Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

C ребенком  на море. Фото с сайта maminakarta.com.ua

Выезжая с ребенком на море (особенно в первый раз), мама волнуется, как то самое море, и забывает взять самое необходимое. Чтобы успокоиться и перед отъездом хорошо отдохнуть, предлагаем мамам ознакомиться с рейтингом обязательных вещей для ребенка на море.

сегодня

25 апреля
Начало строительства Суэцкого канала
Начало строительства Суэцкого канала
В 1859 году в египетском городе Порт-Саид началось строительство Суэцкого канала — кратчайшего водного пути между Индийским океаном и областью Средиземного моря в Атлантическом океане.

Поездка в Дивеево


Одно из самых священных мест на русской земле

Мы, в большинстве своем обычные мирские люди, целый век крутимся, как белки в колесе: сначала встаем на ноги, потом создаем  ячейку общества, потом поднимаем детей, одновременно всеми силами стараясь стать образованнее, обеспеченнее и значимее в глазах родственников, друзей и знакомых. Потом начинаем подсчитывать успехи и неудачи, охать и лечиться. И далеко не у каждого находится время, да и желание, в свое время начать, как говориться, думать о душе. А у некоторых это желание и вообще никогда не приходит.

Дивеево


Тем не менее тенденция очевидна: многие люди нынешнего старшего поколения, бодро пройдя убежденными атеистами пионерское детство и комсомольскую юность, а потом преодолев тяжкое, тёмное время перемен и хлебнув полную чашу трудностей и потерь, испытывают искреннее желание обернуться лицом к Богу. Люди начинают читать Библию, интересоваться историей религии, покупать религиозную литературу, слушать религиозные передачи, ходить в храмы. Они задумываются о нравственности. Они радуются, что восстают из забвения порушенные в советские годы церкви и монастыри. Охотно жертвуют деньги на их восстановление. Всё это происходит сейчас на наших глазах, и от этого мир вокруг нас становится светлее и прочнее. Воскресает вера в то, что нравственное здоровье народа непременно улучшится.

Дороги в российской глубинке.Въезд в Дивеево.


И мы с женой как православные крещеные люди, живущие в православной стране, решили, наконец, отрешиться от земных забот, которым не видно конца, и посетить одно из самых священных мест на русской земле – Дивеевский монастырь. И приложиться к мощам одного из наиболее почитаемых на Руси святых – преподобного Серафима Саровского.

Для желающих посетить Дивеевский (если строго – Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский) монастырь каких-либо непреодолимых трудностей не представляется. В Дивеево организуются паломнические поездки на автобусах – с размещением и гидом. Туда можно добраться и самостоятельно – либо на машине, либо на поезде до Арзамаса, а оттуда уже на рейсовом автобусе.

В провинциальном городке Дивеево.Очень типичные провинциальные бабушки торгуют дарами садов, полей и лесов.


В интернете можно найти множество отзывов и предложений о размещении в гостиницах и частном секторе. Некоторые хозяева любезно предложат встретить вас на вокзале в Арзамасе и довезти на своей машине до Дивеево. Если повезет, можно даже договориться об аренде отдельной квартиры. Цены на проживание более чем приемлемые – в среднем по 500 руб. с человека за ночь. В дивеевских гостиницах (а их там предостаточно) цены, конечно, круче.

Мы добирались до Дивеево на машине. И тут есть 2 варианта: либо ехать по федеральной дороге М-7 прямо до Нижнего Новгорода, а потом резко повернуть на юг, на Арзамас (этот путь составит примерно 580 км), либо во Владимире повернуть от окружной дороги на Муром и ехать по живописной дороге в российской глубинке (эта дорога наиболее короткая – примерно 460 км). Есть, кстати, и третий вариант – ехать по федеральной дороге М-5 через Рязань, по направлению на Саратов, и в Зубовой Поляне повернуть строго на север. Это дорога имеет длину примерно 590 км.

Таких палаток с атрибутами для посещения монастыря повсюду множество.Здание администрации в Дивеево.


Мы изначально решили, что ехать по прямой дороге, по автомагистрали, будет проще и быстрее. И очень жестоко ошиблись. Во-первых, наша поездка выпала на праздничный день 12 июня, и на дорогах было очень много машин, хотя выехали мы очень рано – в 05.00. Во-вторых, на дороге М-7 во многих местах локально шли ремонтные работы и из-за этого везде были длиннющие пробки. Короче говоря, наш путь до Дивеево занял невероятные 15 часов!

Но это всё временные трудности, которые быстро забываются, и о них вскоре можно говорить иронически: надо же было так вляпаться! Разве это может хоть немного затмить ту радость, которую мы получили от посещения монастыря.

План монастыря.Около входа на Святую Канавку.


Поскольку мы приехали в Дивеево в праздничный день, в городке было множество народу, приехавшего и своим ходом, и на экскурсионных автобусах. Возможно, многие приехали на один день, без ночевки. Мы же еще в Москве решили провести в Дивеево полноценный день, поэтому собирались остановиться на 2 ночевки.

