Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Морская болезнь. Фото с сайта taninfo.ru

Мне надоело во время путешествий зависеть от таблеток, и я взялась тренировать свой вестибулярный аппарат. Эти упражнения достаточно просты, не занимают много времени, заниматься ими может каждый.

сегодня

22 сентября
День независимости Болгарии
День независимости

22 сентября – День независимости Болгарии. В этот день отмечается годовщина провозглашения суверенного Болгарского царства. До этого времени Болгарское княжество формально являлось вассалом Османской империи.

Второе свидание с Валаамом



Поездка на Валаам в конце августа 2016 года была для нас второй. От первой, совершенной в августе 1992 года, ее отделяет фактически четверть века. Срок немалый, и понятно, что от первой поездки мало что в памяти сохранилось.

Купола Спасо-Преображенского Собора

Очень часто восстановить те или иные подробности поездок хорошо помогают фотографии. Но если сейчас цифровая техника позволяет фиксировать чуть ли не каждый шаг, то раньше рассчитывать больше, чем на стандартный пленочный фотоаппарат, не приходилось и сделать фотографий удавалось в десятки и даже сотни раз меньше, не говоря уже о качестве. А мы в 1992 году, так уж получилось, взяли с собой только пленочную кинокамеру «Аврора-219».

И остался от той поездки на память только пятиминутный киноролик не слишком высокого качества: вот различные виды Большой Никоновской бухты, вот Воскресенский скит, вот Гефсиманский скит, вот крутые скалистые берега, поросшие соснами, вот мы в пасмурный день едем на катере вдоль берега по озеру, по поверхности которого ветер гонит мелкую волну. Вот виды Спасо-Преображенского собора с тёмными куполами, голые кирпичные стены монастыря, леса на них и строительные работы, вот монастырская братия в количестве десяти человек шествует на трапезу, а во главе ее настоятель несёт, высоко держа перед своим лицом, освящённый хлеб. Вот пихтовая Аллея одинокого монаха, вот великолепный вид Малой Никоновской бухты с горы Елеон. А вот я решил искупаться в каком-то небольшом внутреннем озере: нырнув вперёд головой, тут же пулей и выскочил – вода была просто ледяная…

1992 год. Вид Спасо-Преображенского собора (кадр кинопленки). 1992 год. Воскресенский скит (кадр кинопленки).

Еще необходимо вспомнить то время – 1992 год. Это был очень тяжелый период и для страны, и для нашей семьи тоже. Мы с женой оба работали, но хватало в обрез только на самое необходимое. Поездка на Валаам удалась нам только потому, что жена работала в организации при Министерстве путей сообщения и их сотрудникам эту поездку организовал профсоюз, чуть ли не задаром.

1992 год. Монахи шествуют на трапезу (кадр кинопленки). 1992 год. Пихтовая Аллея одинокого монаха (кадр кинопленки).

Та поездка оставила в целом светлое впечатление. Но вместе с тем остались в памяти и неприятные моменты: например, очень плохое и скудное питание. На пароходе, конечно, был ресторан, но по тем временам мы никак не могли себе позволить так шиковать. С собой мы из продуктов опрометчиво ничего не взяли, а на самом острове тогда не было ни магазинов, ни продуктовых палаток – ничего! Поэтому в животах у нас было только то, что перепадало в предусмотренных программой приёмах пищи на пароходе. А это, повторяю, было совсем мало.

Запомнилось, что в монастырь тогда выглядел весьма убого, обшарпанно и в нём проводились различные строительные работы, но показалось, что работы там – на десятилетия. В самом Спасо-Преображенском соборе нам показали только первый уровень, и большого впечатления это не произвело. Безусловно, больше всего запомнилась своеобразная природа Валаама – бухты, скалы, сосны, суровый вид Ладожского озера. Еще осталось ощущение покоя и оторванности от суетливого мира.

Экскурсия поднимается к Воскресенскому скиту. Внутри Воскресенского скита.

Наша нынешняя поездка на Валаам отличалась от первой душевным настроем. Мы стали намного старше, перейдя в разряд пенсионеров. Прошли нелёгкий жизненный путь и, наверно, лучше стали понимать, что в этой жизни действительно важно, а что только казалось важным в молодые годы. Главное – мы обрели веру в Бога, стали лучше понимать суть христианства. И теперь церковные памятники – соборы, монастыри и иконы, церковное и монашеское служение приобрели для нас более глубокий смысл. Поэтому для нас поездка на Валаам теперь стала не только туристической поездкой, но и приобщением к святому месту.

Впрочем, нет ничего плохого и в том, что сейчас люди, даже не будучи глубоко верующими, а просто любознательные, с интересом посещают русские монастыри и церкви, как обустроенные и ухоженные, так и пребывающие в разрухе и запустении, которых немало разбросано по необъятным просторам России, потому что их создание и многолетние перипетии существования неразрывно связаны с историей страны. Создаются сайты, на которых любой заинтересованный человек может не только найти массу информации о церковных объектах, но и сам поделиться своими впечатлениями и фотографиями; например, сайт sobory.ru.

