Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Набор дорожных сумок. Фото с сайта rekomend.ru

В зависимости от цели поездки выбирается и дорожная сумка, которая должна сохранить в целости и сохранности все личные вещи.

сегодня

22 сентября
День независимости Болгарии
День независимости

22 сентября – День независимости Болгарии. В этот день отмечается годовщина провозглашения суверенного Болгарского царства. До этого времени Болгарское княжество формально являлось вассалом Османской империи.

Самая желанная европейская столица


О поездке в Париж в мае 2004 года

Наверно, не ошибусь, если скажу, что для граждан нашей страны еще задолго до эпохи «железного занавеса» Париж был самой желанной европейской столицей. Скорее всего, эта притягательность объясняется признанным новаторством и богатством французской культуры (в XIX веке — особенно в области литературы и живописи, в XX веке — особенно в области моды и кино), благодаря которой в сознании самым прочным образом закрепились многочисленные французские имена, названия, образы. Это сейчас наш народ уже изрядно поездил, повидал, посравнивал, поизбаловался и, возможно, даже позволит себе слегка покривить губы при упоминании Парижа — мол, бывали, знаем, видели там и такое и эдакое, и не всегда хорошее.

Но, допустим, в 70-е и 80-е годы всё было совсем не так. Тогда, в советское время, когда поездка в какую-нибудь Варну равнялась полноценному приобщению к манящей загранице, да и то была доступна далеко не всем, образ Парижа был овеян ореолом недосягаемой мечты. Фактически это была другая планета. Если кто-то из тех, кто жил в то время, скажет, что это было не так, то он (в девяти случаях их десяти) либо напрочь подзабыл кое-что, либо явно привирает.

На площади Каррузель. Отовсюду видна Эйфелева башня.Памятник Жанне д’Арк на ул. Риволи.


В 70-х годах в школе я изучал французский язык, и, понятно, в учебнике много текстов, которые мы разбирали и учили наизусть, были как раз о французской столице. Лувр, Эйфелева башня, Собор Парижской Богоматери, Монмартр, Дом Инвалидов — всё это было только на нечетких черно-белых картинках и воспринималось очень абстрактно. Перечитанные неоднократно еще в детстве Дюма, Бальзак, Гюго — сколько в их произведениях имен и названий, звучавших как музыка! Даже первый фильм о Фантомасе, пересмотренный в детстве не менее десяти раз, начинался с поездки роллс-ройса по площади Согласия — и одно только это сразу завораживало...

Вид Вандомской колонны с улицы Риволи.Древнеегипетский обелиск на площади Согласия.


Ну а сейчас, спустя несколько десятилетий, когда слетать в Париж стало доступно почти так же, как, допустим, в Екатеринбург, и известная фраза Жванецкого «Мне в Париж по делу!» может уже прозвучать достаточно естественно, без многократных предварительных тренировок, из уст многих наших людей, побывать в Париже тем более следует, и вовсе не для того, чтобы потом умереть.

Со времени нашей поездки в Париж прошло уже более 10-ти лет, а всё, что мы там видели, настолько свежо в памяти, что кажется, будто это было совсем недавно. Так бывает, когда получаешь особенно яркое, незабываемое впечатление.

На площади Согласия.Вид Моста Александра III  с набережной Орсэ.


О Париже уже сказано и написано много, очень много, и вряд ли я в этой короткой заметке могу претендовать на пополнение уже имеющейся сокровищницы знаний, сведений и фактов. Но ведь когда мы все встречаем знакомых, побывавших в тех или иных интересных местах, мы прежде всего спрашиваем: «Ну как съездили? Какие впечатления?» То есть нас больше всего интересует сугубо личное мнение различных людей, их субъективное видение, поскольку нужную нам информацию о странах, городах, музеях, памятниках (обширную и систематизированную) мы можем, при желании, получить из справочников, путеводителей, интернета.

Поэтому, ни на что не претендуя, я и поделюсь только своими личными впечатлениями.

