Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Перевозка домашних животных в автомобиле

Наверное, все знают, что животное, оказавшееся в неподходящий момент в неподходящем месте автомобиля может стать причиной аварии. Поэтому надо, с одной стороны, ограничить его передвижение по салону, но, с другой стороны, не превращать свою машину в «передвижную тюрьму».

сегодня

19 сентября
День учреждения Арктического Совета
День учреждения Арктического Совета

19 сентября 1996 года – День учреждения Арктического Совета, международной межправительственной региональной организации приполярных государств, созданной по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны.

По дорогам Средней Азии


Автостопом по Таджикистану и Узбекистану

Время путешествия: 20.08–09.09.2010
Маршрут: Пенза — Саратов — Самарканд — Пенджикент — Айни — Душанбе — Обигарм — Гарм — Обигарм — Душанбе — ущелье Сиомы — пер. Четырёх (4060 м) — ущелье Кадамташа — оз. Парион — Хакими — Душанбе — Зиди — нарзанный ист. Ходжа-Сангкох — Зиди — Айни — Пенджикент — Самарканд — Бухара — Газли — Нукус — Кунград — Бейнеу — Досор — Атырау — Красный Яр — Волжский — Саратов — Пенза

Утро в горах ТаджикистанаЭтим летом я решил посетить Среднюю Азию в конце августа-начале сентября, так как этот период считается там самым комфортным, особенно для треккингов по горным маршрутам. Поэтому билет взял на 20 августа. В этот раз решил ехать через Самарканд. Причиной этому были беспорядки в Киргизии. Основной моей целью был Памир, попасть туда гораздо проще через Сары-Таш. Если бы не киргизcкий бардак, то я бы поехал поездом до Бишкека, а там — через Ош на Памир.

Билет я купил на поезд от Саратова до Самарканда. В этом году цена возросла в полтора раза. С чем это связано, я не могу понять. До Саратова доехал на маршрутке за 300 р. Отправлялся поезд в 16.05 в пятницу, а прибывал в 10.10 в понедельник по местному, ташкентскому времени (+1 час).

В этот раз ехали точно по расписанию, даже на границах держали, сколько положено. Ни на одной таможне багаж мой никого не заинтересовал. От Саратова до Ташкента ходят два поезда. Один из них заезжает в Ургенч, на нём я и ехал. В конечный пункт прибыли точно по расписанию. В поезде поменял пару сотен рублей на сумы, по курсу 1:67.

Узбекистан

В Самарканде привели в порядок движение маршрутного транспорта. И теперь, чтобы уехать куда то, надо пройти немного дальше от здания вокзала, где разворачивается большинство рейсовых автобусов. Также, в связи с открытием новой автостанции, туда перенесли маршрутки, едущие на границу с Таджикистаном. Теперь ехать до Регистана не имело смысла. На автостанции все маршрутки стоят в очереди в определённых местах, и бегать искать их не надо. До границы доехал за 3000 сум.

Таджикистан

Узбекские пограничники оказались неожиданно приветливыми. На таджикской стороне я встретил прошлогоднего прапора, содравшего с меня деньги за отсутствие регистрации. Он тоже узнал меня. Там мне дали миграционную карточку, поставили в неё печать и сказали, что это вместо регистрации. На таможне ко мне подошёл хозяин небольшой гостиницы в Пенджикенте, Ниёзкул, и оставил свои координаты: «Остановка Самарканд „Elina“, e-mail: niyozkul@mail.ru». До Пенджикента я доехал за 4000 сум на такси. Начальная цена была 100 сомони.

В городе зашёл в инет, отправил письмо домой. Когда шёл на выход из города, то на встречной полосе остановился парень на джипе и спросил, куда мне. Я ответил, что еду на попутках без денег в сторону Душанбе. Он сказал, что едет туда же и может взять с собой, только надо дождаться брата. Немного подумав, я решил попробовать этот вариант.

Когда сел в джип, то мы поехали в обратную сторону. Покатавшись по городу, мы вернулись на выезд, к стоянке таксистов. Тут я ещё раз уточнил, что еду без денег. Парень сказал, что надо набрать ещё клиентов за деньги, поэтому мы и приехали сюда. Там было много таксистов, но желающих уехать видно не было. На одной маршрутке приехали две француженки. Пришлось побыть переводчиком между ними и таджиками. Как я понял, француженки решили ждать ещё народ, так как на двоих аренда машины для них была дороговата. Направлялись они в альплагерь «Артуч».

