Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Малыш в самолете. Фото с сайта  vk.me

Достаточно правильно одеть малыша в самолет, чтобы избавить себя от огромного количества неприятностей.

сегодня

24 октября
День святого Рафаила в Кордове
День святого Рафаила в Кордове

24 октября – День святого Рафаила в Кордове. Этот архангел считается покровителем Кордовы. Горожане чтят его более всех других святых – наряду с Девой Марией. В день святого Рафаила в Кордове совершаются специальные богослужения.

На байдарке по Угре


Незабываемая неделя в августе

Время отдыха: Август 2011

Так вышло, что мои друзья, Сергей и Галя, этой весной купили первую в своей жизни байдарку. Вообще-то, давным-давно они познакомились в байдарочном путешествии (друзья позвали). Но когда у них появились дети, регулярные водные походы как-то не заладились. Правда, было несколько путешествий с детьми на лодках (это когда деревянные лодки с вёслами берутся напрокат прямо на месте) — по Волге, по Селигеру, по озёрам южной Карелии. А в прошлом году (дети уже выросли!) друзья вновь пригласили Сергея и Галю в путешествие по реке и даже нашли для них байдарку. Этим летом компания собиралась в новый поход, но не вышло.

Угра. Фото с сайта rossia-turist.ru


Сергей позвонил мне. Мы с женой тоже могли бы купить первую в своей жизни байдарку, но у жены с походом явно не складывалось. Тогда Сергей сказал: «У нас 3-местная байдарка, присоединяйся хоть ты». Что же, почему бы не посвятить неделю отпуска путешествию?

С маршрутом определились быстро. У Сергея — дом (доставшийся от деда) в деревне вблизи Юхнова, почти на берегу реки Угры. И он давно мечтал проплыть от верховий Угры до «родной» деревни, тем более что это очень известный среди туристов-водников «прогулочный» маршрут.

Повозившись три минуты, каждый может найти в сети «лоцию» (ключевое слово в названии сайта: goodwater) — подробное описание Угры от села Знаменка (в Смоленской области) до города Юхнов (в Калужской области). Длина этого участка (по изгибам реки) — примерно 140 км, поэтому с днёвками мы рассчитывали пройти его за неделю. Вышло немного быстрее, потому что не повезло с погодой (мы устроили всего одну днёвку).

Первый день путешествия

С погодой не повезло предсказуемым образом: известно, что на «Ильин день», 2 августа, год поворачивает с лета на осень. Впрочем, выбора не было: наши отпуска «пересекались» таким образом, что раньше субботы, 30 июля, мы не могли покинуть Москву.

И вот утром 30 июля мы погрузились в автомобиль, и Сергей повёз нас в свой дом под Юхновом — это примерно 200 км от Москвы по шоссе А-101, которое далее идёт через Рославль в Белоруссию и в Польшу (в Варшаву). Приехали к обеду, и вечером даже успели искупаться в Угре.

А путешествие началось в воскресенье, 31 июля. Погода, как почти весь июль в этом году, стояла жаркая — около 30 градусов в тени. Примерно в 9 утра к дому подъехало местное такси, которое Сергей вызвал накануне (по телефону): «Волга» с багажником на крыше (это Сергей специально оговаривал, и оказалось, что машина с багажником — чуть ли не единственная в местном таксопарке).

На крышу положили байдарку. Весь путь до посёлка Знаменка (по дороге — всего 60 км) занял чуть больше часа. Обошлась нам такая «заброска» в 1200 рублей (включая небольшой «верх»).

Ехали по шоссе Калуга-Вязьма, которое идёт в основном лесами. После Москвы и Подмосковья — безлюдье невероятное! Здесь кажется особенно странным план расширения Москвы (на юго-восток); достаточно сдвинуться на 200 км хоть в какую-нибудь сторону — и полно пустующих пространств. А по уму, конечно, столицу нужно переносить в середину страны (там пустующих мест тоже хватает), куда-нибудь в Красноярск, чтобы присматривать оттуда за восточными окраинами.

В Знаменке, у моста через Угру, водитель съехал с шоссе на левый берег реки (выше моста). Там мы и выгрузились. Для сборки байдарки место удобное, но сход в воду крутоват. Сборка байдарки (строго по инструкции, потому как с лодкой такого типа — «Нева» — мы раньше дела не имели) заняла часа полтора, да ещё целый час возились с рулевым управлением (в инструкцию, как мы потом поняли, явно не попали изменения, уже внесённые в конструкцию).

