Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Классификация видов отдыха

Туристические компании предлагают своим клиентам самые различные виды отдыха, и при этом зачастую бывает совсем не просто разобраться в том, что же именно подразумевается под каждым из них.

сегодня

25 апреля
На западном побережье Африки был поднят флаг США
На западном побережье Африки был поднят флаг США
Либерия
Либерия

25 апреля 1822 года в британской колонии на западном побережье Африки был поднят флаг США, что заложило основы истории Либерии, небольшого государства на западном побережье Африки, с республиканской формой правления.

Варанаси: гаты Ганги


Из цикла «В Индии много Индий… Blow. Horn. Намасте!» Часть 17

12 день, 20 октября  2008 г. – понедельник, Варанаси 

Подъем в 5.30. Если вы хотите увидеть восход солнца, где бы то ни было, в любой стране, следует встать очень рано. Нас разбудил звонок портье, и спасибо ему за это, а то мы бы проспали.

Варанаси. Рассвет на Ганге


На этих сайтах можно изучить карту города Варанаси и схему расположения гатов- ритуальных лестниц, ведущих к Гангу:

У города Варанаси, как водится, несколько названий. В честь слияния здесь двух рек (Варуна и Асси) городу дали его нынешнее название, при британцах его стали называть Бенарес. В Индии этот город  высоко почитается, как город Шивы.  Это город обладает многовековой историей и насчитывает миллионное население (свыше 17 млн.).

Благодаря археологическим раскопкам можно смело сказать, что ему свыше 4000 лет. Индусы верят, что Варанаси был первым городом на земле, построенным еще Богами. Согласно индуистским историческим хроникам, именно с этого места началось сотворение Вселенной. Первоначально Боги жили в Варанаси вместе с людьми, а  затем покинули город и ушли в Гималаи.

Мифы и легенды повествуют нам, что среди темных неподвижных вод плавало Мировое Яйцо, ничего более не существовало. Внутри этого Яйца из золотого зародыша появился Брахма. Силой своей мысли он разделил яйцо на две половину: одна стала небосводом, другая – землей. В середине земли вознеслась к небу гора Меру, и она стала поддерживать  небо.   

За скорлупой Мирового Яйца – бесконечность. Брахма устроил Вселенную по типу «каждой твари по паре», и с тех пор  мир и существует в постоянном единстве и борьбе противоположностей. Могучий Брахма – бородат и краснокож, у него четыре лица и восемь рук.

Вишну — Верховный Бог, олицетворение Абсолютной Истины. Вишну хранит мироздание, созданное Брахмой и обреченное на разрушение Шивой. Вишну обычно изображают многоруким темнокожим божеством, восседающим на троне в свободной позе.

Однажды Брахма и Вишну поспорили, кто из них сильней, и их спор был прерван появлением огромного огненного столба, который не имел ни конца, ни края. Как доказательство бессмысленности спора о превосходстве и силе, из столба огня и пепла возник Шива (Изображается длинноволосым с синей кожей в накидке из тигровой шкуры, волосы спутаны как у индуистских отшельников в дреды, вокруг шеи — змея, над головой — лунный серп. Посередине лба — третий глаз).

Что еще интересно, так это то, что Шива является создателем сакрального звук «ОМ», символизирующего божественную троицу Брахмы, Вишну и Шивы. Звук «ОМ» священен в индуизме, и считается, что он символизирует разнообразные троицы: рай, землю, и подземное царство, три времени суток и три способности человека (желание, знание, действие). Все религиозные тексты заканчивались этим звуком. И здесь опять тонкая ниточка связи с нашим АМИНЬ и католическим АМЕН.

А местом, где из-под земли выбился столб огня, был древний Варанаси, отсюда его название Каши («Город света»). Под таким именем он фигурирует в древних индийских эпосах: Махабхарате, Рамаяне, Пуранах и Бхагавад-гите. А им ни много, ни мало -  свыше 5 тысяч лет. Пришедшие сюда (не с миром) мусульмане дали городу имя Бенарес. В 1947 году вместе с независимостью городу вернулось старое имя - Варанаси.

Город расположен в излучине священной реки Ганг, в индийском понимании имеющей женский род. Река Ганга олицетворяет собой богиню очищения. Существует легенда, в соответствии с которой асуры (злые демоны), потерпев поражение в битве с богами под предводительством Вишну,  стали мстить людям. Что ни день то происходили убийства, которые совершали кровожадные асуры. Богам не удавалось их поймать на месте преступления, и они уходили безнаказанными, прячась под воду и зарываясь в илистое дно.

Божественный мудрец Агастья  глоток за глотком выпил океан, обнажив его дно и соответственно злобных асуров. Победив и наказав зло, боги обнаружили, что  океан испарился, и Агастья не мог вернуть его обратно. На вершине горы Меру  боги держали совет, что делать. Необходимо было, чтобы земля по-прежнему стояла на 4-х слонах и 4-х черепахах в окружении воды. Надо было заставить небесную Гангу низвергнуть свои воды на землю. Однако при этом был риск расколоть землю пополам из-за сильного удара воды.

И тогда Вишну вызвался принять на себя удар, подставив руки и плечи под поток воды. Воды ринулись вниз и семью потоками стали стекать по его рукам и ногам, а на земле объединились в единую реку и восстановили океан. С тех пор воды Ганги считаются  священными, способными смыть грехи человека, прекратить череду реинкарнаций  и позволить достичь нирваны.

И теперь ежегодно  сюда, к водам священной реки, направляются многочисленные паломники, чтобы искупаться в ее водах, испить ее воды. Ну а если умереть в Варанаси, или развеять прах над ее водами, то в рай можно попасть немедленно, минуя мучительную (с точки зрения индусов) череду рождений и смертей.

