Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Шашлык на мангале. Фото с сайта afisha.ngs.ru

В настоящее время многочисленные производители предлагают огромный выбор мангалов. В гипермаркетах можно купить наиболее простые складные мангалы, а в специализированных магазинах для дачи — современные жаровни с крышками, оснащенные вертелами и электрическим приводом.

сегодня

16 декабря
День независимости Казахстана
День независимости

16 декабря – День независимости Казахстана. Это главный государственный праздник, который отмечается ежегодно с 1991 года. В честь национального праздника этот день в Республике является нерабочим.

Встреча с Порту


Из цикла "На краю света". Часть 1

Добраться до Порту

Что мы знаем про Португалию? Да ничего мы про нее не знаем! То есть, смутно помнится про какую-то страну на самом краю Европы и еше про первооткрывателя Васка да Гама из школьного курса то ли истории, то ли географии.

Wine & view

Те, кто интересуются футболом, могут еще что-то сказать про клуб Порту. В общем-то и все. Даже в качестве значка португальского языка почти повсеместно используется флаг Бразилии. В этом незнании я тоже не был исключением, и вспоминал про Португалию более чем изредка.

В планах расширения географии путешествий следующей страной у меня давно стояла Бельгия, но там и в соседней Франции произошли теракты и случилось нашествие "бешенцев". Правда, поначалу и так было не до Брюсселя, Брюгге и Гента - на работе начался свой цирк с конями, и все естественным образом отложилось на год (точнее, заменилось целительным заездом во Флоренцию).

Спустя год лучше не стало. Тем более, что хуже террористов может оказаться только борьба с ними, и, как это выглядит в исполнении французов, я видел еще в 96-ом году. Ну их в болото! В общем, в деревню, в глушь, в Саратов! А еще лучше, на край света! А что там у нас? Правильно - Португалия! Пасьянс внезапно сложился.

Поскольку про Португалию забываю не только я, то, популярностью это направление совсем не пользуется. Чтобы добраться туда, имелся богатый выбор из одного прямого рейса из Москвы. Варианты с пересадками совсем не вдохновляли - там или лететь почти сутки, или получается так же по деньгам. А если нет разницы, то зачем ехать на перекладных? Вот и определился - полечу ночью, к тому же, без жены и детей это не так критично. В качестве бонуса получается лишний день на знакомство с новой страной.

Домодедово ночью - это совсем иной аэропорт нежели Домодедово днем. Ночью он бел, пушист, чист и приветлив. Этот момент я отметил еще во время феерического отлета на Мальту три года назад, хотя тогда после пройденной регистрации меня бы обрадовала даже неотшкуренная скамейка на краю заснеженного летного поля. Очень уж нетривиален тогда был путь в аэропорт.

Сейчас я взглянул на это уже в спокойной обстановке, и реально не узнал некоторые места. Ученым еще предстоит найти разгадку этого феномена. Я же как, единственный на тот момент представитель научной общественности, начал разрабатывать гипотезу, что дневной и ночной аэропорты находятся в разных измерениях, а пассажиры попадают в каждый из них через портал, замаскированный под рамку металлодетектора. Обратно в наше измерение они возвращаются через портал, вмонтированный в посадочный рукав. Даже схемку нарисовал на салфетке, сидя в кафе в ожидании вылета.

Домодедово днем и ночьюДнем там ужасные толпы, очереди, духота, неработающие туалеты и куча негатива. И ведь когда-то, в самом начале нового тысячелетия это был первый в Москве аэропорт, который перепланировали человеческим образом.

С тех пор остальные аэропорты подтянулись к тому уровню, а Домодедовский откатился назад. К счастью, как оказалось, только в дневное время. В случае ночных вылетов и прилетов в качестве компенсации пассажиров переносят через пространственно-временной портал в старые добрые времена.

