Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Как получить Шенгенскую визу

Установлены единые критерии и требования для получения Шенгенской вязы для временного (сроком до 90 дней) въезда в страны этой зоны.

сегодня

18 июня
Уильям Ричардсон запатентовал детскую коляску
Уильям Ричардсон запатентовал детскую коляску

18 июня 1889 года американец Уильям Ричардсон запатентовал детскую коляску. Он придумал реверсивную модель коляски, в которой ребенок мог сидеть как лицом к возившему коляску, так и спиной к нему.

Начало круиза на научно-исследовательском судне «Профессор Хромов»


Из цикла «С севера на юг вдоль восточного берега России». Часть 4

День четвертый 7 сентября. Анадырь, начало круиза

(64°42,9' Северной широты, 177°36,6' Восточной долготы)

Тихо плыл перед нами белый берег Чукотки
И какой-то кораблик на зеленой волне
(Ю.Визбор)

Утром я, как обычно, проснулся раньше всех и начал думать, во что же мы вляпались. Конечно, мы большие любители морских круизов, но во многом наша любовь основана на том, что из всех познавательных видов туризма это — самый ленивый, или, правильно выражаясь, морские круизы — это туризм для самых ленивых. Но там ведь и цель другая, там мы именно отдыхаем, на экскурсии, несомненно, ездим, но они же, как правило, со всеми удобствами: хороший автобус, нормальный гид, не очень большая продолжительность, а здесь, уже сегодня, что нас ждет-то?

Мы толком не разобрались не только в нюансах настоящего путешествия, мы даже не знаем, в чем суть экспедиционных круизов. С той самой поры, как мы проплатили деньги за эту поездку, мы запрятали саму мысль о предстоящем путешествии куда-то далеко-далеко, и максимально старались к ней не возвращаться. А, сейчас-то уже, наверное, поздно думать. Ладно, мы взрослые, но с нами маленький ребенок, как она воспримет невзгоды и тяготы, если они возникнут? Вот такие примерно мысли копошились в моей голове, и чтобы отвлечься от них, я сел к ноутбуку, и начал описывать, что же с нами происходило накануне.

Сразу после завтрака Ира начала собирать вещи, ведь машина должна придти за нами к 12 часам, к расчетному часу в гостинице. Приблизительно в это же время должна начаться и посадка на наше судно. Чтобы не мешаться в номере, мне пришлось выйти за его пределы, а куда пойти? На улицу не особо хочется, пошел в народ.

За стойкой администратора сидела очень приятная женщина с характерным украинским выговором. Также как и большинство русских, а, правильнее сказать, русскоговорящих, проживающих на Чукотке, она родилась не здесь, а приехала в Анадырь вместе с мужем с юга Украины, сроком на 15 лет, дававших во времена Советской власти возможность хорошего заработка, льготного выхода на пенсию и еще некоторых весьма приятных дополнительных преимуществ в дальнейшей жизни. Однако все это было хорошо в теории и в стабильном государстве, но они-то приехали уже на излете общенародного социалистического государства, вскоре началась полная неразбериха в экономике и, соответственно, в социальном обеспечении, потом дефолты, кризисы, в общем, семейство моей визави, обзаведшееся к этому времени детьми, всерьез застряло на краю географии.

Заработную плату государственным служащим не платили, были потрачены все накопления, денег не было совсем, уехать не было никакой возможности, забота была об одном — как выжить. Как она мне рассказала, еще совсем недавно в городе были даже такие предложения: меняю квартиру на билеты на материк. Ситуация казалась неразрешимой.

Но тут губернатором был избран Абрамович, и все проблемы к общему удовлетворению просто-напросто исчезли. Была выплачена вся задолженность по зарплате и неожиданно оказалось, что жизнь на Чукотке стала даже лучше, чем в родимой незалежной. Попутно выяснил я еще пару таких любопытных фактов. Первое: причина переполненности самолетов пассажирами с детьми в период отпусков, несмотря на колоссальные цены на билеты, очень проста — жителям округа периодически предоставляются льготные или бесплатные билеты на «большую» землю, благодаря чему практически исчезла и безработица. Спросите, какая связь? — да просто такую льготу предоставляют только работающим.