Обо всем этом мы прочитали перед поездкой, но одно дело прочитать, другое – увидеть собственными глазами. Спустившись вниз на ресепшн, мы обнаружили, что нас уже ожидает гид, и это было приятно, так как не создавало проблем.  Однако нас удивило, что он подошел к первому попавшемуся рикше и, договорившись с ним о цене, предложил нам сесть.

Озадаченные этим, мы уточнили у гида тот факт, что у нас в ваучере написано, что сити-тур будет на кондиционированной машине. Гид объяснил нам, что на рикше будет удобнее, так как улочки города узкие и не всякой машине можно проехать там, где проедет рикша.  В логике ему было не отнять, и мы, успокоившись, расслабились, наслаждаясь видом города на рассвете. Несмотря на ранний час, город уже ожил, и по дорогам двигались бесконечные повозки, толпы паломников, машин, мини-грузовиков и священных коров. Все это звучало, шумело, мычало, сигналило. Многочисленные торговцы уже тащили свои повозки с овощами и фруктами. 

Оглушенные звуками города, мы не заметили, как приехали куда-то. Сойдя с рикши, гид повел нас узкими улицами, задав довольно-таки быстрый темп. И вот завернув за очередной угол, мы, наконец, увидели реку. Свинцового цвета вода была чуть-чуть окрашена в розовый цвет на противоположном берегу. Мы стояли на высоком парапете, вниз сбегали ступени лестницы, а на воде у берега  неподвижно стояли лодки, придавая определенный колорит всей этой картине.

Лестницу и причал уже заполнили многочисленные туристы, паломники и местные жители, занятые в тур-индустрии. Алый шар солнца неторопливо вставал над краем реки, глубоко-лиловый цвет  горизонта все больше и больше теплел, наливаясь розовым цветом.

Внизу, с правой стороны, на высоких деревянных подмостках бородатый и раскрашенный садху зримо занимался молитвой или медитацией. В руках у него был медный сосуд, из  которого извергался  дым, и он махал этим кадилом, одновременно принимая разнообразные позы. Думаю, что он приветствовал восхождение солнца.   Внизу вокруг него сидели юноши, по словам гида, студенты, изучающие йогу.

Садху— аскет или йог в индуизме, который более не стремится к осуществлению трёх целей жизни индуизма: камы (чувственных наслаждений), артхи (материального развития) и даже дхармы (долга). Садху полностью посвящает себя достижению мокши (освобождения) через посредство медитации и познания Бога. Садху часто носят одежды цвета охры, которые символизируют отречение.

Время 6.20. Тихо и благостно звучит какая-то музыка, слышится звон колокольчика, мы оглядываемся по сторонам и видим название гата, оказавшегося первым на нашем сегодняшнем пути. Гаты – это лестницы, ведущие к реке для совершения священного ритуала пуджи, когда каждый индус стоит здесь «босой перед вечностью».

Варанаси. Рассвет на ГангеВаранаси. Рассвет на Ганге


Статистика утверждает, что в Варанаси их более ста, причем каждый оригинален по своей архитектуре, а все вместе они составляют самую известную часть достопримечательностей города. Гхаты, будучи неотъемлемой частью города,  прибавляют ему величия, духовной силы и привлекательности. Варанаси часто называют «городом гатов», отдельные из которых известны во всем мире. Иногда воды Ганги поднимаются высоко, так что скрывают  эти лестницы, связанные друг с другом своеобразной набережной. 

Индусы свято верят, что здесь, в этом наиболее святейшем месте в мире,  можно освободиться от груза мирской суеты, и войти в мир, в котором  преобладают  другие ценности. Считается, что тот, кто умер в Варанаси, удостаивается moksha (освобождение). Кремированный здесь человек прерывает замкнутый цикл, разрывая кольцо Сансары (бесконечную цепь рождений и смертей). Многие пожилые люди и вдовы приходят в Варанаси, чтобы умереть и быть сожженным на гатах, расположенных вдоль реки. А уже умерших людей родственники стараются транспортировать сюда со всей страны.

Для большинства туристов – это одно из главных мест посещения в  поездке по Индии, для чего надо встать в 6 утра и увидеть город с лодки на восходе солнца со стороны Ганги, которая здесь очень широка. Павильоны, дворцы, храмы, лестницы-террассы настолько густо облепили берег реки, что не оставляли никакого просвета. А вокруг священного города образовывается 5-мильная петля-парикрама (parikrama - ритуальный обход вокруг какой-либо святыни в индуизме.).

Энергоинформационные свойства города настолько сильны, что он почитается святым как буддистами, так индуистами и джайнами.

Самыми важными считаются следующие три гата - Manikarnika, Dasaswamedha, и Pancha-ganga.  Ритуальный обход этих гатов и омовение в Ганге на них называется Tri-tirtha Yatra. Также важным местом поклонения являются  гаты Asi Sangam и Varuna Sangam. Купание в этих 5 местах называется Pancha-tirtha Yatra (5 переправ).

Делать это надо в определенном порядке: сперва у Asi Ghat, потом у Dasaswamedha Ghat, затем у гата около Adi Keshava Temple около реки Варуна, затем у Pancha-ganga,  и наконец, около Manikarnika. Говорят, что если искупаться в этих 5 местах в течение одного дня и в указанном порядке, то можно избавиться от тягот телесной оболочки.

Можно посетить все эти места на лодке, но лучше обойти все пешком. Множество пилигримов проделывают 58-км путь вокруг Варанаси, начиная с  гхата Маникарник. По берегу реки они доходят до Асси гата и идут далее вокруг города. По дороге они посещают около 108  святынь. Говорят, что осуществление этой процедуры равносильно тому, чтобы обогнуть всю землю.

