Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Бронирование гостиниц он-лайн. Фото с сайта v-thailand.com

Для того, чтобы абсолютно надежно, без лишних усилий и затрат забронировать гостиницу в любом городе России и за рубежом, необходимо посетить портал бронирования отелей по всему миру.

сегодня

27 июля
Фредерик Грант Бантинг
Получен инсулин

27 июля 1921 года Фредерик Грант Бантинг выступил с докладом о получении инсулина. Тогда он назывался «айлетин». За это революционное открытие Бантинг в 1923 году был удостоен Нобелевской премии.

На трамвае по Лиссабону


Из цикла «И сердцу снятся, как в детстве снятся, другие страны и города...» Часть 8

В свою первую поездку на этом чудном трамвайчике мы сверялись с распечаткой маршрута, так как в плане было посещение смотровой площадки Miradouro da Nossa Senhora do Monte, оттуда планировалось посетить Вила Берта, а затем Церковь и Монастырь да Носа Сеньора де Грасиа  (Iglesia y convento de Nuestra Señora de Gracia).

Вид на замок Сан Джорджи со смотровой площадки Miradouro da Nossa Senhora do Monte

Очень удобная вещь – карта Google, именно по ней я прокладывала наш маршрут. И хорошо, что в руках был маршрут остановок, мы могли следить за ними. Правда, объявлений остановок кондуктор не делал, а указатели были слишком мелкими, чтобы увидеть из трамвая, поэтому мы просто считали их количество.

Итак, мы доехали до станции Rue da Grasa, потом прошли по ул. Rue de Sra do Monte до смотровой площадки Miradouro da Nossa Senhora do Monte. Улица идет вверх, дома стоящие вдоль нее украшены изразцовой плиткой с геометрическим рисунком.

Вид со смотровой площадки Miradouro da Nossa Senhora do MonteПоднимаемся к конечной точке – смотровой площадке, которые в Португалии носят название мирадоуру. Эти мирадоуры устроены на самых высоких точках холмистого Лиссабона, именно оттуда в полной мере видна вся красота города. Сами мирадоуры устроены в виде небольших террас или садиков, где можно посидеть и отдохнуть. Предприимчивые лиссабонцы пристроили там открытые кафе. Здесь в тени деревьев днем расслабляются старики, а вечером тусуется молодежь.

Дойдя до верха, мне захотелось убедиться в том, что это мирадоуру де Монте, но окружающая молодежь не только не понимала по-английски, но еще и не соответствовала понятию «люби и знай свой край». Прочитав путеводитель, узнали, что это самая высокая точка города.

Церковь на Miradouro da Nossa Senhora do MonteДействительно отсюда открывался великолепный вид на замок Сан Джорджи, районы Граса, Моурария и Байша, а также на всю северную часть города. Внизу отчетливо различимы площадь Мартим Мониш и наш отель Мундиаль.

Отсюда хорошо видна специфика каждого района столицы; Байша с ее четкой планировкой, древняя Алфама с лабиринтом узких улиц, Граса с ее маленькими домиками, требующими ремонта, и мавританский квартал Моурария. Особенно хорош Нижний город, или зона Помбалина, перестроенный маркизом Помбалом. Благодаря восстановлению столицы после землетрясения, она стала первым европейским городом Нового времени.

На этом мирадоуру, справа в глубине, небольшая церковь, оказавшаяся закрытой. В саду перед ней небольшая часовенка, за стеклянными стенами которой размещено изображение Девы. Каждый день она провожает садящееся солнце и благословляет столицу Португалии.

Лиссабон. Карта вида со смотровой площадки Miradouro da Nossa Senhora do MonteОбратите внимание, что здесь есть большая карта города, выложенная керамической плиткой, и на ней отмечены все достопримечательности города, видные с этой высоты. Кроме того, что карта просто красива, она и очень познавательна. Жаль, что «иваны, не помнящие родства» изуродовали ее граффити!

Небо хмурилось тучами все больше, и мы решили не искать пример фабричного общежития для рабочих начала XX века - Vila Berta (оно находится на Руа ду Сол а Граса (Rua do Sol á Graça). Вместо этого мы идем вниз по Calçada do Monte, а потом по Rua Damasceno Monteiro, затем на перекрестке с Largo da Graça поворачиваем направо и идем, изучая малоизвестные уголки квартала Граса. 

