Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Горящие туры. Фото с сайта radikal.ru

Купить горящий тур можно в межсезонье, когда заполняемость отелей на низком уровне и хозяева предлагают скидки внушительных размеров. Как правило, обслуживание остается прежним.

сегодня

19 августа
День пасечника Украины
День пасечника

19 августа – День пасечника Украины. Это профессиональный праздник пчеловодов, который обычно отмечается два дня. В этот день проводятся ярмарки, особенно насыщена программа празднования в Киеве.

Ушмаль - церемониальный комплекс майя


Из цикла «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает…» Часть 20

8 день, 21 марта  2010 г. – воскресенье,  Кампече - Ушмаль -  Мерида

Сегодняшнее утро встретило нас сильным ветром, от которого гнулись пальмы, растущие рядом с отелем. Мы выруливаем на набережную и едем вдоль залива, подсмеиваясь над наивными монументами, изображающими обращение индейцев в правильную веру. Море в заливе неспокойное, и мы напрягаемся, ведь мы уже в 400 км от места отдыха. Хочется, чтобы погода не подвела, и дала нам возможность покупаться и позагорать.

Городская скульптура Кампече

Полуостров Юкатан, благодаря своей удаленности от центральных районов, благополучно сохранил на своей территории значительные развалины древних сооружений, таких как Чичен-Ица и Ушмаль.

Сегодня нам предстоит проехать 2 часа до одного из этих археологических сайтов, одного из важных церемониальных центров майя на Юкатане. Это Ушмаль, который находится во второй основной области здешнего обитания майя, носящей название Пуук. Название этой области переводится как «страна низких холмов» благодаря цепи низких каменистых холмов, расположенных на юго-западе Юкатана.

Не буду изобретать велосипед и приведу слова из умных книг: «Стиль пуук стал доминировать в архитектуре майя в X—XI веках н. э. Он подразумевает разделение конструкции на две части — верхнюю и нижнюю. Часть, расположенная ближе к земле, обычно голая. Зато верхняя изобилует лепниной, резьбой и богато оштукатурена. Древние скульпторы с любовью и вниманием к каждой детали вырезали тончайшие каменные украшения, которые покрывали фасады религиозных сооружений. Для пуука характерны змеиные мотивы, геометрические рисунки, изображения крестов и колонн, а также бога дождя Чака».

Эмилио начинает свой рассказ с информации о том, что в древние времена индейцы майя в основном питались дикими кабанами и индейками, сегодня меню местных жителей составляет в основном свинина и курятина. Мы с интересом узнаем, что нынешний американский штат Техас к концу 18 века являлся частью испанской колонии «Новая Испания», а после завоевания независимости от Испании, Техас стал частью нового государства Мексика.

«К середине 1830-х гг. диктатура и беззаконие в Мексике привели к тому, что государство оказалось на грани распада: жители территории Техаса и Юкатана выразили — согласно конституционному праву — желание отделиться. В 1835 году президент Мексики генерал Антонио Лопес де Санта-Анна предложил новую конституцию, согласно которой отменялось рабство, бывшее нормой среди американских переселенцев. Кроме того он усилил давление на американцев, требуя разоружения и принудительного выдворения нелегальных иммигрантов из пограничных штатов США и отдачи их земель. Эта политика мексиканского правительства вызывала недовольство среди жителей Техаса, и послужила поводом к войне за независимость. В результате нее Мексика потеряла большую часть своей территории (часть Калифорнии и Техас)».

А также штаты Юта и Колорадо. При любимом мексиканском президенте Бенито Хуаресе начали закрывать католические церкви и начали усиливаться права местного населения. Белое население Мексики были крайне недовольны этим, и обратились к французскому императору Наполеону III за помощью. Эмилио в своей манере рассказывает это так: «Слушай, Наполеон, приходи к нам…».

Кстати, еще вчера Эмилио сказал, что Кампече является родиной жевательной резинки. Сегодня он продолжил свой рассказ. Южноамериканские индейцы майя жевали застывший сок дерева саподилла, или Чику. При повреждении коры оно обильно выделяет белый клейкий латекс. Делали они это в качестве очистки зубов и, как сейчас говорится в рекламе, «для освежения дыхания и соблюдения щелочного баланса».

Было это более 1000 лет тому назад, и латекс (млечный сок каучуконосных растений) добывался с целью создания шариков для жевания. Ацтеки взяли это производство на вооружение от майя, дав ему название  «tzictli». Мексиканцы позднее стали называть словом «чикле» не только сам сок каучукового дерева (чикосапоте), но и производимую из него жевательную резинку.