Варанаси. Утреннее омовение у Кедар ГхатаИтак, наша экскурсия начинается. На колоритном розовом в белую полоску здании написано его название - Kedar Ghat. Крыши зданий украшены пантеоном многочисленных цветных скульптур индуистских божков. Сами ступени тоже попеременно покрашены в белый цвет, и с воды все это многоцветие производит неизгладимое впечатление.

Этот гат весьма популярен у жителей Бенгалии и Южной Индии. Ниже находится Gauri (Parvati) kund (искусственный водоем), вода из которого обладает лечебными свойствами. Этот Gauri kund связан с женой Шивы Парвати, также известной под именем Гаури. Считается, что Гаури жила в Гималаях рядом с водоемом и занималась там йогой.

Возле него Шива объяснился ей в любви, после чего они вскоре поженились. И уж совсем в заключение скажу, что этот kund связан с легендой возникновения любимейшего из богов в Индии – Ганеши. Именно около этого источника в Гималаях он приобрел свою слоновоголовость.

Варанаси. Утренняя пуджаВаранаси. Дашашвамедха Гхат Dasashwameth (Dashaswamedh) Ghat


Полосатое здание – это храм, внутри которого имеется Kedareswara-лингам, высеченный из черного камня с белыми прожилками. Храм Шивы Кедарнатх (Kedarnath) был построен одним из махараджей империи Виджаянагар, знаменитого тем, что в погребальном костре вместе с ним сожгли 3000 жен и наложниц. Мифически посвященный двум гималайским вершинам-семитысячникам Кедарнатх (обитель Шивы), откуда берет начало один из истоков Ганги, храм Kedara и его гат становятся центром активности во время периода дождей священного месяца Sravana (июль-август).

Пока мы любуемся видом сверху, наш гид фрахтует лодку и возвращается за нами. Спускаемся вниз по ступеням, лавируя между медитирующими европейцами и индусками, готовящими атрибуты ежедневной пуджи (религиозный обряд). Этот ежедневный обряд включает омовение на восходе (или закате) дня и чтение священных писаний. Сопровождается зажжением свечи, установленной в маленькой бамбуковой плошке вместе с цветами, которую опускают в реку.

Мы садимся в лодку, нас в ней будет только трое и четвертый – гид, не считая лодочника.  Другие лодки, плывущие по реке, забиты до отказа группами туристов. Ловко орудуя веслами, совсем молоденький мальчишка-лодочник, с любопытством взирает на нас, а мы во все глаза наблюдаем картины жизни.

Варанаси. Утренняя пуджаВаранаси. Утренняя пуджа


Большинство индуистов принимают участие в религиозных обрядах ежедневно, а мы любуемся самим процессом. Многочисленные картины, которые мы уже видели в телевизионных передачах, здесь наяву кажутся декорациями к какой-нибудь опере. Индусы, отправляющие ритуалы, не обращают внимание на туристов: они окунаются в реку, моются в ней и даже  тут же, в священных водах, стирают свое белье. Как же, пусть и внешняя оболочка пропитается священным духом. Я не ерничаю, это просто другое для меня, а любые религиозные традиции другой веры, в которую ты не вошел всей душой, кажутся немного театральными. Тем более что ты наблюдаешь за ними со стороны…

Варанаси. Утренняя пуджаЗдесь каждый занят своим делом: кто набирает воду в кувшин, кто чистит зубы, кто возвел руки к небу и молится, закрыв глаза. А солнце уже золотило верхушки крыш, нежно озаряя многочисленную массу молящихся, создавая сюрреалистическую инсталляцию современной жизни на фоне древних построек.

Делаем фотки «против солнца» и снова получаем кадры полные красно-золотистого цвета. С реки панорама города и его гатов в серой дымке рассвета выглядит очень красиво. Именно поэтому здесь организуют утренние или вечерние прогулки на лодке по реке. В какой-то миг мне эта картина даже напомнила Венецию. Но это, конечно, если сильно прищуриться.

К нам подплыла лодочка, и лодочник предлагает купить плошку из пальмовых листьев, чтобы зажечь свечку и загадать желание. Это подношение богам, мы  не понимаем, можно ли нам это делать и отказываемся. Мы отплываем направо и плывем на юг по реке вдоль гатов. Я буду описывать все храмы вдоль Ганги, сперва на юг (т.е. направо от места посадки).

Два находящихся рядом гата Kedar и Vijaya Nagaram имеют разную высоту ступеней, и снизу это хорошо заметно, полосатое же здание наверху содержит две надписи наименований этих гатов. Итак, на следующем гате Vijaya Nagaram Ghat сегодня в большинстве присутствуют женщины. Гид объясняет нам, что раз в месяц женщины приходят сюда, чтобы помолиться о семье, детях, здоровье, загадать желание на мужей и детей.

Для усиления молитв они спускают на воду тарелочки с ноготками и лепестками лотоса, пропитанными маслом и поджигают их. Река не первой чистоты, но для индусов – это не важно, для них воды реки – священны. Женщины окунаются  полностью в воду прямо в сари, не обращая внимания на утреннюю свежесть. Они погружаются в воду с головой, их длинные мокрые  волосы змеятся  по спине.

