Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Удобный сервис покупки авиабилетов онлайн помогает сэкономить много времени. Однако, тут есть свои нюансы, на которые следует обратить внимание. Особенно, если процедуру эту вы осуществляете впервые или летите новым маршрутом с дополнительными пересадками.

сегодня

20 сентября
День предпринимателя Кыргызстана
День предпринимателя

20 сентября – День предпринимателя Кыргызстана. Праздник был установлен в 2000 году, чтобы признать весомый вклад предпринимателей в экономику Республики и подчеркнуть важность развития предпринимательства.

Улицы Лиссабона


Из цикла «И сердцу снятся, как в детстве снятся, другие страны и города...» Часть 10

Там где заканчивается Ресторадореш и нежным маревом зеленеют деревья, начинается центральная улица Лиссабона - Авенида да Либердаде (проспект Свободы), знаменитая изысканными ресторанами, роскошными отелями и брендовыми магазинами. Ветер окончательно прогнал с неба облака, и свое место законно заняло солнце, становится жарко, и я снимаю куртку.

Лиссабон. Авенида да Либердаде (проспект Свободы). Памятник героям Первой Мировой войны

Проспект длиной в 1,5 км и шириной 90 м  был заложен Маркизом де Помбал после землетрясения, его строительство велось 3 года, и было завершено к 1882 году. За основу были взяты парижские Елисейские поля, с боковыми дорогами-рукавами и аллеями между ними и центральной частью проспекта. Этот величественный проспект до 1821 года был местом прогулок для высшей знати. И только с приходом к власти либералов, он был открыт для жителей.

Парковая зона украшена фонтанами, городской скульптурой и засажена высокими пальмами, каштанами и акацией. Синий мозаичный тротуар нынче заменен декоративными композициями из черного и белого камня, что делает аллеи еще более привлекательными.

Здесь еще сохранилась часть зданий с XIX века, хотя в канву проспекта уже вплетены современные здания  из стекла, металла и бетона. Ожидаемый памятник Героям Первой Мировой войны был обнаружен посредине проспекта. Этим монументом Португалия отдавала дань 50 000 солдат, принимавших участие в Первой мировой войне, реализовывавших высеченные на нем слова "Служа Родине и Закону».

Весеннее настроение полностью охватило нас, и в расслабленном состоянии мы чуть-было не стали причиной ДТП, выйдя на проезжую часть Либердаде, желая сделать видовые снимки ее начала у площади Ресторадореш в одну сторону, и конца у площади Помбала – в другую.

Впечатляющий, парадный проспект пересекает город с севера на юг, взбираясь вверх, и заканчивается круговым объездом у подножия парка. Большая площадь с 9-метровой статуей посередине, посвящена Маркизу де Помбал, но частенько лиссабонцы называют ее попросту Ротунда (по-португальски означает площадь с круговым движением).

Лиссабон. Площадь маркиза де Помбала (Praсa do Marquеs de Pombal)Площадь маркиза де Помбала (Praça do Marquês de Pombal) транспортно загружена, переходить ее надо очень осторожно в строго отведенных местах в целях избежания неприятностей, хотя португальцы – такие же хронические нарушители ПДД, как и мы. Что касается, памятника, то где как не здесь, может стоять реформатор Помбал?

Отсюда сверху он обозревает плоды своей деятельности по восстановлению Лиссабона после разрухи 1755 года, причем, к его чести, сделано это было в кратчайшие сроки. В течение года город был восстановлен в классическом стиле, получившем название «помбалино». Начинавшуюся панику маркиз подавил словами, полными прагматизма: «Будем хоронить мертвых, и питать живых».

Его действия были образцом конструктивного решения, и это помогло городу избежать эпидемий. Личность Помбала, по масштабу, сравнимая с нашим Петром, весьма почитаема не только в Лиссабоне, но и во всей Португалии. До создания памятника и увековечения, таким образом, памяти великого человека дело, как водится, дошло через столетия – в XX веке.

