Виза. Фото с сайта  tourism.pln24.ru

Для въезда на территорию большинства стран мира необходимо разрешение местных властей, именуемое визой. Контроль над перемещением иностранных граждан ввели после Второй мировой.

19 сентября
День работника гражданской авиации Молдовы
День работника гражданской авиации

19 сентября – День работника гражданской авиации Молдовы. Первый гражданский аэродром размещался в северо-восточном предместье Кишинева. 19 сентября 1944 года из Кишинева совершил вылет первый самолет.

Деловая поездка с элементами туризма

Три способа потеряться в Англии

13–23 мая 2006 г.

Место действия: НОРИДЖ, НОРВИЧ (Norwich) — административный центр графства Норфолк. Норидж возник на месте саксонских поселений и римского города. Над старой частью доминирует замок (около 1135–54). Собор Холи Тринити (романский неф 1096–1145 с готическим сводом 2-й половины XV в.; готический клуатр, 1297–1325). Части городских стен конца XIII — середина XIV вв., в ограде собора ворота св. Этельберта (1316) и Эрпингема (1420).

13.05.2006 сб.

В ЛондонеВ Шереметьево меня решил отвезти Макс на машине потому, что иначе на самолет попасть было проблематично. Доехали мы очень быстро, Макс отправился домой, а я отправилась искать таможню. Зеленый коридор обнаружился сразу же, но моего рейса на табло расписания не было, пришлось уточнить в справочной, оказывается, есть альтернативный таможенный контроль с другой стороны аэропорта и мой рейс был именно там.

Таможенники на меня даже не взглянули (10 лет назад все выглядело гораздо суровее). Я быстренько зарегистрировалась и довольно долго ждала начала посадки. Контроль оказался не столь суровым, как в родной Анапе, ни разуваться, ни снимать ремень и заколку меня не заставили и содержимое бутылки показать не просили (все-таки в Анапе сотрудники ответственнее относятся к своим обязанностям). Летели без происшествий, было довольно облачно, поэтому с высоту видела только берег Балтики и кусочек Северного моря.

Практически все работники аэропорта Хитроу — не англичане (по виду похожи на индусов или арабов, не разберешь). Лондон, как и положено, оказался в тумане. Автовокзал я нашла легко, аэропорт увешан указателями, потеряться практически невозможно. На переходах через дорогу, прямо на асфальте написано «Смотри направо», чтобы точно никто не ошибся.

При покупке билета до Норрича в кассе завис компьютер, билет мне выписали вручную, оказывается и у них это бывает, я даже немного удивилась. Автобус появился перед самым отправлением, людей село не очень много и я устроилась у окна. Ехала почти 4 часа, дорога однообразная, местами идет ремонт, кругом бескрайние поля рапса, цветущего ярким желтым цветом. По лугам гуляют лошади, коровы и овцы. Все зеленое, яркое как на картинке.

Первая попытка потеряться: Наконец, автостанция Норрича. Я выглянула из автобуса, не обнаружила встречающих и поняла, что это еще не конечная остановка (мой шеф говорил, что ехать нужно до самой последней остановки), я спросила водителя автобуса, и он сказал, что последняя остановка будет непосредственно у университета.

Выйдя около въезда на территорию университета, я вновь не обнаружила никого. Телефон вдруг перестал отправлять смс и звонки, хотя из Лондона я нормально сообщила о своем прибытии. Минут через 10 я догадалась, что можно вручную подключиться к сети другой компании, нашла T-Mobile UK и только тогда смогла позвонить. Еще минут через 15 за мной приехали, оказалось, что встречали меня все-таки на автовокзале, но на пару минут опоздали к моему автобусу, и я успела уехать дальше.

Первым делом Р.Д. и Крис повезли меня поселяться. «Отель» называется «Голубой кедр» (во дворе и вправду растет громадный кедр), там всего 5 комнат, семья хозяйки живет в этом же доме. Как только я положила вещи, меня повезли показывать лабораторию. Субботним вечером была открыта только задняя дверь, а все автоматические двери нужно было открывать вручную. Пару раз меня провели по маршруту от кабинета Криса до моей комнаты. Я стала надеяться, что смогу в понедельник пройти этот путь сама. Ориентиром для входа служат две трубы.

Самая большая проблема по приезду в Англию — найти обычную розетку! Все розетки у них под треугольные вилки рассчитаны, не признают они ни наших, ни европейских стандартов. Надо брать переходники с собой.

По территории университета по газонам бегают толстенькие кролики и никого не боятся. Почему-то кроликов на газонах в университете я видела только в тот выходной день.

Потом мы с Р.Д. зашли в магазин и вернулись в «Голубой кедр», а Крис поехал домой смотреть футбольный матч.

14.05.2006 вс.

Утренняя улочкаУтром меня ждало первое потрясение. Когда я спустилась к завтраку, то увидела аккуратно накрытые столы с бело-голубой посудой, приборами и т. д. Вид из окна на полянку с цветами, по забору бегают белки и бродят очень толстые голуби. На завтрак подают апельсиновый сок, мюсли, яичницу с беконом и сосиску с фасолью в томате, потом чай с молоком и тосты с джемом. Никогда еще описанное в книгах не соответствовало реальности столь буквально.