До Португалии 6 часов лету. За это время успеваешь поесть, поспать, проснуться, встретить рассвет и все еще не прилететь. Из-за вылета не по расписанию было не очень понятно, где мы. Включил на телефоне навигатор и, подождав минут 10, поймал, наконец, спутники (за это время пару раз успел подключился к местному сотовому оператору) - Бильбао, Страна басков, Испания. Справа Бискайский залив, и до Португалии еще полтора часа пути.

Рассвет над испанским побережьемПодремал еще часок, после чего мы пошли на посадку. Подключение к испанским сотовым сетям не прошло даром - по прилету всем присылали СМС-ки: "Добро пожаловать в Лиссабон", а меня поздравляли с прилетом в Испанию.

В аэропорте обзавелся местной "симкой". Парень в киоске Водафона был неисчерпаемым источником позитива - работал быстро, четко и относился к клиентам с радушием. Уже потом, я отметил, что позитив - это национальная португальская черта, но в данный момент это просто задало хорошее настроение на весь день. Кстати, впервые увидел Водафон конкурентный по ценам с другими операторами.

Дальше было лиссабонское метро с квестом в виде покупки билета и вокзал, где я пересаживался на поезд в Порту. Вокзал Ориенте был построен к выставке Экспо 19 лет назад и стал украшением Лиссабона. Сверху находится станция с лесом стволов-столбов с ветвями, поддерживающими свод. Снизу торговый центр под ажурными бетонными перекрытиями.

Вокзал Ориенте сверхуВокзал Ориенте снизу


С португальскими железными дорогами еще на стадии планирования поездки меня ожидал сюрприз - поезда на привычные по другим странам Европы расстояния идут в полтора раза дольше. Но если в той же Италии путь между двумя точками - это почти прямая (если нужен туннель, его пробивают через горы), то тут дорога постоянно петляет между холмов и небольших гор, а туннели почему-то вызывают протест в португальском сознании. В данном случае в этом был даже плюс - по дороге в Порту можно было еще немного поспать.

Улицы ПортуПервые впечатления от Порто (или Порту, как это звучит по португальски): как же он похож на Лондон. То есть, вообще не похож, но, тем не менее, есть какое-то неуловимое сходство. Узкие фасады зданий, где дом больше в глубину, чем в ширину, и нумерация фактически по подъездам.

Плюс очень эклектичная застройка со смешением всевозможных стилей. При этом в историческом центре домики, каждый из которых не очень красив сам по себе, а некоторые и вовсе уродливы, все вместе создают очень симпатичный и гармоничный городской пейзаж.

Гостиница Porto Riad, где я жил в Порту, была обставлена в марокканском стиле. Ковры, лежаки с подушками в столовой, кальяны (здесь они называются нагиле), которые могут зарядить по просьбе клиента.

Гостиница в марокканском стилеГостиница в марокканском стиле


Ну и в целом разные элементы интерьера подчеркивают эту тематику. Собственно за верблюдами на фото объявление, что у них можно попросить кальян, марокканский чай и шаурму.

Порог в соборе Св.ФранцискаПортугалия длительное время была почти полностью оккупирована арабами и довольно долго граница проходила как раз по реке Дору, на берегах которой стоит город Порту. Поэтому арабские мотивы в Португалии встречаются почти повсеместно. Например, в соборе Святого Франциска можно встретить порог с весьма характерными восточными узорами.

Заселившись, я озаботился вопросом: где же тут можно перекусить. Хотя португальцы и не практикуют сиесту, несмотря на соседство с Испанией (Ура! Ура! Ура!), но в ресторанах между обедом и ужином вполне могут не подавать еду из основного меню.

Напитки и тапасы - пожалуйста. Кофе - тоже. А еда будет, когда заработает горячий цех - заходите позже. Обедать тапасами не хотелось, поэтому искать пришлось быстро. Повезло - нашел заведение около Центрального рынка, оккупированное местными, а это признак того, что там скорее всего недорого и вкусно.

