Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Сплав на катамаране. Фото с сайта belraft.com

Наличие возможности выбора — это очень важно. Выбор увеличился на порядки. Не нравится низкая осадка байдарки — можно купить катамаран или моторную лодку.

сегодня

23 марта
Впервые появилось выражение O.K.
Впервые появилось выражение O.K.

23 марта 1839 года впервые появилось выражение O.K. – всеми любимый ныне о’кей. По некоторым сведениям в бостонской газете «Morning Post» это выражение появилось как шуточное сокращение неправильно написанного «all korrect».

Мехико: базилика Святой Гваделупы


Из цикла «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает…» Часть 4

2 день, 15 марта  2010 г. – понедельник (окончание), Мехико

Наступило время обеда, и это стало для нас первым испытанием. Есть нам не хотелось, и зайдя в придорожный ресторан «Ягуар», желание так и не появилось. Мы решили, что лучше осмотрим окрестности и посетим сувенирную лавку, пока группа ест в течение обещанных получаса. Ха-ха! Этот ритуал в дальнейшем повторялся с завидной регулярностью. Задержаться на пирамидах – ни-ни, а вот на обеды мы времени не пожалеем, часика этак по полтора!

Мехико. Базилика Святой Гваделупы. Нерукотворный образ святой


Сувенирную лавку обследовали быстро и от нечего делать пошли прогуляться в поселок. Улицы были пустынны, но откуда-то была слышна музыка, на которую мы и шли. Далеко заходить все же побоялись, думая, что группе придется нас ждать. Вернувшись, убедились в обратном. Через колючую проволоку, ограждающую археологическую зону, сделали отличные снимки пирамид на фоне деревьев-кактусов и заходящего солнца. От нечего делать позировали возле рекламы ресторана, изображающей ацтекского воина в плаще и пернатом головном уборе.

Насилу дождавшись окончания обеда, садимся в автобус и едем обратно в Мехико. Сегодня по программе еще надо посетить базилику Святой Гваделупы, расположенную на окраине города, в 4-х км от центра.

Эта Базилика, вернее Дева Гваделупа, которой она посвящена,  - самая почитаемая и любимая святая не только в Мексике, но и во всей Латинской Америке. Считается, что она является покровительницей Мексики. Базилика была построена у горы Тепейак, на которой в XVI веке 4 раза происходило явление богородицы простому мексиканскому крестьянину  Хуану Диего Куаухтлатоатцин. К тому времени полным ходом шла христианизация страны, местные языческие верования уничтожались. За неверующими индейцами не числилась душа, что давало право безнаказанно их убивать.

И вот в декабре 1531 года на севере Мехико, на горе недавно обращенному в христианство Хуану Диего повстречалась прекрасная молодая девушка. Явилась она Хуану в облике темнокожей красавицы, ее внешний облик соответствовал представлениям о красоте местного населения. Заговорив с ним, она сообщила о своем желании построить здесь храм и велела сообщить об этом епископу Мехико.

Усомнившись в своих возможностях, Хуан Диего предложил, чтобы это сделал испанец. Загадочная незнакомка настояла на своем, а крестьянин пошел с этим сообщением к епископу, францисканскому священнику Хуану де Сумаррага. Тот ясно дело не поверил ему, но велел прийти позже. По дороге домой землепашец снова встретил Мадонну. Она посоветовала не тянуть с повторным походом и просила передать епископу, что строительство храма – это пожелание Пресвятой Девы Марии, матери Господа.

Епископ снова скептически отнесся к рассказу бедняка, отнеся видения за счет кактусов-галлюциногенов и грибов-психоделиков, коими балуется местное население. Оправдывая свое недоверие, епископ потребовал знамения. На следующий день Хуан Диего направился к больному родственнику, сделав крюк вокруг горы, чтобы не встречать деву. Однако настойчивая Мария остановила его на полпути, сказав, что родственник уже выздоровел. Она велела Хуану подняться на холм, чтобы забрать оттуда желанный знак.

Надо помнить, что это был декабрь, и вот на вершине каменистой, заросшей чертополохом и терновником, горы Хуан обнаруживает огромный цветущий куст роз, что совершенно несвойственно этому времени года. Он срезал несколько цветков, а богородица помогла завернуть их в плащ, чтобы они не так кололись. Когда Хуан выспал розы под ноги епископу, он сам н и все присутствующие увидели на плаще четкий силуэт Богоматери.

