50 евро на человека. Мне кажется, это недорого.

Под глухой рокот машин, после долгой дороги, душа и выпитой водочки ночь на пароме показалась одним мгновением. В 9 утра мы в Стокгольме. Из порта выехали самым чудесным образом в нужном направлении. До сих пор не пойму, как это получилось. С Е4 поворачиваем на Е18 и вперед на запад. Скоростной режим в Швеции такой же, как в России — 90 на шоссе и 110 на автострадах. В Финляндии — всё на 10 км/ч меньше. Большинство ездит с небольшим превышением — примерно на 10 — 15 км/ч. Не больше! Так мы и ехали.

Все даже днем обязательно идут с ближним светом. По встречной не ездит никто! Нарушения фиксируются установленными по трассе автоматическими контроллерами. Штрафы — сумасшедшие!!! Однако как минимум за 500 метров до контроллеров установлен щит, на котором вежливо написано, мол, уважаемый товарищ, Ваша скорость контролируется и поэтому убедительно просим войти в пределы.

Сразу замечу — проехав три скандинавские страны, побывав во всех трех столицах, мы не видели ни одной автомобильной аварии, ни одного хама, ночью не выключающего дальний свет и (внимание!) ни одного гаишника!!!! Теперь я знаю, почему в скандинавских странах так высока продолжительность человеческой жизни — там нет придорожных ментов!!!

Только выехали из Стокгольма — пошел снег. Дороги у скандинавов не чистятся, точнее не чистятся до асфальта. Просто посыпаются какой-то крошкой. Но так как посыпать они не успевали, во всяком случае, 70-ю трассу, на которую мы свернули с Е18 (Стокгольм — Осло), то вскоре дорога превратилась в настоящее испытание. АВS — прекрасная штука! Убедился.

Чем ближе к Норвегии, тем дорога всё больше уходила в горы, становилась пустыннее и уже. Там, где по плану должна быть дорога под номером 297, оказалась 311-я. Но мы не заблудились. Всё верно. Недалеко от границы видели двух лосей. Близко. Бегают по сугробам с завидной скоростью.

Лирическое отступление

Что в Финляндии, что в Швеции есть два «украинских» городка с характерными названиями — Salo и Sala соответственно. И ещё: проехав через всю Швецию от Стокгольма до горнолыжного курорта Трисил (Трюсиль) в Норвегии наши машины остались в том же девственно чистом состоянии, в котором мы после мойки в Турку заехали на паром. Мойка в Турку — 2 евро 5 минут. Моешь сам на морозе на улице под навесом. И ничего не замерзает — чудеса! Бензин. 92-го нет. Есть 95-й и 98-й. Мой — 95-й.

  • В Финляндии — 1,2 евро за литр.
  • В Швеции — от 10,9 до 11,2 = 3,5 рубля, примерно или 1 евро = 9 —9,5 крон.)
  • В Норвегии — от 10,9 до 11,1, но уже норвежских крон. 1 NOK = 4,5 рубля.

Границу с Норвегией едва заметили. Находится на горном перевале. Через 15 минут спускаемся вниз, переезжаем через мост над речкой «Трисилкой» и поворачиваем направо к уже горящему огнями горнолыжных трасс Трисилу. Поплутав, находим Трисилтуристцентр (слова у них все длинные и для языка русского туриста плохо выговариваемые), где получаем ключи от домика и скипассы на все дни катания.

Домик нафарширован всем необходимым так, что поражает всякое воображение:

  • три спальни (две трехместных, одна двухместная);
  • гостиная с TV, DVD, караоке, магнитофоном, камином с запасом березовых дров, брикетов и жидкостью для растопки, массой всевозможной посуды и кучей мелочей от свечей до статуэток, от салфеток до подушечек, которые делают дом живым и уютным;
  • кухня, оборудованная всевозможной техникой (чайник, посудомоечная машина, СВЧ, тостеры, духовки и т. д.) и имеющая запас кофе, чая, кетчупов, необходимой химии и пр.;
  • туалетная комната с подогреваемыми полами и душевой кабиной;
  • сауна — небольшая, но на деле классная;
  • сарай, в котором запас угля, мангал, метлы, лопаты, лыжные палки, ведра, одна пара лыж, три бутылки вина и бутылок шесть шведского пива;
  • сушильный шкаф для перчаток, горнолыжных ботинок и прочей обуви.

