Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Разбитый смартфон. Фото с сайта 4pda.ru

Увы, техника, даже самая качественная и надежная, не застрахована от поломок и может прийти в негодность в самый разгар отдыха.

сегодня

16 октября
День дознания в России
День дознания

16 октября – День дознания в России. Это профессиональный праздник дознавателей, служащих в системе МОБ органов внутренних дел. В этот день 1992 года впервые созданы специализированные подразделения дознания.

Возвращение на Большую землю


Репортаж с макушки Земли. Часть 7

В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы, просто некуда деться…
В. С. Высоцкий

Ближе к вечеру ледокол опять погрузился в густой туман, который встретил нас в паре часов хода до острова Чамп. Мы уж думали, что все, сейчас развернемся и пойдем назад, ведь надо в прилив, на высокой воде, войти в Мурманский порт, а времени оставалось не так и много, не дай Бог еще какая-нибудь задержка и можем опоздать, тогда придется ждать еще сутки, что как сами понимаете недопустимо. Но нет, корабль упорно продолжал двигаться в северном направлении. Прошло еще около двух часов, мы вышли на траверс острова, но он по-прежнему был окутан сплошным туманом и стало ясно, что и последняя попытка, этот марш-бросок, не увенчалась успехом, к нашему огорчению, нам так и не удалось высадиться на острове Чамп.

Пришлось развернуться и направиться кратчайшим путем в сторону Мурманска. Я находился в этот момент на ходовом мостике и с любопытством наблюдал за прокладкой курса. Штурман нашел в памяти навигационного компьютера несколько хорошо отработанных маршрутов, выбрал из них наиболее подходящий, рассчитал кратчайший и лучший путь подхода к нему, ввел его в компьютер, и все — на этом прокладка курса закончилась. Заняло все это каких-нибудь полчаса, не более, вот на что способна современная техника!

Нам предстояло провести два дня в непрерывном плавании через Баренцево море, вроде бы ничего интересного больше не будет, по программе лишь лекции, на которые и ходить-то не хочется. То, что там дают, в основном, пригодно для уроков географии и биологии в 5–6 классах нашей советской школы, по-видимому, таким и является уровень иностранных туристов, тех, которые посещают эти лекции и благодарят потом господ лекторов. Что касается русских туристов-участников круиза, то следует упомянуть, что многие из них обладали научными степенями кандидатов наук, да и докторов наук с пяток оказалось.

Но нашлись некоторые развлечения и для нас, пресыщенных разнообразными шоу. Все началось с приглашения желающих на ходовой мостик, где обладательница капитанской фуражки должна была продемонстрировать, что долго и утомительно изучать науки, чтобы управлять атомоходом, совсем даже не обязательно, самое главное — надеть призовой головной убор и взять штурвал в свои руки.

Зрелище было довольно любопытным, проходило оно под внимательным ревнивым взглядом «бывшего» капитана. Валентин Сергеевич не вмешивался в действия новичка, но по его неподражаемой мимике было все видно — от одобрительной улыбки до наигранного ужаса на лице, разнообразные эмоции непрерывно менялись в течение отведенных для мадам-капитанши десятка минут. Зато она с упоением крутила штурвал, бросая этим послушнейший ледокол из стороны в сторону. По нашему следу за кормой было хорошо видно, все, что она вытворяла. По истечении установленного времени девушка под одобрительные аплодисменты присутствующих с сожалением передала штурвал по принадлежности и, гордо подняв голову, увенчанную законной фуражкой, покинула мостик.

Главный инженер-механик атомного ледокола <nobr>50 лет Победы</nobr> рассказывает всякие очень интересные вещиВскоре по судовой трансляции передали объявление, которого мы уже заждались, ведь еще сразу после посадки нам пообещали, что в программе предусмотрена экскурсия по ледоколу, вплоть до возможности издали взглянуть на его «атомное сердце», и вот, наконец то, эта минута наступила. Мы все собрались в капитанском зале заседаний, где главный инженер-механик осветил для нас некоторые проблемы, связанные с созданием и существованием атомного надводного флота, и его преимуществами при эксплуатации, особенно при работе в труднодоступных регионах, таких, как Северный Ледовитый океан.