Строго говоря, это даже не район, а просто один из холмов Лиссабона, застроенный маленькими домиками вдоль крутых и узких улиц. Начинает накрапывать дождик, и мы прячемся в небольшой продуктовый магазинчик, обследуем его ассортимент и цены. Приятно удивляемся их демократичностью, откладываем на ум купить пахучую клубнику и местное вино, стоящее буквально копейки.

Расстояние от де Монте до Грасы небольшое, мы идем вдоль стены монастыря  Convento da Graça, поворачиваем направо,  поднимаемся по довольно крутой горке вверх и попадаем на Мирадоуру да Граса (Miradouro da Graça).

Если не посещать смотровую площадку де Монте, то надо выйти на следующей остановке Graça на площади Ларго да Граса (Largo da Graça). Отсюда также – вдоль монастыря, направо и наверх. Место затемненное большими деревьями, имеется открытое кафе.

Старейшая церковь города Igreja de GraсaУкрашением мирадоура является старейшая церковь Igreja de Graça, построенная в 1271 году, и являющаяся национальным памятником. Белоснежная, она трудно поддается съемкам из-за недостаточной площади.

Церковь Нашей Богородицы Да Граса неоднократно перестраивалась и в XVI веке и естественно после землетрясения XVIII века. Внутренняя отделка в стиле рококо включает изразцы XVII и XVIII в.в.

В трансепте, справа имеется фигура Христа (Сеньор душ Пасуш), во время мученического восхождения на Голгофу с крестом. Эту фигуру выносят из церкви во время крестного хода. Здесь же установлен бюст португальской поэтессы Sophia de Mello Breyner Andersen, а на стене навечно вписаны слова ее стихов.

Мощеная лиссабонская калькадаСмотровая площадка могла бы подарить нам много отличных кадров, если бы не дождь. Снова любуемся (по возможности) видами сверху: беспорядочной Моурарией, линейной Байшей и Верхним городом Байру Альту, а также мостом Салазара. Дождик не позволил нам присесть на этой «веранде, открытой в мир», но фото на удивление вышли хорошо.

Ищем виденный на фото в и-нете садик со ступенчатой мостовой, выложенной рисунчатой плиткой. Обнаруживаем этот скверик рядом, внутри него симпатичный фонтанчик, но дождик мешает вести съемки.

Ищем и находим указатель Largo do Terreirinho, у пожилого португальца спрашиваем, на верном ли мы пути. Мы тычем в промокшую бумажку с португальским названием и показываем на указатель. Породистый дядя качает головой и на английском объясняет нам, что направление верное, но он ОЧЕНЬ не рекомендует нам погружаться в этот район, так как там небезопасно для туристов.

Спуск к Largo do TerreirinhoМы пропускаем мимо ушей его комментарий и направляемся в небольшой проулок с длинной лестницей, ведущей вниз. Однако в самом ее начале стоит афро-португалец, что нас слегка напрягает, но дождь подгоняет, и мы спускаемся вниз, тем более что снизу поднимается вполне приличная лиссабонка.

Спускаемся и оборачиваемся вверх, чтобы сделать фотографии, и видим, что африканец демонстрирует нам недвусмысленную фигуру из торчащего среднего пальца. Срочно ретируемся вниз, и там, среди развешенного белья делаем вожделенные фотографии. При просмотре потом они не произвели на нас какого-то особого впечатления.

Все же, если бы не дождь, мы бы рискнули спуститься в район Моурарии и пройти через Ларгу да Роза (Largo da Rosa), Руа даш Фариньяш (Rua das Farinhas), откуда можно выйти к церкви Сан Криштован (Igreja de São Cristovão) и вернуться к пл. Мартим Мониш.

Конечно, жаль, что мы не посетили живописные кварталы Моурарии с улочками такой ширины, чтобы мог пройти навьюченный мул. Сам район когда-то был своеобразным гетто для мавританского меньшинства. Отсюда и название района - Моурария (Mouraria), т.е. Мавританский квартал.

Инфраструктура этого района тем больше приходила в упадок, чем быстрее разрастался город в других районах. Изначально здесь не было предусмотрено никаких удобств в жилых домах, и это вело к упадку и запустению района. Несмотря на тесноту и неудобства правительство города, все же приняло программу благоустройства этого района, после чего жить здесь местному населению будет комфортнее.

Сегодня это достаточно безопасный район, несмотря на то, что в нем бок о бок живут люди различных национальностей и вероисповеданий. И подтверждение тому наличие китайских, индийских, арабских ресторанчиков наряду с традиционными домами фаду.