Одно из первых гастрономических наблюдений: Португалия - первая из известных мне стран Западной Европы, где люди реально едят суп. Его и так заказывают постоянно, и он почти везде входит в комплексное меню.

Самый известный из португальских супов - это сальдо верде (caldo verde) - "зеленый отвар". Основные ингредиенты: картофель, капуста, лук, зелень и кусочки копченостей, которые в него добавляют перед подачей. Вкусно и красиво. Его-то я и заказал.


В качестве основного блюда взял что-то мясное, название чего не смог перевести с португальского. В данный момент мне было интереснее неизвестное новое, чем известное вкусное. Оказалось, что это домашняя колбаса. Тоже вкусно и красиво.

В Португалию я ехал с предвзятым отношением, что от местной кухни ждать нечего. Этому и некоторые блогеры поспособствовали, и соседство с Испанией не предвещало ничего хорошего. В реальности оказалось, что влияния влияния испанской кухни на местную почти не видно - изредка попадаются заведения, где готовят паэлью, но это и все собственно (туристы почему-то это заказывают, вот им и готовят).

Правда я опасался не испанских блюд как таковых, а испанской привычки все сдабривать ядерным количеством соли. Но и в этом португальцы не пошли на поводу у соседей. На мой взгляд и вкус влияние итальянцев и французов тут куда заметнее вплоть до вторичности самой португальской кухни относительно этой высшей лиги.

Да и ладно! Главное, чтобы вкусно было, а с этим тут все в порядке, что подтверждает огромное количество французов, посещающих Португалию, и с воодушевлением вкушающих местную еду и пьющих местное вино. И любят, и ценят, и постят в Инстаграм!

После обеда я обзавелся туристической картой (Porto card). Ее музейная составляющая тут не очень интересна, а основная ценность у нее в том, что это еще бесплатный проезд на транспорте, включая пригородные электрички. Теперь с чувством выполненного долга можно было гулять по Порту, благо я уже находился в самом его центре на авеню Алиадош.

На площади находится несколько фонтанов. К этому моменту я уже ознакомился с основами португальского фонтаностроения: во-первых, должен присутствовать большой бассейн, в спокойной воде которого отражается окружающий пейзаж, во вторых, не должно быть никаких грандиозных струй и каскадов - вода должна сочиться тонкими струйками, а еще лучше каплями. Так завещали предки, и так будет во веки веков.

Авеню АлиадошАвеню АлиадошОбнаженная девушка


Еще один замечательный фонтан там же на площади - это "Обнаженная девушка" работы Энрике Морейра.

Оттуда я поднялся на холме, где находится церковь Клириков с 75-метровой башней (Торре-душ-Клеригуш). Это одна из самых высоких точек города. С фасада церковь выглядит так.

Церковь Клириков. Фасад.Церковь Клириков внутри


Внутри там сейчас музей, и дают снимать. С запретом и разрешением на съемку я вообще не понял системы в Португалии. Нет вообще никакой связи с платностью или бесплатностью посещения или с положением места в списке культурного наследия. Реально, все выглядит как желание левой пятки какого-то незвестного нам человека, или группы людей.

Самое главное, на башню можно подняться, и с нее открывается великолепный вид на Порту.

Вид на Дору и Дворец епископаВид на Порту


Еще год назад в Болонье я поймал себя на мысли, что в старых городах Европы все точки, откуда можно снять красивый вид, уже помечены крестиком на асфальте. Порто исключением не стал. Вот вид на башню Клеригуш, который я с гордостью запечатлел.

Вид на башню КлириковВид на башню Клириков (рисунок)Понятно, что летом будет лучше. Тогда солнце вечером сможет забираться еще дальше на север, давать свет под лучшими углами, и соседние здания не будут отбрасывать мешающие тени, но у меня не было времен ждать до лета.

Зато буквально через час в витрине одного из сувенирных магазинов увидел картину с точно таким же видом. Выл в голос! Хотите снять шедевр - ищите крестик на асфальте!