Мост Александра III.Вид Дома Инвалидов с моста Александра III.


Для получения билетов на самолет и бронирования гостиницы мы с женой воспользовались услугами турфирмы «Нева». На то время она представляла собой солидную компанию, имела офисы в Москве, Санкт-Петербурге и других российских городах, а в этом, 2014-м, году неожиданно обанкротилась. Забегая вперед, скажу, что никаких серьезных претензий к этой фирме у нас не было. За месяц до вылета мы оформили договор и внесли предоплату, а общие услуги турфирмы за недельную поездку (по стандартной схеме 8 дней — 7 ночей) нам обошлись в 36400 рублей (при тогдашнем курсе европейской валюты 35 руб. это составило 1040 €).

Новый Мост на острове Ситэ.Мост Согласия и Бурбонский дворец.


23 мая в аэропорте «Внуково» собралась туристическая группа от фирмы «Нева», получила от нее билеты и другие документы и рейсом в 12.10, без задержек, вылетела чартерным рейсом, чтобы через три с половиной часа приземлиться в аэропорту Тийе (Tillé) маленького городка Бовэ (Beauvais). Этот городок находится в 80-ти километрах севернее Парижа. Там нашу тургруппу ждал автобус с сопровождающей русскоязычной дамой. Под аккомпанемент ее рассказа (из которого почему-то особенно запомнилось, что французам без проблем дают больничный, если кто-то из них пожалуется на депрессию) мы в течение часа незаметно доехали до «городу Парижу». А в нем нашу тургруппу последовательно развезли по разным гостиницам, кто какую изначально предпочел при оформлении договора.

Скромная гостиница «Жерандо» на одноименной улице.Перед входом на станцию метро «Анвэр».


Нас с женой и еще нескольких туристов высадили около гостиницы «Жерандо» (Gérando) на одноименной улице, в трех минутах ходьбы от станции метро «Анвэр» (Anvers) на бульварном кольце. Такого типа гостиниц в Париже тьма. Они, как правило, занимают целый подъезд дома, и номера в ней располагаются на четырех или пяти этажах, при одной лестнице (нам, кстати, достался номер на самом верхнем, пятом, этаже). В общем, самая обычная парижская гостиница на самой обычной парижской улице.

Здесь я могу высказать только одну претензию к турфирме «Нева». Мы, собственно, имели в виду и заказывали при оформлении тура двухместный номер. А получили в итоге явно одноместный — в нем было ужасно тесно, кровать, на двоих, была полуторной, в душ можно было войти только одним боком, и локти в нем при помывке упирались в стены. Можно было бы, конечно, возмутиться (особенно несладко тут пришлось бы семейному дуэту пузанов), но мы люди поджарые, спортивные, видавшие виды, но в то же время оптимистично настроенные, да и не собирались мы в течение одной этой недели сидеть в номере — встали, умылись, позавтракали и вперед на весь день, за впечатлениями.

Чтобы совсем закончить гостиничную тему, хочу еще отметить один нюанс. В оплаченную стоимость входил утренний завтрак. Ну, это — кофе, булочки, масло, джем. Обслуживали нас тётки и молодые люди какого-то арабского типа, а подавали они еду прямо в резиновых перчатках, в которых, наверно, и посуду мыли. Как-то не просто неуважительно, но и однозначно — дико. Да и лица у них были какие-то не особенно любезные. В общем, было лучше отвернуться и думать о чем-нибудь позитивном.

Расположение гостиницы «Жерандо» очень удобное из-за близости станции метро. А метро — это быстрая доступность всех интересующих нас объектов. И поскольку мы знали, что в течение предстоящей недели будем много ездить на общественном транспорте, то в тот же вечер оба обзавелись проездным билетом «Оранжевая карта» (Carte Orange), который позволяет неограниченно в течение недели пользоваться общественным транспортом (метро и автобусом) и подниматься на фуникулере на Монмартр. Покупка двух таких билетов обошлась нам в 29 €.

