Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Авиаперевозка животного. Фото с сайта zooblog.ru (автор фото Marina Lystseva)

Перевозка любого животного считается нестандартной и строго регламентируется каждой страной. Ввоз животных в некоторые страны мира вообще запрещается

сегодня

24 мая
Прошел первый конкурс песни Евровидения
Прошел первый конкурс песни Евровидения

24 мая 1956 года в швейцарском городе Лугано прошел первый конкурс песни Евровидения. В конкурсе приняли участие представители Бельгии, Голландии, Италии, Люксембург, Франции, ФРГ, Швейцарии. Победительницей конкурса стала швейцарка Лиз Ассиа.

Сан-Джованни-Латерано и Санта-Мария-Маджоре


Прогулки по Риму. Четыре Великих базилики. Часть первая

Великие базилики

Многие века Рим был центром католического мира, местом, где находится Папский престол. Вокруг него сложилась своеобразная инфраструктура с соборами, ранжированными по степени вовлеченности в таинства и церемонии Церкви. Высшей ступенью в этой иерархии являются Великие базилики. Их четыре: собор Святого Петра в Ватикане, Латеранская базилика Святого Иоанна или Сан-Джованни-Латерано, собор Санта-Мария-Маджоре и собор Святого Павла за стенами (Сан-Паоло-фуори-ле-мура). Эти базилики играют наиболее важную роль в жизни католической церкви.

Собор Святого Петра


Концепция Великой базилики была изложена Папой Бонифацием VIII в папской булле «Antiquorum fida relatio» и обнародована им в 1300 году. Документом устанавливались правила предоставления индульгенций, согласно которым предписывалось обязательное посещение двух римских базилик, где находились погребения последователей учения Спасителя: базилики Святого Петра и базилики Святого Павла за городскими стенами.

Собор Святого Павла за стенамиПолучение полного искупления, называемого иначе папской снисходительностью, предоставлялось раскаявшимся на исповеди и прощенным через причастие грешникам, прошедшим через Святые врата. Их открытие предписывалось совершать понтификами через особый обряд, и только раз в столетие – в год, провозглашенный римско-католической церковью Священным. Именно наличие Святых врат и Папского алтаря, где только Папа или несколько других священников могли праздновать Евхаристию, отличает великие базилики от прочих церквей Рима.

Кстати, приведенные выше правила предоставления индульгенций разительно отличаются от того, что рассказывалось в школе. Про необходимость раскаянья на исповеди и причащение там ничего не говорилось, а с такой поправкой все очень сильно меняется.

В 1350 году Папа Климент VI причислил к Великим еще один собор – базилику Святого Иоанна Латеранского, присвоив ей титул «Omnium urbis et orbis ecclesiarum mater et caput», что в переводе с латыни значит «мать и глава всех церквей города и мира». Четвертой Великой римской базиликой в 1390 году стала Санта Мария Маджоре, посвященная Деве Марии.

Сан Джованни ЛатераноСанта Мария Маджоре


Со временем для полной индульгенции требовалось посетить не только четыре великих базилики, но и еще три других римских собора, имеющих статус малых базилик, и входящих в утвержденный Римским Папой маршрут паломников: базилику Святого Лаврентия за стенами, базилику Святого Креста в Иерусалиме и храм Пресвятой Богородицы Божественной Любви. Впрочем, это новый список, утвержденный в 2000 году Иоанном Павлом II, а есть еще и старый, где вместо храма Пресвятой Богородицы фигурировал собор Святого Себастьяна за стенами. И есть католические староверы, которые считают его более правильным, и по-прежнему посещают храмы из старого списка, иногда, на всякий случай, добавляя еще и собор из нового.

По Латеранскому договору все Великие базилики не просто принадлежат Ватикану, а имеют экстерриториальный статус. То есть, переступая порог этих храмов, вы еще и государственную границу пересекаете. Итальянская полиция не имеет право даже наступать на ступени ведущих в соборы лестниц, и теоретически там можно скрываться от правосудия. Этим хорошо пользуются римские карманники, обеспечивая Ватикану уровень преступности, сравнимый с Неаполем.