Бронзовая фигура маркиза вознесена на 34-метровый пьедестал, он изображен в паре со львом и взгляд его устремлен прямиком на Байшу, являющуюся в буквальном смысле его детищем. Усиливает впечатление контраст белого пьедестала и черного монумента.

Маркиз де Помбал правил страной 27 лет (с 1750 по 1777 г.), проведенные им реформы в сфере политики, образования и сельского хозяйства нашли свое отражение в аллегорических фигурах основания монумента. Внушительный пьедестал запечатлел в камне сцены губительного землетрясения, цунами и созидательной реконструкции города.

Мозаика каменных плит содержит герб Лиссабона. Мы мучительно искали, как попасть к этому памятнику, но перехода к нему наземного не было, а подземного не видно. Стоя на краю Либердаде, мы тщетно пытались пересечь круговерть машин, и хорошо, что этого не сделали. Позднее спросили в информационном киоске, расположенном недалеко, как же все-таки попасть в центр площади, к монументу. Ответ обескуражил категоричностью – никак.

Площадь также известна средоточием лучших городских отелей, которые всячески рекламируются как расположенные в сердце Лиссабона. Если вы не против каждый день осуществлять пешую полутарокилометровую прогулку вниз и вверх, то вам как раз сюда. А мы лишний раз возрадовались, что не выбрали отель «Феникс».

Лиссабон. Парк Эдуарда VI и вид на реку ТежуПереходим улицу Rua Joaquim Antonio de Aguiar, и попадаем на территорию самого большого парка Лиссабона. Ориентиром служат красные туристические автобусы, за их стоянкой зеленым ковром вверх поднимается парк Эдуарда   VII.

Имя английского короля было присвоено этому месту в 1903 году в честь его посещения столицы и закрепления англо-португальского альянса. И ничего, что раньше он назывался парком Свободы…Прежде всего, в глаза бросается центральный газон во впадине: его украшает подстриженный в виде геометрического орнамента кустарник. Аскетично, в смысле, без цветов, но впечатляюще! На самом верху балюстрада, над которой развевается огромный национальный флаг.

Сиреневый туман над нами проплывет...По бокам этого газона вверх уходят широкие аллеи с белоснежными облаками цветущих кустов, пальмами и с опушенными цветущими сиреневым гроздьями акациями. Парк занимает территорию в 25 га и имеет зимний сад «Эштуфа Фриа» (Estufa Fria) и «Эштуфа кентэ»- горячий парник.

На вершине холма в добавление к флагу издалека видны колонны-столбы и фонари, возведенные здесь еще в 1940 году, а также очень задумчивый монумент-фонтан в честь «революции гвоздик» 1974 года. В некоторых рассказах путешественников туристы описывают его как нечто членообразное.

Конечно, если не прочитать в путеводителе, что обозначает каждая фигура фонтана, то можно как говорится, «всю физику к х… свести». Да и на самом деле, жерла пушек, смотрящие вверх, копируют фаллические символы древности, и только гвоздики четко узнаваемы. Автором скульптуры, открытой в 1997 году был португалец  João Cutileiro, в чьих работах не всегда ясно можно угадать, какой смысл он придает скульптуре.

Вид сверху на Помбала, Либердаде и Тежу открывается просто восхитительный, особенно в такой безоблачный день, как сегодня. А еще здесь оказались самыми дешевыми вышитые португальскими петухами полотенца, жаль, что я не купила их именно там.

Спускаемся вниз с левой стороны, чтобы посмотреть Павильон Карлуша Лопеш. Перед зданием раскинулись озера, здесь можно увидеть статуи и удивительные скульптуры работы João Cutileiro.

Лиссабон. Павильон Карлуша Лопеш в Парке Эдуарда VIПавильон Карлуша Лопеш в Парке Эдуарда VI


Интересна история возведения павильона: в ходе празднования столетия со дня провозглашения независимости Бразилии, в Португалии был построен павильон работы архитекторов William and Rebello de Andrade and Carlos Alfredo Santos Assunção. В нем были выставлены промышленные товары Португалии, и приурочено строительство было к  большой международной выставке в Рио-де-Жанейро.