Дождь в ЛиссабонеИспуганные и мокрые мы возвращаемся на площадь Ларго да Граса, и снова садимся на трамвай № 28, чтобы проехать почти до конца маршрута. Я преследую несколько мыслей: и переждать дождь и осмотреться, куда можно в случае чего дойти пешком в другие дни. Это важно, учитывая холмистую местность, а еще узкие, кривые, петляющие улицы.

И вот здесь начинается аттракция типа «американские горки»: вверх-вниз, резкий поворот и снова подъем и т.д. Мы въезжаем в квартал улиц, узких до такой степени, что кажется, трамвай вот-вот заденет стену здания или не впишется в поворот. Тут все так супер-компактно, что надо выглянуть и осмотреться, прежде чем выйти из ресторана.

В одном месте умный водитель легковушки сделал остановку, деваться ему было некуда, перепарковаться негде, и он судорожно маневрировал под спокойным взглядом водителя трамвая, вполне привыкшего к таким сценкам. А мы гадали, сможет ли автомобиль сдвинуться настолько, чтобы мы безопасно проехали мимо.

Вот тут понимаешь, почему на этом маршруте курсируют старинные трамваи – да просто современный транспорт здесь ни за что не впишется! А уж, каково здесь ходить пешком, даже страшно подумать, если ты не впишешься в «габарит приближения».

Дождь в ЛиссабонеИз-за недисциплинированности водителей здесь часто образовываются пробки, и тогда лиссабонцы либо ищут владельца неправильно припаркованной машины, либо вручную оттаскивают ее с пути миниатюрного трамвайчика. Но чаще все просто стоят и ждут, когда объявится нерадивый владелец авто. Да и куда торопиться, всему свое время!

Исторически трамваи-труженики были ярко-канареечного цвета, именно такими они представляются в качестве городского символа. Но время идет вперед, и сегодня трамваи разрисованы в другие цвета и содержат рекламу. Трамвай звенит на поворотах, а вас бросает то влево, то вправо, знай, успевай поворачивать голову, любуясь необычной планировкой узких запутанных улиц Алфамы, которые проектировались в IX веке арабскими инженерами, чтобы врагам было трудно подняться к крепости. Иногда, кажется, руку протяни – и дотронешься до фасада дома.

Наконец, выезжаем на небольшую площадь Ларго даш Порташ ду Сол (Largo das Portas do Sol), узнаваемую по фотографиям памятника, посвященного São Vincente, за поворотом следующая смотровая терраса Мирадоуру де Санта Лузия (Miradouro de Santa Luzia). Далее вагончик резко спускается вниз по крутому склону и проезжает мимо кафедрального собора Се (Sé Patriarcal). Спустившись вниз, проезжаем мимо церкви Святого Антония и Святой Магдалины, оставляем слева (через улицу) Торговую площадь (Praça do Comercio) и поворачиваем направо в квартал Шиаду.

Поднимаемся вверх, в район Байру Альту и поворачиваем налево на площадь Луиса де Камоэнса (Луиш Ваш де Камойнш, Luís de Camões) – величайшего португальского поэта. С правой стороны остается известная улица Рю Гаретт. Трамвай снова бежит в горку, и с левой стороны едва успеваем увидеть верхнее кольцо фуникулера ле Бика.

Чуть впереди, на южном конце района Байру Альту, на аллее  Calçada do Combro, справа узнаваема церковь Baroque Igreja dos Paulistas (также известная как the Igreja de Santa Caterina). Проехав дальше, поверните голову направо, и вы увидите величественный дворец Сан Бенто (Palácio de São Bento) — резиденцию португальского парламента в Лиссабона.

Наконец, на вершине холма издалека виден огромный храм, увенчанный куполом. Это – Базилика да Эштрела (Basílica da Estrela). Некоторые трамваи делают здесь кольцо и поворачивают в обратный путь, хотя в норме маршрут заканчивается возле кладбища Празереш (Cemitério dos Prazeres). Весь маршрут укладывается в 40 минут, и все они станут незабываемыми, знакомя вас с красотой города.

Храм Basilica da EstrelaКвартал Де Эштрелла, раскинувшийся к северо-западу, знаменит парковым ансамблем и расположенной напротив него Базиликой. Знаменита она как первый в мире храм Сердца Иисусова, колокольня и купол Basílica da Estrela придают этому зданию из белого известняка величие и элегантность.