В первый раз вещи распихали по байдарке с большим трудом; потом лучше научились с этим справляться. У нас, конечно, вышла перегрузка: на одну лодку 3 человека с личными вещами, 2 палатки, всё костровое хозяйство и продукты — многовато. Я-то разложил вещи по пакетам, потому что помнил, как в предыдущих походах (лет 25 назад, с тех пор в байдарку не садился) случалось и переворачиваться.

А мои друзья сложили вещи на дно лодки прямо в рюкзаках. Забегая чуть вперёд — вечером им пришлось сушить подмокшие спальники: вода в байдарку всё время текла, очевидно, с вёсел, так что на дне байдарки она всегда была (и «груша» или, попросту, «клизма», которой время от время воду собирали, радикально не помогала).

Перекусили бутербродами, запили ключевой водой (из канистры), как это потом делали в середине каждого дня, и поплыли. Канистру Сергей наполнил ещё накануне — водой из «надёжного» родника у шоссе по пути к Юхнову. Для приготовления пищи, чая, киселя и прочего утром и вечером мы брали воду из реки (кипятили, конечно).

Начинать путешествие выше моста немного опасно. Потому что под любым мостом всегда торчат остатки старых свай, а иногда и брошенные металлоконструкции. Обидно налететь на что-то подобное в самом начале! Но мы благополучно прошли между верхушками деревянных свай, и началось путешествие по Угре. Хотя эта река считается безопасной (во всяком случае — не в половодье), к ней всё равно нужно приспособиться.

Обычно один берег круче, река у этого берега глубже, а течение быстрее, но вблизи берега может прятаться коряга или притопленный ствол дерева. Другой же берег, как правило, низкий, вблизи него река медленная и мелкая, ничего не стоит начать скрестись днищем лодки по дну реки, а дно реки бывает не только песчаным, но и каменистым (так и до дырки в байдарке можно доскрестись).

Сначала по обоим берегам реки тянулись дома посёлка Знаменка. Все деревни, которые встречались нам дальше, располагались только по одному из берегов реки (правому или левому) — высокому. Тут мы оценили «лоцию», которая предупреждала нас, на каком берегу появятся дома очередной деревни, где нам встретятся броды и небольшие перекаты, так что можно было без труда (и без GPS) следить за своим положением на карте. Сами авторы оценили надёжность лоции в 90%, и мы с эти согласны: неточности, конечно, есть, но их немного.

Поскольку первый день нашего путешествия пришёлся на жаркое воскресенье, то вблизи деревень мы видели множество людей по берегам, которые либо рыбачили, либо купались и загорали. Многие мылили себе головы (как в банный день), и Галя даже пошутила, выразив сомнение, сможем ли мы сегодня вечером брать без опаски воду из Угры.

В этот первый день мы шли на вёслах примерно 3 часа, миновали деревни Шипуны, Высокое, Коростели. Начали искать место для ночлега, пришлось в «интересных» местах выбираться на берег. Выходить пришлось мне, так как я сидел впереди. И вот, осмотрев очередную поляну на крутом берегу, я возвращаюсь к байдарке и предлагаю всё-таки проплыть чуть дальше. А к воде спускаются ступени, кем-то прокопанные, и на ступенях лежат дощечки.

И я начинаю спускаться по этим дощечкам. А последняя дощечка лежит уже в воде. Заиленная. И только я ступаю на эту последнюю ступеньку, как нога моя начинает скользить по илу как по льду, и я со всего размаху плюхаюсь в воду (а у крутого берега не мелко!) в одежде, хорошо хоть не с головой. Ничего страшного — день-то жаркий.

Друзья мои утверждали, что полёт был эффектным. Сергей ещё добавил, намекая на то, что я рассовал свои вещи по мешкам: «Вот ты опасался переворота, считай, что переворот состоялся!» С этим я охотно согласился (и, в самом деле, если не считать затяжного дождя, испытаний водой больше не было).

