Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Как сложить в чемодан только полезные вещи?

Чтобы ощущать себя на отдыхе комфортно, человек берет с собой необходимые вещи. Давайте разберемся  — как максимально эффективно сложить вещи в чемодан? Как взять с собой только самое необходимое?

сегодня

26 марта
Под поверхностью Марса обнаружено большое замерзшее море
Под поверхностью Марса обнаружено замерзшее море

26 марта 2003 года под поверхностью Марса учеными Великобритании обнаружено большое замерзшее море. По мнению ученых, около 5 миллионов лет назад этот регион площадью 800 на 900 км. был затоплен, после чего вода замерзла, а лед покрыли отложения.

Всплытие покажет


Из цикла «Территория полного погружения. Колёсный трип по Норвегии». Часть 6, заключительная

30.07.13 Прекестулен (Preikestolen)

По пути на Прекестулен.Дорога 520.


Однако, принять душ не удалось. Не то, чтобы мы торопились... Собирались, как обычно, не шатко, не валко. Время около десяти утра, с туалетом-завтраком-сборами покончено, а дамы-администратора нет как нет. Справедливо рассудив, что если хочешь денег — выходи вовремя на работу, уезжаем.

По пути на Прекестулен.Дорога 520.


Не изменяя традициям, едем туристической дорогой 520. Пока она похожа на козьи тропы, за рулём Алёша. Когда дорога расширяется до полутора-двух полос, он пускает меня за руль. Ощущения от вождения на серпантинах самые невероятные. Для меня, как для новичка, особенно. Напряжение, вызванное необходимостью постоянного внимания, быстро даёт о себе знать.

Дорога 520.Дорога 520.

Перед паромной переправой Nesvik — Njelmeland меняемся, потому что муж зорким оком замечает приближающийся паром и принимает твёрдое решение на него успеть. Он уже не слишком стесняется и едет, как все. Поэтому на паром мы успеваем, хотя минут через двадцать всё равно будет следующий.

Снова вступает дождь. То усиливается, то ослабевает, размывая наши намерения сегодня сбегать на Прекестулен. Правда, пути туда-обратно часа четыре, но где наша не пропадала!

По пути на Прекестулен.По пути на Прекестулен.


Ближайший к пешему переходу кемпинг так и называется: Preikestolen. Одна ночь с нашими потребностями стоит 355 NOK. Душ, интернет вокруг ресепшн бесплатно. Крутимся в поисках места. Везде ужасно сыро, стоят лужи. Кое-как устраиваемся и разбиваем палатку. Тут весьма пригодился молоток, по неизвестной причине лежащий в машине. Какая такая игра разума заставила Алексея прихватить молоток и выложить «крокодилы» для аккумулятора, навсегда останется загадкой. Грунт в кемпинге твёрдый, колышки пришлось вколачивать тем самым случайным молотком.

Дождь стихает, выглядывает солнце. Здорово! Бежать на утёс поздновато, но есть надежда на завтрашнее утро. Алёша идёт на разведку: искать кухню и прочие удобства. Возвращается с недоумением на лице. Кухню не нашёл. Ну, думаю, совсем заотдыхался. Как ни странно, но я кухню тоже не нашла. В этом кемпинге её нет. Нам остаётся перекусить салатом и спать ложиться натощак.

По дороге на Прекестулен.По дороге на Прекестулен.


Тут Алёша заупрямился: у нас же есть чудесная газовая плитка «Следопыт»! Что такого, что она не работает? Надо попробовать, есть-то охота. Достав и раскочегарив это чудо российского плиткопрома, вдвоём гипнотизируем, но едва нагрев воду, плитка вырубилась. Алёша остудил её и зажёг снова. Установил в машине, заботливо укрыв пенкой от ветра. Капризный агрегат попыхтел, посопел и снова умер. Тщательно осмотрели её на наличие каких-нибудь переключателей, выключателей и рычажков, которые мы, возможно, не нажали, зажигаем снова, а я звоню хозяину с целью нажаловаться и выяснить, что мы не так делаем.

Босс мой понятия не имеет, почему этот монстр не работает. Написано же на ней белым по синему: в любых условия и в любую погоду устройство будет радовать вас своей немыслимой работоспособностью. Или что-то в этом духе. Он сам дома её включил на две минуты, новую, порадовался, что она горит и успокоился.

Дорога 520.Дорога 520.


Пока мы разговаривали, хитрый девайс вскипятил воду и начал варить кашу. Наверное, испугавшись расправы после разговора с хозяином, плитка работала минут двадцать пять, пока мы варили кашу и кипятили воду для термоса. Всё это время мы оберегали её от ветра, капель воды и вмешательства Всевышнего. Затем она отрубилась в окончательный раз и больше гореть не захотела.

