Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Гироскутер. Фото с сайта www.avito.ru

Гироскутер – это такой себе самокат, но с электроприводом, поэтому его скорость может регулироваться тем, кто им управляет. Разработчики порой обижаются на такое сравнение, убеждая, что ни одного аналога у механизма еще нет.

сегодня

22 ноября
День святой Сесилии
День святой Сесилии

22 ноября – День святой Сесилии. Это праздник мексиканских музыкантов марьячи, ныне известных во всем мире благодаря фильму Р. Родригеса «Отчаянный». Каждый год они собираются в день своей покровительницы святой Сесилии на фестиваль.

Удивительные храмы Каджурахо


Из цикла «В Индии много Индий… Blow. Horn. Намасте!» Часть 15

10 день, 18 октября  2008 г. – суббота, Орчха-Кхаджурахо

Сегодняшний день – тоже не из легких, нам опять предстоит переезд: 170 километров до деревни Кхаджурахо, ставшей известной благодаря своим необычным храмам. Ранний подъем в 6.30 и до завтрака идем фотографировать отель и его территорию. Только утром мы обратили внимание на полы – это, действительно, нечто! Мраморные с узором… Интерьеры коридора и холла  отеля украшены всевозможными картинами на тему индийского эпоса, основным героем которых является обезьяний царь Хануман.

Орчха. Знаменитые Чатрии (Chattris) – королевские гробницы.


Раннее утро радовало солнцем и теплом, а внутренний дворик отеля оказался и вовсе таким милым. Бассейн в форме цветка сверкал голубой водой, садовые скамейки были из мрамора с резной спинкой, кое-где были разбросаны  мраморные скульптуры небесных танцовщиц апсар и просто сказочных волшебниц. А поднявшись на подиум у забора, мы ахнули, увидев Бетву, и вдалеке  мост через нее. А обернувшись, увидели конические башни каких-то старинных сооружений в окружении сочной зелени, и все это в 2-х шагах от отеля.

Не знаю, что это было, может быть, и знаменитые Чатрии (Chattris) – королевские гробницы. Про них в путеводителе сказано, что они находятся на берегу реки и особо красивый на вид с противоположной стороны, с узкого моста или просто с каменных валунов. Как жаль, что времени на это у нас не хватило…

Эти усыпальницы – один из известных сайтов города Орчха, их 14 штук, построенных как мемориальная память королей династии Бундела. Таким образом,  в камне был увековечен вклад каждого правителя этой династии, их успехи в войнах с соседними правителями и захватчиками, об их культурном наследии и традициях.

Завтрак был вкусным и обильным, но больше всего мне понравились пышные  изделия из теста. Блинами их не назовешь, по виду как наши хачапури, но меньшего размера и без начинки. Очень вкусно…А сам ресторан тоже очень достойный с хрустальными люстрами, резными колоннами и деревянной мебелью. Все это создает здесь восхитительную обстановку уюта и изысканности.

Мы вышли из отеля в 8 утра, хотя договаривались с водителем на 7.35, и он сделал нам, белым женщинам, замечание, спросив, не явилось ли  причиной этого какие-то проблемы.

Мы были в шоке от такой наглости, и ответили, что проблемы были со здоровьем (и это было правдой - у Вали заболел живот). Она, бедняжка, даже есть не стала. Вот в таком ключе мы и начали поездку в Кхаджурахо. А следующим его закидоном была остановка, когда он без объяснений пошел завтракать. 

Ну а апофеозом было его требование не спать пассажиру переднего сиденья, так как это ему мешает при езде. И в заключение поведал, что у нас у всех из-за этого могут быть большие проблемы. После этого мы полностью потеряли дар речи и, молча, глядели на проносящийся за окном пейзаж. А смотреть особо было не на что, и дорога, как всегда, оставляла желать лучшего. Единственным интересным моментом за окном был ослик, стоявший на пустынном железнодорожном переезде.

Через 4 с половиной часа езды мы приехали в местечко, которое в древние времена называли Ватса (Vatsa), или Jejakbhukti в средние века, а начиная с XIV века и поныне, называется Кхаджурахо (Khajuraho). Сразу едем в отель      Hotel Usha Bundela (его сайт). Сайт  предлагал к нашим услугам 66 роскошных современных номера и территорию с садом и бассейном. Расположение отеля позиционировалось как «в самом сердце храмового комплекса», находящегося под охраной ЮНЕСКО. При заселении нам предложили традиционный wellcome drink – пустячок, а приятно!

Водитель без всякой логики стоит с нами рядом, пока мы оформляем документы, и вдруг берет Валин паспорт и начинает его листать, внимательно изучая. Чудный паренек не перестает нас удивлять непредсказуемостью своего поведения, но… водитель-то он хороший. Удовлетворив свое любопытство, он почти утвердительно изрек в полувопросе: завтра в 6.30? Он нас достал, все-таки! Мы вытащили ваучер (на русском языке) и тыкнули ему в нос, что отъезжаем в 14 часов.

Мы специально спланировали поездку именно так, рассчитывая в один день посетить Западные храмы, а на следующий день Восточную и Южную группу. Глядя на него и почувствовав, как ему поплохело, мы решили смилостивиться и определили время выезда в 12. Чувствуем, что ему стало еще хуже. Оказывается, он понял, что мы готовы выехать в 12 ночи сегодня. «Идыот, бабе цветы, дитям мороженое!», как говаривал герой «Бриллиантовой руки». Пришлось медленно и печально объяснить ему, что отъезд назначен на завтрашний полдень. Он начал канючить, что ехать 415 километров, и на ночь глядя, этого делать никак нельзя. Мы были неумолимы: «умерла, так умерла».

У нас был большой номер на первом этаже с окном во всю стену, выходящим на бассейн. Бассейн, находящийся во внутреннем дворе, по периметру полукругом окружает двухэтажное здание отеля. Так хочется искупаться, но уже 12 часов, а у нас «еще ни в одном глазу», в смысле, впереди обширная экскурсионная программа. На ресепшн берем схему храмов, визитку и, как всегда узнаем стоимость рикш до храмового комплекса (50 рупий).