И второе: все жители полуострова считают Челси своей родной командой, так как Роман Абрамович регулярно бесплатно возит на собственном самолете их детей в Лондон на матчи любимой команды. Я бы еще поговорил и еще узнал бы что-нибудь новое для своего общего развития, но случилась неожиданность — за нами пришла машина, чтобы отвезти нас на причал, правда, не было еще и десяти часов, и у нас были свои кое-какие планы, но пришлось экстренно собраться и покинуть гостиницу. С Натальей мы распрощались еще вчера, рано утром она уже улетела на Аляску в Ном по каким-то делам, связанным с ее участием в международных организациях, поэтому воззвать к сочувствию было не к кому.

В общем, привезли нас на берег лимана, примерно на то место, куда мы приплыли в день прилета, объяснили нам, что немного придется подождать, и уехали. Вот и остались мы на пустынном галечном берегу ждать, а кого и сколько времени это ожидание может продолжаться, нам не объяснили. Первые часа два мы боялись даже отойти куда-нибудь от своих вещей, их вроде бы не так и много по объему, но много по количеству, пара небольших чемоданов и куча всяких свертков и пакетов с пакетиками. Оставалось только с тоской смотреть на ту красоту, которая была теперь в недоступности для нас, вы, конечно, поняли, что я имею в виду Анадырь.

Город производит намного более приятное впечатление, чем большинство российских городов. Местные жители говорят, что все это заслуга Романа Абрамовича. Анадырь до Абрамовича и после — это два разных города. Серый, грязный, мрачный — до и яркий, современный, ухоженный — после, и, знаете, я не голословен: зайдите в Интернет и посмотрите фотографии старого Анадыря и мои фотки, сравните. Да что там Интернет, в окно свое посмотрите — и все без Интернета поймете сами.

Мы уже начали замерзать, да и есть что-то захотелось, но тут к берегу начали подходить баржи с автомобилями и пассажирами, по-видимому, прилетел самолет, а следом за ними и несколько таких же, на каких мы плавали на Камчатке, резиновых лодок «Зодиак», только черного цвета. Из этих лодок вылезла целая группа явных иностранцев в сопровождении миловидной девушки, которая тут же подошла к нам с вопросом, не мы ли семья Жестковых, а когда услышала положительный ответ, попросила нас еще немного подождать, пока она не покажет город иностранным туристам, нашим будущим попутчикам. Я присмотрелся к этим господам, неторопливо поднимающимся по крутому откосу, и у меня отлегло от сердца — большинство из них были довольно-таки пожилыми, а последний, тяжело опирающийся на палочку, был значительно старше меня. Ну, если такие тоже едут, и не опасаются трудностей путешествия, то и нам бояться нечего, мы также должны с ними справиться.

Что ж, подтащили наши вещи к той небольшой кучке, которая осталась на берегу от покинувшей нас группы интуристов, там же стояла еще одна молодая женщина. «Татьяна,» — представилась она, оказалось — тоже туристка, плывет вместе с нами. Из разговора с ней выяснилось, что русских на борту должно быть шесть человек, считая всех нас, при этом двое куда-то исчезли, то ли самолет не прилетел, то ли еще какая причина, она не знает, но нам запомнилась фамилия Ткачев, информация о том, что он еще не прилетел, поступила от разыскивающей его жены. Иностранцы же летели через Аляску, только что прибыл самолет из Нома. Ждать стало, конечно, повеселей, но кушать от этого меньше хотеться почему-то не стало. Не ясно только, где же наше судно? Но и тут Татьяна проявила информированность, оказывается, здесь очень мелко и судно пристать к берегу не может, поэтому стоит оно на рейде, куда нас и отвезут на «Зодиаках».