На станции парижского метро «Шарль де Голль».На переходе с линии метро на линию RER.



В Париже имеется и еще один популярный вид транспорта — RER, типа городской электрички. Но на RER «Оранжевая карта» не распространяется, и билет, например, до Версаля, покупается отдельно. Линии RER (их пять) пересекают Париж и уходят в пригороды, и на многих станциях метро есть пересадки на линии RER. Схема парижского метро очень сложна, какую-то систему в ней определить невозможно, и если надо куда-то целенаправленно попасть, то надо сначала тщательно продумать маршрут, выбрать линии и места пересадок. Станций много (существенно больше, чем в Москве), но все станции нам показались ординарными, однотипными и даже невзрачными. Это далеко не подземные дворцы Москвы.

У подножия Монмартра.Вечером в день прилета мы, естественно, не отказали себе в удовольствии совершить ознакомительную прогулку на Монмартр, потому что от гостиницы до подножия этого холма было минут 10 ходьбы. В первый раз мы добрались до величественной базилики Сакрэ-Кёр (Basilique Du Sacré-Cœur) пешком, по лестнице, а в один из последующих дней опробовали и фуникулер.

Там же, на Монмартре получили и первые, не самые приятные впечатления. Нам показалось, что там особенно много людей с темной кожей, особенно молодых. У подножия лестницы какие-то молодые арабы наглого вида шустрили с какой-то игрой типа наперстка и даже попытались меня вовлечь в нее. Один из раскованных парней подошел, спросил, откуда мы, и, узнав, что из России, начал сыпать всем стандартным набором русских слов: типа привьет, Москва, матрьошка, спутник, балалайка. Нашел чем удивить нас, проживших в России темные 90-е!

А когда мы после этой первой прогулки уже возвращались к гостинице, то решили пойти вниз не по лестнице, по которой поднимались, а спуститься переулками, к востоку от холма. Уже начало темнеть, и там стало немного стрёмно, потому что весь народ вдруг как ветром сдуло, и навстречу попадались только малоприветливые одиночные люди явно не европейского вида.

Вид Парижа с Монмартра.Базилика Сакрэ-Кёр.


Кстати, как мы потом узнали, парижские районы к северу от Бульварного кольца, в частности и вокруг Монмартра, и еще севернее, за бульвар Периферик (его можно, с некоторой натяжкой, назвать аналогом МКАД), заселены преимущественно выходцами их арабских стран. Наверно, поэтому на ближайшем к нам бульваре Рошешуар (Rochechouart), как нам показалось, было особенно много всяческих мелких лавочек, торгующих быстрой мясной едой (с этим явлением хорошо знакомы и жители Москвы и Санкт-Петербурга, только у нас такую торговлю осуществляют преимущественно «лица кавказской национальности»). Здесь же, на углах, было много вещевых развалов, где распродавалась разнообразная одежда типа «всё за три» или «всё за пять», и там копошилось множество тёток.

Базилика Сакрэ-Кёр, конечно, впечатляет! И расположением, и размерами, и формой, и красотой. Хотя известно, что тонкие знатоки архитектурных форм оценивают ее очень критически за эклектичность (некий романо-византийский стиль).

В тот, первый, вечер мы прогулялись по улочкам Монмартра, заглянули в магазинчики, в которых продаются не только сувениры, но и произведения местных художников (по ценам, нам, конечно, непосильным). Там же мы видели шарманщиков и нескольких «человек-статуй», и пару раз кинули им какую-то мелочь.

Позирование художнику на площади Тертр на Монмартре.Лучший сувенир из Парижа.


Там мы также погуляли по небольшой, но знаменитой площади дю Тертр (Place du Tertre), где множество художников работает вживую — в частности, пишут портреты. Я решил, что такой портрет будет наилучшим сувениром из Парижа, и в следующий наш поход на Монмартр, в день перед отъездом, попозировал одному из художников, который назвался Владимиром, и он примерно за полчаса сделал мой портрет коричневым карандашом на шероховатой бумаге. Я заплатил ему заранее оговоренную сумму — 30 евро.

