Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Гироскутер. Фото с сайта www.avito.ru

Гироскутер – это такой себе самокат, но с электроприводом, поэтому его скорость может регулироваться тем, кто им управляет. Разработчики порой обижаются на такое сравнение, убеждая, что ни одного аналога у механизма еще нет.

сегодня

22 ноября
День святой Сесилии
День святой Сесилии

22 ноября – День святой Сесилии. Это праздник мексиканских музыкантов марьячи, ныне известных во всем мире благодаря фильму Р. Родригеса «Отчаянный». Каждый год они собираются в день своей покровительницы святой Сесилии на фестиваль.

Прогулка по Каджурахо и дорога до Варанаси


Из цикла «В Индии много Индий… Blow. Horn. Намасте!» Часть 16

11 день, 19 октября  2008 г. – воскресенье,      Кхаджурахо - Варанаси

Тот, кто рано встает, тому … все удается. Вот и мы встали опять в 6.30. Отель, в котором мы остановились, нам очень понравился, и мы решили осмотреть его до завтрака. Продавец из вчерашнего отельного магазина уже был на месте и неназойливо приветствовал нас, назвав чуть меньшую сумму за платки.  Из холла мы вышли во внутренний двор с бассейном и полной грудью вдохнули утренний свежий воздух.

Кхаджурахо. Храм Паршванатха (Parsvanath)


Через несколько минут мы вернулись к номеру и тут выяснили, что никто не помнит, брали ли мы ключ от него с собой. Пришлось идти на ресепшн и просить, чтобы нам открыли номер. Однако, попав внутрь и перерыв все в номере, мы ключа не нашли, так что пришлось идти вторично по уже пройденному маршруту, и, на наше счастье, ключ был найден в вестибюле. После этих волнений, сытный завтрак был весьма кстати. По окончанию трапезы мы порадовали себя покупкой палантинов ценой в 25 долларов каждый. Сразу скажу, что этот ценник был самым низким из виденных нами пашмин, да еще для такого качества.

Ровно в 8, как и договаривались, мы вышли за ворота, где нас уже ждал зафрахтованный дедок. Сегодня по программе у нас был осмотр Восточных храмов, что мы уже обсуждали вчера. Однако, дедуля, обернувшись в пол-оборота к нам, начал гундосить, мол надо доплатить.  Мы были тверды – ноу – торг сегодня был неуместен, все вопросы были решены вчера: 150 и баста.  Обидевшись, дед заявил, что за эту цену повезет нас только к джайнским храмам. Времени у нас было мало (к вечеру мы должны были быть в Варанаси, проделав путь в более, чем 400 км), поэтому мы спорить не стали. Позднее по карте мы выяснили, что не осмотрели действующий храм Ханумана, Jabari Temple, Brahma Temple и Vaman Temple, в котором Вишну изображен толстым карликом.

Все-таки очень удачное время мы выбрали для своего путешествия: погода была очень комфортная, особо не жарило, но и дождей не было, а уж отсутствие толп туристов просто бальзамом проливалось на нас.

Вскоре мы подъехали к группе джайнских храмов, состоящей из трех штук: Lord Shantinath, Lord Parshwanath, Lord Adinath. Здесь же расположен музей джайнизма. Не успели мы оглянуться, как оказались в толпе торгашей, наперебой сующих нам в лицо магнитки с эротическими сценками. Мы решительно отмахнулись от них.

Кхаджурахо. Храм Lord ShantinathКхаджурахо. Храм Адинатх (Adinath Temple)


Первым в этой группе храмов был действующий с побеленными стенами и многочисленными башенками-шикхарами. Это был первый храм, чтобы войти в который нас заставили снять не только обувь, но и носки. В других храмах мы ходили в бахилках, одетых на обувь, и это было для нас очень корректно. Вход в храм сторожили все те же мифические львы, которые выглядели как-то мирно из-за своих коротких лап.

