Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Виза в Катар

Виза в Катар для россиян выдается принимающей стороной. Поэтому для ее своевременного оформления необходимо подать заявку. Как показывает опыт целесообразнее это сделать заблаговременно

сегодня

09 декабря
Подписана Конвенция ООН против коррупции
Подписана Конвенция ООН против коррупции

9 декабря 2003 года в Мериде на Политической конференции высокого уровня была подписана Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции. Подпись под новым международным документом поставили представители 100 государств мира.

Неаполь


Из цикла "Torna a Sorrento". Часть 4

Музей

Еще одно место, куда мы с удовольствием еще раз сходили, - это Неаполитанский археологический музей или просто Музей. Он, конечно, не единственный в Неаполе, но по значимости легко заруливает все остальные в минуса.

Сойди с бордюра! Или с поребрика!

Почти все, что находили в раскопках в Кампаньи в итоге оказалось там. Одних только Венер там несколько десятков. Есть и с руками, и без рук, с накидкой и без нее, с дельфинчиком и без. Если ставить указатели, как в Лувре - Венера там, то придется разорваться. Зато какое раздолье для историков и искусствоведов все это классифицировать и систематизировать.

А вот Ника почему-то одна, зато в привычном классическом виде - без рук и головы, но куда-то устремленная.

Выставки современного искусства не миновали и Неаполь. В Музее, на входе посетителей встречают композиции на антично-фоллаутовские темы.

Фоллаутовские темыФоллаутовские темы


А в одном из музейных двориков казалось, что тетка-капитель орет на жирного мальчика, чтобы тот слез с поребрика или с бордюра. В общем, чтобы он определился, где стоит, и валил оттуда.

Прибор для определения датНикаОдна из Венер


В соответствии с традициями, конфигурация Музея поменялась. Что-то закрылось на ремонт, что-то открылось. Часть коллекций перенесли, часть опять открыли, что-то закрыли. В общем, привнесли хороший такой элемент новизны. Я бы даже сказал, что радикальный элемент новизны. По сравнению с прошлым разом поменялось вообще все.

Из реально интересного в одном из залов обнаружился прибор для определения календарных дат. Мы такие часто встречали в соборах, но тут посчастливилось увидеть его в действии. Всего-то требовалось было попасть в нужное место в полдень солнечного дня.

Можно было наблюдать как кружок медленно подползает к бронзовой полоске с отметками дат. Кружок, кстати, это изображение солнца, а вся комната работает как гигантская камера обскура. Если стоять рядом и следить за картинкой, можно заметить как около солнечного диска пробегают облака.

Рядом античная шутка на темы космогонии. Атлант держит небесный свод. В античном мире уже вполне четко понимали, что земля - шар, и небесный свод, соответственно, тоже шар (его-то атлант и держит, стоя на поверхности земли). Знали даже про прецессию оси и, даже, с удовлетворительной для того инструментария точностью ее вычислили.

Основные разногласия были по поводу того, что вокруг чего вращается. Победила геоцентрическая система ввиду очевидности и теологической непротиворечивости. С расчетом движения планет, правда, получился адский ад и для них нужно было громоздить мириады эпициклов, но кто же тех астрологов спрашивает. Пришлось даже механические компьютеры строить.

Атлант с небесным сводомНегры охотятся на динозавров


В том же зале есть некоторые фрески из Помпеев и Геркуланума. Например, негры охотятся на динозавров. Но это так, шутка, а на другие произведения можно взглянуть и зависнуть. Надолго. Эти люди жили 2000 лет назад.

Древние картины


А кроме живописи есть еще и мозаики.

Дальше кого-куда, а нас на жрачку. По некоторым мозаиками и фрескам можно сравнить античные рыбные рынки с современными.

Кстати, в современной Италии на рыбных магазинах рисуют примерно такие же картинки. С этим вообще ничего не изменилось! Ниже слева древнеримский рыбный магазин, а справа современный в Агрополи.

Фреска из древнеримсккого магазинаСовременный рыбный в Агрополи


Если быть точным, по рыбам и головоногим не изменилось. Все то же самое и сейчас лежит на прилавках. Те же рыбы, те же спруты, кальмары и каракатицы. А вот с десятиногими раками есть существенные различия. У древних римлян на картинках есть креветки и лангусты, но нет раков с клешнями: омаров и лангустинов. Так и хочется написать: а ведь они вкусные и полезные!

Зато они есть сейчас. В нашем любимом рыбном магазинчике в Сорренто за прошедшие 4 года даже поставили аквариум для членистоногих и там постоянно были омары нескольких видов, лангусты и цигалы. Последние - это малоизвестные у нас ракообразные без клешней и усов, размером с омара. Идеал кулинара - рак, практически полностью состоящий из одного только хвоста.

Метро. Linea 1

Linea 1Несмотря на землетрясения и извержения в Неаполе есть метро, и его активно продолжают строить. Так, фактически на наших глазах, запустили участок Первой линии (Linea 1) от вокзала до улицы Толедо. На карты-то ее нанесли очень сильно заранее.