Когда приезжаешь в Рим, обычно первыми соборами на пути оказываются Сан-Джовани-Латерано, если двигаться автотранспортом из аэропорта Фьумичино или Санта-Мария-Маджоре, если приезжать поездом на вокзал Термини.

Очень долго мы ограничивали знакомство с религиозным Римом только этими двумя из четырех Великих базилик. В собор Святого Петра стоит гигантская очередь, такая же вечная как Вечный город, а собор Святого Павла вообще непонятно где, и неизвестно, что это такое. Но время шло и потихоньку появилось знание, что мы проходили мимо очень большого пласта культуры, с которым уже давно пора познакомиться. Сначала с четыре римских базилики посетила моя жена, потом и я заглянул в Рим с той же целью по дороге с Мальты.

Cан-Джованни-Латерано

В намеченную для более плотного знакомства с римскими соборами поездку я удачно поселился на виа Мерулана ровно посредине между Сан-Джованни-Латерано и Санта-Мария-Маджоре. Собственно это и определило маршрут, по которому я отправился на прогулку по городу в первый день. Сначала я направился к Латеранской базилике.

Латеранская базилика и Карнакский обелискГалерея северного фасада


По виа Мерудана к собору Иоанна Богослова, а именно ему посвящена базилика, выходишь через одноименную с собором площадь с карнакским обелиском из красного гранита. Созданный для Тутмоса III он был перевезен в Рим при Констанции II.

Раньше с этой стороны можно было попасть вовнутрь через галерею северного фасада, но сейчас из-за мер безопасности двери с этой стороны заперты. Посетителей отправляют к главному восточному фасаду, где перед входом проводят досмотр. После волны терактов, прокатившейся по Европе, такие меры в Италии теперь повсеместно.

История Латеранской базилики восходит временам правления Константина Великого, который подарил римскому епископу находившийся тут Латеранский дворец. Сейчас статуя императора стоит в портике перед вратами собора. Это настоящая древнеримская статуя, найденная в развалинах императорских терм в Квиринале. Самих ворот тут пять по числу нефов, и крайние правые из них - это упомянутые выше Святые или Юбилейные врата, которые открывают в назначаемые Папами юбилейные годы. Нынешняя отделка Святых врат Латеранского собора была приурочена к 2000 году, к юбилею, названному Великим.

Статуя императора КонстантинаСвятые или юбилейные вратаФасад Латеранской базилики


Там же на колоннах фасада красуется надпись: «Sacrosancta Lateranensis ecclesia omnium urbis et orbis ecclesiarum mater et caput», что значит: «Святейшая Латеранская церковь, мать и глава всех церквей города и мира».

История собора восходит к временам античности. Папа Сильвестр I в 324 году освятил вновь построенную базилику в честь Христа Спасителя, в X веке её небесным покровителем был объявлен Иоанн Предтеча, а ещё через двести лет - Иоанн Богослов. Тем не менее храмовым праздником собора на протяжении веков оставалось Преображение господне.

Собор играл исключительно важную роль в первые века существования христианства. В течение первого тысячелетия римские папы проживали в Латеранском дворце, и тут же состоялись пять Вселенских соборов, именуемых Латеранскими.

Храм был богато отделан драгоценными подарками императоров, которые принесли ему прозвание «золотой базилики». Потом в V веке вандалы разграбили Рим, и императорские подарки были утрачены.

То, что теперь приходится заходить в собор Святого Иоанна через главный вход, позволяет в гораздо большей степени проникнуться грандиозностью этого сооружения. Все-таки, базилика имеет длинну 140 метров. Я уже как-то писал про то, что одно из состязаний между итальянскими городами - это мериться размерами своих соборов, и Рим тут вне конкуренции. Впрочем, Папы беспардонно использовали административный ресурс, директивно ограничивая полет фантазии у конкурентов.