По дороге к реке вышел к Кафедральному собору. Там столкнулся с одним из популярных мотивов в португальской архитектуре - витыми колоннами. Эта тема появилась в архитектурном стиле мануэлино в XVI веке и любима по сей день. Когда я стокнулся с этим впервые, я обратил внимание на сходство витых колонн и балок с корабельными канатами. Оказалось, что именно этим подобием и руководствовались при ее создании.

Витые колонны и Кафедральный соборКафедральный собор изнутриПосле пары часов прогулки по городу, я выбрался на набережную. Когда планировал поездку, были мысли в первый же день посетить квартал винных погребов на левом берегу реки Дору.

Но тут уже стало смеркаться, и я засел с бокалом портвейна в ресторанчике на правом берегу напротив тех подвалов. В конце-концов, тоже вариант. Тем более, что это знаменитый квартал Рибейра. Дегустацию можно отложить и на потом. Зачем напрягаться, когда вокруг жизнь течет совершенно неспешно?

На набережной ДоруВинные подвалы на левом берегу Дору


Дальше был ужин в другом месте, но португальской еде и общепиту я еще посвящу отдельный рассказ.

Ночной Порту

Потом я прогулялся по ночному Порту, полюбовался подсветекой знаменитых мостов через реку Дору и видами на город.

Вот мост Луиша I и мост Инфнта Энрике. Вдали проглядывает мост Марии Пии (кстати, жены Луиша I)

Мост Луиша IМост Инфанта Энрике


Вид на реку Дору и мост Аррабида, а так же на Кафедральный собор, Дворец епископа и квартал Рибейра.

Река Дору и мост АррабидаКафедральный собор, Дворец епископа и квартал Рибейра


И опять вид на мост Луиша I и монастырь Серра-ду-Пилар, а так же палацио Болса и памятник Энрике - Навигатору (Мореплавателю).

И снова мост Луиша IПаласио Болса и Энрике - Мореплаватель


Павильоны рынка Ферейро Боргеша и вокзал Сау Бенту.

Павильоны рынка Ферейро Боргеша.Вокзал Сау Бенту


Церковь Святого Антония с фасадом, облицованным традиционной португальской плиткой с небесно-голубым рисунком. Впрочем, она не очень заметна при таком освещении. Зато ее хорошо видно на стенах капеллы Даз-Алмаш недалеко от рынка Боляу.

Церковь Святого АнтонияКапелла Даз-Алмаш


Встреча с Порту была потрясающей, и я обессиленный пошел отсыпаться в гостиницу. День был очень долгим и насыщенным.

Азулежу

Поскольку только что была упомянута синяя португальская плитка, стоит уделить ей больше внимания. Собственно, одно из первых впечатлений от Португалии: да тут же все отделано этой плиткой! Азулежу, а она здесь так называется, присутствует повсюду: ей облицованы дворцы и церкви, стены станций метро и жилые дома. Правда, к счастью, полы, как в Италии, плиткой не покрывают.

Идею с облицовкой плиткой португальцы почерпнули в Мавртиании. Даже для ее названия используется слово, происходящее из арабского языка: الزليج (al zulayj): ал зулайдж - полированый камень. Помимо названия были заимствованы и традиционные арабские орнаменты. Впрочем, в технике азулежу очень многое неспешно заимствовалось из разных источников на протяжении пяти веков:

  • в XV веке от мусульман переняли традиционный орнамент, состоящий преимущественно из звезд;
  • в XVI веке в Италии были позаимствована техника майолики, а также религиозные и бытовые сюжеты для изображения на плитке. Опять же, буйство Ренессанса и актуальные для него темы;
  • в XVII веке португальцы позакомились с дельфтской плиткой из Голландии и азулежу стали монохромными (синий рисунок на белом фоне). Кроме того, португальцы открывают, что можно покрывать изразцами не только печки и камины;
  • в XVIII веке при восстановлении Лиссабона после разрушительного землетрясения маркиз Помбал решил, что плитка является прекрасным материалом для отделки домов. С тех пор плиткой стали отделываться фасады обычных домов, а не только дворцов и церквей, и стиль получил название помбалино в честь маркиза. Плитка стала выполнять не только декоративную, но и утилитарную функцию;
  • в XIX веке плитка перестает быть роскошью и использование азулежу становится повсеместным.

