Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Виза. Фото с сайта  tourism.pln24.ru

Для въезда на территорию большинства стран мира необходимо разрешение местных властей, именуемое визой. Контроль над перемещением иностранных граждан ввели после Второй мировой. 

сегодня

25 мая
День филолога
День филолога

25 мая – День филолога. Это праздник выпускников и преподавателей филологических факультетов, учителей русского языка и литературы, работникам библиотек, журналистов, переводчикам и просто ценителям родного языка и литературы.

Музеи Дрездена


Город спасенных шедевров

У входа в Дрезденскую картинную галереюНадпись у входа в Дрезденскую картинную галереюВ декабре, как раз перед Новым годом, я организовывал поездки в Дрезден. Если Лейпциг — город ярмарок, то Дрезден — город музеев. В городе я был во всех музеях, а в некоторых по несколько раз.

И каждый раз, как только удавалось попасть в Дрезден, я посещал в первую очередь картинную галерею. Её ни с чем, ни с каким музеем невозможно сравнить. Я готов был часами ходить по ней, смотреть, смотреть и ещё раз смотреть. Ну, я-то ещё что, а вот жену с детьми оттуда за уши нельзя было вытащить. В буквальном смысле.

Перед входом в картинную галерею с правой стороны осталась надпись на русском языке с 1945-го года, года окончания второй мировой войны, года варварской бомбардировки Дрездена, года освобождения города:
«Музей проверен. Мин нет. Проверял Ханутин».

Я первый раз
Ступил под этот свод,
И он меня ошеломил:
Кругом народ!

На разных языках,
Шепча и восклицая,
Великих мастеров
Обходят созерцая.

И напрямик,
Вперёд глазами целя,
Увидел я
Мадонну Рафаэля!

Нет. Невозможно
Взгляда оторвать, —
Я буду перед ней
И час, и два стоять.

И не могу словами
Передать,
Словами вряд ли
Можно что сказать.

О Рафаэль!
Ты превзошёл себя!
И я тащусь,
Штанину теребя!

(В.Мазуров)

Рафаэль,  Сикстинская МадоннаИ только проходишь сквозь всегда почти не закрывающиеся двери галереи, как видишь её, великолепную, Сикстинскую Мадонну.

Возле Мадонны можно стоять, действительно, бесконечно долго. Кажется, что она вот-вот сойдёт с картины и войдёт в зал. Интересно, почему не сделают художественный или мультипликационный фильмы про то, как герои бессмертных картин спускаются к нам на грешную землю и живут или хотя бы поживут мгновение среди нас, смертных.

Некоторое очарование потеряла Мадонна, когда её заточили под стекло. Может, оно так и надо, но под стеклом Мадонна несколько теряет свою прелесть. Хотелось бы верить, что это временная необходимость. Возможно, стекло уже и убрали. Ведь я давно не был в Дрездене...

Произведения старых мастеров — удивительные произведения. Не буду останавливаться на каждой картине. Для того, чтобы осмотреть всё и вся, можно взять с собой в галерее магнитофон, как путеводитель, где на любом языке подробно рассказывается о каждой картине, начиная с первой и кончая последней.

Мы же нередко присоединялись к какой-нибудь советской группе с экскурсоводом. И слушали, и смотрели. Это сначала, в первые посещения галереи. А потом, в последующем, мы любили всё осматривать самостоятельно.

Лиотар, ШоколадницаЯ был приятно поражён, когда увидел «Шоколадницу», пастель Лиотара. Картину эту я помню ещё с детства: каким-то образом она попала в кабинет моего папы и висела на стене, чуть ниже портрета Иосифа Виссарионовича Сталина. Это была вырезка из журнала «Огонёк». В те времена в нём печаталось много репродукций. В моём детском, а потом и во взрослом представлении, эта картина была огромным полотном. А она, оказывается, совсем небольшая. И что примечательно: я и тогда, и сейчас не могу оторвать взгляда от ста кана с водой. Кажется, что он, как одушевлённый предмет, вот-вот упадёт, и вода выльется из него на поднос.

Швейцарский живописец прекрасно изобразил в красках игру теней, отражение и преломление света. Наш живописец-пейзажист Куинджи, используя световые эффекты и интенсивные цвета, в свою очередь тоже добился полной иллюзии освещения. И когда выставлялись его картины, да и сейчас в Третьяковской галерее и в Русском музее (Ленинград), посетители так и норовят заглянуть в поисках электрической лампочки (особенно в картинах художника выразительна луна...).

Рубенс, Вирсавия у фонтанаЯ был восхищён картинами фламандского мастера Рубенса. Его картины очаровывают. В первую очередь, «Вирсавия у фонтана»...

Даже сидя за чашечкой кофе, здесь, в галерее, думаешь о картинах. А ведь сколько их сгорело и пропало или просто были украдены во время второй мировой войны. По самым скромным подсчётам, около 700 картин. Эти шедевры потеряны безвозвратно, и их никогда никто не увидит. Человечество лишилось их навсегда.

Не знаю, как сейчас, но тогда картины разрешалось фотографировать, и я снял полюбившиеся. Они до сих пор в фотографиях стоят у меня на столе. Я горжусь, что Великих мастеров, созерцали вместе со мной мои, не менее Великие соотечественники, художники и писатели Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. М. Карамзин, В. Г. Белинский, В. И. Суриков, К. Ф. Федин, К. П. Брюллов, И. Е. Репин и другие.

