Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Путешествия по России. Фото с сайта labirint.travel

Ни для кого не секрет, что Россия – самая большая в мире страна с несчетным количеством интересных мест. Как же находить малоизвестные места для посещения, чтобы прокладывать свои незаезженные туристические маршруты?

сегодня

18 февраля
День транспортной милиции России
День транспортной милиции

18 февраля – День транспортной милиции России. В этот день 1919 года был подписан декрет «Об организации межведомственной комиссии по охране железных дорог». Этот декрет – первый документ, принятый на пути создания системы охраны железнодорожного транспорта.

Субъективные заметки о белорусских реалиях


О поездке в Белоруссию в июне 2012 года

Мое отношение к Белоруссии и белорусам сугубо субъективное и строго положительное. Само собой, ни на какие истины в последней инстанции я не претендую. Я бывал в Белоруссии несколько раз в конце 80-х и в начале 90-х годов, когда по служебным делам приезжал на заводы искусственного волокна в Могилеве и Светлогорске.

А в новейшем времени посещал Белоруссию в мае 2008 года и, наконец, в июне сего года, когда оба раза гостил у своего друга-однокурсника, живущего в Светлогорске. Не скажу, что по жизни приходилось сталкиваться с большим числом белорусов, но такие знакомые были. Из этих знакомств вынес общее личное впечатление об этой нации — скромные, миролюбивые, благожелательные люди.

Когда переезжаешь границу между Россией и Белоруссией, даже и не замечаешь, что уже оказался в другом царстве-государстве.Примерно через каждые 2 км минской дороги стоят такие вот аппараты экстренной связи.


Предвижу, что сразу найдутся оппоненты, которые захотят оспорить эти мои умозаключения: мол, мало общался, не всё видел, бульбаши — они такие... Возможно. И всё же мне дороже мои, личные впечатления. Ведь бывают и такие люди, которые будут уверенно утверждать, что, скажем, все французы сволочи, ибо один француз как-то кому-то в очереди на ногу наступил...

В Белоруссии пешеходов принято пропускать. Штраф за непропускание огромный (говорят, 200 долларов).Мост через Днепр.  «Редкая птица долетит до середины Днепра» где-то в другом месте.


(Хочется здесь, в скобках, предупредить возможные недоразумения и обиды. В отношении названия страны — Белоруссия или Беларусь. Я прекрасно знаю, что официальное наименование страны — Беларусь. Белорусы настаивают и требуют, чтобы их страну называли именно так. Но лично мой язык пока с этим названием просто не освоился. Да и вообще теперь люди развлекаются тем, что ломают голову: как будет правильно — «белорусы» или «беларусы», «белорусский» или «беларуский»? А как быть с литературой, памятниками? Или, например, с этим: «Молодость моя — Белоруссия. Песня партизан. Сосны да туман...» Эту песню теперь и петь нельзя, что ли?

И вообще-то я придерживаюсь того мнения, что нет особой необходимости менять что-то в своем родном языке при каких-то новых политических веяниях. Разве не абсурдом было ломание языка словами Кыргызстан, Тыва, Таллинн и т.д.? Всегда русские говорили «на Украину, на Украине» и другого варианта просто было не должно. Говорили русские испокон веку «Германия», и никогда не будут говорить «Дёйчланд», как бы, возможно, немцам этого и хотелось.

Мне хотелось бы, чтобы жители других стран не обижались на то, как русские произносят те или иные названия. Как мы не обижаемся, например, на финнов, которые говорят не Russia, а Venäjä. Что такое за Веняя!? А то, что это древнее название нашей необъятной страны на их родном, финском, языке. Как известно, что-либо менять они в этом отношении не собираются. Или, может, нам всё-таки обидеться, встать в позу и послать им ноту из-за того, что они в отношении всех других стран применяют падежи иллатив, инессив и элатив, и только в отношении нашей страны, негодники, применяют падежи аллатив, адессив и аблатив? Вот где безобразие!

Если уж совсем строго, то и белорусы попали тут с нами в одну обиженную финнами компанию, поскольку по-фински Белоруссия Valko-Venäjä, буквально – Белая Русь, и склоняют они белорусов так же несправедливо, как и нас.

В общем, самое мудрое — это подождать, время и история сами определят — что должно поменяться, а что останется как есть. Исходя из этих соображений я всё-таки буду говорить так, как говорил всю жизнь: Белоруссия и белорусы.)