Испанские завоеватели подсмотрели эту привычку и стали собирать сок для жевания. Промышленное производство жевательной резинки началось совершенно случайно. Лавры ее создания по праву принадлежат двум человекам.  Высланный из Мексики ее экс-президент Антонио Лопес де Санта-Анна привез в свое новое место проживание (США) тонну мексиканского «чикле». Он надеялся хорошо продать его нью-йоркскому изобретателю Томасу Адамсу.

Адамс планировал изготовить из каучука заменитель резины, однако у него это не вышло. Тогда вспомнив привычку Санта-Анны постоянно жевать эту резину, Адамс сварил немного каучука у себя на домашней кухне.  Продав первую партию  и увидев, что изделие пользуется спросом, Адамс наладил серийное производство жевательной резинки.

Голос Эмилио убаюкивает, а температура воздуха в автобусе (+23) не способствует бодрости, и группа начинает клевать носом, пока автобус не останавливается посредине шоссе.

Оказывается, мы прибыли в очередную точку приема пищи. К счастью, мы заранее (до экскурсии по Ушмалю) делаем заказ, чтобы потом не тратить на это время. Здесь рекомендуется вкусить лепешки тортильяс с пряностями (ачиоте) и мясом, и нам проводят экскурсию на заднем дворе, как это будет готовиться. Также обещают угостить Калуа (Kahlua) (мексиканским кофейным ликером). В общем, «тяжело в деревне без нагана»…

Нам готовят обедСхема Ушмаля


Проехав сегодня 132 км, нам оставалось еще 10 минут до прибытия в археологическую зону Uxmal. Строго говоря, звучать это должно как Уксмаль. Пока Эмилио приобретал входные билеты, группа разбрелась по сувенирным лавкам и небольшому рыночку с изделиями из текстиля.

Здесь мы в первый раз увидели и захотели купить простые хлопчатобумажные блузки.  Хороши они были не своим покроем, а яркой ручной вышивкой. Решив, что померяем их на обратном пути, последними проходим через турникет и получаем бумажный браслет на руку, дающий право на вход.

Этот важный церемониальный центр Юкатана достиг пика своего расцвета в 600-900 годы н.э., но в 11 веке жизнь здесь также исчезает. Название Ушмаль ("построенный три раза") отражает факт его неоднократного восстановления.

Обнаружен этот город был еще в 16 веке, но работы по его археологическому исследованию и восстановлению начались только в начале 20 века. Площадь раскопок составляет около 30 кв.км. Сегодня пасмурно, но нас это с одной стороны радует, так как легче будет ходить и взбираться вверх, но одновременно было жалко, что ярких солнечных кадров не будет.  

История создания города связана с легендой о злой колдунье, страстно мечтавшей завладеть этим прекрасным городом. «Из того что было» она слепила яйцо, смешав травы и змеиный яд. Из этого яйца вылупился мальчик, который взрослел не по дням, а по часам и не по годам был умен. Одно было плохо, они не рос, а был как мальчик-с-пальчик.

Чтобы овладеть городом карлик явился к правителю города, чтобы принять с ним достойный бой. Правитель назначил предварительное испытание, и дал задание за ночь построить дворец. Мальчик был сыном волшебницы, и к утру здание радовало глаз. Правителю было не отвертеться, нужно было принимать бой, в качестве оружия он выбрал твердые орехи кокойоль, которые надо было разбить головой.

Такая легкая задача была по плечу карлику, он расколол орех. А вот правитель с ней не справился и сразу же погиб. Подданные признали карлика не только победителем и правителем города, но и обожествили его.   

Пирамида Волшебника (Колдуна, Piramide del Adivino), посвященная тому самому карлику, иногда называется Дом Волшебника (Casa del Adivino), или Дом карлика. Эта возвышающаяся на 37 метров пирамида, первой встречает туристов на территории комплекса.

Ушмаль. Пирамида ВолшебникаУшмаль. Клыкасто-носатое изображение майянского бога дождя и плодородия – Чака


Необычность, бросающаяся в глаза – это овальное основание, а состоит пирамида из тщательно подогнанных камней. Как и везде в Мексике, пирамида состоит из нескольких наслоений построек, каждая предыдущая прячется в теле последующей (всего их здесь 4).

