Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Бюджетное путешествие.

Те, кто мало путешествуют, до сих пор уверены, что авиаперелеты доступны исключительно богачам, но если знать несколько секретов, можно совершить, например, перелет Варшава Рим по очень выгодной цене.

сегодня

16 июля
Михайло Ломоносов
Cформулирован «всеобщий естественный закон»

16 июля 1748 года Михайло Ломоносов впервые сформулировал «всеобщий естественный закон» – закон сохранения материи. Осознать значение открытия, сделанного Ломоносовым, многие ученые тех лет так и не смогли.

Ватикан, Собор Святого Петра, Музеи Ватикана


Из цикла «О поездке в Рим в мае 2006 года». Часть 3

Ватикан — удивительное образование. Не просто государство в государстве, а государство в городе! И к тому же самое маленькое в мире, с населением меньше 1000 человек. Периметр этого государства — всего 3 километра. Естественно, было очень заманчиво обойти это государство пешком и оставить это в памяти как забавное приключение в ходе путешествия.

Вид на Рим с купола собора Святого Петра


К Ватикану, вернее, к площади перед Собором Святого Петра, нас притянуло уже на следующий день после приезда. Днем, нагулявшись в районе Колизея, мы доехали на метро до площади Барберини и оттуда пешком дошли до Ватикана (по маршруту: Via del Tritone — Piazza Colonna — Via del Corso — Via di San Marco — Via del Plebiscito — Corso Vittorio Emanuele II — Panteon — Piazza Navona — Ponte Sant’Angelo — Via della Conciliazione), пройдя тем самым 5 километров.

Вид собора Святого Петра с Via Conciliazione.На площади Святого Петра вечером безлюдно.


Проходя по мосту Святого Ангела, обратили внимание, что вода в Тибре грязновата — какого-то зеленоватого оттенка, а от лестниц, ведущих вниз к берегам Тибра, жутко воняет мочой. Купальщиков не было видно, что и не удивительно, но на берегах виднелось несколько терпеливых рыбаков.

А на самом мосту шла оживленная торговля всяческой левой галантереей — в основном сумками. Товар был разложен прямо на тротуарах, на кусках материи. А торговали им негры с лицами какого-то непривычного черно-лилового оттенка.

Мы дошли до Piazza San Pietro уже в сумерках и просто погуляли по площади перед собором. Эта огромная овальная площадь (середина XVII в.) — великолепное творение Джованни Бернини — охвачена с двух сторон полукругами колоннады (всего 284 колонны в 4 ряда, а над ними 96 статуй святых!), имеет два больших фонтана, а в середине ее высится древний египетский обелиск.

Примерно середина очереди в музеи Ватикана.У стен Ватикана (с северной стороны).


А возможность для пешей прогулки вокруг Ватикана представилась на следующий день. Это произошло довольно спонтанно, потому что мы с утра планировали посетить музеи Ватикана. Но долго прособирались и приехали к Ватикану после 10.00. Тут нас сильно удивило и даже шокировало то, что очередь в музеи Ватикана начиналась почти от колоннады на площади, то есть реально очередь было полукилометровой!

Мы в некоторой растерянности прошли вдоль очереди вперед, к входу в музеи. Постепенно у нас созрела мысль, что стоять в такой очереди и тратить драгоценных полдня очень неразумно, а лучше приехать в другой день пораньше. У входа мы узнали, что вход к кассам открывается в 08.45. В это же время у нас созрела и другая мысль — обойти Ватикан пешком, поскольку вот он, перед нами. Начали сразу же оттуда — против часовой стрелки.

У стен Ватикана (с западной стороны).Купол собора Святого Петра виден из-за стен крохотного государства.


Прогулка вокруг Ватикана заняла ровно час времени, и это было, действительно, любопытно. Государство отделено от мира сплошной стеной высотой примерно 16-18 метров. Стена имеет выступы типа бастионов. От стен к тротуару спускается ухоженный газон шириной от 10 до 20 метров, на котором кое-где посажены деревья разных пород, с самыми различными оттенками листвы — от светло-зеленого до фиолетового. Из-под хвойного дерева мы подобрали на память бесплатный сувенир — крупную шишку.