Они окунаются в воду, молятся, зарабатывая очки на следующие жизни, обновляя свою карму – все это очень значимо для них, так как водные процедуры способствуют не только собственному очищению, но и снятию грехов с многочисленных предков. Вот и стараются они не только для себя, а и для прапрадедушек и прабабушек, чтобы они явились на эту землю в обличье человека, если не смогут достичь нирваны. Гат назван так в честь существовашего ранее в Южной Индии царства  Vijayanagar. Правитель этого королевства основал фонд для строительства гата в 1890 году. Расположенный рядом храм посвящен Nilakantha (Шиве) и Nishpapeshvara. А наверху находится ашрам Swami Karapatri.

Следующие два  здания направо то ли не достроены, то ли заброшены. А дальше следует  Lali Ghat. Этот гат был построен раджой Варанаси в 1778 году. Наверху находится несколько храмов, посвященных различным богам и богиням, таким как Kiratesvara и Mahalakshmi. С воды стало видно, как  на его нижней площадке в шеренгу выстроились молодые мальчики-монахи в шафранных одеждах. Они стоят лицом к солнцу и хорошо освещены, их сложенные руки говорят о молитвах во славу наступления нового дня.

Гид объясняет, что эти дети изучают санскрит - древний литературный язык Индии со сложной синтетической грамматикой. А вот белолицый Прометей-садху с факелом в руке – это хороший знакомый нашего гида. Он раскачивает лампаду, распевает священные гимны (мантры), пританцовывая и отдавая поклоны-благодарения Ганге, солнцу, всем частям света. Все это осуществляется под музыку и песнопение.

Это действо, может быть когда-то бывшее священным  ритуалом, сегодня больше смахивает на театральную постановку для иностранных туристов. Местное население не обращает на него никакого внимания. Сам гат – это еще один, используемый для постирушек. Профессиональные прачки-мужчины скручивают белье и со всей силы хлещут его по прибрежным камням и остается только удивляться, останется ли оно целым после такой жесткой процедуры.

Варанаси. Погребальный гат Harishchandra GhatИндуистская Мекка, религиозная столица Индии, Варанаси притягивает мысли всех индусов. Индусы считают самым высшим проявлением веры – желание умереть здесь. Быть кремированным здесь, чтобы прах был развеян над водами Ганги – это самое заветное желание, об исполнении которого мечтают все индусы.

Дровишки для вечернего костерка уже приготовлены и сложены на постаменте Harishchandra Ghat. Заботливые родственники иногда притаскивают сюда еще живых, и ожидают кончины для исполнения желания усопшего, иные копят на это всю жизнь.

Задумаешься, какова вера? Нам не понять…Пишут, что в соответствии с пожеланием покойного недавно здесь таким образом был развеян прах великого Джорджа Хариссона, одного из Beatles. Видимо, их паломничество в Индию в свое время произвело на него неизгладимое впечатление, которое проросло в нем своими корнями до крайней степени.

В рассказах туристов  описываются ужасы местной жизни: и глаза слезятся, и дым стелется  вдоль реки от погребальных костров и в воде плавают человеческие останки и прочее. Мы этого ничего не увидели, воздух чист, а на воде плавают только плошки с цветами. Ну, да и костров утром мы не увидели, к счастью. Все-таки нам свойственна некая интимность прощания с усопшими, а выставленная здесь напоказ и ставшая туристической фишкой города, процедура по сути погребения человека вызывает, мягко говоря, отторжение.

Я высказываю свое ощущение, так как все равно не смогла бы побороть себя и отстраненно наблюдать за чужим горем. Пугающий нас ритуал, естественно является данью религиозной традиции и сам факт ухода из жизни трактуется здесь как переход из одной жизни в следующую, и не вызывает страха.

В отличие от других гатов, наверху здесь не видно никаких храмов, только дрова, заботливо уложенные в поленницы. Название гат получил от мифологического короля Harish Chandra (царя Солнечной династии), который в целях самоуничижения, подтверждения правдолюбия и милосердия, исполнял здесь работы по кремации. За его упорство боги наградили его, восстановили на троне, причислили к лику святых и вернули к жизни умершего сына.  

В 1740 Narayana Diksit, местный гуру восстановил этот гат, и с тех пор это один из двух кремационных гатов в Варанаси (второй - Manikarnika). Позднее прочитали в путеводе, что все-таки здесь имеются святилища, они посвящены божествам Harischandresvara, Rohitesvara, Adi Manikarnikesvara и Vriddha Kedara.

Гид обращает наше внимание, что стоимость сожжения на костре из дерева составляет 3000 рупий, немыслимая сумма для большинства индусов. И цена может быть еще больше, если используются дрова сандалового дерева. Прежде чем возложить умершего на костер, его сперва обмывают в водах Ганги, то есть процедура выглядит так «вода-огонь-вода».

Таким образом, стихии воды и огня  очищают карму человека от всех накопленных грехов. В качестве альтернативы существует электрический крематорий, который обходится в 300 рупий. Он виден в глубине благодаря своим двум антеннам. Чтобы уменьшить  загрязнение воды и справиться с большим количеством трупов, нуждающихся в кремации, правительство штата Уттар Прадеш в 1986-87 годах построило этот крематорий с современным способом сжигания. Однако он не очень востребован, даже нищими.  

Конечно, естественное уничтожение тела на костре предпочтительнее, вот и копят на эту процедуру верующие индусы всю жизнь.  Гид повествует, что есть исключения: детей, беременных и прокаженных, а также садху не кремируют на костре. Им привязывают камень на шею и бросают в воду. Вот уж ужасы нашего городка…

Для Индии Ганга – это наше все, один раз в жизни каждый индус должен совершить паломничество сюда, искупаться и лучше это сделать при жизни. Так будет лучше для кармы. Ну а если не получилось при жизни, то тогда, как я уже говорила, надо приехать сюда умирать. Если не удается и это, то родственники должны привезти сюда прах и развеять над водами великой реки.

