Осень в Мещерском крае — Россия — Зеленый чемодан

Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Детский лагерь. Фото с сайта yk-news.kz

Зная особенности характера  своего ребенка можно сделать выбор в пользу одного из лагерей по направлению деятельности

сегодня

21 августа
День открытия провинции Юкон в Канаде
День открытия провинции Юкон

21 августа – День открытия провинции Юкон в Канаде. В 1898 году, в период золотой лихорадки, Юкон вошел в состав Канады как самостоятельная административная единица.

Осень в Мещерском крае


Поход Северная Грива-Петушки 22-23 сентября 2012 года

К востоку от Москвы лежит обширная заболоченная территория под названием Мещера. До сих пор малоосвоенная, лесистая и труднодоступная. Моей давней идеей было пересечение обширного участка леса между Шатурой (Московская область) и Петушками (Владимирская область). Но все как-то не складывалось.

Осень в Мещере

Самым идеальным временем для похода в этот район является осень — довольно сухо, в отличие о ранней весны и нет многочисленных комаров и мошки, охраняющих эти леса летом.

Мещерский крайСтартовал из Москвы на электричке с Казанского вокзала и в половине десятого оказался в Шатуре. Отсюда планировалось доехать до небольшого поселка Северная Грива, откуда начинался пеший этап.

Автобусы (маршрут № 31) на Северную Гриву с шатурского автовокзала ходят довольно редко, но расписание, которое выложено в сети, актуально. Я дождался автобуса на 10:25. Проезд стоит 50 р. Уже и областной транспорт снабдили турникетами (причем не только на вход, но и на выход).

Где-то в 11:10 автобус прибыл в Северную Гриву. Здесь мы скооперировались с Владимиром, который тоже планировал пройти до Петушков одним днем. В качестве навигации мы использовали генштабовские 500-метровки и километровки, навигатор и компас. Но это нас не спасло от блужданий в лесах Мещеры.

Дом в Северной Гриве. От него идет дорога к лесу, по которой и нужно идти.В самой Северной Гриве внимание привлекает необычный дом, на фасаде котрого красуются портреты всеми любимых наших отцов народа.

Одна из особенностей этого лесного массива — большое количество дорог, дорожек, просек, тропинок. Одни ведут на торфоразработки и вырубки, другие — на лесные кордоны, к заброшенным селищам и церкви, на Петушки, Мишеронский, Костерево. Разобраться в хитросплетении этих дорог и выбрать нужное направление довольно сложно. Причем аборигены сами слабо ориентируются в дорожной сетке этих лесов.

Сначала мы бодро шли по широкой укатанной грунтовке по указателям на Пустопольский погост и лесную церковь (очень популярный объект геогешеров, туристов и любителей походить с металлоискателем). Дорога шла через сухой сосновый бор. Такие боры, чередующиеся с болотцами и вырубками, тянутся до самой долины Клязьмы.

Захоронение военнопленных, работавших на торфоразработках.На входе в лес находится крест на месте захоронения военопленных.

В какой-то момент мы свернули не на ту дорогу. Сначала встретили компанию пьяных грибников на развилке трех дорог. На наш ответ, что мы просто хотим пройти по лесу до Петушков, встречаем глухое непонимание. Народ тут лес посещает либо для сбора грибов, либо для употредбления алкогольных напитков. Обычно все совмещают эти увлекательные занятия.

Итак, от веселой компании мы направились по центральной дороге. Сначала она, вроде бы, шла в нужном направлении. Но затем стала забирать к востоку. Здесь мы выскочили на подкормочную площадку для кабанов. В лесу возвышалась зеленая кабинка на вышке для охотника, рядом — куча сгнившей картошки, кукурузы и других вкусняшек для кабанов.

Подкормочная площадка для кабановВ Мещере осенью


От вышки дорога резко пошла на юг, и мы поняли, что нам не туда. Либо возвращаться, либо ломиться через чащу в направлении предполагаемой дороги. Побродив по лесу, вышли на просеку и пошли по ней. Вскоре просека вышла к дороге, по которой мы недавно шли. Навигатор и пятисотметровки особой помощи не оказали — приязаться не к чему. Пошли обратно до развилки.

