C ребенком  на море. Фото с сайта maminakarta.com.ua

Выезжая с ребенком на море (особенно в первый раз), мама волнуется, как то самое море, и забывает взять самое необходимое. Чтобы успокоиться и перед отъездом хорошо отдохнуть, предлагаем мамам ознакомиться с рейтингом обязательных вещей для ребенка на море.

25 апреля
Начало строительства Суэцкого канала
В 1859 году в египетском городе Порт-Саид началось строительство Суэцкого канала — кратчайшего водного пути между Индийским океаном и областью Средиземного моря в Атлантическом океане.

Возвращение на Бали

Из цикла «Морями тёплыми омытая, лесами древними покрытая, страна родная Индонезия, к тебе любовь в сердцах храним...». Часть 16

14 день, 18 октября  2009 г. – пятница. Флорес - Бали

Опять встаем ни свет, ни заря. И хоть вода еще не прибыла достаточно, делаем заплыв. Бросаем дежурную монетку на долгую память. Вещи уже собраны и в 9.20, как условились, идем на ресепшн, где нас уже ждет Гонзалес. Бросаем последний взгляд на море, и через полчаса  прибываем в аэропорт, где прощаемся с Гонзалесом. С беспокойством проходим просветку, у каждой из нас есть немного ракушек.

До свидания, остров Флорес!

А я даже пошла дальше, воспользовавшись советом бывалых туристов, еще из дома взяла с собой фольгу. Именно в нее я завернули небольшие кусочки кораллов, которые подобрала на Розовом пляже. Мы были почти последними в ряду ожидающих начала регистрации на рейс RIU 571 (вылет в 10.40) до Денпасара. При сдаче багажа с нас взяли по 0,1 доллару за сервис, далее мы оплатили аэропортовый сбор в размере 1 доллара, пропустили ручную кладь через просветку, и прошли через ворота сами.

Аэропорт о. Флорес. Женские портретыАэропорт о. Флорес. Женские портретыВ накопительном зале чтобы как-то убить время, фотографируем замечательные плакаты вокруг благодарственной надписи «Thank you for visiting West Flores: Komodo & much more». Глядя на наши действия, к нам присоединяются европейцы и также как мы пытаются поймать в объектив лица местных жителей с плаката.

Мы ждем самолета, который привезет сюда свежую партию счастливцев, а нас заберет обратно в Денпасар. Прибывший самолет развернулся на летном поле, и туристы быстро покинули салон. Тут же повезли тележки с нашим багажом, и быстро выгрузили и загрузили его.

Возвращаясь на о. БалиПри регистрации каждая из нас попросила дать места у окна, настолько были красивые виды, что их хотелось снова фотографировать. Мы покидали город Лабуанбаджо, подаривший нам умиротворение отдыха днем и тихие вечерние закаты. Город, расположенный на западе острова Флорес, знаменит еще тем, что именно здесь можно наблюдать за самой большой рыбой в мире – китовой акулой. Мы ее не видели, чего не было, того не было.

Благодаря техническому прогрессу человечество получило возможность видеть землю сверху, и при свете дня и безоблачном небе, этот пейзаж очень красив! Кляксы островов в лазурном море со зримо видными коралловыми рифами более светлого оттенка и кораблики, оставляющие за собой белый пенный след.

Опять на о. Бали!Идем на посадку на о. Бали

Вспоминаем информацию о том, что между Бали и Ломбоком находится линия Уоллеса, образующая биологическую границу между Азией и континентом Австралия, пытаемся определить местоположение островов Гили (Мено, Эйр, Траванган). Час двадцать минут в пути прошли незаметно, и мы снова подлетаем к острову Бали.  Мы делаем разворот и видим, как перед нами садится самолет, и кажется, что он садится прямо в воду. Это оптический обман, просто взлетно-посадочная полоса на Бали вынесена на километры в море, как пирс для кораблей.

Выходим из самолета и ощущаем прохладу, правда, это только по сравнению с Флоресом. В зале прибытия много народу и полная неразбериха, где будет выдаваться багаж какому рейсу. Наконец получаем вещи в целости и сохранности и идем навстречу Риккардо, который будет нашим гидом и сопровождающим на оставшееся время тура по Бали. Он был одет в традиционный наряд балийца – юбку и специфический головной убор. Он оставил нам свою визитку, его е-мэйл – ricowayanbali@yahoo.com, a номер мобильного + 6281-2380-2899.