При входе в храм – картинная галерея с изображением не только этого храма, но и всех разбросанных в Кхаджурахо. И надо сказать, что выполнены они в таком ракурсе, что иногда по картинам получаешь большее впечатление от храма, чем наяву. Жаль, что схема расположения храмов рассчитана только на индусов, мы не смогли сориентироваться по надписям без английского перевода.

Сразу при входе в неглубокой нише – мраморные мужские обнаженные фигуры. А сбоку картина, на которой изображен лысый мужчина с какими-то авоськами в руках. Он тоже полностью нагой.

Кхаджурахо. Храмовые скульптурыКхаджурахо. Храмовые скульптуры


Каждую нишу заполняют фигуры обнаженных мужчин с четко очерченными гениталиями. Такие откровенные скульптуры встречаются нам в первый раз, и в храме это кажется несколько неожиданным. Храм – действующий, идут какие-то приготовления к службе, а мы ходим, делаем съемки и чувствуем себя очень неуютно.

Кхаджурахо. Храмовые скульптурыЕсли сказать коротко, то джайнизм исповедует веру в череду перерождений, строгий аскетизм, неизменную ценность каждой жизни (в каждой форме её проявления), и, как следствие, непричинение им вреда — ненасилие. Считается, что джайнизм возник в незапамятные времена, а его основатели и проповедники носят имя тиртханкаров (учителей). Их было всего 24 святых, которые через крайний аскетизм достигли просветления и обрели Нирвану.

Последний учитель был уже исторической личностью, и было это в VI веке до н.э. Все они придерживались обета наготы, поэтому их и изображают в таком неглиже. Здесь в храме имеется 4,5-метровая статуя 16-го тиртханкара Шантината (Shantinath), чьим именем он назван. Этот храм самый молодой, его построили из обломков других храмов всего-то 100 лет назад!

Выйдя из храма, поворачиваем направо и попадаем на небольшую площадку, где кучкуются (по-другому не скажешь) несколько зданий. В тесноте на небольшой площади здесь - смешение старинных храмов из песчаника и более поздней постройки (оштукатуренных) то ли часовен, то ли еще каких-то культовых сооружений с фигурами слонов при входе.

Почти у забора стоит храм Паршванатха (Parsvanath), самый большой и лучше всех сохранившийся из джайнской группы. Он имеет свои индивидуальные черты, хотя и полностью соответствует развитому стилю остальных храмов Кхаджурахо. Это нашло отражение в скульптурных композициях внешних бордюров. Здесь снова можно увидеть классическую сценку нежной любви Шивы и Парвати, и юную девушку, вынимающую занозу из ступни. Вход в храм лежит через крытую веранду, опирающуюся на две колонны. Храм датирован серединой 10 века н.э.

Кхаджурахо. Учитель АдинатхКхаджурахо. Храм Lord Shantinath и храм Паршванатх (справа)Мы присаживаемся на скамейку, чтобы полюбоваться четкими линиями строения, его витыми башенками и украшениями. В это время на забор садится та самая птичка, чье имя увековечено в названии местного пива. Это кингфишер, и она на самом деле, именно такой расцветки, как на картинке.

Чуть севернее находится храм Адинатх (Adinath Temple), более компактный, но не менее прекрасный. Он отреставрирован и это чувствуется. Я задираю голову, и в такой неудобной позе снимаю очередную партию опоясывающей храм скульптуры. В этом храме очень необычная мандапа, она выглядит, как триумфальные ворота. А внутри храма, в самом его сердце, за резным дверным проемом находится необычная черного цвета фигурка  еще одного учителя по имени Адинатх, первого из череды 24  тиртханкар. В свете политкорректности американской президентской гонки так и хочется сказать, что этот святой, возможно, был афро-индийцем. Ориентировочная дата постройки – конец XI века н.э.