От развилки Володя пошел восточным путем (думал выйти на Мишеронский, так как в Петушки он уже не успевал). Я выбрал самый западный путь. Не прошел и 500 м, как встретился абориген на УАЗе, котрый поинтересовался, куда путь держу. Оказалось, путь я держу в болото, а нужная мне дорога на Петушки как раз та, по которой пошел Володя. Делать нечего, я вернулся и пошел по указанному пути.

Примерный маршрутВскоре попал на очередную развилку. Дороги одинаково накатанные. Выбрал левый путь, который вел примерно в нужном направлении. Через час хода почувствовал, что слишком забираю к востоку. Вскоре ощущение усилилось. Стал думать, что делать. Нашел пересекающую мой путь просеку и свернул на север. Шел уже совершенно наугад.

Вскоре на дороге увидел Ниву, а из чащи раздавался характерный писк металлоискателя. Связываться с «поисковиками» не хотелось, но делать нечего. Спросил о дороге. Далее следует примерно такой диалог.
— Эта дорога куда ведет?
— А х… знает, куда ведет, мы с другой стороны приехали! Вась, эта дорога куда ведет?
— А х…знает, куда ведет! Там сейчас Пустопольский погост будет.

Вскоре за деревьями показался просвет. Это урочище Курилово и Пустопольский погост, о чем свидетельствует крест, стоящий в середине старого селища. Итак, хоть что-то, теперь я могу к карте привязаться. Мне нужно двигаться к западу от урочища, чторбы выйти на дорогу к Петушкам. Отсюда по заболоченной дороге направился к западу. Метров через 500 выскочил на дорогу, идущую на север. Она-то мне и нужна.

Урочище КуриловоДорога


В целом, оцениваю свои блуждания в лишних 8–10 км. Дальше дорога хорошо читалась по карте. Все повороты, болотистые участки, просеки довольно актуальны.

Часа через два дошел до моста через Большую Ушму, у котрого и планировал встать на бивак ввиду наличия чистой воды (неприятная особенность маршрута — воды довольно мало, и она малопривлекательна на вид).

Мост через Большую УшмуРека большая Ушма


Забрался в чащу чуть ниже по течению и встал на бивак. Палатку с собой не брал, решил обойтись легким (порядка 250 грамм) сплавовским тентом. Очень удобная штука в некомариный сезон.

БивакАрмейский котелок оказался довольно удобной штукой.


Утром побежал дальше. Никаких особых приключений уже не было. Лишь иногда дорогу пересекали кабаньи и лосиные следы, в из зарослей вдоль дороги с шумом взлетали глухари и рябчики. Зверя и боровой птицы очень много. Видел на дороге глухариные наброды, принадлежащие очень крупной птице.

Далее несколько видов мещерских лесов.

Мещерский лесМещерский лес

Мещерский лесМещерский лес


Около половины десятого я был на мосту через речку Сеньга. Отсюда путь до Петушков шел по хорошо знакомой мне дороге вдоль Клязьмы. Маршрут был закончен на мосту через Клязьму в 11 часов дня 24 сентября.

Река СеньгаРека Клязьма


Выводы и рекомендации

1. Маршрут очень интересный и красивый. Места совершенно дикие.

2. Вполне проходим за один день упорными спортсменами.

3. Расписание автобусов на Северную Гриву вполне актуальное, можно распланировать время заезда отъезда.

4. Необходим компас и подробная карта. Если есть навигатор, внесите туда предварительный трек движения (они есть в сети).

5. Заблудиться довольно легко. Главное не паниковать. По возможности вернуться к точке, где была ошибка выбора маршрута. Да, и дорога всяко куда-нибудь выведет.

6. Большая Ушма — самое удобное место для ночевки. В остальных местах хоть и красиво, но воды может не быть (затхлые мелиоративные канавы и лужи не в счет).

© Фото: А.Савостин

Опубликовано: 02.11.2012
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.