Мы выходим в дождь, и вприпрыжку бежим к базилике, надеясь, что она открыта. К счастью, она закрывается в 20.00, и мы бродим в тишине, отыскивая надгробную плиту из чёрного мрамора, под которой покоится прах королевы Марии I, почившей в 1816 г. В строительстве базилики смешались позднее барокко  и неоклассический стиль.

Возведение Эштрелы началось в 1779 году по указу королевы Марии I, еще в молодости давшей обет построить церковь, если Бог пошлет ей наследника престола. На ее счастье, молитвы были услышали, и господь даровал ей сына.

Храм Basilica da EstrelaИзвестная как Мария «Благочестивая» (в Португалии) или Мария «Безумная» (в Бразилии), она была первой правящей королевой Португалии. При этом у нее были ярко выражена меланхолия, и она явно страдала религиозной манией.

Смерть первенца в 27 лет от оспы (через 9 лет после начала строительства базилики) привело к тому, что Мария стала недееспособна, и оставшуюся жизнь страной правил другой ее сын Жуан, ставший при ней регентом. Базилика строилась 11 лет и была освещена через два года после смерти наследника, ставшего причиной ее строительства.

Будучи фигурой неоднозначной, при восхождении на трон, первым указом Мария уволила премьер-министра маркиза де Помбала, который приобрёл большую власть при её отце Жозе I. Базилика – однонефная, ее украшением служит сложный геометрический узор пола и стен, выполненный из серого, розового и желтого мрамора. Он по праву считается самым красивым в европейских церквях.

Храм Basilica da Estrela. Надгробная плита королевы Марии IНаходим могилу королевы с правой стороны, гробница венчается трубящим ангелом и портретом в мраморе самой Марии I. А вот полюбоваться сценой рождества Христова, включающей 500 фигур из пробкового дерева и обожженной глины, нам не удалось – было закрыто. Да, и вход туда мы насилу нашли за гробницей. 

Пересекаем улицу и попадаем в чудесный сад, который в cухую погоду мог бы подарить нам чудесное время. Сквозь ворота Сада да Эштрела (сад Жардим Да Эштрела, Jardim da Estrêla) пробую снять Базилику с ее двумя колокольнями и фасадом, украшенным статуями святых и аллегорическими фигурами. 

Сад был заложен в XIX веке, на его территории собраны деревья из Африки, Индии и Бразилии, многие из которых мы видели на их исторической родине. Парк украшен небольшими озерами и прудами, фонтанами и скульптурными композициями. Раньше парк использовался для верховой езды членов королевской семьи, сегодня он доступен всем жителям столицы. В центре парка стоит небольшой ажурный павильон, выполненный из кованого железа. В летнее время на его верхнем пятачке выступают музыканты.

Подъемник Бика (Bica)Дождь становится нестерпимым, и мы выходим из парка, но не сразу покидаем этот район. Нам хочется увидеть купол базилики, и для этого мы отходим направо все дальше и дальше. Завидев 28 трамвай, бежим, чтобы успеть на него. Не рассчитав остановку, проезжаем до площади Камоэнса и возвращаемся пешком до  ул. Rua da Bica de Duarte Belo.

Здесь, в узком переулке находится верхнее кольцо подъемника Бика. Строго говоря, этот подъемник (наряду с подъемниками «Глория» и «Лавра») технически является фуникулером, а функционально является частью транспортной системы города.

Маленький желтый вагончик вместимостью около 20 человек ожидает пассажиров, чтобы совершить короткое путешествие вниз по ул. Rua da Bica de Duarte Belo, круто уходящей вниз, в район вокзала Cais do Sodre (маршрут Rua de Sao Paulo (Rua Duarte Belo) – Largo de Calhariz). Длина маршрута всего 245 м, но уклон улицы составляет 20%, и еще больше в конце маршрута. Трамваи имеют канатную тягу, у вагона нет собственного двигателя.

Подъемник Бика (Bica)Вагон двигается по наклонному рельсовому пути, при этом жестко прикреплен к движущемуся тросу. Фуникулер Бика был открыт 28 июня 1892 года и первоначально приводился в движение от пара. Только в 1914 году был переведен на электрическую тягу.

Знаменит тем, что является единственным ступенчатым в городе, курсирующим по крутой узкой улице. Два трамвайчика каждые 10 минут идут друг навстречу другу – вверх-вниз. Для того чтобы разъехаться, маршрут имеет путевое развитие, благодаря которому именно этот подъемник наиболее живописен. И фотографируем.