Ещё до нападения фашистской Германии на Польшу, Дрезденская галерея была закрыта. Когда же Германия стала подвергаться набегам авиации с массированными бомбёжками, галерея была вывезена восточнее Эльбы, затем во временные тайники западнее Эльбы.

Ещё пожары отражала Эльба
И, потеряв свой каменный апломб,
Соборов древних ангелы и эльфы
Нахохлились, оглохшие от бомб.

Ещё мерцал в кривых дворцовых брешах
Поблекший щит готической луны,
И, пузырясь, как кожа с обгоревших,
Сползала краска с цвингерской стены.

Кренились купола от трещин резких,
И, выпучив незрячие глаза,
Святые на потрескавшихся фресках
Молитвенно глядели в небеса,

Откуда свист металла гневом божьим
Срывался в бездну улиц городских,
И Дрезден, не остывший от бомбёжек
Вздымал обрубки почернелых кирх.

Ещё земля качалась, как с похмелья,
Но к тайникам, где маялись холсты,
Солдаты пробирались в подземелья
Сквозь минные ловушки темноты,

Где в сырости удушливой, весь в ранах,
Томился Рубенс, брошенный в подвал,
И с Дюрером в обнимку Лукас Кранах,
В руинах погребённый, истлевал.

И горевала в сумраке бездонном,
Не понимая, в чём её вина,
Как смертница, Сикстинская Мадонна,
Не веря в то, что будет спасена.

(Зиновий Вальшонок)

В ночь с 13 на 14 февраля 1945 года более 1400 английских и американских самолётов за два налёта сбросили смертоносный груз на Дрезден. Варварский акт англо-американской авиации не имел никакого отношения к наступательным действиям советских войск. В то время в городе уже не было ни военных объектов, ни сосредоточенных фашистских войск.

В результате массированного налёта погибло более 34 000 человек, в основном женщины, старики, дети. Центральная часть города была превращена в сплошные руины. Каналы в Дрездене были забиты трупами. Город горел, люди броса лись в воду, ища спасения, и тут же сваривались в раскалённой до кипятка воде. Самое ужасное было то, что в воде было много детей...

При бомбардировке Дрездена здание картинной галереи было разрушено, 197 картин безвозвратно погибли... Конечно, шла война, английские и американские лётчики, сбросившие смертоносный груз, выполняли приказ... Приказ исполняли и советские солдаты: найти спрятанные шедевры живописи, сохранить их для человечества.

Поиск картин был невероятно трудным. В нём учавствовали не только советские воины, но и художники, искусствоведы, музейные работники. Картины нашли. Некоторым из них угрожала гибель. Картины срочно отправили в Советский Союз.

Пройдёт 10 лет, и они вернутся домой — сначала 1240 полотен, затем — остальные. А уже с 1956 года картины вновь экспонируются в восстановленном здании галереи. Да-да, у шедевров живописи, как и у людей, тоже есть свой родной дом, свои стены, которые согревают...

Дрезден. Разрушенная Фрауэнкирхен.Как скорбное напоминание об ужасах войны и назидание потомкам, оставалась в руинах Фрауэнкирхен, церковь, в стенах которой погибли триста женщин и детей, спасавшихся от бомбардировок британской и американской авиации в феврале 1945 года.

В 2005 году Фрауэнкирхен была восстановлена. Великобритания и США выделили немалые средства на её восстановление. Интересно, выделил ли на это какую-нибудь помощь бывший Советский Союз?

После картинной галереи одним из значительных музеев в Дрездене с его неповторимыми сокровищами, считается, на мой взгляд, Grunes Gewolbe (зелёные своды). Зелёные своды тоже пострадали во время второй мировой войны. Но к, счастью, пострадало само помещение музея. Экспонатов там уже не было. В 1942 году они были вывезены в крепость Кенигштайн.

Дрезден. Благодарность советскому народу за спасение картин шедевровПосле войны, спасённые, как и картины Дрезденской галереи, советской армией, они были переданы в 1958 году правительству и народу ГДР, и уже в мае 1959 года открылась первая выставка.

У меня нет слов, чтобы высказаться обо всём увиденном. Даже не верится, что это всё — создание рук человеческих. Естественно, как и в Дрезденской галерее, у меня и здесь были полюбившиеся мне творения. Это прежде всего, «Мавр», и, конечно же, шпаги, ножи и другие изделия, усыпанные драгоценными камнями, алмазами и бриллиантами. Причём, все сокровища освещены так, что кажется, будто они совсем не под стеклом, и их можно запросто потрогать руками.

Мне нравится обстановка в музеях Дрездена. Обслуживающего персонала почти не видно. Вам — никаких замечаний, и фотографировать совсем не запрещено. В каждом музее можно купить кучу открыток или брошюр, и найти в них то, что ты увидел или хотел бы прочитать об увиденном. На немецком, русском, английском и французском языках.

Дрезденская картинная галерея и Зелёные своды — это, воистину, бесценные жемчужины великого его Превосходительства Искусства, искусства Мастеров! Новых и Старых! К сожалению, я не упоминаю о других музеях прекрасного города. На это бы не хватило даже книги, не то что рассказа...

Между музеями Дрездена нет границ. Они все настолько близки друг к другу, что из одного музея сразу попадаешь в другой, практически не замечая этого. И каждый музей — История! Впрочем, как я уже не раз говорил, Германия — тоже История. История с большой Буквы!

Фотографии из фотоархива автора

Опубликовано: 29.12.2013
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.