Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Он-лайн страхование путешественников. Фото с сайта global-grp.com

Прочно становится на интернет-рынке и туристическое онлайн-страхование. Впрочем, часто потребитель очень осторожно относится к подобным сервисам. Обоснованно ли? И нужно ли вообще туристическое страхование?

сегодня

28 апреля
Состоялся полет в космос первого космического туриста
Состоялся полет в космос первого космического туриста

28 апреля 2001 года стартовал российский космический корабль «Союз ТМ-32» с космонавтами Т.Мусабаевым и Ю.Батуриным и первым космическим туристом американским миллионером Деннисом Тито на борту.

Заметки о путешествии по Скандинавии под Новый год


...с лирическими отступлениями и размышлениями о жизни бренной

Время отдыха: Январь 2006

Писателем может стать каждый. Нужна бумага и отсутствие более интересного занятия. А так как после возвращения из Норвегии у меня оставалось несколько свободных дней, то я и решил стать писателем, а Вы, читающие сие повествование, поневоле превратились в читателя. В связи же с тем, что любая, даже самая яркая мысль, положенная на бумагу становится плоской, вынужден просить у Вас, дорогие читатели, всяческого снисхождения.

Трюсиль, Норвегия. Фото с сайта great-travel.ru


Итак, 27 декабря в 5.20 стартовали из Москвы. Расстояние до Отрадного (пригород Санкт-Петербурга) 707 километров преодолели за 9 часов 40 минут. Самые поганые гаишники — тверские — ещё спали, а посему всё прошло гладко. Самая поганая дорога — новгородская — выпала на светлое время и поэтому тоже показалась сносной. Машина набита до отказа: на крыше в боксе фирмы TULE пять пар лыж, столько же пар лыжных палок и ботинок.

Всё это придавлено комбезами, покоящимися в чехлах для одежды. В багажнике шмотки, продукты и прочая, прочая, прочая... В салоне кроме нас — гитара, детский горшок, DVD-проигрыватель (брали зря), еда, питье, детские игрушки, не вошедшие в багажник вещи... В Отрадное прибыли в 15.00, где остановились в коттедже у наших знакомых, которые присоединились к нам в нашем дальнейшем путешествии.

Следующий день ушел на закупку продуктов и заталкиванию их в еще свободные уголки и щели. Путевки не предусматривали организованного питания, а т. к. еда в Норвегии очень дорога, то закупке продуктов мы уделили самое серьезное внимание.

29 декабря в 5.30 уже двумя автомобилями (7 взрослых и 2 ребенка, второй автомобиль Toyota RAV 4) стартовали из Отрадного и через пустынный ночной Санкт-Петербург выехали на Выборгское шоссе. Расстояние до границы с Финляндией (Торфяновка — Валимаа)— 250 километров. 95-й бензин на границе с Финляндией — 19.20 за литр. Очередь на границе на удивление небольшая. Российский таможенник нехотя заглянул в верхний бокс, запустил руку в багажник (ничего не вытащил) и махнул — проезжайте. На нейтральной полосе заезжаем в Duty free, в результате чего автомобиль тяжелеет на 1 литр «Финляндии» и какого-то ликера.

За будкой паспортного контроля финский таможенник махнул нам рукой, дескать, не заморачивайтесь, граждане, не останавливайтесь, не выходите из машины, не открывайте ваши багажники, не показывайте то, что вы незаконно хотите ввезти в страну и езжайте себе с богом. Так что все наши опасения насчет взятого с собой мяса, молока и прочих запрещенных к ввозу продуктов не оправдались, за что финской таможне большое человеческое спасибо!

Вперед! На Турку! Турку — небольшой старинный город — порт на западе Финляндии. Ехали по указателям, которых ровно столько, сколько надо и на которых кроме названий трасс и пунктов в самом городе нарисован пароход. Сам паром увидели издалека — огромный, весь в огнях, в три раза больший, чем весь морской вокзал. Забегая вперед, скажу, что наблюдая разгрузку, я насчитал, как из огромных кормовых ворот парома выехали 36 фур и бессчетное число легковушек.

Паромная компания, которой принадлежал паром носит гордое название «Викинг», а сам паром — нежное «Изабелла». Это целый плавучий город с магазинами, казино, ресторанами, дискотеками и т. д. Каюты, естественно, разные — от роскошных до самых скромных, не лишенных, впрочем, всех необходимых удобств. Угадайте, в какой каюте мы расположились? Сделали финскому берегу ручкой, а после экскурсии по кораблю завалились в каюту, где нарезали купленного в Москве сала, которое классно пошло под водочку, ехавшую в верхнем боксе и потому имевшую нужную температуру.