Гуляя по улицам, еще в первый вечер, мы обратили внимание на интенсивное автомобильное движение и на удивительный способ парковки. Все машины были припаркованы так близко друг к другу (буквально с интервалом 15-20 см), что было непонятно, как же они отъезжают от тротуара. Сразу же стало и понятно. Это нам продемонстрировала одна молодая девушка. Сев в машину, она подала вперед и уткнулась в переднюю машину, тут же отыграла назад до встречи с задней машиной и, продолжая делать движения туда-сюда и постепенно выворачивая руль, она благополучно отъехала.

После этого сразу стало понятно, почему почти все парижские машины ездят с потертыми и примятыми бамперами — наверно, все делают так же, как и эта девушка, и, по-видимому, легкое втыкание в бампер вообще не считается ущербом и серьезным нарушением, заслуживающим каких-то выяснений. Зато у нас такое деяние вызвало бы напряженные и долгие прения сторон, на повышенных тонах и, возможно, с мордобитием, с подключением дорожной инспекции и составлением обличающих документов.

Трудности парковки, наверно, являются одним из побудительных мотивов широкого пользования мотоциклами, мопедами и велосипедами. Их на улицах множество. Еще меня, как автомобилиста, впечатлило расположение подземной парковки прямо под небольшим садом с детской площадкой около станции метро Anvers. Удивительно рациональное использование тесного городского пространства!

Еще мы обратили внимание, что впервые попавшему в Париж человеку очень легко заблудиться. Много узких и коротких улиц, расположенных часто под углом друг к другу (из-за чего повсюду много домов не строго прямоугольной формы), а на перекрестках порой сходится 5 улиц. Как-то, решив отправить открытки на Родину, мы в поисках почты с нашей улицы Жерандо повернули на улицу Дюнкерк и, дойдя до следующего перекрестка, поняли, что потеряли нить Ариадны. В общем, держа куда-то путь, надо иметь в руках карту и нельзя терять концентрацию.

Мы еще при планировании поездки решили, что воспользуемся услугами турфирмы «Нева» только для перелета, трансфера и бронирования гостиницы, а в Париже будем развлекать себя сами. Но, если быть совсем точным, мы воспользовались еще одной дополнительной туристической услугой — обзорной автобусной экскурсией. Кого-то из нашей группы, как, например, нас, автобус подхватил у гостиницы, а нескольких человек нам предстояло подхватить на площади около Гранд-Опера (Grand Opéra).

На площади Опера.Фасад Гранд-Опера.


Вот тут мы и почувствовали в полной мере, почему мы никогда не хотим путешествовать толпой. Всегда найдется один и несколько человек, которые обязательно испортят другим двадцати настроение. Несколько тёток должны были ждать нас там, им было назначено точное время. Автобус должен был подъехать, приостановиться на 5 секунд, подобрать их и ехать дальше. Нет же, автобус подъехал — тёток нет.

Площадь Опера (Place de l’Opera) — очень оживленное место, здесь интенсивное движение, поэтому автобусу стоять долго просто негде. И что было делать бедному водителю? Ну, несколько раз трогались и вставали на другое место. Даже полисмен подходил. Вот чем и о чём такого типа тётки думают? Неужели так смертельно тяжело встать пораньше, чтобы вовремя позавтракать, накраситься и накрутить букли, как-то рассчитать время и явиться вовремя или, что лучше, чуть пораньше? В нашем случае автобус прокрутился на площади лишних минут пятнадцать.

Автобусная экскурсия оказалась в целом полезной, потому что составилось общее впечатление о Париже. Мы проехали мимо, а в некоторых местах, даже остановились около основных достопримечательностей. Полезно было и то, что мы съездили в деловой район Дефанс (La Défense), посмотрели, что это такое — «парижский Манхэттен», потому что сами туда никогда не поехали бы. Ну что особенного мы там не видели? Ну, огромные коробки из стекла и бетона. Таких коробок полно в десятках других городов мира, в том числе и в Москве.

