Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Виза в Катар

Виза в Катар для россиян выдается принимающей стороной. Поэтому для ее своевременного оформления необходимо подать заявку. Как показывает опыт целесообразнее это сделать заблаговременно

сегодня

09 декабря
Подписана Конвенция ООН против коррупции
Подписана Конвенция ООН против коррупции

9 декабря 2003 года в Мериде на Политической конференции высокого уровня была подписана Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции. Подпись под новым международным документом поставили представители 100 государств мира.

Купить мебель для конференц залов по низкой цене от производителя.

Зимняя сказка над Волховом. Новгород Великий


Из цикла «Жемчужины русского венца»

Новгородская земляНа слуху словосочетание «Золотое кольцо», собирательно обозначающее туристические центры России, расположенные вокруг Москвы. Однако сколько русских городов, находящихся не так уж далеко от столицы, заслуживают не меньшего внимания путешественника! Города «Золотого кольца» прекрасны, но разве исчерпывается ими сокровищница русских городов?

Здесь я кратко опишу свои впечатления лишь о нескольких городах центра европейской части России. Каждый из них был основан более пяти веков назад. История многих из них насчитывает по тысяче более лет. И всё это время их жизнь была неотделима от жизни всей страны. Они отражали и отражают славу своей Родины, они принимали и принимают выпадающие на её долю невзгоды. Это города большие и малые, и судьбы каждого из них, неповторимого и по-своему интересного, жемчужными нитями проходят через историю России, образуя во времени и в пространстве то, что мне хочется назвать «Русским венцом».

Новогород Великий

Посвящается поездке в Великий Новгород в январе 2011 года

«В серебряном поле златыя кресла с лежащею красною подушкою, на коей поставлены крестообразно с правой стороны скипетр, а с левой крест, наверху кресла подсвечник с тремя горящими свечами, а по сторонам стоящие два медведя»
(из книги «Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи» П.П. фон Винклера. СПб., — 1900. С.103)

Четыре рыбки на синем фоне под медведями и троном символизируют Волхов и обилие рыбного промысла на оном. А вот сам трон с крестом и скипетром символизируют, вероятно, древнюю независимость Новгородской республики, а также то, что верховным должностным лицом этой республики был ни кто иной, как местный архиепископ. Это обстоятельство даёт основание современным исследователям именовать Новгородское государство «теократической республикой» — хотя, конечно, Новгород мало походил на «теократическую монархию» средневековой Папской области.

«Священная древняя столица» — так граф Лев Николаевич Толстой отзывался о Москве. Но когда смотришь с набережной Ярославова городища на Волхов и отражающиеся в нём стены новгородского кремля, самими новгородцами именуемого Детинцем, то понимаешь, что наименование это не меньше, а, пожалуй, куда больше подходит Великому Новгороду.

Новгород — действительно древнейшая российская столица и поворотная точка российской истории. Именно сюда призвали русичи легендарного Рюрика. Именно отсюда Олег отправился на юг, в Киев, чтобы объединить все русские земли под одной властью. Именно присоединением Новгорода завершилось объединение русских земель вокруг Москвы шестьсот лет спустя при Иване III Великом. Наконец, коль скоро мы избрали своей формой правления республику, не стоит забывать о том, что именно Новгород является древнейшим республиканским центром Руси.

Соперничество Новгорода с Москвой было не просто соперничеством двух княжеств, но и соперничеством двух идеологий. И хотя в конце концов сами новгородцы сочли московское самодержавие более привлекательным и не стали защищать свою вольницу с оружием в руках, это не отменяет того факта, что ещё тысячу лет назад, на заре Венецианской и Флорентийской республик, в этом городе вопросы политического управления уже решались на основе принципов «общего дела».

Тысячу лет назад… Говоря о Новгороде, невольно приходится измерять временные отрезки веками и тысячелетиями. Трудно поверить, но этот город старше, не на один год старше самой России. В те стародавние времена Рюрик ещё даже не родился. Карл Великий ещё не построил свою империю. Константинополь только недавно пережил осаду почти миллионной арабской армии, защитив Европу от исламского вторжения. Китай не успели захватить ни маньчжуры, ни монголы, и непомерные налоги китайцам успешно устанавливала пока ещё собственная, исконно-китайская династия Тан. А Новгород уже стоял на берегу Волхова…

Кстати, мост через Волхов, волны которого широко разлились у стен Детинца, и сейчас выглядит внушительно. Невольно задумываешься, каким же грандиозным должен был казаться деревянный предшественник этого моста в те времена, когда на нём выясняли свои отношения представители новгородских вечевых партий.

