Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

На горнолыжной трассе. Фото с сайта red-cat23.ru

Существует множество магазинов спортивных товаров, но не в каждом есть нужное снаряжение, поэтому придется побегать, чтобы выбрать именно то, что вам нужно. Можно конечно поискать и на просторах интернета.

сегодня

22 ноября
День независимости Ливана
День независимости
Ливан
Ливан

22 ноября – День независимости Ливана. В этот день 1943 года, после демонстраций и вооруженных стычек, французские власти были вынуждены восстановить законное правительство Ливана. Этот день был объявлен национальным праздником Ливана.

Порту. Река Дору и ее окрестности


Из цикла "На краю света". Часть 2

Река Дору

- Это река, дура!
- Что?!
- Это река Дору!
- А-а-а...
Диалог в вагоне метро на мосту Луиша I

Вид на мост Луиша I из винных кварталов


На город, в котором есть река, всегда интересно взглянуть с воды. Даже, если водная прогулка невозможна, как во Флоренции или Риме из-за искусственных порогов в первой и высоких набережных во втором, можно просто пройтись по набережным.

В Порту возможно и то и другое. Этот город со стороны реки совсем не помпезный, как некоторые европейские столицы с королевскими или императорскими дворцами и неизменным крейсером, поставленным на прикол (если что, я и про Лондон тоже). Вместо крейсера тут на вечной стоянки барки, выстроенные в ряд. Когда-то на них доставляли бочки с портвейном из виноградников, находящихся выше по течению.

Сейчас вино уже так не транспортируют, и барки тут находятся чисто для антуража. На левом берегу, где они пришвартованы, а тут формально уже не Порту, а город Вила-Нова-ди-Гайа, находятся склады и подвалы для хранения портвейна, а теперь еще и дегустационные залы.

Квартал РибейраНа правом берегу Дору прямо напротив алкогольного царства радует глаз разноцветными домиками квартал Рибейра с кучей кафе и ресторанчиков. Днем и в вечернее время там очень многолюдно. Хотел сказать: и шумно, но чего не помню, того не помню. Португальцы ведут себя гораздо тише соседей по полуострову.

Через реку Дору переброшены живописные мосты. С одним из них - с мостом Луиша I я познакомился еще в первый день, но он тут отнюдь не единственный. Большой выход к реке Дору и знакомство с ее достопримечательностями я отложил на потом. Была надежда на хорошее освещение.

Если у тебя с собой 4 кг оптики, то многое воспринимаешь уже с другой точки зрения. А где и во сколько будет солнце? А как то или иное место будет освещено? В общем, при планировании лишаешься как минимум одной степени свободы. С мостами была именно такая ситуация - к красивейшему мосту Марии Пии по берегу можно подобраться только с одной точки (чтобы и свет был, и в кадр ничего лишнего не попадало). И в эту точку желательно было попасть до полудня, иначе солнце будет с другой стороны, и снимать придется в контровом свете. Собственно наличие самого солнце тоже более чем желательно, но тут просто повезло - день выдался шикарный.

Дворец Болса и памятник Энрике-мореплавателюИнфант Энрике и рынок Ферейру Борхеша


С утра сделал контрольный выход к дворцу Болса или дворцу Биржи. Торговая площадь (Praça do Comércio) оказалась местом, которое я посещал в Порту чаще всего. Хотелось заглянуть во дворец, но он почему-то все время оказывался закрыт. Только на третий день выяснилось, что его готовят к винной выставке, которая намечалась через два дня после моего отъезда. В общем, и во дворце не побывал, и на выставку не попал. Но это вечная история: всегда найдется хоть что-нибудь, что будет по какой-то причине закрыто.

Рынок Борхеша изнутриНочью я тут уже был, а так выглядит торговая площадь днем. В центре Энрике - Мореплаватель в позе Ленина указывает на прекрасное далёко. И, как часто это случается с памятниками Ленину у нас, если пойти в указанном направлении, то попадешь в квартал Рибейра, если еще дальше, то и в винные подвалы на левом берегу Дору.

Рядом рынок Ферейру Борхеша, ныне превращенный в кинотеатр и помещение, где проводятся выставки. Написал ныне, но на самом деле, несмотря на название, как рынок он не просуществовал ни одного дня. Торговцы туда так и не переехали, и поначалу помещение использовали как музей, а некоторое время даже как зимний сад.

Рядом с Торговой площадью находится собор Святого Франциска, знаменитый резной деревянной отделкой интерьеров. Несмотря на платный вход, снимать внутри не дают. Трогать деревянные элементы отделки - тоже, что не мешает теткам стучать по ним, проверяя, действительно ли это дерево. Смотрители в свою очередь стучат им по головам с аналогичной целью.