Погода между тем разгулялась. Вышло солнце и огрело нас как следует. Снова появилась надежда на то, что завтра Прекестулен нам покорится.

31.07.13 Preikestolen — Sweden

Дождливое утро.Ждём, пока дождь утихнет.Утро провели в ожидании пауз в проливном дожде, чтобы сбегать умыться, собрать вещи и сложить палатку с тентом. Низкие обложные тучи, пузыри на лужах — всё говорит о том, что это надолго. Идти в такую погоду на утёс никакого смысла нет.

Хорошо, если удастся разглядеть сам утёс под ногами. Расстроились, конечно. Едва дождь утихает до приемлемого напора, выскакиваем из-под тента, собираем палатку. Вторая пауза не такая гуманная: поток ослаб только слегка, но ждать больших милостей нет ни времени, ни желания. Короткими перебежками закидываем вещи в машину, убираем тент и прыгаем внутрь салона. Согласно закону подлости, погода должна улучшиться ко второй половине дня, но нас ограничивает во времени паром. Пора ехать.

Едем в сторону Швеции.Едем в сторону Швеции.


В настройках навигатора отмечено, что маршрут он должен прокладывать с условием наименьшего времени. И он бодро срезает петли шоссе, снова выводя нас на туристические дороги. Поэтому путь живописен и нескучен, хоть это уже путь назад. Всё равно мы каким-то образом быстро минуем границу, уже на шведской стороне вспомнив, что сувениров не купили.

Заскакиваем в приграничный магазинчик, где принимают NOK, SEK и EUR. Там толпа отечественных туристов из автобуса. Обсуждают, что вот этот магнитик они в Хельсинки на пять крон дешевле видели. А у нас и вариантов нет. Выбираем самые симпатичные из представленных, оплачиваем норвежскими кронами и едем дальше.

Едем в сторону Швеции.Едем в сторону Швеции.


По Швеции идёт широкое, ровное, спокойное шоссе, по которому едется быстро и ненапряжённо. Без приключений едем до половины девятого и сворачиваем по указателю на кемпинг. Перекрытая шлагбаумом дорога вызывает недоумение. Следующий кемпинг. На деревянной будочке «ресепшн» написано, что работает до девяти. Время без двадцати — никого нет.

Озеро в Швеции.Озеро в Швеции.


Трезвоним в звонок. Прибегает дама. Посчитала нам стоимость услуг и сообщает: оплата только наличными. Три раза ха! Где взять шведские кроны нищим российским туристам? Сходимся на евро, оказывается, здесь так можно. Стоимость ночи составляет 18€.

Озеро в Швеции.Озеро в Швеции.


Кемпинг (его название не запомнить) расположен на озере. Он тянет на ноль звёзд, но всё чисто и аккуратно. Пока солнце не село, фотографирую малиновый закат. У соседней палатки нежно поёт гитара. Кухня тут не закрыта от вольных ветров, горячая вода только в душе. Ну и ладно. Пару раз вырубилось электричество. А ночь прошла нормально. Без эксцессов.

01.08.13 Стокгольм

Паром Викинг.Паром Викинг.Остаток Швеции до Стокгольма пролетели бы мухой, если бы не мысль о том, что мы не поставили в навигаторе точку при съезде с парома. Где его теперь там искать? Город расположен на островах, куда ни ткни — везде море. Останавливались в МакДоналдсах, используя wi-fi, искали паромный терминал. Безуспешно. Всякие есть, а Стокгольм — Турку нам найти так и не удалось. Решили ехать в город и разбираться на месте. Благо, время позволяет, выехали рано, с запасом. Каюсь, бываем глупы и невнимательны, но чтобы огромный паромный терминал не найти на карте, это удивительно

Навигатор традиционно ведёт в центр, к самой дорогой парковке. Из центра сворачиваем на боковую улочку, находим парковку (15 SEK в час). Что же делать? Спрашивать у местных бесполезно: город такой запутанный, что даже если терминал на соседней улице, уяснить туда автомобильный маршрут не удастся.

Сначала хотели найти в продаже план города и посмотреть на нём. Место туристическое, карты должны продаваться на каждом шагу. Увы, на первом, втором и третьем шагу карты не нашлось. Усугубляя ситуацию, пошёл дождь. Тогда Алёша решается на смелый шаг: ввести в навигаторе фразу «паромные терминалы, Стокгольм» и выбрать из списка предложенных вариантов любой. Хорошая возможность уехать на деревню к дедушке, но ничего лучше в голову не пришло. Поехали!

