Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Осень в Карпатах. Фото с сайта fotose.com

Для внимательных людей открывается возможность провести бархатный сезон в Карпатах за весьма скромную сумму. В течение одной или двух недель отели привлекают постояльцев, делая потрясающе выгодные предложения.

сегодня

24 июня
Великая ложа
Появилась первая масонская организация

24 июня 1717 года в Лондоне появилась первая масонская организация, названная «Великой ложей». Со временем ее отделения открылись и в других странах Европы, в том числе в России.

Паленке: церемониальный центр майя


Из цикла «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает…» Часть 18

7 день, 20 марта  2010 г. – суббота, Паленке – Кампече

Утром выяснилось, что половину туристов настигла если не «месть Моктесумы», то обычное несварение желудка. Завтракать многие отказались, а остальные явно хотели обеспечить себе профилактику. Под натиском жалоб Эмилио сдался и пообещал заехать в супермаркет и купить лекарство, «которое все будет в порядке» (Pepto-Bismol).

Паленке. Храм черепов

Мы не злорадствовали, но подумали, может быть это отрезвит наших попутчиков от их страсти к еде в придорожных шалманах. Ожидание при посадке в автобус скрасило появление игуаны, на нее бедную набросились все с фото и видео-камерами.     

Мы действительно заезжаем в магазин, но как мы ошибались, думая, что в него пойдет сам Эмилио с конкретной целью покупки лекарств. Нет, наша волшебная группа потянулась туда за покупками тоже, ну и понятно сколько времени было потеряно.

Надгробная плита в ПаленкеМировые эзотерики, безусловно, чтут Мексику как мировой энергетический центр аналогично Египту, поэтому он часто посещаем туристами из Старого и Нового света. Паленке - первый на нашем пути и крупнейший церемониальный центр майя.  

Этот город впервые был обнаружен в джунглях в конце 18 века испанским священником, услышавшим о существовании какого-то загадочного города. С целью описания обнаруженного, сюда прибыла экспедиция во главе с военным капитаном. Однако его доклад не понравился духовенству и его упаковали в архив.

Так  бы и пропадать ему там, если бы с него не сняли копию, обнаруженную позднее в Гватемале. Обнаруженный одним итальянцем этот доклад попал в Лондон, и некий книготорговец напечатал его. Многочисленные искатели приключений прибывали сюда, и наконец, было сделано описание города. Работы по изучению и восстановлению древнего города начались в двадцатых годах 20 столетия.

Идентифицировать имя покинутого загадочного города не представлялось возможным. Местные индейцы племени чоль, называли его "Отиоттиун" ("каменный город"). Такое название не прижилось и в дальнейшем ему дали имя находящегося рядом поселка Санта-Доминго-де-Паленке (по-испански «изгородь»), но чтобы не путать стали добавлять к имени слово «руины» (Palenque Ruins).

Расстояние из города до руин всего 6,5 км и хорошая дорога среди сочной зелени мощных зарослей уже воодушевила нас. Желающие оплачивают видеосъемку, и вот мы уже на центральной площади города. Здесь, как и в Монте-Альбане, нам подгрузили местного сопровождающего, который через какое-то время плавно растворился.

Утро было прямо создано для наслаждения историческими артефактами в природном интерьере. Солнце ярко светит на голубом небе, зелень мощными декорациями украшает тронутые плесенью белые здания на вершинах ступенчатых лестниц, а под ногами сочно-изумрудная зелень.

И поют птицы, как они поют! Захотелось лечь на травку и проникнуться моментом жизни, его смыслом, глядя на столь древние остатки некогда существовавшей здесь цивилизации. Посредине площади растут большие деревья, под их тенистой кроной установлены скамейки, на которых уже сидят и отдыхают обалдевшие  туристы.

Этот наиболее крупный  и важный город майя являет собой множество загадок, над решением которых ученые бьются до сих пор. Майя – цивилизация Центральной Америки, сложившаяся на полуострове Юкатан и в Гватемале. О

на известна благодаря своему искусству, письменности и архитектуре, а также знаниям математики и астрономии. «Начала формироваться в предклассическую эру (2000 до н. э.- 250 н. э.), большинство её городов достигло пика своего развития в классический период (250 н. э. — 900 н. э.). Продолжала своё существование до прибытия конкистадоров».