Из интернета мы выписали десятка два телефонов, по которым можно было бы договориться о проживании в частном секторе, и хотя было много приехавших и тётенька, с которой мы еще будучи в Москве договаривались по телефону, предложила в итоге неудобоваримый вариант, мы быстро нашли замену, обзвонив несколько припасенных телефонных номеров. Это был новый частный дом в 10-ти минутах ходьбы от монастыря (впрочем, городок Дивеево небольшой, и там из любого места можно пешком уложиться в это время). Отдельная комната, кухня со всем необходимым, туалет, ванна, невдалеке несколько супермаркетов. За две ночи за двоих мы заплатили 2000 рублей.

Сам городок Дивеево особо ничем не примечателен. Типичный такой провинциальный. Есть, конечно, специфика в том, что повсюду много палаток, в которых продаются разнообразные религиозные атрибуты и в особенности – платки, накидки и юбки для женщин. Много рекламы – на домах, на столбах – с предложениями о размещении в частном секторе. На улицах провинциальные бабушки приторговывают различными овощами, грибами, орехами, земляникой. В положенном месте, в центре городка, стоит здание администрации с традиционным Владимиром Ильичом на постаменте.

Паломники медленно идут вдоль Святой Канавки.Паломники медленно идут вдоль Святой Канавки. Видны парники – плод деятельности многочисленных послушников монастыря.


На следующий после приезда день, который мы посвятили посещению монастыря, там ходили толпы народу. Прежде всего, была огромная очередь на поклонение мощам преподобного Серафима Саровского в Троицком соборе. Мы прикинули – часа на три. И решили отложить это посещение на вечер (мы уже сталкивались с аналогичной ситуацией в Иерусалиме, когда однажды с утра отстояли около двух часов в очереди в Кувуклию, в Храме Гроба Господня, а приехав в следующий раз после 16.00, попали туда беспрепятственно).

Утром мы медленно прошли вдоль Святой Канавки, длина которой составляет примерно 770 метров. Принято идти по ней, углубившись в молитву, посвященную Богородице:  «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Троицкий собор.Троицкий собор.


Серафим Саровский учил, что надо здесь помолиться Богородице не менее 150 раз, и тогда она поможет каждому в чем-то сокровенном и насущном. Поэтому многие ходят тут с маленькими молитвенниками и чётками. Нам особенно трогательно было видеть примерно 6-летнего мальчика, медленно и сосредоточенно идущего тут с мамой и делающего отсчет на четках. Кстати, вечером, мы еще раз, медленно и с благоговением, прошли вдоль Святой Канавки.

Преображенский собор.Преображенский собор.


Потом мы вдоволь погуляли по территории монастыря и полюбовались видами храмов в разных ракурсах и проекциях. Погода была отличная, солнечная, светились купола – и, наверно, поэтому создавалось ощущение какой-то воздушности храмов и их свечения как бы изнутри. Утром и вечером солнце освещает разные грани храмов, и поэтому доставляет большое удовольствие много фотографировать и находить новые штрихи.

Здесь, в коротком рассказе, нет смысла  подробно описывать историю монастыря, архитектурные особенности храмов, жизнеописания монахинь, которые оставили тут неизгладимый след. Всё это очень интересно, но всё это можно, при желании, найти в интернете.

Благовещенский собор.Благовещенский собор.


Наверно, стоит лишь сказать, что главные храмы монастыря – Троицкий, Преображенский, Благовещенский, Колокольня, Казанский, Трапезный – великолепны как снаружи, так и изнутри. Они спроектированы в разных архитектурных стилях – от русско-византийского до русского барокко. Даже неверующие люди могут тут получить громадное удовольствие только от созерцания этой невероятной красоты.

В Троицком храме находятся святые мощи Серафима Саровского, и мы вечером того же дня, когда схлынула основная волна паломников, сумели приложиться к ним, отстояв в уже сравнительно небольшой очереди примерно полчаса. Конечно, каждый человек, приходит сюда со своими мыслями, приносит свои просьбы к преподобному Серафиму. Всё это очень индивидуально и сокровенно, но главное – все приходят сюда с верой.

Часовня во имя преподобного Серафима.Статуя Серафима Саровского.


Стоит упомянуть еще деревянную часовню во имя преподобного Серафима, в которой раздают традиционные сухарики (в качестве просфорок) и около которой тоже постоянно стоит очередь, и Надкладезную часовню, в которой можно умыться и напиться святой водой.

Трапезный храм в честь святого Великого князя Александра Невского.Надкладезная часовня со святой водой.


Нельзя не обратить внимание на то, что территория монастыря очень хорошо ухожена. Это плод труда многочисленных послушников монастыря. Тут и там видны люди, выполняющие различные работы в садах и на газонах. На территории монастыря есть огороды и парники. Повсюду очень много цветов.

Колокольня.Колокольня и Казанский храм.


Мы были также очень довольны, что вечером без особого труда зашли в Казанский храм и приложились к мощам преподобных монахинь Елены, Марфы и Александры. Желающих приобщиться к святости этого места, безусловно, должны заинтересовать жизнеописания этих и других монахинь, которые также легко найти в интернете.

