Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Отдых в США

Для посещения ряда стран россиянам требуется документ, разрешающий въезд на их территорию. И чтобы съездить в гости к родственникам в США или провести каникулы в языковом американском лагере, несовершеннолетнему гражданину России также необходимо получить визу. 

сегодня

17 июня
Праздник пятилепестковой розы в Чехии
Праздник пятилепестковой розы

17 июня – Праздник пятилепестковой розы в Чехии. C 1986 года жители и гости Чески Крумлова проводят красочный средневековый карнавал. Праздник носит название в честь розы, которая является частью герба Розембергов.

Абрамцево — подмосковная дача художников и писателей XIX века


Ярославское шоссе, Подмосковье

Усадьба Абрамцево. Фото korkis.ruОт Москвы до Абрамцева — 57 км. Полтора часа езды — и мы в музее-заповеднике — усадьбе, на долю которой выпала завидная участь быть очагом российской культуры. От станции уводит в плотный хвойный лес протоптанная дорожка. Она заканчивается возле узкой речушки Воря, могучих вековых деревьев, среди которых едва проглядывает силуэт старинного деревянного дома.

История этой местности уходит в далеко прошлое. Уже в писцовых книгах Московского государства XVI века есть упоминание о «пустоши Обрамково». По словарю В.Даля «обрамок — края пожень, к лесу, к пригорью с родниками». Оно ближе всего к современным глаголам «обрамлять», «ограничивать».

Спасаясь от ордынского ига, люди уходили в глухие уголки. Чаще всего, это были холмы среди непроходимых лесов, обрамленные с двух-трех сторон рекой или ручьями. Отсюда и происходит название местности — Обрамково, которое позднее, в начале XIX века, стало называться Абрамцево.

Иван Крамской. Портрет писателя С.Т.Аксакова. Усадьбу не отличает красота дворцовой архитектуры или великолепие парка. Посетителя ожидает другое. На невысоком холме, возвышающемся над живописной, петляющей в кустах речкой Ворей — деревянный дом с мезонином, построенный помещиком средней руки. С 1843 по 1859 год он принадлежал писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову.

Современная планировка усадьбы создалась в 60–70 годы XVIII века. Впрочем, и до сих пор общий характер Абрамцева изменился мало: дом поддерживается в том виде, в каком его знали Гоголь, Загоскин, Тургенев, Щепкин и многие другие близкие русскому сердцу люди. Именно этому месту суждено сыграть большую роль в развитии русской культуры.

Свою роль в «популярности» Абрамцева сыграла близость Хотьковского монастыря, где останавливались «ходоки» в Троице-Сергиеву лавру, да и близость самой лавры, которая имела большое значение в то время. К тому же близким соседом оказалось другое литературное гнездо по Ярославской дороге — усадьба Мураново.

Хотьковский женский монастырь. Фото all-pages.comИтак, во второй половине XIX века усадьба принадлежала писателю С. Т. Аксакову. Именно здесь он написал известные вещи: «Семейную хронику» (1956), «Детские годы Багрова-внука» (1858), сказку «Аленький цветочек», что некогда рассказывала старая ключница Пелагея, сказку, которая остается любимой у детей уже на протяжении более ста лет.

Это имение удовлетворяло все требованиям Сергея Тимофеевича: хорошее расположение, «удобный старинный дом посреди замечательного парка, большой пруд под мельницей с богатой ловлей рыбы, хорошее купание в реке Воре, обширные леса, изобилующие грибами…» — так описывал усадьбу его сын Иван. А уж сам писатель и вовсе величал это место «раем земным».

Летом сюда, к гостеприимному хозяину, приезжали Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский, М. С. Щепкин. Знакомство с Гоголем в Москве в 1832 году переросло в 20-летнюю дружбу. Много радости приносили друг другу встречи писателей.

В.Г.Белинский и Н.В.Гоголь в 1840 г. Художник Б.И.Лебедев. Впервые Николай Васильевич посетил Абрамцево в 1849 году. Сюда же наведался за 4 месяца до своей смерти, в 1851. Тут, в сельской тиши и семейном уюте семьи Аксаковых, работал над вторым томом «Мертвых душ». А в бесконечных разговорах, среди прочего, убеждал Аксакова записать рассказы о прошлом, об увлечении охотой и рыбной ловлей.

Так появились «Записки об ужении рыбы», ссылки на которые есть в романе А. М. Горького «Записки ружейного охотника». (Один из героев, Кутузов, говорит Самгину: «Вы почитай Аксакова „Об уженье рыбы“ — заразитесь! Удивительная книга, так, знаете, написал — Брем позавидовал бы!» [Брэм — составитель книги «Жизнь животных»]).

Не меньший успех имела и вторая книга Аксакова — «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852 г.) Эстафету рассказов про охоту с немалым удовольствием и азартом подхватил Тургенев. В свет вышли «Записки охотника». Сам Иван Сергеевич ценил произведения Аксакова, всегда хорошо отзывался о стиле писателя, говоря, что «природа раскрывается перед ним и дает ему заглянуть в себя». Вот, так в литературных спорах и беседах друзей рождались одно за одним произведения, ныне ставшие «классикой».

Кабинет С.Аксакова в Абрамцево. Фото aksakov.info

Хорошо сохранился кабинет писателя. Стены оклеены зелеными обоями. Дело в том, что к концу жизни Аксаков страдал тяжелой болезнью глаз. Близкие старались окружить его приглушенными цветами. Из обстановки — подлинный, «писательский» стол, деревянное кресло, коллекция бабочек. На стенах — картины, написанные старшей дочерью. В шкафу — книги, с которыми никогда не расставался.