На территории Воскресенского скита. Гефсиманский скит после недавнего ремонта.

Да, немало наших людей уже побывало за границей; они увидели разные страны, города и достопримечательности и тем самым в значительной мере утолили, что ли, информационный и культурный голод. К тому же нынче каждому доступен е.в. интернет, позволяющий быстро и легко увидеть всё и узнать обо всём на этом свете, виртуально погулять по улицам разных городов, побывать во всех музеях мира, рассмотреть в мельчайших подробностях великие произведения искусства. Поэтому сейчас уже трудно чем-либо кого-либо удивить.

Возможно, поэтому многие люди и начали оборачиваться назад, больше задумываться о своих корнях, интересоваться историей своей родины, которая также необыкновенно богата. В этом смысле Валаам – настоящая жемчужина. И это название, наверно, приходит на ум одним из первых, когда русский человек задумывается о тех местах родной страны, которые он непременно хотел бы посетить в своей жизни.

Гора Елеон и Малая Никоновская бухта. Вознесенская часовня на горе Елеон.

Сейчас оформить и оплатить любую поездку можно не выходя из дома, через интернет. Мы так и поступили. А поскольку делали это заблаговременно (почти за месяц до отправления), то на теплоходе «Санкт-Петербург» выбрали самые удобные, на наш взгляд места, - в середине средней палубы, подальше от шумных баров и ресторанов.

В Санкт-Петербурге теплоходы на Валаам отправляются от пристани «Уткина Заводь». К ней от станции метро «Пролетарская» идут специальные автобусы с табличкой «ВодоходЪ». Поскольку мы в Питере бываем не слишком часто и были налегке, то поначалу решили прогуляться по городу и пройти это расстояние пешком, благо, как мы вычислили по карте, расстояние там совсем небольшое (включая переход через Большой Обуховский мост) – всего 4 километра.

Но этот план нарушил проливной дождь, который не прекращался весь день. И, кстати, нам надо было его благодарить, потому что, выбрав такой способ, мы могли бы не успеть к отправлению парохода. Заскочив в автобус с табличкой «ВодоходЪ», который почему-то ехал не по прямой, а производил какие-то сложные и долгие манёвры по близлежащим улицам, мы потом увидели, что пройти через Большой Обуховский мост пешком не представляется возможным – там проходит КАД и нет места для пешеходов.

Экскурсовод Анна рассказывает о деяниях игумена Дамаскина в том месте на берегу Игуменского озера, где стояла его скромная келья. Игуменское озеро.

Всё, что ждало нас на пароходе все три дня путешествия, было, на наш взгляд, безукоризненно. Чистые и просторные каюты со всеми удобствами, вежливое обслуживание, знакомство в конференц-зале с капитаном, просмотр ознакомительного фильма, вкусное и обильное питание, поздравления с подарками от команды парохода прямо в ресторане человека, у которого как раз в эти дни был день рождения, и молодой пары, которая совершала свадебное путешествие, – всё это оставило очень положительное впечатление.

А на острове нас ждала экскурсия, которая в принципе проходила по той же схеме, что и четверть века назад. Сначала, до обеда, мы вместе с экскурсоводом Анной совершили пешую прогулку к близлежащим скитам – Воскресенскому, Гефсиманскому и Коневскому. А во второй половине дня, после обеда, мы, так же в сопровождении экскурсовода Анны, сели на катер и съездили в Спасо-Преображенский монастырь (примерно полчаса ходу в один конец). Погода в этот день выдалась пасмурная и сырая, но достаточно тёплая.

Коневский скит. Внутри Коневского скита.

Очень тронуло, что названия многих мест на Валааме перенесены со Святой земли: Сион, Елеон, Кедрон, Гефсимания, Иордан. Мы имели в своей жизни счастливую возможность посетить Израиль, увидеть и неоднократно побывать во всех этих местах. Поэтому упоминание, произнесение этих названий на исконно русской земле, в этом святом месте, вызывает необыкновенное волнение.

История Валаама – это частица богатой истории России, особенно если говорить о её духовной составляющей. Ведь с тех давних пор и по сей день православная вера является основой и живительным источником русской культуры, русской души, хранительницей нравственных устоев, той силой, с помощью которой создавалось великое российское государство.

Никоновское поле – один из источников вдохновения художников на Валааме. Монастырская ферма.

По церковному преданию, апостол Андрей Первозванный, первым принёсший свет евангельского учения за землю скифов и потомков славян, посетил также Ладогу и Валаам и проповедовал христианство язычникам. В честь апостола на Валааме, рядом со Спасо-Преображенским собором, ему установлен памятник.

Туристические пароходы компании «ВодоходЪ» причаливают в Большой Никоновской бухте. Такие катера курсируют между Большой Никоновской и Монастырской бухтами.