Новгородское вече: как это было

Чтобы попытаться сегодня представить себе новгородское вече, придётся обратиться к изысканиям историков. Говоря о максимальном количестве участников вечевого собрания в Великом Новгороде, И. Н. Данилевский в своей книге «Древняя Русь» приводит цифру 500 человек. И. Я. Фроянов в своём исследовании «Княжое право в Древней Руси» пишет, что состав участников новгородского вече мог быть самым широким: от князя и высших церковных иерархов до всех взрослых имущественно самостоятельных мужчин. В. И. Сергеевич в своей монографии «Древности русского права» пишет: «принимающие участие на вече, обыкновенно, обозначаются в источниках самыми общими терминами, обнимающими все свободное население: это людие без всяких ограничений».

Данилевский, со ссылкой на Фроянова, реконструирует следующий порядок проведения веча в Новгороде. Участники веча собирались на площади перед Софийским собором и, при относительно небольшом количестве участников, рассаживались на специально приготовленные скамьи. Если количество участников было заведомо больше, чем их могла вместить площадь, то собрание проходило стоя с использованием для расположения прибывших и прилегающих к площади улиц. Сергеевич приводит примеры, когда вечевые собрания вообще проходили не на городской площади, но и на любой пригодной для этого открытой местности, и не только стоя или с рассадкой на скамьи, но и «на конех».

На собрании присутствовали представители руководства города и церковные иерархи, а также князь, руководивший порядком проведения вече. «За отсутствием председателя, первая роль и, до некоторой степени, руководством прениями принадлежало „лучшим людям“, присутствующим на вече, боярам и старцам», пишет Сергеевич.

После выступлений по обсуждаемому вопросу итоговое мнение собравшихся, как правило, выражалось возгласами одобрения или неодобрения. Причём систему подсчета голосов Сергеевич описывает следующим образом: «Счета голосов у нас вовсе не делалось […] У нас требовалось или единогласное решение, или такое большинство, которое ясно без всякого счета голосов».

Известны случаи, когда выявленные в ходе обсуждения разногласия между приверженцами различных точек зрения по озвученным в ходе вече вопросам разрешались уже после окончания вечевого собрания с использованием силы.


Дыхание истории чувствуется в центре города везде. Незабываемое впечатление: на обычной провинциальной улице, состоящей из невысоких домиков XIX — XX века, вдруг видишь церковь домонгольской поры. К чести новгородцев сказать, о древности церкви догадываешься не по её состоянию (бережно, чего уж там, очень бережно относятся здесь по крайней мере к тем памятникам истории, которые мне удалось повидать), а по соответствующей табличке с пояснительным текстом.

Справедливо, по-моему, назвать Новгород городом с самой большой в России концентрацией памятников X — XII веков. И если Равенна — это воплощение духа средневековой Римской империи, продолжившей своё существовавшие после 476 года и вошедшей в историю под именем Византии, то в той же мере Новгород является воплощением духа средневековой России. Это дух гостеприимного хозяина и сурового борца, покорителя бескрайних просторов севера. А ещё это дух деликатного миссионера, удивительнейшим образом сочетающего в себе неготовность отказаться от некоторых языческих пережитков с готовностью нести христианскую веру всем сопредельным народам, не посягая при этом на их культурную самобытность: так обращались новгородские миссионеры в XIV веке с пермяками и финнами, так же действовала русская миссия пятьсот лет спустя в Америке и Японии.

Приезжая в Великий Новгород

Великий Новгород. Гостиница «Садко» в снегуСуровость Великого Новгорода особенно легко прочувствовать, приезжая в него зимой. И хотя снег на редкостно органично сочетается с чертами нашей древнейшей столицы, всё же зимнему гостю города стоит быть готовым к тому, что солнечный день продолжительностью едва ли превышает пять часов, а всё остальное время занимают сумерки или совсем уж ночь.

