Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Общежития для рабочих. Фото с сайта obshezhitie.net

Недавно путешествуя по сети, обратил внимание на предложение, которое может очень заинтересовать малобюджетных туристов. С моей точки зрения, им следует обратить внимание на общежития для рабочих.

сегодня

13 августа
В эфир вышла цветная телепередача
В эфир вышла цветная телепередача

13 августа 1928 года в Лондоне через радиостанцию европейской акционерной компании, основанной шотландским ученым Джоном Бэрдом, в эфир вышла первая цветная телепередача.

На земле Будды


Из цикла «Центральный Таиланд». Часть 1

Таиланд Заметки и фотографии из декабрьского путешествия по Таиланду. Примечание о ценах, упомянутых в тексте: когда я приехал в Таиланд в декабре 2008 года, 4 тайских бата приблизительно равнялись 3 русским рублям, ныне в связи с падением курса рубля 1 тайский бат равен 1 российскому рублю.

…Лодка с огромной скоростью плывет по узкому каналу. Грязная и вонючая вода брызгает во все стороны, и только кусок брезента, натянутый по бокам судна, защищает лицо. Мимо проносятся кварталы неказистых домов в два-три этажа, построенных где-то из подручных материалов, с балконов свисают белье, на набережной стоят горшки с цветами и комнатными растениями, усталые люди сидят в изнеможении у воды. Вдалеке возвышаются небоскребы со стандартной для любой части света архитектурой, а над головой время от времени появляется очередной автомобильный мост, на котором в очередной пробке стоят автомобили всех цветов радуги. Это город Бангкок, канал Сэн-Сэп.

Бангкок: первый взгляд

БангкокТермин «город контрастов» избит до невозможности, тем не менее, он подходит к  Бангкоку как нельзя больше. Контрастов здесь гораздо больше, чем в Москве, Стамбуле или Нью-Йорке, и обогнать его в этом плане могут разве что индийские города-миллионники.

В Бангкоке видно азиатское многообразие во всей красе: по улицам ходят старые покореженные временем маршрутки, а над городом протянулась суперсовременная скоростная линия надземного метро, кто-то ездит на работу на приличном японском джипе, а кто-то довольствуется подержанным скутером, на котором умудряется провести еще трех-четырех членов семьи, кто-то живет в собственном доме, а кто-то спит на улице. В каких-то отношениях Бангкок — это настоящая Азия, где поражаешься: «Даже у нас в России таких жутких трущоб нет!», а где-то он напротив, успешно обогнал Москву на несколько десятков лет.

Бангкоку как столице — без малого двести пятьдесят лет. В конце XVIII века, когда бирманцы сожгли Аюттхаю, тогдашний центр тайской цивилизации, столицу перенесли в Тхонбури (ныне пригород Бангкока). В 1782 г. король Рама I построил на правом берегу реки Чаупхраи дворец, и с тех пор город стал постепенно расти, достигнув к началу XXI века населения в 8–9 миллионов человек. Он счастливо избежал катаклизмов, на которые была богата история Юго-Восточной Азии последние двести лет, не видел ни войн, ни серьезных восстаний или революций, и постепенно стал главным городом этой части света, важнейшим торговым и транспортным узлом.

Байок-тауэр - самое высокое здание в Таиланде Вид со смотровой площадки


Именно в Бангкок стекается туристическая масса из Европы, Азии и Америки, и расползается отсюда — кто на пляжи южного Таиланда, кто к храмам древнего Ангкора, кто в деревни Лаоса. Благодаря этому город стал воистину интернациональным: туристы здесь водятся в изобилии, а некоторые иностранцы, привлеченные теплым климатом и низкими ценами, даже остаются здесь жить и работать. Если в других городах Азии белого человека часто провожают удивленными взглядами и радостными криками, то здесь, увидев какого-нибудь светловолосого европейца, лишь равнодушно скользнут по нему взглядом.