Мы плывем на юг по реке и следующий гат – Karnataka Ghat, построенный правительством штата  Mysore (ныне Карнатака) в начале 20-го века (1910 г.). Здесь есть святилище Ruru ("Собаки") Бхайравы (Bhairava - особо разрушительный и ужасающий аспект Шивы). 

Идущие друг за другом два гата  Prachina Hanuman Ghat и Hanuman Ghat построены в 1825 г. Первый Гат имеет отношение к святому Vallabha, положившему философское начало почитания Кришны. Здесь празднуют его день рождения в апреле-мае в период празднования Baisakha. Святилище содержит 5 Шива-лингамов: Rameshvara (в честь Рамы), Laksmaneshvara и Bharateshvara (в честь двух его братьев), Siteshvara (в честь его жены) и Hanumadishvara (в честь прислуги-обезьянки).

Hanuman Ghat ранее назывался Rameshvaram Ghat, так как считалось что его построил сам Рама. В настоящее время он находится внутри храма, в котором в разное время жили аскеты. Район рядом населяют выходцы из Южной Индии. А сам гат, будучи посвященным Хануману (божественной обезьяне, сыну богов), пользуется успехом у рестлеров и бодибилдеров.

Dandi Ghat построен Laloo Ji Agrawal. Здесь преобладают аскеты с посохами, наделенными определённой магической силой для различных целей. А сам гат достаточно чистый для купания.

Gularia Ghat назван так в честь огромного дерева, растущего здесь давным-давно. И сама лестница и платформа были также построены Laloo Ji Agrawal. Ступени лестницы состоят из частиц старых домов. Используется пилигримами для погружения в святые воды реки.

Shivala Ghat имел большое значение в ранние времена. В середине 19 века он состоял из нескольких маленьких гатов. В настоящее время здесь высокое здание, построенное непальским королем Sanjay Vikram Shah, храм Шивы и духовный центр Brahmendra Math. Здесь нет никакой значительной культурной деятельности, поэтому немногие из паломников и местных жителей производят здесь омовение.

Mahanirvani Ghat расположен в северном конце Nirvani Ghat. Назван он в честь Mahanirvani, секты Святого Змея. Здесь рядом расположены 4 небольших святилища, посвященных Шиве, возведенных непальским махараджей. В 7-м веке здесь жил известный философ Acharya Kapil Muni. Еще известно, что рядом находится дом матери-Терезы.

Niranjani Ghat также принадлежит секте Святого змея, которая основала здесь в 1897 году святилище Niranjani Akhara. Первоначально этот гат был частью следующего Cheta Singh Ghat. Сейчас здесь имеется 4 святилища, включающие отпечаток ноги  Niranjani Maharaj Durga Gauri Shankar и образы Ганги. Люди не окунаются в воду здесь из-за небольшой значимости этого места.

Cheta Singh Ghatэто исторический, укрепленный гат. Это место было ареной жестокой схватки между войсками Уоррена Гастингса и Chet Singh в 1781. И сам форт и гат был отвоеван у британцев во второй половине 19 века махараджей Prabhu Narayan Singh. Изначально он был известен как Khirki Ghat, но в настоящее время он имеет 4 составные части, известные как  Cheta Singh, Niranjani, Nirvani and Shivala. Гат имеет 3 храма постройки 18 века, посвященных Шиве. До середины 20 века он имел важное культурное значение. Именно здесь тогда проводился семидневный фестиваль Budhwa Mangal. Из-за сильного течения люди избегают купаться здесь. В 1958 году правительство штата произвело его реконструкцию.

Дворец Chet Singh Ghat довольно красивый с башенками и входными воротами. Вообще-то и сам город начинали строить с дворцов по берегам Ганги, затем сюда приезжали другие богатые вельможи, и город рос и расширялся. Иногда название гхата было связано с именем человека его построившего.

Мы видим старого бородатого и волосатого  садху, и гид сообщает нам, что они приезжают сюда умирать. Здесь в Варанаси есть специальные монастыри, где садху живут до окончания жизненного пути, а затем камень на шею и в воду, и это считается самым счастливым концом. 

Panchkota Ghatдворцовое здание и одноименный гат были построены королем из Бенгалии Panchakola во второй половине 19 века. Серия небольших лестничных пролетов ведет к дворцу, внутри которого расположено 2 святилища. Гат не имеет особо важного значения.

Prabhu Ghat построен в начале 20 века Бенгальским правителем Nirmal Kumar. Большинство лодочников живет в этом районе. Обычно прачки именно здесь стирают белье. Гат имеет очень небольшую социальную и культурную значимость.

Nishad Ghat раньше был частью Prabhu Ghat до первой половины 20 века. В наши дни здесь можно увидеть многочисленных лодочников с их плавсредствами и сетями. Гат обладает храмом  Nishad raj, который на самом деле был построен на пожертвования лодочников совсем недавно. Мы видим на ступенях  мужчину, так тщательно намыливающего себя и даже свою обувь, что хочется верить, что он полностью очистится от всех грехов. А гид комментирует, что если сильно захотеть, помолиться, чтобы бог дал достаточно времени и денег, то вы обязательно вернетесь сюда.  

Jain Ghat до 1931 годы был частью следующегоVaccharaja Ghat. Позднее местная джайнская община произвела реконструкцию и назвала его Jain Ghat. Джайны осуществляют омовения и проводят религиозные обряды на южной стороне гата, а  северную оккупировали семьи лодочников, придавая ему совершенно другое звучание.  У гата есть 2 джайнских храма. Jain Ghat больше напоминает наши монастыри своей беленой крепостной стеной и башней храма в центре внутреннего двора. К нему ведет очень крутая лестница.