Мы встали на ночлег на правом берегу, незадолго до деревни Дрожжино. Поляна в сосновом лесу метрах в 50 от берега. На берегу — небольшой песчаный пляжик. Моим друзьям пришлось, как я уже писал, сушить перед сном свои вещи. В остальном — всё хорошо. Разве что деревни близко, и ночью был слышен лай и вой собак. А утром нас разбудил дятел, устроившийся на дереве где-то неподалёку.

Путешествие в глубь времени

Если посмотреть на карту и почитать справочники, то нетрудно убедиться в том, что Угра и Москва-река — как две сестры. Обе реки являются левыми притоками Оки; Угра впадает в Оку вблизи Калуги, а Москва-река — в Коломне. Длина Угры — примерно 400 км, а длина Москвы-реки — примерно 500 км; правда Москва-река исходно (без учёта поступления воды по каналам) в полтора-два раза полноводнее Угры.

Интересно также, что обе реки сначала текут к северо-востоку, а потом довольно резко поворачивают к юго-востоку — к Оке; можно сказать, что они текут почти параллельно, только Угра — на 200 км западнее Москвы-реки.

Москва-река течёт от Звенигорода на восток к Москве, там поворачивает к югу, проходит через Бронницы и несёт свои воды дальше к Коломне. Схожим образом (включая расстояния) Угра идёт от посёлка Знаменка к северо-востоку к деревне Базулино, там поворачивает к югу, проходит вблизи Юхнова и течёт дальше к Калуге (в 19 веке Угра от Коломны до Юхнова считалась судоходной).

Восемь-девять столетий назад по Москве-реке проходила западная граница Владимирско-Суздальской Руси. Именно тогда на Москва-реке стали появляться пограничные городки: Звенигород, Москва, Коломна. А пять-шесть веков назад западная граница Московского государства (вобравшего в себя Владимир и Суздаль) сдвинулась уже к Угре.

Именно там, вблизи Калуги, в 1480 году случилось «стояние на Угре», после которого, как считается, зависимость Москвы от Орды была преодолена. Ордынцы подошли к западной границе, потому что действовали совместно со своими литовскими союзниками. А ещё через пару столетий западная граница России, вобравшей в себя весь смоленский край, сдвинулась ещё на 200 км на запад.

И вот случилась так, что Москва-река продолжала обустраиваться, стягивая к своим городам и сёлам всё больше и больше людей, а её западная «сестра» Угра, лишённая внимания, продолжала свой бег по смоленским и калужским лесам точно так же, как это было и пять, и десять, и пятнадцать веков назад.

Таким образом, сегодня сплав по Угре — всё равно что путешествие в глубь времени: мы видим эту реку такой, какой в далёком прошлом была и она, и её восточная соседка Москва-река! Перемещаясь от Знаменки к Юхнову, мы будто движемся по Москва-реке от Звенигорода к Бронницам (через Москву) в те далёкие годы, когда она была ещё рядовой рекой Центральной России, ничем не выделенной и столь же мало заселённой, как нынешняя Угра.

Ощущение погружения в прошлое усиливается и самим именем реки Угра. Уграми называют родственные по языку народы с Северного Урала: «ханты», «манси» (их также называют «югрой») и «венгров», которые когда-то прошли через Русскую равнину и осели на берегах Дуная. Очень возможно, что в названии реки сохраняется память о прохождении угорскими племенами бассейна реки Оки.

Впрочем, к народам, принадлежащим к более широкой группе «угро-финнов», относились и племена мещеры, мордвы, муромы, населявшие берега Оки и её притоков.

Второй и третий дни похода

Во второй день, 1 августа, жара если спала, то совсем немного. Но день был уже не такой солнечный, как накануне, и, главное, ощутимо задул северный ветер. Мы, однако, не задумывались, что бы это значило.

В хорошем месте можно было бы встать на днёвку (в конце концов, главная наша задача была — отдохнуть), но Сергей был убеждён, что основные красоты Угры находятся после её поворота к югу (т. е. за деревней Базулино). Поэтому во второй день мы довольно резво шли на вёслах — примерно 6 часов чистого времени.

Так мы миновали Дрожжино, Дмитровку, Станино, Рассолово, Новую Селибу, Базулино, Спасское, Ивановское. «Обедали» на длинном (не характерном для Угры) пляже между Станино и Рассолово. Сразу после Станино по «лоции» (2007 года) — слева сосновый лес, удобный для стоянки. На самом деле в этом сосновом лесу сейчас строится что-то вроде базы отдыха.