Павильон Карлуша Лопеш в Парке Эдуарда VIОткрытие здания произошло в мае 1923 года, 9 месяцев спустя, и в этом событии принимал участие единственный представитель Бразилии. При подготовке к португальской промышленной выставке 1932 года, здание было обновлено под руководством архитектора  Jorge Segurado. Далее его судьба была печальна, оно даже было под угрозой сноса, если бы не возникла необходимость его адаптации для проведения World Cup of Roller Hockey в 1947 году.

Бывшее здание Спортивного павильона сегодня носит имя Карлуша Лопеша, победителя олимпийского марафона в 1984 г. Украшением павильона служат декоративные панно из изразцов в бело-голубых, зенитовских тонах. Фасад здания украшен несколькими панно с изображением исторических батальных сцен (работы Jorge Colaco, Жорже Колласу).

Авенида да Либердаде (проспект Свободы)Сын португальского дипломата, художник родился в Марокко, изучал искусство в Лиссабоне, Мадриде и Париже. Его специализация – украшение азулежу больших поверхностей. Одно панно из современных изразцов бело-голубой палитры повествует о победе над маврами в битве при Орики (Ourique), которую в 1139 году одержал первый король Португалии Афонсу Энрикеш.

Преодолеть врагов королю помог появившийся на поле боя Святой Иаков. В дополнение к азулежу в фасаде использованы и другие декоративные элементы, включая две статуи, представляющие Науку и Искусство (работы Raul Xavier,1935). Эти каменные статуи придают благородство портику здания.

В целом и плитки и статуи и лестницы, являясь важным наследием, достойны того, чтобы их состояние поддерживалось в отличном состоянии. Однако павильон, и азулежу очень симпатичны, только находятся в ужасном состоянии, требующем реставрации.

С сожалением покидаем парк, так бы и лег на травке с книжкой, но… труба зовет! Возвращаемся к Помбалу и идем вниз по другой стороне Либердаде, любуясь замысловатой городской скульптурой и элегантными зданиями. Чем великолепнее дом, тем более известный брэнд в нем оккупирует первый этаж.

Авенида да Либердаде (проспект Свободы)Авенида да Либердаде. Театр "Тиволи&quot»


Доходим до здания бывшего кинотеатра, а нынче театра "Тиволи&quot». Незаметно подходим к переулку, свернув в который достигаем Largo da Anunciacao, и видим очередной подъемник.

Лиссабон. Фуникулер ЛавраЭто фуникулер Лавра – «первый уличный фуникулер в мире и старейший в Лиссабоне» (маршрут Largo da Anunciada – TravessaForno Torrel). В день его открытия, в 1884 году, подъемник перевез 3000 человек, причем перевозки были бесплатными.

Уклон у этого подъемника – 25%, длина маршрута 190 м, разница высот составляет 43 метра. С 2002 года считается национальным памятником. Однако проехаться на нем нам не судьба, его движение приостановлено - идет ремонт путей.

Морепродукты в витрине магазинаМорепродукты в витрине магазинаМорепродукты в витрине магазина


На площади da Anunciacao ненадолго останавливаемся у красочной витрины с морепродуктами. Здесь представлены крабы, лангусты, морские пальцы (еще шевелящиеся) и наисвежайшая океаническая рыба. По улице Rue de Sao Jose, переходящей в Rua das Portas de Santo Antão, возвращаемся к церкви Сан Домингуш (São Domingos).

Рюмочка вишневого (ginjinha com elas) ликераСейчас самое время вкусить рюмочку вишневого (ginjinha com elas) ликера за 1,2 евро. В маленькую мензурку попадают ягоды вишни, придавая ей более приятный вкус. Это традиция для туристов – не более, лично мне вкус не понравился: наливка-наливкой, приторно-сладкая.

Сворачиваем за угол, и мы снова на любимой Россиу, к которой ведут все пути в городе. Ах, как красиво она выглядит в солнечную погоду! Сейчас она намного оживленнее, чем утром.