Ну а дальше уже была набережная и мосты.

Собор Святого ФранцискаМост Марии Пии

Если у кого-то возникло подозрение, что мост Марии Пии что-то напоминает, подозрение правильное - мост проектировал Гюстав Эйфель, и у него все напоминает башню в Париже.

На момент постройки в 1877 году это был мост с самой большой длиной пролета в мире. До 1991-го он использовался по прямому назначению как железнодорожный мост. Потом движение перенаправили на соседний мост Сау Жоау, а этот получил статус национального памятника и был законсервирован. Сейчас по нему проложены какие-то трубопроводы, а движение запрещено. Кстати, башню в Париже Эйфель построил на 12 лет позже, потренировавшись на кошках в Порту и в районе французского Центрального массива (там он возвел сходного вида виадук).

Кстати, про кошек! Когда возвращался от моста со скалы неподалеку чуть ли не мне на голову свалился кот (судя по звукам, там намечалась кошачья разборка, но что-то пошло не так). Приземлился на четыре лапы, обалдело посмотрел по сторонам, отряхнулся и неторопливо пошел по своим делам.

Кот. Просто кот.Туристическая барка


С берега мост запечатлел, теперь нужно повторить то же самое с воды. Туристов по реке тут развозят на теплоходиках, напоминающих традиционные барки (барку рабелу - barcos rabelo). Судя по их поведению, капитанов на эти барки набирают из водителей маршруток.

- А когда мы отправимся?
- Когда пятнадцать человек наберется...

Зато вид с воды роскошный. Сначала мы повторили мой пешеходный маршрут и добрались до моста Марии Пии и нового железнодорожного моста Сау Жоау (Святого Иоана), построенного ему на замену. По старой португальской традиции на момент постройки тот стал мостом с самой длинной железобетонной аркой. Маршрут экскурсии доходит до точки откуда мост Сау Жоау, мост Марии Пии и автомобильный мост Инфанта Энрике видны одновременно.

Мост Сау Жоау, мост Марии Пии и мост Инфанта ЭнрикеМост Марии Пии и мост Инфанта Энрике


Те же действующие лица крупнее, но без моста Сау Жоау.

Мост Инфанта Энрике - это однопролетный железобетонный мост с самой большой в мире аркой - 280 м (вроде как даже без традиционной оговорки: на момент строительства). Лаконичный и красивый.

Мост Инфанта ЭнрикеМост Луиша I


За ним виден уже знакомый мост Луиша I. Его возводил ученик Гюстава Эйфеля - Теофил Сейрига в 1886 году. Сам Эйфель в тот момент был занят башней в Приже. Мост двухуровневый: по верхней части ходят поезда местного метро, а нижняя - автомобильный мост.

Поезда метро - это очень громко сказано! Тут скорее скоростной трамвай, чем он по факту и является. Три вагончика или в час пик сцепка из двух таких секций. Размер компенсируется издаваемым им шумом. Это исключительно громкое транспортное средство - в туннеле его слышно еще за две станции.

Еще одна особенность, доставшаяся в наследство от трамвая - в Порту движение в метро правостороннее. В Западной Европе на железных дорогах обычно принято левостороннее движение, аналогично - в метро. А тут двигались от трамвая, которому еще и по дорогам с автомобильным движением ходить надо.

Поезд метро на мосту Луиша IВид на мост Аррабида


Перед самым устьем Дору находится еще один автомобильный мост - мост Аррабида. Тоже в свое время рекордный по длине пролета. За ним уже виднеется Атлантика.

Открыв возможность пути в Индию вокруг Африки, португальцы не рискнули шагнуть за горизонт и пересечь океан. Безумия хватило у итальянцев - генуэзца Христофора Колумба (он же Кристофоро Коломбо) и флорентийца Америго Веспуччи. Безумства и красноречия, чтобы уговорить испанцев снарядить экспедицию.

Впрочем, у Веспуччи скорее только красноречия - путь-то уже был проложен. Почему португальцы и испанцы сами не рискнули? Видать реальный океан пугает больше, чем нарисованный на глобусе. Это уже потом Фернан Магальянш (Магеллан) обогнул земной шар, но его путь уже в гораздо меньшей степени был прыжком в неизведанное.

Берега Порту тоже довольно живописны. Например, парк палацио Кристал и вынесенная на опорах в реку набережная.

Парк у дворца КристаллВид на квартал Рибейра и дворец Епископа


Или уже упомянутый квартал Рибейра и возвышающийся над ним дворец епископа и Кафедральный собор.

Кроме вида с воды на Порту можно взглянуть и сверху. Например, из кабинки фуникулера.