Главный фасад Латеранской базиликиЦентральный неф


Во время авиньонского пленения Пап базилика дважды горела и пришла в упадок. По возвращении в Рим Папы обосновались в Ватикане, а обветшавший Латеранский дворец был снесён. Сикст V повелел снести и древнюю базилику, решив построить храм гораздо более крупный по размерам и богато украшенный.

Храм неоднократно перестраивался, вследствие чего ныне представляет собой пёстрое смешение различных архитектурно-художественных стилей. В реконструкции Латеранской базилики существенное участие принял Доменико Фонтане, в том числе он установил в нишах гигантские статуи апостолов. Так же по его проекту был построен севеный фасад, смотрящий на площадь с обелиском. Он может быть многим знаком по первым кадрам фильма "Римские каникулы".

Элементы барочной архитектуры базилике придал Франческо Борромини, а нынешний классицистический фасад с гигантскими скульптурами Иоанна Крестителя, Евангелиста Иоанна, главными отцами церкви и Иисусом в центре композиции воздвиг Алессандро Галилеи.

Апостол ИоаннАпостол АндрейЦентральный неф. Вид на папский алтарь с табернаклем.Папский алтарь с табернаклем


Над папским алтарем находится табернакль - сокровищница с двумя реликвариями, выпоненными ввиде бюстов, в которых по преданию хранятся головы апостолов Петра и Павла.

Несмотря на перестройки и переделки средневековое наследие сохраняется в интерьерах собора. В апсиде находятся мозаики в византийском стиле Якопо Торрити и Якопо да Камерино, которые датируются концом XIII века (в том числе изображения Франциска Ассизского и Антония Падуанского). Под мозаиками находится папский трон, а вдоль стен расположены места кардиналов.

Мозаики в апсиде


Фрески в соборе достаточно поздние, но среди них есть одна заботливо сохраняемая роспись работы Джотто, которую, правда, я так и не сумел найти. Она посвещана провозглашению Папой  Бонифацием 1300-го года Юбилейным.


Фрески Латеранского собораФрески Латеранского Собора


Еще не получилось попасть в баптистерий. Я там постоянно оказываюсь во время перерыва в работе, а он там довольно продолжительный: с 12:30 до 16:00. Италия, все-таки, - стана сиесты. И это реально жаль, потому что в баптистерии находятся мозаики V-VII века. То есть, самые старые из них еще времен Римской империи.

Святая лестница

Зато получилось посетить другую святыню Латеранского собора. Ей во все времена считалась «Святая лестница», по древней христианской традиции привезённая святой Еленой из Иерусалима. По этой лестнице Иисус Христос несколько раз поднимался во дворце Пилата на судилище, предшествовавшее распятию. В XVI веке эта святыня была поставлена перед папской капеллой Святая Святых (Санкта-Санкторум) рядом с Латеранской базиликой, где и находится по сей день.

Капелла Святая СвятыхНерукотворная икона


Со стороны главного фасада Латеранской базилики виден портик этой капеллы с мозаикой. Вход же в нее находится со стороны площади с обелиском. Туда постоянно стоит очередь из паломников. По Святой лестнице нужно подниматься, стоя на коленях и произнося на каждой ступени молитву. Не столь ревностно верующие могут подняться наверх более привычным способом по обычной лестнице, находящейся рядом. Наверху выставлены папские сокровища и, в частности, нерукотворная икона VI века.

Кстати, преодолевшие на коленях Святую лестницу совершенно не стесняются снимать наверху сокровищницу и даже делать там селфи, несмотря на запрещающие таблички.

Базилика Святого Лаврентия за стенами

От Сан-Джованни я отправился к собору Святого Лаврентия за стенами. Эпитет "за стенами" прибавлется к названию тех сооружений Вечного города, которые находятся вне городской стены древнего Рима. Эта стена поддерживалась горожанами и после падения Римской империи и за многие века ее наличие отразилось в римской топонимике.