Вдруг народ потянулся на причал или дебаркадер, я не знаю, как обозвать это деревянное сооружение, стоящее наполовину на берегу, а наполовину — в воде, и сгрудился на самом краю, глядя в воду. «Саш, пойдем, посмотрим, что там такое,» — предложил я ребенку, и мы не спеша побрели за всеми, стадный эффект сработал, наверное. Люди смотрели вниз, показывая на что-то руками, все оживленно говорили одновременно, поэтому было неясно, что же там происходит, но, по-видимому, было интересно, никто не расходился. Мы тоже подошли, пробились к перилам и заглянули вниз.

Крупные, гибкие тела белого цвета быстро скользили под водой. «Белухи, белухи,» — слышалось со всех сторон. «Так вот как вы выглядите,» — подумал я. Жаль, фотоаппарат не взял с собой, да, наверно, и не получилось бы ничего — эти водные жители достаточно подолгу находились под водой и только изредка высовывали свои умильные мордочки наружу. Все закончилось также внезапно, как и началось — раз, и никого. «Да косяк рыбий, наверное, назад на глубину ушел и белух за собой уволок,» — сказал кто-то рядом, и я мысленно с ним согласился. Интересное зверье эти белухи, похожи на дельфинов и мордочки у них такие же, но только белого цвета, откуда и название. В голубой лагуне на острове Сентоза в Сингапуре есть голубые дельфины, а здесь — молочного цвета, интересно природа распоряжается.

Ну, а теперь краткая информация для тех, кто не знаком с этими морскими животными. По научной классификации белуха относится к млекопитающим подотряда зубатых китов семейства нарваловых. Окраска кожи у животных однотонная, меняющаяся с возрастом. Так, у новорожденных кожа темно-синего цвета, с возрастом она как бы выцветает, и трехлетние представители этого вида приобретают молочно-белый цвет. Животные довольно-таки крупные — самцы достигают 6 м длины и до 2-х тонн массы.

Белуха — единственный представитель китов, который может поворачивать голову, а, кроме того, у данного вида дельфиновых отсутствует спинной плавник, поэтому иногда белух называют «бескрылый дельфин». Интересно также, что распространенный в русском языке фразеологизм «реветь белугой» имеет непосредственное отношение к этим симпатичным животным. Дело в том, что белухи издают весьма громкие звуки. Но вы скажете, что тут то речь идет о белуге, а не белухе. Вопрос законный, но имеет вполне внятный ответ. Указанный выше фразеологизм возник задолго до нашего века, а в то время этих млекопитающих называли и так, и так. Позднее было принято, что за морскими млекопитающими закрепилось название «белуха». А «белугой» называют самую крупную рыбу семейства осетровых, хотя не возбраняется и животное обзывать таким же образом.

Белухи населяют весь Арктический океан, включая Берингово и Охотское моря. Ну, и последнее — хотя белухи, вроде бы, распространены достаточно широко в мире, но, по подсчетам специалистов, всего их в мировом океане проживает около 200 тысяч, что дает возможность считать этот вид находящимся под угрозой.

Было уже полчетвертого, к этому времени на берегу скопилось некоторое количество машин, и начали подходить баржи — значит, скоро будет очередной самолет. Интересно, что у всех машин, которые попадались нам на улицах, были номерные знаки, состоящие только  из одинаковых букв - А,  В, О, вот и в этом случае у машины в номере только буквы Т.

Вот так машины заезжают на баржуА вот так выглядит номерной знак 87 региона, Чукотского автономного округа


Наконец, вернулись иностранцы, к нам опять подошла теперь уже знакомая девушка, которая объяснила, что вот-вот подойдут лодки. И правда, вскоре появились черные «Зодиаки», и началась на них посадка. В рассказе о путешествии по Камчатке я уже писал, как мне было не по себе сидеть на надувном борту лодки и нестись на ней по морю; признаюсь, в этот раз я садился с такой же опаской, но ничего, минут через пятнадцать мы приблизились к небольшому судну с надписью на борту «Профессор Хромов». Значит, Наталья была права, а что же такое «Спирит оф Эндбери»?

