Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Тонировка стекол. Фото с сайта ton-servis.ru

Тонировка металлизированной пленкой обошлась мне дороже 50 долларов, а результат даже превзошел ожидаемый. Это тот редкий случай, когда мой консерватизм потерпел поражение.

сегодня

23 июля
Открыт новый естественный спутник Юпитера
Открыт новый спутник Юпитера

23 июля 2000 года был открыт новый естественный спутник Юпитера. Его диаметр составляет 4,8 км. Открытие сделано астрономами университета Аризоны и подтверждено обсерваторией Массачусетса.

Японский военный аэродром на Парамушире


Из цикла «По Северным Курилам». Часть 3

2 августа — день второй (четверг)

Подъем в 7 часов утра, а в 8 час.30 мин. группа выходит в сторону залива. Нам предстоит подняться на горное плато, где в период второй мировой войны располагался японский аэродром.

Но сначала мы пересекаем обширную низину, где до рокового дня в ноябре 1952 года располагался город Северо-Курильск. Леонид рассказывает о разыгравшейся здесь трагедии. Американцы, говорят, открытым текстом передали за 30 минут о надвигающемся цунами. Но что можно успеть? Обезумевшие люди карабкались по крутым склонам в горы, спасаясь от напора трех волн-убийц. Немногим это удалось. И больше здесь не строили.

Погода стоит отличная, солнечно, ветра нет. Дорога легкая, хоть идет в гору. По снежнику (это в августе!) поднимаемся наверх. И вот перед нами открывается простор! Мастерица-природа приподняла над океаном и выровняла плато, площадью в несколько кв. км., не ведая, что создает идеальные условия для военного аэродрома.

Ангар японского военного аэропорта на Парамушире


Трудолюбивые японцы в 1942 году создали здесь более 40 бетонных ангаров (каждый на один самолет). Они были так хорошо замаскированы, что за время войны американцам удалось уничтожить всего 2, хотя бомбили это плато в 1945 году почти круглосуточно. Мы направляемся к ближайшему ангару по сохранившимся плитам взлетно-посадочных полос.

Ирисы на КурилахЦветы Парамушира


По пути любуемся цветущими полями иван-чая и ирисов. Изобилие и великолепие цветов поражает. И это суровые Курилы?!

ШикшаВот под ногами зеленые низкие кустики с черными шариками какой-то ягоды. Это — редкая шикша. Ее еще называют хранительницей души, так как она помогает при бессоннице, нервно-психических заболеваниях и переутомлении. Растение любит холод, найти его непросто, так как растет вдали от жилых мест. Ягоды водянистые, хорошо утоляют жажду, имеют кисловатый специфический вкус.

А следы войны повсюду. Первый попавшийся нам объект — остов японского автобуса. Петя оторвал себе кусочек на память, да еще прихватил целую (пустую) бутылку из-под японского пива 1942 года. В траве огромные железные емкости — прозаические пищевые котлы, в которых сейчас, как сахарные косточки, умещаются Петя и Лена.


Наконец, подходим к первому ангару. Это — мощнейшее бетонное сооружение с сугробом снега внутри. Потолок уже покрыт сталактитами. По пути к следующему ангару переправляемся через небольшую речку, берега которой сплошь в непролазном кустарнике.

Пищевые котлыПищевые котлы


Леонид к месту упоминает о нередких здесь медведях, рассказывает об их повадках и предлагает растянуться цепочкой. Такая предосторожность позволяет при неожиданной встрече не налетать всей группой на зверя.

След косолапогоМы недоверчиво хмыкаем, пока не натыкаемся на свежий след косолапого. Шутки — в сторону!

Солнце высоко. Жарко! Пора и перекусить. Вокруг ни деревца, все собирают хворост. И вот уже горит костер, у Леонида с собой вода и примус. К чаю сооружаем бутерброды с прозаической колбасой, сыром и, конечно, с красной икрой.

Как легко дышится: с трех сторон — водные просторы, только с востока — горные цепи, среди которых, как на живой карте, Леонид показывает нам вулканы. Их на острове 23.

Здесь очень легко дышится


Во втором ангаре мы видим неплохо сохранившийся остов фюзеляжа японского самолета. Девять японских военных аэродромов, шесть из которых были оборудованы на островах Шумшу и Парамушир, могли обеспечить базирование до 600 самолетов.

По пути от ангара нам попались еще 2 хорошо укрепленных ДОТа и сеть траншей с остатками военной техники.

