Страхование путешественников. Фото с сайта www.littleone.ru

Если Вы собираетесь воспользоваться услугами туроператора, наличие стандартного страхового полиса уже включено в стоимость путевки. Но, как правило, такие страховки очень «урезанные», покрывают лишь малую часть непредвиденных расходов.  .

22 августа
В Реймсе началось первое в мире авиашоу
Проведено первое в мире авиашоу

22 августа 1909 года в Реймсе началось первое в мире авиашоу. Для участия в состязаниях были заявлены 38 аэропланов, митинг привлёк авиаторов и авиаконструкторов со всей Европы и пробудил большой интерес к авиации у широкой общественности.

Попытка самостоятельного подъема на вершину Эльбруса

Интересный опыт не-неэкстремального отдыха

Общая информация

Схема маршрутаИтак, мы с Юрием Батуриным решили полюбоваться на высочайшую вершину Европы — Эльбрус, ну и, конечно, попытаться подняться на нее. Погода нам благоприятствовала, такой погоды еще 100 лет будет не дождаться, как бы ни ругали жару 2010 года.

Юрий заранее договорился по телефону о проживании в коттедже Сапира до и после восхождения, а также о трансфере от вокзала Пятигорска. Поскольку мы ехали вчетвером, 2500 р за дорогу в 150 км от Пятигорска до Терскола в затененной газели — вполне доступное удовольствие, которое экономит массу времени. Водитель встретил нас прямо у вагона поезда. Добрались за 3 часа.

Вершина Эльбруса видна утром с дороги Пятигорск-Баксан аж за 90 км, потом все затягивает дымкой. Желающим добраться подешевле надо ехать от Пятигорска до Нальчика на маршрутке за 120 р, и уже оттуда добираться до Терскола.

Коттедж Сапира — наше жилье Лужайка над Азау. Рядом бочки с водой

Маршрутка Нальчик-Терскол стоит 150 р, но ходит только рано утром, есть рейс в 7–00 утра из Нальчика (в Терсколе в 9–00), такси из Нальчика до Терскола, по слухам, тоже дешевле. Из Терскола в Нальчик маршрутка 533 идет в 9–00 и 9–30. При мне люди с рюкзаками садились неоднократно, так что выехать из Терскола обратно относительно легко. Мы ехали обратно втроем на легковой машине за 2000 р, дорога до вокзала Пятигорска заняла 2 ч 20 мин.

Точки маршрута для навигатора GPS

День первый, 2 августа понедельник

Мы выходим наверх к приюту 11В 9–00 мы выехали из Пятигорска в направлении Терскола. Очень понравилось сужение Баксанского ущелья (точка 8) и поляна Нарзанов (точка 10).

Прибыв к 12–00 в Терскол, мы заселились в коттедже Сапира (точка 11). Коттедж — маленькое 2-этажное здание возле единственной в Терсколе девятиэтажки. Рядом находится магазин с дешевыми продуктами. Мы перекусили и пошли изучать Терскол.

Дорога идет через Терскол с непрерывным набором высоты, поэтому можно смело говорить — «вниз и вверх». Чуть ниже нашего коттеджа находится крупная гостиница «Эльбрусская», в ней банкомат Сбербанка. За гостиницей отделение связи, где можно подключить карточку местного оператора МТС, Билайн, Мегафон и Интернет — кафе. Доступ в Интернет достаточно дорогой: 60 рублей в час аренда компьютера и дополнительно 3 р/1 Мб стоимость трафика. Компьютер можно брать и на более короткое время, например 10 мин стоит 10 р. На вершине, к сожалению, ловится только Мегафон, поэтому тем, кто идет наверх, выгоднее брать карточку этого оператора. У меня был МТС, так что я оказался без связи и прогноза погоды.