Стена древнего РимаБазилика Святого Лаврентия


Собор Святого Лаврентия является малой базиликой и входит в папский список, того, что поломники должны посетить в Риме. Кроме того, эта базилика имеет статус папской (basilica pontificia), то есть принадлежит Ватикану. Часто наблюдается определенная путаница, и папскими называют только четыре Великих базилики. Это не совсем правильно: все Великие являются папскими, но не наоборот. Папских базилик гораздо больше - их сейчас насчитывается двенадцать (одиннадцать в Италии и одна в Испании).

Впервые церковь на месте захоронения святого Лаврентия  была построена в конце VI века. В XIII веке Папа Гонорий III пристроил к древней церкви более масштабный романский храм. С XIV по XIX век там находилась кафедра латинских патриархов Иерусалима.

Базилика святого ЛаврентияБазилика святого ЛаврентияСан-Лоренцо


Внутри видно, что собор реально очень древний и по архитектуре, по отделке. Эпоха барокко не миновала базилику святого Лаврентия, но в XIX веке привнесенные элементы из отделки убрали. Редкий случай в истории архитектуры

Портик фасада собора святого Лаврентия.Львы у входа в базиликуЛьвы у входа в базилику


В портике перед входом в базилику можно видеть старые фрески. Хочется верить, что реально старые, поскольку фасад Сан-Лоренцо очень сильно пострадал от американских бомбардировок во вторую мировую, и тогда же были утрачены его мозаики. Но росписи в портике сейчас есть, как и два льва, охраняющие портал.

Кладбище Кампо ВераноЧто американцы там бомбили, не очень понятно - это район римского городского кладбища Верано. Впрочем, чуть дальше там железнодорожная станция Тибуртина, а учитывая традиции коврового бомбометания союзников, шансов у базилики было мало.

Кладбище Верано или как вариант Кампо Верано - это одно из относительно новых римских кладбищ. Оно было основано во время французской оккупации Рима в XIX веке. Там похоронено большое количество известных итальянцев, живших в XIX и XX веках, и над изваяниями на их могилах работали известные скульпторы того времени. Там есть на что посмотреть, но я оказался в этом месте уже на закате, и перскектива ходить среди могил в темноте совсем не вдохновляла. К тому же у меня были планы завершить день в Санта-Мария-Маджоре.

Базилика Санта-Мария-Маджоре

Все началось с того, что римскому епископу Либерию, приснился дивный сон, в котором ему явилась Пресвятая дева и повелела возвести храм на том месте, где наутро выпадет снег. Поскольку епископ видел этот сон в ночь на 5 августа, то таких катаклизмов в Риме никто не ожидал. С наступлением нового дня папу римского оповестили, что Эсквилинский холм оказался покрыт снегом. Это сочли чудом, и в 352 году там заложили первый камень базилики Санта-Мария-Маджоре.

Это событие отражено в одном из самых красивых ритуалов, связанных с базиликой. Ежегодно 5 августа из-под ее потолка на головы прихожан сыплется снег - тысячи белоснежных лепестков роз, а вечером, после традиционного концерта на площади, «снегопад» начинается и там.

Чаще всего, находясь в Риме, этот собор видишь с задней стороны, которой он обращен на площадь Эсквилино и улицу Кавур. По старой римской традиции там установлен обелиск. Многие, не задумываясь, счтитают его древнеегипетским, а на самом деле это древнеримская имитация времен императора Домициана.

Санта-Мария-МаджореСанта-МАрия-Маджоре


Из четырех Великих базилик Санта-Мария-Маджоре самая маленькая. То есть, она огромная, но остальные еще больше. А еще визуально она наиболее богато отделанная. В ней сохранились мозаики V века, созданные еще до падения Западной Римской империи. Несмотря на возраст, мозаики поражают свежестью и яркостью красок.