Остов фюзеляжа японского самолетаУ пулеметного капонира


На небольшой возвышенности видим противодесантный пулеметный капонир. Леонид поясняет, что он рассчитан на длительную оборону и внутри обшит толстыми бревнами. Но заглянув, мы увидели лишь обгорелые стены: здесь развлекались местные вандалы. Наш гид очень расстроился.

Наконец, группа выходит на берег Второго Курильского пролива, ширина которого 1.5 км. Он отделяет о-в Парамушир от о-ва Шумшу и соединяет Охотское море с Тихим океаном. Это — стратегически важное место. В проливе находились две японские военно-морские базы: Катаока (ныне Байково) на о-ве Шумшу и Касивабара (ныне Северо-Курильск) на о-ве Парамушир, которые держали под обстрелом весь пролив. Леонид показывает на противоположном берегу места укрепленных огневых точек.

НерпаЧайки на Парамушире


Вдруг наш гид предупреждающе поднимает руку: совсем рядом, на волнах покачивается нерпа, греющаяся на солнце. Все замирают, а Иван с фотоаппаратом подползает ближе. Кадр есть!

После освежающего купанияНерпа нас не слышит из-за пронзительных криков множества чаек, заполнивших все пространство вокруг. Оказывается, мы вышли около места впадения в пролив небольшой речушки. А прожорливые чайки ждут здесь прилив, во время которого рыба поднимается вверх по речке и на мелководье становится их добычей.

Здесь мы устраиваем привал на обед. Пока он готовился, закаленные и спортивные Иван, Лена и Наташа искупались в проливе. Они остались довольны, но вода бодрит: ее температура не превышает 12-15 градусов.

Леонид продолжил свой рассказ о проведении Курильской десантной операции 18 августа — 5 сентября 1945 года.

Японское командование к началу войны сосредоточило на Курильских островах свыше 80 тыс. человек своих войск, в том числе до 23 тыс. человек были размещены в северной части о-ва Парамушир и на о-ве Шумшу, который был наиболее укреплен оборонительными инженерными сооружениями. Командовал группой японских войск на северных островах Курильской гряды генерал-лейтенант Цуцуми Фусаки.

Курильский десант отличался самоотверженностью участников и непродуманными решениями руководителей. К началу операции советское командование имело старые топографические карты и практически не располагало точными разведывательными данными о японских силах, размещённых на Курильских островах. Необходимые сведения о противнике советские войска получали уже в ходе развернувшихся боевых действий. 18 августа наши первые десантные корабли в густом тумане (видимость не более 100 м) максимально приблизились к местам высадки, но подойти к берегу ближе 200–350 м. не смогли из-за большой осадки и перегруженности. Участникам десанта пришлось добираться до берега в ледяной воде с полной выкладкой, что привело к гибели многих от переохлаждения. Победа досталась большой кровью, благодаря героизму десантников.

Уже 23 августа Цуцуми Фусаки отдал по радио приказ немедленно сложить оружие всем японским войскам в северной части Курильских островов (до о. Уруп включительно). А 24 августа, в 12.00, не встретив сопротивления, десанты на о-ве Парамушир приступили к пленению японского гарнизона. К 5 сентября все Курилы были освобождены. В плен взяты 50442 японских военнослужащих.

2 сентября 1945 г. Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции, и снова после 1875 года все находящиеся к северу от о. Хоккайдо Курильские острова и остров Карафуто (Сахалин) попали под юрисдикцию СССР.

Вечереет. Нам предстоит еще добраться до города. Идем сначала без дороги вдоль берега пролива. Но вот скалы освобождают место для проезда, и Леонид по мобильнику вызывает своего друга Владимира Никифорова с машиной. Здесь налажена взаимопомощь, и Володя еще не раз поможет нам.

Сегодня был такой насыщенный военными впечатлениями день. А завтра мы познакомимся с Эбеко — самым близким к городу действующим вулканом острова.

© Фото: Надежда Бачманова

Опубликовано: 12.08.2013
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Комментарии (1)


4 года назад

Re: Японский военный аэродром на Парамушире

Замечательный очерк. 12 лет летал над Курилами и ни разу по ним не ходил. Очень интересно. Вот говорят еще, что японцы требуют назад 4-е острова: Уруп, Итуруп, Шикотан и еще один, не помню, потому что, эти острова были захвачены штурмовой бригадой после подписания капитуляции. Дескать, командование бригады не имело связи с другими войсками и захвыатили японцев в плен и заняли острова. Так ли это?

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.