Последний из виденных нами Vaccharaja Ghat был построен торговцем по имени Vaccharaja во второй половине 18 века. Считается, что 7 учитель-тиртханкар Suparshvanatha родился поблизости. Сегодня здесь живет большинство джайнов. Идущая вверх к улицам лестница имеет три небольших святилища, посвященных Шиве, Ганеше и великолепной Ганге, оседлавшей крокодила. Время от времени здесь проводят  культурные мероприятия. Этот гат очень удобен местным жителям для  омовения.

Большинство из этих храмов красного цвета, кроме  Vaccharaja Ghat, выкрашенного в светло-зеленый. Наш гид говорит медленно и у него хороший английский, его приятно слушать. Кроме того, его речь не лишена юмора, и мы смеемся над его шутками. Он поведал нам, что город хорош для тех, кто прибывает сюда с желанием решить какие-то проблемы. Здесь можно решить любую проблему, только окунись в воду – и все будет O'K. Если у вас нет детей, помолись здесь – и ребенок появится. Если у вас проблемы с кожей вода поможет вылечиться. Последнее, правда, вызывает у нас сомнение, особенно учитывая, что здесь окунаются все больные, включая и прокаженных.

Эта разноцветная россыпь цветных сари, захватывающая дух картина реки в рассветный час,  волшебный свет восходящего солнца, разнообразные дворцы и гаты – все это, конечно, производит впечатление.  И проникнувшись святостью этих мест некоторые иностранцы снова и снова возвращаются сюда.

Далее следует череда гатов – Mata Anandami, Janaki, Bhadaini,  Tulsi, Rewan, Ganga Mahal, Assi. Каждый из них представляет какой-то интерес, но мы разворачиваемся и плывем обратно. Пока я веду съемку, рассказывая о храмах, Катя объясняется с гидом, еще раз показывая ему ваучер. Гид заметно нервничает, как-то сникает и прекращает свой рассказ. Мы не страдаем от этого, поэтому не придаем этому значения. Возвращаемся к Kedar Ghat, от которого начали нашу лодочную прогулку и высаживаем гида. Он объясняет, что ему надо кое-что выяснить, а мы можем еще покататься без него.

За время нашего отсутствия  развернутое действо на Lali Ghat пришло в полный разгар.  На открытом балконе здания трое человек поют песни, разносимые вокруг усилителями. Садху продолжал свои непонятные движения и позы, а дети притопывали и прихлопывали под музыку. В хвост шеренги детей пристроилась европейка, и было видно, что эту песню она знает.

Оставшийся с нами наедине лодочник пытается  что-то сказать, но его язык требует длительной тренировки, поэтому мы его игнорируем. К нам подплывают многочисленные лодки, владельцы которых торгуют немудреными сувенирами, не представляющими ничего интересного.  В основном это маленькие кувшинчики для воды из Ганги. Купающиеся и молящиеся пьют из них воду из реки, и набирают ее про запас.

Мы плывем теперь уже налево, и снова гат следует за гатом:

Caowki Ghat, Ksemesvara/Somesvara Ghat, Manasarovara Ghat, Narada Ghat, Raja Ghat, Khori Ghat, Panda Ghat (Babua Pandey Ghat), Sarvesvara Ghat, Digpatia Ghat, Causatthi Ghat, Rana Mahala Ghat, Darabhanga Ghat, Munshi Ghat, Ahilyabai Ghat, Sitala Ghat, Dashaswamedh Ghat, Prayaga Ghat, Rajendra Prasad Ghat, Mana Mandira Ghat

Первый за Kedar Ghat, Caowki Ghat был построен в 1790 году и  знаменит своим огромным фикусом (Ficus religiosa), растущим на вершине, в его тени находится множество каменных фигур змей-нагов. Возможно это остатки храмов раннего буддийского периода. Совсем рядом с деревом расположен храм Rukmangeshvara, а недалеко можно увидеть Naga Kupa ("Змеиный источник"). Во время проведения фестивалей, посвященных змею-наге Pancami (празднуемом в июле-августе), эти святилища  особо почитаемы.

Kshameshwar Ghat (Somesvara)  широким каскадом спускается к реке. За исключением небольшого храма, здесь нет ничего интересного, особенно если сравнивать его с величественной архитектурой Raja Ghat. Старое имя этого гата - Nala Ghat, и он был построен в начале 18 века. Последователи Kumarasvami построили здесь наверху монастырь в 1962 году. Там же находятся святилища Kesemesvara и Ksemaka Ganga. Живущие поблизости здесь – выходцы из Бенгалии.

Небольшой Manasarovara Ghat  - назван так в честь одноименного священного озера в Тибете (близ Ганготри), у подножия горы Кайлас, гималайского жилища Шивы. Наверху гата, действительно, имеется небольшой пруд. А построен этот гат был раджой Ман Сингхом из Джайпура в 1585 году, и был перестроен в 1805. Рядом находятся святилища, посвященные  Rama, Lakshamana, и Dattatreya.

Narada Ghat, ранее известный как Kuvai Ghat, был сооружен Dattatreya Swami, главой монастыря, в 1788 году. Этот гат посвящен Sage Narada, божественному музыканту и мудрецу. Здешнее святилище содержит изображения 4 божеств: Naradesvara, Atrisvara, Vasukisvara и Dattatreyesvara.

Далее Raja Ghat, он  интересен широкой лестницей и прямо кремлевскими башенками за красной стеной слева. До 1887 года это была очень известная пристань. Со строительством моста лордом Duffrin (с 1 января 1887 года), его значение, как переправы, было утеряно. Позднее мост переименовали, дав ему имя основателя индуистского Университета Варанаси – Malaviya. В старой литературе этот гат неоднократно упоминается за свои заслуги.

