Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Набор дорожных сумок. Фото с сайта rekomend.ru

В зависимости от цели поездки выбирается и дорожная сумка, которая должна сохранить в целости и сохранности все личные вещи.

сегодня

22 сентября
День независимости Болгарии
День независимости

22 сентября – День независимости Болгарии. В этот день отмечается годовщина провозглашения суверенного Болгарского царства. До этого времени Болгарское княжество формально являлось вассалом Османской империи.

От Руси и до Руси


Путешествие в глубину веков

Апостол Андрей крестил Русь в I веке от рождества Христова, а Русь приняла христианство во время правления Владимира в IX веке. Что же происходило на Руси в течение 800 потерянных лет?

В прадавние времена, когда не было дорог, единственным путем для передвижения служили реки. И могучий Днепр служил одной из основных водных артерий Европы. По нему проходил путь из варяг в греки. Его волны несли славянские челны во время походов на Византию и Рим. А на крутых берегах вырастали древние города.

Неподалеку от впадения Десны поднялись золотые купола града Киева. Для защиты же столицы в восемнадцати верстах вверх по реке был поставлен форпост. Дали ему имя Вышгород. Считается, что происходит оно от географического положения. Буквально, город на возвышении. И действительно, вышгородские холмы на восемьдесят метров выше киевских.

 ВышгородВ более поздние времена трактование значительно упростили. Теперь это просто населенный пункт, находящийся выше по течению от Киева. Согласно еще одной интересной теории Вышгород назвали так из-за родовой принадлежности. Знать всегда проживала в верхнем городе. Тогда как простой люд селился на Подоле. Проще говоря, Вышгород в период своего расцвета был привилегированным местом проживания тогдашних крутых ребят.

Однако, наиболее правдоподобная версия уходит своими корням в период одного из первых упоминаний города. Византийский император Константин VII Багрянородный в своем историко-географическом трактате «Об управлении империей», составленном между 948 и 952 годами, писал: «Приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы (лодки) являются одни из Немогарда (Новгорода), в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски (Смоленск), из Телиуцы (Любеч), Чернигоги (Чернигов) и из Вусеграда (Вышгород). Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава (Киев)».

 ВышгородВусеград переводится как город старославянского бога Велеса. Именно Велесу и Перуну клялись князья Олег и Игорь при подписании договора с Византией. И этому божеству не только поклонялись, но и обращались за советом. Например, что ожидает просителя в будущем. Кстати, видно не зря назвали Олега Вещим. Видно, у князя были особые взаимоотношения с идолом. А то, что так жизнь окончил, так, видно, за грехи. Нечего было свою родню под нож пускать.

Как бы там ни было, но жизнь у города Вышгорода вышла бурной и насыщенной. Случались взлеты и падения. С 1078 года по 1128 год Вышгород даже был столицей княжества. Сегодня это — административный центр Вышгородского района, тем не менее, претендующий на статус областного центра.

ВышеградА пока губернские власти сидят в белом доме на Печерских холмах. Здесь же под его стенами Киевский областной центр развития туризма в партнерстве с Туристическим Пресс-клубом Украины и собирает желающих поближе ознакомиться с христианскими святынями Киевщины.

Добраться с Киева до Вышгорода не составляет особых проблем. Если, конечно, это не начало рабочего дня. В это время машины выстраиваются в километровые пробки. Извечная беда мегаполисов. Так что дорога растягивается часа на полтора.

Но, рано или поздно, любое «удовольствие» заканчивается. Автобус вырывается на оперативный простор. И вот, наконец, поворот на Вышгород. На его центральной площади не так давно, в 2011 году, был установлен памятник святым Борису и Глебу. Авторами десятиметрового монумента являются Олесь Сидорук, Борис Крылов и архитектор Василий Климик.

Вышгород,  памятник святым Борису и ГлебуВышгород


В нескольких минутах от этого места за спортивным комплексом стоит памятник Воинам Афганистана и памятник Скорби Аварии на ЧАЭС. Рядом на первом этаже обыкновенного жилого дома располагается исторический музей. Здесь можно посмотреть на макете, как же выглядел Вышгород много веков назад. А потом сравнить с реальностью. То есть, какой город сегодня.