Над стенами видны верхушки различных деревьев, в том числе пальм. В одном месте сверху нависали плоды апельсинового дерева. В ключевых местах по верху стен установлены видеокамеры. Но это не помешало одному итальянскому гражданину пройти по газону в угол, образованный стенами, и отлить. Да, как-то не похоже, что этот газон местные жители считают каким-то особенным или неприкосновенным. Еще в одном месте дама выгуливала на нем двух крупных собак.

Идем в собор святого Петра.Колоннаду на площади Святого Петра украшают статуи многочисленных святых.


Вокруг Ватикана виляет автодорога, а на противоположной стороне стоят жилые дома — в основном трех- и четырехэтажные. С южной стороны, от Via Aurelia к стене Ватикана поднимается лестница, и стена какого-то невысокого здания, примыкающего к лестнице, была густо украшена граффити и надписями с пожеланиями кому-то смерти (la morte), угрозой ножом (solo lame) и фашистской свастикой.

Вернувшись снова на площадь Святого Петра и сделав на ней много фотографий, мы встали в очередь на посещение собора Святого Петра (в 2006 году это было бесплатное удовольствие). Очередь тут была, но двигалась она очень быстро, поэтому по истечении всего лишь 10 минут мы уже были на ступенях собора, где совершает мессы глава католической церкви — Папа. Пока двигаешься в этой очереди, можно вдоволь налюбоваться огромными статуями святых апостолов Петра и Павла.

Центральный неф собора Святого Петра.Купол собора уходит в почти двухсотметровую вышину.


Перед входом вывешен плакат с рисунком, понятно предупреждающий, что в майках и шортах в собор входить нельзя. Тем не менее кое-кто умудрялся туда проникать в пляжном виде, и при нас одному мужику в «короткой маечке» служитель сделал замечание и попросил пройти на выход.

Этим собором нельзя не восхититься. Это самый большой христианский храм в мире, вмещающий одновременно до 60-ти тысяч человек. В длину собор протянулся на 211 метров! Невероятно! Полукруглый потолок центрального нефа находится на какой-то невообразимой высоте. А купол собора вообще устремился куда-то в небеса — на 119 метров! Его диаметр — 42 метра! А общая высота собора — 189 метров!

(К сожалению, я не смог должным образом настроить свой фотоаппарат, поэтому снимки общих видов, сделанные внутри собора, получились в основном неудачными — слишком темными; потом их пришлось осветлять, а это отразилось на качестве).

Знаменитая «Пьета» Микеланджело. Доступ к ней ограничен.Герб одного из пап на полу в соборе Святого Петра.


Прямо под куполом собора находится папский алтарь, а над ним воздвигнут на витых колоннах бронзовый балдахин. Внутри собора этот балдахин как-то теряется и не кажется очень большим. А ведь на самом деле его высота 29 метров!

Обращает на себя внимание очень большое количество алтарей, статуй и надгробий по стенам центрального, правого и левого нефов — Святого Петра, многочисленных пап и лиц королевской крови. В соборе есть великолепные мозаики и картины, фигурные решетки и ограждения, да и под ноги стоит внимательно посмотреть, потому что полы тоже являются произведениями искусства.

Главным шедевром собора является так называемая «Пьета», или «Оплакивание Христа» — творение Микеланджело, представляющее собой статую Девы Марии, держащей на руках тело распятого Христа. «Пьета» стоит справа от входа, в первой капелле.

После совершенного в 1972 году покушения статуя защищена пуленепробиваемым стеклом и ограждена, и ее можно рассматривать с расстояния примерно 20 метров. Зато до статуй пап можно дотронуться, чем и пользуются почти все туристы. Башмаки некоторых пап от этого натерты до блеска.

Статуя папы Пия X. Здесь же он и похоронен.Часть списка всех понтификов, начиная со Святого Петра.Личный вклад в полировку башмака одного из пап.