С минской дороги повернули на юг, на Могилев, и сделали привал с перекусом. Места для привалов имеются, и в некоторых местах на них имеются небольшие беседки. И очень чисто.Автобусные остановки на шоссе аккуратные, чистенькие и художественно расписаны. Каждая по-своему.


Поездки в Белоруссию в начале 90-х годов изрядно поистерлись в памяти. Однако, хорошо помнятся некоторые детали. В те годы вся советская страна находилась в состоянии полураспада. Тогдашняя Москва поражала какой-то запущенностью, неуютностью, темнотой и грязью, скудностью ассортимента в продуктовых магазинах.

Например, как раз тогда мы занимались квартирными делами (рассматривали варианты обмена) и однажды приехали на просмотр квартиры в большой дом на Рочдельской улице — прямо под боком Белого дома. До сих пор перед глазами внутренний двор этого огромного жилого здания, представлявший одну сплошную помойку. Тогда казалось, что мы движемся к пропасти, и от этой грязи уже никогда не избавимся. Из-за этого, кстати, мы и вычеркнули сразу этот адрес из своего списка...

Названия деревень и поселков порой очень забавные.Сельское хозяйство в Белоруссии в полном порядке. Вот с дороги виден молочный комплекс. Прямо-таки образцовый! И качество продукции соответствующее. Чуть позже проверили.


И вот примерно в то же время приехал я в Светлогорск и был поражен чистотой и ухоженностью улиц. Почему-то особенно запечатлелись покрашенные в белый цвет бордюрные камни и стволы деревьев, аккуратные зеленые газоны, сосны между жилыми пятиэтажками. Город напоминал тихий, уютный курорт. Тогда в магазинах Светлогорска можно было спокойно купить различные продукты (например, оттуда я обычно привозил в Москву огромный кусок хорошего сыра) и прихватить дефицитные книги. А в Могилеве запомнились информационные табло на автобусных остановках, сообщающие, сколько времени осталось до прихода очередного автобуса. И удивительно — он всегда приходил точно по расписанию...

И вот прошло ровно 20 лет.

Мне часто приходится совершать автомобильные поездки по маршруту Москва — Санкт-Петербург, много раз ездил в Калужскую область. И везде одно и то же: заросшие бывшие колхозные поля, мертвые деревни, брошенные, завалившиеся дома, сорняки в рост человека, отвратительные дороги, загаженные до последней степени обочины и, в некоторых местах, прямо-таки плантации, леса двухметрового борщевика. Как будто по стране прокатился мор или прогремела война и свирепствует разруха.

И — как символ всего этого — порушенный храм Архангела Михаила в селе Хотилово (построенный, кстати, по решению Екатерины Второй в XVIII веке), на полпути между двумя российскими столицами, видный по трассе издалека. Я как-то для себя решил: поверю, что страна выздоровела, когда увижу этот храм во всем великолепии. Только вот боюсь — не доживу...

На этой развязке поворачиваем на Рогачев.Типичный вид деревни, через которую проходит шоссе. Заборы сделаны за счет государства.


И вот мы снова едем в Белоруссию. Справедливости ради, отмечу, что трасса Москва — Минск намного лучше дороги Москва — Санкт-Петербург. Качественное покрытие на всем протяжении, разделительные полосы, четкая разметка, сравнительно чистые обочины. На многих участках дороги обочины прокошены, а где еще не прокошены — работают специальные косилки.

Имеются специальные знаки, указывающие, что через километр будет контейнер для мусора (однако, была пара мест, в которых знак был, но контейнер почему-то отсутствовал). Вероятно, это просто свидетельство того, что губернатор Смоленской области более ответственный и добросовестный руководитель, чем, например, тверской или новгородский губернаторы. Налицо, так сказать, человеческий фактор.

Как и четыре года назад, границу между Россией и Беларусью можно проехать без остановки. И это замечательно, что между разделенными по прихоти судьбы братскими странами не существуют еще каких-то искусственных преград в виде границ, досмотров, таможен, заполнения ненужных бумажек и прочей придуманной человечеством ерунды.

Выход творческой энергии у одного из жителей деревни.Въезд в город Светлогорск.


Единственное, чем надо обзавестись при путешествии в Белоруссию, — это автомобильная страховка «зеленая карта». Мы купили эту страховку заблаговременно в Москве, заплатив 480 рублей (на минимально возможный срок — 15 дней). «Зеленую карту» можно купить и непосредственно перед границей, цены примерно те же. Ну и поскольку мы не любим разные неприятные сюрпризы, то заодно заблаговременно купили и международную медицинскую страховку — 324 рубля (за 4 дня).