Майя строили каменные города. «Однако 1200 лет тому назад на земле произошла ужасная катастрофа, с лица земли исчезла одна из развитых цивилизаций в мире. Погибло несколько миллионов человек, которые умерли мучительной смертью. До сих пор никто не знает тайну гибели майя.

Их цивилизация находилась на высоком уровне развития. Они изучали астрономию, математику, но в то же время приносили жертвы. Индейцы обожествляли Луну, Солнце,Ветер, Воду, а также поклонялись разным богам. Жрецы – высшая каста, только им разрешалось общаться с заоблачными богами.

Города майя были центрами культуры, искусства, науки. Майянское государство процветало в 9 веке н.э., но когда они были на пике развития, произошло что-то ужасное. Менее чем за 100 лет майя исчезли, города опустели.

Почему цивилизация, существовавшая 2 тысячи лет, исчезла в столь короткое время? Погибло около 11 миллионов человек. Что могло вызвать столь массовую гибель людей? Общество переживало какое-то бедствие. Сотни километров, огромная территория – как одновременно могли исчезнуть столько народу? Причиной этого могли быть войны, эпидемия, гибель урожая. Масштабы и скорость исчезновения впечатляют. Буквально произошла мгновенная гибель цивилизации».

История столицы самой западной империи майя – Паленке – насчитывает почти тысячу лет и заканчивается в конце первого тысячелетия н.э. Пережив здесь свой расцвет в 6-8 веках, этот город пал под ударами тольтеков, пришедших с севера. Магическая цивилизация оставила нам в наследство 1400 построек в Паленке, и совершенно заслуженно его называют здесь "Параисо Майя" (Рай Майя).  

Паленке. Храм череповСправа от входа на центральной площади в одну линию расположены (справа налево) храм Черепов (Tempo de la Calaverda), храм 13, гробница Красной Попугаихи и Храм Надписей. Названия храмам давались в силу обнаруженных на них рельефов или фресок, а не особо выдающиеся сооружения просто нумеровались.

Храм черепов получил свое название из-за явно видных рельефов на фасаде. Лично на меня любое изображение черепов действует не лучшим образом, так как прослеживается однозначная связь со смертью. В Мексике же несколько иначе и, по-видимому, эта традиция идет из далекого-далека.

Растительность потихоньку отвоевывает лестничные марши и, хотя это украшает вид, но ведь и разрушает одновременно. Видим самостоятельных туристов, снующих высоко наверху, но мы подниматься на Храм Черепов не будем.

Прослушав информацию, двигаемся дальше, и я понимаю, что, к сожалению если хочешь фотографировать, то надо делать это здесь и сейчас, так как обратно сюда мы уже не вернемся.

Вход в Гробницу Красной Попугаихи оборудован соломенным навесом, и мы ныряем в его прохладное нутро. Внутри гробницы, расположенной на высокой платформе, несколько камер. В одной из них был найден саркофаг с телом женщины, обсыпанной ртутным минералом, имеющим алую окраску. Красной понятно, но почему попугаихи?  

Паленке. Гробница Красной Попугаихи и Храм НадписейПаленке. Храм Надписей

Несмотря на еще достаточно раннее время, становится жарко, а высокая влажность порождает быструю усталость. Следующим идет наиболее отреставрированное здание. Это Храм Надписей. Вокруг него образовалось много легенд, и все это благодаря той самой гробнице, изображение крышки которой встретило нас в отеле.

Собственно сам храм находится на вершине ступенчатой пирамиды высотой 24 метра. Наверх ведет лестница с 69 степенями. Доступ к храму сегодня закрыт, поэтому довольствуемся прочитанным, что  «воздвигнутый в VII веке храм содержит уникальное захоронение майя и множество гигантских каменных плит с иероглифами, благодаря чему он и получил свое название».  

Этих табличек с иероглифами здесь ни много ни мало, а 620 штук! Храм был построен еще при жизни правителя Пакаля, вернее была возведена гробница, а уж затем его сын (Кан-Балам II) возвел над ней пирамиду и храм.