…В Бангкок я прибыл в декабре и сразу после прохладной московской зимы попал в жаркий и влажный бангкокский климат. Местная шутка гласит, что в Таиланде три времени года: жаркое лето, очень жаркое лето и жаркое лето с дождями. Самое холодное время года в Бангкоке теплее, чем самое теплое время в Москве. И если от холода еще можно спастись, активно двигаясь и надевая больше одежды, то жара совершенно непобедима. Активное движение быстро приводит усталости и желанию прилечь где-нибудь и расслабиться, поэтому, хотя Бангкок и вполне крупный город, жара накладывает на образ жизни свой отпечаток — и местные жители, и туристы не торопятся так, как в Нью-Йорке или Москве. Правда, туристические автобусы, которые довозят пассажиров из аэропорта в центр города, оснащены мощным кондиционером. Тайцы привыкли к подобным вещам, но приезжим это все в новинку, и очередной европеец, простудившийся при 30-градусной жаре, быстро приобретает привычку брать теплые вещи в автобус.

Задворки БангкокаЗадворки Бангкока


Один из таких автобусов-холодильников высадил меня недалеко от Национального музея, откуда я, сориентировавшись по карте, отправляюсь на юг — к Королевскому дворцу и вату Пхракео, по ходу дела наблюдая за местной жизнью.

Самое главное отличие между Европой и Азией состоит в том, что в азиатских странах жизнь сосредоточена не внутри, а вне помещений. На улице готовят, едят, торгуют — вся коммерческая, а вместе с ней культурная и частная жизнь страны проходит здесь. Правда, тут еще не дошли до того, чтобы справлять нужду на улице, как это происходит, судя по рассказам, в Индии — все же Таиланд более цивилизованная страна. Но во всем остальном жизнь кипит на широких тротуарах, где торговцы разложили свои товары, а повара готовят в кастрюлях или на мангале что-то съестное.

Еда здесь встречается настолько часто, что большинство тайцев уже даже не заводят дома кухни — зачем что-то готовить, если можно поесть на любом углу. Обычная картина на любой улице в любом городе Таиланда: пожилой таец жарит в чане с маслом бананы в кляре, неподалеку располневшая тайка готовит на углях мини-шашлыки из кусочков мяса или сосисок, с ней соседствует уже серьезное заведение общепита — несколько больших кастрюль с кипящим супом и суетящимися вокруг поварами, а рядом — несколько пластиковых столов, за которыми сидят люди, ждущие заказа.

Кхаосан-Роад - главный туристический район БангкокаОсобенно радуют местные фрукты. Большинство из них даже неизвестны среднестатистическому россиянину и поражают своими цветами, формой и способом поедания. Если купить один из этих фруктов, часто нужно спрашивать у продавца, каким образом можно очистить кожуру и съесть его — иначе ни за что нельзя догадаться. Самый приятный и освежающий фрукт — кокос, в котором продавец прорубает дыру и вставляет туда соломинку. Стоит такая порция кокосового сока всего 10–20 батов.

Если вдалеке от туристических троп по любой улице можно пройти спокойно, не опасаясь повышенного внимания мелкого бизнеса, то чем ближе к центру, тем активнее и агрессивнее они становятся. Каждые пять секунд кто-то предлагает стакан сока, фрукты, сувениры и подержанные англоязычные путеводители. И только продравшись сквозь толпы подобных коммерсантов, можно выйти к стенам главной достопримечательности Бангкока — вату Пхракео и Королевскому дворцу.

На земле Будды

Ват Пхракео Ват — это не буддийский храм, как ошибочно полагают некоторые туристы, а целый буддийский монастырь, сочетающий в себе несколько сооружений. Встречаются они в Таиланде намного чаще, чем монастыри в христианских странах. Каждый маленький город украшает бот (главный храм вата) — большое здание со скошенной и слегка изогнутой крышей, и ряд построек вокруг него со своими названием и предназначением: вихан (храм для буддистов-мирян), ступы (сооружения вытянутой формы для хранения реликвий) и т. д. Однако путешественники обычно не сильно отличают одно от другого и могут запомнить разве что ступы (в Таиланде их называют чеди), которые сразу бросаются в глаза своей необычной формой.

Яркий пример — чеди в вате Пхракео. Огромное сооружение конусообразной формы возвышается над всем комплексом и служит самым излюбленным местом для фотосъемки. Построенное еще в XIX веке и тогда же покрытый золотом, чеди затмевает находящуюся рядом библиотеку Пхра-Мондоп и Королевский пантеон.