Более всего нас поразил «обустроенный» брод через реку вблизи строительства: подходы к броду на левом и правом берегах устланы бетонными плитами, и такие же плиты уложены по дну поперёк реки. В мелкую воду над таким «бродом» проходить на байдарке опасно.

После деревни Новая Селиба по правому берегу тянется очень высокий и красивый холм, поросший соснами. Складывается впечатление, что именно этот холм и не даёт реке немедленно повернуть вправо, к югу. Но после нескольких (последних) километров, которые река течёт к северо-востоку, крутой поворот на юг всё-таки происходит. И дальше по берегам тянутся холмы, но пейзажи вблизи самой северной точки маршрута, пожалуй, наиболее эффектны (жаль, что там я не фотографировал).

Между деревнями Базулино и Спасское мы сделали небольшую остановку на песчаном островке посреди реки. В лоции это место обозначено как «Батыев Брод». Здесь впервые после отъезда из Юхнова (правда, в Знаменке телефон не включал) я поймал сеть МТС. Поразительно, но ни на одной из наших четырёх стоянок на ночлег сеть МТС не работала!

В один из последующих дней мы догнали байдарочников, которые сказали нам, что на всей Угре действует сеть «Мегафон». Непостижимым мне кажется вот что: если обладатель карты МТС едет во Францию или в США, где нет вышек МТС, то компания МТС считает своим долгом договориться с одной из местных компаний и обеспечить связью обладателя карты МТС.

А если обладатель карты МТС (с тарифным планом «Твоя страна»!) выезжает в Смоленскую и Калужскую области (на реку Угру), то МТС нет дела до того, есть у него связь или нет. Казалось бы, ну нет вышек и не надо, просто договоритесь с «Мегафоном». Э, нет! И хватает же совести называть себя «ведущим телекоммуникационным оператором в России».

После Ивановского мы стали искать стоянку, и здесь «лоция» нас слегка подвела: ни на левом, ни на правом берегах обещанных стоянок мы не отыскали. Около огромного белого валуна я вскарабкался на высокий правый берег, метров на 20 (как на крышу 6-7 этажного дома). Там, наверху, конечно, красиво, и даже, если очень постараться, туда можно и вещи поднять, но ходить вверх-вниз за водой, пожалуй, будет трудновато.

Пришлось через некоторое время встать на низком левом берегу «возле молодых сосен», метрах в 300 ниже по течению от остановившихся там до нас рыбаков, приехавших на автомобиле. Выход к воде там довольно узок (у байдарки может нормально стоять только один человек) и грязноват (глина, а не песок), но выбора не было.

Вечером на этом относительно открытом берегу загулял такой ветер, что пришлось доставать штормовки. Потом сильно расшумелись наши соседи, отмечая, очевидно, удачную (или неудачную) рыбалку. Однако ночью, когда я вышел (полюбоваться на звёзды), было тихо, небо чистое, я без труда отыскал «Большую Медведицу». Но под утро пошёл дождь.

Часам к 8, когда мы окончательно проснулись (под стук дятла над нашими палатками), он, к счастью, прекратился, и больше в тот день не начинался. Но весь третий день, 2 августа, продолжать дуть северный ветер, не предвещая ничего хорошего.

Удачей можно было считать то, что после поворота реки к югу, ветер стал нам попутным. В этот день мы не очень торопились, пройдя по лоции расстояние, которое соответствовало 3,5 часам хода на вёслах. Кроме того, Сергей достал спиннинг и стал пробовать что-то на него поймать. Он и сам не грёб, и нас просил грести в лучшем случае по одному.

Часто мы просто дрейфовали по течению, слегка подгоняемые ветром. За весь день попался только один ёршик. На ночь Сергей его забросил как приманку для щуки, но щука не попалась. До конца похода Сергей так больше ничего не поймал, но нам встречались и удачливые рыболовы.

В этот третий день путешествия мы проплыли деревню Куренки, бетонный мост автодороги Тёмкино-Федотково, разрушенный бетонный мост у Федотково (такое впечатление, что опоры у него не выдержали, и мост просто осел в реку, хорошо, что у левого берега есть, где проплыть). Хорошие места для стоянок были по высокому левому берегу перед мостом автодороги (правда от дороги есть и подъезд для автомобилей, но так почти всюду на Угре).