И лучше всего взглянуть на Вышгород с высокого холма, где стоит церковь Бориса и Глеба. Сразу же следует уточнить — она далеко не первая на этом месте. Вначале здесь находился деревяный храм святого Василия. Построен был еще при Владимире Великом. Именно у его стен и захоронили убиенных братьев.

Вышгород, церковь Бориса и ГлебаОднако вскоре случился пожар. Как писал преподобный Нестор в «Чтении о житии и погублении Бориса и Глеба»: «Пономарь той церкви, по окончании заутрени, был омрачен от вселукаваго сатаны сном и, не осмотрев церковь как следует, ушел к себе домой, а в церкви забыл потушить свечу... Спустя некоторое время загорелась церковь». Так что человеческий фактор во все времена играл свою роль.

На пожарище наскоро была сооружена временная деревяная часовня, куда и перенесли прах. Чуть позже подняли уже пятиглавый храм, который простоял около полувека. Его сменила при Изяславе одноверхая, но уже каменная церковь. И, наконец, в 1073 году князь Святослав Ярославич решил возвести новый храм. Но не успел — умер. Заканчивал строительство в 1076 году Всеволод Ярославич.

И надо же такому случиться, непосредственно перед освящением постройка рухнула. Как писал автор «Сказания»: «абие на ту мощь воюритися ей верх и сокрушися вся». Долгострой, наконец-то, завершили уже после смерти Всеволода в 1093 году при Олеге Святославиче. Однако официально он был открыт только при Владимире Мономахе в 1115 году. Этот храм простоял более сотни лет и был разрушен в 1240 году монголо-татарскими полчищами. Интересно, что в 1602 году кирпич с руин церкви использовали для постройки доминиканского костёла в Киеве.

Вышгород, церковь Бориса и ГлебаВозрождения церкви началось только в конце 1660-х — начале 1680-х годов на средства киевского полковника Константина Мокиевского. В 1744 году на фундаментах древнерусского храма местным священником Василием Лукьяновичем сооружается деревянная трехглавая церковь. Она неоднократно ремонтировалась и просуществовала до той поры, пока 17 июля 1862 года не был открыт новый каменный храм. Автор его архитектор Константин Тон.

Просуществовал он до 1943 года, когда во время Лютежской операции был значительно поврежден огнем артиллерии. Восстановление началось по сохранившимся эскизам только в конце прошлого столетия. Так что можно сказать именно творением великого мастера сегодня любуются прихожане и просто гости города. Размерами он значительно меньше своего пра-прапредка. Разницу можно увидеть по отображению старого фундамента на подворье.

Настоятель храма протоиерей Димитрий дает разрешение подняться на колокольню. Тяжелый подъем по крутой лестнице стоит того. Вид с самого верха просто потрясающий! Прекрасно виден Киев и ГЭС, располагающаяся у подножия Вышгородской горы.

Вышгород, вид с колокольни церкви Бориса и ГлебаВышгород, вид с колокольни церкви Бориса и Глеба


А потом следует спуск по узкой дороге, проложенной на месте древней улочки, ведущей к нынешнему Киевскому водохранилищу. Когда-то, еще при славянских князьях, здесь была пристань. Сегодня же — прекрасная набережная. Здесь проводят международные соревнования Формулы-1 по водномоторному спорту. А в небольшом старике плещутся малыши. Охраняет их безопасность семейство железобетонных бегемотов.

Однако, переполненное впечатлениями бренное тело требует не только духовной пищи. Тем более, что время обеда уже наступает. А раз уж такая пляска пошла, то и заведение должно быть подобающее. На выезде из Киева по Одесской трассе возвышаются замковые башни ресторана «Фортеця Гетман». Здесь гостей встречает дух средневековья.

Ресторан «Фортеця Гетман»Ресторан «Фортеця Гетман»


В большом зале стоят массивные дубовые столы и стулья. По стенам развешены портреты гетманов. Даже камин охраняют две казацкие пушки. И меню подобающее. Наряду с непривычными названиями, такими как «Грааль», «Цезарь» идут радующие слух «Селедка с луком», «Язык с хреном» или «Сало с чесноком». Конечно, обязательно в наличии «Борщ украинский».

Покои в  «Фортеця Гетман»Автомобильная стоянка около ресторана  «Фортеця Гетман»


Но «Фортеця Гетман» — это не только ресторан. Здесь можно покушать, можно и отдохнуть. Конечно же, большой шеф выбирает гетманские покои. А если шефиня? Тогда к ее услугам покои Екатерины II. У гостя крутой нрав? Тогда ему в покои Ивана Грозного.