В заключение скажу, что Индия обладает многовековой традицией строительства храмов. Материалы строительства могут быть от песчаника до белоснежного или инкрустированного мрамора, но только в Кхаджурахо храмы наполнены таким духовным началом.  За многие века существования этих храмов жестокие ветры, проливные дожди, летний зной, варварские действия человека  и неумолимое время шаг за шагом отнимали у них частицу за частицей, лишая скульптуры игривых улыбок, блеска глаз, изгибов тел в порыве страсти, жестов, наполненных желаниями.

Несмотря на это, они и до сих пор остаются непревзойденными произведениями, когда-либо созданными человеческими руками, в которые вложен колоссальный труд, творческий замысел, мастерство и не знающая границ фантазия художника! И как перекличка в веках здесь также как и в Италии, отражение силы духа, мощи человека, его победы над силами природы, передается посредством изображения телесной красоты.

Портреты индийских махараджейПортреты индийских махараджейПортреты индийских махараджей


Осмотр храмов мы закончили в 9.15 и вернулись в отель. По дороге рикша обозвал нас «нехорошими людьми», желающими за малые деньги все осмотреть. Посчитав его претензии несправедливыми, так как установленная цена и количество осмотренных храмов была с ним согласована вчера, мы не отреагировали на его стенания. В отеле мы еще успели искупаться в бассейне и даже немного полежать под лучами солнца. Это был последний в этом туре отель с бассейном. К 11 часам мы были готовы к отъезду, но… водителя-то нашего и не было. Мы пошли искать его по территории отеля, подняли на ноги всю прислугу и через 15 минут его нашли. На прощанье мы запечатлели интерьеры холла отеля, включая многочисленные черно-белые фотографии махараджей прошлого в соответствующих одеждах.

Портреты индийских махараджейНебесная танцовщицаНам предстояло преодолеть 415 километров, в конечном итоге мы это сделали за 9 часов езды. Ехали мы по разным дорогам, среди которых были и вполне приличные, но платные, и грунтовые с ямами и ухабами – бесплатные.           

Когда мы садились в машину, то водитель сразу же выключил музыку, а мы замахали на него руками, мол, оставь. Конечно, это были индийские песни, и первые часы езды они скрашивали нам путь. За все 9 часов мы ни разу не вышли из машины, хотя водитель останавливался и куда-то уходил, не предупреждая нас. Любая дорога на первых порах развлекает, так и мы увлеклись съемками индийских грузовиков всех мастей и размеров. А потом потихоньку нас начало укачивать, и дремота охватила нас.

Дорогами ИндииДорогами Индии


У нашего тощего водителя то ли просто характер такой желчный, то ли он съел чего-то. Он опять сделал замечание сидящей впереди, чтобы она не спала, а то это ему мешает. В машине зависла тяжелая пауза, после которой мы посоветовали Кате надеть темные очки и продолжить прерванное занятие. Уже начинало темнеть, когда мы попали на какой-то холмистый отрезок пути. Дорога серпантином крутилась вокруг холма, то спускаясь вниз, то поднимаясь вверх. Особенно было неприятно, когда навстречу на всех порах неслись грузовики.

Дорогами ИндииТолько тогда, когда за окнами начали мелькать бесконечные вязанки хвороста и поленницы дров, мы поняли, что мы прибыли в штат Uttar Pradesh, в город Варанаси. Слева от нас остался центральный железнодорожный вокзала города, мы оживились, но водитель сообщил, что завтра мы уезжаем с другого вокзала. В очередной раз, поплутав по городу и расспрашивая местных жителей, наш водитель-таки привез нас в забронированный нами отель – Pradeep, который мы выбирали сами по интернету (здесь адреса сайтов этого отеля: www.hotelpradeep.com и www.asiarooms.com.

В трехэтажном здании всего 45 кондиционированных комнат с мебелью и  декором в традиционном стиле. Простота и уникальность декора должны были прийтись по вкусу гостям. Отдельно подчеркивалось, что душ в номерах имеет 24-часовое наличие горячей и холодной воды. Насколько это важно, мы поняли в ходе нашего путешествия.