Домик с тоненькими стенками, но удивительно теплый. Всё притянуто (шурупы они не забивают молотком, а притягивают отверткой!), ниоткуда не дует, стеклопакеты, на крышах растут елочки — фантастика!

Обошелся нам дом с въездом 30 декабря и выездом 10 января в 1580 евро. Кстати, в таком домике легко может разместиться компания в 10-12 человек.

От горы дом в 3-х километрах от дороги. Это не страшно. Лыжи ночуют в машине в верхнем боксе и утром грузим только высушенные ботинки.. Через семь минут мы на горе.

Домики друг от друга в 100 метрах. Вокруг елово-сосновый лес, поэтому елочку под Новый год наряжали непосредственно у домика. Туда же сложили все подарки. Лес весь в снегу, снег белый-белый, чистый-чистый. (После возвращения в Москву пошли погулять с ребенком на улицу — снег черный, грязный, многие кучи собачьего дерьма прямо на детской площадке... Тьфу!!!)

На шестой день нашего пребывания в Норвегии решили съездить в столицу Норвегии — это в 220 километрах к югу от Трисила. Автострада (!) по одной узкой полосе в каждую сторону и иногда полосы для обгона. Половина пути — через горы. Проезжали несколько милых и ухоженных небольших городков.

Сам Осло не вписывается в ряд европейских столичных городов. Население всего около полумиллиона человек. Тем не менее есть метро (несколько веток) и скоростной трамвай. Исторический центр невелик с главной улицей Карлюхансгата, идущей от вокзала до Королевского дворца. Здесь основные магазины, сувенирные лавки, здание парламента, национальный театр, городская ратуша.

Особой старины в городе нет. В 1621 году город сгорел дотла. После этого триста лет город носил название Кристиания в честь короля, при котором город был отстроен заново. С тех пор Норвегия была и под датчанами и под шведами и обрела независимость лишь в 1925 году, после чего городу было возвращено древнее название — Осло. Ориентироваться в городе легко — улицы идут строго параллельно и перпендикулярно. В городе куча памятников знаменитым норвежцам.

Парковка нам обошлась в 60 NOK за 2 часа на каждую машину. Помножим на 4,5 и получим 310 рублей. Недешево. По последним данным, Осло — самый дорогой город мира! Дорого в Норвегии всё: молоко — 10,5 крон за литр, хлеб — 19-20 крон, сметана (250 г) — 15-20 крон, мясо — 70 — 90 крон, мука — от 5 до 17 крон, кофе в зернах — 117 крон за 1 кг.

Музеи в Осло:

Национальная галерея — вход свободный. Остальные —от 15 до 40 NOK. Можно купить туристическую карту за 150 крон, по которой можно войти в любой музей, ездить в течение дня на любом виде транспорта и парковать машину в любом парковочном месте.

Уровень жизни в Норвегии очень высок, самый высокий в Европе. Вырос он после освоения нефтяных месторождений в Норвежском море, которые были обнаружены лишь в 1965 году. Странно, но уровень жизни вырос у всего населения. У нас же светлое будущее преимущественно принадлежит людям с темным прошлым.

Погуляв по городу два часа, прилично замёрзли. Ощущается, что город стоит на море. Фьорд здесь очень большой, но, видимо, не самый красивый в Норвегии. Наверно, летом здесь красиво. Но зимой всё серое, тихое и унылое — и море, и небо, и дома, и люди, которых даже на главной улице очень немного. Покой улицы нарушал рыжий норвежец, нараспев предлагавший какой-то журнал, на обложке которого улыбался беззубым ртом какой-то бородатый мужик, да два пацана, пытавшиеся оторвать нос у тролля, стоявшего у дверей уличного кафе. Оказались детьми русского туриста.

Выезжая из Осло, промахнулись и попали на дорогу, шедшую вдоль фьорда. Километров сорок добавились к обратной дороге. Но зато посмотрели фьорд во всей красе. Большая часть обратного пути — в темноте. Приятного мало, даже с моим опытом. Ледяная узкая горная дорога — не для слабонервных.

Сам Трисил — небольшой аккуратный городок, своим существованием обязанный горам и живущий за счет горнолыжного курорта. Трасс много, на любой вкус. Четыре шестикресельных быстроходных подъемника и куча бугельных одиночных и двухместных швабр. Процентов 25 трасс были закрыты по причине неготовности. Снега в этом году меньше, чем обычно, а снежные пушки стоят не на всех склонах. Всего снизу можно подняться на 700 метров. Есть несколько черных трасс и одна «экспертная» с углом наклона 45 градусов. По ней никто не ездит.