Ушмаль. Клыкасто-носатое изображение майянского бога дождя и плодородия – ЧакаПроходим во внутренний дворик этого храма, причем дверной проем оформлен в виде маски огромного чудовища. Майя, как строители, не знали свода и арок. Постепенно наклонно сужаясь кверху, стены сходятся друг с другом к потолку. Нужно было произвести очень точные расчеты и хорошо обтесать камни для образования такого свода. Справа и слева – крытые колоннады.

К верху пирамиды ведет лестница, боковые стороны которой богато украшены рельефами. Вход на пирамиду закрыт. На приближении в объективе фотоаппарата видны мозаичные плитки в виде буквы «Х», или косого креста Святого Андрея Первозванного.

Боковины лестницы украшают (если так можно выразиться) клыкасто-носатое изображение  майянского бога дождя и плодородия – Чака. Эти носы в виде горизонтального лебедя-двойки отчетливо видны сбоку конструкции. Здесь не такой зеленый ковер травы, и это объяснимо тем, что в стране Пуук дождей не бывает по полгода. Здесь даже высекали в скалах специальные колодцы, чольтуны, для накопления дождевой воды.

Ушмаль. Женский монастырьСразу за Пирамидой Волшебника расположен Квадрант Монашек, так называемый Женский монастырь (Candrangulo de las Monjas), или Южное здание.

Это целый дворцовый комплекс с внутренним двором, образованным четырьмя прямоугольными зданиями, чьи фасады покрыты красивой резьбой.

Главный вход с южной стороны через треугольную ступенчатую арку. Каждое здание имеет небольшие комнаты, число которых вместе составляет 74. Монастырем этот комплекс назвали первые, прибывшие сюда европейцы, что-то им, наверное, «музыкой навеяло».

Ушмаль. Женский монастырьУшмаль. Женский монастырь


Определить, что же здесь было при майя, не удалось, может быть, часть помещений служила для хозяйственных нужд, может для административных. А может быть, здесь отправлялись религиозные ритуалы и в этих стенах проживали жрецы? А может быть, это была школа и общежитие? Эмилио добавляет красок в сумрачный день, он предлагает нам представить, как выглядел в старину этот комплекс.

Восточная стена была выкрашена в красный цвет, южная часть (с входом) в белый цвет, посредине был алтарь зеленого цвета, а западная сторона, закатная – в черный. Дверные проемы центрального здания на возвышении украшены изображениями Пернатого змея Кетцалькоатля с двумя   головами,  а   углы      здания щерятся открытыми ртами бога Чака с носом-хоботом. Учитывая дефицит воды на Юкатане, она была очень важна для майя, и они всячески ублажали Чака.

Ушмаль. Игровая площадка для ритуальной игры в мяч (Juego de Pelota)Ушмаль. Игровая площадка для ритуальной игры в мяч (Juego de Pelota)


Делаем фотографии и двигаемся дальше к игровой площадке для ритуальной игры в мяч (Juego de Pelota). Посредине поля выстроены две стены толщиной в метр и высотой в 6 метров, сама площадка имеет длину 54 м и 10 м в ширину. Строительство этой площадки относится к 7 веку.

Игра в мяч, свойственная индейским цивилизациям, была одновременно излюбленным видом спорта и ритуальной данью для представителей знати. Как на кофейной гуще, так и по игре и  ее результатам можно было гадать о будущем урожае.

Однако в этом баскетболе играли не руками и ногами, а нижним этажом тела. Учитывая ощутимый вес в несколько кг этого мяча, представляю, какие синяки были на бедрах и ягодицах игроков. В остальном все как обычно: две команды, два кольца и один мяч на всех.

По результатам игры «считали цыплят», и  тут историки расходятся во мнениях: казнили то ли проигравших, то ли выигравших. Делали ли это постоянно или по особым случаям? Умереть на поле боя было почетно, и только самые достойные шли на «смертную битву».  Возможный смертельный исход игры подстегивал команду, и игра была реально  животрепещущей. 

У подлежащих казни резким ударом обсидианового ножа разрезали грудную клетку и вынимали еще пульсирующее сердце, а голову жертвы просто отрезали. Храбрость игроков обсуждалась зрителями, и особо выдающихся долго помнили и чтили. 

Не понимала никогда этих «боев без правил», а также гладиаторских состязаний, когда жизнь человека в буквальном смысле висит на волоске, вернее зависит от направления пальца. Для меня это слишком жестоко, и как можно наблюдать за страданиями человека, возбуждаясь от вида крови, не знаю.

Хания, 2010 г.

© Текст, фото: Хания

Опубликовано: 02.03.2017
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.