Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Виды отдыха. Фото с сайта  vmp.cz

Путешествие всегда преследует некую цель. Неважно – это научная экспедиция, прогулка выходного дня или тур, предлагаемый вам агентством. Цель – есть всегда.

сегодня

14 ноября
День кузнеца в Беларуси
День кузнеца в Беларуси

14 ноября – День кузнеца в Беларуси. В этот день в Беларуси отмечается народный праздник Кузьмы – покровителя кузнецов, поэтому этот день называют еще и профессиональным праздником этих мастеров – Днем кузнеца.

Вифлеем: Церковь Рождества Христова


Из цикла «О путешествии по Израилю в апреле 2010 года». Часть 4

Одна из самых главных святынь христианства — место рождения младенца Иисуса — находится в древнем Вифлееме (на иврите название этого города произносится как Бейт-Лехем). Там находится Церковь Рождества Христова.

Стена, отделяющая Израиль от Палестинской автономии в районе Вифлеема. В Вифлееме около храма, ошибочно принятого нами за Церковь Рождества Христова.

Вифлеем имеет богатую и трагическую историю. Это один из старейших городов на Земле — ему примерно 3700 лет. В нем родился царь Давид, который 40 лет правил Израилем за 1000 лет до рождения Христа. Здесь произошло одна из самых страшных трагедий человечества, когда по приказу царя Ирода были убиты 14 тысяч младенцев.

В IV веке царица Елена, мать римского императора Константина Великого, приложила немало усилий, чтобы найти крест, на котором был распят Иисус, и велела соорудить храмы в Вифлееме над пещерой, где Он родился, и в Иерусалиме, где Он был захоронен. Известно, что Вифлеем трижды разрушался полностью — в XII, XIII и XV веках. И Храм Рождества Христова тоже неоднократно подвергался разрушению и реконструкции.

Памятник Святому Георгию, поражающему змея, в Вифлееме.Трудность посещения этого места заключается в том, что Вифлеем находится на территории Палестинской автономии. Израильтянам въезд на территорию Палестины строжайше запрещен. Палестинцы тоже не имеют права находиться на территории Израиля, за исключением тех, кто ездит в Израиль на работу.

Для туристов из разных стран посещение Вифлеема не представляет собой сверхзадачу. Повсюду предлагаются организованные экскурсии на автобусах с гидами. Но при этом подчеркивается, что не рекомендуется ездить в Вифлеем самостоятельно. Тем не менее в интернете можно найти описания самостоятельных поездок в этот город. Нам это, по описанным выше причинам и свойствам натуры, представилось предпочтительным, хотя, возможно, какой-то риск присутствовал. Нам захотелось познать эту проблему, так сказать, изнутри.

Вид Церкви Рождества Христова со стороны площади. Мы где-то вычитали, что от Дамасских ворот Иерусалима в Вифлеем ходит рейсовый автобус № 21. После утреннего посещения Церкви Марии Магдалины на Елеонской горе мы незамедлительно двинулись пешком к Дамасским воротам.

Через дорогу от них толпились мужики арабского вида, которые своим прожженным взглядом признав в нас туристов, стали предлагать свои услуги. Один из них на ломаном английском предложил довезти в микроавтобусе за 150 шекелей. Нам это показалось дорого. Другой предложил поездку за 50 шекелей, но только до контрольно-пропускного пункта. Ну а дальше куда? Тоже отказались.

Чтобы войти в церковь, надо низко наклониться.И стали искать остановку автобуса. К этому времени пошел мелкий дождь и, что удивило, резко похолодало. Пройдя метров 400, мы дошли до площади, на которой стояло много рейсовых автобусов с разными номерами. Но 21-го мы не нашли. Поспрашивали у водителей — никто в Вифлеем не ехал. Из-за этой заминки и из-за дождя настроение несколько упало. Мы пошли обратно, и тут нам повезло.

Дойдя уже почти до пешеходного перехода перед Дамасскими воротами, мы увидели подходящий автобус № 21. Он остановился даже не на остановке — просто кто-то вышел, кто-то вошел. Мы подскочили и спросили у водителя, едет ли он в Вифлеем. Он сказал, что едет. Мы купили у него 2 билета по 6,5 шекелей и сели в автобус, наполовину заполненный арабами.