Но у Сергея рыба не шла, поэтому днёвка в этом месте показалась ему непривлекательной. На бетонном мосту я во второй (и последний в этом походе раз) поймал сеть МТС. Жена мне прислала сообщение, которое содержало следующие ехидные слова: «Начну с главного: дефолта в США удалось избежать...»

В нескольких километрах ниже Федотково мы нашли редкую для Угры стоянку на не слишком высоком (не более 10 метров) правом берегу, к которой не вели никакие дороги: сосновый лес подступает к берегу сплошной стеной. Противоположный левый берег — низкий, совершенно открытый и пересечённый дорогами. Весь вечер по этим дорогам в ту и другую сторону проезжали автомобили, велосипеды, шли пешеходы (я слегка преувеличиваю, но всё перечисленное мы в самом деле с нашего высокой поляны видели).

Наша стоянка очень заметна с реки: буквально несколько недель назад (по-видимому, в жарком июле) от леса к реке прошёл мощный смерч, выкосив среди леса целую просеку, причём огромные деревья падали и на поляну (очень надеемся, что на ней в этот момент никого не было), и на берег реки. Похоже, что до падения деревьев поляна была побольше, а сейчас на ней едва уместились наш костёр и две палатки. Выглядит всё немного жутковато, но мы утешили себя тем, что «два раза снаряды в одну воронку не падают», да и погода не угрожала смерчами.

Неприятно было, что северный ветер гулял и по этой поляне. Мы утешали себя тем, что ветер разгонит облака, но напрасно: ночью ветер стих, зато полил дождь. Дождь почти прекратился утром, когда нас разбудил дятел. Но, как вскоре выяснилось, дождь утих ненадолго.

День четвёртый. Дождь

Первые три дня у нас было ощущение, что на всей реке мы — единственные байдарочники. Но на четвёртый день утром мимо нас проплыли две байдарки с туляками, потом мы сами нагнали большую группу москвичей — шесть байдарок с детьми и собакой, а вечером проплывали мимо стойбища с тремя байдарками (помахали им и те же приветствия получили в ответ). Это немного скрасило сумрачный день, когда всем, попавшим под дождь, пришлось нелегко.

Другая особенность этого дня — мы практически не видели домов. В начале мы прошли мимо деревень Лука и Кобелево, но сами деревни с воды не были видны. А потом мы попали на длинный участок реки, где нет селений. Эти глухие места приходятся как раз на границу Смоленской и Калужской областей (несколько километров граница проходит по реке, так что левый берег — Смоленщина, а правый — Калужская земля). Довольно естественно, конечно, что граница проходит по тем местам, где никто не живёт (или наоборот: потому никто и не живёт, что до оживлённых мест во все стороны далеко).

Кроме собаки (на байдарке с москвичами), мы видели серую цаплю и чёрного аиста (к сожалению, фотографии не лучшего качества, близко подплыть не удалось).

В середине дня мы остановились, как обычно, на «перекус» у высокого правого (калужского) берега. Вскоре показались две байдарки с москвичами и, забравшись повыше, я сделал несколько снимков, как они приближаются к нам, а потом удаляются. Получилась своего рода панорама Угры. Забавно, что недалеко от места, где я стоял, нашлась яблоня.

Галя набрала с неё яблок и на следующий день сварила замечательный компот, благо подмоченный в первый же день сахар непонятно было куда девать. Думаю, что раньше эти места были более обжитыми, а на высоком берегу мог стоять и хутор.

Вскоре после того как оба берега становятся калужскими, в Угру слева впадает довольно крупная речка Воря (многие сплавляются сначала по Воре, а после её впадения в Угру — уже по Угре). Угра местами становится совсем широкой — метров до 70-80. Если бы не дождь (а он всё шёл и шёл), то в этих заброшенных местах мы вполне могли бы сделать стоянку на днёвку. Но в дождь останавливаться совсем не хотелось, и в этот день мы прошли на вёслах примерно 6 часов.

После впадения Вори мы стали искать поляну для ночлега, но, как на грех, безлюдные места закончились и по берегам замелькали палатки, главным образом, отдыхающих-автомобилистов. Тут мы немного упали духом, потому что очень не хотелось попадать уже в следующую полосу деревень. А хорошие стоянки (с ними, как справедливо предупреждает «лоция», на Угре непросто) совсем перестали попадаться.

