Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Летний отдых для малышей

Ребенок утяжеляет багаж как минимум на пять собственных масс. Просто удивительно, как много надо такому маленькому существу. Хорошо, что теперь практически во всем мире можно купить привычные товары.

сегодня

22 июня
Началась Великая Отечественная война
Началась Великая Отечественная война

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В этот день фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Армия и население страны не были к этому готовы. В первый же день было уничтожено 1200 советских самолетов.

Узкоколейка — живая история


Из цикла «Вокзалы и дорога». Часть 2

С платформы на станции Рудница местный вокзал выглядит как далекий оазис, мерцающий в темени ночи. Чтобы пройти к нему приходится преодолеть не одно препятствие. Удивительно, но несмотря на позднее время, в зале ожидания довольно много народа. Так что лучше время до отправления поезда провести на улице.

На главном перроне ничего интересного. А вот если завернуть за угол, то можно увидеть удивительное зрелище. Там среди пожухлой травы на пустыре стоит игрушечный поезд. Откуда он здесь взялся?

Включенный фонарик несколько проясняет ситуацию. Оказывается, и локомотив, и вагоны стоят все-таки на рельсах. Вот только они вросли уже в землю. Да и расстояние между ними всего 750 миллиметров, что более чем в два раза меньше «нормальной» 1520 миллиметровой колеи.


Именно отсюда начинается маршрут Рудница-Голованевск протяженностью 130 километров. Сегодня это самая протяженная узкоколейка Украины с регулярным пассажирским сообщением. А все начиналось с Южного общества подъездных путей.

Первая линия Житомир-Ольвиополь (ныне Первомайск) протяжённостью 465 километров открылась в 1900 году. Хотя до этого уже существовали отдельные изолированные участки. Больше всего их строили для обслуживания сахарных комбинатов и торфяных разработок.

В отличии от большой Европы в Украине была сформирована целая сеть узкоколейных железных дорог. И было время, когда они достаточно эффективно конкурировали со свои старшим братом. Главное преимущество — дешевизна. Не нужно было оборудовать мощные насыпи. Зачастую рельсы со шпалами клали прямо на землю.

Для маленькой дороги производили соответствующие локомотивы и вагоны. Тепловоз ТУ2 выпускался с 1955 по 1958 года на Калужском машиностроительном заводе. Всего было построено около 300. Классический однообъемный корпус вагонной компоновки поставлен на мощную раму с двумя двухосными тележками.

Сердцем является двигатель 1Д12, ведущий свою родословную от знаменитого танкового дизеля В2. Его мощность составляет 300 лошадиных сил. Изначальную модель разработали конструкторы дизельного отдела Харьковского паровозостроительного завода. В дальнейшем производили на Барнаултрансмаше.

Вращение через муфту передавалось на генератор. А он в свою очередь питал электрические двигатели. Такая схема оказалось простой и надежной в эксплуатации. Вот только из-за повышенного расхода масла выглядит локомотив изрядным неряхой. К тому же сложная схема приводов распределительных валов повышает уровень шума.

Пассажирские вагоны были выпущены в 1959 году на заводе Pafawag в польском городе Вроцлаве. Что подтверждает табличка прикрепленная над ступеньками. Первый от локомотива мягкий, второй жесткий. Понятно, что отличаются друг от друга только типом сидений. А вот у проводника отдельное изолированное купе.


Тем временем луч фонарика высвечивает очередные находки. В паре десятках метров обнаруживается ручная стрелка. Немного дальше находится железнодорожный переезд со шлагбаумами. Чтобы поднять или опустить стрелу необходимо покрутить специальную ручку. А дальше вступает в работу система тросов.

Такую реликвию вряд-ли где еще можно встретить. Хотя главная достопримечательность скрывается в темноте. Настоящий семафор! Причем действующий. Его рука сейчас опущена, что означает запрет на движение. Связанная с ним система безопасности уникальна в своем роде.


Машинисту перед рейсом выдается специальный жезл. Это небольшой медный цилиндр, прикрепленный к большому металлическому кольцу. На станциях есть специальный аппарат, куда и вставляется данный предмет. Скушал полуавтомат железку — выдал команду. Дальше поднялась рука семафора. Можно ехать.

Интересно, что жезлы обмениваются прямо на ходу. Для того чтобы отдать, станционному работнику его просто бросают. А вот чтобы забрать, в обмен приходится заняться некоторыми акробатическими упражнениями. Помощник высовывает руку, и ему накидывают то самое кольцо с жезлом. Со стороны выглядит все очень даже забавно.

Маленький состав движется достаточно жестко. Может быть из-за это ощущения такие как будто несется курьерский поезд. Хотя по сути поезд при всем желании больше 50 километров в час разогнаться не может.


Ночью локомотивная бригада немного жульничает. А вот с рассветом приходится уже нормально работать. То есть, при подъезде к железнодорожному переезду поезд останавливается. Помощник машиниста выбегает и вручную закрывает шлагбаум. Дожидается, когда состав переедет через дорогу. Открывает все — и опять бегом на свое место. Тяжеловатая у него работа.

С восходом солнца постепенно меняется и пейзаж за окном. Перелески с полями и немногочисленными селами сменяются холмистой степью. Большой мост через реку Южный Буг служит своеобразным предупредительным знаком. Приближается пересадочный пункт.


Гайворон в начале прошлого века был своеобразной столицей узкоколейных железных дорог. Здесь находился тепловозоремонтный завод и большое депо. Они вроде бы и сейчас на месте. Вот только это уже не жизнь, а существование.

Хотя, судя по новым железобетонным шпалам, жизнь на узкоколейке еще продолжается. Возле маленькой станции стоит второй поезд. Пересадка много времени не занимает. Благо, что пути соседние. Второй большой вокзал находится по другую сторону. Там подходит широкая колея.


Возле главного перрона стоит дрезина АС1А. Вернее сказать, двухосная служебная автомотриса, выпускавшаяся в СССР с 1964 по 1980 года на Великолукском локомотивовагоноремонтном заводе. Названа так из-за того, что в ней установлен автомобильный мотор от грузовика ГАЗ-51.

Чуть ближе стоит рабочий узкоколейный поезд, состоящий из бытовки, открытой грузовой платформы и снегоочистителя. А на подъезде к станции за бетонным забором виднелся паровоз и целое стадо вагонов. Второй паровоз, но уже стоящий на постаменте виден при проезде через переезд. Так же привлекает внимание старая кирпично-каменная водонапорная башня.

В районе села Ульяновка узкоколейка пересекает одесскую трассу. Имеется здесь и станция, по непонятной причине названная Грушка. Дело в том, что село с таким названием стоит в стороне. Этот пересадочный пункт очень удобен для путешественников. Ведь в этом месте на автомагистрали обязательная остановка для автобусов.


Еще немного — и конечная станция узкоколейки, станция Голованевск. Здесь узкая колея находится рядом с широкой. Опять-таки, очень удобно. Перешагнуть с одного поезда в другой. Несмотря на свое «нормальное» предназначение, выглядит он весьма необычно.

Один плацкартный вагон тянет маневровый локомотив ЧМЭ3. Оказывается, использование подобных составов на коротких пригородных маршрутах не такая уж и редкость. Этот чехословацкий тепловоз с электрической передачей был разработан и производился на заводах «ЧКД-Прага».

Станция Подгородняя является конечной данного этапа железнодорожного путешествия. Так как следующим объектом является река Южный Буг, приходит очередь воспользоваться автобусом.

(Продолжение следует)

© Фото: Станислав Власенко

Опубликовано: 19.02.2015
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.