Как и во многих городах Европы, в Неаполе метро - это главным образом транспортное сооружение. В целом, особых изысков нет, но тяга к прекрасному все равно пересиливает, и какие-то арт-объекты то тут, то там появляются.

На привокзальной площади Гарибальди вход на станцию проходит через небольшой торговый молл. Это пространство оккупировали огромные пластиковые улитки.

Нашествие улитокНашествие улиток


На саму станцию ведет система зеркальных эскалаторов. Отражения увеличивают глубину и объем пространства и создают иллюзию, что этих эскалаторов великое множество.

Зеркальные эскалаторы на площади ГарибальдиЗеркала на станции Данте


На станции Данте тоже зеркала, только там отражают потолки и стены. Эскалаторы же выносят к очередному арт-объекту. К стене вестибюля прикреплены балки и за них заткнуты ботинки, туфли и чья-то куртка.

Арт-объектСтроки из Данте


А для тех, кто еще сомневается, что эта станция носит имя Данте, перед самым выходом светятся его строки.

А это станция Толедо. Вестибюль там украшают современные мозаики, а спускаясь на станцию, попадаешь в подводный мир. 

Современные мозаикиПодводный мир внизу


Стоит начать что-то снимать наверху, как все начинают задирать голову. Вот так, походя, мы расширяем кругозор зарубежных туристов и аборигенов.

На выходе со станции Толедо установлен еще один арт-объект. Этот не временный, он тут минимум два года уже стоит.

Конный памятникГетеросексуальная полицияГетеросексуальная полиция


Кстати, с недавних пор улицу Толедо (а может и не только ее) патрулируют живописные гетеросексуальные парочки полицейских. Идея банальна - чтобы женщины досматривали женщин, а мужчины - мужчин, но смотрится интересно.

Началось все это с массовой облавы на местную Каморру два с половиной года назад, когда было арестовано несколько сот человек. Тогда резко усилили присутствие полиции в центре - все-таки рядом Испанский квартал. Сейчас после терактов во Франции и Бельгии опять усиление, и все те же лица на улицах.

Какая боль! Какая боль!

В футбол не играть!Футбол в Италии проходит по ведомству Ватикана. В том смысле, что чувства испытываемые к нему у населения столь же религиозны. В Испании, кстати, так же. И если в Барселоне, в одном из ресторанов мы видели знак: "В футбол играть запрещено!", то в Неаполе перед Королевским дворцом, а ныне Галереей Каподимонте, на чудеснейшем газоне красуется аналогичная табличка: "В футбол не играть!" (если дословно, то не играть мячом, но на таком газоне это может быть только ногомяч).

Ходить по газону при этом разрешено, чем граждане и занимаются. А вот с футболом облом. Типа, вы понимаете, Королевский дворец, все-таки. Граждане, впрочем, не унывают - разгуливают по Неаполю всей семьей в форме любимой команды.

Семейство в форме любимой коммандыНастольный футбол


А так-то могут и мячик попинать, и в настольный футбол поигать. Столы со встроенными пепельницами мы неоднократно встречали в разных местах. Этим совсем не детишки балуются.

Если уж случается какой чемпионат, то у людей на месяц появляется занятие. За два года до этой поездки в Сорренто мы отдыхали так же в Кампанье, но в другом совсем патриархальном южном городке - Агрополи. Тогда наш заезд пришелся на чемпионат мира в Бразилии. У Италии там не задалось с самого начала, но надежды никто не терял.

Однажды мы вышли на вечернюю прогулку. Ну там погулять по городу, посидеть со стаканчиком сприца в любимой кафешке (дети думали, что мы туда ходим, чтобы кормить их фруктовым салатом). В тот день решалось, вылетят итальянцы из группы или нет. Все в городе готовились к этому действу заранее. Почти во всех забегаловках вытащили на террасы большие экраны, поставили тенты от солнца, натащили кучу стульев для посетителей. И посетители пришли в превеликом множестве. Так или иначе, но на просмотр собрался практически весь город. Мы засели в нашей кафешке уже во время второго тайма - телевизор у них был внутри, и снаружи оставалась куча свободных мест. Можно было спокойно устроиться и наблюдать за аборигенами.

Как я уже сказал, матч был решающим, итальянцы встречались с Уругваем. До последних минут счет не менялся, и люди напряженно всматривались в экран. И тут на последних минутах итальянцы пропускают мяч. Все на площади одновременно встали и молча, не веря своим глазам, остались стоять, в отчаяньи глядя на экран. Так они продолжали стоять, пока финальный свисток не завершил матч, похоронив последнюю надежду. Люди расходились в гробовой тишине, со скорбью на лице, как будто у них только что умер кто-то из близких. Сотни людей.

Случись победа, праздник тоже бы был на уровне стихийного бедствия (народ на всякий случай в промышленных масштабах запасался фейерверками). Мы и такое застали еще за два года до этого, когда был чемпионат Европы. Летающие вдоль дороги ракеты не позабудешь никогда. После этого уже не удивляешься сообщениям в новостях, что во время празднования Нового года в окрестностях Неаполя от фейрверков погибло 15 человек. Эти могут!