Алтарь и аркаМозаики апсиды


Сюжеты мозаик триумфальной арки - Благая весть, рождение Христа и поклонение ему. Они созданы в V веке, но, сорее всего, позднее, чем арки центрального нефа, и в них ощущается влияние Византии. В мозаике апсиды, где изображено Коронование Марии, сочетаются части, относящиеся к V веку, с теми, которые были созданы Якопо Торрити в конце XIII века, когда по указанию папы Николая IV перестраивали апсиду. Именно к этому времени относятся все фигуры.

Мозаики аркиМозаики арки


Обращает на себя внимание деревянный кессонированный потолок, считающийся работой Джулиано да Сангалло. Существует предание, что для позолоты потолка использовали золото из первой партии, привезённой из Перу, которое Папа Александр VI (Борджиа) получил в дар от испанского королевского дома Фердинанда и Изабеллы.

Мозаики и картина за алтаремПотолок базиликиАлтарь и мозаики арки и апсиды


Главный алтарь Санта Мария Маджоре, как и положено в великой базилике - это так называемый «папский алтарь», предназначенный для службы мессы понтификом. Службы на этом алтаре другими священнослужителями могут проводиться только по специальному разрешению.

Алтарь и его балдахин были построены Фердинандо Фугой около 1750 года. Скульптурные детали - работа Пьетро Браччи. Фуга разрушил балдахин конца 14 века и возвел на его месте впечатляющее сооружение из порфира и позолоченной бронзы с деталями, выглядящими как мрамор, но, на самом деле, являющимися окрашенным деревом.

Справа от алтаря находится памятная плита в честь великого скульптора и архитектора Джованни Лоренцо Бернини, закрывающая вход в фамильный склеп его семьи. Правда, сейчас то пространство было отгорожено и к плите было не подобраться.

Перед алтарем находится открытая крипта, обрамленная парой двухпролетных лестниц. Она была оборудована кардиналом д‘Эстоутевиллем в XIV веке, но Папа Пий IX в 1864 году поручил Вирджинио Веспиньяни перестроить ее. Результат получился роскошным. В 1883 году сюда была добавлена большая статуя Папы работы Игнацио Джакометти.

Папа Пий IXРеликварий в крипте


Над алтарем крипты находится реликварий с пятью кусочками дерева. Они почитаются как Sacra Culla или Святые Ясли, в которых Христос находился в Вифлееме. Считается, что их привез в Рим после падения Иерусалима в 638 году Папа Теодор I, но так же есть документальное свидетельство из предыдущего века о том, что реликвия уже находилась в базилике. Ни в одну из крипт Великих базилик в эту мою поездку никого не пускали, поэтому фото выше - это снмок из нашей поездки за три с половиной года до того.

Со стороны площади Эсквилино хорошо видны пристроенные к базилики огромные внешние часовни, фактически являющиеся отдельными церквями. Это Сикстинская капелла, находящаяся вправа от алтаря, и Паолинская капелла, соответственно, находящаяся слева.

Вход в Сикстинскую капеллуСикстинская капелла


Над входом в Сикстинскую капеллу находится фреска с изображением рождения Богоматери работы Аврелиано Милани 1742 года. Обычно вход в капеллу закрыт, но а этот раз врата забыли запереть, и ее удалось осмотреть изнутри. Потом всех, конечно, выгнали, но побывать там удалось.

Обе капеллы по сторонам от алтаря - это царство барокко, пышностью соперничающее с основной базиликой. Считается, что это первый в Риме крупный пример использования многоцветного мрамора для облицовки стен.

Сикстинская капеллаКрипта и реликварий Сикстинской капеллы


В центре часовни находится небольшая крипта. Это остатки часовни Рождества, разрушенной при неудачном перемещении. Арка крипты украшена двумя резными фигурками Арнольфо ди Камбио. С левой стороны это царь Давид, а с правой стороны - пророк Исайя. Еще несколько резных фигур работы Арнольфо ди Камбио изображают Рождество над алтарем крипты, но сверху их не видно. Внутрь можно попасть только со специальной экскурсией, организуемой музеем базилики. Я же там и так был полуподпольно.