Не успели мы выйти за ворота, на нас опять буквально набросилась кучка рикш с предложением своих услуг наперебой. В борьбе снова побеждает сильнейший, и мы достались дедку, согласившемуся на нашу цену – 30 рупий. Ровно через 5 минут езды он остановил свою таратайку и попросил, чтобы мы пересели к другому рикше, его сыну. Поскольку у деда сиденье было покрыто меховой попонкой (это в 30-градусную жарищу!), то предложение пришлось как нельзя кстати.  Сынок тут же завел песню, что мы делаем вечером и завтра. После короткого торга сговорились на 2 дня (посещение Западной группы храмов сегодня и восточной - завтра) за 250 рупий.

По мере поездки определяем наше местоположение и оказалось, что до храмов можно дойти пешком. Рикша подвозит нас к обнесенному забором парку и показывает, где будет ждать.

Входной билет стоит 250 рупий, и 50 рупий мы платим за видеосъемку. Западная группа храмов  - это часть, которую отреставрировали и привели в порядок. И именно поэтому она является платной. Сами храмы (их здесь 9 штук) находятся на территории ухоженного парка. При входе, спасибо, имеется схема и есть указатели. 

Немного истории. Династия Чандела (Chandelas) пришла к власти в начале Х века н.э., и их столицей был Кхаджурахо. Дворцы включали храмы и водоемы, раньше их было здесь 85 штук, нынче едва насчитывается  25 в разной степени сохранности. Кхаджурахо потеряло свое значение около 1500 года. Большинство из находящихся здесь храмов возведены из песчаника, за исключением некоторых, выполненных в граните. Эти небольшие храмы возведены на высоких платформах и, являясь кульминацией храмового строительства в Центральной Индии, подчеркивают их отличительную особенность и в плане, и по высоте.

Обычно храмы состоят из Garbhagriha или garbha grha  (святая святых), где имеется статуя или изображение святого, и находящейся над ней храмовой башней (шикхарой).  Garbhagriha - обычно квадратное помещение с низким потолком, без окон и дверей с узким входом. Расположенный в геометрическом центре идол освещается светом, проникающим через вход или неровным светом свеч. Малые размеры храмов можно объяснить тем, что они были предназначены для верующих высших  каст, а не для простого люда.

При наличии единственного входа собственно божество занимает не просто центральное место, а находится на горизонтальной и вертикальной оси, символизируя ось мира через мифическую гору Меру (аналог греческого Олимпа). Внутри храма вокруг святилища есть круговой проход, по которому верующие обходят божество. Этот проход тоже  освещается естественным светом от двери, или при наличии окон - из них. 

Garbhagriha соединяется узким проходом antarala (промежуточное помещение) с мандапой (или Mantapa), залом для отправления религиозных обрядов. Иногда мандапа выглядит как многоколонный внутренний зал с портиком для молящихся, и он примыкает сразу к святилищу, без антаралы. Иногда перед залом-молельней, мандапой, имеется ардхамандапа (Ardha Mandapa) – вестибюль с портиками (или крыльцо). Все эти сложные архитектурные понятия  я взяла из строительных сайтов, чтобы было понятнее.

Кхаджурахо. Parvati Temple (слева) и храм Вишванатх (сзади)Кхаджурахо. Храм Лакшмана


Династия Чандела – это раджпутские князья, обитавшие здесь вплоть до XIII века. Местоположение города спасло его от мусульманских набегов и их влияний в архитектуре. А потом эти места и храмы вместе с ними поглотили джунгли. Вездесущие в Азии англичане (в 1819 году, а затем двадцать лет спустя) нашли заброшенный город. Храмы, представленные в Кхаджурахо, имеют скульптурные изображения различных божеств, сурьев, апсар, простых смертных и животных. В эротических фигурах, составляющих замечательные  скульптурные композиции, звучит необыкновенная  чувственность и теплота эмоций.

Немного ссылок:

От входа, следуя  природной закономерности, идем налево, где сконцентрированы 4 храма:  Lakshmi,  Varaha (в ряд с одной стороны) и Lakshmana (напротив), Matangesvara (рядом с Lakshmana, но за забором).

Небольшой храм с навесом над входом, опирающимся на две колонны – это храм Лакшми (Lakshmi Temple)   – богини счастья, богатства и красоты. Она, как Венера, возникла из пены океана с белыми лотосами в руках, и стала женой Вишну.

Кхаджурахо. Храм Вараха (Varaha Temple)Стоящий рядом храм Вараха (Varaha Temple), построенный между 900 и 925 годом,  -  легкий и более скромный прямоугольный павильон с пирамидальной крышей из уменьшающихся ярусов, возлежащей на 14 ровных колоннах. В центре открытой мандапы расположено огромное монолитное изображение  кабана, являющегося инкарнацией Вишну. Выполненная целиком из песчаника, скульптура отполирована и испещрена рельефными украшениями из Будд, и их здесь не много не мало – 674!

В давние времена, когда возникали горы и леса, расплодилось так много живых существ, что земля, не выдержав их веса, провалилась в подземный мир. Тогда Вишну превратился в грозного вепря (кабана) и успел подхватить землю на свой клык. Он вынес землю на поверхность и установил посредине океана. 

Утверждая свою власть, Вараха возвышается над тысячеголовым змеем Шеша, олицетворяющим вечность времени. Осененному священным цветком лотоса на потолке Варахе, раньше компанию составляла Притхви-богиня земли, от которой сегодня остались только ступни и рука на шее. Кабан столь же огромен, как и живописен, но тяжело поддается съемкам: влезает в кадр частями и с обязательным присутствием индуса на заднем плане.

Да, забыла сказать, что перед входом в каждый храм имеется напоминание о необходимости «put off your shoes», так что лучше одеть удобную для постоянного снятия/одевания обувь.

Храм Лакшмана (Lakshmana Temple) также посвящен Вишну, и был построен чандельским правителем по имени Yasovarman между 930 и 950 годами. Он стоит на высокой платформе и включает в себя все основные признаки храма – ардхамандапу, вестибюль-портик (крытую галерею), Garbhagriha (гарбхагриху, или святилище), мандапу (зал), antarala, узкий проход, соединяющий gharbhagrha и мандапу. Маленькие портики с наклонными навесами, выступающие над мандапой и проходом, украшены изумительными резными колоннами.