После такого завтрака шевелиться не хочется, но мы с Р.Д. пошли осматривать достопримечательности в центре. На улице меня ждало второе потрясение: все домики одно или двухэтажные из одинакового кирпича, с каминными трубами, так просто не бывает! Около каждого расположен палисадник с идеально ухоженной растительностью. Разнообразие такое, что любой ботсад может позавидовать.

Геометрия пространстваВидели несколько магазинов с принадлежностями для садоводства и рассадой, видимо разведением чего-нибудь в палисаднике здесь занимаются всерьез и с удовольствием. Еще я обратила внимание, что часть стен и заборов здесь сделано из кремня, временами получается очень красивая мозаика, кремневыми камешками и тропинки посыпают, видимо, много его здесь очень.

В центре мы посмотрели крепость, ратушу, несколько церквей и просто красивые и очень колоритные домики на узких улочках. Особенно хорош кафедральный собор, сколько ему лет, просто не сосчитать, он громадный, с внутренним двором витражами на окнах и органом, на газоне выложен из камешков лабиринт. Уже уходя, мы заметили, что сегодня вечером должно быть «шествие пилигримов», что это такое, не знали, но я решила, что надо посетить такое мероприятие.

К часу мы вернулись в «Голубой кедр», Р.Д. собрался и Крис повез его на вокзал, а мне сказал, что завтра после 9 за мной заедет некий Тони и возьмет меня на берег моря, где у них запланированы экспериментальные работы. Я перекусила в комнате и отправилась бродить по городу.

СоборВторая попытка потеряться: Поскольку до шествия пилигримов была еще куча времени, я решила пойти не в центр, а к реке, а потом вдоль реки выйти к кафедральному собору. Я шла по ужасно одинаковым улочкам, с одинаково милыми домиками, с палисадниками и практически без людей и машин. Куда они все прячутся в воскресенье, я не представляю.

Шла, шла, а река все не появлялась: Потом я решила немного подкорректировать направление в сторону центра и забрела в район уже не столько красивый и аккуратный (с автостоянками, автомагазинам, подозрительными личностями вокруг). Решила, что ну ее, эту реку и начала выбираться к собору.

В кафедральный собор я пришла за полчаса до начала шествия. Людей было немного, пастор с микрофоном пел под аккомпанемент маленького ансамбля, а прихожане повторяли.

Вид с мостаНе успела я оглянуться, как мне тоже выдали книжечку с нотами и словами, сценарий шествия, в котором, оказывается, предполагалось непосредственное участие всех присутствующих. Немного поколебавшись, я решила, что уходить не стоит и тоже начала разучивать музыкальные фразы и читать сценарий.

Потом все присутствующие в течение часа перемещались по собору, благо он действительно очень большой, хором пели и произносили написанные в сценарии фразы. Действо прерывалось на чтение отрывков из Библии и короткими проповедями, в конце все слушали орган. Решив, что на чай по окончанию шествия оставаться не стоит, я потихонечку исчезла, еще немного прогулялась по городу (все-таки обнаружила реку — абсолютно ничего интересного) и вернулась домой.

15.05.2006 пн.

Страж ратушиТретья попытка потеряться: С утра, покончив со стандартным вышеописанным завтраком, я собралась и стала ждать Тони. Когда в районе полудня я поняла, что он не появится, я решила выяснить, куда же он подевался. Проникнувшись проблемой пропавшего Тони, хозяйка (она очень интересовалась, почему я не иду на работу, видимо, это тоже такое обязательно мероприятие, как чай с молоком) нашла телефон секретарши Криса (он на пару дней уехал) и возглавила поисковую компанию.

Еще через пару часов мне сообщили, что в 5 за мной заедет Джо, жена Криса, где умудрились отыскать ее, я просто не представляю. В общем, вместо моря я целый день просидела в комнате, зато вечером приехала Джо, мы встретили в местном аэропорту китаянку (имя абсолютно не выговариваемое), приехавшую по обмену все к тому же Тони (ее он тоже не мог встретить), отвезли ее в отель.

Джо предложила мне поужинать и сходить в театр. На Гастроли в Норрич приехал театр бального танца. Мне понравилось, показательные номера различных танцев чередовались с неким действом, смысл которого я из-за своего плохого знания английского улавливала с трудом, но это было не очень важно, а танцы были потрясающе хороши! Домой я вернулась с исправленным настроением.

По возвращении хозяйка (Ирена) сказала, что мне снова звонила секретарша Криса и завтра в 9 утра за мной зайдет француженка Анжелина и отведет в Университет. Дорогу я и так помнила, но видимо, англичане решили не рисковать и доставить меня в целости и сохранности.

16.05.2006 вт.