Время шло, и постепенно я стал понимать, что надо было ехать самому. В конце концов, я так и сделал. Когда вышел на позицию, то практически сразу остановил местный житель и согласился взять бесплатно до какого-то кишлака. Когда стали грузить мой рюкзак, то подъехал один из таксистов на джипе, уже набравший клиентов. Он спросил, куда меня довезут. И после небольшого диалога решил взять меня до Душанбе бесплатно. Ехать предстояло в багажнике, лёжа на таджикских одеялах. Остановивший мне местный житель на прощание запихал мне в руку 10 сомони.

Ехали быстро, но в Айни всё-таки застряли, так как водитель решил затариться сушёным урюком и долго торговался с продавцом. В результате было куплено пару вёдер. Я тоже смог попробовать то, ради чего так долго торговались. Надо сказать, что урюк этот — хорошая штука. Его также можно добавлять в горячий чай для вкуса.

Перед подъёмом к туннелю, около моста через Ягноб, был военно-ментовской пост. Меня никто не проверял, скорее всего, потому, что не заметили. Около туннеля были уже в темноте. В этом году дорогу внутри немного выровняли, ям и воды стало гораздо меньше. Освещение тоже было почти на всём протяжении туннеля. На другой стороне шёл сильный дождь. Уже на спуске перед развилкой на старую дорогу через Анзоб, также был пост. Я попросил водителя оставить меня в какой-нибудь ошхоне, где я собирался переночевать.

Таковая нашлась при въезде в кишлак Гушари. Там было сразу три больших ошхоны, и многие останавливались там. Я зашёл в самую первую и спросил у хозяина про ночлег. Он ответил, что я могу чувствовать себя здесь, как дома. Звали его Саид и, по его словам, у него останавливались люди из разных стран, и все оставались довольны. Я заказал себе немного поесть. С меня взяли раза в три меньше, чем это стоило на самом деле, а чай и лепёшка были вообще бесплатными.

Тут я узнал, что с 10 августа по 10 сентября у мусульман идёт рамазан. В Таджикистане соблюдает его большинство населения. Заключается он в том, что тот, кто «держит рузу», просыпается в четыре утра, завтракает и до половины восьмого вечера ничего не ест и не пьёт, даже обычную воду, также нельзя курить сигареты и насвай. Поэтому большинство кафешек в течение дня пустует, а вечером там просто не протолкнуться.

Единственный недостаток остановки в Гушари — это платный туалет (50 дирам), который ещё и расположен очень далеко. А вообще, если вас там застанет ночь, то не стоит особо ничего изобретать, а просто подойти и попроситься на ночлег. Воров там нет, и хозяева очень гостеприимные.

Утром я увидел, что сразу за Гушари построили пропускной пункт, где стали собирать деньги за проезд. Так таджики платят долг китайцам за построенные дороги. Сразу за постом я остановил бензовоз и доехал на нём до Душанбе.

Перед въездом в столицу ещё один платный пропускной пункт. От водителя я узнал, что в Таджикистане уже два дня как из тюрьмы сбежали 25 моджахедов, и по всем дорогам усиленные посты и поголовные проверки. Уже когда въехали в город, нас остановили солдаты. Водитель сразу отдал деньги, а меня стали проверять. Но денег я им давать не собирался. Поковырявшись в паспорте и ничего не придумав, меня отпустили. Так как бензовоз ехал в Регар, то водитель высадил меня на выезде в ту сторону.

До Сад Барка я доехал на восьмом автобусе за 50 дирам. Там я решил заглянуть на базар и попробовать таджикские фрукты. Цены оказались не такими уж и дешёвыми, как я ожидал. Я купил персиков, груш и инжира. Дальше пошёл на маршрутку в Вахдат. Стоянка их не изменилась. Уехал быстро за пару сомони.

От Вахдата застопился КАМАЗ с водителем, живущим в России и имеющим наше гражданство. Здесь он гостил у своих родных и временно подрабатывал на перевозке грузов. По-русски говорил довольно хорошо. На ментовские посты он не обращал внимания, так как там его уже знали и не тормозили. С ним я доехал до Файзобада. Там тоже был военно-ментовской пост, но я вышел уже за ним, и меня никто не проверял.