Подъем под канатной дорогойДалее вниз идет дорога в сторону поляны Чегет, где сосредоточены гораздо более респектабельные гостиницы и многочисленные кафе. В 200 м вверх от коттеджа (точка 12) начинается старая дорога к приюту 11 через ледовую базу МГУ. Изначально мы планировали идти именно этой дорогой, но при регистрации в Эльбрусском поисково-спасательном отряде (точка 13) нам категорически отсоветовали это, объяснив, что из-за жаркой погоды множество новых трещин, и уже 8 групп вынуждены вернуться. В реальности все, кого мы встречали на этой дороге, никаких сложностей не называли.

Но, тем не менее, я рад, что не пошел этой дорогой — тропа сильно осыпается, и с рюкзаком мне было бы страшновато. Мы решили идти через Азау. Времени оставалось еще много, поэтому пошли на разведку в сторону Азау. На поляне Азау заканчивается асфальт. Тут расположен небольшой базарчик с сувенирами, несколько гостиниц и нижняя станция канатной дороги. Подъем на одну очередь стоит 200 р, подъем полностью наверх и обратно — 600р.

Мы дошли до первой станции канатки. Показался ЭльбрусЭто все с чужих слов, сам не пользовался неспортивным способом передвижения. При посадке в вагончик, по рассказам восходителей, активно собирают дань за восхождение в сумме 1000 р. С пеших таких поборов пока не берут. Первый вагончик уходит наверх в 8–20 утра. Здесь же начинается очень неприятная, пыльная, крутая дорога по каменистой сыпухе наверх в сторону бочек. По этой дороге ездят иногда грузовики с грузом наверх.

Мы поднялись до высоты 2600 м, там в (точке 14) находятся емкости с питьевой водой, одна из подводящих труб расфланцована, и можно очень удобно передохнуть на зеленой лужайке и напиться чистой вкусной воды. Дальше вверх воды не будет почти до самых бочек, небольшой ручеек только на высоте 3500 м. Довольные предварительной разведкой, мы вернулись в коттедж.

Всего за первый день с помощью транспорта мы поднялись на высоту 2100 м.

День второй, 3 августа вторник

Вид на ГКХ от первой станции канаткиТак как нам предстояла трудная дорога (планировали дойти до высоты 3500 м), встали в 6–00, быстро позавтракали пюре с тушенкой и уже в 7–30 двинулись в путь. Стартовая высота нашего коттеджа 2130 м.

С палками в гору идется очень хорошо, я это оценил сразу, так как был опыт движения по горам с рюкзаком. До Азау 2 км шли целый час, что вполне нормально при наборе высоты, через полтора часа дошли до цистерн с водой, напились, отдохнули и пошли уже незнакомой дорогой дальше вверх.

В 10–20 мы подошли к первой станции канатной дороги (точка 15). Это высота 2900 м. Открылся, наконец, очень красивый вид на Эльбрус и Главный Кавказский хребет. В (точке 16) малозаметный резкий поворот серпантина дороги направо. Юрию указал путь водитель. Почти сразу на высоте 3140 м мы остановились на обед на повороте серпантина (точка 17). Тут единственный за весь подъем красивый альпийский лужок в отличие от унылой каменистой сыпухи. Трава красивая, но питьевой воды здесь нет. Температура в тени +19С, со всех сторон дует прохладный ветер, чувствуется близость ледников.

На высоте 3470 м возле второй станции канатной дороги (точка 18) очень удобный ручеек для набора воды. Там же впервые попробовали плотность прошлогоднего снега, так как дорога идет прямо через небольшой сугроб. Снег очень плотный, вес человека с рюкзаком выдержал легко.

Первая станция канаткиЭльбрус все ближе. Видна вторая станция канатки

Чуть дальше, на высоте 3530 м (точка 21) вполне подходящее место для ночлега — ровная площадка и ручеек, вытекающий прямо из снежного сугроба. Но, поскольку до бочек оставалось уже совсем немного, мы решили дойти в этот день до них. В 16–00 мы были уже на бочках на высоте 3730 м. Общий путь от Терскола составил 10 км с набором высоты 1600 м за 8ч. 30 мин, что очень неплохо с рюкзаком. Все же палки дают колоссальный выигрыш в темпе продвижения — экономятся силы и время.

