Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Отдых в Китае. Фото с сайта blogs.klerk.ru

Сколько же денег брать с собой в Поднебесную? Все зависит от того, в какой регион страны Вы держите путь. Цены в центральных и провинциальных городах очень разнятся.

сегодня

21 апреля
Новая столица Бразилии

21 апреля1960  новой столицей Бразилии стал город Бразилиа, который был построен всего за четыре года по проекту архитектора Оскара Нимейра. В этот день все три ветви власти республики одновременно были перенесены сюда из Рио-де-Жанейро.

Размышления о финском автомобилизме


Дороги, правила и не только...

Время отдыха: Июль 2012

Для любителей автомобильных зарубежных поездок Финляндия является очень привлекательной страной. Давно уже ни для кого не секрет, что для законопослушных граждан России не представляет большой трудности получить шенгенскую визу и на машине въехать в шенгенскую зону через Финляндию и что прохождение границы там проходит в целом очень цивилизованно.

О бюрократизме

Долгая продолжительность (да и то не всегда) перехода границы обусловлена, как правило, не бюрократизмом и не произволом финских таможенников, а только большим потоком автотуристов из России и обратно. Этот поток с каждым годом растет, и мне запомнилась цифра, где-то услышанная несколько лет назад, что число россиян, въезжающих с разными целями в Финляндию, уже превысило миллион человек в год. Это очень большое количество, и было бы нелепо, если бы власти этой маленькой страны стали чинить препятствия развивающемуся туризму, приносящему громадные доходы.

Обычно же неоправданные задержки на границе чаще всего происходят по вине российских пограничных служб, из-за неповоротливости наших таможенников и излишних формальностей.

Допустим, еще лет 5 назад на нашей границе требовалось заполнить декларацию. Причем, в двух экземплярах. Мало того, что это совершенно бессмысленный и формальный документ. Водитель должен был в обязательном порядке выйти, взять эти две бумажки и их заполнить (опытные водители брали пустые бланки на следующую поездку и заполняли форму заранее), а уже потом идти на паспортный контроль. Один экземпляр декларации оставляли на таможне, а другой, со штампиком, надо было возить с собой. При возвращении его надлежало вернуть.

Как только у нас ввели ОСАГО, пару-тройку лет на границе требовали копию этого документа. Если не озаботился заранее сделать копию, ее тебе делали на таможне за 20 рублей. А ведь это всё лишняя беготня и задержки. Потом у кого-то на бугре хватило ума это отменить. Трудно представить, сколько миллионов человеко-часов и нервов потрачено людьми на границе из-за этих дурацких бумажек!

А почему российские таможенники всегда заглядывают в багажники автомашин? Это явно не любопытство, ибо увидеть там можно только скучный стандартный набор — чемоданы, сумки, канистры, пакеты, удочки. И это не проверка на предмет провоза запрещенных товаров, ибо тогда она должна проводиться гораздо тщательнее — с перетряхиванием.

Одна из девушек-таможенниц открыла нам секрет: оказывается, заглядывают они в багажник на предмет наличия в нем скрюченного нелегала. Видать, уже много нелегалов дало деру в приветливую Финляндию таким макаром. А вот финны почему-то багажники проверяют крайне редко (а при выезде из Финляндии вообще не проверяют), и делают это нехотя и буквально позевывая. Ну не боятся они ничуть, что мы вывезем в Россию скукоженного в багажнике финна. Наверно, давно решили для себя: если ему это сильно охота — так туда ему и дорога!

И, наверно, никогда я уже не узнаю, для чего на дороге, ведущей к границе, понаставлено столько шлагбаумов. Ведь шлагбаум с дополнительной проверкой установлен буквально в 100 метрах от нашего таможенного пункта. Ну ведь только что, полминуты назад, всё проверяли и шлагбаум поднимали! Что, я вместе с машиной из кустов выпрыгнул? Так там и кустов-то нигде нет! Абсурд!

Смелее в путь!

Разрешенная скорость на автодорогах – 80 и 100 км/ч. Перед въездом в населенные пункты устанавливается соответствующий знак и вводится ограничение скорости – 50 или 60 км/ч.Мы регулярно с 2000 года (каждый год без пропусков) ездим в Финляндию на машине на отдых. Поездили немало и по Скандинавии (Швеция, Норвегия, Дания). Обычно это происходит летом, но дважды мы побывали в Финляндии и зимой. У меня, таким образом, накопился немалый опыт, которым мне и хочется здесь поделиться с теми, кто только собирается совершить поездку на автомобиле в Европу, и тем самым немного облегчить им жизнь (а может быть, даже и воодушевить).