Я понял всю серьёзность ситуации в Таджикистане. Точнее, как трудно будет добраться до Памира. Вообще, конечно, это идиотизм — ловить сбежавших преступников на федеральных трасах. Делать это надо по горным тропам и ущельям. А так это — просто сбор денег со всех проезжающих. Это сильно увеличивают неприязнь населения к ментам и военным.

Дальше мне остановили жители Рогуна на Волге. На одном посту меня всё-таки решили проверить основательно. По роже военного было понятно, что ему хотелось денег. Проверив паспорт, решили покопаться в моём рюкзаке, но там тоже ничего не обнаружилось. С неохотой меня отпустили. На остальных постах водитель говорил, что меня уже проверили, но недоверчивые военные всё равно смотрели паспорт.

Меня это сильно достало. Если такая ситуация до самого Памира, то, пожалуй, ехать туда не стоит. Я решил добраться до развилки на Гарм и уже там определиться. От развилки на Рогун до Обигарма я дошёл пешком. На выезде из посёлка зашёл в ошхону, где есть ещё и баня. Как и в прошлый раз, отношение мне не понравилось, принесли кусок какой-то засохшей лепёшки и цену явно преувеличили. Не стоит там останавливаться.

Пока ждал попутку, ко мне подошёл таджикский рыбак, хорошо говоривший по-русски. Рассказал, что ловит на продажу форель и маринку, прибыли хватает на жизнь. Пока говорили, подъехал КАМАЗ, и меня взяли на борт.

Ехали они в долину Сурхоба, а потом до самого последнего кишлака по реке Муксу. Дальше была только застава, чтобы пройти через неё, нужен был пропуск из Джиргаталя. Подумав, я решил проехаться с ними до конца и посмотреть эти отдалённые кишлаки. Этот водитель доставлял основную массу грузов и продовольствия в те места. Рейсы он делал всего пару раз в месяц, когда набирал полный КАМАЗ заказов. Водитель был слишком правильный и сам говорил о том, что везёт меня, на каждом посту. Поэтому проверки меня достали окончательно, но особо никто не придирался. На развилке в сторону Гарма, когда я пошёл в вагончик для проверки, прапор пытался придраться и заработать на мне немного деньжат, но молодой лейтенант обломал его в этом желании.

Недалеко от развилки есть кишлак Обилурд, куда надо было завезти какую-то сеялку. Пока разгружали, стало темнеть. И ночевать мы остались в доме у фермера, хозяина сеялки. Как раз время было около восьми, и есть уже было можно. Темнеет в Таджикистане в это время года рано, уже в семь вечера начинает смеркаться. Нас накормили пловом, фруктами и огромными лепёшками. Ночью было немного прохладно. Утром отправились в дальнейший путь. У меня было куча планов, но им не суждено было сбыться. Последний раз я здесь был в 2005 году. С тех пор китайцы построили отличный асфальт до самой границы с Киргизией. И теперь по этой трасе едет много груженных китайским товаром фур от самого Иркештама. Дорога стала очень оживлённой.

Когда подъезжали к Гарму, нас остановили на посту, и водитель сказал им про меня. Когда я вылез из кабины, то по настрою ментов и военных, понял, что просто так я тут не проеду. Проверили паспорт, стали спрашивать про регистрацию. Я показал миграционную карточку, выданную на границе. Военные проверили мой рюкзак. Потом стали звонить в Гармскую ментовку. Сказали, что сейчас подъедет какой-то начальник и всё разрулит. Ждать пришлось недолго. Видно было, что этот дело своё знает. Стал сразу рассказывать про штрафы за отсутствие регистрации и прочее. Миграционку он сразу убрал, как не нужную бумажку. Вообще, я ещё укладывался в трёхдневный срок пребывания в Таджикистане, был последний день.

Я сказал, что еду в Киргизию и сегодня покину страну. Но его это мало интересовало. Он хотел денег. Я сел в его машину, и мы поехали в Гарм, в ментовку. Пока ехали, я узнал, что у него двойное гражданство, и он долго жил в России. Видно было, что общение с нашими ментами для него не прошло даром. Как заработать на людях, он усвоил хорошо. Когда приехали в ментовку, то меня провели в кабинет к капитану. В каком звании был привёзший меня, я так и не понял. Но видно было, что капитан был главнее. Он посмотрел мой паспорт, потом поговорил на таджикском с привёзшим меня и отпустил. Мы поехали назад на пост. Вёзший меня таджик записал меня в сыщики и стал нагло намекать на то, что просто так не отпустит. Просил очень много, но в результате согласился на 100 сомони. Вот такие козлы встречаются в таджикской ментовке.