Во что нам обошелся паром: два автомобиля плюс две каюты — 350 евро. Нас 7 взрослых. Делим на 7, получаем 50 евро на человека. Мне кажется, это недорого.

Под глухой рокот машин, после долгой дороги, душа и выпитой водочки ночь на пароме показалась одним мгновением. В 9 утра мы в Стокгольме. Из порта выехали самым чудесным образом в нужном направлении. До сих пор не пойму, как это получилось. С Е4 поворачиваем на Е18 и вперед на запад. Скоростной режим в Швеции такой же, как в России — 90 на шоссе и 110 на автострадах. В Финляндии — всё на 10 км/ч меньше. Большинство ездит с небольшим превышением — примерно на 10 — 15 км/ч. Не больше! Так мы и ехали.

Все даже днем обязательно идут с ближним светом. По встречной не ездит никто! Нарушения фиксируются установленными по трассе автоматическими контроллерами. Штрафы — сумасшедшие!!! Однако как минимум за 500 метров до контроллеров установлен щит, на котором вежливо написано, мол, уважаемый товарищ, Ваша скорость контролируется и поэтому убедительно просим войти в пределы.

Сразу замечу — проехав три скандинавские страны, побывав во всех трех столицах, мы не видели ни одной автомобильной аварии, ни одного хама, ночью не выключающего дальний свет и (внимание!) ни одного гаишника!!!! Теперь я знаю, почему в скандинавских странах так высока продолжительность человеческой жизни — там нет придорожных ментов!!!

Только выехали из Стокгольма — пошел снег. Дороги у скандинавов не чистятся, точнее не чистятся до асфальта. Просто посыпаются какой-то крошкой. Но так как посыпать они не успевали, во всяком случае, 70-ю трассу, на которую мы свернули с Е18 (Стокгольм — Осло), то вскоре дорога превратилась в настоящее испытание. АВS — прекрасная штука! Убедился.

Чем ближе к Норвегии, тем дорога всё больше уходила в горы, становилась пустыннее и уже. Там, где по плану должна быть дорога под номером 297, оказалась 311-я. Но мы не заблудились. Всё верно. Недалеко от границы видели двух лосей. Близко. Бегают по сугробам с завидной скоростью.

Лирическое отступление

Что в Финляндии, что в Швеции есть два «украинских» городка с характерными названиями — Salo и Sala соответственно. И ещё: проехав через всю Швецию от Стокгольма до горнолыжного курорта Трисил (Трюсиль) в Норвегии наши машины остались в том же девственно чистом состоянии, в котором мы после мойки в Турку заехали на паром. Мойка в Турку — 2 евро 5 минут. Моешь сам на морозе на улице под навесом. И ничего не замерзает — чудеса! Бензин. 92-го нет. Есть 95-й и 98-й. Мой — 95-й.

  • В Финляндии — 1,2 евро за литр.
  • В Швеции — от 10,9 до 11,2 = 3,5 рубля, примерно или 1 евро = 9 —9,5 крон.)
  • В Норвегии — от 10,9 до 11,1, но уже норвежских крон. 1 NOK = 4,5 рубля.

Границу с Норвегией едва заметили. Находится на горном перевале. Через 15 минут спускаемся вниз, переезжаем через мост над речкой «Трисилкой» и поворачиваем направо к уже горящему огнями горнолыжных трасс Трисилу. Поплутав, находим Трисилтуристцентр (слова у них все длинные и для языка русского туриста плохо выговариваемые), где получаем ключи от домика и скипассы на все дни катания.

Домик нафарширован всем необходимым так, что поражает всякое воображение:

  • три спальни (две трехместных, одна двухместная);
  • гостиная с TV, DVD, караоке, магнитофоном, камином с запасом березовых дров, брикетов и жидкостью для растопки, массой всевозможной посуды и кучей мелочей от свечей до статуэток, от салфеток до подушечек, которые делают дом живым и уютным;
  • кухня, оборудованная всевозможной техникой (чайник, посудомоечная машина, СВЧ, тостеры, духовки и т. д.) и имеющая запас кофе, чая, кетчупов, необходимой химии и пр.;
  • туалетная комната с подогреваемыми полами и душевой кабиной;
  • сауна — небольшая, но на деле классная;
  • сарай, в котором запас угля, мангал, метлы, лопаты, лыжные палки, ведра, одна пара лыж, три бутылки вина и бутылок шесть шведского пива;
  • сушильный шкаф для перчаток, горнолыжных ботинок и прочей обуви.