В отличие от других храмов  святилище в нем выполнено из монолитного камня, а его шикхара, собрана из нескольких башен меньших размеров. Нижняя часть строения имеет фальш-окна с балконами и богато украшенную балюстраду. Два ряда скульптурных изображений, включающих фигуры богов, простых смертных и эротические сцены,  украшают всю ее поверхность. Вход в святая святых  украшен изображениями различных инкарнаций Вишну, а дверные проемы изображают Лакшми (в центре) в окружении Вишну и Брахмы с обеих сторон. Само же святилище содержит изваяние четырхрукого Вишну (информация  взята с указателя).

В индуистском пантеоне главной является триада богов, каждый из которых обладает различными функциями. Брахма-созидатель, творец всего мироздания, Вишну-хранитель мира, а Шива-разрушитель во имя обновления. Каждый из них имеет жену: у Брахмана - Сарасвати, олицетворяющая  мудрость, у Вишну - красавица Лакшми, у Шивы – грозная, но справедливая Дурга, она же Парвати.

Обходим цоколь здания по периметру, с левой стороны вход охраняет мифическое животное, короткими лапами, напоминающее таксу. Поднятый на высокий цоколь, храм зрительно вытягивает его в высоту, а опоясывающий его бордюр полон батальных сцен со слонами, лошадьми и всадниками, музыкантами, танцовщицами. Кажется, нет ни одинаковых лиц, ни поз, ни идей.

Мы рассматриваем скульптурные изображения, повествующие о том времени. Подумать только, сколько фантазии было у резчиков! На фризе нанесены краской номера, и если вы взяли аудиогид, то можете узнать подробности. Храм осматривают не только европейцы, но и сами индусы тоже стремятся сюда, чтобы прикоснуться к своему культурному и религиозному наследию. В Индии красят волосы не только женщины, но и мужчины. По-видимому, это традиция, но так смешно выглядит мужчина с ярко-рыжими волосами, окрашенными хной, свесившийся сверху вниз, чтобы понаблюдать за нами.

На бордюре изображено все то, что ежедневно окружало мастеровых: будни и праздники, духовное и суетное. Кто хоть однажды смотрел индийские фильмы (особенно старые), должен был обратить внимание, что при внешней тяжеловесности индийские дамы очень пластичны, а уж пресловутые индийские танцы являются ярким подтверждением их гибкости. При этом традиционное сари открывает нескромному взору «спасательный круг» вокруг талии и бедер.

Прямые плечи и согнутые в локтях руки ассоциируются с летящей птицей, а согнутые в коленях ноги и кажущаяся от этого приземленность зовут к простой земной жизни. Надо сказать, что пышнотелые и полногрудые женщины на Востоке всегда ценились больше худых, так как такие формы отражали потенциал детородной функции. Так что нет ничего удивительного, что женские скульптурные изображения  здесь обладают мягко сказать «рубенсовскими достоинствами».  

Зато у них удлиненные глаза, сходящиеся полумесяцами у переносицы брови, полные губы, а в глазах – любовь, в общем «ах, эта девушка, меня с ума свела, разбила сердце мне, покой взяла…»  Однако тропическая природа не только рождает изобилие флоры и фауны, но умеет быть беспощадной к женской красоте. На востоке женщины красиво цветут, но быстро отцветают.

Высокие ступенчатые башни украшены резьбой, и их форма напоминает то ли колос, то ли початок, ее пирамидальная форма имеет уменьшающиеся ярусы и небольшой купол на вершине. Цвет камня здесь тоже имеет значение: от кофе с молоком с розовым оттенком до ярко-желтого, при этом стены, нагретые солнцем, создают ощущение тепла, покоя и защищенности.

При упоминании о Кхаджурахо, сразу возникает ассоциация с эротической скульптурой находящихся там храмов. Более того, этот город называют энциклопедией индийского искусства любви.  Название Khajuraho происходит от слова khajura (финиковая пальма, которая растет здесь в изобилии). Другое бытующее мнение, что старое название было  Kharjuravahaka, символизирующее ядовитую страсть скорпиона. Но все источники сходятся в одном, что правители Чандела были приверженцами тантризма с его представлением о человеке как о микрокосме, о двойственности мужского и женского начал, о их нераздельном союзе блаженства и пустоты.  

«Тантра— система телесных и психических техник, предназначенная для развития осознанности человека и, как следствие, преодоления им барьера восприятия реальности лишь на основе интерпретации информации, поступающей в ум от органов восприятия (чувств)».

Кхаджурахо. Храмовая скульптураЛихо закручено, но слова не мои. Говоря простым языком, физическая близость между мужчиной и женщиной стимулирует духовное совершенство и ведет к небесному блаженству. Может быть, именно в этом и можно увидеть разгадку представленных в тончайшей каменной резьбе всех поз, эмоций и внутренних страстей. А еще нужно отметить, что все эротические сцены представлены только на внешних стенах храмов, что можно понять как намек на необходимость оставить все греховные мысли  «всяк сюда входящий».

Внутри же храмов, где находится божество, необходимо входить с чистой душой и помыслами, не отягощенными сексуальными желаниями. И наоборот, внешние изгибы и резьба храмов отражают материальные (как противопоставление духовному) изменения, которые происходят в нас. Исследователи храмов утверждают, что сексуальные сцены составляют всего 10% от их общего числа. Все остальные изображения относятся к простой каждодневной жизни – нанесение макияжа женщинами, сцены из жизни музыкантов, пахарей, горшечников. Все эти сюжеты далеки от храмовых божеств, что тоже должно было подчеркнуть исключительность центральной фигуры храмового идола.

В разных источниках по-разному трактуется и сами эротические сцены. Некоторые пишут, что это недоразумение считать, что любовные сцены происходят между богами. Доказательством служит тот факт, что идолы (такие как Шива, Нанди, Дурга, Вишну) все изображены полностью одетыми. И это относится ко всем индийским храмам, ни в одном из которых нет изображений обнаженных божеств и сексуальных сцен между ними. И только знаменитые храмы Кхаджурахо являются уникальным свидетельством искусства любви.

Другие напротив, считают, что скульптуры олицетворяют брак  Шивы с Парвати. С их точки зрения здесь изображается история их свадебных событий. «Конструкция каждого храма отображает эту теорию брака. Небесной сферой представляется шикхара, т.е. навершие храма между шпилем и основанием. Все совокупляющиеся пары олицетворяют единение мужской и женской энергии, а апсары – небесные танцовщицы и храмовые прислужницы - помогают влюбленным не только в ухаживании».