Археолог Рус добрался до гробницы в 1952 году. Внутри находилось тело правителя Пакаля. Оно было сплошь покрыто драгоценностями из нефрита. Поверх его лица лежала нефритовая маска из более, чем 240 кусочков. Глаза были изготовлены из обсидиана и раковины. Сегодня оригиналы маски и крышки гробницы хранятся в Музее антропологии в Мехико.

Путешествие в иной мир было обставлено с неимоверной роскошью, а чтобы воры не разграбили несметные сокровища, гробницу очень заглубили, а ход засыпали песком и камнями. Очень напоминает тему египетских гробниц, с той разницей, что в Египте не было храмов наверху. А еще эта находка подтвердила, что пирамиды строились не просто как большое основание для храмов наверху. Кто знает, что скрывается в недрах многих отрытых пирамид?

Паленке. Храм НадписейСегодняшние бело-серые фасады зданий предположительно были окрашены ранее в красный цвет, а кровельные гребни (разрушенные сегодня) и барельефы  имели и полихромную окраску. Можно только силой воображения представить, как красиво это выглядело среди буйной растительности, покрывающей горы.

Влажность здешних мест привела к отсыреванию многих зданий и сегодня они молчаливым укором взирают на туристов. На сайте по адресу j-times.ru/majya/grobnica-pakalya.html кроме рассказа о крышке гробницы, дано воссозданное изображение зданий центральной площади.  

Паленке. Храм НадписейОгибаем Храм Надписей и попадаем к Дворцу. Он стоит на высокой ступенчатой пирамиде. Построенный в 7 веке, не один раз перестраивался в дальнейшем, да и само строительство велось по типу долгостроя – 120 лет.    

Чтобы представить размах здания приведу размеры прямоугольного основания – 104 м на 80 м. Анфилада комнат, крытых галерей и переходов опоясывает внутренние дворики. Эмилио ведет нас внутрь, показывая каменное ложе и своеобразные потолки комнат.

Пройдя лабиринтом зданий, выходим на западную сторону Дворца, которая обращена к Храму надписей. Отсюда сверху нужно сделать фотографию, именно здесь ракурс особо удачный!

Паленке. Рельефы ДворцаПаленке. Рельефы ДворцаВниз ведет широкая и крутая лестница, а колонны галереи украшены рельефными изображениями властителей и поверженных врагов. Рельефы сильно повреждены и потребуется много усилий, а главное денег, чтобы восстановить по крупицам этот шедевр. Особенно хорош лупоглазенький и носастенький воин-хромоножка, у него замечательная прическа с украшениями.

Внутри дворца возвышается четырехэтажная квадратная башня. Ее восстановили в середине прошлого века, и позиционируется она как астрономическая обсерватория жрецов. Бытует мнение, что майя в основном были крестьянами, а управляли ими высокообразованные жрецы. Чтобы сельскохозяйственные работы проводились вовремя, и был получен максимальный результат, был разработан сложный календарь.

Паленке. ДворецПаленке. Храм Надписей и Дворец



Во внутреннем дворике Дворца мы можем обозревать имеющиеся здесь настоящую парную баню и женский и мужской туалеты. Кроме нас на небольшой территории перед баней скопилось несколько небольших групп туристов, и мы ждем своей очереди. В одном из углов двора находим отреставрированные плиты с рельефами пленников, которых легко узнать по левой руке, приложенной в знак покорности к противоположному плечу.

Рисованый календарь на кожеРисованая крышка саркофага гробницы ПакаляСолнце уже не просто светит, а как следует жарит, когда мы покидаем Дворец. У его восточного выхода уже обосновались многочисленные торговцы сувенирами. Эмилио останавливается у одного из них, и демонстрирует нам цветную картинку, нанесенную на кожу, которая стилизованно повторяет рельеф крышки гробницы Пакаля.

В Египте папирусы, а здесь – эти кожаные картинки будут везде преследовать нас. Не забудьте именно здесь купить нашейный знак зодиака, это обойдется дешевле. Да и краски этих картушей, несомненно, ярче, чем виденные далее.