Везший меня КАМАЗист всё ещё не уехал. Я сел к нему в кабину и рассказал, как всё было. Он сказал, что делать в рамазан такие вещи это очень плохо, аллах сам с ним разберётся.

Дальше были ещё два серьёзных поста: в Таджикабаде и в Джиргатале. Если на первом могли и пропустить, то на втором проверки было бы не избежать. Поэтому, когда уже проехали Гарм, я всё-таки решил дальше не ехать. Я попрощался с водителем и пошёл стопить в обратную сторону.

До Гарма доехал с парнями на легковушке. Прошёл через весь посёлок пешком и стал стопить на выезде. Уехал с дедом на иномарке до какого-то кишлака. На посту, где с меня содрали деньги, нас никто не остановил. Дальше застопился цементовоз. Водитель не скрывал своё презрительное отношение к ментам. Когда они тормозили его, он показывал, что едет пустой, и ехал дальше. Он не остановил ни на одном посту. Как я понял, менты в основном проверяли машины, едущие со стороны Душанбе. Таджики серьёзно взялись за постройку Рогунской электростанции. Повсюду висят плакаты, говорящие о большой роли этой стройки для таджикского народа. Посёлки, которые будут затоплены, уже переселяют в долину Сурхоба. А с дороги видно, как идёт стройка.

До Обигарма доехали быстро. Там надо было вымыть машину, так как грязные в столицу не пускают. Обигармцы делают на этом хорошие деньги, тем более, что вода там халявная.

После душа поехали дальше. Водитель жил в центре города, недалеко от ж/д вокзала, и довёз меня практически до входа, нарушив правила в нескольких местах.

Guru Nemo, 2010 г.

© Фото автора

Опубликовано: 15.03.2012
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Комментарии (8)


Прохожий
5 лет назад

Re: По дорогам Средней Азии

Простите. я в географии не силен. Так вы в итоге добрались до Памира или нет?


5 лет назад

Re: По дорогам Средней Азии

В тот раз до Памира я не доехал.
Но я был там в 2007 и 2008 годах. Отчёты есть на моём сайте.


Василина
5 лет назад

Re: По дорогам Средней Азии

Я посмотрела, вы все время по таким не очень благополучным районам ездите. Не боитесь? Как ваши родные относятся к такому опасному увлечению?


5 лет назад

Re: По дорогам Средней Азии

В основном у этих районов просто репутация плохая, а на самом деле там всё не так. Например, Таджикистан я считаю самой лучшей для туризма страной. Там очень красивая природа и очень гостеприимные люди.
А родные относятся плохо к этому моему увлечению.


Василина
5 лет назад

Re: По дорогам Средней Азии

Я приблизительно это и имела в виду. Люди в общей массе, наверное, действительно приятные, но тот беспредел, который творится военными и ментами, наверное, сильно напрягает и портит поездку. А еще мне кажется страшно вот так одному лазить по горам, когда даже никто не знает в какую сторону ты пошел, да еще и эти убежавшие из тюрьмы моджахеды могут тоже скрываться в этих горах. А фото очень понравились, действительно настоящая красота!


5 лет назад

Re: По дорогам Средней Азии

Да, как и у нас, люди у власти портят всё. И также их ненавидят почти все. Причём в этой ненависти солидарны все национальности.
В одиночку по горам бывает страшновато. Но если ждать кого-то в попутчики, то можно вообще остаться дома. Попробовав ездить в одиночку, я понял, что это вполне возможно и теперь я никого не жду.
Ну а сбежавшим моджахедам туристы особо не интересны, у них свои заботы.


Прохожий
5 лет назад

Re: По дорогам Средней Азии

ну вдвоем и стопить сложнее


Шухрат Алмасович Гадоев
4 года назад

Re: По дорогам Средней Азии

Пожалуйста, приезжайте в Таджикистан, я могу быть Вашим гидом и проводником! Добро пожаловать к нам.

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.