Оставила впечатление стена перед входом в собор с высеченными на светлом мраморе именами всех пап, начиная со Святого Петра, с указанием года смерти. Всего в этом списке около 140 пап! Больше всего Иоаннов, Бенедиктов, Григориев и Пиев — каждых от 12 и более штук... то есть пап. С другими именами — поменьше.

Кому доведется побывать в соборе, следует также обратить внимание на одну из пяти входных дверей — она называется Святой, ее створки украшены 16-ю барельефами с различными эпизодами из жизни Христа, и открывается она один раз в 25 лет (я жалею, что не рассмотрел ее повнимательней).

Рядом со швейцарскими гвардейцами.Около почтового отделения Ватикана.


И обязательно надо поближе рассмотреть швейцарских гвардейцев, одетых в очень красочные (полосатые желто-сине-красные) костюмы, сделанные по проекту Микеланджело. Кому-то это одеяние может показаться даже клоунским, но приверженность столетним традициям вызывает только уважение.

Несомненно, эти гвардейцы неспроста постоянно маячат на подступах к собору — возможно, они и несут какие-то охранные функции (для этого у них есть все данные — ребята рослые и плечистые), но своим видом они больше привлекают туристов. Кстати, в 2006 году, в год нашего приезда в Рим, швейцарской гвардии исполнилось ровно 500 лет!

Справа от входа в собор имеется почтовое отделение Ватикана. Мы сочли нелишним и оригинальным отправить оттуда памятные открытки с видами Ватикана по своему адресу и по адресам своих близких.

В Ватикане, перед входом в музеи.Двор Пинии в Ватикане.

Наше знакомство с собором Святого Петра на этом не закончилось. Через 2 дня мы приехали к Ватикану пораньше — к 07.55, чтобы занять очередь поближе к кассам музеев Ватикана. И это себя оправдало в полной мере: когда кассы в 08.45 открылись, нам пришлось простоять за билетами всего 10 минут. В 2006 году два билета нам обошлись в 24 евро. И еще мы не отказали себе в удовольствии купить альбом «Ватикан» (на русском языке) за 16 евро.

На входе попадаешь на подъем, который представляет собой витую лестницу без ступенек, поднимаешься на третий уровень и попадаешь на обширную площадку, на которой можно перевести дух, собраться с мыслями и полюбоваться частью ватиканских садов в северной части этого крохотного государства.

Далее следует направиться в огромный двор (Cortilla della Pigna — двор Пинии), окруженный с четырех сторон стенами домов, в которых находятся различные музеи. В центре двора с 1990 года стоит огромный золотой шар (4 метра в диаметре) с двумя сферами. Говорят, что эта конструкция символизирует Землю и окружающую ее Вселенную.

Скульптуры в Этрусском музее.Скульптуры в Этрусском музее.


Должен сказать, что от изобилия экспонатов в музеях — скульптур, старинных карт, ваз, картин, ювелирных изделий, мебели, египетских и этрусских сокровищ (не говоря уже о мозаичных полах и росписи стен и потолков) — в голове в итоге образовалась целая каша.

Конечно, хотелось осмотреть всё, но осмотреть всё это богатство за несколько часов можно было только бегом, а уж воспринять, прочувствовать даже в самой малой мере было просто невозможно. И понимаешь при этом, к своему огромному сожалению, что всё это видишь в первый и последний раз.

Мое личное предпочтение — скульптуры, выполненные в классической манере. Что может сравниться по мастерству, тонкости и выразительности, например, с бюстами, выполненными древнегреческими и древнеримскими мастерами и представленными в Этрусском музее?

Смотришь на эти мраморные лица, не только императоров, но и различных знатных личностей и простых граждан, живших 2000 и более лет назад, и, при включении некоторого воображения, представляешь этих людей живыми, озабоченными делами и охваченными страстями... И понимаешь свою смехотворно-суетливую малость в пространственно-временном континууме.

Зал с чашей из порфирового монолита диаметром 5 метров.Анубис – бог с головой собаки.Древнеегипетские письмена.