Пересекаем площадь и попадаем в шахматку Байши. Это наследие маркиза де Помбала, запретившего после землетрясения горожанам самостоятельно производить восстановление домов. Это он приказал заложить в старой части Нижнего города 15 симметричных улиц с одинаковой типовой застройкой, что дало выигрыш по времени.

Площадь РоссиуТак родилась четкая геометрия улиц этого района, будто нарезанный на куски огромный торт. Помбал построил сейсмостойкие пятиэтажные здания в неоклассическом стиле, на первых этажах он разместил торговые лавки.

Каждой улице здесь, в Нижнем городе, Помбал установил специализацию ремесел и торговли. Отсюда и названия улиц - Da Prata (улица мастеров по серебру), Dos Sapateiros (улица Сапожников), Do Ouro (улица мастеров по золоту). Сегодня эта традиция также поддерживается, поэтому для покупки золота – на золотую, для серебра – на Серебряную улицу. Вот по одной из таких улиц мы и идем вниз, к реке Тежу -  по Золотой улице (rua de Ouro).

Подъемник «Санта Жушта» (Elevador de Santa Justa)Подняв голову вверх, видим огромную кружевную шляпку подъемника «Санта Жушта» (Elevador de Santa Justa), и, ориентируясь по ней, доходим до самого лифта (маршрут которого Largo do Carmo -  Rua do Ouro). Этот элеватор, став туристической аттракцией, как и лиссабонский трамвайчик – стал «нашим всем» Лиссабона, хотя и продолжает нести функцию общественного транспорта.

Это чудо-сооружение собственно является простым лифтом, с той разницей, что его вертикальная кабина движется не внутри дома, а на улице, в отдельно стоящей шахте. Этот шедевр гражданской инженерии соединяет расположенные на разных уровнях на склонах гор районы Шиаду и Нижнего (Байша) города.

За свою эксклюзивность башня включена в список национальных памятников. Уникальный лифт «Санта Жушта» (Santa Justa) был возведен в 1900–1902 годах. Авторство его создания приписывают ученику знаменитого Гюстава Эйфеля, лиссабонскому архитектору французского происхождения Раулю Меснье де Понсару из-за смутной аналогии его кружевной металлической отделки с Эйфелевой башней.

Подъемник «Санта Жушта» (Elevador de Santa Justa)Как и другие лиссабонские подъемники, первоначально лифт приводился в движение паром, а на электрическую тягу был переведен в 1907 году. В тот мой другой приезд сюда, мы бегом пробежали по параллельной улице и только кинули взгляд на «Жужу», как мы сразу окрестили этот лифт.

Фотоаппараты в то время оставляли желать лучшего и в ночной темноте делать фото (а следовательно, и подходить к нему) не имело ровно никакого смысла, но заноза в душе осталась. И вот сегодня при свете дня я могу восхищаться полетом фантазии автора проекта, необычностью, даже эксклюзивностью этого сооружения.

Жаль только, что фотографировать эту красоту что называется в полный рост проблематично: то в экран вся не входит, а если отойти, то столики расположенного рядом кафе влезают в кадр. Мучаясь в попытках поймать лучший ракурс, случайно захватываем полицейских, на электросамокатах. Неожиданно и необычно для нас…

Идем от Жушты по одноименной улице, заодно знакомясь с витринами и внутренним содержанием магазинов кожгалантереи и обувных магазинов. И обувь и сумки здесь представлены в различной ценовой категории от демократичных 20-40 евро до «от 100 и выше».

Само собой понятно, что последние выполнены из кожи, сделаны очень качественно и имеют современные фасоны. Справедливости ради, надо сказать, что и кожзам здесь неплох, а уж – модели… К слову сказать, позднее при покупке в одном из магазинов сумок нам дали ощутимую скидку. А обувь почти во всех магазинах имела отдел со скидками до 10 евро.