Практически возле самой дороги нашли место для стоянки (точка 25). Так как мы пришли довольно рано, место для палатки выбрали очень удобное, ближе к вечеру рядом прилепились еще несколько палаток. В нескольких местах установлены деревянные туалеты, один из них (точка 24) возле нашей стоянки. Тактика у всех разная — многие постоянно живут на бочках и делают акклиматизационные выходы наверх, некоторые вообще наверх ездят на ретраках, которых у бочек в изобилие.

Вторая станция канатки. Внизу Баксанское ущелье.Воду возле бочек набирать очень удобно — в (точке 23) уложена специальная трубка и можно легко наполнить любую емкость. Выше, возле Приюта 11 воду уже надо черпать кружкой из обычной лужицы талого снега.

Меня на бочках поджидал очень неприятный сюрприз: резко и внезапно заболела голова. Я хоть и читал предупреждения в инете о том, что с повышенным давлением нельзя идти на Эльбрус, в душе надеялся, что мое давление не самое высокое (часто бывает 140/90, но и нормальное 120/80 бывает тоже). В общем, сильная головная боль обручем, глазами вращать очень больно, сердце колотится, спать не могу, хотя попытался лечь сразу после ужина в 19–00.

Пыльная дорога к Эльбрусу.Думаю, частичной причиной была моя самоуверенность, что моя голова не боится солнца — я даже не одевал шапку. В результате солнце светило мне в затылок несколько часов подряд, да еще и интенсивность с высотой постоянно возрастает. Так что шляпу с полями советую обязательно!

Холодает на этой высоте стремительно: в 19 ч температура была +19оС, в 20 ч уже +10оС, окончательный заход солнца в 20–30, но за горами оно скрылось раньше, и сразу похолодало. Пульс 96, голова раскалывается от боли. Попробовал узнать прогноз погоды на мобильнике. Связь очень плохая, вроде начал поступать ответ — и все прекратилось. Но успело придти сообщение что прогноз пока хороший.

Итого за день (8 ч 30 мин) пройдено около 10 км с общим набором высоты с 2120 до 3720 м.

День третий, 4 августа среда

Небольшая лужайка на высоте 3100 м. Дорога серпантином уходит дальше к ЭльбрусуПроснулись мы в 6–30, температура в палатке +2оС, но вода в точке забора не замерзла. Ночью очень ярко светит луна и звезды. Пульс у меня лежа 96, голова раскалывается от боли. У Юрия все в полном порядке: пульс 66, про головную боль нет и речи. Набрали ледяной воды, вскипятили чай, заварили пюре с тушенкой.

Утром дополнительно поднимается ветер с Эльбруса, так что горелке приходится нелегко: баллон покрылся инеем, я его даже руками отогревал. Ветрозащиты никакой не было, Юрий сделал небольшую стенку из камней, ну и я собой немножко прикрывал горелку. В общем, двух баллонов по 230 г нам хватило как раз на 4 ночи, т. е. одного баллона хватает на 10 л кипяченой воды.

Дорога к ЭльбрусуКонечно, нам повезло с погодой, и было очень тепло — ночью 0оС. В 9–00 утра солнце уже вовсю припекает, начинают бежать ручейки на уровне бочек, возможно выгодней вставать именно в это время, так как дойти от бочек до Приюта 11 — уже не проблема.

Мы собрали палатку и в 9–00 двинулись по дороге к Приюту 11. Уже на высоте 3830 дорога закончилась, и начался сплошной снег. Снег утром очень плотный, идти по нему — одно удовольствие. Постепенно по траверсу вышли на короткую снежную дорогу от бочек к приюту 11, по которой постоянно ездят ретраки и ходят группы туристов. Можно, конечно, сразу было идти этой короткой дорогой, но от нашей стоянки не очень удобно пробираться к ее началу. А вот обратно вниз по ней очень удобно, можно даже скользить на ботинках.