План сегодняшнего дня таков: заселение в отель и далее мы еще успеваем посетить два храма - Танах Лот и Таман Аюн. Еще дома мы определились, что лучше будет взять большой тур по Бали с ночевками по маршруту, чем жить оседло и делать небольшие вылазки. Завтра уже наша компания распадается, Катя улетает домой, а мы стартуем в трехдневный трип.

Сегодняшнюю ночь мы проведем в самом курортном районе Бали, лучшем из всех мест для тех, кто хочет активного и шумного отдыха. Этот район называется Кута (Kuta). Мы проезжаем бесконечную череду магазинов, магазинчиков, лавок, торговых центров, кафе, ресторанов, баров и разнообразных отелей. Здесь шумно, весело и многолюдно. Машина поворачивает на набережную, еще немного, и мы останавливаемся у шлагбаума, где охрана осматривает багажник и дает добро на въезд. Это мера предосторожности после случаев взрывов в Куте.

Заселяемся  в выбранный отель  Harris Kuta. Первая неожиданность – при заселении надо оставить залог в размере 50 долларов с номера, вторая – из двух готов только один номер. Это было предсказуемо, так как выбор отелей у нас был небольшой из-за мусульманского праздника Лебарана, который отмечают в конце сентября. Мы попадали в пиковые даты, и все отели были заняты. Бросаем вещи в одном номере и спускаемся вниз. Время уже 2 часа дня, «а у нас еще ни в одном глазу». Риккардо выдает нам ксерокопию карты Бали, на которой отмечает сегодняшний маршрут, так он будет делать каждый день.

Едем на север, и минут через 40 (18 км от Денпасара) подъезжаем ко второму по величине храму на острове. Храм  Таман Аюн был основан в 1740 г. на территории одного из многочисленных княжеств острова – Менгви. Вокруг храма имеются искусственные рвы, вырытые по периметру, и в них цветут лотосы и лилии.

о. Бали. Храм  Таман Аюно. Бали. Храм  Таман Аюн

В давние времени на территорию храма можно было попасть по подъемному мосту, перекинутому через ров, сейчас каменный мост  утратил функции безопасности.  Вторым названием храма является Плавучий цветок, а вообще-то слово таман означает сад. Нас уже не удивляют высокие разорванные ворота, мы их уже видели на Яве. За воротами слева квадратной формы  фонтан, а вверх ведут террасы. Как и все индуистские храмы, балийские делятся на три части: мир демонов (искушений), мир живых людей и верхняя часть- мир богов.

о. Бали. Храм  Таман АюнЭта последняя часть, как и у нас алтарь, скрыта от глаз простых смертных, туда есть доступ только священнослужителям. Интересно, что есть ограничения для посещения храма, и они частично перекликаются с нашими запретами. Храм нельзя посещать «женщинам во время менструации, беременным, женщинам, у ребенка которых еще не прорезался первый зуб, людям, находящимся в печали после смерти усопшего (в течение 3-х дней)».

Мы поднимаемся в первый внутренний двор, в котором слева расположена колокольная башня Кулькуль. Вверх ведет узкая лестница, по которой и одному-то с трудом можно подняться. Придерживая видеокамеру, насилу взбираюсь на верхнюю площадку. С нее открывается отличный вид на территорию храмового комплекса и парка. Именно отсюда хорошо видна та запретная часть – джероан, внутри которой в загороженном месте тянутся вверх многочисленные ярусные кровли пагод  (меги). И этот лес пагод (иначе не скажешь) также является характерной чертой балийских храмов.

Женщинам в критические дни вход в храм запрещенКаждая пагода символизирует Олимп местного разлива – Меру, здесь же находится обиталище душ предков после кремационной церемонии. Это звучное слово – ЦЕРЕМОНИЯ – как часто его с придыхом будет далее употреблять наш гид.

Эти меги выглядят как наши детские игрушки – пирамидки, и каждый ярус-этаж покрыт темной соломой. Издалека это выглядит, скорее как  еловый лес. Сюда привозят множество туристов, так как этот объект находится не очень далеко. Сверху прекрасно выглядит и великолепный зеленый ковер подстриженной травы – прямо поле для гольфа. А если серьезно, то это поле используется для проведения религиозных церемоний, и как символическая сцена для представления балийских танцев.