Далее поворачиваем направо и попадаем на знаменитую торговую улицу – широкую пешеходную зону Руа Аугушта (Rua Augusta). Дома здесь практически нежилые, если кинуть взгляд вверх, а вот внизу один за другим идет нескончаемый поток магазинов.

Однако первым нас останавливает ресторан, посадочные места которого размещены как за стеклянной витриной, так и на улице под зонтиками. В витрине ресторана взгляд привлекает красочная картина живого океанического мира гадов, так называемых морепродуктов. Здесь снова -  крабы, креветки, кальмары, и буквально все они «королевские», в смысле размера, который здесь имеет буквальное, весовое значение.

Пешеходная зона Руа Аугушта (Rua Augusta)Пешеходная зона Руа Аугушта (Rua Augusta)

Неторопливо идем по Аугушта, заглядываем в витрины, обсуждаем красоту платьев на манекенах, и не можем удержаться, чтобы не сделать фотографию рядом с коровой, чья голова высовывается из витринного стекла магазина.

Эта пешеходная торговая улица Аугушта, этот широкий бульвар был заложен здесь еще в XVIII веке, и многие дома на ней (в стиле помбалино) до сих пор хранят свой первозданный вид. Именно эта улица из-за ее туристической привлекательности служит сценой для бродячих артистов, всевозможных акций и… куда уж без торговли с рук.

Неожиданно натыкаемся на плакат-карту с текстом на русском и английском языках:  это наш бывший соотечественник, вырвавшись от «батьки Лукашенко», желает объехать мир за мой и ваш счет и собирает для этого деньги.

Рядом обчищаются карманы зазевавшихся слушателей местечковых певцов. Тут же выходцы из Африки, бессовестно соблазняющие честных строителей капитализма заграничными товарами, чуждыми европейскому вкусу и взгляду, но при этом считающимися сувенирами из третьих стран. Почти сразу же эти образцы народного творчества можно выбросить в помойку, но, несмотря на их низкое качество, ни продавцов ни покупателей меньше не становится. В общем, все как всегда на оживленных улицах, и все при деле.

Пешеходная зона Руа Аугушта (Rua Augusta)Триумфальная арка


Идти по тротуару очень приятно, мостовая (калькада) традиционно выложена черными и белыми камнями в узорчатом рисунке. Мало того, что красиво, так еще и уложены камни так плотно, что не обиваешь ноги.

Очередная витрина с выпечкой ненадолго притормаживает нас, но, в конце концов, подходим к Триумфальной арке, через которую уже видна  Праса ду Комерсиу (Praça do Comércio/Terreiro do Paço). Со стороны улицы арку венчает филигранный рельеф часов. Этот замечательный уголок трудно было не использовать в качестве киношных декораций: арку  можно наблюдать в фильме «Путешествие Гулливера».

Праса ду Комерсиу (Praсa do Comеrcio/Terreiro do Paсo), Дворцовая площадьСолнце почти садится, и небо сразу заволакивает тучами, что делает площадь сумрачной и не фотогеничной. Я же помню ее при ярком солнечном свете, а сегодня она другая. Да, и ветерок, дующий с океанической реки, заставляет поеживаться и быстрее уйти с открытого пространства площади.

Что касается площади, то она – дитя реконструкции города после печально известного 1755 года. В ее центре возвышается конная статуя из бронзы короля Дона Жозе I (D. José I), в период правления которого произошло ужасающее землетрясение. Королевский конь попирает аллегорических врагов в виде встретившихся на его пути змей. Лучший португальский скульптор Машаду ду Каштру (Machado de Castro) изваял этот монумент, и сегодня его не портит даже патина, выступившая с годами на бронзе.

Двойное название площади (Праса ду Комерсиу или Террейру ду Пасу - Дворцовая) объясняется тем, что на этом месте до землетрясения находился Королевский Дворец, построенный Мануэлем I. Разбушевавшаяся стихия уничтожила и сам дворец, и уникальную библиотеку королевских покоев с ее 70 000 томами. Сегодня площадь с трех сторон ограничена зданиями классического стиля с крытыми галереями и колоннадами.