Вот это и есть <nobr>Профессор Хромов</nobr>, в руки экипажа которого мы доверяем свои судьбы на два десятка днейЛодка ловко подошла к спущенному практически в воду трапу, два приветливо улыбающихся моряка помогли нам из нее вылезти, и вот мы уже на палубе корабля, спускаемся вниз почти в его чрево, и нас доставляют в ту каюту, где мы и будем жить. Впоследствии, правда, оказалось, что та палуба, на которой размещена наша каюта, именуется главной, хотя, возможно, это из-за того, что в пяти шагах от нашей каюты расположены самые привлекательные места общего пользования, а именно — рестораны. Тут мы узнали, что пропажа нашлась, известный нам только по фамилии господин Ткачев и его спутник, оказывается, вполне вовремя прибыли в Анадырь, а беспокойство возникло только по причине задержки рейса в Якутске, где их рейс осуществлял посадку.

© Фото автора и его семьи

Опубликовано: 25.04.2012
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Комментарии (7)


Дьяченко Александр Николаевич, Капитан Дальнего плавания
7 лет назад

Re: Начало круиза на научно-исследовательском судне ...

Дорогой Владимир Александрович !
Во-первых, огромный Вам привет от Владивостока в моём лице!!!
Оба моста, которые построены для Самита почти уже готовы и являются обалденным украшением города ...
Во-вторых, я очень тщательно прочитал ваш рассказ и, честное слово, просто восхищен грамматически правильным и объективно изложенным содержанием.


7 лет назад

Re: Начало круиза на научно-исследовательском судне ...

Александр Николаевич, большое Вам спасибо за столь лестную оценку моих воспоминаний и впечатлений, но еще большее спасибо за наше плавание, которое и подарило мне все эти воспоминания и впечатления.


Любознательная
6 лет назад

Re: Начало круиза на научно-исследовательском судне ...

Здравствуйте, вот начала читать Ваш рассказ и попались такие слава: Но тут губернатором был избран Абрамович,.... и неожиданно оказалось, что жизнь на Камчатке стала даже лучше, чем в родимой незалежной. Наверно хотели написать на Чукотке, или Камчатку он тоже взял на свое содержание? Просто этот край так далек от всей страны, а в новостях так мало информации, хочется больше узнать про свою страну. С удовольствием прочитаю остальное.
С уважением Наталья


Любознательная
6 лет назад

Re: Начало круиза на научно-исследовательском судне ...

И дальше читаю:
жителям округа периодически предоставляются льготные или бесплатные билеты на «большую» землю, благодаря чему практически исчезла и безработица. Спросите, какая связь? — да просто такую льготу предоставляют только работающим.
А у них что было много рабочих мест, но они просто не хотели работать? Если так то это здорово, тк на большой земле работы нет( заводы позакрывались, а если и есть предложения то со смешной зарплатой.
С уважением Наталья
PS; А государству разумней взять под свой контроль цены на билеты в этом направлении, тк выгодней в Европу слетать, чем на Дальний Восток


Любознательная
6 лет назад

Re: Начало круиза на научно-исследовательском судне ...

Вот дочитала, написано литературно, читается как рассказ, очень интересно. И хочется узнать, а продолжение будет?
С уважением Наталья


6 лет назад

Re: Начало круиза на научно-исследовательском судне ...

Рады, что Вам нравится этот замечательный рассказ нашего автора. В конце текста (см. третью страницу повествования) есть ссылки на все 23 рассказа этого цикла.


Владимир Жестков
6 лет назад

Re: Начало круиза на научно-исследовательском судне ...

Спасибо большое за Ваши замечания. Ляп с Камчаткой-Чукоткой я уже исправил, а по наличию-отсутствию свободной рабочей силы и вакантных рабочих мест, возможно, все значительно проще. Никто в регионе ни за чем не следил, вот и работали без оформления, получая зарплату в "конвертах", а когда у рабочих стимул появился получать зарплату официально и работать по трудовым книжкам, так вопрос сам собой и разрешился.

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.