Как бы то ни было, если вы приехали сюда, надо быть готовым и не смущаться при виде откровенных сцен, чтобы открыть для себя тайное величие сексуальной свободы. За нами увязался один из помогаев, старый дедушка, по-видимому, возжелал прокомментировать нам все изображенные сценки, его оттопыренный зад говорил о его готовности вживую принять одну из поз.

Кхаджурахо.Эротическая скульптураКхаджурахо.Эротическая скульптура


Видя, что мы полностью игнорируем его потуги, он спешно ретировался, а мы подошли к первой кульминационной сцене – с осликом. Изображенная на этом барельефе сцена относится к зоофилии. Бедное животное безропотно стоит в ожидании «неземного счастья», пришедшего сзади. А перед его мордой своей очереди ожидает  уже наизготове следующий клиент, и только один юноша, стоящий сбоку,  стыдливо прикрыл глаза руками.

Следующий барельеф изображает групповушку, где каждая пара занимается любовью: кто сидя, кто стоя, кто спереди, кто сзади, кто сверху, кто снизу. Первое впечатление, конечно, шокирует. Интимность любовных игр выставлена здесь напоказ, и ты кажешься себе подсматривающим за свершением этого таинства. Игра светотеней придает еще больше жизненности скульптурам. Отдельным позициям, которые занимают любовники, могут позавидовать гимнасты и акробаты – да, надо было иметь большую и постоянную практику, чтобы так изогнуться! Сцены орального секса перемежаются тройственными соитиями и так без конца и края по всему периметру.

Можно представить, какое впечатление произвели эти храмы на английского военного-топографа, обнаружившего эти храмы в джунглях! Приверженец пуританской морали, он оставил неясные заметки, на которые не сразу обратили внимание. Еще удивительно, что все это каменное пособие любовных игр не исчезло под карающей рукой моралистов всех времен и народов. Почему-то вспомнилось веяние одеть нагую скульптуру у нас во времена коммунизма.

Здесь, в храме Лакшмана, идет активная реставрация, кое-где стоят леса. Это привносит радость за будущих туристов, но мешает нам снимать сегодня. Все орнаменты выполнены очень искусно, так и представляешь себе резчиков, которые день-деньской трудились над такой красотой.

Ознакомившись с наружным оформлением храма, поднимаемся наверх и заходим внутрь. На верхушках толстых колонн изображения знакомых нам по Эрмитажу Атлантов, только здесь они в каких-то странных позах. Удачное освещение позволяет сделать массу контрастных снимков. Воздух здесь неподвижен, звуки гасятся, глаза, уши и мысли  фокусируются на божестве.

Святая святых, или чрево (ассоциация с женским началом, лоном) – это то, что мы представляем собой, без прикрас и грима. Все, что снаружи – это то, как мы подаем себя другим, это театр, и мы в нем актеры. Связующим звеном между фактом и идеалом, между духовным началом и обыденной жизнью служит культовое сооружение соответствующей веры. Только в глубине души, когда каждый остается наедине с собой, мы становимся очень беззащитны, и всем нам нужна какая-то точка опоры.

В индуистском храме этой точкой опоры является образ лингама (фаллоса) Шивы, олицетворяющий творческий потенциал. Черный квадрат, Будда, икона, другие идолы и божества – это то, что будоражит нашу совесть и душу,  заставляя ее трудиться. Именно поэтому, выходя из храма или церкви, каждый чувствует себя очищенным, просветленным и дай бог, чтобы это чувство продлилось подольше.

Внутри храма мы ведем съемку, используя вспышку и опцию «ночной съемки». Кадры получаются четкими до такой степени, что видна потребность не только внешней реставрации, но и внутренней. Не забудьте поднять голову вверх, и вы увидите резной потолок, стилизованный под цветок лотоса. В индийских храмах все символично, включая его план и различные части: это отражение мира во всех его аспектах микро и макромиров. Сплошной символизм и тайна, таинство и основы существования.

Будучи самым старым среди здешних храмов, Лакшмана обладает самыми откровенными скульптурными изображениями, рассматривая которые мы не заметили, как прошло 50 минут.

Кхаджурахо. Храм Кандария Махадева Подстриженный газон и немногочисленные деревья на территории парка позволяют увидеть  стоящий в задней части территории комплекса самый  большой и величественный храм Кандариа Махадева (Kandariya Mahadeva). Он был построен в период с 1025 по 1050 годы и посвящен Шиве. Будучи типичным индуистским храмом этого периода, он также имеет все части, свойственные классическим храмам. Его продуманный проект и дизайн, его размеры и симметричные пропорции, его превосходный скульптурный декор, и архитектурная сложность – все это выделяет его, как  самый известный в Центральной Индии и самое совершенное произведение архитектурного искусства в Индии.

Храм имеет очень высокое основание с элегантно украшенной лепниной, включая фризы со слонами, лошадьми, воинами, охотниками, акробатами и музыкантами, танцовщицами, и разнообразными сценками. В литературе пишется, что храм Кандария Махадева украшен 900 скульптурными изображениями.

Прежде чем подняться наверх, мы обходим одну сторону основания. Убедившись, что здесь немногочисленные скульптурные украшения  как бы местами вкраплены  в каменную кладку при реставрации, мы возвращаемся к входу.

Обходим храм по часовой стрелке снаружи, по первой платформе. 84 маленьких пирамидальных башен образуют одну большую ступенчатую башню, буквально изрезанную витиеватыми сюжетами и  возвышающуюся на 30 метров от основания. Ступенчатая пирамида шикхара с четко выделенными поперечными поясами-бордюрами символизирует гору Меру – олицетворение Вселенной. А глубокопрорезанный орнамент сохранил в этих углублениях первоначальный цвет камня, что вместе с частично потемневшими наружными частями создают еще более глубокий рельеф в игре света и тени. Храм является наилучшим образцом индийской архитектуры, который обладает возвышенным силуэтом и тонкой и мягкой резьбой.

Здесь реставрационные работы ведутся более интенсивно, на особом приспособлении режут камни, и этот звук нарушает покой и тишину, мешая сосредоточиться и созерцать. Обойдя храм, попадаем  на сторону против солнца и тут понимаем, насколько точно силуэт храма символизирует гору Меру.