Шел или тащился я с огромным трудом, постоянно висел на палках, отдыхал. Меня постоянно обгоняли более бодрые группы туристов, сам я, вроде, никого не догонял. К 12–00 я набрал эти 400 м высоты, и мы стали искать место для палатки.

Кресельный участок канатной дороги к ЭльбрусуТак рождается ручей. Высота 3500 м вполне можно остановиться с палаткой

С высоты 4000 м вверх в направлении восточной вершины параллельно уходят 2 скальных гряды. На левой гряде расположены остатки приюта 11, различные платные деревянные помосты для установки палаток и просто вагончики для проживания. Там обитают денежные туристы. Остальные ставят палатки прямо на снегу и дальше по гряде на любой ровной площадке.

На правой гряде расположен приют МЧС (точка 26) У них несколько вагончиков и дополнительно огорожена красной сеткой довольно обширная территория, самая удобная для установки палаток. Но, увы, там ставить палатки запрещено. Зато Юрий нашел чуть выше отличную тропу наверх и там площадку как раз для нашей палатки (точка 27).

Опять же очень удачно, что мы пришли рано. Ближе к вечеру на всех соседних клочках ровной земли уже также стояли палатки. Одна группа прямо из Терскола к 18–00 пришла на высоту 4100 м и расположилась рядом с нами. Конечно, сильные ребята, они этой же ночью в 4–00 утра вышли на вершину. Самый спортивный дошел до вершины за 4 часа (по его словам), остальные двое — за 6 часов. Но встречались и такие как я, с жалобами на головную боль и тошноту.

Вторая очередь канаткиМне наперебой советовали, какие таблетки надо есть (многие кушали цитрамон от головной боли). Но я противник всяких таблеток, кроме обычных поливитаминов. Раз уж высота меня не пускает, значит, не судьба. Ползти вверх, изнемогая от боли и создавая непонятно для чего угрозу своему здоровью — это не очень разумно.

Юрий нашел удобную лужицу для набора воды (точка 28). Поставили палатку, пообедали чаем из термоса, и в 14–00 Юрий успел до вечера сходить на скалы Пастухова до высоты 4800 м. Я остался лежать в палатке. Пульс 108, тошнота, головная боль.

Но вокруг красота! Днем солнышко припекает, бегут ручьи, в 19–30 температура уже +6оС, вокруг ледники. МТС уже не берет вообще, зато с Мегафоном нет проблем. Так что я остался без прогноза погоды, но погода нас продолжала баловать.

Всего прошли около 2 км с набором высоты от 3720 до 4120 м.

День четвертый, 5 августа четверг

Ночью температура в палатке 0оС, зато в 9–00 утра солнце уже нагрело палатку до +25оС. Глаза болеть стали чуть меньше, но пульс очень высокий, 108. Сходил за водой в 8–00 утра, затем в 10–00. Не тут-то было, лужи за ночь замерзли и таять не собираются. Так что воду надо запасать с вечера и держать объем для приготовления завтрака в палатке в бутылках. Нормально смог набрать воды только в 14–00, когда уже ощутимо побежали ручейки. В это время в палатке, накрытой тентом, +50оС, я наслаждался, раз уж не могу нормально гулять по горам. В 17–30 на небе появились тучки, в палатке резко похолодало до +35оС.

Ночлег возле бочек, высота 3720 м. Площадка совсем рядом с дорогой к Эльбрусу.Дорога к Эльбрусу. Последний отрезок до Приюта 11

Юрий снова вышел на акклиматизацию в 10–00, сходил почти до седловины, но не стал нарушать традицию, раз подъем на вершину советуют выполнять в первой половине дня. Погода стояла настолько уникальная, даже вечером над Эльбрусом ярко светило солнце. Юрий вернулся в 16–00, дойдя до конца «косой полки» и набрав высоту 5200 м. Полный сил, он, как мы и планировали, ночью собрался на вершину. Поужинали гречкой с тушенкой и легли спать. Вечером, когда мы уже поужинали, около 19–00 прошел небольшой дождь со снегом. Нам он ничем не помешал, но как бы напомнил, какая погода может быть на склоне Эльбруса.