Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Гироскутер. Фото с сайта www.avito.ru

Гироскутер – это такой себе самокат, но с электроприводом, поэтому его скорость может регулироваться тем, кто им управляет. Разработчики порой обижаются на такое сравнение, убеждая, что ни одного аналога у механизма еще нет.

сегодня

22 ноября
День святой Сесилии
День святой Сесилии

22 ноября – День святой Сесилии. Это праздник мексиканских музыкантов марьячи, ныне известных во всем мире благодаря фильму Р. Родригеса «Отчаянный». Каждый год они собираются в день своей покровительницы святой Сесилии на фестиваль.

Город князя Владимира


Из цикла «Жемчужины русского венца»

«На красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест»
(из книги «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи» П.П. фон Винклера. СПб., — 1900. С.33)

Когда говорят о столице Киевской Руси, то уже самим наименованием имеют в виду город Киев. И это совершенно верно, если говорить именно о едином Древнерусском государстве. Но если до Киева столицей успел побыть Новгород, то после Киева статус великокняжеской резиденции принял город Владимир-на-Клязьме.

Владимиром-на-Клязьме и Владимиром-Залесским город назывался потому, что на Волыни, на юго-западе Киевской Руси существовал ещё один Владимир — Владимир-Волынский.

В древнерусских летописях говорится, что крепость на реке Клязьме была основана великим князем Владимиром в 990 году. Новый город назвали в честь основателя.

Кстати сказать, археологические раскопки показывают, что первые люди стали селиться на территории будущего Владимира ещё около 30 тысяч лет назад. Остатки того поселения именуются Сунгирской стоянкой... C 1108 года великий князь Владимир II Мономах — правнук Владимира I Святого — начинает укрепление Владимира и делает город своим опорным пунктом. Однако расцвет города пришёлся на время правления внука Владимира Мономаха и сына основателя Москвы Юрия Долгорукого — князя Андрея Боголюбского, который в 1157 году перенёс во Владимир столицу.

Схема центра Владимир из путеводителя С.Городеева («Арабис», СПб., — 1997)Уже ворота новой столицы призваны были подчеркнуть, что город ни в чём не уступает Киеву. И если киевские Золотые ворота были названы так в претензии на соперничество с Константинополем, то Золотые ворота Владимира самим своим обликом напоминают о Киеве.

Тогда же, в XII веке, строятся во Владимире и церковь Димитрия Солунского, и сам Успенский собор. Дмитровский собор, освященный в честь почитаемого в домногольской Руси покровителем русского воинства святого, до сих пор поражает изяществом и самобытностью деталей белокаменной отделки. Ту же самобытность, но уже в архитектурных формах, подчёркивает и силуэт Успенского собора. Пятикупольной своей основательностью напоминая новгородскую Софию, храм этот и видом своим, и посвящением является типично русским, а византийская традиция растворяется в нём в национальном стиле.

Сам праздник Успения Божией Матери, в честь которого освящён собор, именно русскими и именно при князе Андрее стал почитаться как один из первейших православных праздников, выдающихся даже в числе двунадесятых. Именно архитектуру Успенского собора два века спустя изучали приглашённые Иваном III Великим итальянские мастера, прежде чем приступить к строительству главного — тоже Успенского — храма уже Московского государства.

Золотые Ворота ВладимираХотя в страшных 1230-х город сильно пострадал от монгольского вторжения, на конец XIII века приходится пик политического значения Владимира. В 1299 году сюда переносят свою резиденцию русские митрополиты, что окончательно закрепило за Владимиром статус столицы Руси. Но уже меньше чем через 30 лет, в 1328 году, при Иване Калите прославленный митрополит Петр переезжает в Москву, а вскоре в новую столицу торжественно переносят и главную национальную святыню — икону Владимирской иконы Божией Матери.

Именно с встречей иконы москвичами связано название московского Сретенского монастыря и прилегающих к нему улиц. В те далёкие дни в конце XIV века москвичи молились о том, чтобы жестокий и непобедимый Железный Хромец, армия которого неумолимо шла на Москву, повернул обратно в степи Средней Азии. И он действительно повернул назад, не дойдя одного конного перехода до Москвы, хотя историки до сих пор не могут найти рациональных военно-стратегических или политических мотивов этого поступка...

А Владимир тем временем превращался из столицы в один из городов Московского княжества, хотя судьба его по прежнему являлась отражением истории всей России. Если в XIII веке город разоряли монголы, то в конце Смуты XVII века окрестности города грабили солдаты пана Александра Лисовского, перед этим с позором ушедшего из-под стен непобеждённой Троице-Сергиевой Лавры...

Дмитриевский собор во ВладимиреПосле Смуты размеренная жизнь города была восстановлена. В Российской империи город не то, чтобы прозябал. В 1796 году во Владимире строятся народные училища. В 1847 году основан драматический театр. К 1861 году в город протянута железная дорога, а на следующий год открыт губернский краеведческий музей... Но всё же до былого столичного великолепия Владимиру было далеко.

В это время город планомерно расширялся. Если в конце XVIII века в нём не было и девяти тысяч жителей, то через сто лет Владимирцев больше тридцати тысяч, а в 1914 году — почти пятьдесят. В годы установления советской власти население города уменьшилось почти вдвое. Но во второй половине XX века в процессе уничтожения русской деревни население Владимира, как и остальных городов, существенно увеличилось за счёт бежавших из колхозов людей. Сейчас в городе больше 330 000 жителей.