Притом что мы изрядно вымокли за день, поэтому устанавливать лагерь просто в прибрежных кустах совсем не хотелось. Выйдя в очередной раз на низкий левый берег, мы разглядели вдали подходивший к этому же берегу сосновый лес, и, забравшись обратно в байдарку, прошли ещё несколько сот метров вниз по течению. Проплыли, кстати, мимо места, где на берег выбралась вся группа москвичей, устремившихся, очевидно, в тот же лес.

От места, где мы, наконец, причалили, до леса было метров 100. Но (о, счастье!) в лесу мы нашли поляну для стоянки со столом и скамьями под навесом! Эти стоянки устроены для отдыхающих в «Национальном парке Угра». К ним, конечно же, ведёт хорошая просёлочная дорога, но нас это уже не смутило.

Дальше — дело техники (туристский опыт пригодился): перенесли вещи под навес, нашли сухую берёзу в мокром лесу, напилили и накололи дров, раскочегарили костёр, поставили воду, установили палатки, перенесли туда вещи, приготовили еду, переоделись в сухое и, наконец, сели ужинать на сухие скамьи за сухим столом. Красота!

Следы войны

В 1941-1942 годах на Угре шли бои, следы которых видны во многих местах. Минут через 30 после впадения Вори, в поисках стоянки, мы вышли на левый берег и, в сущности, случайно оказались около памятника, поставленного на месте захоронения останков советских солдат. Захоронений несколько; они проводились в 1980-1990 годы.

На одной из табличек написано: «Здесь похоронены 69 неизвестных бойцов Красной Армии 53 Дивизии 43 Армии, павших смертью храбрых в 1941-1942 годах. Обнаружены и перезахоронены 29 июля 1992 года». На другой табличке — немногочисленные фамилии и добавление «Кроме того в захоронении покоится прах 351 воина, имена которых неизвестны».

Весь лес вокруг стоянок «Национального парка», на одной из которых мы остановились, оказался перерыт окопами. Окопы мы обнаружили и в последний, шестой день путешествия, когда пристали к высокому левом берегу Угры напротив устья реки Ресса, впадающей в Угру справа. Наше внимание привлёк небольшой памятник с красной звездой, установленный, по-видимому, в 1985 году (к 40-летию Победы). Поднявшись на крутой берег, мы увидели окопы.

Любопытно, что вскоре после нас и чуть ниже по течению пристала группа из четырёх байдарок с ребятами-школьниками (незадолго до того мы проплыли мимо большого палаточного лагеря на берегу Угры). Они играли во что-то вроде «Зарницы»: выбравшись из лодок, они полезли к окопам и, судя по их выкрикам, они должны были успеть укрыться до того, как подплывёт команда догоняющих.

Тут я должен ещё написать, что в первый день, незадолго до Знаменки, мы проезжали мимо памятника «Катюше». Уже вернувшись домой, я узнал, что памятник установлен несколько лет назад там, где 7 октября 1941 года первая батарея «Катюш» под командованием капитана Ивана Флёрова, выходя из окружения, приняла последний бой.

В ходе боя пусковые установки были взорваны красноармейцами, а капитан Иван Флёров погиб вместе со многими своими боевыми товарищами. Знали бы, остановились поклониться героям.

Днёвка

Утром пятого дня похода, 4 августа, мы проснулись (как вы, наверное, догадались — под стук дятла) и обнаружили, что дождь кончился, а погода налаживается. Стоянка в 100 метрах от воды — это, конечно, не лучшее место для днёвки, но выбора не было: до конца маршрута оставалось 3-4 часа хода на вёслах.

Погода потихоньку разгулялась, но жарко было только на солнце. Купаться совершенно не хотелось. Рыба не ловилась, грибы в лесу не обнаружились. Оставалось гулять по берегу. Мы выяснили, что наш навес имеет номер 9. Большая группа москвичей, вставшая немного выше по течению (там у воды — небольшой родник), ночевала у навеса номер 12.

