Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Грузия. Фото с сайта Рамблер/Путешествия

Бывалые путешественники советуют в октябре поехать не на европейские курорты, а в Грузию – уникальную страну, гипнотизирующую своим гостеприимством, живописной красотой осенней природы, аутентичными раритетами древности, самобытной культурой горцев.

сегодня

21 октября
Праздник полной луны в Лаосе
Праздник полной луны

21 октября – Праздник полной луны в Лаосе. Всех полных людей в этот день принято называть Лунами, и смотреть на них через телескоп.

Путешествие на мыс Нордкапп


Самая северная точка Европы

Время отдыха: июль  2009 года

Первое появление северных оленей на дороге в ФинляндииС 2000 года мы традиционно проводим отпуска в Финляндии. Сначала это делали всей семьей, с детьми, вчетвером. Затем, когда дети выросли, нам с женой больше доставляет удовольствие отдыхать вдвоем. Спокойнее и беззаботнее.

Из-за особенностей работы уезжать за границу более чем на 2 недели удается редко. Если же все же случается выкроить для отпуска 3 недели или месяц, то Финляндия дополняется Швецией, Норвегией и даже Данией. Правда, в последний раз вырваться дальше Финляндии удалось достаточно давно — в 2003 году.

Путешествуем мы исключительно на своей машине. Путь из Москвы до арендованного заблаговременно по интернету коттеджа занимает 2 дня с промежуточной ночевкой в Санкт-Петербурге у моей матери.

«Страна тысячи озер» идеально подходит для полноценного отдыха утомленным городским ритмом людям. Привычная русскому глазу, но ухоженная природа, отличные дороги, комфортабельные коттеджи, относительное безлюдье, доброжелательные финны. Нам с женой такой спокойный, размеренный отдых представляется оптимальным, и даже за 2 недели пребывания в этом озерном раю нам удается расслабиться, отдышаться, отоспаться и начитаться. Кроме того, мы серьезно занимаемся бегом, а для бега здесь имеются просто великолепные условия. На выбор можно бегать в лесу, на стадионе, по городку или по пешеходной дорожке вдоль дороги.

В то же время мы прекрасно понимаем, что такого рода отдых многим может показаться скучноватым. Тут нет шума, драйва, экстрима, толпы (хотя, при желании, всё это можно, наверно, найти где угодно). Если у кого-то есть потребность из московской суматохи окунуться в суматоху курортную, то тогда надо направлять стопы на южные морские курорты Средиземноморья. Тут уж, как говорится, каждому свое.

Ну а мы, блаженствуя в тишине и надышавшись вдоволь кислородом, иногда тоже испытываем желание совершить в отпуске какое-нибудь неординарное, запоминающееся путешествие, которое впоследствие было бы приятно вспомнить. Мысль посетить мыс Нордкапп сравнительно долго вынашивалась. Дух перехватывало от предчувствия совершить долгую поездку строго на север Европы, пересечь разные природные пояса, увидеть северные пейзажи Лапландии и Норвегии. Это путешествие мы осуществили в 2009 году, и вот прошло уже более двух лет, а всё еще настолько свежо в памяти, как будто это было вчера.

Мыс Нордкапп — самая северная часть Европы. Он находится на острове, название которого на норвежском языке пишется так: Magerøya, а произносится примерно так: Магерё. Этот остров соединен с материковой частью подводным тоннелем.

Итак, решение было твердо принято, и оставалось только определить, каким образом преодолеть немалое расстояние за сравнительно короткий промежуток времени. План был простым и в то же время нелегким для исполнения. В последние годы мы обычно отдыхаем в Средней Финляндии, в маленьком городке Муураме, недалеко от Ювяскюля. Расстояние отсюда до мыса Нордкапп в Норвегии ровно 1300 километров.

Я вообще сравнительно легко переношу длительное управление машиной, а неспешная езда по хорошим финским дорогам не только не утомляет, но и просто доставляет удовольствие. Поэтому я решил, что мне вполне посильно проехать за день расстояние в 1000 километров до городка Каригасниеми на границе с Норвегией.

В Каригасниеми мы запланировали переночевать в кемпинге, на следующий день доехать до Нордкаппа, посмотреть, что там и как, и вернуться опять же в Каригасниеми на вторую ночевку, преодолев за день примерно 600 километров. Наконец, на третий день нам предстояло вернуться назад, отмерив последние 1000 километров. Всего 2600 километров за 3 дня!

В назначенный день мы в 6 часов утра отправились в путь. Погода способствовала хорошему настроению — было солнечно и тепло. Если смотреть на карту, то мы держали путь в строго северном направлении, проехав в первый день последовательно города: Оулу, Кеми, Рованиеми, Соданкюля, Ивало и Инари. Все они находятся на магистральном шоссе № 4, а севернее Инари влево к границе с Норвегией уходит шоссе № 92.

Музей колоколов Васкикелло на дороге E75 в районе Пюхяярви. Задача преодолеть за день 1000 километров практически не оставляет шансов делать в пути слишком длительные остановки. Тем не менее в районе Пюхяярви мы не отказали себе в удовольствии подробно осмотреть большую экспозицию колоколов, находящуюся прямо под открытым небом.

Получасовую остановку мы сделали в Рованиеми, городе Joulupukki — финского Деда Мороза. Это очень популярное место, особенно в зимнее время, но и летом здесь кипит жизнь. Работают большие сувенирные магазины, в которых можно выбрать подарки близким и знакомым на любой вкус. В Рованиеми мы встретили соотечественников, москвичей — отца с сыном.