И бусурманам тоже найдется где ночь провести. Их ждут покои Хана или же Султанские. А сопровождающие лица разместятся в казацких покоях. Вот так и живут в окружении картин, гобеленов и железных рыцарей, стоящих по углам. А на улице на автомобильной стоянке вдруг обнаруживается странного вида броневик, стоящий по соседству с четыреста третьим «Москвичем».

Отсюда уже недалеко еще до одного древнего города. Имя ему Васильков. Официальной датой рождения считается 988 год. Именно тогда по приказу Владимира Великого была построена крепость для защиты Киева с юга от набегов кочевников. И нарекли ее град Васильев, от имени, полученного при крещении. Однако эти земли были заселены гораздо раньше. Стоит хотя бы вспомнить трипольские протогорода. Да и во времена Руси место не пустовало.

Историк Николай Аркас в своей «Истории Украины-Руси» писал: «В 995 году опять Печенеги пришли к Полянам и напали на город Васильев (Васильков), что Владимир назвал в свое христианское имя. В том Васильеве раньше, когда еще Владимир был язычником, были его терема, а в них жили его женщины. Владимир вышел против печенегов с небольшой дружиной, но Печенеги ее разбили, а сам князь, пересидев какое-то время под мостом, убежал.»

Так что версия о том, что крестился Владимир у себя дома, кажется достаточно убедительной. Тем более, что имеется даже прямое упоминание этого события. В летописях Нестора говорится: «Се же не сведуще право глаголют яко крестился в Киеве, и ними же дома, в Василеве.»

По всей видимости, использовался город на тот момент в качестве загородней резиденции. Здесь отдыхали князья от трудов праведных. Но, ведь не просто так поставили свои терема в чистом поле. Опять-таки следует вспомнить, что водные пути на тот момент являлись основными для передвижения. А река Стугна являлась достаточно крупным правобережным притоком Днепра. К этому следует добавить густые леса и высокие крутые холмы. Идеальное место для укрепленного поселения.

И ведь не зря Владимир включает град Васильев в систему оборонительных сооружений столицы. Даже сейчас объем выполненных работ выглядит просто циклопическим. Сотни километров земляных валов. А ведь во многих местах на них сверху стоял еще частокол и более грозные сооружения. Возвести подобное возможно было только при сильной и богатой державе. Такой в то время была Русь.

Свое современное имя город получил при князе Васильке Теребовлянском. Было это в году 1057. Еще через сотню лет — в 1159-м внук Владимира Мономаха Андрей Юрьевич передает Васильков Лавре. И монахи строят деревяную церковь в честь святых Антония и Феодосия. Здесь следует уточнить, что последний как раз родом из Василькова. Родился основатель Киево-Печерской Лавры в 1009 году. Кстати, говорят, что из вышеупомянутого храма шел подземный ход до самого Киева.

Разрушенный вначале в 1240-м монголо-татарами, а потом во время войны Богдана Хмельницького 1648-1654 годов, город тем не менее быстро восстанавливается. Особенно сильно это было заметно в конце ХVІІ столетия. Не удивительно что в 1755 году начинается строительство новой церкви святых Антония и Феодосия. До сих пор стоит она на высоком холме.

Васильков, церковь святых Антония и ФеодосияВасильков, церковь святых Антония и ФеодосияИнтересно, что в 1787 году, во время путешествия Екатерины II по Украине случилось с ней забавное происшествие. Выехав из Киева, Императрица задремала в своей карете. Когда эскорт въехал в Васильков, у императорской кареты отпало колесо. Императрица проснулась и спросила, что это за город. «Васильков,» — ответили ей.

Пока ремонтировали колесо, императрица вновь уснула. Когда карета после многочасового ремонта тронулась, Императрица вновь проснулась. На свой вопрос: «Что это за город?», она получила опять ответ: «Васильков». «Большой город,» — подытожила Екатерина II. Может быть, именно из-за этого случая Васильков через десять лет становится уездным городом.