Но это историческая справка, а теперь то, что мы можем наблюдать сейчас:

  • Уже упомянутая капелла Даз-Алмаш около от рынка Боляу

Капелла Дас-АлмашКапелла Даз-Алмаш


  • Церковь Игрежа ду Карму (Igreja do Carmo) в Порту. Огромное керамическое панно изображает сцену основания ордена кармелитов на израильской горе Кармель. Создатель панно Сильвештре Сильвештри (Silvestre Silvestri).
  • Церковь Санту Илдефонсу (Igreja de S. Ildefonso ) на площади Баталья в Порту. Панно с изображениями сцен из жизни святого Ильдефонсо Толедского были созданы в 1932 году художником Жорже Коласу (Jorge Colaço) и состоят приблизительно из 11 000 плиток азулежу.

Игрежа ду КармуЦерковь Санту Илдефонсу


  • Церковь Конгрегадуш (Igreja dos Congregados) недалеко от вокзала Сан Бенту в Порту. Она была построена в 1703 году на месте часовни 1662 года, в которую перестали вмещаться все прихожане. Автором керамических панно также является Жорже Коласу (Jorge Colaço). На ночном фото плитку не очень было видно, а днем она очень неплохо смотрится.
  • Церковь Святого Петра (Igreja de São Pedro de Miragaia). На панно изображен Инфант Энрике (Infante Henrique), известный также как принц Генрих Мореплаватель, он же Энрике Навигатор, национальный герой Португалии. В этой церкви его крестили в 1394 году. Панно, естественно, появилось позже

Церковь КонгрегадушПано с Инфантом Энрике


  • Вокзал Сау-Бенту (São Bento) в Порту. Он меньше всего похож собственно на вокзал. Если встать на входе и прислушаться, то примерно за час можно узнать как на 30-40 языках мира звучит фраза: "Ни хрена себе!".
    В первый день я там наблюдал одновременно по 3 или 4 экскурсии, поскольку туристов туда водят как в музей. Вокзал был построен в начале 20-го века на месте бенедиктинского монастыря. Огромные изразцовые панно изображают пейзажи, а также иллюстрируют этнографические сцены и исторические события в Португалии. В общей сложности панно состоят из более чем 20 000 плиток, а их автором является уже известный нам Жорже Коласу (Jorge Colaço).

На синих плитках в основном изображены сцены из истории.

Вокзал Сау-БентуВокзал Сау-Бенту


Цветные изображения иллюстрируют путь, которым португальцы пришли к железной дороге. От древних времен, через средние века, ...

Вокзал Сау-Бенту. Древние времена.Вокзал Сау-Бенту. Средние века.


Пока в XIX внезапно не случился сюрприз: Паровоз! И все-таки это не музей, а вокзал. Оттуда электрички отправляются! Я им даже воспользовался по назначению.

Вокзал Сау-Бенту. Паровоз!Вокзал Сау-Бенту. Современность.


Но это официоз: церкви, дворцы, вокзалы и станции. Чем ближе к нашим временам, тем шире плитка шла в массы. Например, магазин, если у владельца хватало средств, тоже могли достаточно красиво отделать азулежу. На жилые дома шла плитка сильно попроще.

Фасад магазина.Жилые дома с азулежу


Кстати, тут можно видеть ставни с внутренней стороны окна. Я обратил на это внимание на второй день поездки, но такое почти везде в Португалии. Снаружи такие савни выглядят, как двери по ту сторону стекла.

© Текст, фото: Виктор Колосов

 

Опубликовано: 02.05.2017
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.