Так же, почти с туманом в голове, побывали мы и в знаменитой Сикстинской капелле. Осознать мастерство, величие и значимость росписей Микеланджело, с его «Страшным Судом», за одно посещение невозможно, к этому надо много раз возвращаться, рассматривать по частям и смаковать, и счастливы должны быть те, кто имеет такую возможность.

Мы же, обычные туристы, немного ошалевшие от впечатлений и озабоченные нехваткой времени на всё, можем только сказать: мы посетили Сикстинскую капеллу. Там я попытался опрометчиво снять на память хоть немного на видеокамеру, но тут же услышал предупреждающий окрик охранника: «Мистер!» Фото- и видеосъемка в капелле запрещена.

С другой стороны, нельзя не отметить, что фотографировать можно сколько угодно во всех других местах музеев Ватикана. И никто не запрещает ходить там с рюкзаком за плечами (на входе только проходишь через металлодетектор). Кстати, точно такой порядок имеется и Лувре. Почему-то там никто не настроен видеть в каждом туристе потенциального вредителя и вандала, с чем приходится сталкиваться в российских музеях.

Гробница папы Иоанна Павла II в подземных помещениях собора.Вид купола с кровли собора.Подъем на купол собора Святого Петра – 380 ступенек.


Ярчайшим впечатлением для нас навсегда останется и подъем на купол Собора Святого Петра. Туда существует отдельный вход и отдельная плата — мы заплатили за 2 билета 14 евро. Эти же билеты позволяют спуститься и в подвальные помещения собора и посмотреть гробницы некоторых пап, в том числе Иоанна Павла II.

Тогда это было очень актуально, потому что он умер ровно за год до нашей поездки — весной 2005 года. Теперь это, наверно, уже не так интересно, потому что за прошедшие девять с половиной лет папой уже успели побывать: Бенедикт XVI (отрекшийся от престола в 2013 году) и Франциск (ныне действующий). В этих же подземных гротах под собором где-то находятся и мощи Святого Петра.

Подъем на купол собора происходит в два этапа. Сначала на лифте или по лестнице поднимаешься на так называемую Кровлю собора, на которой, прямо скажем, есть где разгуляться. Тут даже есть какие-то магазинчики и почтовое отделение. С кровли можно внимательно и вблизи рассмотреть купол собора снаружи. Хорошо видна конечная цель — верхняя площадка вокруг купола и мелкие фигурки находящихся там людей.

Но это только половина пути. Дальнейших путь требует значительных физических усилий — на самый верх можно подняться только пешком по лестнице, преодолев 380 ступенек. Лестница по большей части витая и местами такая узкая, что плечами задеваешь стены. При этом ты видишь вблизи впереди поднимающегося человека, а следом за тобой пыхтит следующий.

Боящимся замкнутых пространств здесь придется нелегко. Только в некоторых местах есть небольшие площадки, где наиболее слабые могут перевести дух. Кстати, мы были сильно удивлены, когда увидели среди поднимающихся туристов женщину с грудным ребенком на руках.

Вид Рима с купола собора Святого Петра.Резиденция губернатора и сады Ватикана.


И вот мы, наконец, на высоте 136 метров! Оттуда весь Рим виден, как на ладони. И вид этот захватывающий! Особенно красива с этой высоты площадь Святого Петра и перспектива до Замка Святого Ангела. Перейдя на другую сторону, хорошо видишь вблизи сады и здания на территории Ватикана.

С удовлетворением отмечаешь места по всему Риму, где уже побывал. Главным ориентиром служит огромное белое здание Алтарь Отечества на площади Венеция. Рядом с ним темнеют контуры Колизея. Четко видно русло Тибра и некоторые мосты через него. Особенно бросается в глаза большое количество куполов церквей, равномерно раскиданных по всему городу.

Спустившись с купола, мы не отказали себе в удовольствии еще раз зайти в Собор Святого Петра, на прощание.

© Фото: Анатолий Шибаев

Опубликовано: 13.11.2015
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.