Кхаджурахо. Храм Кандария Махадева Кхаджурахо. Храм Кандария Махадева Волей судьбы сперва тонкий ручеек желающих набраться будоражащих впечатлений устремился сюда, а потом деревня стала местом паломничества многих любопытствующих. Кхаджурахо находится не на торной туристической тропе, но благодаря востребованности изучения храмов, здесь даже построили местный аэропорт. В деревне появились кафе, рестораны и специфический вид экскурсий – туры для молодоженов. Изучение изысканной чувственности местных скульптур возбуждает семейные пары и служит прелюдией к их собственным любовным утехам.         

Три ряда бордюров из скульптурных фигур высотой около метра, высечены на вертикальных полукруглых столбах – трех широких и двух узких с каждой стороны фасада, между балконами. Над каждым поясом – козырек, защищавший камень от непогоды. Фигуры людей и божеств, будучи украшением, одновременно являются и частью стены. В многочисленной литературе, посвященной храмам Кхаджурахо, сказано, что изображение свадьбы Шивы и Парвати служат пособием по искусству любви.

Даже поверхностно изучая Индию, можно сделать вывод, что скульптура – основа искусства страны, а тема женщины – основная тема. Здесь можно много и долго рассуждать о том, что  женщина ближе к тайнам и силам природы, что она полна творческой энергии и жизненных сил. Еще во времена матриархата считалось, что женское начало это активная сила природы, а мужчине уготована пассивная роль. Женщина, как хранительница очага, дающая жизнь роду, очень хорошо показана в нашумевшей книге «Код да Винчи».

А постоянное единство и борьба противоположностей, двойственность сил (горе-радость, сила-слабость) – это закон мироздания. В Азии время идет неспешно, индусы верят, что каждому предначертана своя судьба (карма), и что предначертано, то и исполнится. Так к чему торопить события? При этом «дорогу осилит идущий», если остановился – то смерть, сперва духовная, потом физическая. Следовательно, много лет тому назад  авторы этих шедевров должны были пройти тяжелый путь познания для переноса изображения чувств в каменную форму.     

Кхаджурахо. Эротическая скульптура храмовКхаджурахо. Эротическая скульптура храмов


И каждый день напротив танцующего хоровода фигур останавливается и замирает кто-нибудь из туристов. Замысловатые позы, в которых переплетены  любовные пары, нежный поцелуй между двумя любящими – все здесь поет гимн жизни. И сказано в древнем трактате «Кама-Сутра»:  «Между любящими возможно все и в любое время. Нет очередности во времени и пространстве между поцелуями и объятьями, но все это необходимо делать перед сексуальным соитием, сопровождаемым вздохами, царапанием друг друга ногтями».

Каждая женщина, изображенная здесь, является «знойной женщиной, мечтой поэта». Высокие, большеглазые, пышногрудые и крутобедрые с такими характерными очертаниями, они, тем не менее, полны естественной грации!

Кхаджурахо. Эротическая скульптура храмовАпсары, не принимающие участия в любовных играх, полны неуемного веселья, игривого кокетства. Они принимают различные позы, их взгляд полон достоинства, и только у некоторых избалованных – надменный взгляд. Небесные танцовщицы (апсары) – это мифический образ, считалось, что в их жилах течет солнечный свет. Иногда они приходили в мир смертных, чтобы одарить своей любовью особо отличившихся.

Создание такой сложной и причудливой скульптуры стало возможно благодаря мягкому желтовато-коричневому песчанику, а его оттенки придают телесный цвет фигурам. Они как будто в постоянном движении, благодаря игре света и тени. Малочисленные туристы снимают на приближении особо колоритные жанровые сценки и изгибы тел.

На некоторых фигурах хорошо можно различить ожерелья, пояса – все это второстепенные  детали, призванные увести нас от истинного понимания чистоты линий тела. И если обратиться к Древней Греции и Риму, то античная скульптура тоже не имела никаких покровов. Адам и Ева, будучи нагими до своего грехопадения, обладали «чистыми помыслами», а потом, вкусив запретный плод познания, инстинктивно прикрыли причинные места.

Наконец, мы проходим внутрь, поднимаясь по степеням крутой лестницы. Дверной проем украшен резным венком (tirana) и изображениями чудищ-горгулий (kitimukha). Эта гирлянда, выполненная из единого куска камня, является изображением символических  ритуальных ворот свадебной процессии. А изображение горгулий (драконовидных змей) с их свирепыми лицами демонов, рогами, огромными клыками и разинутыми ртами, часто  используется, как декоративный мотив в индийской храмовой архитектуре, и служит в качестве защиты от дурных сил.

Внутри темного святилища, в его чреве, в закрытой с 3-х сторон нише находится самый главный предмет поклонения – лингам (мраморное изображение Шивы). Простой каменный цилиндр и никакого похабства. Чтобы рассмотреть внутреннее убранство святилища, не забудьте взять с собой фонарик!

ЛИНГА, или ЛИНГАМ — стилизованное изображение эрегированного полового члена, применяемое в ритуальной практике индуизма. Линги считаются священными символами Шивы как воплощение мужского начала. Верующие целуют и гладят их, приносят им в жертву рис, цветы и плоды, красят красной охрой, поливают топленым маслом, медом и соком сахарного тростника. Некоторые линги достигают гигантского размера: так, в храме Матангешвара — самом знаменитом из 85 храмов Кхаджурахо — стоит огромный лингам высотой 2,5 метра и больше метра в обхвате.

На единой платформе стоят несколько храмов: Храм Кандарья Махадева, Mahadeo и Jagadambi.

Кхаджурахо. Храм Кандарья МахадеваКхаджурахо. Храм Mahadeo


Следующим идет небольшой храм, в него ведут несколько ступенек. Открытый с трех сторон павильон, поддерживается двумя колоннами.  

Кхаджурахо. Храм JagadambiКхаджурахо. Мифические сардулы


Внутри него  фигура, обозначенная в путеводителях как лев. Этому животному далеко до классического льва, конечно, но его метровая высота впечатляет. Присевшее на задние ноги животное полно грации и внутренней силы, поднятой лапой он то ли угрожает коленопреклонной женщине, то ли берет ее под защиту.