Стокгольм. Вид с парома.Стокгольм. Вид с парома.


Движение в Стокгольме... Слов нет. Никого не хочу пугать, списываю всё на нашу глупость. В городе мы второй раз в жизни, первый раз коснулись его краешком только. Надо быть чрезвычайно внимательным. Движение плотное, улицы и полосы узкие, повороты, развороты и развязки, как провода от наушников: узлы, петли, что куда ведёт — непонятно. Даже с навигатором. Неудивительно, что пару поворотов мы проскочили, не успев перестроиться в нужную полосу.

Стокгольм. Вид с парома.Стокгольм. Вид с парома.


А потом, когда мы несколько раз уткнулись в ремонты дороги, о которых навигатор не знает, пошёл проливной дождь. Кое-как, выворачиваясь из «кирпичей» и односторонних движений, выползли к знакомым очертаниям улиц.

О, чудо! Навигатор, запущенный пальцем в небо, привёл нас к нужному парому! Вылетев от радости на территорию, куда кроме автобусов и такси никому нельзя, покрутившись на приватной парковке, заехали, наконец-то, на крытый паркинг с надписью «for Viking passengers». Пошли оплачивать. Работает один аппарат, к нему очередь. Денег с карты снимать не хочет. Мы взвинченные, не заметили, что там оплата от 120 SEK, то есть, парковка посуточная. Перегнали на соседнюю, где почасовая оплата.

Тоже один аппарат, карты принимать отказывается. Наблюдаем за людьми, пытающимися скормить ему пластик, подозревая опять же, что сами не так что-то делаем. Ан, нет! Все отходят, разочарованные. Кроме пластика, аппарат принимает монеты. А наличной мелочи у нас 18 SEK. Ни туда, ни сюда. За 1 час аппарат просит 20 SEK, оплата от часа. Вспомнили, что есть бумажка в 20 SEK! Увидали машину со шведскими номерами, Алёша предложил обменять у них купюру на монеты. Подошла, попросила. Засмеялись, обменяли.

Теперь мы имеем полтора часа парковки и времени, чтобы осмотреться. Зашли в здание вокзала, там очередь стоит на регистрацию. Встали. На кассе сказали, что это регистрация на другой паром, а на наш через час только. Я спросила, а как нам на него попасть-то? Где въезд? Но кассир меня не понял. Я потом догадалась, что он не видел наш автопакет и не мог предположить, что я спрашиваю про машину.

Стокгольм. Вид с парома.Стокгольм. Вид с парома.


В зале вокзала ведётся регистрация туристов, путешествующих без машины. Вышли на улицу, а там линии для туристических автобусов, посадка на лодочки, круизные лайнеры, а на паром нет! Хотя сам паром — вот он стоит, громадина! Куда ехать-то? Вернулись на парковку, а там висит размытая дождями схема. И по этой бледной схеме нам куда-то налево. Решили сходить посмотреть.

Пришли, а там огромная вывеска: CHECK-IN VIKING LINE и список городов прибытия с временем регистрации. У нас прям чавки отвалились. Пять полос, пять регистрационных будок. Подошла к молодому человеку в жёлтой жилетке, распределяющему машины по полосам. Спросила на всякий случай: это посадка на Viking? До Турку? Во сколько? Где въезд? Он последовательно ответил на все вопросы.

Мы вернулись к машине и, посидев минут десять, поехали на регистрацию.

Стокгольм. Вид с парома.Стокгольм. Вид с парома.


Теперь несколько «если».

Если бы мы дома в интернете посмотрели план Стокгольма и нашли бы этот терминал...

Если бы по прибытии в Стокгольм из Турку мы сохранили бы точку в навигаторе...

Если бы мы захватили с собой план, выданный в паромном центре! Там всё-всё-всё нарисовано и подписан адрес паромного терминала. Его-то и надо было скормить навигатору. Это уже моя вина. Собирая документы в дорогу, я отложила этот злосчастный листок в сторону, как ненужный. Голова садовая...

Стокгольм, может, и прост для автомобильного движения (хотя мы так не считаем), но только в случае, если знаешь, куда ехать. Мы же вообще не представляли даже приблизительного направления! Мораль: надо готовиться заранее.

Затащив на борт свои пожитки, которых с прошлого раза стало значительно больше, некоторое время не можем попасть в свой номер. Уборка кают начинается, похоже, снизу, потому что на верхних этажах пассажирам приходится ждать, пока она закончится. Паром курсирует непрерывно, времени на стоянку в порту немного, только на высадку и посадку. Поэтому и возникают такие накладки. В процессе ожидания шарю в интернете, время пролетает незаметно.