Небоскребы из стекла и бетона в Дефансе.Интерес вызвало, пожалуй, только одно оригинальное сооружение — здание (примерно в 35 этажей) в виде огромной буквы «П», этакая стилизованная арка. Любопытно еще то, что Лувр, арка Каррузель (Arc de Triomphe du Carrousel), древнеегипетский обелиск на площади Согласия, Елисейские поля, Триумфальная Арка и это здание в виде буквы «П» с окружающими его небоскребами находятся на одной линии, называемой иногда «Триумфальный путь», и в хорошую ясную погоду здесь можно увидеть великолепную перспективу.

Само собой, там же столкнулись с туристическим «разводиловом». По приезде в Дефанс автобус остановился точнехонько около точки, торгующей сладостями. Там на лотках было выложено десятка три различных видов конфет. Красиво, заманчиво, вкусно, но это еще не повод назначать ошеломительные цены — от 20 до 40 евро за килограмм. Тем не менее некоторые что-то купили. На то и расчет, что ошалевшие от первых впечатлений люди просто не сумеют в уме умножить 2 на 3. В итоге и торговая точка процветает, и гид, наверняка, имеет свой интерес.

Взгляд на «Триумфальный путь» из сада Тюильри.На выходе из сада Тюильри на площадь Согласия.


Ну а дальше пошли наши суровые туристические будни, когда мы стремились побывать на всех самых известных туристических объектах Парижа, стаптывая себе за день ноги напрочь. Мы забрались на самый верхний, третий, уровень Эйфелевой башни (la tour Eiffel), находящийся на высоте 276 метров. Побывали в Нотр-Дам де Пари (Notre Dame de Paris) и потом обошли его вокруг. Съездили в пригородный Версаль, где посетили дворец и обошли парки с малыми дворцами (Parc et château de Versailles), воспользовавшись электричкой RER. Посетили знаменитейший Лувр (Musée du Louvre), музей д’Орсэ (Musée d’Orsay), церковь Святого Людовика (Église Saint-Louis-des-Invalides) в комплексе Invalides, музей Родена (Musée Rodin) и Центр Помпиду (Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou).

На улице Риволи.Около Пантеона.


Помимо этого, мы много гуляли по городу пешком. Поэтому посетили сад Тюильри (Jardin des Tuileries) и Люксембургский сад (Jardin du Luxembourg), побывали на площади Трокадеро (Place du Trocadéro) и на площади Согласия (Place de la Concorde), прошли пешком вдоль Елисейских полей (les Champs-Élysées) и по всей улице Риволи (Rue de Rivoli), погуляли по Марсову полю (Champ de Mars) и около Гранд-Опера, посмотрели вблизи Вандомскую колонну (la colonne Vendôme), прошли мимо Сорбонны (la Sorbonne) и Военной школы (École Militaire), зашли в Пантеон (Panthéon).

Вид Эйфелевой башни с Марсова поля.Вид Эйфелевой башни с площади Трокадеро.Громада Эйфелевой башни прямо над нами.


Мы перешли Сену по Новому мосту (Pont Neuf), по мосту Согласия (Pont de la Concorde), по мосту Александра III (Pont Alexandre III) и по мосту Йена (Pont d’Iena). Наконец, побывали в Булонском лесу (le bois de Boulogne) и на кладбище Пер-Лашез (Père Lachaise).

А в сторону известной сомнительной славой площади Пигаль мы ходили каждый вечер и покупали продукты в расположенном там супермаркете Champion (сейчас у этого магазина какое-то другое название). Кстати, с этим магазином связано весьма неприятное воспоминание. В один из дней мы купили там клубнику в коробочке. Пришли в гостиницу и через некоторое время решили полакомиться. И оказалось, что под верхними, красивыми и аппетитными ягодами в самом низу коробки была аккуратно выложена гнилая, совершенно несъедобная клубника. Так что жуликов хватает и в процветающих странах.