Река ТежуМногоэтажная Триумфальная арка в стиле барокко, сооруженная в 1883 году, соединяет здания государственных учреждений. Со стороны площади украшением арки является королевский герб, поддерживаемый маркизом де Помбалом и Васко да Гамой. Лежащие фигуры олицетворяют португальские реки – Тежу слева, и Доуру справа.

Дворцовая площадь была свидетелем, как военных парадов, народных гуляний, так и убийства короля Карлуша I и его наследника, произошедших в 1908 году. А из событий недавнего прошлого площадь может похвастать бескровной революцией «красных гвоздик». Сегодня здесь пешеходная зона, множество людей, особенно молодежи, гуляют по площади.

Муниципальная площадь (Praça do Municipio) с позорным столбом ПелуриньуОт Королевского дворца на площади сохранились мраморные лестницы у Тежу, а также 2 высокие колонны, называемые Кайш даш Колунаш (Cais das Colunas).

У воды уже ощутимо холодно, и мы торопливо идем влево к вокзалу  "Ду Сул э Суэштэ" (Estação do Sul e Sueste). Люди, опережая нас, торопятся на отходящие паромы, чтобы переплыв через Тежу, попасть в спальные районы Баррейро. Интересен вокзал своими керамическими картинами с изображением городов и провинций Алентежу и Алгарве (Algarve).

Здание банкаВозвращаемся на Дворцовую площадь и, ориентируясь по карте, уходим влево по трамвайным путям. Достаточно быстро по Арсенальной  улице (Rua  do Arsenal) доходим до Муниципальной площади  (Praça do Municipio). Здесь концентрируется власть города - Лиссабонский муниципалитет (Câmara Municipal), Апелляционный суд и Арсенал ВМФ. Мэрия расположена в красивом дворце (еще его называют Дом Советов, Paços do Conselho) с фигурами на треугольном фронтоне, поддерживаемом сдвоенными колоннами.

Пишут, что за фасадом скрываются богатые интерьеры с мраморной парадной лестницей и роскошной росписью потолков. Ну, а мы можем любоваться только уличными атрибутами этой площади, включающей позорный столб Пелуриньу (Pelourinho), сохранившийся с XVIII века.

Примечательно, что именно здесь этот столб никогда не использовался по назначению, а стоял для устрашения в качестве символа городского правосудия. Несмотря на его ужасную специализацию, столб красив: спиральная колонна выполнена из цельного куска, а ее  вершину венчает позолоченный металлический шар (армиллярная сфера).

Вечерние пустые улицы ПомбалиноУсталость берет свое, и мы направляемся в обратный путь по Золотой улице. Рабочий день закончен, человеческий муравейник сменил дислокацию, улицы пустынны, можно в тишине любоваться красотой зданий, среди которых особо выделяются банки.

Так странно видеть обезлюдевшие безжизненные улицы, по сторонам которых припаркованы одинокие машины. Дорога до отеля занимает немного времени, но прежде чем пойти в номер, пытаемся узнать, как и где можно купить проездной на один день.

Знаем, что на нашей площади Мониш есть станция метро, но люди отправляют нас на Россиу. К сожалению, спустившись вниз на Фигейра, видим, что вход в метро закрыт по непонятной нам причине. Завтра выяснится, что закрыт был именно тот вход, в который мы ломились, а другой-то работал.

Мидии на ужинВозвращаемся в отель и  почти сразу снова спускаемся вниз на бесплатный ужин. Мы не одни такие, всем назначено свое время, и это правильно, так как никому не надо ждать, а обслуживают быстро. Нам принесли меню, и мы выбрали суп из мидий и мясо на второе.

Первое блюдо супом как таковым не было, на тарелке веером были разложены мидии, слегка политые соусом. Невозможно описать словами, какая это было вкуснятина! Так что с чувством удовлетворения заканчиваем сегодняшний насыщенный день.

Хания, 2011 г.

© Текст, фото: Хания

Опубликовано: 21.05.2017
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.