В первую очередь хочется отметить, что тем, кто имеет достаточно большой опыт вождения машины в России, особенно в больших городах, можно уже ничего не бояться. Такой опасности для жизни, напряженности и подчас экстремальности вождения, как в России, нигде больше в цивилизованном мире не встретишь.

Я, конечно, не ездил на машине по Египту или Индии — там, говорят, дела в этой части обстоят гораздо хуже, чем в России, но я туда, собственно, и не стремлюсь. На мой взгляд, есть в этом мире места для изучения более приятные по эстетическому потенциалу и не менее насыщенные по культурной составляющей. Да сколько угодно таких мест — трех жизней не хватит, чтобы везде побывать.

Опытному российскому водителю вряд ли на дорогах Финляндии что-то будет в диковинку. Знаки, правила, принципы разметки дорог — всё в целом соответствует тому, что имеется и у нас.

И всё же, если уж ты собрался туда на машине, будь добр внести кое-какие поправки в свою водительскую идеологию.

Все те, на наш, российский, взгляд мелкие «шалости» (типа подрезание, влезание, выдавливание, «быкование», мигание фарами, хитрожопость, скачки по обочинам и пр.), которые в нашей действительности вызывают, конечно, раздражение у законопослушных водителей и наказываются в подавляющем большинстве случаев не по закону, а лишь матерком вслед и восклицаниями типа «козел», «урод» или «му$ак», лучше оставить у границы, на нашей многострадальной земле. Иначе может выйти себе дороже, в буквальном смысле слова.

Приготовь свой автомобиль к поездке

Типичный перекресток на финской автодороге. Дорога расширена, чтобы локально выделить полосу для поворота налево.Я не буду загромождать рассказ теми требованиями, которые предъявляют финны к водителям и их железным коням (по шинам, тонировке стекол, радарам, детским креслам, ремням безопасности, пользованию мобильниками за рулем, таможенным ограничениям по различным товарам и т. д.). Всё это можно легко найти в интернете и изучить в мельчайших подробностях. О требованиях к водительским документам теперь тоже не знает только ленивый.

Скажу лишь, что машина должна быть в исправном состоянии, причем в самом серьезном смысле этого слова. Наши свидетельства о прохождении ТО финнов, конечно, не интересуют. Российский водитель должен быть сам уверен, что его машина в порядке. Даже внешний вид машины не должен вызывать сомнений и подозрений. В частности, если стекла вашей машины затонированы наглушняк, то прошу заранее ни на кого не обижаться: там вам не тут — отдыхать придется дома. И не будет, наверно, излишним упоминание о том, что перед въездом в Европу машину следует предварительно помыть.

Если фейс-контроль машины чем-то финских погранцов не удовлетворил, ее прямо на границе могут отправить в бокс технического осмотра, где проверят всё — от тормозов и лампочек до характеристик выхлопа — и при малейшем несоответствии установленным нормам отправят отдыхать домой. В принципе, подозрительную (в техническом смысле) машину могут остановить и на территории страны и отбуксировать на «лечение» в техсервис за счет владельца.

Наверно, не стоит и говорить, что попытку дать «в лапу» финнам может осуществить только безумец.

Однажды технической проверке подвергся на границе автомобиль одного моего хорошего знакомого по той лишь причине, что имеет слишком давний год выпуска. Но решилась это проблема благополучно.

Лично же у меня техническое состояние машины не проверяли ни разу, хотя первые две поездки мы совершили на «Жигулях», потом долго туда ездили одиннадцатом «ВАЗе», а теперь ездим на «Хонде». Но всегда перед поездками я пригонял машину в автосервис, где производили полную диагностику и замену всего того, что полагается периодически менять.

Уступите дорогу

Типичный указатель перед перекрестком на автодороге, с указанием населенных пунктов и номерами автодорог.Принципиально важным является различное отношение к знаку «Уступите дорогу» у наших и европейских водителей. Впрочем, наши и их ПДД, которые, как известно, «написаны кровью», вряд ли в этом вопросе сильно различаются. Суть требования уступить дорогу проста до смешного: уступить дорогу это значит не вызывать таких помех водителю, имеющему преимущество, которые заставили бы его изменить траекторию или скорость движения.