Домик с тоненькими стенками, но удивительно теплый. Всё притянуто (шурупы они не забивают молотком, а притягивают отверткой!), ниоткуда не дует, стеклопакеты, на крышах растут елочки — фантастика!

Обошелся нам дом с въездом 30 декабря и выездом 10 января в 1580 евро. Кстати, в таком домике легко может разместиться компания в 10-12 человек.

От горы дом в 3-х километрах от дороги. Это не страшно. Лыжи ночуют в машине в верхнем боксе и утром грузим только высушенные ботинки.. Через семь минут мы на горе.

Домики друг от друга в 100 метрах. Вокруг елово-сосновый лес, поэтому елочку под Новый год наряжали непосредственно у домика. Туда же сложили все подарки. Лес весь в снегу, снег белый-белый, чистый-чистый. (После возвращения в Москву пошли погулять с ребенком на улицу — снег черный, грязный, многие кучи собачьего дерьма прямо на детской площадке... Тьфу!!!)

На шестой день нашего пребывания в Норвегии решили съездить в столицу Норвегии — это в 220 километрах к югу от Трисила. Автострада (!) по одной узкой полосе в каждую сторону и иногда полосы для обгона. Половина пути — через горы. Проезжали несколько милых и ухоженных небольших городков.

Сам Осло не вписывается в ряд европейских столичных городов. Население всего около полумиллиона человек. Тем не менее есть метро (несколько веток) и скоростной трамвай. Исторический центр невелик с главной улицей Карлюхансгата, идущей от вокзала до Королевского дворца. Здесь основные магазины, сувенирные лавки, здание парламента, национальный театр, городская ратуша.

Особой старины в городе нет. В 1621 году город сгорел дотла. После этого триста лет город носил название Кристиания в честь короля, при котором город был отстроен заново. С тех пор Норвегия была и под датчанами и под шведами и обрела независимость лишь в 1925 году, после чего городу было возвращено древнее название — Осло. Ориентироваться в городе легко — улицы идут строго параллельно и перпендикулярно. В городе куча памятников знаменитым норвежцам.

Парковка нам обошлась в 60 NOK за 2 часа на каждую машину. Помножим на 4,5 и получим 310 рублей. Недешево. По последним данным, Осло — самый дорогой город мира! Дорого в Норвегии всё: молоко — 10,5 крон за литр, хлеб — 19-20 крон, сметана (250 г) — 15-20 крон, мясо — 70 — 90 крон, мука — от 5 до 17 крон, кофе в зернах — 117 крон за 1 кг.

Музеи в Осло:

Национальная галерея — вход свободный. Остальные —от 15 до 40 NOK. Можно купить туристическую карту за 150 крон, по которой можно войти в любой музей, ездить в течение дня на любом виде транспорта и парковать машину в любом парковочном месте.

Уровень жизни в Норвегии очень высок, самый высокий в Европе. Вырос он после освоения нефтяных месторождений в Норвежском море, которые были обнаружены лишь в 1965 году. Странно, но уровень жизни вырос у всего населения. У нас же светлое будущее преимущественно принадлежит людям с темным прошлым.

Погуляв по городу два часа, прилично замёрзли. Ощущается, что город стоит на море. Фьорд здесь очень большой, но, видимо, не самый красивый в Норвегии. Наверно, летом здесь красиво. Но зимой всё серое, тихое и унылое — и море, и небо, и дома, и люди, которых даже на главной улице очень немного. Покой улицы нарушал рыжий норвежец, нараспев предлагавший какой-то журнал, на обложке которого улыбался беззубым ртом какой-то бородатый мужик, да два пацана, пытавшиеся оторвать нос у тролля, стоявшего у дверей уличного кафе. Оказались детьми русского туриста.

Выезжая из Осло, промахнулись и попали на дорогу, шедшую вдоль фьорда. Километров сорок добавились к обратной дороге. Но зато посмотрели фьорд во всей красе. Большая часть обратного пути — в темноте. Приятного мало, даже с моим опытом. Ледяная узкая горная дорога — не для слабонервных.

Сам Трисил — небольшой аккуратный городок, своим существованием обязанный горам и живущий за счет горнолыжного курорта. Трасс много, на любой вкус. Четыре шестикресельных быстроходных подъемника и куча бугельных одиночных и двухместных швабр. Процентов 25 трасс были закрыты по причине неготовности. Снега в этом году меньше, чем обычно, а снежные пушки стоят не на всех склонах. Всего снизу можно подняться на 700 метров. Есть несколько черных трасс и одна «экспертная» с углом наклона 45 градусов. По ней никто не ездит.