Фуникулер в Вила-Нова-ди-ГайаВид с фуникулера на мост Луиша I


Или совсем сверху, с обзорной площадки у монастыря Серра-ду-Пилар.

Вид на реку Дору от монастыря Серра-ду-ПилларВид Порту и моста Луиша I от монастыря Серра-ду-Пиллар


И настроение такое одухотворенно-возвышенное. То ли от видов, то ли от полулитра портвейна, попавшего в организм на дегустации.

Дегустация

И к нему приходят люди.
С чемоданами портвейна,
И проводят время жизни.
За сравнительным анализом вина.
                                "Иванов". Б.Г.

Производители портвейнаВ рассказе про реку Дуру Дору за кадром остался момент, а как в моем организме оказались пол-литра портвейна? Варианты: подбросили враги, подбросили друзья, само приползло - не объясняют происшедшего. Все банально - вместе с билетом на экскурсию по реке, мне выдали два ваучера на посещение дегустационных залов.

Эти ваучеры оказались гораздо интереснее, чем выданные Чубайсом, хотя и тут все примерно так же: хочешь что-то нетривиальное - плати свои. Причем смысл этой бумажки для меня так и остался скрыт, поскольку на входе в заведение, куда я направился, красовался баннер: Free degustation. Тем не менее, бумажку там взяли и выдали материал для ознакомления.

Надо заметить, в плане знакомства с портвейном я приехал в Порту с совершенно незамутненным сознанием. То есть, не знал об этом напитке практически ничего. В эпоху моей молодости существовал культовый напиток со сходным названием (например, портвейн 777 или, не к ночи будет сказано, портвейн Анапа), которые не были и не портвейном, и не вином вообще. Бормотуха - она бормотуха и есть. Но мы были студентами, и в общем-то тогда и такое шло на ура.

Потом вместе СССР ушли и осколки той эпохи в виде химоружия, маскирующиеся под напитки. Тем не менее, с настоящим портвейном потом как-то не пошло. Я уже и сладкие вина реабилитировал в виде речотто, сотерна, и токая (имеется ввиду не тот, что стоит 300 рублей, а тот, для которого указано, сколько путтоньшей подвяленного винограда было использовано при изготовлении вина).

Да и с креплеными был пройден ликбез с хересм (там целый мир, и с ним как-то неожиданно сложилось со знакомством) и марсалы (тут еще есть, что изучать). А вот портвейн до визита в подвалы в Вилла-Нова-ди-Гая, как-то не пошел. Заходы были, но оставалось большое недопонимание. Поэтому одной из целей заезда в Порту в частности и в Португалию вообще было просвещение в этом вопросе.

В итоге все сложилось успешно. Местом, на которое навели, - был дегустационный зал Noval. Noval - это один из старейших производителей вина в Португалии, они производят портвейн уже более 300 лет. Старее только Croft (440 лет), Kopke (380 лет), Warre (350 лет) и Quarles Harris (340 лет). Ворона или ворон на этикетке не дадут промахнуться. Что тут сказать, появилось некоторое понимание, что означают не только цифры на этикетке, но и буквы. Кстати, цифры, как оказалось, - это не выдержка, и не самый старый виноматериал в купаже, и даже не самый молодой. Эту цифру придумывает специальная комиссия. В целом там все логично: 40 лучше, чем 20, а 20 лучше, чем 10, но выводить из этого годы смысла нет.

ДегустацияА вот с буквами все еще интереснее. Были продегустированы Черный портвейн (Black Porto), портвейн LBV (Late Bottled Vintage) и Colheita (Колейта). LBV - это портвейн из винограда одного года и выдержанный перед разлитием по бутылкам нужное число лет (от 3 до 6).

Идея в целом, чтобы после бутылирования его можно было сразу пить. Потенциала к выдержке не имеет, но тут не очень-то и хотелось - этот портвейн сразу хорош. Colheita - это подвид Tawny (Тони) - выдержанных портвейнов купажируемых из вина разных урожаев, выдержанного в дубовых бочках по методу Солера.

Только для Колейты вино отделяют и продолжают выдерживать его под особым наблюдением, если эксперт сочтет данный год особо многообещающим. Такое вино обычно не купажируется или купажируется, но с такими же и того же года. В общем, проникся. Кстати, институт портвейна выставляет напиткам рейтинг от 1 до 9, и с XIX века и по сей день 9 не получал никто. Очень строгие требования, хотя уже непонятно, как сравнивают-то!

