Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Селигер — прекрасное место для отдыха с детьми. Фото с сайта higina.ru

Важность семейного отдыха трудно переоценить. Причем особенно это касается ребенка. Необходимо учесть, что для детей важно не место отдыха, а радикальная смена условий проживания.

сегодня

12 декабря
В Москве состоялось торжественное открытие Манежа
В Москве состоялось открытие Манежа

12 декабря 1817 года в Москве состоялось торжественное открытие Манежа. Это грандиозное здание было построено за полгода по проекту знаменитого инженера и ученого-механика генерал-лейтенанта Августина Бетанкура, испанца на русской службе.

Цитадель молитвы. Сергиев Посад


Из цикла «Жемчужины русского венца»

 

«В лазуревом щите серебряная монастырская стена с лазуревыми швами и закрытыми черными воротами, за которой возникает серебряная башня с золотым чешуйчатым куполом, увенчанным таковым же русским крестом, и сопровождаемая двумя золотыми бердышами в столбе, на таковых же древках. В вольной части — герб Московский. Щит увенчан червленою башенною короною о двух золотых зубцах и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Андреевскою лентою.»
(из книги «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи» П.П. фон Винклера. СПб., — 1900. С.205)

Город Сергиев Посад Московской области сложился вокруг Троице-Сергиевой Лавры. История самого города умещается в несколько фраз: в 1782 году образован по указу Екатерины II слиянием нескольких слобод; в 1792 году обрёл регулярный план; в 1845 году проложено шоссе до Москвы; в 1862 году проведена железная дорога; в 1930 году переименован в Загорск в честь революционного деятеля В. Н. Лубоцкого (Загорского); 1991 году городу возвращено историческое название.

Но судьба этого города неотделима от судьбы Лавры, благодаря которому этот крупный, но всё же районного значения город является одной из главных достопримечательностей России.

Троице-Сергиев монастырь, уже в XVIII веке получивший статус лавры, был основан прп. Сергием Радонежским в середине XIV века, и благодаря высочайшему духовному авторитету своего первого игумена уже тогда стал одним из тех мест, через которые прошли поворотные события русской истории. Именно здесь великий князь Димитрий I Иоаннович получил благословение пред Куликовской битвой.

Именно этот монастырь шестнадцать месяцев безуспешно осаждали превосходящие войска Лисовского и Сапеги в Смутное время: тогда братия и небольшой гарнизон показали чудеса героизма, а архимандрит монастыря Дионисий и знаменитый келарь Авраамий Палицын стали одними из идейных вдохновителей освободившего Россию Ополчения, пожертвовав на его вооружение монастырскую сокровищницу. Именно в стенах этого монастыря укрывался в 1689 году будущий император Пётр Великий от восставших стрельцов.

Сейчас, гуляя вдоль белокаменных стен середины XVI века или любуясь на построенный косовскими монахами в XV веке Троицкий собор невозможно поверить, что всё это тоже могло бы лежать в руинах, подобно большинству храмов и монастырей России — лишь во многом благодаря мужеству директора Загорского историко-художественного музея С.А. Будаев и архитектор И.В. Трофимова Лавра избежала полного уничтожения в середине XX века. Говорят, что прп. Сергий перед смертью обещал ученикам всегда покровительствовать монастырю — и он крепко держит своё слово.

Схема Троице-Сергиевой ЛаврыУже в самом начале XXI века у стен монастыря был возведен памятник преподобному. Дух первого игумена и сейчас наполняет эти древние стены, делая Лавру не просто «самым известным монастырём страны», а чем-то невыразимо большим, чем-то, что воплощает в камне и золоте куполов саму русскую душу. Не потому ли так прекрасен монастырь в часы заката, когда пространство между венчающими его крестами словно бы наполняется тишиною?

Именно в такие часы без слов понятно, почему в этом городе стремились жить художники А.В. Лентулов и М.В. Нестеров, писатель-натуралист М.М. Пришвин, философ и писатель В.В. Розанов, знаменитая актриса МХАТ А.К. Тарасова, художник В.П. Трофимов и его сын-реставратор Троице-Сергиевой Лавры И.В. Трофимов, график и художник-оформитель В.А. Фаворский, учёный и религиозный философ П.А. Флоренский, философ Л.А. Тихомиров.

Улочки Сергиева Посада, вьющиеся по городским холмам, вроде бы не отличаются ничем особенным от улиц других небольших русских городов. Разве что нет-нет, да и мелькнёт между кронами деревьев и крышами домов вершина лаврской колокольни...

Троице-Сергиева Лавра в вечерние часыКолокольня Троице-Сергиевой Лавры является не только самым высоким сооружением, но и центральной точкой монастыря. Именно с высоких ступеней колокольни открывается тот замечательный вид на Соборную площадь, который невозможно запечатлеть ни одним фотоаппаратом (совсем не потому, что фотосъёмка в Лавре запрещена — за пределами храмов фотографировать можно сколько душе угодно).

Вот, по левую руку от колокольни, на восточной стороне площади возвышается здание Успенского собора. Сходство с московским тёзкой и прототипом очевидно. Однако голубые в звёздах «малые» купола делают собор уникальным в своём роде.

Рядом с собором как-то даже теряется изящная, похожая на декоративную шкатулку надкладезная часовня. И совсем уж можно не заметить, что к северу от входа в собор расположена усыпальница Годуновых — этой так и не состоявшейся русской царской династии.