О. Бали. Маска для ритуальных танцевБалийский художник

По дороге к джероану размещена сувенирная лавка, в которой продаются картины и устрашающие маски для танцев. Как-то наоборот все на Бали, здесь символ добра – маска с такой мордашкой, что мама не горюй! Да и церемония кремации (местных похорон) – больший праздник для балийцев, чем свадьба, да и затрат требует больше.

о. Бали. Картина местного художникаКартина балийского художникаСамо святилище, как я уже говорила, закрыто для туристов, спасибо, что хоть забором не закрыто, и его можно посмотреть и сфотографировать. Вокруг по периметру имеется обход, и мы осматриваем 29 сооружений, используемых в церемониях, как место для богов и богинь. Многоярусные кровли мини-храмов имеют, так сказать, разную этажность. Сооружение с 11-уровневой кровлей называется «меру-меру» и символизирует вулкан Агунг – самую высокую точку Бали. А 9-уровневые сооружения возведены в честь вулкана и озера Батур.

о. Бали. Храм  Таман Аюно. Бали. Храм  Таман Аюн

Заходим на верхнюю террассу и идем по периметру, разглядывая красивые розовые лотосы и лес пагод.  Эти святилища с пирамидальной кровлей-елочкой являются саркофагами, так говорит наш гид, причем  по количеству ярусов кровли можно определить, чья это гробница. Нечетное количество – для богов, четное – для смертных людей.

о. Бали. Храм  Таман АюнВ торце внутреннего двора (в его дальней части) имеется скульптура мифической птицы Гаруды – ездовой птицы бога Вишну. Все туристы стараются сделать фотографии с собой на фоне этой птицы за забором. С трудом это получается и у нас. Храмовый комплекс размещен в саду, здесь хорошо гулять по тенистым аллеям, любоваться красивой растительностью и лотосами в прудах.

Только на обратном пути подходим к входным воротам в запретную зону. Эти каменные врата в святилище имеют 2 боковые двери и центральную. С двух сторон центральный вход охраняют статуи охранников со зверским выражением лица – не смей даже думать, чтобы войти внутрь!

О.Бали. Храм Таман АюнО.Бали. Храм Таман АюнНаш балийский гид

Покидаем первый из увиденных на Бали храмов, пока нам еще непривычна такая балийская архитектура, когда нельзя подойти близко. Еще 40 минут (33 км от Денпасара), и мы приехали к следующему храму – Танах Лот.

Балийская сувениркаБалийская сувенирка

Здесь планируется встретить очередной закат, а пока Риккардо дает нам время на лавки, которые облепили дорогу к храмовому комплексу. Здесь присутствуют товары на любой вкус и желание – это и сувенирка и тряпочки.

Балийские дары моряКлассическая балийская сувенирка

Первое, что притягивает наши взоры – это шикарные ракушки, нет, раковины. Они продаются оптом и поштучно, россыпью и в виде картин. Мы любуемся разнообразием форм, размеров и расцветок.

Балийская резьба по деревуПрицениваться не стали, бессмысленно, ведь не повезем же их в таком трудном пути обратно домой. Далее следуют лавки с деревянными резными изделиями: это и фигурки животных и целые резные картины на божественные темы.

Продавцы на разные лады зазывают к себе в лавки, но стоит спросить цену и удивиться ей, как к вам теряют интерес. Спрос рождает предложение и похоже, здесь не очень-то привыкли торговаться.

Уже перед самыми входными воротами Риккардо показывает нам что-то, похожее на висящий  кожаный зонтик. Приглядываемся и видим, что это летучая лисица, висящая вниз головой.  Ее хозяину-менеджеру не удается разбудить ее, чтобы в полной красе показать публике.

Летучая лисицаА мы идем дальше и минуем ворота. Вниз ведет лестница, а сверху открывается вид на море и толпу праздных туристов. Становится грустно, так не хочется толкаться за место под солнцем, вернее под закатом солнца. Мы в полной растерянности и не знаем, куда идти дальше. В это время слышим визги и крики туристов справа, там, в гуще толпы полным ходом идут съемки себя любимого в объятьях огромного питона.

До приезда на Бали мы уже знали, что остров славен огромным количеством храмов. Недаром мы так долго изучали и-нет, пытаясь уловить разницу между всеми этими пурами и улу-данами. Поездив по дорогам Бали, мы поняли, что местная религия представляет собой дикую смесь индуизма, буддизма и языческих традиций. В каждой деревне имеется как минимум один большой храм (pura), несколько штук меньшего размера.