Наша каюта b2p. Маленькое купе на двоих без иллюминатора, но с санузлом. Уютная, сил нет. Всё здесь какое-то логичное, продуманное, удобное. Две кровати, одна над другой. Столик, зеркало. Правда, wi-fi пропал куда-то.

Некоторое время мы провели на верхней палубе, любуясь чайками и видом Стокгольма. Отсюда он мне как-то больше нравится. После разделились: я отдыхать, Алёша — в duty free, толкаться с ошалевшими от возможностей толпами туристов. Через полчаса к нашему багажу добавляется батарея бутылок различного содержания: от пива до водки.

Спать на девятом этаже не так здорово, как на пятом. Здесь немного заметна качка и слышны какие-то звуки. На пятом тишина и равновесие царили, как в комнате для буйнопомешанных. Абсолютные.

02.08.13 Турку — Питер

На выезде из порта стоят бравые финские полицейские с патронташами одноразовых пластиковых трубочек и всех поголовно проверяют на алкоголь. Испившие за ночь весь ассортимент duty free понуро отправляются в сторону. Алёша сух, как лист.

Навигатор выводит нас из Турку и направляет в сторону Выборга. Почему-то в Финляндии мы почти нигде не останавливаемся, хотя были планы заночевать в кемпинге, не торопясь на Родину. Визы у нас до шестого числа. Кемпингов встречается немного, обычно они располагаются на берегах рек и озёр, и надо съезжать с трассы. Пару поворотов мы пролетели, хотя навигатор вёл нас второстепенными маршрутами, через городишки и деревеньки.

Едем и думаем: вот в следующем кемпинге обязательно остановимся. Но граница подкралась незаметно, настроение даже как-то ухнуло вниз. Вроде, и домой уже хочется, а тут такая чёрная меланхолия напала. Зашли в магазин на заправке, купили финской сёмги холодного копчения. Она немного дешевле, чем норвежская, но тоже вкусная.

Встали в очередь на переход границы. Надо, надо было, воспользовавшись поворотом на парковку прямо под носом пограничников, развернуться и дёрнуть обратно. Подвела наша инфантильность и стадное чувство: стоим же уже, все стоят, и мы стоим... Так и вернулись на Родину, как попутным ветром вынесло.

Границу перешли опять быстро. На всё потратили минут сорок. Здравствуйте ещё раз, российские водители, только что выехавшие с финской территории. Какая сила природы заставляет вас резко трансформироваться в козлов и уродов? Час назад вы соблюдали правила и были вежливы с другими участниками движения. А тут обнаружили в себе качества рейсеров и прочих высеров. Первый раз говорю спасибо моей головной боли, как по заказу вырубившей меня после пересечения границы. До самого Питера я это мракобесие наблюдала сквозь пелену безразличия.

Питер.В Питере нашли МакДоналдс, забронировали через booking.com мини-гостиницу «Акме» на улице Рубинштейна, совсем недалеко от Невского. На улице суббота, в сердце надежда, что половина Питера выехала на дачи, значит, парковки свободны. Ага, как бы не так! Питерцы, может, и выехали. А остальные, как мы, приехали. Алёша высадил меня возле нужного дома и отправил на поиски отеля, а сам — на поиски парковки.

Вывесок нет, дом лежачей буквой П с открытым двором между её ногами. Потыкавшись по углам, звоню администратору. Пошагово и вежливо мне объясняют, как найти чудо-отель. Надо пройти через двор до упора, упереться. Повернуть направо, увидеть дверь подъезда с домофоном. Нажать на кнопку рядом с аккуратной, маленькой табличкой и подняться на второй этаж. Квест пройден. Сдерживая острое желание упасть в обморок, регистрируюсь, получаю ключи. Теперь надо провести очумевшего от поисков парковки мужа и упасть спать. Как? Как они тут разъезжаются все, на этих пятачках? Ни у кого пропеллера не видела. Ювелиры, блин.

Алёша поставил машину во дворе этого же дома, случайно успев запрыгнуть на освободившееся место.

Номер наш очень мил. Чисто, если не лезть на крышу шкафа. Уютно. На ресепшн можно заказать завтрак на утро, это входит в стоимость. Девушка-администратор готовит его сама. Передав все полномочия мужу, наконец-то выключаюсь.