Khori Ghat также известен как Ganga Mahala Ghat, но изменил свое название в 19 веке благодаря  Kavindra Narayana Singh. Находящееся наверху сложное строение из 5 храмов подчеркивает его внушительный вид.

Panda Ghat (Babua Pandey Ghat) назван так в честь известного борца Babua Pande. Рядом находится святилище Someshwara (Шивы). По соседству находится еще одна святыня - Prabhasa Tirtha.    

Сушка белья на ГангеВаранаси. Гаты Ганги


Возле Babua Pandey Ghat на крутых склонах сушится белье. Простыни прямо выложены квадратами на откосах. Оправданием этому служит поверье, что на солнце из белья испаряются злые силы. Мы предположили, что здесь-то, наверное, и стирается отельное белье.

Вчера вечером мы  закатили маленький скандальчик по поводу того, что бельецо мягко сказать серенького цвета, а теперь стало понятно, что современные технологии, вероятно, сюда еще не дошли и можно только радоваться, что спишь на белье, постиранном в водах священной реки. Гат представляет собой узкий спуск к воде. Никакой особенной архитектуры в этом гате нет, он используется  для стирки белья.

Sarvesvara Ghat был известен уже в ранние годы 17 века, но окончательный вид он принял в конце 18 века под патронажем Mathura Pandey. Недалеко отсюда, в святилище, имеются изображения «небесного брода»  Keshava и Serveshvara.

Digpatiya Ghat расположен почти что на самом берегу реки,  сами сходы узкие и крутые, но широкие. Дворец представляет собой изысканную архитектуру Севера Индии и нынче известен как как «Ашрам Kashi», духовный центр. Он был построен в 1830 году бенгальским раджой Digpatia.

Causatthi Ghat пользуется любовью местных, так как основная масса туристов все-таки стремится к Dashaswamedh Ghat. Название  ‘causatthi’ происходит от слова ‘chausatha’, означающего 64. Это указывает на число йогиней, прислужниц грозной богини Кали. Храм Chausatthi Devi расположен неподалеку. Этот храм посещал Madhusudana Sarasvati, прославленный ученый средневековья (16 в.). Храм был восстановлен в 1670 году королем Удайпура. 

Сегодня в храме представлено только 60 йогинь, четыре из них находятся в других местах. Этот гат привлекает толпы паломников во время полнолуния в период марта-апреля. Другим важным событием, отмечаемым здесь, является яркий праздник Holi. Люди спускаются по лестнице и приносят символические подношения предкам, опуская их в святые воды реки. Большой песчаный дворец возвышается над этим гхатом, он был построен в 1807 году. Сейчас его используют для религиозных церемоний, а иногда и для проведения музыкальных концертов.

Следующий гат - Rana Mahal Ghat ничем особо не примечателен и на самом деле является продолжением предыдущего гата. Наверху – святилище Vakratunda Vinayaka, одного из 56, посвященных Ганеше.

За ним следует  Darabhanga Ghat, над которым расположено здание в стиле палаццо с двумя башнями и греческими колоннами. Пышное здание вдоль гата, храм Шивы (в районе Nilakantha) были построены в 1915 году  правителем Бихора Darabhanga. Наверху также есть святилище   Kukuteshvara.

Munshi (Munsi) Ghat был построен министром финансов штата Darabhanga в 1912 году, и является выдвинутой частью предыдущего Darabhanga Ghat. После смерти министра в 1924 году, он был переименован в его честь. Это живописный и достойный фотографии гат.

Ahilyabai Ghat  построен в 1778 году на месте старого Kevelyagiri Ghat. Он  был первым гатом, названным в честь своего создателя. А им была королева Ahilyabai Holkar. Она также восстановила храм Vishveshvara в 1777 году, и таким он выглядит и сегодня. Лестница достаточно широкая, и спуск к реке пологий, это сделано для облегчения входа в воду пилигримов. Гат также используется для стирки белья.

Sitala Ghat в действительности является южным продолжением Dasasvamedha Ghat. Он называется так из-за находящегося рядом храмом Богини болезней (sitala). В марте-июле и сентябре-октябре здесь празднуется «8 день» в честь богини Sitala Asthami. Сюда также приходят на поклонение молодожены и члены их семей. Они совершают здесь последовательные ритуалы после выхода из храма.

Проплываем мимо наиболее известного и большого гата - Дашашвамедха Гхат Dasashwameth (Dashaswamedh) Ghat (в переводе «место принесения в жертву 10 коней»). Иногда его еще называют Мэйн-гхатом. В соответствии с мифом, посвященным Дивадаси (царю ариев), Брахма (создатель троицы богов) осуществил жертвоприношение именно на этом месте. Шива и Парвати ожидали, когда у царя лопнет терпение, и он покинет город Каши, позволив им вернуться туда.

Однако сложная серия жертв помогла царю Девадаси  закрепиться в городе надолго. Исторические хроники подтверждают аналогичный факт жертвоприношения во втором веке индуистской династией Bhara Shiva Nagas. На вершине лестницы находится несколько святилищ: Sulatankeshvara, Brahmeshvara, Varaheshvara, Abhaya Vinayaka, богинь Ganga и Bandi Devi. Все они включены в обязательное посещение для паломников. Здесь самое популярное, доступное и святое место для утреннего омовения с целью избавления от грехов.