Фантазия или фанатизм балийцев пошел дальше и в каждом доме, независимо от его достатка, возводится святилище, куда жители несколько раз на дню приносят ПОДНОШЕНИЯ. Боги, как дополнительные родственники для балийцев, их надо уважать, за ними надо ухаживать и хорошо кормить, чтобы они не отвернулись.

О. Бали. Вход в комплекс Храма Танах ЛотПричины для возведения храмов разнообразны: от желания увековечить память умерших, до чествования рыбаков, торговцев, риса и воды. Поэтому не удивляйтесь постоянно попадающимся под ноги плетеным корзиночкам с рисом и кусочками фруктов – это ПОДНОШЕНИЯ богам. И эти ПОДНОШЕНИЯ готовят по три раза на дню.

Я отвлеклась. Каждый раз, даже прочитав в и-нете информацию и просмотрев массу фотографий достопримечательностей, убеждаюсь в том, что трудно с ходу сориентироваться и понять куда идти. Риккардо говорит, что лучше сразу идти к храму Pura Batu Balong  и оттуда наблюдать закат. Верим ему на слово (может быть и зря), и следуем за ним направо.

О.Бали. Храм Pura Batu BalongЧерез 5 минут ходьбы видим первое чудо – "Храм с дыркой в камне". В целях защиты от стихии воды и чтобы умилостивить демонов моря, жители Бали выстроили целую серию прибрежных храмов. Строительство велось с таким расчетом, чтобы один был виден с другого, а следующий с предыдущего.

С этим храмом с дыркой происходит путаница, туристы часто отождествляют его с храмом Танах-Лот. Это небольшое святилище на скалистом выступе, обращенном к бушующим волнам Индийского океана, интересно тем, что его связывает с сушей узкий каменный перешеек. В выдающейся в море ступенчатой скале волею судьбы, а вернее благодаря бесконечным атакам на нее морской волны, образовалось  сквозное отверстие в основании. Чего только не придумает матушка-природа!

На краю этого мыса вверх тянутся конусообразные соломенные крыши башен и типичные балийские разорванные ворота в храм. Не доходя до храма, видим специально оборудованные скамейками места для созерцания, именно отсюда следует снимать Бату Балонг. Мы терпеливо дожидаемся своей очереди, эти фотографии вышли очень панорамно и впечатляюще.

О.Бали. Храм Pura Batu BalongО.Бали. Храм Pura Batu Balong

Солнце начинает золотить край небо у горизонта, и утес выходит на фотографии очень силуэтно с огромным солнечным диском над ним и маленькими человеческими фигурками туристов. Обходим бухточку, и по узкой дорожке подходим к самому храму. Как водится, внутрь зайти нельзя, но зато направо и налево открываются такие виды! На краю пропасти стоять страшно, но только здесь можно постигнуть дух стихии и величие океана до самого горизонта.

Бухта справа полна воздуха и воды, туда катят свои бесконечные волны Его величество Океан, а в бухте слева – тишина и покой. Идем обратно той же дорогой, и проходим на следующий утес, с которого уже открывается вид на сам Храм Танах Лот, собственно ради которого сюда и едут туристы.

О.Бали. Храм Танах ЛотО.Бали. Храм Танах Лот

Храм «земля-море» (Танах значит "земля", Лот "море") очень знаменит, и легко узнаваем по многочисленным фотографиям. Расположен храм на юго-западе Бали и, как исторический памятник, находится под охраной ЮНЕСКО. Будучи одним из важнейших морских храмов, он включен в 9 самых священных храмов острова. Этот храм также был построен на мысу, но за многие годы перемычка, ведущая на сушу, была разрушена, и храм остался на небольшом острове-утесе в море, в 100 метрах от берега.

О.Бали. Храм Танах ЛотСмотровая площадка среднего (между Бату Балонг и Танах Лот)  утеса – мала, и здесь тоже надо дождаться своей очереди, чтобы сфотографироваться на фоне этого странного храма-скалы. Танах Лот оставался главным святилищем острова до 1891 года и тогда он еще не отделился от земли. Издалека видна изогнутая лестница, ведущая в святая святых, и соломенные крыши, скрытые зеленью растущих там деревьев. Попасть к этому храму можно только в период отлива, именно поэтому сегодня у подножия храма собралось много народу. Во время прилива храм тужится оторваться от берега и «летучим голландцем» исчезнуть в пучине волн.