Чтобы понять красоту Таиланда, не нужно быть знатоком и ценителей архитектуры. Эту красоту может оценить любой дворник. Здесь все красивое, золотистое, яркое и сверкающее. Если храмы христианских и мусульманских конфесиий суровые и аскетичные и включают один-два неярких цвета (темно-красные костелы Польши, белые православные церкви России или серые мечети Турции), то тут наоборот — все сделано так, чтобы поразить и удивить. Золотые штуковины взмывают в небо, непонятные, но красочные фигурки стоят тут и там, огромные статуи Будды сидят в позе лотоса или лежат на боку. Напрасно к князю Владимиру не пришли буддисты — он бы, наверное, выбрал такую радостную религию. Впрочем, на приверженцев других конфессий это все может произвести впечатление некоторой несерьезности — мол, какой-то карнавал, а не религия.

Ват ПхракеоВат Пхракео


Буддизм вообще менее строг к своим последователям, чем прочие религии. Более или менее серьезные ограничения он накладывает лишь на монахов, а остальные могут жить, не истязая себя месячным постом или ежедневным пятикратным намазом. Да и монахом быть не так уж сложно. Монашество не предполагает полного и окончательного разрыва с мирской жизнью. Можно время от времени принимать монашеский обет, а потом так же легко из него выходить. Правда, быть монахом все-таки достаточно тяжело — ни женщин, ни развлечений, ни еды сверх той, что подадут миряне, а все время проводится в медитациях и чтении религиозной литературы.

МонахиМонахини


Монахов часто можно встретить в Таиланде. Это неотъемлемая часть любого городского пейзажа. Монахи в оранжевых и светло-коричневых одеждах ходят по городу, прицениваются к товарам на рынках и весело болтают с продавцами. Только когда женщина проходит совсем рядом, они испуганно жмутся к стене, чтобы не дай бог к ней не прикоснуться. Совсем редко встречаются монахини. Они тоже бреются наголо, и из было бы сложно отличить от мужчин, но цвет одеяния у них другой — белый. Похожи такие монахини на инопланетян или людей будущего из научно-фантастических фильмов.

Немного о политике

Гоад из БангкокаС жителем Бангкока по имени Гоад я познакомился по Интернету за несколько дней до поездки и встретился с ним на второй день в городе. Выяснилось, что по-английски он говорит достаточно плохо. Вообще, это часто встречается в Таиланде. Главная проблема в том, что они забывают артикулировать согласные. Свой язык у них настолько зависит от тональности гласных, что о согласных, видимо, многие совсем забывают. И часто путают «р» и «л», «с» и «т» и так далее — в общем, говорят по-английски, как бог на душу положит. Если на простейшие темы общаться удавалось без проблем, то что-то более сложное, скажем, история и политика, уже были людям не под силу.

А политическая жизнь в это время как раз бурлила. Прошло лишь несколько недель со времени бурных общенародных протестов, во время которых демонстранты заблокировали несколько международных аэропортов и сильно снизили туристический поток в страну. После этого предыдущий премьер-министр ушел в отставку, а парламент утвердил нового. Но, хотя туристы и пугались ехать в такую неспокойную страну, на деле все оказалось совершенно спокойно.

Тайский соцреализмБольшинство тайцев даже в Бангкоке совершенно не интересуются политикой и не могут толком объяснить, против чего были направлены демонстрации и какие политические силы ныне борются в Таиланде друг с другом. Политика остается уделом нескольких тысяч активных граждан. Гоад рассказал мне, что в числе протестующих были и его отец с дядей, но объяснить принципиальную разницу между старым и новым премьером не смог. Только сказал, что новый председатель правительства «закончил Оксфорд и должен быть хорошим премьером».

Два раза мы проезжали мимо здания парламента, но не увидели ничего, кроме скопления полицейских и журналистов. Тут надо сказать, что Бангкок настолько огромен, что выступление в одном месте пройдет незамеченным для обитателей других районов. Если в Москве центр города достаточно компактен, и выступление перед Кремлем или Госдумой будет неизменно замечено туристами, то здесь достопримечательности и туристические районы раскиданы на огромном пространстве, и здание парламента в их число явно не входит. Вот и получается, что большинство не видит этого, а поскольку просмотр местных новостей не входит в обязательную программу приезжих, то и узнают они о новом «бедствии» из звонков домашних: «Я по телевизору смотрела — там такой кошмар творится!» — «Где? Здесь? Вообще не понимаю, о чем ты говоришь».

© Фото: Артем Русакович

Опубликовано: 06.02.2013
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.