Правда, каждый раз читая в и-нете отельную рекламу, восхищаешься превосходным ее характеристикам. На самом деле это может быть далеко от истины. Так и про этот отель было сказано, что он стоит в ряду самых лучших отелей Индии. Это 3-звездный-то отель!!! Каковы пиар-ассы в Варанаси!

Однако мы выбрали ее из-за удобного расположения, тем более там ночевали всего одну ночь. Мы думали, что в Варанаси попрощаемся с делийским водителем, и трансфер на железнодорожную станцию завтра вечером нам будет обеспечен гостиницей, но наш водитель назначил на завтра время отъезда. Мы полюбопытствовали, не он ли и завтра с утра повезет нас на лодочную прогулку. Он интенсивно замахал руками.

При заселении в отель нашим первым вопросом было, как мы свяжемся с гидом (в ваучере была обозначена лодочная прогулка с гидом и трансфером на кондиционированной машине). Приветливый служащий на ресепшн внимательно прочитал наш ваучер, куда-то позвонил и сказал заветное «no problem» - типа не беспокойтесь, все будет хорошо.

На лифте мы поднялись на третий этаж в номер. Почти сразу раздался звонок гида, который пообещал приехать к нам через час, чтобы договориться о завтрашнем дне. Осмотрев номер, мы пришли в ярость.  Мало того, что номер был небольшой, так в нем опять было всего 2 кровати.

Я уже писала, что еще дома, просмотрев сайты отелей (которые нам дали в турфирме), мы обнаружили, что во многих из них  отсутствуют раздельные кровати. Нас трое взрослых женщин, и каждая из нас хотела спать на своей кровати, а не на одной большой двуспальной. Это было обязательным условием проживания в отеле, что было (по нашему настоянию) отмечено в ваучере каждого отеля. Кроме того, было получено от индусов заверение, что пожелание по поводу кроватей будет исполнено.

Это только потом мы поняли, что это относилось только к тем отелям, которые они предлагали сами, а по отелям, выбранным нами, они ничего не говорили. Так что к принимающей стороне  вроде бы и претензий нет. Желание выбрать отель, находящийся на расстоянии пешей прогулки от центра города, чтобы не связываться с такси и рикшами, и наша невнимательность к документам оказало нам здесь дурную услугу.

Если бы мы внимательно прочитали все ваучеры, то уже дома были бы готовы к неожиданности, заключавшейся в том, что две раздельные кровати здесь для третьего человека дополнялись простым матрасом. Устраивать разборки было бесполезно, да и время было уже позднее, хотелось выспаться.

Весь напор нашего гнева пришлось выдерживать простым непальским мальчикам, обслуживающим номера. Они не только не говорили по-английски, но и  не понимали язык наших жестов. Они просто были в ступоре от наших громких претензий, чтобы они принесли второй матрас (один создавал ощущение лежания просто на полу),  заправили постельное белье, подвинули две другие кровати. Все эти действия они выполнили, но медленно и неуклюже, постоянно оговариваясь, что они из Непала и всего-навсего обслуга. Да, прав был один из тех, кто в отзыве об отеле, дал ему уничтожительную характеристику.

За всеми этими перипетиями мы забыли про время, и через полтора часа спустя обнаружили, что гида до сих пор нет, и мы не знаем каков план на завтра. Спустились вниз. При всех минусах этого отеля могу сказать, что все компенсируется обслуживающим персоналом на ресепшн, который прилагал максимум усилий, чтобы мы остались довольны. Портье сообщил нам, что гид сегодня не приедет, так как отель решил все наши проблемы. Завтра у нас планируется ранний подъем и посещение Ганга на лодке до завтрака.

День, наполненный разнообразными впечатлениями и волнениями, закончился. Перекусив, мы легли спать.  

Хания, 2008 г.

Фото: Хания

Опубликовано: 05.10.2015
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.