Кстати, москвичи в этом месте закончили по плану свой маршрут: днём за ними приехал большой автобус и увёз всех (включая детей и собаку). Где-то в районе навеса номер 15 (это уже, по-видимому, крайняя стоянка) стояли автомобилисты, но я туда не пошёл. Ниже по течению, примерно около 6-го навеса, высадилась с автомобилей ещё одна большая компания: вечером оттуда доносился такой шум, будто там сначала играли в футбол или в волейбол, а потом устроили дискотеку.

За ночь погода не изменилась. Утром мы позавтракали и, попрощавшись с нашим верным дятлом, потащили наши вещи к берегу.

День шестой, заключительный

Ещё до того, как мы начали собираться, произошла такая история. После завтрака Сергей пошёл на берег мыть посуду. Вдруг я слышу, как он меня зовёт, причём кричит, чтобы я прихватил фотоаппарат.

Бегу и вижу, как мимо нас неспешно дрейфует по течению здоровенный плот на автомобильных покрышках (этак 4 на 6 метров) с тентом, палатками, какой-то кухней, столиками. На плоту — одни мужчины, человек восемь, среди них один мальчик. Все в очень хорошем расположении духа. Над плотом развевается пиратский флаг, а сзади ещё и «жовто-блакитний» — украинский. На вопрос «Откуда плывёте?» мужчины важно отвечали: «С Днепра!»

Вскоре после того как мы поплыли, мы этот плот, конечно, догнали и перегнали. Махали руками, веселились. Потом пошли заключительные километры. Пейзаж стал более спокойным, но суть та же: один берег низкий, другой высокий, и к обоим довольно трудно пристать: крутизна склонов, кусты, осока.

В этот день, 5 августа, мы прошли мимо деревень Бельдягино, Батино, Беляево, Барановка и подплыли к Юхнову, который, впрочем, с воды совсем не просматривается. Деревни на Угре, кстати, выглядят довольно интересно.

Почти во всех либо строятся, либо уже построены очень основательные дома. Едва ли это жилища работников местных сельских предприятий, скорее — выходцев из этих мест, которые строят дома для спокойной жизни и отдыха, чтобы было куда вывезти на лето (а то и на зимние каникулы) детей и внуков.

Наконец, мы достигли того места, откуда Сергей мог отправиться за своей машиной. Вытащили на берег вещи, байдарку. Байдарку не стали сразу разбирать, а закрепили «в сборе» на багажнике на крыше автомобиля. Уже у деревенского дома мы разобрали, помыли и просушили лодку.

Ужинали с мамой Сергея, которая рассказывала нам про свою жизнь. Как оказалось, она — с верхней Угры, примерно из тех мест, где начинался наш поход. Когда началась война, ей было 10 лет. Два года жила в оккупации, в школу в это время не ходила. А после войны «вышел закон», по которому каждая семья должна была выставить работника на 10 дней для работы на лесозаготовках.

Пришлой идти ей, 15-летней. Крепко же ей запомнились эти 10 дней, хотя работу ей поручили «лёгкую» — таскать сучья. Потом были работы под Вязьмой на торфоразработках. «В конце недели нам давали по две буханки хлеба, весь наш заработок, и я относила их в деревню, своей матери». Потом устроилась работать няней в Москве, жила у тётки, без паспорта, тётку всё время штрафовали.

К счастью, новый председатель колхоза вошёл в положение, выдал паспорт. С паспортом уже удалось попасть на стройку, но тётку всё равно продолжали штрафовать. Потом был завод и работа помощницей крановщика, а крановщиком был «Володя», это уже отец Сергея (ныне покойный). Семье дали комнату в коммуналке в Останкино. Тут начинает вспоминать Сергей, потому что Останкино он хорошо помнит...

На следующий день, в субботу 6 августа, Сергей подвозит меня к автостанции в Юхнове к автобусу, который уходит в Москву в 9 утра (автобусов из Юхнова уходит немного, в основном в Калугу и в Малоярославец, откуда можно доехать до Москвы на электричке). С местами проблем нет (в воскресенье могли бы быть).

В ожидании автобуса Сергей говорит, что скоро улетает на три недели в Германию (Сергей — доктор физико-математических наук, видный специалист в области астрофизики). Но вот и автобус, мы прощаемся. До встреч в Москве, до новых путешествий!

 

Alexei B, 2011 г.

Фото с сайта rossia-turist.ru

Опубликовано: 02.04.2015
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.