Над стоящим за криптой алтарем часовни возвышается огромная позолоченная бронзовая скиния, сделанная в форме модели часовни, которую держат четыре ангела с подсвечниками.

Расположенная слева от алтаря Паолинская капелла по планировке почти полностью повторяет Сикстинскую капеллу. Разница в том, что алтарь там не в центре, а напротив дальней стены и нет крипты. Если над входом в Сикстинскую капеллу изображена сцена рождения Богородицы, то над Паолинской - Успение Богорматери Балдассаре Кроче.

Портал Паолинской капеллыРосписи в Паолинской капеллы


В Паолинскую капеллу сейчас никого не пускают - там идет ремонт. Можно только взглянуть поверх ворот на росписи потолков и издалти посмотреть на хранимую там с 1613 года и очень почитаемую в базилике икону Богоматери. Она называется Salus Populi Romani (Спасение народа римского). Сама икона находится в чрезвычайно сложной раме, построенной из пяти бронзовых ангелов работы Бертло с двумя маленькими херувимами работы Камилло Мариани наверху.

Росписи потолков Паолинской капеллыSalus Populi Romani


Согласно преданию считается, что ее автор - Святой Лука. Дарировка иконы проблематична, поскольку на протяжении веков она перерисовывалась, а при рестоврации старые слои не стали восстанавливать. Но даже так ее возраст не менее тысячи лет.

Справа от центрального нефа расположена пара небольших часовен-капелл и баптистерий. Обращает на себя внимание алтарь Благовещения с композицией, созданой Помпео Батони.

Баптистерий состоит из двух помещений: квадратной прихожей с потолком в форме усеченной пирамиды и собственно крестильни.

Капелла БлаговещенияПотолок прихожей баптистерия


Крестильня выполнена в барочном стиле со сводами, украшенными лепниной, с кариатидами и херувимами и фресками, изображающими Непорочное Зачатие с пророками и отцами Церкви.

Крестильня собора Санта-Мария-МаджореКрестильня собора Санта-Мария-Маджоре


Купель утоплена ниже уровня пола и окружена балюстрадой с четырьмя проходами, обрамленными восемью бронзовыми шарами. Спуск к ней оформлен тремя круговыми ступенями. Это античная порфировая ванна с добавленными к ней бронзовыми деталями. В центре крышки находится позолоченная бронзовая статуя Иоанна Крестителя, выполненная Джузеппе Спанья по проекту Валадье.

По левой стороне также есть часовни, в том числе знаменитая капелла Сфорца, но нам туда ни разу не удалось попасть.

Над главным порталом находится витраж созданный в 1995 году Яношем Хайнала с изображением Богоматери как Матери Церкви. Она показана символично как союз Ветхого и Нового Заветов, с Менорой и Скрижалями Законов слева, и Крестом и Евхаристией справа. Вокруг нее находятся мозаичные панели V века, которые продолжаются по стенам базилики и идут до алтаря.

Витраж с изображением БогородицыСтены с мозаиками V века


К базилике нужно обязательно прийти в темное время суток, чтобы взглянуть на мозаики старого фасада. В середине XVIII века архитектор Фердинандо Фуга пристроил к базилике нынешний фасад с портиком и лоджией. В результате мозаичный декор XIV века теперь скрыт в тени, и его можно рассмотреть только, когда вечером включается подсветка.

Мозаики фасада Санта-Мария-МаджореСанта-Мария-Маджоре ночьюСанта-Мария-Маджоре


Кстати, возвышающаяся справа комапнилья - колокольня XIV века является самой высокой в Риме. Ее высота 75 метров.