Есть данные, что монахи поселились на острове еще в X веке. Причём, история сохранила имена основателей монашеского братства – греческих иноков Сергия и Германа Валаамских (их мощи хранятся в Спасо-Преображенском соборе). В своей истории Валаамский монастырь неоднократно переживал периоды расцвета и упадка, подвергался разорению во время многочисленных нашествий шведов, которые часто физически уничтожали монахов; он был опустошён во время эпидемии чумы в конце XVI века. По Столбовскому договору 1617 года Россия уступила Швеции обширные земли в Карелии и Ингерманландии, и сто лет Валаам находился под властью иноверцев. Только в начале XVIII века в результате очередной войны со шведами эти земли были отвоёваны, и в 1715 году Пётр I издал указ о возобновлении Валаамского монастыря.

Катер входит в Монастырскую бухту, и уже видны купола Спасо-Преображенского собора. На переднем плане – Никольский скит. Пристань в Монастырской бухте.

Деревянные постройки Валаамского монастыря многократно страдали от пожаров, и в конце XVIII века из Саровской пустыни на Валаам был призван в качестве зодчего отец Назарий, который затем почти на два десятилетия стал настоятелем монастыря и при котором монастырские постройки и сам собор впервые были отстроены из камня. Назарий ввёл в монастыре строжайший Устав Саровской пустыни, по которому монастырская братия живёт до сих пор. Поэтому считается, что именно при Назарии началось духовное возрождение монастырской жизни на Валааме.

Часовня иконы Божией Матери Знамение около Спасо-Преображенского собора. Памятник Андрею Первозванному около Спасо-Преображенского монастыря.

Одной из наиболее примечательных личностей, имя которого неразрывно связано с Валаамом, является игумен Дамаскин (Дамиан Кононов), который в XIX веке в течение 42 лет руководил обителью. Вся его жизнь служит образцом монашеского служения. Вместе с тем, при нём на Валааме активно велись строительные работы – в большом количестве строились церкви, часовни, келейные корпуса, хозяйственные здания и заводы, прокладывались дороги. Это был период настоящего расцвета монастыря.

На Валаам совершали паломнические поездки императоры и члены их семей. Природа острова и, в частности, виды бухт, скал, озёр, лесов, Никоновского поля, служили источником вдохновения русских художников - таких, как Пётр Балашов, Иван Давыдов, Иван Шишкин, Фёдор Васильев, Архип Куинджи, Николай Рерих и многих других. Вдохновлены были красотой и историей Валаама известные писатели и музыканты. Например, поездка на Валаам вдохновила П.И. Чайковского при создании второй части Первой симфонии.

Купола Спасо-Преображенского собора. Колокольня Спасо-Преображенского собора.

После Великой Октябрьской революции Валаам стал финской территорией и оставался таковой в течение четверти века. С одной стороны, это сохранило монастырь от полного уничтожения, а с другой стороны, в этот период в нём произошёл раскол, в частности из-за споров по переходу с Юлианского на Григорианский календарь. В результате часть монахов перебралась на постоянное жительство в Финляндию и основала там, около городка Хейнявеси, Ново-Валаамский монастырь.

В советские годы в монастырских кельях и в скитах устроили Дом инвалидов войны и труда, которых вывозили туда с глаз долой, без возможности возвращения с острова, – и это одно из позорных деяний советской власти (об этом времени, и ещё о многом другом, написал в замечательной книге «Валаамская тетрадь» Евгений Кузнецов, долгое время работавший экскурсоводом на Валааме; и, кстати, очень рекомендую всем, кто собирается посетить Валаам, эту книгу предварительно прочитать).

Первые церковные службы в монастыре начали проводиться только с 1989 года, когда туда переселились шестеро монахов. И только в 1993 году указом патриарха Алексия II там был назначен наместник. Таким образом, в первый наш приезд на Валаам в 1992 году церковная жизнь там была в самом зачатке.

На территории Валаамского монастыря. Выступление Валаамского хора.

И вот теперь, спустя четверть века, Спасо-Преображенский ставропигиальный (то есть подчинённый непосредственно патриарху) монастырь предстаёт во всей красе и величии. Даже в пасмурный день он ярко сияет своими небесно-голубыми куполами.

Церковная жизнь сейчас тут в самом расцвете. Это чувствуется по состоянию часовен, памятников, скитов и монастыря, по ухоженности острова. На острове функционирует собственная ферма, около монастыря находится в прекрасном состоянии яблоневый сад, имеются магазины, торгующие продукцией собственного производства – от сувениров до травяных чаёв и рыбной продукции.

Огромное удовольствие доставило прослушивание хора Валаамского монастыря с прекрасными тенорами и просто потрясающим, глубоким и мощным, басом.

Пожалуй, осталось только сожаление по поводу того, что обратный путь от монастыря до Большой Никоновской бухты мы также проделали на катере, а надо было не полениться и пройти этот путь пешком по Главной монастырской дороге (кстати, в первую нашу поездку мы шли из монастыря обратно именно пешком).

Это всего около 6-ти километров, но это – дополнительные впечатления и истинное наслаждение от красоты валаамской природы. И посетить Игуменское кладбище, которое находится недалеко от монастыря и к которому ведёт необыкновенно красивая, обрамлённая пихтами дорога, тоже стоило бы. Но как знать, может быть, доведётся побывать на Валааме ещё раз…

© Текст, фото: Анатолий Шибаев

Опубликовано: 22.03.2017
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.