И вновь английский завтрак! В 9 за мной зашла Анжелина (она приехала к Тони по обмену на 3 месяца). Почему-то все, кроме меня, приехали к Тони! Анжелина показала, как пользоваться местными автобусами и привела, наконец, к Тони. Это оказался парень лет 35, а, может, я и ошибаюсь с его возрастом, в сандалиях, шортах, двумя серьгами в ухе и недельной щетиной. Он очень обрадовался, что меня, наконец, нашли, и сказал, что возьмет меня на море сегодня днем на пару часов, вместе с Анжелиной, китаянкой и еще парой сотрудников.

Разные корпуса университета связаны между собой многочисленными переходами и мостами, первый этаж почему-то третий от земли, а вниз идут этажи, начинающиеся с нуля. Внутри здания тоже сплошные двери (часть из них открываются только по магнитным картам, мне дали, значит, я работаю в закрытом отделе), коридоры и нескончаемые лестницы.

Путь от своей комнаты до «подвала», где стоит волновой лоток и лежит оборудование, я выучила только раза с 6-го, да и то каждый раз боялась заблудиться. Большим количеством табличек на дверях и указателями на территории сложность системы компенсируется, но все равно сложно.

В районе полудня меня поручили очередной сотруднице или аспирантке (я уже была не в состоянии запомнить, как кого зовут). Она показала мне территорию университета, сводила в магазин за ланчем и вернула в комнату к Тони. Лабиринт из корпусов и переходов впечатляет, как они тут перемещаются без карт — непонятно.

ВетрякЕще через полчаса мы, наконец то, погрузились в две машины, причем одна везла на прицепе надувную лодку с мотором. Поехали на берег Северного моря в Sea-Palling. По дороге Тони рассказал, что берега здесь изначально очень низкие, часто происходили катастрофические нагоны, а потом была построена дамба для защиты полей и населенных пунктов. По полям разбросаны ветряные электростанции и ветряные мельницы для перекачки воды.

Приехав на стоянку в деревушке Sea-Palling, англичане облачились в гидрокостюмы, прицепили лодку к трактору, и вся наша компания двинулась на берег через проезд в дамбе. Меня, Анжелину и китаянку оставили гулять по пляжу и фотографировать, а Тони с командой уплыли ставить оборудование.

Пляж громадный, с очень мягким песком, вдоль него построены бермы из очень крупного камня. К одной из берм уже присоединилось томболо. Моя идея искупаться в Северном море умерла на корню, вода +12 С, холоднючий ветер и полное отсутствие солнца. Я разулась и зашла примерно по колено, чем повергла Анжелину и китаянку в легкое оцепенение. Они все списали на привычку к холоду в северной России. Пришлось их убеждать, что Черное море гораздо теплее. Оставшееся время собирала красивые камни (кремни, лабрадорит, обсидиан даже), ракушки и фотографировала.

Северное мореВ купленном мною ланче, в коробочке, оказалось огромное количество неизвестной зелени. Часть была похожа на молодые листья свеклы, часть — на всходы помидорной рассады, состав зелени у них писать не принято.

Очень интересно ездить по Англии на машине, ощущения непередаваемые… Сидишь слева, на нормальном водительском месте, и все водительские рефлексы протестуют против происходящего на дороге. Одни обгоны справа чего стоят, про проезд перекрестков я вообще не говорю. Часть дорог на побережье настолько узки, что у нас считались бы односторонними, но в Англии по ним все равно ездят в двух направлениях и если разъехаться совсем невозможно, одна из машин может возвращаться целый квартал задним ходом, чтобы разъехаться на перекрестке, причем никакие приоритеты не указаны.

По дороге назад все заехали к Тони домой на чашечку чего-нибудь. Дом оказался милым и таким же беспорядочным, как и его внешность…

Потом Тони с китаянкой пытались обнаружить ее гостиницу, из которой она ушла утром, на это ушло с полчаса, не только я люблю играть в «потеряшки». Вернувшись в университет, я поработала до 9 и поехала домой на автобусе.

17.05.06 ср.

Футбольный паб Весь день работала. Днем встретилась с Крисом Винсентом и, с трудом, но все-таки удалось обсудить результаты нашего моделирования. Потом оказалось, что часть программ на моем ноутбуке работать не хочет. Мы стали искать диски, чтобы поставить их. Диски есть, а паролей нет, говорят, что пароли и диски у Тони, а Тони, как всегда, на море… Под вечер, перебрав все неподписанные снаружи диски в комнате Тони, мы с Крисом нашли «Графер». «Матлаб» мне пообещали завтра, если Тони найдется. В обед поела в местной столовой, купила бутерброд про запас и погуляла по территории университета.

Стоило один раз не взять с собой зонтик — тут же пошел дождь, не сильный, но на весь вечер.

Вечером встречалась с Вовой Некрасовым, он работает здесь по контракту, в пабе «Black Horse», выпили по стакану пива и поболтали. Нравы и люди в университете ничем не отличаются от наших или турецких. Видимо, ученые — это особая нация, которая больше отличается от населения своей страны, чем друг от друга в разных странах. По крайней мере, китаянка и француженка тут же договорились пойти вечером в кино на «Код да Винчи», на этот же фильм мне предложил сходить белорус-биолог Вова.