По наследству Абрамцево переходит к дочери — Софье Сергеевне. Та не в состоянии содержать усадьбу, и в 1870 году продает его известному крупному промышленнику и меценату Савве Ивановичу Мамонтову. Так начинается новая эпоха в жизни Абрамцева, еще более яркая и блистательная для культурной жизни страны.

Савва Иванович МамонтовОтец нового владельца усадьбы — Мамонтова — был человеком известным, как сказали бы сейчас, предпринимателем. Именно он построил одну из первых железных дорог в России, соединившую Москву с Сергиевым Посадом. Его сын, Савва Мамонтов, закончил юридический факультет Московского университета. В свободное от учебы время принимал активное участие в театральных постановках. Одно время даже играл на домашней сцене пьесы А. Н. Островского. После смерти родителя он стал во главе железнодорожного дела и продолжил дело отца: проложил дорогу от Вологды до Архангельска и закончил строительство магистрали Москва-Архангельск. Кроме того, он вступил во владение Мытищинским и Невским судостроительным заводами.

Савва Мамонтов, как известно, увлекался искусством. Сам пел, занимался скульптурой и драматургией. Задатки творческих личностей в других умело развивал, создавая вокруг себя благоприятную атмосферу. Таким образом, его загородное имение Абрамцево в 70–90 годы XIX века стало важным центром художественной жизни.

Поленов и Мамонтов среди художников-передвижников. Основной интерес — русская история и культура, возрождение народного творчеству — все тому, чтобы прежде считалось «низким», а после «новым» веянием времени. Идеей Мамонтова увлеклись многие. Началась работа. Здесь создавали свои шедевры художники И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, пели и играли Ф. И. Шаляпин, М. Н. Ермолова, К. С. Станиславский.

В Абрамцеве жизнь кипела. Поленов, прогуливаясь по окрестностям, писал солнечные пейзажи. Васнецов создавал свою знаменитую «Аленушку», делал многочисленные эскизы к «Богатырям», очевидно, впитывая образы жителей сел на реке Воря. Репин работал над картиной «Не ждали» и писал этюды к «Крестному ходу в Курской губернии». Молодой Серов в столовой мамонтовского дома писал портрет старшей дочери Мамонтова Веры — «Девочка с персиками» — картины, ставшей символом Абрамцева.

Абрамцево, усадебная церковь Спаса Нерукотворного. Фото kolesa.ruНаиболее полно здесь раскрылось творчество Васнецова. По его проекту была построена усадебная церковь Спаса Нерукотворного по образцу новгородского храма XII века Спас в Нередицах. В оформлении церкви принимали участие все члены Абрамцевсого кружка. Репин написал образ «Спас Нерукотворный», Поленов — иконы «Благовещение», «Тайная вечеря», «Князь Всеволод» и надвратный образ «Спас Нерукотворный».

Кисти Васнецова принадлежат образы «Сергий Радонежский» и «Богоматерь» (позднее такой же образ Богоматери, увеличенный в несколько раз, он напишет для Владимирского собора в Киеве). По его рисунку выложен мозаичный пол в церкви, им же расписаны клиросы и два окна. Стоит отметить, что в иконах абрамцевской церкви воплотились черты близких людей, друзей художников. Так в «Богоматери» мы узнаем черты жены Васнецова с двухлетним сыном, а глаза «Спаса Нерукотворного», как отмечают искусствоведы, напоминают глаза писатели Гаршина.

Фрагмент скамьи М. Врубеля. Абрамцевская керамическая мастерская, начало XX века . Фото clubgalereya.ruВ 1891 году к церкви по проекту Васнецова была пристроена часовня. Ее постройка связана с трагическим событием в семье Мамонтовых — смертью сына Андрея. В ней похоронен в 1918 году и сам Савва Иванович.

Неподалеку от главного дома стоит деревянное здание с высокой крышей. Это Поленовская дача. Здесь после венчания в абрамцевской церкви поселился Поленов с женой Натальей. Сейчас дача входит в музейный комплекс.

Хорошо сохранилась и сказочная «Избушка на курьих ножках» из дерева, созданные Васнецовым. Печь-лежанку, камины и скамейки из керамики мастерил Врубель. Таким образом, здесь практически нет ни одной «незначимой» вещи, той, что не вошла бы в истории от руки великого мастера.

«Избушка на курьих ножках» — детская беседка построена по проекту В.М. Васнецова в 1883 году. «Каменная баба» IX-XI вв. Привезена С.И. Мамонтовым из Харьковской губернии в период строительства Донецкой железной дороги . Фото clubgalereya.ruАбрамцево и его окрестности издавна славились художественным рукоделием: резьбой по дереву, вышивкой полотенец. Эти вещи использовались для украшения крестьянского быта. В музее-заповеднике собиралась коллекция таких предметов. Для крестьянских детей сестрой Поленова была открыта мастерская. Работы, созданные здесь, продавались даже на выставках за границей.

В начале 30-х годов нынешнего столетия в усадьбе планировалось открыть дом отдыха или санаторий, саму коллекцию вывести. К счастью, проект не был осуществлен. И все-таки на время коллекции пришлось выехать из своего родного дома: во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. Экспонаты были эвакуированы в Загорск. И только в 1950 году музей вновь раскрыл двери для посетителей. С тех пор они открыты для всех гостей.

Абрамцево, этот удивительный уголок земли Подмосковья, вновь влечет к себе, как магнитом, вереницы людей, чтобы дать новое впечатление, приобщить к тому, что уже было сделано. А, может, и стать источником вдохновения для рождения нового шедевра музыки, живописи или архитектуры.

Маруся, 2010 г.

© Фото aksakov.info, korkis.ru, kolesa.ru, fotki.yandex.ru, clubgalereya.ru

Опубликовано: 07.01.2013
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.