Я сподобился — поободрал лыжи из-за нехватки снега. Черные трассы ничего общего с Чегетом не имеют — ни бугров, ни камней, ни чегетской крутизны. А черные они лишь потому, что чуть покруче красных. Много трасс для чайников и для детей. Для них бугель бесплатный. И вообще для детей при условии, если они катаются в шлемах, любые подъемники бесплатны.

Ребенка можно сдать в горнолыжный детский сад. Их там учат, с ними играют, для них есть целый детский городок. Нашу Дианку, которой только в конце января исполнилось 4 года, мы в детский сад не сдавали. Учили сами. Первый день орала, что боится. Потом купили ей упряжь — вокруг бедер крепеж и вожжи. Едешь сзади, придерживаешь и направляешь. Два дня поездила в упряжке, сначала ревела, потом привыкла, а через два дня поехала сама, с поворотами. Тормозит плужком. То есть нереально быстро стала кататься. В крайний день сделала 5 (!) спусков — 3 по зеленой трассе, один по синей и один по красной! Я даже предположить не мог такого.

Вечером жизнь в городе и туристическом городке замирает. Закрыты кафе, магазины. Ночного катания, несмотря на рекламу не было. В пятницу и субботу одна дискотека до 2 часов ночи. Здесь отдыхают и катаются в основном с детьми и по вечерам сидят по своим домикам. На улице — никого! Приедешь один — застрелишься от скуки на второй день!

Рано утром 10 января выехали в обратный путь. Темно. Как назло повалил снег. Часа два ехали со скоростью не больше 50-60 км/ч. Потом пошло побыстрее. К парому приехали часа за четыре до отхода, а т. к. порт находится практически рядом с историческим центром Стокгольма, то мы естественно этим не преминули воспользоваться. Потрясающе красивый город! Всё-таки не зря там живет Карлсон и Пеппи — Длинный чулок. Вот туда бы я с удовольствием вернулся и не на один день.

Паром другой, но такого же класса. Называется «Амарелла». Ужин, шведский стол — 23 евро. В 7.15 утра мы в Турку. Завтрак в кафе на заправке (шведский стол) — 5 евро. В Хельсинки на два часа заехали в торговый центр. Вдоль окружной, как и в Москве, их масса. Встречаются знакомые названия — ИКЕЯ, СТОКМАН и другие. АШАНА нет.

Вот и граница. Финнов прошли быстро. А вот и Родина! Сердце обрадовалось и забилось учащенно. В голове песня Шевчука «Родина! Еду я на Родину...» Простояли на нейтральной территории около трех часов. Пересменка у них, видите ли! Когда же наконец, подъехали к паспортному контролю, то в ответ на наше «добрый вечер» услышали: «Вечер добрым не бывает! Ни для кого!». Попробуй не поверить, что ты действительно вернулся на Родину. Черт побери! Чем больше я узнаю таможенников, тем больше мне нравятся гаишники.

Добрые дела, естественно, делать легче, но что те, что другие не ищут лёгкой жизни. Аналогично с погранцами. Это, конечно, не те пограничники, которых я знал по Терсколу. Это жирные коты, считающие всех своих сограждан, возвращающихся из-за границы своими личными врагами, а таможенники — своими обязательными спонсорами. Совесть не может отыскать себе места в организмах этих ребят. Короче, Родина, в лице упомянутой категории чиновников и присоединившихся к ним после Санкт-Петербурга дорожных бандитов — гаишников, надавала нам по мордам, впрочем, надо заметить, мы успешно отбились. Короче, если трезво взглянуть на нашу действительность, то возникает мгновенное желание напиться.

И всё-таки, несмотря ни на что, общее впечатление — ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ!

  • Маршрут: Москва — Санкт-Петербург — Выборг — Торфяновка — Валимаа — Турку- Стокгольм — Трисил (1 840 км в одну сторону не считая пути на пароме).
  • Общий пробег за время путешествия — 4 280 км
  • Атомобиль KIASHUMAII («Чумка») 2004 года выпуска. Ни одной поломки. На обратном пути под Новгородом поймал в лобовое стекло камень. Итог — трещина. Но это не вина автомобиля.
  • Общая сумма затраченных средств из расчета на 1 взрослого человека — 650 евро. Вполне!

С чувством выполненного долга и пожеланиями Госпожи Удачи,
Ваш Владимир Городзейский

Фото с сайта great-travel.ru

Опубликовано: 31.03.2015
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.