История создания этого храма достаточно примечательна: странствующий индуистский священник, Нирартха прибывший сюда в 16 веке, увидел в этом месте свет, исходящий от маленького скального полуостровка. Отвергнув предложение пищи и ночлега от местных рыбаков, он провел на утесе ночь. И это так воодушевило его, что он посоветовал местным жителям возвести именно здесь храм как оберег от бед и страданий.

Однако его индуистские проповеди пришлись не по вкусу местному священнику, который вознамерился выгнать Нирартху отсюда. Последний неимоверным усилием воли сдвинул верхнюю часть скалы в открытое море, а для защиты острова превратил свой шарф в ядовитых змей.

И сегодня сюда стекаются  верующие со всех концов Бали, чтобы принести дары демонам моря, чтобы умилостивить их. Ведь и правда, демоны моря могут слизнуть волной цунами тысячи людей одновременно. Важно еще, что Пура Танах-Лот – место особого почитания Деви Шри, богини риса.

о. Бали. Закат у Танах ЛотаСолнце быстро катилось к краю моря, его огромный шар последними закатными лучами освещал миниатюрные здания Танах Лота и Бату Балонг. Я уже говорила, что мы последовали совету гида, и не стали спускаться вниз. Сейчас думаю, что зря мы этого не сделали, снизу виды могли оказаться еще лучше.

Не дожидаясь окончательной темноты, мы покидаем первый из нескольких неофициальных символов Бали. Первые впечатления всегда самые яркие, поэтому ставлю этим сайтам 5 с плюсом, они из серии «must seen». Особенно впечатляет море и сознание того, что ты стоишь на краю океана.

На сегодня наша программа закончена и длинный, полный разнообразных впечатлений, день, закончился. Притихшие, мы едем в отель. Говорить не хочется, каждый из нас еще полон чудесных впечатлений, но усталость берет свое.

Завтра Катерина покидает нас, трансфер у нее не заказан из соображений экономии, так как на месте взять такси всегда выходит дешевле. Для примера, трансфер из отеля в аэропорт дома бы обошелся в 25 долларов на 1 человека, а на месте можно обойтись 10.

Празднование Рамадана в отеле Харрис Кута было отмечено бесплатным ланчем, в который входил фруктовый компот и чай с разнообразными блинчиками. Это было очень кстати, и мы возблагодарили аллаха за его дары. Однако, несмотря на усталость, мы понимали, что другой возможности для шопинга у нас не будет (мы будем жить перед отъездом снова в Нуса Дуа). Перенеся вещи в свой уже приготовленный номер, идем в торговую часть района.

О.Бали. Торговые улицы КутыО.Бали. Торговые улицы Куты

Вдоль набережной один за другим идут рестораны, бары, дискотеки. На нас сыпятся предложения массажа или туристических услуг. Ни того, ни другого нам, понятно, не надо, поэтому быстро сворачиваем налево и попадаем на торговую улицу. Проезжая в машине мимо магазинных витрин всегда испытываешь оптический обман: то кажется, что товары – дрянь, то супер.

О.Бали. Торговые улицы КутыПри ближайшем рассмотрении здесь в Куте цены оказались не столь демократическими, как бы хотелось, а откровенно дешевые товары и были дешевы по качеству. От последних мы отказывались сами, а качественные товары были не совсем по карману. Да и набор вещей представлял собой ряд только летних товаров с пляжным уклоном. Я говорю о том, что мы успели увидеть. Реально оценив свои возможности и желания, отсутствие достаточного времени, решили ограничиться  сувениркой.

В ближайшем же магазине были куплены за наличный расчет (маленькие магазины берут только cash) два деревянных календаря в виде кошек с меняющимися датами и месяцами – прям вечный в использовании! Чем дальше мы шли, тем менее людной становилась улица, да и магазины начали закрываться.

О.Бали. Реклама школы серферов в КутеПо дороге обратно сворачиваем на очень ярко освещенную улицу, и обнаруживаем упомянутый во многих отзывах магазин Мата Харри. В нем мы провели не менее 1,5 часов. Деревянные фигурки котов, брелки в виде котов, магнитки в виде котов и вожделенный комодский варан – таков был улов первого этажа. Второй этаж порадовал распродажей сумок. Здесь к оплате принимали карты, а это всегда удобно, но и расслабляет одновременно.

На выходе обнаружили то, чего не заметили при входе. В небольшом бассейне плавали пиявки, и желающие окунали ноги в воду, осуществляя гирудотерапию.

В номер пришли уже за полночь, и сразу рухнули в постель.