Рисованый календарь на кожеЭмилио ведет нас дальше, мимо торговцев, нам некогда взглянуть на их товар. Индейцы-лакандоны с длинными черными волосами ненавязчиво показывают нам свои товары, а мы успеваем только скосить глаз на всякие поделки. Кое-кто, рискуя отстать, все-таки на ходу что-то покупает.

Надо сказать, что руины города разбросаны здесь на расстоянии 8 км.  По территории Паленке протекает несколько ручейков, к одному из них (Арройо Отолум, Arroyo Otolum) мы спускаемся вниз, и, перейдя его, попадаем на восточную площадь. Здесь расположено три храмовых пирамиды - храм Солнца (Templo del Sol), храм Креста (Templo de la Cruz, или Храм Дерева Жизни) и Храм Лиственного Креста (Templo del Cruz Follada). 

Паленке. Храм СолнцаПаленке. Храм Лиственного Креста


Они выглядят почти одинаково, отличаются только размерами. Названия храмам даны условно, в соответствии с главными мотивами росписи алтарных плит, находящихся внутри святилищ. Каждый из храмов находится наверху ступенчатой пирамиды, посредине главного фасада пирамиду режет широкая лестница.

Гребни крыши у зданий здесь почти сохранились, а колонны сквозных фасадов храмов украшены замысловатым геометрическим узором. Такие сквозные фасады храмов – это исключительное ноу-хау Паленке. Все эти три храмовые пирамиды были построены в середине 7 века и выполняли одинаковую функцию. Эти храмы группы Креста считают главными святилищами города майя.

Сувенир из Паленке (слева - наш гид)На ступенях Храма Солнца идет групповое фотографирование «интуристов», а большинство членов нашей группы сразу кидается под благословенную тень деревьев. Сидя на скамейках, мы с удовольствием наблюдаем, как другие штурмуют  пирамиды. Меня сморило до такой степени, что мне даже лениво снимать на камеру, поэтому приведу тексты, почерпнутые из путеводителей:

«Храм Солнца. Широкий фасад храма, построенного на невысокой 5-ти-ступенчатой пирамиде, расчленен тремя входами. Колонны у главного входа в святилище украшены иероглифическими надписями. Внутри него, на задней стене, сохранилось великолепное каменное полотно, на котором выгравирована сцена поклонения солнцу. Маска солнца-ягуара представляет изображение солнца в его ночной ипостаси и изображена в виде щита, проткнутого двумя скрещенными копьями. По правую и левую сторону от него на телах рабов стоят 2 жреца, приносящих жертвы. Великолепный барельеф из ряда иероглифов позволяет определить дату постройки – 642 г. н.э.

Паленке. Храм КрестаПаленке. Храм Креста


Храм Креста относится к хорошо сохранившимся постройкам. Время постройки также 642 г.н.э. Крест, образующий центр этой прекрасной композиции, является по всей вероятности, символом священного растения майя – кукурузы.

В верхней части рельефа дерева мира с раскидистой кроной, которое имеет сильное сходство с крестом в христианской религии, изображена священная птица Центральноамериканских индейцев – кецаль. Здесь также 2 жреца приносят богу жертвенные деяния. Необычен сюжет у изображения на правой стороне святилища в Храме креста: пожилой человек курит сигару.

Храм Лиственного Креста – также получил свое название по великолепно выполненному барельефу. Здесь тоже главный мотив – крест, из которого вверх и в стороны выступают своеобразные языки пламени, или листья. На острие верхнего листа вырастает стилизованное человеческое лицо. Горизонтальные перекладины креста украшены человеческими головами – только уже поменьше. А по обеим сторонам в 4 ряда расположены иероглифические тексты».

Сувенир из ПаленкеПаленке. Храм Солнца и Храм Креста

Самым большим из них является храм Креста, который был восстановлен в 1990 году. Отважная Валя взбирается на самый верх Храма Креста и делает оттуда великолепные панорамные фотографии.