Солнце уже окончательно взошло, и мы не смогли увидеть здесь картину массовой пуджи (церемонии благодарения Ганги) на восходе. С двух сторон этого гата возвышаются две башни, а здание слева окрашено в нежно-розовый цвет. Вызывает сомнение возможность подплыть к пристани этого гата, так как здесь в ожидании плотно стоят многочисленные лодки. Здесь же коротают время под большими бамбуковыми зонтиками местные массажисты в ожидании клиентов.

К сожалению, с этим гатом связаны печальные события. Мусульманские террористы произвели здесь серию взрывов несколько лет назад, в результате которых погибли люди. Взаимная многовековая вражда между индуистскими религиозными фанатиками и исламистами имеют такие страшные последствия…Их не останавливают даже святые места. В ходе конфликтов неоднократно уничтожались мечети и храмы. Так, в 2006 году взрыв прозвучал в храме Вишванатх.

При свете дня видно все разнообразие дворцов, их цвет и архитектура. Некоторые из них напоминают средневековые крепости.

Prayaga Ghat совместно с святилищем Prayagagesvara копирует  аналогичный в Аллахабаде. Храм Prayaga, известный как "Tirtharaja" (король учителей) находится в Аллахабаде, на месте слияния рек Ганги, Ямуны и невидимой Сарасвати. Существует поверье, что осуществление здесь, в Варанаси, ритуалов и святых омовений дает такие же результаты, как в Prayaga, расположенном в 80 км отсюда.

В настоящее время не очень используется в святых целях. Более того, оно используется лодочниками для хранения моторов. Храм и территория гата были реконструированы королевой Западной Бенгалии. Этот гат легко узнаваем из-за своего окрашенного в охру здания индуистского храма. Напротив него под большими зонтиками обосновались астрологи-предсказатели, оказывающие услуги пилигримам.

Rajendra Prasad Ghat в действительности является северной частью Dashashvamedha Ghat. Однако в 1979 году его переименовали в честь первого президента Индии (1950-1962). Rajendra Prasad (1884-1963). Почти до конца 19 века каменная статуя лошади  украшала эту часть гата, в доказательство жертвоприношения. Статуя была изготовлена  Bhara Shiva Nagas во втором веке. В связи с этим гат имел и другое имя "Ghoda Ghat" ("Лошадиный").

Считается, что это изображение лошади переместили в храм Sankatmochana. Мифы повествуют нам, что служанки Bhara Shiva Nagas купались здесь. В настоящее время здесь ежедневно проводятся разнообразные культурные мероприятия проходящие на специально построенной для этих целей сцене. Узнать это место можно по двум водонапорным башням, окрашенным в нежно-розовый цвет, с расположенными внизу огромными изображениями каких-то божеств.

Последним мы увидели Mana Mandir Ghat. Старым именем этого гата было Someshvara, но в 1585 году амберский раджа Savai Mana Singh построил здесь свой дворец и гату дали его имя. Этот гат главным образом известен благодаря пышному зданию раджпутской архитектуры с восхитительными резными окнами. Дворец еще интересен тем, что на его крыше устроена обсерватория, построенная при Savai Jai Singh II. 

Под руководством  министра-астролога обсерватория была построена в период с 1710 по 1737 год.  Она содержит 4 основных астрономических инструмента, и претерпела 2 реконструкции в 1850 и 1912 под патронажем королей Джайпура. Находящиеся поблизости святилища посвящены Someshvara (богу Луны), Dalabheshvara, Rameshvara и Sthuladanta Vinayaka.

Вроде бы мы внимательно смотрели на надписи, но то ли они имеют различную транскрипцию, то ли что-то другое, но мы не обнаружили многих указанных на схеме гатов. Одно могу сказать точно, что до Manikarnika Ghat (самого священного)  мы не доплыли, да и неудивительно: все гаты протянулись вдоль реки на 3 километра.

Очень жалею, что не смогла найти такую подробную информацию до нашей поездки, поэтому  даю далее адреса замечательных  англоязычных сайтов, теша себя надеждой, что кому-то это может помочь. А нанимая лодочника, требуйте поездки от Асси гхата до Маникарники. Вся эта информация была почерпнута мной из сайтов, размещенных по адресам: www.india9.com и www.varanasithecity.com, а на это сайте можно увидеть космическую карту берегов Ганги.

Тексты я переводила с помощью функции переводчика и представила здесь в моей вольной обработке. Однако смешно вспоминать, что слова храм и раджа в переводе звучали как висок и штоссель. Так что теперь последнее слово прочно вошло в мой лексикон.

Вот наименование гатов, которые мы не увидели - Tripura Bhairavi Ghat, Mira Ghat, Phuta/Naya Ghat, Nepali Ghat, Lalita Ghat, Bauli/Umaraogiri/Amroha Ghat, Jalasayi Ghat, Khirki Ghat, Manikarnika Ghat, Bajirio Ghat, Scindhia Ghat, Sankatha Ghat, Ganga Mahal Ghat, Bhonsala Ghat, Naya Ghat, Genesa Ghat, Mehta Ghat, Rama Ghat, Jatara Ghat, Raja Gwalior Ghat, Mangala Gauri Ghat, Venimadhava Ghat, Pancaganga Ghat, Durga Ghat, Brahma Ghat, Bundi Parakota Ghat, Sitala Ghat, Lala Ghat, Hanumangardhi Ghat, Gaya/Gai Ghat, Badrinayarana Ghat, Trilocana Ghat, Gola Ghat, Nandesavara/Nandu Ghat, Sakka Ghat, Telianala Ghat, Naya/Phuta Ghat, Prahalada Ghat, Adi Keshava Ghat.

Хания, 2008 г.

 Фото: Хания

Опубликовано: 07.11.2015
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.