Тот же путеводитель сообщает, что это Сардулы – мифические животные, похожие на рогатых львов. Они считались символом Шакти- активной силы природы. Им противостояли люди, борющиеся с силами природных стихий. Это храм Махадева (Mahadeo), вернее то, что от него сохранилось. На фоне Кандарья Махадева он проигрывает и по размерам и по орнаменту.

Чуть дальше тут же находится храм Джагадамби (Devi Jagadambi Temple). Первоначально он был посвящен Вишну. Этот храм проще, чем Кандарья Махадева, внутри есть только святилище без внутренних галерей, зато имеется боковой неф. Дверные проемы украшены фигурой стоящего четырехрукого Вишну. Выступающая мандапа украшена пирамидальной крышей. Отсутствие балконов компенсируется  тремя бордюрами-фризами. 

Сцены соитий здесь добавляют новые образы. Уйти невозможно: каждая сценка, каждый поворот живет своей жизнью. А формам груди местных красавиц сегодня могли бы позавидовать все силиконово-имплантантные модели! Вот она «Кама Сутра» в камне! Здесь в Кхаджурахо все пронизано и живет этим, построено на этом и подчинено этому – книги, карты, подставки, магнитки – все эти образы нещадно эксплуатируются.

Через цветущее поле идем к самому крайнему храму – Читрагупта (Chiragupta Temple). Похожий на храм Джагадамби, в святилище он имеет впечатляющую фигуру Сурьи, стоящей в колеснице, запряженной семью лошадьми. И это единственный в Кхаджурахо храм, который посвящен Сурье, богу солнца. Его почитали как носителя света, целителя, а также как всевидящее око богов и небесного стража. Его атрибут — колесница, запряжённая семью лошадьми, олицетворяющими солнечные лучи. Обязательно найдите в  центральной нише южного фасада изображение 11-голового Вишну! По стилистике этот храм занимает место между храмами Вишванатх и Кандарья Махадева.

Свернув направо от Читрагупты, мы подходим к храму Вишванатха (Vishwanath Temple), являющемуся наиболее значительным в Западной группе, наряду с Кандарья Махадева и Лакшмана. Они схожи по композиции и скульптурному украшению, но вместе с тем каждый из них обладает своими особенностями. История упоминает имя правителя (Дхангадева), который возвел этот храм в 1002 году.

Храм посвящен Шиве и в нем присутствуют все элементы храмов – вход-портик (ardha mandapa), крытая галерея Mandapa с ее центральной площадкой Maha mandapa, огражденной 4 столбами  и святилище, с внутренней галереей. Все эти части находятся на одной оси, следуют одна за другой и имеют каждая свою башенку-надстройку. Используя дополнительный эффект от многочисленных маленьких башенок, ступенчатый подъем которых  только усиливает мощь основной  башни-shikhara, расположенной точно над святилищем, архитекторы того времени еще раз хотели  подчеркнуть заложенный  в ее названии смысл - «пик горы». Расположенный на высоком подиуме, центральный храм имеет 4 храма поменьше по углам платформы. А сторожат храм 10 каменных слонов на крыше.  

Чтобы не вызывать у туристов сомнений «who is who», здесь же отдельно стоит  небольшой павильон, являющийся составной частью храма Вишванатх. Это Nandi shrine – квадратный павильон (высотой в 2,2 м), опирающийся на 12 колонн, внутри которого в положении лежа изображен бык Нанди. Многие животные используются богами, как средство передвижения, так и Нанди является ездовым животным Шивы. Нанди, будучи символом божества Шивы, олицетворяет его мощь. Огромный бычара устремил взгляд на главное божество храма Вишванатх и всем своим видом показывает, что готов по первому зову ввязаться в бой.

Кхаджурахо. Храм ВишванатхКхаджурахо. Эротическая скульптура храмов


Высокая 6-метровая платформа плотно украшена рельефными изображениями (майтхунами) в основном, эротического характера, включая сцены группового секса и зоофилии. На стенах изображены не каменные истуканы, здесь тщательно высечены в камне мужчины, очаровательные женщины,  боги и апсары, киннары (полубожественные существа в виде людей с конскими головами или птиц с головами людей, являющиеся небесными певцами и музыкантами), gandharvas (мужские сущности, небесные музыканты, мужья апсар, зачастую в половинчатом изображении полуптиц, полулошадей с совершенным музыкальным слухом, аналог кентавров), якшасы (yakshas и  yakshis- великодушные духи мужского и женского рода, хранящие сокровища в недрах земли и в кронах деревьев), ganas (прислужники Шивы), nagakanyas, (Nag Kanya- полуженщина, полузмея), и др. небесные мифические существа. Все они,  занятые пением, танцами, игрой на различных музыкальных инструментах, обнимающиеся, целующиеся, занимающиеся любовью, являются архитектурным элементом  храма, подчеркивающим  высоту шикхар.

Желтый песчаник, наделенный  исключительной пластичностью, позволяет форме скульптур сливаться с изумительным миром эмоций и чувств. Подчеркивая мягкие формы скульптурных фигур, их ритм, отражающий чувственных любовников, страстных танцоров, приводящих в восторг певцов, дев с их романтической любовью, матерей, баюкающих своих детей, - все это вдохнуло живое дыхание жизни в камень. Перед вашим взглядом не безжизненный камень, а человек и природа.

«Золотые руки» скульпторов смогли преобразовать камень, заставив его петь, танцевать, дуть в трубы, заниматься любовью, пребывать в дремотном состоянии, просыпаться, томиться от страсти, переполняться молодостью. Все это не только подтверждает, что камень обладает душой, но и выставляет все чувства напоказ. Таким образом, храмы становятся олицетворением  мечты и реальной жизни человека, торжества любви и ее бесконечности.

Глядя на такие откровенные сцены, вы не испытываете стыда или угрызений совести, а только получаете удовольствие. Таково влияние силы искусства. Здесь нет неинтересных изображений,  каждая пара торжествует любовь к жизни во всех ее проявлениях, будь то смертная жизнь или выходящая за пределы человеческого разума. И порой так трудно провести между ними грань…

Все высеченные фигуры настолько полны жизни, что возникает иллюзия, что вот сейчас девушка, пишущая письмо,  протянет его тебе, или  стоящая в пол-оборота девушка, наконец, обернется. Танцовщица, одевающая ножные и ручные  браслеты,  еще не приступила к танцу, а драконы уже извиваются в его ритме. Вот ревнивую обезьянку, справедливо постигло наказание, чтобы не совала свой нос, куда не следует. И нельзя не посочувствовать стоящей в веках девушке, которая столько лет вынимает занозу из ступни.