Казанский храм.Перспектива храмов Дивеевского монастыря.


Хочется отметить, что Казанский храм, на фоне других, выглядит очень скромно. Но известно, что преподобный Серафим при жизни говорил монахиням, что именно этот храм, в числе всего трех богоизбранных, при светопреставлении, когда вся земля сгорит, вознесется на небо целиком неразрушенным.

Святой источник преподобной Александры Дивеевской.Около Иверского святого источника.


И, конечно же, люди, приезжающие сюда, считают своим долгом посетить все святые источники. В них можно вдоволь напиться святой воды, взять ее с собой (пластмассовая тара – до пятилитровых бутылей – любезно продается местными жителями) или даже окунуться в нее. Святых источников в Дивеево шесть. Из них мы посетили четыре. Три источника (Казанский, преподобной Александры Дивеевской и Иверский) находятся в шаговой доступности от монастыря. А до четвертого источника (пожалуй, главного), источника Серафима Саровского,  лучше добраться на машине – он находится примерно в 14 километрах от монастыря, в поселке Цыгановка.

Казанский святой источник.Часовня около источника Серафима Саровского.


Уже примерно за километр до этого, дальнего, источника, наблюдается аншлаг. Вдоль обочин дороги люди плотными рядами ставят машины и дальше идут пешком. Хотя многие не догадываются, что у самого источника есть очень обширные автостоянки, где хватит места на всех.

У источника Серафима Саровского находится красивая часовня. Здесь же есть трапезные и лавки, где можно купить себе рубашку для того, чтобы окунуться в святую воду. Впрочем, большинство припасает для этих целей свою одежду: женщины заходят в воду в длинных рубашках, а мужчины особо не мудрствуют – окунаются в плавках.

Паломники у источника Серафима Саровского.Паломники у источника Серафима Саровского.


Для входа в воду с разных сторон оборудованы удобные лесенки. Вода в источнике обжигающе холодная. Несмотря на жаркую погоду, температура воды, по ощущениям, была в районе 9-10-ти градусов. Тем не менее и женщин, и мужчин, окунающихся по всем (каким-то неписанным) правилам – троекратно и с головой – было немало. И наверняка не было таких, кто бы в этой святой воде схватил простуду.

Я могу отметить, что после такого омовения возникает необыкновенное чувство бодрости, легкости, умиротворенности и доброты к окружающему миру.

Посещение Дивеево надолго заряжает человека положительными эмоциями. И непременно хочется побывать там снова.

Храм  святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских в Ковылкинском районе в Мордовии.Храм преподобного Серафима Саровского в мордовском городке Ковылкино.


Поскольку у нас в программе была еще поездка в небольшой мордовский городок Ковылкино, где проживает мой институтский товарищ, то нам посчастливилось, с его подачи, посетить еще одно примечательное место, о котором вообще мало кто знает. Это Сканов пещерный мужской монастырь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Он находится недалеко от небольшого поселка Наровчат. А это уже Пензенская область.

Интерес там представляют прежде всего пещеры, в которых еще во времена татаро-монгольского нашествия скрывалась христианская община. Общая длина пещер составляет порядка восьмисот метров, и они находятся, как говорят, на пяти ярусах.

В Скановом пещерном мужском монастыре преподобных Антония и Феодосия Печерских.Переходы в пещерах.


Чтобы подойти к входу в пещеры, надо подняться на гору по деревянным ступенькам (которых примерно 200). Потом подойдет монах, откроет вход в пещеры, будет сопровождать посетителей и рассказывать об истории этого монастыря. В руках у него свечка, но лучше всего заранее запастись фонариком.

В пещерах, за счет искусно придуманной еще в древнее время системы вентиляции поддерживается постоянная температура (около 8 градусов) и низкая влажность. Поэтому в пещерах прохладно, но не промозгло. По пути сложных переходов попадаются выдолбленные в толще скалы кельи, в которых монахи могли отрешиться от всего земного и предаваться молитвам Господу.

Одна из келий в пещерном монастыре.Вид с горы, от входа в пещеры.


После посещения этого монастыря возвращаться в Москву уже удобнее по автомагистрали М-5, через Рязань. Весь тот путь, который мы проехали по российской глубинке, не вызвал абсолютно никаких отрицательных чувств. Мы ехали по вполне приличным, а местами даже отличным дорогам, видели ухоженные, обработанные поля. По обочинам дороги ни разу не видели такого лютого сорняка, как борщевик (а вот, например, проезжая по главной трассе страны – между Москвой и Санкт-Петербургом, можно видеть прямо-таки плантации, леса этого сорняка). Зато мы были просто очарованы обилием люпинов.

Дорога в Мордовии.Люпиновое поле в Мордовии.


Нельзя также не отметить, что по пути часто встречаются восстановленные, чистенькие, милые глазу церквушки. Мы ехали с чувством, что, наверно, не всё так уж плохо в нашей огромной стране, которую чаще принято ругать, чем хвалить, что повсюду отчетливо видны зачатки возрождения.

© Фото: Анатолий Шибаев

Опубликовано: 13.07.2015
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.