Пока автобус ехал, дождь не прекращался. По пути нам удалось полюбоваться на высоченную (не менее 15-ти метров) стену, отгораживающую Палестинскую территорию от Израиля. Примерно через полчаса подъехали к КПП, но через него автобус проехал почти без остановки. Пассажиров не выводили и документы не проверяли.

Внутреннее убранство Церкви Рождества Христова не отлиaчается пышностью и великолепием. Скорее наоборот. Полы, стены, отделка Церкви Рождества Христова требуют ремонта, древние иконы просят реставрации.

От того, что мы ехали фактически наобум, вышли мы из автобуса гораздо раньше, чем полагалось. Ну, увидел я какой-то солидный, красивый собор с крестами и решил, что это и есть Храм Рождества Христова. Быстро выскочили из автобуса под дождь — и оказалось, что зря. Собор оказался совсем не тот. Мы очутились на пустынной улице. Было совершенно непонятно, в какую сторону идти.

Немного пройдя, около здания банка увидели двух арабов. Они очень любезно нам ответили по-английски, что Храм Рождества от этого места находится довольно далеко, и нам лучше взять такси. С этим проблем не было: желтые машины с зелеными номерами шныряли повсюду. Палестинец, который принял нас на борт, говорил по-английски и пытался из любезности вставить несколько русских слов. Перед посадкой мы сразу оговорили стоимость проезда — 20 шекелей. Таксист сказал, что его племянник (сын сестры) учился в Москве.

У него мы узнали, что автобус № 21 вовсе не идет до Храма Рождества, у него конечная остановка в центре города, а от конечной остановки нам все равно пришлось бы брать такси. Мы, кстати, проехали с ним мимо этой конечной остановки. А Храм Рождества находится в Старом Вифлееме.

По пути я пытался запомнить дорогу, но кроме того, что поначалу надо около километра ехать прямо, а потом повернуть направо, я ничего не запомнил. А когда таксист въехал в Старый город, я окончательно запутался. Там узкие улочки, на которых порой двум машинам трудно будет разъехаться, но это не мешает таксистам, подавая сигналы и жестикулируя, решать все проблемы, связанные с движением.

Храм Рождества Христова внешне совершенно не впечатляет, но в этом есть какая-то прелесть. Чтобы войти в него с площади, надо сильно нагнуться, потому что вход больше напоминает лаз (высотой примерно 140 сантиметров), а не дверь. А внутри Храм очень просторный, хотя отчасти выглядит скромным и несколько запущенным из-за облезлой штукатурки. Он требует серьезного ремонта! Но зато во всем — в колоннах, в каменных плитах пола, в открытых частично фресках, в старинных потрескавшихся иконах — проглядывает какая-то волнующая и непостижимая древность.

В Храме было довольно оживленно, особенно перед входом в его главную часть — к тому месту, где, как считается, находились ясли, в которых и родился Иисус. Там стояла очередь из нескольких экскурсионных групп. Две или три были российские, а мы стояли в группе не то китайцев, не то корейцев. В очереди мы стояли примерно полчаса, потом спустились вниз. А там прикоснулись к серебряной звезде с четырнадцатью лучами, отмечающей место, над которым остановилась небесная звезда, отмечая нахождение яслей с родившимся младенцем Иисусом.

Место, куда стремятся попасть миллионы христиан всего мира, – место Рождества Христова.А рядом с эти местом стоял монах с банкой, набитой зеленой валютой. Каждый из тех, кто приложился к святому месту, совал монаху свою купюру, как дань. Те, кто был в составе экскурсионных групп (особенно наших), наверно, заранее были обучены, что надо держать в лапке соответствующую денежку. А то как же получится: прикоснулся бесплатно к святому месту и ушел довольный? Не-е-ет, изволь! Монах в ответ давал маленькую открытку.

Нам это показалось дикостью (что за обязаловка?!), поэтому мы не дали ничего. Но монах и нам дал открытку.

Потом мы еще просто походили по Храму, пофотографировали. Уходили с большим сожалением. Удастся ли когда-нибудь еще сюда вернуться?

На выходе из Храма мы столкнулись с проблемой: а как возвращаться? Поначалу мы углубились немного в Старый город. Местные палестинские торговцы пытались с нами поговорить. Спрашивали, откуда мы. Узнав, что из Москвы, улыбались. Можно сказать, чувствовали мы себя в этом городе относительно комфортно, хотя жена все же немного мандражировала.