После пересечения границы дорога на Минск платная. Однако, если в 2008 году надо было платить за проезд по 12 рублей (российских) в одном и другом направлении, то теперь для легковых машин белорусов и россиян проезд стал бесплатным (прочие иностранцы платят 3 евро, хотя можно было бы с них и побольше драть). Дорога качественная, двухполосная в каждом направлении, с разделительным ограждением. Обочины чистые и прокошенные, примерно через каждые 2-3 километра на обочинах установлены аппараты экстренной связи.

Поменять любую валюту на белорусские рубли можно в любом банке. Курс к российскому рублю в настоящий момент 1:250.В магазинах от обилия нулей ум заходит за разум.


Проехав от границы километров тридцать по минскому шоссе E30, мы повернули налево, в сторону Могилева, на шоссе E95. Здесь дорога, конечно, не такая роскошная, но на четверочку, по европейским меркам, вполне тянет. По крайней мере, ни одной выбоины или трещины, которая грозила бы нанести ущерб колесам или подвеске машины, не встретилось. На дорогах во многих местах оборудованы места отдыха, причем на некоторых установлены беседки и домики для отдыха, туалеты.

Иногда места отдыха выглядят очень живописно. Обязательно присутствуют баки для мусора. Аккуратны автобусные остановки. Все они в хорошем состоянии и художественно расписаны — то птицы какие-то, то пейзажи. Очень органично вписываются в окружающую обстановку.

Ради того, чтобы только поесть белорусские молочные продукты, стоит съездить в Белоруссию.Разнообразные фирменные горькие настойки – выбор огромный. Можно одарить всех знакомых.


Перед въездом в каждый населенный пункт прямо на асфальте нарисованы большие круглые знаки, требующие снижения скорости до 60 км/ч (а местами до 40 км/ч). Также установлены щиты с напоминанием, что пешеходов на переходах следует пропускать. И все притормаживают и пропускают, как миленькие.

Похоже, с гонками на высокой скорости и с непропусканием пешеходов на переходах в Белоруссии удалось покончить навсегда. Еще в 2008 году знающие люди говорили, что штрафы здесь достигают 200 долларов. В то же время я не видел на дорогах ни одного поста ГАИ, а несколько «гаишных» машин мы видели только в городе.

Ну а у нас, в России, на всех дорогах посты, везде караулят, но — не особо помогает почему-то. Каждый день только и слышатся страшилки о том, как идиоты сносят целые остановки с многими жертвами, о бесконечных лобовых столкновениях, подсчитывают число трупов. Каждый год — порядка 30 тысяч. И — ничего не делается кардинально.

Торговля молочной продукцией под щитом «Торговля молочной продукцией запрещена».Светлогорская фишка: художественно обработанные камни на улицах города. Камень «Жар-птица» (а может быть – «Павлин»).


Чтобы закруглить разговор про белорусские дороги, хочу сказать еще вот о чем. На обратном пути, проезжая город Рогачёв, мы немного сбились с дороги и как-то резко свернули с шоссе P43, ведущего к городу Довску, на север. Собственно, это была второстепенная дорога, которая потом так или иначе вывела нас на шоссе E95 в районе Быхова.

Уверен, что такая ошибка в России была бы чревата долгим вилянием между выбоинами, измордованностью подвески и вмятинами на дисках. Здесь же получилась приятная поездка по извилистой, отличной дороге, по живописной деревенской местности. Там мы еще раз убедились, что здесь всё делается добросовестно, без обмана и очковтирательства, чтобы люди не чертыхались каждую минуту и по любому поводу, поминая недобрым словом власть.

«Горилла».«Птица Сирин».


Когда въезжаешь в Белоруссию, то сразу ощущаешь ухоженность окружающего мира и какую-то просветленность. Белоруссия — страна в большей мере сельская. И не важно, что где-то увидишь знакомую до боли надпись: «Колхоз такой-то». Все поля вокруг дороги несут следы вложенного добросовестного человеческого труда. Поля ровные, где-то вспаханные, где-то уже на них взошли посеянные культуры. Иногда встречаются колхозные яблоневые сады, которые особенно живописно выглядят в мае: стволы яблонь побелены, а сами они в белом цвету...

© Фото: Анатолий Шибаев

Опубликовано: 27.11.2014
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.