Все эти вехи его истории рождают желание назвать Владимир «типичным» русским городом, воплощающим в своей истории и современности все существенные черты самого этого понятия — «русский город».

 Успенский собор во ВладимиреДа его имя не избежало типичных нападок в XX веке. После революции были предложения дать городу более «прогрессивное» и «революционное» имя. Но кому-то из патриотов города пришла в городу гениальная фраза: «Зачем? Город Владимир уже носит самое революционное имя — в честь вождя мирового пролетариата». Благодаря ли этому аргументу или по какой-то другой причине, но Владимир сохранил своё историческое название и счастливо избежал переименования в какой-нибудь Кировск или Якировск... Уже к началу XXI веке относится анекдот от том, что «город Владимир решено переименовать во Владимир Владимирович».

Память от XII веке вехами встаёт вдоль главной улицы исторического центра. С юго-запада центр города, как и в те годы, открывают Золотые ворота: при своём строительстве они были сориентированы на дорогу, ведущую в Киев, но так получилась, что и через тысячу лет смотрят они в сторону столицы Русского государства. Мимо них прямиком следуешь на Соборную площадь, украшенную памятником возвысившим город князьям. Памятник этот, как поговаривают, именуется в народе «тремя лентяями», но не за бездеятельность изображённых, а за то, что отлиты они в бронзе сидячими и сложившими ручки на коленях... А на восток от памятника как раз и открываются два главных храма города: Успенский собор и Дмитриевский собор.

Успенский собор кажется гармоничен именно своей пятиглавостью. Есть в его очертании что-то такое, что мне показалось воплощением «образцового русского храма». И фрески XIV века, потемневшие от времени и свечей, только усиливают это впечатление. Между тем, сразу после постройки собор, возможно, выглядел иначе: храм венчала одна, центральная глава, а западный фасад с севера и юга был украшен башнями. Такое архитектурное решение соборного храма было характерно для домногольской Руси.

Возможный первоначальный вид Успенского собораВпрочем, среди археологов до сих пор нет единства в вопросе о первоначальном виде Успенского собора. Если же гипотеза об одной главе и башнях верна, то, получается, что этот один храм соединяет в себе черты и домнгольской, и московской архитектуры. А значит собор, как и весь раскинувшийся вокруг него на берегу Клязьмы город, служит символическим мостиком между Русью древней и Россией нового времени.

Третьим же в ряду главных храмов древнего Владимира можно, без сомнения, назвать знаменитый храм Покрова-на-Нерли, служащий визитной карточкой и города, и области, и всей России. Наверное, это первый покровский храм на Руси — сам праздник был установлен в честь одного из событий церковного предания как раз в правление князя Андрея: сначала в Византии, а вскоре и на Руси. Повод же для строительства храма был трагический: церковь строилась как памятник русским воинам, погибшим в походе на Волжскую Булгарию. Среди погибших был и сын князя. Но даже храм-памятник выстроен был владимирскими зодчими в пропорциях торжественных и лёгких одновременно.

Галереи Покровского храма

Храм Покрова-на-Нерли. Первоначальный вид по Н.Н.ВоронинуТрудно поверить, что известный всем совершенный силуэт храма Покрова-на-Нерли первоначально выглядел иначе. Однако вопрос о первоначальном виде Покровского храма — второго любимого детища князя Андрея Боголюбского, — как и вопрос о первоначальном виде Успенского собора, остаётся открытым.

Видный исследователь середины XX века Н. Воронин в своей капитальной монографии «Зодчество северо-восточной Руси» (М., Наука, 1961) высказывает уверенность, что при строительстве храм был по всему периметру окружён галереей примерно двухметровой ширины. Вообще галереи вокруг главного здания храма были характерны для русской архитектуры домонгольской эпохи. Однако, например, К. Афанасьев в своей статье «Были галереи или нет? О прошлом храма Покрова на Нерли» (Архитектура СССР, 1983, № 6, стр. 51, 53) высказывает сомнения в том, что первоначальный вид храма мог настолько отличаться от современного.

Владимирский закатОт себя рискну предположить, что пристань храма, конечно, была своеобразными «речными воротами» Владимирского княжества и самой его столицы, а потому объяснимым может показаться желание придать храму более монументальный, «соборный» вид путём обрамления его галереями. Но всё же обстоятельства постройки церкви Покрова-на-Нерли делают более оправданным предположение о том, что этому храму и изначально была присуща символика «свечи» и «столпа» как памятника, а потому предположение о наличии в древности галерей у Покровской церкви кажется не вполне вероятным.

Вообще Владимир из тех городов, в которых книжные факты, имена и даты обрастают «плотью» и становятся осязаемыми. Что касается самих книг: я помню, по крайней мере в 2000 году, мне хотелось назвать Владимир «книжной столицей России». Причина этому прозаическая: все попытки купить чего-нибудь поесть в магазинах центральной части города закончились безрезультатно — во всех магазинах были только книги...

© Фото: Дмитрий Казанцев

Опубликовано: 12.08.2010
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.