Вид Елисейских полей с площади Звезды.Оркестр готовится к торжественной церемонии около Триумфальной арки.


Мы побывали также около Триумфальной арки (Arc de Triomphe de l’Étoile) и очень долго наблюдали там торжественную церемонию, посвященную ветеранам Второй мировой войны, с мощным оркестром и шествием со знаменами. Площадь Звезды, в центре которой высится Триумфальная арка, конечно, уникальна. К ней сходится двенадцать (!) улиц и проспектов. Есть ли еще подобная площадь-рекордсмен где-нибудь в мире? Как там разъезжаются машины, ума не приложу. Тем не менее, когда в торжественном шествии наступил апофеоз, движение по площади на время перекрыли. Но никто из автомобилистов при этом не сигналил.

В Люксембургском саду. Излюбленное место для бегунов.В Люксембургском саду. На газоне – статуя Артемиды (оригинал находится в Лувре).


Как рьяные поклонники бега мы обратили внимание на очень большое количество бегунов, что нас искренне порадовало. В Париже люди бегают по улицам, набережным, паркам (особенно много бегунов мы видели в Люксембургском саде). Видели мы тетеньку, которая без стеснения нарезала круги во дворе Лувра.

Я умышленно не привожу в этом рассказе никаких дат и характеристик достопримечательностей, которые мы посетили, фамилий архитекторов и т.д., потому что, повторюсь, всё это можно, при желании, без труда найти в путеводителях и интернете. Могу нанести лишь общие, свои личные, штрихи на знакомые всем объекты.

Пирамида на площади перед Лувром.Вход в Лувр под пирамидой.


Посещение Лувра, конечно, оставило неизгладимое впечатление, но в то же время осталось вполне объяснимое ощущение недосказанности, потому что Лувр неисчерпаем, как и, например, Эрмитаж. Сюда можно приходить десятки раз и всё равно невозможно насытиться. Что тогда говорить об однократном посещении? Только лишь то, что мы были в Лувре (так сказать, отметились), пробежали, можно сказать, галопом в попытке объять необъятное, что, как известно, невозможно. Мы постояли рядом в «Джокондой», «Венерой Милосской» и «Артемидой», посетили залы с древнеегипетскими и древнегреческими статуями и с живописными шедеврами художников Средневековья.

Древнеегипетские статуи в Лувре.Шедевры Тициана в Лувре.


Когда я позже рассматривал план Лувра, то выяснилось, что мы каким-то образом умудрились побывать во всех трех его отделениях: Ришелье, Сюлли и Денон. Количество залов Лувра, на его четырех уровнях, на плане просто убивает наповал. Чтобы все их обойти и внимательно рассмотреть все шедевры, нужны, наверно, годы! Ну а мы, растерянные, ходили там почти в прострации и без всякой системы, куда ноги сами шли. Впрочем, наверно, мы не одни такие.

Около шедевра Леонардо всегда толпа. В Лувр люди заходят с рюкзаками.Около Венеры Милосской. Я тоже с рюкзаком.


Вход в Лувр в 2004 году стоил 8,5 €, а сейчас, насколько мне известно, цена выросла до 12 €. В первый раз мы приехали к Лувру зря — попали как раз на вторник, а это в Лувре единственный выходной. Еще хочется особо отметить, что в Лувре можно фотографировать (без вспышки). В последующие года мы убедились, что фотографировать разрешается в крупнейших музеях Рима и Лондона. Поэтому совершенно необъяснимо, почему во многих российских музеях и на выставках на это налагается запрет.

Около статуи Артемиды.Возраст Большого Сфинкса из розового гранита 4500 лет.



И остается пожалеть, что во время нашей парижской поездки мы еще не обзавелись цифровым фотоаппаратом. Удивительно еще и то, что в Лувр можно спокойно пройти с рюкзаком за плечами (но, конечно, на входе надо пройти интроскоп).

Фото: Анатолий Шибаев

Опубликовано: 08.01.2015
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.