Базилика Святой Пракседы

Рядом с базиликой Санта-Мария-Маджоре находится еще одна очень интересная базилика - церковь Святой Пракседы. Она находится почти вплотную к площади с Триумфальной колонной перед фасадом собора, но ее оттуда не видно из-за того, что церковь скрыта в глубине переулка. Из-за этого туда очень мало кто попадает, что очень зря, поскольку тот собор весьма интересный. С другой стороны, может это и к лучшему - и вы, скорее всего, будете ходить там в полной тишине и совершенном одиночестве.

Площадь Санта-Мария-МаджореБазилика Святой Пракседы


По преданию, первый баптистерий на этом месте был построен святой Пракседой в её имении, унаследованном после смерти отца - сенатора Пуда, ее сестры - святой Пуденцианы и брата - Новата. Здесь во время преследований Антонина Пия Пракседа прятала гонимых христиан, а также собирала тела мучеников, которые потом захоранивались ею в катакомбах Присциллы. Первое письменное упоминание о церкви titulus Praxedis относится к 491 году, хотя до IX века никаких археологических свидетельств существования церкви конкретно на этом месте так и не было обнаружено.

Упоминание слова titulus перед названием церкви подводит нас к еще одной градации в иерархии католичиских соборов - титулярным или титульным (titulus) базиликам. Изначально это были храмы, приписанные к высокопоставленным римлянам, которые держали их в собственности для церкви. В римском католицизме держатель таких церквей становился «титулярен». Со временем отношение к титулярности изменилось и сейчас и "держателями" церквей вместо знатных горожан стали церковные иерархи. Теперь каждому члену коллегии кардиналов в сане кардинала-пресвитера назначается титулярная церковь. Одной из таких титулярных базилик является и церковь Святой Пракседы.

Мозаики апсидыСтены базилики


Существующая церковь была построена Папой Пасхалием I около 817 года и в общих чертах сохранила свой первоначальный облик трёхнефной базилики с апсидой, украшенной византийскими мозаиками. При Пасхалии I в церковь были перенесены мощи 2300 мучеников из римских катакомб, включая святых Пракседу и Пуденциану.

В базилике изначально были устроены 24 больших окна в стенах главного нефа, 5 - в апсиде и 6 - в трансепте. Благодаря этому высокий главный неф и апсида были ярко освещены, а низкие боковые нефы тонули в полутьме, что усиливало впечатление от мозаик. Практически все эти окна были заложены при последующих перестройках, что значительно исказило изначальный замысел Пасхалия I. Учитывая, что в базилике практически отсутствует искусственное освещение, тут даже летним днем царит полумрак, а после заката солнца становится совсем темно.

Среди капелл церкви обращает на себя часовня святого Зенона, сооруженная и украшенная бежавшими из Византиии на волне иконоборчества греческими монахами. Она была создана по распоряжению Папы Пасхалия I, и за великолепие мозаик ещё при его жизни получила наименование Hortus Paradisi - «Райский сад».

Кстати, вот там освещение есть (как и у мозаик апсиды) - нужно только броить монетку в аппарат на входе, или сесть на хвост какой-нибудь неведомым образомм забредшей туда группе туристов, как в свое время сделали мы.

Капелла святого ЗенонаКапелла Зенона


К сожалению, из-за игр со светом и отвлеченный великолепием мозаик я пропустил однну из реликвий, находящуюся в капелле - колонну бичевания, к которой по преданию был привязан Иисус в доме Пилата.

Кроме капеллы Зенона в базилике есть несколько капелл более позднего периода с великолепной барочной отделкой, на которые так же интересно посмотреть.

Капелла Капелла ПричастияКрипта


В крипте собора находятся саркофаги святых Пракседы и Пуденцианы.

От базилики Пракседы по улице Мерулана я вернулся в гостиницу. Для половины дня, проведенной в Риме, прогулка получилась очень насыщенной.

Предложение от участника программы "Пригласи друга" на Booking.com. Вы можете получить 1000 рублей на свой счет при бронировании на booking.com, перейдя по этой ССЫЛКЕ.

© Текст, фото: Виктор Колосов

Опубликовано: 20.04.2018
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.