Стоимость проезда кусается - 3 евро, тем более что пешком преодолеть этот путь можно за 5 минут (хорошо, что у нас был заветный билет с аэробаса).

Подъемник Бика (Bica)Но спуститься/подняться на этом раритетном виде транспорта стоит даже потому, что «это едва ли не единственные фуникулеры в мире, путь которых проложен прямо по проезжей части узких улочек португальской столицы».

Снимаю шляпу перед конструкторами, которые вынуждены были шевелить мозгами при разработке средств передвижения по гористой местности. Не обходилось без аварий, но, слава богу, этот вид транспорта не уничтожили, и с 2002 года все подъемники признаны памятниками национального значения.

Подъемник Бика (Bica)Прибывая на конечную нижнюю остановку, трамвай  въезжает в здание, имеющее надпись «Ascensor da Bica» со стороны улицы. Мы успели выйти, осмотреться, сфотографировать сам трамвай и себя в нем, прежде чем он пустился в обратный путь.

Что еще интересно, пассажиры-туристы могут стоять буквально за спиной водителя, дыша ему в затылок. Никакой кабинки нет, водитель не отделен от пассажиров, места там мало, но никто не ругается, даже шутят и дают позвенеть в колокольчик. Жаль, что был туман, и самый впечатляющий подъемник было невозможно запечатлеть во всей его красе.

Дождик разгулялся не на шутку, но мы упорно ищем церковь Igreja de Santa Caterina в надежде на то, что она открыта, и мы сможем переждать его в ней. Церковь была основана в 1647 году, но в XIX и XX веках претерпела реконструкцию. Она имеет 2 башни и выглядит очень монументально, только под дождем с улицы снимать ее было совсем неудобно.

Нам не повезло, массивные двери были закрыты,  и мы не смогли увидеть неожиданно яркий интерьер этой церкви, богатую лепнину потолка, раскрашенную в разные цвета. Пришлось только прочитать информацию: «Орган выполнен в стиле барокко, украшен уникальной позолоченной резьбой и фигурами, также как  алтарь и 8 часовен».

Стоя в нише церкви при входе, мы увидели то, что я даже не надеялась обнаружить. В рассказе одного туриста описывалось, какие средства безопасности движения используются в Португалии. Выглядит это так: на узкой улочке при ее пересечении с главной дорогой посредине установлен столбик, который опускается вниз (буквально исчезает на глазах, скрываясь в асфальтовом покрытии) при подъезде машины к перекрестку.

Мы несколько раз наблюдали эту картину, буквально открыв рот от неожиданности! Рискуя видеокамерой (из-за проливного дождя к этому времени), выскакиваю на улицу и снимаю все это действо на приближении. Вот здорово!

На сегодня у нас были планы посещения и других мест, но дождь спутал их все. Промокнув до нитки, мы думали только о том, чтобы скорее сесть в трамвай, добраться  до отеля и переодеться в сухую одежду. Перебежками доходим до площади Камоэнса, и снова садимся в ставший любимым маршрут 28. Теперь мы едем в обратную сторону, и нам удается сесть.

Из-за дождя съемок делать невозможно, поэтому мы просто наслаждаемся видами из окна, отмечая компактность старого Лиссабона. При хорошей погоде и наличии времени, все эти места можно пройти пешком, спокойно осматривая старинные кварталы и достопримечательности города. При этом не покататься на ретро-трамвае – непростительная глупость, хотя в нем надо держать ухо востро и не терять бдительность. Причиной этому то, что этот почти туристический маршрут облюбовали воры-карманники, пользующиеся тем, что пока туристы глазеют по сторонам, пополняя запас впечатлений, ворюги тоже пополняют… свой бюджет.

Неожиданно на площади Граса трамвай останавливается на боковой остановке, и водитель объявляет, что дальше он идет обратно, в сторону Эштрела. Хорошо, что у нас имеется  билет-выручалочка, а то пришлось бы снова платить за дальнейший проезд. Следующий трамвай идет по своему маршруту через район Граса и, завершая верхний круг, делает кольцо на площади Ларгу Мартим Мониш. К слову сказать, на этой площади делают остановки трамваи 12E, 28E, 790, 34.

Таня идет в отель, а я еще успеваю зайти в небольшой продуктовый магазин на соседней площади Фигейра. День завершился весьма безрадостно, беспрерывным дождем, промокшей одеждой и невыполненной программой дня.

Хания, 2011 г.

© Текст, фото: Хания

Опубликовано: 17.05.2017
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.