Это восхитительный объемный мир обычной жизни,  наполненный красотой, наслаждением юности и навыками любви. Храмы Кхаджурахо полны яркими моментами жизни, эмоциями, переданными в камне. В этом  и есть уникальность этих храмов в части их передачи чувств. Они обладают сказочным качеством переносить нас в область сверхестественного наслаждения (parmananda), означающего наивысшее блаженство в индийской  жизненной философии. Сила храмов Кхаджурахо в том, что они позволяют отряхнуть от себя суетное и перейти в состояние   безмятежного спокойствия.

Все, чем занимаются изображенные на стенах храмов герои, они делают с любовью, и этот труд будет  вознагражден. Главная тема украшения местных храмов – любовь. Боль, страдание – это темы такие же сильные как и любовь, но храмы Кхаджурахо не знают сюжетов разлуки, также как старости, болезни и смерти. Авторы скульптурных изображений верят в жизнь и страстно отвергают горести и скорбь, полагая, что это только состояние разума.

Здесь живет и дышит фантастический мир юных дев, чувственных мускулистых мужчин, мир томных поцелуев,  губ не желающих разъединяться, рук, соединенных в неразрывные объятья, мир в котором пары встречаются, любят и открывают для себя  смысл жизни. Среди тысячи изображений можно найти немного фигур стариков, одиноких престарелых, но и они  заняты любовными играми.

Храм Вишванатх расположен совсем рядом с улицей, ставшей местом сбора всех рикш, поэтому шум и звуки города мешали сосредоточиться, да и надоедливых попрошаек здесь стало больше. Шутки ради, еще покидая номер отеля, мы прихватили с собой стандартную карточку-табличку, вывешиваемую на ручку двери. И именно сейчас она нам очень помогла, мы даже сделали фотографии с ней – «Please, do not  disturb!» Читая призыв «не беспокоить», мальчишки-продавцы хохотали, но не рисковали предлагать нам свой товар.

Скульпторы Кхаджурахо, открывая всю глубину изображения женщины, считали ее божественным созданием. Они были уверены, что женщина чувствует тоньше и глубже, чем мужчина. И это также находит отражение в искусстве резьбы по камню, которое отмечает обычные действия женщины при подготовке к романтическому свиданию. Она моется, делает прическу, смотрится в зеркало, украшает себя. Ее большие подведенные глаза будут околдовывать партнера, она будет петь, танцевать, играть на различных музыкальных инструментах, чтобы наиболее полно возбудить своего любимого, а  под конец сбросить ненужные теперь одежды.

Женщина прикасается к партнеру, щекочет его, ласкает всеми возможными средствами, чтобы разжечь в нем костер любви. Партнер, опаленный страстью, не гнушается  использовать животных в порыве своей страсти. Женщина же,  в противоположность ему, следует классическим канонам любви. Именно это хотели передать нам авторы скульптур: смертны вы или боги, ничто человеческое вам не чуждо. Толпы монахов и паломников изучали здесь искусство любви, об этом имеется упоминание у известного путешественника древности Ибн Батуты, посетившего Кхаджурахо в 1335 году.

Последний из здешних храмов – Parvati Temple, небольшой по размерам с выбеленными стенами, чем-то неуловимо напоминающий наши церкви. Он интересен тем, что в нем есть необычное изображение богини Ганги, едущей верхом на крокодиле.

Мы вышли из ворот Западной группы храмов в 16 часов, т.е. на их обследование у нас ушло 2 с половиной часа. Подойдя к месту, где оставили нанятого рикшу, мы были атакованы толпой  тощих и смуглых индусов. Яростно жестикулируя, они  кричали нам, что наш водитель уехал, и наперебой предлагали свои услуги. Эта неожиданность так вышибла нас из колеи, что мы не осмотрели единственный здесь действующий храм Matangeshvara (посвященный Браме), который находился рядом.

Думая, что забыли место встречи, мы походили туда-сюда в надежде увидеть нашего рикшу, но все было напрасно. Посчитав свою совесть чистой, мы наняли другого, который за меньшую сумму (150 рупий за 2 дня против 250) обещал нам ту же программу. Он торопился отъехать с нами от места стоянки, но это было его предложение, и мы согласились. Позднее мы поняли, что надо было, не сдвигаясь с места, оговорить весь маршрут, дабы первоначальная цена не выросла в два раза впоследствии.

Кхаджурахо. Храм Дуладео   (Duladeo Temple)  Кхаджурахо.  Храм Дуладео   (Duladeo Temple)


Сегодняшний день нам предстояло закончить осмотром Южной группы храмов. Мы расслабились и потеряли бдительность. Дедушка-возница взял бразды в свои руки, и повез нас по своему усмотрению в ближайший от города храм - Дуладео (Duladeo Temple), расположенный в 1,5 километрах от Западных храмов. В соответствии с картой, этот храм был одним из самых дальних из Южной группы. 

Здесь мы встретили  нашего предыдущего рикшу, который соблазнился возможностью сшибить дополнительный заработок, подвезя сюда группу индусов. Уж как они (а их было человек 10) все разместились в его таратайке, можно представить. А мы гордо проследовали мимо него, даже не ответив на его заигрывания. Правда, я еще успела (в большей степени из жалости к владельцу), купить маленького бронзового слона на колесиках за 100 рупий.

Посвященный Шиве, повернутый к востоку, Дуладео состоит из святилища без остальных классических помещений. Его Sikhara  имеет три круговых ряда меньших башенок-шикхар. Его махамандапа (зал для медитаций, иногда используемый для ритуальных танцев) обладает специфичностью дизайна и украшений. Храм имеет восьмиугольную форму, его 20 консолей искусно орнаментированы.

Все изваяния сверхъестественных существ выглядят настолько объемно, что выходят за рамки рельефа. Построенный в начале XII века, в последующие годы он неоднократно переделывался. Через 15 минут его осмотра мы были готовы ехать дальше. Рядом с храмом течет река Khudar, через которую проложен новый мост. Местные мальчишки со всего размаха прыгают с него в воду, наслаждаясь брызгами и восторженными взглядами друзей и малочисленных туристов.