Там же я понял, как определить, что дегустацию стоит заканчивать. Как я уже говорил, напротив винных подвалов на другом берегу реки Дору находится квартал Рибейра. Домики там в целом создают неповторимый и очень симпатичный пейзаж, но сами по себе не очень красивы. Так вот, как только эти домики начинают казаться ровными, симметричными и начинают вызывать чувство эстетического удовлетворения, нужно немедленно остановиться, расплатиться и двинуться дальше. И лучше реально дальше, а не в соседние подвалы Сандемана.

Тот, кто стережет баржу

И надо мной держит черный плащ
Тот, кто стережет баржУ.
("Стерегущий баржУ". Б.Г.)

В Порту вас повсюду будет подстерегать фигура в шляпе и черном плаще - Сандеман. Это эмблема одного из производителей портвейна. Он будет глядеть на вас со стен домов, будет охранять баржи с вином, взирать на вас с этикеток.

Стерегущий баржУ.Фигура в плаще


Фигура напоминает канонический образ Зорро. Но, если тот чертил шпагой букву Z ей же расправлялся с врагами, то у Сандемана в руке бокал портвейна, но управляется он с ним не менее виртуозно. Вспоминаем каноническое:

И быстро вливает портвейна литр
Сторожу прямо в рот.
("Сторож Сергеев". Б.Г.)

После этого противник сначала оказывается пораженным, потом потрясенным, встает на путь исправления и совершенно одухотворенном состоянии отправляется вдаль.

Кстати, про Б.Г. Только недавно обратил внимание: а почему портвейна литр? В советское время для портвейна был только один типоразмер - 0.75. То есть, чисто технически нужно было влить в сторожа одну бутылку, потом отмерить примерно стакан - 0.25 и влить еще и его. Не верится в осуществимость такого процесса.

Оригинальный португальский портвейн тоже в литровых бутылках практически и не встречается - в основном те же 0.75. Бывают пробники - 0.375, совсем мелкие сувенирные мензурки, еще более редкие 0.5 и полуторалитровки. Литровок не видел, да и не могло быть тогда португальского портвейна даже теоретически.

Зато в литровых бутылках в те времена был вермут - та же бормотуха по сути, но зато классический объем выдерживался строго. Так, одной фразой Б.Г. обозначил круг интересов творческой интеллигенции.

Городские записовки

Как обычно, зарисовки о чем-то интересном, что попалось на глаза во время прогулок по Порту.

Во-первых, это памятник Зеленому чемодану, на который я натнулся еще в первый день по пути в гостиницу.

Памятник Зеленому чемодануПамятник Зеленому чемодану


Может он и не таким задумывался изначально, но, покрывшись патиной, стал вполне зеленым. И уж абсолютно точно, это чемодан путешественника, хоть и коммивояжера.

Но это не единственный необычный монумент в Порту. В квартале Рибейра есть фонтан Куб с птицами

Куб с птицамиМузей сострадания


С памятником около музея сострадания (что там внутри, не знаю - не спрашивайте), все проще - там есть табличка с описанием и схемой. Это поток чего-то, вырывающийся из музея на улицу, и создающий связь с миром.

В переулках около Сау-Бенто есть огромный "ёж". По ночам он еще и светится. А на станциях метро попадаются древнеримские руины.

Гигантский ежДревнеримские руины


Обращают на себя не только памятники, но и рисунки на стенах. Например, один, который я назвал: А не нужно ли закатать губу?

А не нужно ли закатать губу?Не верь глазам своим!


И если видишь на магазине одежды надпись Moloko, не верь глазам своим!

Книжный магазин Леллу

Экскурсии в Порту водят не только на вокзалы, но и в книжные магазины. Кстати, в отличие от Сау Бенту, за посещение книжного магазина Леллу (Livraria Lello) еще и деньги берут. С другой стороны, традиционных музеев с картинами и статуями в Португалии совсем мало. Вот так и выкручиваются.

Магазин ЛеллуМагазин ЛеллуМагазин Леллу


За что берут деньги, понимаешь, как только переступишь порог. Внутри традиционное для Португалии царство резьбы по дереву.

История Lello начинается с 1894г., когда Хосе Пинто де Соуза Лелло принял на себя руководство книжным магазином Chardron, занимающимся издательским бизнесом и редактированием книг. Расширение магазина потребовало строительства нового здания на улице Кармелитас, где теперь помещается Livraria Lello.

Магазин ЛеллуМагазин Леллу. Резьба по дереву.


Входной билет, кстати, не дает права вынести оттуда книгу на потраченную сумму. С ним можно только получить довольно символическую скидку. Да и в отличие от парижского "Шекспира и Ко", ассортимент на полках тут сильно попроще. Зато интерьер впечатляет.

© Текст, фото: Виктор Колосов

 

Опубликовано: 04.05.2017
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.