Как это происходит у нас, все знают. Если наш водитель, выезжая, допустим, со второстепенной дороги, видит, что у него есть зазор (бывает, даже меньше 100 метров), при котором мчащийся на полной скорости по основной дороге оппонент сможет уверенно затормозить, не воткнувшись в него, то он и выезжает. Ну а тот мужик, который резко затормозил, а теперь, как видно в зеркало заднего вида, мигает фарами, машет кулаком и крутит пальцем у виска, — да положить на него хотели с прибором!

Если ездишь по дорогам Финляндии, то в первое время удивляет и умиляет, что в такой ситуации финский водитель редко осмеливается выезжать, когда до мчащейся машины расстояние даже 300 метров, а иногда и более.

Там ты почему-то очень быстро перестраиваешься на этот же лад. То ли от того, чтобы не выглядеть быдло-хамом с российскими номерами, то ли от того, что наслышан, что финн (так же как и швед, и немец и т. д.) не поленится записать на бумажке номер твоей машины, а потом сообщит куда следует. И при этом он будет крайне удовлетворен, что выполнил свой гражданский долг.

Точно так же финн будет удовлетворен, если «настучит» и по поводу каких-нибудь других ваших опасных выкрутасов на дороге или даже из-за выброшенного из окна автомобиля окурка или конфетной обертки. Вполне может огрести в дальнейшем неприятности и очень характерный для нашей действительности тупорылый водила с закоренелой привычкой не пользоваться поворотниками.

Следи за скоростью

Разметка дорог всегда четкая и понятная. Полоса по краю и светоотражающие столбики обеспечивают комфортную езду в ночное время. Ребристая поверхность с краю взбадривает задремавшего водителя. Ребристые насечки чаще всего делают и в районе разделительной полосы.За превышение скорости в Европе штрафуют очень существенно. Речь идет о суммах в 100 евро и более. Вполне допустимым является превышение разрешенной скорости на 10 км/ч. Я сам езжу много лет с таким допуском, и никаких проблем не было ни разу.

На дорогах Финляндии часто встречаются аппараты, фиксирующие скорость. О том, что такой аппарат установлен, заранее имеется предупреждение на щите. Такой аппарат представляет собой ящичек с глазками фотокамер, установленный на столбике. Говорят, что иногда ставят муляжи, чтобы попугать водителей. Думаю, что есть еще и аппараты скрытой фиксации, так что лучше кошельком не рисковать, а стараться соблюдать скоростные предписания.

В Финляндии сравнительно мало автомагистралей, где разрешена скорость 120 км/м. Дороги в основном имеют по одному ряду в ту и другую сторону, и на них разрешена скорость 80 и 100 км/ч. Большая скорость разрешена, как правило, там, где дорога прямолинейная или имеется достаточный обзор. Следует заметить, что в Финляндии очень мало ровных профилей дорог. Дороги чаще всего извиваются и имеют подъемы и спуски. На участках, где встречается перекресток или примыкание второстепенной дороги, часто дается ограничение 60 км/ч. А сразу же за перекрестком висит знак, разрешающий большую скорость.

Не стоит думать, что ты легко отделаешься, если совершишь привычную «шалость» в виде превышения скорости на 20-30 км/ч и потом вовремя оплатишь штраф. Есть риск стать просто невыездным, потому что твой «грешок» кто-то где-то положил в заветную ячейку. Конечно, посольство не обязано никому объяснять причину отказа в выдаче визы (причем, если отказало, допустим, финское посольство, то можно быть уверенным, что откажут в выдаче визы и посольства всех других шенгенских стран), но кому-то особенно дотошному разъяснили, что ему отказано по той причине, что он представляет угрозу для граждан Евросоюза. Блеск! Отдыхайте, гражданин, на Родине, между грядками.

А в финских городах обычно разрешается ехать со скоростью не более 50 км/ч, а бывает, что скорость ограничивают до 40 и даже 30 км/ч. При такой малой скорости получается очень легко, мило и органично останавливаться и пропускать пешеходов. И тут уж надо очень постараться, чтобы попасть в какую-либо аварию. Кстати, за все годы, что ездим по Финляндии, видеть какие-то аварии нам довелось буквально считанное число раз.