Я сподобился — поободрал лыжи из-за нехватки снега. Черные трассы ничего общего с Чегетом не имеют — ни бугров, ни камней, ни чегетской крутизны. А черные они лишь потому, что чуть покруче красных. Много трасс для чайников и для детей. Для них бугель бесплатный. И вообще для детей при условии, если они катаются в шлемах, любые подъемники бесплатны.

Ребенка можно сдать в горнолыжный детский сад. Их там учат, с ними играют, для них есть целый детский городок. Нашу Дианку, которой только в конце января исполнилось 4 года, мы в детский сад не сдавали. Учили сами. Первый день орала, что боится. Потом купили ей упряжь — вокруг бедер крепеж и вожжи. Едешь сзади, придерживаешь и направляешь. Два дня поездила в упряжке, сначала ревела, потом привыкла, а через два дня поехала сама, с поворотами. Тормозит плужком. То есть нереально быстро стала кататься. В крайний день сделала 5 (!) спусков — 3 по зеленой трассе, один по синей и один по красной! Я даже предположить не мог такого.

Вечером жизнь в городе и туристическом городке замирает. Закрыты кафе, магазины. Ночного катания, несмотря на рекламу не было. В пятницу и субботу одна дискотека до 2 часов ночи. Здесь отдыхают и катаются в основном с детьми и по вечерам сидят по своим домикам. На улице — никого! Приедешь один — застрелишься от скуки на второй день!

Рано утром 10 января выехали в обратный путь. Темно. Как назло повалил снег. Часа два ехали со скоростью не больше 50-60 км/ч. Потом пошло побыстрее. К парому приехали часа за четыре до отхода, а т. к. порт находится практически рядом с историческим центром Стокгольма, то мы естественно этим не преминули воспользоваться. Потрясающе красивый город! Всё-таки не зря там живет Карлсон и Пеппи — Длинный чулок. Вот туда бы я с удовольствием вернулся и не на один день.

Паром другой, но такого же класса. Называется «Амарелла». Ужин, шведский стол — 23 евро. В 7.15 утра мы в Турку. Завтрак в кафе на заправке (шведский стол) — 5 евро. В Хельсинки на два часа заехали в торговый центр. Вдоль окружной, как и в Москве, их масса. Встречаются знакомые названия — ИКЕЯ, СТОКМАН и другие. АШАНА нет.

Вот и граница. Финнов прошли быстро. А вот и Родина! Сердце обрадовалось и забилось учащенно. В голове песня Шевчука «Родина! Еду я на Родину...» Простояли на нейтральной территории около трех часов. Пересменка у них, видите ли! Когда же наконец, подъехали к паспортному контролю, то в ответ на наше «добрый вечер» услышали: «Вечер добрым не бывает! Ни для кого!». Попробуй не поверить, что ты действительно вернулся на Родину. Черт побери! Чем больше я узнаю таможенников, тем больше мне нравятся гаишники.

Добрые дела, естественно, делать легче, но что те, что другие не ищут лёгкой жизни. Аналогично с погранцами. Это, конечно, не те пограничники, которых я знал по Терсколу. Это жирные коты, считающие всех своих сограждан, возвращающихся из-за границы своими личными врагами, а таможенники — своими обязательными спонсорами. Совесть не может отыскать себе места в организмах этих ребят. Короче, Родина, в лице упомянутой категории чиновников и присоединившихся к ним после Санкт-Петербурга дорожных бандитов — гаишников, надавала нам по мордам, впрочем, надо заметить, мы успешно отбились. Короче, если трезво взглянуть на нашу действительность, то возникает мгновенное желание напиться.

И всё-таки, несмотря ни на что, общее впечатление — ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ!

  • Маршрут: Москва — Санкт-Петербург — Выборг — Торфяновка — Валимаа — Турку- Стокгольм — Трисил (1 840 км в одну сторону не считая пути на пароме).
  • Общий пробег за время путешествия — 4 280 км
  • Атомобиль KIASHUMAII («Чумка») 2004 года выпуска. Ни одной поломки. На обратном пути под Новгородом поймал в лобовое стекло камень. Итог — трещина. Но это не вина автомобиля.
  • Общая сумма затраченных средств из расчета на 1 взрослого человека — 650 евро. Вполне!

С чувством выполненного долга и пожеланиями Госпожи Удачи,
Ваш Владимир Городзейский

Фото с сайта great-travel.ru

Опубликовано: 31.03.2015
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.