Однако, пройдя вглубь всего метров 300 и увидев впереди изгибающиеся и разветвляющиеся узкие улочки, поняли, что сами не выберемся. Поэтому вернулись на площадь перед Храмом и взяли такси, попросив довезти до остановки автобуса № 21. Плата оказалась такой же — 20 шекелей.

Вид старого Вифлеема от Церкви Рождества Христова.Таксист честно выполнил свою задачу и выгрузил нас около стоящего на конечной остановки автобуса. Мы вошли в автобус и попросили 2 билета до Иерусалима. Но водитель, распознав в нас туристов, сказал, что не может нас взять, потому что на КПП у него будут проблемы. Нас это изрядно озадачило.

Но нам ничего не оставалось, кроме как снова взять такси и доехать до КПП, а там уж сориентироваться по обстановке. Плата за поездку на такси там, похоже, очень стабильная величина — снова 20 шекелей. Этот очередной таксист нас весьма утомил своими поползновениями отвезти нас к еще одной христианской святыне Вифлеема (сейчас затрудняюсь сказать, какую именно святыню он имел в виду), пообещав, что мы уложимся с посещением в один час.

Приставал он довольно настойчиво и даже агрессивно (ну как же — птички-туристы попались!), но мы так же настойчиво, а под конец уже просто раздраженно, дали ему понять, что торопимся в Иерусалим, и нам надо, чтобы он доставил нас на КПП (кстати, мы, действительно, хотели успеть в Иерусалиме купить молитвы на вощеной бумаге для всех своих родных и знакомых и до 17.00 попасть в Храм Гроба Господня, чтобы их там освятить). Прилипчивый таксист все-таки довез нас куда требовалось — к КПП.

Там нас ждал узкий коридор длиной метров 150, идущий вдоль стены и огороженный с одной стороны металлической сеткой, а с другой металлической решеткой. Следуя по коридору практически в одиночестве, мы вышли к палестинскому КПП. Около него к нам пристал палестинский мальчуган лет 12-ти, который, заглядывая в глаза, жалостливо талдычил: «Мистер, тен шекелз!». Я ему дал 5 шекелей, и он неохотно отстал.

На палестинском КПП вообще никого не было, и мы прошли его без остановки. Потом подошли к израильскому КПП. Конечно, было бы очень любопытно весь этот путь сфотографировать. Но, с другой стороны, не хотелось огрести неприятностей. Можно предположить, что фотографировать тут не рекомендуется, хотя каких-то предупреждений об этом что-то в глаза не бросилось.

Перед нами маячило несколько палестинцев и сравнительно молодой мужчина европейской наружности с рюкзаком. Пока высвечивалось красное табло, я попытался завязать разговор с этим европейцем. Он оказался немцем и — удивительное дело! — практически ни слова не знал по-английски. Наверно, этому чудаку-путешественнику тяжело было находить общий язык с аборигенами! Кое-как, с помощью жестов и отдельных слов, удалось узнать, что он пешком (!) дошел от КПП до Храма и обратно.

На израильском КПП жена увидела, что палестинцев весьма углубленно трясут, заставляя их даже снимать обувь и класть ее в специальные ящички для просвечивания на конвейере. Она немного запаниковала и сказала, что и нам надо снять обувь на обследование. И я было начал развязывать шнурки, но тут увидел в застекленной кабинке смеющихся молодых израильских солдат. Эта картина их, должно быть, позабавила. Но они нам рукой показали: проходите, мол, с вами всё понятно.

От КПП на небольшом автобусе с номером 124, который уже там стоял и набирал в рейс пассажиров, мы доехали до стен Старого Иерусалима. Правда, обратно ехали долго (минут 50) из-за скопления машин на узких дорогах. Заодно посмотрели, что представляет собой иерусалимская пробка.

Кстати, в Храм Гроба Господня мы успели попасть, только пришлось всё делать практически бегом. Заодно выяснили, что под вечер в Храме почти никого нет. Видать, все экскурсии наплывают сюда примерно с 09.00 до 14.00. А вечером тут можно было спокойно пройти и на Голгофу и в Кувуклию. Будем знать на будущее, если посчастливится здесь еще раз побывать.

Таким образом, в целом оказалось, что никаких особых проблем для иностранных туристов при самостоятельном попадании на палестинскую территорию и возвращении обратно не возникает. Если, конечно, вести себя цивилизованно и достойно.

© Фото: Анатолий Шибаев

Опубликовано: 08.11.2014
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.