Кхаджурахо. Храм Чатурбхудж  (Chaturbhuja Temple)  Раздухарившись, наш дед повез нас еще южнее – к Храму Чатурбхудж (Chaturbhuja Temple).  Судя по путеводителю, мы проехали 5 километров, прежде чем добрались до какого-то тоще-высокого храма. Он одинокой башней-шикхарой возвышается в округе на лесостепной равнине, и его основным отличием является отсутствие эротических скульптур в украшении.

Внутри святилища находится почти трехметровая статуя  четырехрукого Dakshinamurti, являющегося воплощением Шивы (как учителя йоги, музыки, мудрости). Лицо божества отражает сверхестественное спокойствие и блаженство. Дата постройки – 1100 год. Этот храм, буквально вздымающийся из-под земли посредине пустынной местности, являл собой очень интересный кадр.

Однако именно здесь особо раздражал индус, постоянно занимающий очень выгодные ракурсы для съемки. Этот «зоркий сокол» внимательно следил, чтобы мы не осквернили храм, войдя в него в обуви. При этом он ходил за нами по пятам и бубнил себе под нос «вери найс темпль». Более выдавить из себя он не мог и рассчитывал получить за эти масштабные познания  какую-нибудь мзду. Правда, отдать должное, он тут же испарился после сделанного ему замечания.

Наш нетерпеливый дедушка-водитель, рассчитывая на магарыч, сообщил,  что  повезет  нас  туда,  откуда  взял,  а не  в      гостиницу, как договаривались раньше. Наивный, он думал напугать нас, он не понял, что мы и собирались в  центр Кхаджурахо. Оказалось, что ворота Западной группы храмов как раз выходят на главную площадь, где расположены все лавки, магазины, кафе и рынок. Обойдя пару магазинов, и поняв, что в пыли местных недр нам ловить нечего, пошли обследовать небольшой рынок с фруктами.

А вот с этим делом здесь было грустно. И хотя повсеместно предлагали свежевыжатые соки из гранат и апельсин, мы не рискнули  своими желудками. Дорогостоящие яблоки имели весьма скромный вид, апельсины и мандарины тоже, и если бы мы не набрели на мелкие желтые гуавы, то день мог бы закончиться без витаминов. Исходивший от моих любимых гуавочек одуряющий запах, ускорил их приобретение. Полкило экзотических фруктов обошлось в 10 рупий. А вот купить помидор и огурцов за такую же цену жаба задушила, а зря… 

Кхаджурахо. Коза на крыше открытого мужского писсуараПока мы обследовали лотки с овощами и фруктами, случайно удалось схватить любопытный кадр с козой, взобравшейся на крышу открытого мужского писсуара. Далее нам захотелось пивка, и мы начали спрашивать у местных, где его можно раздобыть.

Их поведение, ужимки и оглядки сразу дали нам понять, что здесь это дело запрещенное. И правда, только у местного стража порядка нам удалось узнать, где располагается лицензионная лавка по продаже спиртных напитков. Благо далеко идти не пришлось, и мы за 80 рупий купили местного «Кингфишера».

Возвращались мы мимо храмов Западной группы, сумерки утопили в темноте их верхушки, и они темной зубчатой стеной вырисовывались на фоне фиолетового бархатного неба.

Следующим наступал год быка, поэтому в одной из лавок мы разжились маленькими бронзовыми фигурками этих бодливых животных, а выйдя из лавки, были поражены огромной стаей крикливых зеленых попугаев, которые кучковались в кронах деревьев.  Такого мы еще нигде не видели, но после Орчхи с ее мошкарой, эту стаю все же было более приятно наблюдать.

Нам предстояло пешком дойти до отеля, и мы стартовали в южном направлении. Пройдя немного, подошли к Шив Сагар (Океан Шивы), искусственному водоему, в водах которого днем купаются многочисленные паломники. Сожалеем, но мы не смогли увидеть храм  Чаусат Йогини, пусть и находящийся сегодня в руинах. Он расположен за искусственным озером на юго-западе  и относится к IX веку. 

Чаусат Йогини состоит из 35 маленьких гранитных святилищ, группирующихся по сторонам четырехугольника; первоначально их было 64, а в центре находился храм кровожадной богини Кали. Храм стоит на 5-метровой террасе, полностью из гранита. В храме есть ниши для всех йогинь, но осталось только 3. Большая ниша для богини Кали тоже пустует.

Чтобы было понятно, йогиня – это  ведьма, спутница Кали. Заводя возлюбленных из числа смертных, в конце концов, потом она их убивает, принося в жертву черной Дурге (супруге Шивы в одной из её грозных ипостасей).

В полной темноте, забыв фонарик, мы неторопливо пробирались в отель, постоянно оборачиваясь на окрик велосипедистов. К нашей радости в отеле еще работали местные магазины, и мы провели достаточно времени в них, получив удовольствие от рассматривания  настоящих кашмирских пашмин, украшенных разноцветной ручной вышивкой. Не сойдясь в цене, мы распрощались до завтра, дав друг другу возможность хорошенько подумать о ней.

Пока еще не окончательно выключили свет возле бассейна, мы перешли к  водным процедурам, что всегда снимает усталость дня. Возврат в номер ознаменовался звонком из Дели, наш гид (с подачи водителя) пытался убедить нас выехать завтра пораньше, предлагая сделать это не позже 11 часов. Постановка вопроса возмутила нас, и я четко обозначила, что всем были известны наши планы, они отражены в ваучере. Мы не понимали, что страшило водителя и съязвили, что надо было дать нам не такого пугливого.

В конце концов, гид принимающей стороны жестко подытожил, что наш столь поздний выезд остается полностью на нашей совести, и является нашим собственным риском. Обеспокоенные такой постановкой дела, и понимая, что здесь все близко, и много времени осмотр храмов завтра не займет, мы снизошли до раннего выезда. Торг закончился к обоюдному согласию? и с чувством полного удовлетворения мы легли спать.

Итог дня: посетили храмы Кхаджурахо. Расходы на входные билеты – 300 рупий.

Хания, 2008 г.

© Фото: Хания

Опубликовано: 04.10.2015
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.