Вид на Троице-Сергиеву Лавру в 1900 годуНа юг от собора — храм Святого Духа, компактный и впечатляющий своей столпной устремленностью в небо. Единственная глава храма также покрыта золотыми звездами на голубом фоне, но от соборных глав отличается наличием золотой поперечной полосы.

Дальше, почти на противоположной от колокольни, южной стороне площади, располагается лаврская трапезная. За трапезной же, едва не примыкая к ней, стоит раскрашенный в белых и салатовых тонах двухэтажный дом Патриаршей резиденции — ведь почётным главой Лавры считается Патриарх всея Руси.

На юго-запад от колокольни расположен тот самый, древний и необычайно гармоничный в своей сдержанности, Троицкий собор, в котором находятся мощи основателя Лары. К собору примыкает здание музея. Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры

Лаврская колокольня и надкладезная часовняХрам Св.Духа Троице-Сергиевой ЛаврыТроицкий собор Троице-Сергиевой Лавры

 

А почти посередине площади располагается напоминающий фонтан источник с сенью. Рядом с ним, в самом центре Соборной площади, находится обелиск памяти защитников Лавры в Смутное время.

Соборная площадь Троице-Сергиевой Лавры. Вид с юго-западаСоборная площадь Троице-Сергиевой Лавры. Вид с севера

 

О красоте и дерзкой высоте лаврской колокольни, о державной основательности Успенского собора, о каждой детали композиции Соборной площади монастыря можно рассказывать бесконечно. Но рассказать всё же невозможно. Лучше хотя бы один раз увидеть и почувствовать! Тем более что Сергиев Посад располагается не так уж далеко от Москвы...

Патриаршая резиденция в Троице-Сергиевой ЛавреПамятник преподобному Сергию у стен Лавры 

 

Усадьба Саввы Мамонтова

Недалеко от самого Сергиева Посада располагается усадьба русского купца и мецената конца XIX века Саввы Мамонтова — Абрамцево. От одноимённой железнодорожной станции до усадьбы придётся изрядно пройти по проторенной тропинке лесом, да и в самой усадьбе навыки пеших проулок не помешают. Однако оно того стоит.

АбрамцевоГлавный дом усадьбы Абрамцево

 

Усадьба была оформлена в соответствии с вкусами владельца в 70-х — 80-х годах XIX века с участием виднейших художников того времени, которые любили бывать в Абрамцеве у своего покровителя, а тот их радушно принимал. Так, в усадебном строительстве успели отметиться Васнецов, Поленов, Репин, Серов, Врубель и много кто ещё, что уже само по себе придаёт усадебному комплексу изрядную художественную ценность. Сочетание всех этих прославленных фамилий можно так кучно встретить разве что в Третьяковке.

Гулять по усадьбе, по крайней мере теплым летним днём, приятно ещё и потому, что содержится она в близком к образцовому порядке. Все здания соединены тропинками, и снабжены лаконичными и содержательными табличками, текстом которых лучше всего и рассказать о главных достопримечательностях Абрамцева:

Храм Спаса Нерукотворного (1882 год)

«Сооружение храма — результат сотворчества всех участников Абрамцевского художественного кружка. Одноглавый, бесстолпный, со звонницей у западной стены, храм стал итогом изучения различных школ древнерусской архитектуры. Окончательный проект выполнен В.М. Васенцовым. Над порталом изображение „Спаса Нерукотворного“ работы В.Д. Поленова. В иконостасе работы В.М. Васнецова, В.Д. Поленова, И.Е. Репина, Е.Д. Поленовой, Н.В. Неврева и др. В 1891 году по проекту В.М. Васнецова над могилой А.С. Мамонтова построена часовня. У стен церкви захоронены: В.С. Мамонтова, в замужестве Самарина (1875 — 1907 гг.), Е.Г. Мамонтова (1847 — 1908 гг.), Сережа Самарин (1906 — 1913 гг.). В 1918 году в часовне захоронен С.И. Мамонтов (1841 — 1918 гг.)».

Храм Спаса НерукотворногоТеремок 

 

Теремок (1877 год)

«Проект сооружения в „русском стиле“ принадлежит архитектору П.И. Ропету (Петрову), некоторые изменения внес С.И. Мамонтов. Здание использовалось как жилой флигель, хотя первоначально предназначалось для бани. Печи в интерьере выполнены в Абрамцевской керамической мастерской и в Петербургской мастерской Л.П. Бонафеде. В настоящее время здесь расположена экспозиция изделий резчиков абрамцевской столярной мастерской, открытой Е.Г. Мамонтовой и Е.Д. Поленовой для обучения крестьянских детей плотницкому и столярному делу».

Студия-мастерскаяАбрамцево

 

Студия-мастерская (1873 год)

«Построена по проекту В.А. Гартмана в „русском стиле“. Является редкого для конца XIX века архитектурного решения — специально устроенной скульптурной студии — художественной мастерской. Здесь работали С.И. Мамонтов, М.М. Антокольский, В.М. Васенцов, В.А. Серов, В.Д. Поленов, И.Е. Репин. В гостевых комнатах в летнее время останавливались В.А. Серов, И.С. Остроухов, в начале XX века — П.П. Кончаловский. Экспозиция представляет изделия Абрамцевской керамической мастерской, созданной в 1890 году по инициативе С.И. Мамонтова. Наиболее значительные достижение мастерской связаны с именем М.А. Врубеля, работы которого возродили традиционный для России художественный промысел на основе новых эстетических принципов».

© Фото: Дмитрий Казанцев

Опубликовано: 12.08.2010
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.