Немного поговорили с ними и узнали, что они совершили просто ошеломительное автомобильное путешествие: переправились на пароме из Латвии в Стокгольм, оттуда по суше в Норвегию, пересекли всю эту страну с юга на север, побывали буквально вчера на Нордкаппе, а теперь ехали, в противоход нам, на юг Финляндии и далее на родину.

Они рассказали, что мыс Нордкапп их встретил густым туманом, в котором мало что можно было увидеть. Что ж, это самый север Европы, овеваемый холодными арктическими ветрами, с видом на Северный ледовитый океан, поэтому нет ничего удивительного, что там могут ожидать любые погодные сюрпризы. А что ждет там нас?

Где-то между Соданкюля и Ивало мы впервые увидели вблизи северных оленей. Эти красавцы с ветвистыми рогами не спеша брели прямо по дороге и позволяли себя фотографировать с самого близкого расстояния. В дальнейшем целые стада северных оленей виднелись в перелесках вдоль дороги.

Северные олени бывают дикие (по-фински villipeura) и домашние (poro). Мне почему-то кажется, что те олени, которые шляются где попало по дорогам, как раз дикие. Можно предположить, что домашние должны иметь какие-то ошейники и быть под присмотром. Хотя, может быть, практикуется такой вот свободный выпас: погуляли, пощипали травку по обочинам дорог и под вечер вернулись к родному корыту. Это осталось невыясненным.

Кстати, севернее Соданкюля леса уже становятся совсем низкорослыми. Чем дальше, тем больше местность напоминает известную по школьным учебникам тундру.

Севернее Соданкюля финские леса становятся низкорослыми.Памятник, посвященный событиям Лапландской войны.


Недалеко от поворота с шоссе № 4 на шоссе № 92 находится примечательный памятник, посвященный событиям так называемой Лапландской войны (сентябрь 1944-апрель 1945), когда финны воевали здесь с немецкими альпийскими частями. На толстом куске искореженной и простреленной снарядами стали имеется надпись: «Itsenäisyys turvataan joka päivä» (что означает в корявом буквальном переводе — «Независимость защищают каждый день»).

Затем — около часа езды по шоссе № 92, по обочинам которого тут и вам виднеются обширные заболоченные пространства. На многие километры не чувствуется присутствия человека. Сама дорога в основном прямолинейная, уходит вдаль красивыми волнами и настолько пустынная, что позволяет ехать прямо посередине.

В кемпинге Tenorinne в городке Каригасниеми.И вот в 21.00 мы, наконец, прибыли в маленький городок Каригасниеми (таким образом, дорога заняла ровно 15 часов). Здесь находится небольшой кемпинг «Tenorinne». Мы заранее списались по интернету с хозяевами и забронировали маленький бревенчатый домик на 2 ночи.

Из удобств в нем только кровать, стол, холодильник и плитка (все остальные удобства — туалет и душ — находятся в отдельно стоящем доме). Все эти удовольствия обошлись нам ровно в 70 евро. Кстати, домики здесь не пустуют. Почти около каждого дома стояли машины с прицепами («караванами»), а семья поляков разбила в кемпинге свои палатки, видать, в целях экономии.

Этот городок находится прямо на реке Inarijoki шириной метров 200. Имеется мост через реку. А за ней уже Норвегия.

Надо сказать, что вечером здесь было уже ощутимо прохладно (примерно 15 градусов), и даже поморосил дождь. Пришлось накинуть куртки.

Утром в 8 часов мы возобновили свое путешествие. С утра было весьма прохладно — примерно 8 градусов и временами шел дождь. Правда, ближе к полудню погода разгулялась и даже выглядывало солнце. Тем не менее прихваченные с собой свитера очень пригодились.

Въезд из Финляндии в Норвегию вообще не представляет никаких трудностей. Имеется только здание таможни (tulli), но посещать ее нам не было никакой необходимости. Мы просто переехали мост и оказались в другой стране. Недалеко от границы здесь находится город Карашок (Karasjok), считающийся столицей норвежских саамов. Городок с виду чистенький и приятный, и было желание выйти из машины и посмотреть его достопримечательности (здесь находится много объектов, позволяющих ознакомиться с саамской культурой), но мы проследовали его без остановки, так как впереди нас ждало весьма непростое путешествие.

На шоссе № E6, по которому мы двигались на север, очень редко попадались встречные машины. Временами казалось, что мы вообще остались одни в мире. Очень необычное и волнительное чувство. Кстати, норвержские дороги похуже финских. Конечно, вероятность влететь в яму практически отсутствует, но на бугорках машину иногда потряхивает.

На дороге E6 в Норвегии (чуть севернее города Карашок).Норвежские горы на севере невысоки – чуть более 1000 метров. На них и летом лежит снег.


Очень скоро стал меняться пейзаж. Если в Финляндии мы видели только леса, то в Норвегии стали открываться огромные дали, по кайме которых уже виднелись горы. Горы не высокие — под 1000 метров, ну или чуть выше. При дальнейшем движении горы приближались, и стало видно, что местами на их вершинах лежит снег. Вдоль дороги уже не было деревьев в полном смысле слова, кругом — только кривоватые деревца-уродцы (в основном березки) и кустарники.

На шоссе № 6 примерно в 60-ти километрах от Карашока можно увидеть щиты, предупреждающие (на норвежском, английском и русском языках) о том, что в данный момент ты проезжаешь милитаризованную зону. Напоминание о том, что Норвегия — член блока НАТО. При этом — никаких шлагбаумов и блок-постов. В сторону, в лес, здесь уходят какие-то подозрительные дороги, но, понятно, никакого желания углубляться туда у нас не возникло.

© Фото: Анатолий Шибаев

Опубликовано: 08.06.2014
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.