Между прочим, похоже что дороги с той поры не очень-то и изменились. Во всяком случае, шанс потерять колесо вполне реален. Поэтому передвигаться по городу следует очень осторожно. Ну, а если уж случилась такая напасть, то пока чинят железного коня, есть шанс замолить свои грехи. Благо, что идти далеко не надо. В самом центре среди густых деревьев стоит Никольская церковь. Возведена она в 1792 году. Основателем и строителем был бывший корабельный священник протоирей Иоанн Колосовский. И место ее выбрано не случайно.

Васильков, Живоностный источникНиколай Угодник считался покровителем путников. И поэтому при въезде в города обязательно оставляли память о нем. Это могла быть крепостная башня, как, например, в Московском кремле. Или же храм. В данном случае — во имя святителя Николая, стоящий на бывшем почтовом тракте.

Несмотря на то, что церковь фактически стоит на болоте, она удивительно сухая и очень уютная. Возведена в классическом стиле, но с элементами барокко. Внутри ее находится великолепный резной иконостас. Снаружи же с одной стороны храма на земле лежит старинный колокол. С другой, возле ограды стоит часовня над Живоносным Источником в честь иконы Божией Матери.

Интересна его история. Ведь раньше на территории не было ни колодца, ни часовни. Когда храмом заведовал Отец Никон, он поставил вокруг храма три блюдца на ночь. На следующее утро там, где в одном из блюдец собралось больше росы начали рыть землю. Так в конце 60-х-начале 70-х годов появился колодец. В 1994 году над ним построили часовню и добавили благ цивилизации. Теперь для того, чтобы напиться воды, достаточно нажать кнопку.

Имеется в Василькове еще один источник, отрытый святым Феодосием. Находится он у подножия замковой горы. И тоже электрофицированный. А сверху возвышается над городом Собор Антония и Феодосия. Строил его крепостной мастер Киево-Печерской лавры Степан Ковнир по заказу архимандрита Луки. Архитектору удалось органично соединить стиль украинского барокко с элементами классицизма. Обращают на себя внимание фронтоны с карнизами двойной кривизны работы скульптора С. Тальянца.

Васильков, Собор Антония и ФеодосияВасильков, крест на вершине холма


Узкая тропинка ведет на вершину холма. На его оконечности установлен большой крест. Это наверняка лучшее место, откуда открывается изумительный вид на город. Отсюда прекрасно видны Змиевы валы. В данной части Киевской области они тянулись вдоль обеих берегов реки Стугны от Днепра и до Ирпеня. Между прочим, валов в Василькове великое множество. Кроме вышеупомянутых были валы, окружавшие княжеский замок. А когда город разросся, в XVI- ХVІІ веках были насыпаны Козацкие валы.

Антиохийский патриарх Макарий во время своего путешествия в Москву писал: «Мы проехали четвертую милю и, быв встречены сотником с 50 всадниками, прибыли к городу, называемому Василико (Васильков), коему действительно приличествует такое имя, ибо он велик и крепок и составляет не один, а три большие города с цитаделями и укреплениями, один внутри другого, на вершине неприступной горы.»

Васильков, колоколВ центральной части Василькова можно встретить старинные дома, возраст которых достигает 100 и более лет. Среди них выделяется темно-красного цвета здание управления Черниговского полка, построенное в 1817 году. 29 декабря 1825 года солдаты и офицеры этого соединения под предводительством Сергея Муравьева-Апостола и Николая Бестужева-Рюмина были основной движущей силой восстания Южного общества декабристов. Сегодня о прошедших событиях напоминает памятник декабристам, установленный в самом центре города.

Далее дорога выводит на окраину села Копачив уже Обуховского района. Здесь среди крутых холмов на правом берегу все той же реки Стугна раскинулся парк «Киевская Русь». Могучие земляные валы окружают древний детинец. Или вернее сказать, то, чему еще предстоит быть. Ведь строительство еще продолжается. Наконец, на верху земляных насыпей начали вырастать деревянные оборонительные стены с башнями. Возводятся Михайловские ворота.


А еще модернизируется ратное поле. Говорят, что оно станет одним из лучших в Европе. Не забыты и ремесленники. Уже действует настоящая гончарная печь. А неподалеку раскинулись юрты степняков, привезенные из самой Монголии. Программа мероприятий, как всегда, расписана на много месяцев вперед. Из ближайших событий 6 июля будет отмечаться День Ивана Купала. И в это же время состоится Международный турнир по историческому фехтованию «Витязь Киевского Детинца».

© Фото: Станислав Власенко

Опубликовано: 22.07.2013
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.