Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Утки. Фото с сайта animalsfoto.com

По своему непередаваемому накалу весенняя охота на утку считается привлекательнее всех других! По обыкновению такая охота допустима во время до начала гнездования или в момент кладки яиц.

сегодня

22 июля
День национальной прессы Азербайджана
День национальной прессы

22 июля – День национальной прессы Азербайджана. Праздник отмечается в этот день выпуска первого печатного издания, газеты «Экинчи» Гасан-беком Зардаби.

В стойбище эвенов. Прощание с Камчаткой


Из цикла «Это сладкое слово Камчатка». Часть 12

День восемнадцатый, 19 августа

Река Козыревская БыстраяОпять ранний подъем. Сегодня мы отвлечемся от гор и вулканов, чтобы познакомиться с истинными хозяевами этих мест — эвенами, для которых Камчатка — не экзотический край, а родина. Наш замечательный маршрут включает этнографическую прогулку — в село Эссо, место компактного проживания эвенов. Для этого нужно проехать 86 км. сначала по уже известной дороге на юг, затем повернуть вправо и вдоль речки Быстрой добраться в стойбище аборигенов.

Эту реку — Козыревскую Быструю — следует отличать от Малкинской Быстрой, по которой мы сплавлялись на рафтах. На Камчатке не редкость одноименные объекты.

Дорога идет вдоль живописных берегов. Изредка мы выходим полюбоваться с каменных обрывов быстрым течением. Вот и село Анавгай.

Река Козыревская БыстраяСело Анавгай находится в центральной части полуострова Камчатка, на территории Быстринского района, на левом берегу реки Быстрой, в 2 километрах от впадения в нее реки Анавгай. От Петропавловска-Камчатского село удалено на 495 км. Этот район — место компактного проживания коренных малочисленных народов Камчатки. Эвены, коряки, ительмены и алеуты составляют здесь более 30% населения. Неподалеку располагается национальный парк «Быстринский».

Село Анавгай образовано 12 августа 1926 года (по другим данным, в 1950–1960-х годах) на месте оленеводческой стоянки. Основная достопримечательность — этнокультурный комплекс «Мэнэдек», рассчитанный на туристов.

Недалеко за селом в лесном массиве сохранено стойбище эвенов. Группа направляется туда, чтобы познакомиться с бытом этого народа. Нас встречает и сопровождает пожилой эвен.

Стойбище эвеновЭвены в ряду камчатских аборигенов стоят несколько особняком. По происхождению и культуре они схожи с эвенками (тунгусами). На Камчатку эвены пришли, видимо, в конце 40-х годов XIX века со стороны Гижиги через Пенжинский хребет. Они изменили своему традиционному занятию — охоте — и занялись оленеводством. Русские, придя на Камчатку, называли эвенов, кочевавших по Охотскому побережью, ламутами, т. е. «живущими возле моря», а пастухов — орочами, т. е. «оленными людьми».

Кроме оленеводства и охоты, береговые эвены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Из ремесел самым распространенным у эвенов было кузнечное дело. Жилищем камчатским эвенам служил цилиндрическо-конический чум, по устройству похожий на корякскую ярангу. В зимнее время для сохранения в жилище тепла к чуму пристраивали тунелеобразный вход. В отличие от других народов Камчатки эвены не практиковали широко ездового собаководства.

Очищение от злых духов в стойбище эвеновМы пересекаем широкий луг, огороженный редким частоколом, и приближаемся к лесу. Из него сначала глухо, потом все громче, звучит бой барабанов. На лесной поляне нас приветствуют эвены, одетые в национальные костюмы. Горит небольшой костер, в который бросают ветки, дающие ароматный дым. Нам предстоит пройти обряд очищения, чтобы не привести в стойбище злых духов.

Для этого нужно переступить через костер под заклинания стоящей рядом шаманки.

По тропинкам в лесу следуем за нашим провожатым, который рассказывает о жизни и обычаях своего маленького народа. Все лето взрослые мужчины находятся далеко в горах, где пасут оленьи стада и охотятся.