03.08.13 Питер

Питер. Чижик.Проснувшись в бодром настроении, предлагаю Алёше остаться в Питере ещё на день. Вроде, согласен. К сожалению, этот отель уже занят, надо искать другой. У отеля «Акме» расположение чудесное: возле Невского, но в глубине, ночью тихо. Пока завтракаем скромными овсянкой и кофе, через wi-fi отеля бронирую другую гостиницу — «1001 ночь» на Садовой улице возле Юсуповского сада. Далековато, конечно, но предложение лучшее из всех просмотренных. Собираем вещи и едем туда.

На Садовой с парковкой дело лучше обстоит. Оставили машину на удобной площадке под деревьями. Отель тоже маленький. Администратор о нашем существовании не подозревает. Бронь он ещё не видел, во как! Но обещает, что нас поселят, хотя трудности есть. Приходите после двух, оплата только наличными. Вручаем ему наш холодильник, там сёмга, не в машине же оставлять. И идём гулять.

Питер.Питер.


Один из любимейших моих городов залит солнцем и пылает, как надраенная палуба. Нарезаем круги по знакомым местам, сидим в парках, вспоминаем прошлые приезды. Заглянули даже в магазинчик сувениров, откуда родом наш Ерофей. Рассказали девушкам о его приключениях и обнаружили, что автор сделала щекастенького малыша с мордахой обиженного обжоры. С трудом удержались от покупки.

В общем, тратим время впустую, но с удовольствием. Завтра всё это будет выглядеть сном.

Питер.Питер. Петропавловка.Питер. Ростральная колонна.Питер. Троицкий мост.


Как бы, итоги

Ехать однозначно! Такого полного погружения нет нигде. Поехать отдыхать в Норвегию это:

Норвегия. Далснибба

Земля Норвегия

Спорю с ветром на скалистом бреге я.
Или камнем падаю на дно,
Помнить норов твой, земля Норвегия,
Мне теперь до смерти суждено.

Есть в душе глубокая отметина.
Ночью тёмной долго не уснуть,
Помня, как меня дождями встретила,
Как дождями проводила в путь.

Скалами, суровыми и гордыми,
Сны мои крылатые полны.
Грежу по ночам твоими фьордами,
Жажду первозданной тишины.

Я вернусь к тебе, земля далёкая,
В пыль разрушив каменную клеть.
Как в груди порою сердце ёкает,
Чар твоих не в силах одолеть.

Стоит призадуматься, а надо ли
Мчаться из тепла в дожди и льды,
Голос твой грохочет водопадами:
Манит в путь, поёт земля воды.

Яростно ослепит на мгновение
Синяя громада ледника.
Я вернусь к тебе, земля Норвегия.
Только б голос твой не умолкал.

© Анна Драгунова

  • Тщательно продумать маршрут и перекраивать его по мере движения.
  • Запланировать бюджетную поездку и потратить все средства.
  • Набрать с собой кучу девайсов и угробить половину. Наши потери, хоть и невелики, но печальны: умер чайник, накрылась плитка, заглючила GoPro, издохла флешка в фотоаппарате с 8 Гб фотографий, протекла машина, утеряны любимые Алёшины хныпки (металлические стопочки для водки в удобном чехольчике).
  • Посмотреть дома фотографии и ожидать невероятных красот, получить в десятки раз больше, но не увидеть главного из-за погоды.
  • Все неудобства непривычного походного образа жизни с лихвой компенсировать окружающими пейзажами.
  • Надышаться вкусным, свежим воздухом, наесться качественными продуктами, вернуться домой и иметь недельный отходняк. Вдруг окажется, что тут всё воняет, дышать нечем, а еда сделана из пластмассы с добавлением усилителей вкуса и ароматизаторов. Проходит через неделю-две.
  • Промокнуть, промокнуть, промокнуть, высушиться, чтобы тут же снова промокнуть.

Благодаря последнему тезису, стали присматриваться к автокемпингам или прицепам. Путешествовать на автомобиле, ночуя в кемпингах, возможно не только в Норвегии, но и практически в любой европейской стране.

  • Общая сумма, потраченная на путешествие: приблизительно 150 000 руб.
  • Бензин: 32000 руб.
  • Кемпинги: 20700 руб. + 555 NOK + 18€
  • Паромы внутренние: 9200 руб.
  • Паром Турку-Стокгольм и обратно: 390€

На все вопросы отвечу подробно. Если бы перед поездкой мне кто-нибудь сказал, какие могут возникнуть вопросы... Ответы найти проще, чем понять, чего ожидать от этого путешествия.

(Продолжение следует)

Мой муж Алексей является соавтором путешествия и рассказа, а также автором некоторых фотографий.

Опубликовано: 03.11.2013
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.