Но, прежде всего, нам были предоставлены основные технические характеристики судна, вот они:

Тип: Атомный ледокол
Государство: Россия
Порт приписки: Мурманск
Класс: КМ(*) ЛЛ1[2] А
Номер ИМО: 9152959
Позывной: UGYU
Верфь-изготовитель: ОАО «Балтийский завод»
Спущен на воду: 29 декабря 1993 г.
Введен в эксплуатацию: 23 марта 2007 г.
Длина: 159,6 м
Ширина: 30 м
Высота: 17,2 м (высота борта)
Средняя осадка: 11 м
Силовая установка: два атомных реактора, две паровые турбины, шесть генераторов
Винты: 3 винта фиксированного шага с 4 съёмными лопастями
Водоизмещение: 25 тыс. тонн
Мощность: 75 000 л. с.
Максимальная скорость на чистой воде: 21 морской узел
Скорость в сплошном припайном льду толщиной 2,7 метра: 2 узла
Расчетная максимальная толщина льда: 2,8 м
Максимальный запас топлива 4 года
Автономность плавания: 7,5 мес. (по провизии)
Экипаж: 138 человек.
Пассажиров 128 человек
Флаг: РФ
Носовая оконечность ложкообразной формы, убедительно доказавшая свою эффективность в арктических ледовых плаваниях
Цифровая система автоматического управления нового поколения
Наличие модернизированного комплекса средств биологической защиты атомной энергетической установки

После этого главный инженер-механик ответил на массу очень даже заковыристых вопросов, а затем пригласил нас прогуляться вместе с ним в самый низ корабля, не в подземелье, конечно, а, если так можно выразиться, в какое-то подводенье, что ли, поскольку то, куда мы попали, расположено значительно ниже уровня воды, самая низкая точка, где мы побывали, находилась на глубине в 9 метров.

Вначале мы спустились до той палубы, на которую можно спуститься по центральному трапу или размещенному рядышком лифту. Мы проживали на самом верху, лифт подошел быстро, мы на нем и спустились.

Вот за этими автоматическими раздвижными дверями и скрыт лифтВот в этот помещение попадаешь, когда выходишь или заходишь на корабль, вестибюль все же


Оказались мы в главном вестибюле корабля, аборигены его называют — «пять углов» или иначе, оба названия равнозначны — «базарная площадь».

Мы воспринимали эту палубу как нижнюю, хотя официально она называлась верхней, вот такие парадоксы иногда случаются. Конечно, ранее мы уже не раз на нее спускались, причем поводы для этого были разные — именно по ней мы шли на вертолетную площадку, в кормовой части именно этой палубы находился весь спортивный комплекс и сауна с бассейном, там же, но уже ближе к носу размещалась мастерская художника, и, наконец, иногда в плохую погоду по этой палубе мы ходили в лекционный зал. Я считал, что мы уже хорошо ее изучили, но с удивлением заглянул в угловое помещение, которое оказалось курительной, только там разрешалось обладателям этой вредной привычки, отводить душу. По-видимому, среди туристов таких страдальцев было немного, так как комната не особо пропахла табачным дымом.

Вот именно тут можно с комфортом немного отравить себя любимогоКоридор, соединяющий главный вестибюль с кормовым


Нас повели по длинному коридору в сторону кормы, но на полпути перед нами открылась дверь с надписью «Посторонним вход воспрещен» или что-то в таком роде, и мы свернули с уже знакомого пути. Оказалось, что за стенкой, которая на морском сленге называется «переборкой», и где мы оказались, имеется свой коридор с ответвлениями в середину судна.

По правой стороне там размещались разнообразные технические службы, я не удержался и заглянул в приоткрытую дверь, на которой было написано «Прачечная». Внутри стоял целый ряд больших стиральных машин, как мне потом пояснили, все оборудование в прачечной, и стиральные и гладильные машины, было приспособлено к условиям качки. Но там стирают только вещи общего назначения и загрязненную спецодежду, для стирки личных вещей на корабле имеется отдельная прачечная самообслуживания, там тоже стоят стиральные машины, но только бытовые.

Вообще, атомный ледокол является не просто кораблем, а целым комплексом, который должен обеспечивать себя всем, что может вдруг понадобиться в условиях длительного автономного плавания, ведь помощи там не дождешься. Для этой цели на судне расположены разнообразнейшие мастерские. Имеется приличный парк металлообрабатывающего оборудования, а в экипаже есть специалисты, которые могут работать на всех этих станках — токарных, фрезерных, сверлильных, шлифовальных и всяких прочих.

Имеются и сапожная и швейная мастерские, есть парикмахерская, в общем, есть все, чтобы жизнь на корабле в течение нескольких месяцев была максимально комфортной и удобной.