Очищение от злых духов в стойбище эвеновЭвен показывает арканы и другую утварьРыбной ловлей в местных речках занимаются женщины и дети. Последние с ранних лет помогают матерям в выделке шкур. Олень кормит и одевает людей. Он — тягловая сила. Старых оленей забивают и используют до последней косточки. В дело идут даже копыта.

Эвен показывает арканы и другую утварь, искусно выделанную из кожи и вырезанную из досок.

Нам предстоит познакомиться с искусством эвенов. Для этого группа рассаживается на скамьях прямо в лесу перед невысоким помостом, на котором будет выступать с плясками молодежный ансамбль «Мэнэдек» (по эвенски — стойбище).

Ансамбль часто гастролирует в других регионах края, а также Сибири, Севера… Знают его и за рубежом. Недавно он вернулся из поездки по Италии.

Выступает  молодежный ансамбль <nobr>Мэнэдек</nobr>


Танцы сопровождаются ритмичными ударами в бубны и звуками свистулек. Юноши и девушки кружатся и извиваются, не прикасаясь друг к другу, отличаясь этим от белых людей. Слышатся возгласы. Один из танцев сопровождается непривычным для нашего слуха горловым пением. Отсыревшие бубны подсушивают (для повышения звонкости) тут же рядом на маленьком костерке.

Выступает  молодежный ансамбль <nobr>Мэнэдек</nobr>Выступает  молодежный ансамбль <nobr>Мэнэдек</nobr>


В заключение выступающие приглашают желающих зрителей принять участие в танце. И вот уже наши девушки пытаются уловить чуждую мелодию и двигаться ей в такт. Все довольны друг другом.

Нас ведут в эвенский чум, покрытый выделанной оленьей шкурой — ровдугой. В центре — очаг, над котором висит закоптелый чайник, на низких столах — национальные угощения.

Эвенка, учительница местной школы, поясняет устройство чума и отвечает на наши вопросыЭвенка, учительница местной школы, поясняет устройство чума и отвечает на наши вопросы. Мы просим ее на прощание рассказать русскую сказку на своем языке. И вслушиваемся в чужую речь, повествующую о нашем теремке.

Сегодня на территории района площадью 24 000 кв.км. осталось всего 2 пункта, населенных эвенами — Эссо и Анавгай с общей численностью населения 2 649 чел., из которых 959 эвенов, 166 коряков.

Уже вечереет, а до села Эссо, где мы будем ночевать, 25 км.

Село Эссо — административный центр Быстринского района. По-эвенски Эссо означает «лиственница», что хорошо отражает характер здешней растительности.

Село находится в высокогорном районе, в кальдере древнейшего потухшего вулкана, в месте слияния двух рек. Хвойные леса и высокогорье делают воздух в Эссо живительным, не уступающим по лечебным свойствам воздуху знаменитого алтайского курорта Белакуриха. К этому следует добавить сухой, горный климат и горячие источники. Быстринский район называют «Камчатской Швейцарией».

Под самым селом был обнаружен подземный гидротермальный бассейн, и теперь горячая вода поступает на поверхность. Вода отапливает теплицы и все дома, а также наполняет купальный бассейн, расположенный в центре села.

Ичинский вулкан является основной достопримечательностью района. Расположен он в 80 км к югу от Эссо. Путь к нему и к окружающим его ягельным пастбищам в течение тысячелетий был хорошо проторен кочевниками- оленеводами, а в наше время по нему идут табуны совхозных оленей, экспедиции и туристы.

Туристы со всего мира круглый год посещают Эссо.

Гостиница "Южная" в селе ЭссоЭссо протянулся на 2 км. по живописной долине. На дальнем ее краю находится гостиница «Южная», где нас поселили. Она включает три деревянных корпуса, очень комфортабельных внутри. Вокруг высокий забор. Везде лужайки с цветами и деревянные настилы для перемещения.

В центре двора — бассейн с горячей термальной водой, которая прямо здесь выходит на поверхность. Очень удобно и выгодно. Быстро устраиваемся, и вот уже отмокаем в горячей ванне. Хорошо!

Ужин проходит в баре под музыку. Затем наша троица идет спать, а молодежь пьет пиво и танцует.

© Фото автора, кроме снимков из интернет, отмеченных дополнительно в послесловии

Опубликовано: 07.04.2013
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.