Храм хоть и отреставрирован, но если смотреть на него сбоку, то он как-будто тужится выйти из плена сельвы, и еще неизвестно за кем будет победа. А вот «сея пучина» похоже, скоро поглотит Храм Лиственного Креста полностью, во всяком случае, в настоящее время видна только лестница и сам храм на макушке. А за самим Храмом Лиственного Креста сразу начинаются самые настоящие непроходимые джунгли.

Долго засиживаться нам Эмилио не дал, и мы плетемся дальше. Неожиданные звуки заставляют вздрогнуть, а Эмилио успокаивает, что это простой разговор обезьян, а бывает рык и почище.  Оставляем в стороне Храм Графа и площадку для игры в мяч (Juego de Pelota) – это не в этой жизни. Никаких графов среди майя, конечно, не было, а называется этот храм так в честь графа де Вальдека, который более 2-х лет жил в нем, когда изучал и описывал все, что здесь находится. Про знаменитую игру в мяч я расскажу чуть позже.

Неожиданно выясняется, что одной из наших туристок становится плохо: она диабетик, с утра (после вчерашних неприятностей с желудком) ничего не ела, вот ей и поплохело. Мы предлагаем ей вернуться в автобус, она категорически отказывается. Эмилио (в одностороннем порядке) молча принимает решение, ускорить экскурсию. Поскольку мне тоже что-то не очень, я даже не стала оценивать, чего мы лишились.

Мы спускались вниз по какой-то затейливой лестнице, сбоку которой тек небольшой ручей. В одном месте этот ручей образовал небольшой водопадик,  оканчивающийся «бассейном королевы». Проходим мимо каких-то развалин, переходим через раскачивающийся подвесной мост через речку. Сейчас это не речка, а небольшой ручеек, представляю, как страшно переходить по мосту над бурными потоками.

Мост реально качается вниз-вверх и вбок. На этом наше знакомство с  археологическим Паленке заканчивается после двух часов экскурсии по нему. Вывод – мы бы осмотрели гораздо больше (даже за эти два часа), если бы были здесь без группы. Такого восхитительного ощущения от древности, какое мы получили в камбоджийском Ангкоре, мы не почувствовали здесь. Наверное, как и потребление еды требует «тщательно пережевывать пищу», так и осмотр археологических раскопок не терпит торопливости. Что ж не здесь и не сейчас…

Меня с детства волновало неизведанное, оно манило всяческими тайнами и необъяснимыми явлениями. Устное творчество, передаваемое из уст в уста, полно сказок, а истинное положение дел могли бы раскрыть летописи и архивы. Общеизвестно, что в основе любой культуры лежит мифология и религия. Здесь, на территории майя, у каждого правителя велись такие летописные записи исторических хроник.

К несчастью, испанские завоеватели привели с собой миссионеров, которые яростно стали уничтожать память местного населения, его традиции и уклад жизни. Эти воинствующие религиозные фанатики устраивали своеобразные аутодафе, показательное сжигание всех обнаруженных записей. Так в огне инквизиционных костров исчезла информация  о великих людях, об опыте их жизни.

Правитель Паленке – ПакальПоследним приветом города было изваяние большой белой головы правителя Пакаля, водруженное посредине клумбы на дороге. Его «орлиный» профиль говорит о знатности его происхождения. Интересно, что знатные люди, искусственно изменяли себе форму носа, превращая его в «орлиный» (иногда с помощью глиняных или восковых накладок).

Голова откинута назад и Пакаль явно смотрит вверх, полуоткрыв рот: что видит он там, в веках: гибель своей империи, а может быть и конец последней цивилизации, рассчитанный на 24 декабря 2012 года?

Первое прикосновение к майянской цивилизации вызвало определенное чувство уважения к этой загадочной империи. У них была письменность, они изучали философию, астрономию, математику, занимались фресковой живописью.

Были найдены следы осуществления медицинских операций, в том числе таких сложных как трепанация черепа. А еще я сделала для себя открытие, что сегодняшняя мода инкрустировать зубы драгоценными камнями пришла отсюда. Верховные властители майя делали себе такие вкрапления в зубы из нефрита, и чем больше их было украшено, тем выше был статус человека.

Хания, 2010 г.

© Текст, фото: Хания

Опубликовано: 22.02.2017
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.