Я бы еще немного задержался в этом переплетении помещений для бытового обслуживания, очень уж они меня заинтересовали, но при этом я мог бы пропустить начало основной части экскурсии, ведь, в конечном случае, меня, впрочем, как и всех, интересовали атомные реактора и все подобное, поэтому чтобы не прослушать начало рассказа об этой увлекательной стороне в жизни ледокола, пришлось завершить осмотр всяких вспомогательных помещений, и мы с замыкающим наш отряд сотрудником инженерного блока ледокола, в обязанности которого входило следить, чтобы какой-нибудь не в меру любопытный турист не заблудился, помчались догонять впереди идущих, к счастью, успели.

Вот о чем нам поведал главный инженер-механик. Что заставляет двигаться любой корабль с мотором — это мы изучали чуть ли не в начальной школе. Конечно, это вращающиеся гребные винты, но для их вращения нужен какой-то привод, в данном случае это электродвигатели. Для работы электродвигателей естественно требуется электроэнергия, значит, нужна электростанция. Где можно взять в море постоянную бесперебойную связь с электростанцией? Очевидно, что электростанцию надо иметь прямо на борту. Если электростанция будет на борту, то в ее состав должны входить генераторы, вращение которых проще всего осуществлять с помощью паровых турбин. Значит, кроме всего нужен еще и пар, который на атомоходе добывают с помощью мирного атома. Вот видите, как все просто и логично.

Вот так выглядит окошко с крышкой, через которое можно поглядеть на атомный реакторМы ознакомились, пусть и очень поверхностно, но все же ознакомились, со всеми стадиями работы двигателя нашего корабля, и начали с самого начала — с атомных реакторов.

Фотографировать сами реакторы запрещено, можно только посмотреть на них через специальное окошко, которое мы сфотографировали, но ведь на окошко-то запрет не распространяется. Вот через это окошко со специальным стеклом мы и увидели головки двух атомных реакторов с торчащими из верхней крышки ядерными ТВЭЛами.

Хотя фотографировать реакторы запрещено, фотографии реакторов нашего ледокола широко опубликованы в интернете.

Атомная паропроизводительная установка на ледоколе <nobr>50лет Победы</nobr> (2 штуки). Фото photoshare.ruА вот и вторая штука, это вам не кино Гайдая, здесь без обмана. Фото photoshare.ru


Принцип работы атомного реактора я описывать не буду, это широко известно всем интересующимся. Скажу только, что в ТВЭЛы запрессовывают таблетки с ядерным топливом. Вот как они выглядят именно для реакторов нашего ледокола, фото опять же из интернета.

А вот этим заряжают атомный реакторПара слов об этом топливе, реакторной «пище», благодаря которой, в конце концов, и вращаются винты корабля. С этой целью используют обогащенный уран, который содержит повышенное, по сравнению с природным, количество изотопа урана 235. Далее на специализированных предприятиях производят те самые таблетки, содержащие диоксид урана с необходимыми добавками.

Нас уверили, что радиоактивность топлива настолько незначительна, что облучение людей не может происходить.

Но одними атомными реакторами дело, естественно, не заканчивается, далее следуют парогенераторы (по два, на каждый реактор), циркуляционные насосы, гигантская система трубопроводов, масса всякого вспомогательного оборудования и сотни приборов.

Вот так выглядит отделение главных турбогенераторовА вот это одна из турбин, которая вращает сразу три генератора А вот это система хорошо защищенных от потери тепла трубопроводов


«Атомное сердце» корабля помещено в самый центр судна и занимает весь объем от второго дна до самого верха, где находятся два люка, через которые производят и первоначальную загрузку топлива, и его замену, да и просто техническое обслуживание.

Для защиты реакторов построено не только второе дно, но и продольные водонепроницаемые переборки, которые, проходя по всей длине помещения, образуют вторые борта.

Главный инженер-механик подробно рассказал нам, что реактора надежно защищены от любых на них посягательств и случайных и намеренных. Реактор не должен пострадать ни при столкновении с другим судном, ни даже при падении на ледокол самолета.

Вот эти люки на свежем воздухе в центре суднаГлавный инженер-механик рассказывает…


Я не буду рассказывать о всей системе производства электроэнергии на корабле, для этой цели имеется множество разнообразного оборудования, лучше приведу несколько небольших фотогалерей.

© Фото: В.Жестков и с сайта photoshare.ru
© Видео: В.Жестков

Опубликовано: 09.12.2012
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.