Про разметку дорог

Двухполосные дороги наиболее характерны для Финляндии. На рельефных и опасных участках дороги обгон запрещен, что обозначается двойной сплошной желтой разделительной полосой.Очень понятна, логична, информативна и продуманна разметка между полосами движения на дороге. Она желтого и белого цвета, бывает либо сплошной, либо пунктирной, либо является комбинацией этих линий, бывает двойной и одинарной. Причем, желтый цвет свидетельствует о большей опасности, а пунктирные линии удлиняются, когда приближаешься к участку с запрещенным обгоном.

В тех местах, где разрешен обгон, можно быть полностью уверенным, что кто-то заранее подумал, что именно в этом месте он будет наименее опасен. Где нарисована двойная сплошная линия — там, соответственно, очень опасно обгонять. Конечно, везде имеются знаки, сообщающие, когда обгон запрещается и когда запрет снимается, но эти знаки, в общем-то, имеют значение больше в зимний период, когда разметка скрыта под снегом.

По краю дороги и по ее середине, где нарисована разметка, разделяющая встречные потоки, на асфальте нанесена насечка, вызывающая мелкое потряхивание автомобиля и сообщающая водителю об опасности, когда он отвлекся или начал подремывать.

Про фары

Финские дороги на севере Финляндии по-своему живописны. Качество отличное. Машин практически нет, и можно мчаться прямо по середине дороги.В Европе давным-давно водителей обязали даже днем ездить с включенным ближним светом, так как установили, что это значительно снижает аварийность на дорогах. У нас это правило было введено совсем недавно, но уже стало привычным. Хотя и до сих пор встречаются любителя экономить на лампочках.

И, тем не менее, кое-что очень бросается в глаза. Не секрет, что с фарами в нашей стране творится полный беспредел. Кто из нас не матерится, когда видит, как по встречной полосе едет какой-нибудь хмырь на внедорожнике со всеми включенными люстрами (и ближнего света и противотуманками), и при этом все лампы у него ксеноновые? То, что этот идиот бьет по глазам встречных водителей и создает аварийную ситуацию на дороге, его, видимо, совершенно не волнует. Ему самому светло, и это его очень устраивает. К тому же, очевидно, при этом удовлетворяется его гордыня — таким путем (за неимением ничего другого) он обозначает присутствие своей личности в этом мире.

Нашим компетентным органам, на словах озабоченным аварийностью и большой смертностью на дорогах, этот фактор почему-то совершенно не интересен. Должно быть, нужен, как обычно, строгий глас с самого высокого бугра, чтобы они на это, наконец, обратили внимание.

За все то время, что я езжу по европейским дорогам, меня не ослепил ни один водитель. Если там и встречаются ксеноновые фары, то их использование очень строго регламентируется — разрешено устанавливать только комплектное оборудование с автоматическим регулированием дальности освещения и устройством для очистки фар. Поэтому там они совершенно не мешают. А в России, уверен, практически все ксеноновые фары «левые», потому что у нас понимают, что ставить лицензионное комплектное оборудование дорого, да и зачем его ставить за дорого, если можно поставить за дешево. И ничего тебе за это не будет. Да и престижу больше, когда едешь ярче!

И никто в Европе не ездит без очень большой необходимости с одновременно включенными фарами ближнего света и противотуманными. Ведь даже у нас в ПДД записано, что использование противотуманных фар одновременно с ближним или дальним светом разрешается либо в условиях недостаточной видимости, либо в темное время суток на неосвещенных участках дорог (пункт 19.4 Правил). Стало быть, всякое другое применение противотуманок является нарушением ПДД. Но у нас никому до этого дела нет.

Такого рода мелких «шалостей» и нарушений можно насчитать десятки. По отдельности они, может быть, и не кажутся существенными, но в общей совокупности, помноженной на хамство и бескультурье, и дают тот самый печальный итог: ежегодно 30 тысяч трупов на дорогах и десятки тысяч покалеченных. Но если отбросить словесную демагогию властей — кого это сейчас по большому счету волнует? А пока (и, наверно, во веки веков) русский «авось» рулит во всем.

© Фото: Анатолий Шибаев

Опубликовано: 02.05.2014
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.