Однако если летний Новгород больше похож на музей древностей в обрамлении зелени деревьев и трав, то зимний город — это своего рода «реалити-шоу с погружением в атмосферу»…

Как позволяет утверждать многолетний опыт, остановиться в Новгороде лучше всего в гостинице «Садко». Нет, для тех, кому нет нужды заботиться о семейном бюджете, лучшим вариантом, разумеется, будет «Волхов» — он, наверное, обставлен лучше прочих отелей, и ближе всех прочих одновременно к Детинцу, вокзалу и местному губернаторству. Прелесть же «Садко» довольно точно выражена его девизом «Лучший отель в своём классе». Он недорог, скромно, но добротно меблирован, на первом этаже оного можно за весьма умеренные деньги покушать и даже выбрать сувениры, не опасаясь традиционной отельной накрутки. Система бронирования в «Садко» проста до наивности, но, к моему немалому удивлению, работает: для того, чтобы заказать номер на новогодние праздники, достаточно позвонить и описать все свои пожелания к номеру — и все они, по крайней мере в моём случае, оказываются учтены! Для вящей перестраховки можно обменяться электронными письмами с респешеном отеля, однако никакой мороки с предоплатой здесь нет.

Для меня же едва ли не самым очаровательным в «Садко» является его расположение. До центра города, конечно, далековато… минут десять неспешной прогулки до Ярославова дворища и почти пятнадцать минут до Детинца. Однако именно окончание улицы Феодоровский ручей, где и расположен отель, является единственным местом в городе, в котором границы современного Новгорода совпадают с границами Новгорода средневекового. Многократно увеличившись во все стороны, особенно в течение последних двухсот пятидесяти лет, городская застройка за тысячелетие так и не перешагнула тот самый ручей, давший название улице. Средневековый крепостной вал, обрамлявший город и возвышавшийся в том числе над Федоровским ручьем, до сих пор угадывается в городской планировке.

Улочки Великого Новгорода

Великий Новгород. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, 1376 год (Ильина ул., 26)От Феодоровского ручья до Ярославова дворища можно дойти по Большой Московской улице. Во время движения вдоль улицы Федоровский ручей, которая обилием зелени напоминает бульвар, по правую руку остается церковь Федора Стратилата, построенная в XIV веке, а почти сразу после поворота на Большую Московскую слева можно увидеть храм Димитрия Солунского того же столетия.

Оба мученика, которым посвящены эти храмы, в домонгольскую эпоху считались покровителями воинов и почитались на Руси едва ли не больше, чем Георгий Победоносец. Вообще же средневековые церкви на улицах центра Новгорода попадаются через каждые несколько сотен метров, и остаётся лишь удивляться, как уцелели они в тех многочисленных перипетиях, которыми богата история города.

Великий Новгород. Церковь Вмч. Димитрия Солунского на Славкове улице, 1382 год (Большая Московская ул., 42)Великий Новгород. Церовь Мч. Феодора Стратилата на Ручью, 1361 год (ул. Федороский ручей, 19)


Особое место среди них занимает храм Преображения, построенный неподалёку, на Ильине улице. И сам по себе прекрасный, историков и искусствоведов привлекает он тем фактом, что на его стенах сохранились единственные в России (а может быть и во всём мире) фрески знаменитого византийского живописца XIV века, известного на Руси под именем Феофана Грека.

Поразительно, как ромеянин не просто добрался до находящегося далеко на севре Новгорода, но и сумел в живописи своей передать, кажется, самый дух древней северной столицы. Такие пламенеющие лики, наверное, можно увидеть только в этом городе, а суровые взгляды ангелов способны были выдерживать, наверное, лишь новгородцы! Поистине, церковь Спаса Преображения на Ильине улице неповторима и особенна даже в прекрасной мозаике древних храмов Великого Новгорода.

© Фото автора

Опубликовано: 18.12.2011
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Комментарии (2)


Глеб
5 лет назад

Re: Зимняя сказка над Волховом. Новгород Великий

Да, в старинных русских городах особенно красиво зимой.


3 года назад

Re: Зимняя сказка над Волховом. Новгород Великий

Хотя Великий Новгород изрядно украшен зеленью, а потому, думаю, и летом в нём по-своему уютно!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.