Железнодорожный музей в Петрарсе

Музей в ПетрарсеДо музея итальянских железных дорог мы добрались лишь с третьей попытки. Сначала нужно было понять расписание его работы. Оно нетривиальное, а сайт безобразный, как и большинство в итальянском интернете. Дальше осталось в нужный день до него добраться. Как ни странно, из Геркуланума в первый раз это оказалось проще, чем из Неаполя. Для Неаполя самый простой способ - это доехать по линии 2 до конечной, и дальше просто идти пешком. 

Место для музея выбрано не просто так. Первая железная дорога появилась именно тут, в Неаполитанском королевстве, а в Петрарсе был построен первый в тогда еще разъединенной Италии завод по производству паровозов. Вот такой отсталый Юг был в те времена. Вполне логично, что спустя сто лет в пустующих цехах завода в Петрасе был открыт музей итальянских железных дорог.

Экспозиция разделена на несколько частей по историческим и технологическим эпохам на железных дорогах. Естественно, начинается все с паровозов. Первые итальянские паровозы производились по английской лицензии (эта часть экспозиции была закрыта, и фотографий у меня нет). Постепенно появились и чисто итальянские агрегаты. Все-таки с инженерной школой у них до сих пор все очень хорошо, и они почти полностью могут жить на своих разработках.

Итальянские паровозыИтальянские паровозы


Италия - горная страна, поэтому техникой для карабканья по горным склонам озаботились почти сразу. Идея была достаточно очевидной для того времени - между стандартными рельсами положить еще и третий рельс под зубчатую передачу. Кстати, на самой заре железных дорог, считалось, что даже при горизонтальном движении гладкие колеса будут проскальзывать, и дополнительно ставили зубчатое колесо и клали зубчатый рельс. Потом оказалось, что и без таких извращений хорошо получается, а на горных дорогах идея пригодилась. Кстати, одна такая дорога с зубчатым рельсом сохранилась во французских Альпах. По ней можно подняться от Шамони до Монтенвера.

Горный паровозКомпактный паровоз


По мере развития паровозной техники шли эксперименты, как уменьшить эту довольно громоздкую конструкцию. Одной из идей была установка котла вертикально.

Глядя на стройные ряды этих древних агрегатов, можно понять любовь людей к такой технике. Есть какое-то очарование в этих гигантских механизмах. 

Привод на колесаПневмохаб


А пневматические хабики управляющие всей этой машинерией, лично у меня вызвали чувство инженерного экстаза. Воплощенный стим-панк. Есть чем восхищаться. 

Это ведь красиво!И детям раздолье


Рядом смонтирована упрощенная схема парового привода, которую можно покрутить и подергать, чтобы понять, как все работало. Кстати, почти во все паровозы можно залезать и все там трогать. Идеальное место для поездки с детьми.

Электровозы вековой давностиЕще электровозы


Мало кто знает, но электровозы появились на железных дорогах раньше тепловозов. Вполне логично, что первые из них стоят в одном павильоне с паровозами. 

В общем, Шелдон Купер был бы доволен посещением Петрарсы.

Музей в Петрарсе не ограничивается экспозицией с паровозами. В соседнем павильоне выставлена техника двадцатого века. Вагоны, электрические и дизельные поезда, локомотивы.

С появлением компактных двигателей техника претерпела разительные метаморфозы. Стало возможным озаботиться внешним видом. А уж с этим у итальянцев все в порядке, индустриальная эстетика - это их фирменная фишка. Брутальность паровозов сменили обтекаемые формы поездов послевоенного времени.

Одиночные самоходные вагоны до сих пор обслуживают ветки с низким пассажиропотоком. Вагоны только более современные. Не гонять же поезд на 10-15 вагонов ради нескольких пассажиров.

20 век началсяДизельный вагон


В павильоне идет ремонт, поэтому вагоны укрыты сверху полиэтиленом.

Похожие по виду, но электрические поезда можно до сих пор встретить на междугородних линиях.

Похожие до сих пор бегают по дорогамА вот таких уже не застали


Техника должна быть красивой!Техника должна быть красивой!


А вот таких, что на фото выше, мы не застали. Но видно, что стремились делать не только функционально, но и красиво.

Очень интересно было заглянуть в вагоны начала прошлого века и сравнить с современными. Вот такими были пригородные поезда. Санузел так вообще ничем не отличался

Старые вагоныИсторический санузел


А в таких вагонах перевозили итальянских зеков. Тесно, душно и неудобно. Переезд , хоть и короткий (вспоминаем размеры Италии), тоже должен быть наказанием. Так и слышатся песнь арестантов:

По пляжу, по железной дороге,
Где мчится поезд "Пять земель - ГенуЯ"
 

А по пляжу, по железной дороге мчится скорый Пять земель - ГенуЯ


А за воротами музея стучит колесами на стыках современность. Музей - это еще и железнодорожная станция

© Текст, фото: Виктор Колосов

Опубликовано: 13.02.2017
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.