Конечно, после этих событий храм был построен, а доверчивые индейцы-язычники толпой пошли креститься, что помогло закончить крещение местного населения. А в храм стали стекаться паломники, особенно на праздник Святой Марии де Гваделупа.

Интересна версия Светланы, почему базилика была названа ее именем, к этому приложил руку Эрнан Кортес.  Будучи родом из Эстремадуры, этот испанец чтил покровительницу города Деву Марию Гваделупскую. В ходе освобождения Севильи от арабов, был построен Храм в честь обретения статуи Божьей Матери. Местом его строительства было местечко возле испанского города Эстремадуры, название которого по-арабски было Гваделупа. Так ассоциативно сюда было перенесено название – Гваделупская Божья матерь.

Здесь в Новом Свете темнокожая дева стала покровительницей и защитницей всех мексиканцев. Крепкий замес старых верований был сломлен из-за того, что уж больно была похожа Дева Гваделупская на ацтекскую богиню-мать, которой поклонялись индейцы.

И вот убежденные вчерашние язычники стали истово верить в чуждого им Бога и пресвятую Богородицу. А для бальзама по сердцу иногда называть Деву Гваделупскую -  Ла Индита – маленькая индианочка. Так своевременное строительство храма объединило индейцев и испанцев, метисов и индейцев, испанцев и метисов в единой для всех вере, связало новую для этих мест религию со старыми привычными верованиями индейцев.

Мехико. Базилика Святой Гваделупы. Нерукотворный образ святойПлащаницу возили в Ватикан, и как туринскую, ее также тщательно исследовали. Результаты, как и в первом случае, двоякие, но четко признан факт ее уникальности. Этот плащ помещен за стеклом и расположен высоко в алтаре новой Базилики. Все паломники и туристы могут лицезреть лик Девы, но только проезжая мимо него на движущейся дорожке. Транспортер идет медленно,  ты успеваешь и разглядеть икону, и сделать фотографии.

Поднимаемся по ступеням вверх и попадаем в огромное помещение… концертного зала. Здесь мало что напоминает о церкви, поэтому я так и говорю. Ощущения церковного таинства здесь нет. Идет служба, поет хор, отделенного от простого люда святого алтаря здесь тоже нет. Более того, за спиной ведущего службу, развеваются государственные флаги нескольких десятков стран. Освещение не очень хорошее и все фото и видео – смазаны. Новый храм были вынуждены построить, так как старое здание уже не могло вмещать всех желающих поклониться Деве Марии.  

Мехико. Базилика Святой Гваделупы. Нерукотворный образ святойСветлана тихонько обращает наше внимание на застекленную витрину, в которой выставлено погнутое распятие, пострадавшее во время взрыва, осуществленного террористом в 1921 году. От взрыва также раскололся мраморный алтарь, а иконе вреда взрыв чудесным образом не принес.

Мы снова спускаемся вниз, где размещена еще и копия нерукотворного образа. Признанным фактом является то, что в зрачках Девы отображается 13 фигур. Цифровая обработка отсканированного лика позволила увидеть сцену встречи Хуана с охапкой цветов и епископа Сумарраги. С помощью микроскопа можно увидеть все детали – пасущееся стадо коров и даже капли росы на цветах. Конечно же, невооруженным взглядом этого увидеть нельзя, но трепет неизведанного мы испытали.

Мехико. Старое здание базилики Святой Гваделупы. Памятник Папе - Иоану Павлу ВторомуУченые также подтвердили, что при создании этого образа на ткани не было обнаружено никаких следов краски. Справедливости ради надо сказать, что на вершине горы Тепейакак в доиспанские времена был расположен храм, посвященный, согласно местной мифологии, богине земли и плодородия (Тонантцин). Ясно дело, что Кортес его разрушил в 1521 году.

На площади слева расположена старая церковь (базилика де Нуэстра Сеньора де Гваделупе) – красивое здание с 4 башнями и центральным куполом высотой 40 м. В настоящее время в нем размещен музей. Между старым здание и новым установлен памятник Папе - Иоану Павлу Второму, который приезжал в Мекcику c официальным визитом, в ходе которого он канонизировал мексиканского   крестьянина   в католического святого. В знак благодарности за это жителями столицы было собрано огромное количество медных ключей, которые и пошли на создание посвященного папе памятника.

Мехико. Старая церковь (базилика де Нуэстра Сеньора де Гваделупе)Мехико. Старая церковь. Наглядные аргументы против абортов


Сильно впечатлил макет против абортов, размещенный внутри собора – на нем пошагово изображен человеческий зародыш на различных сроках беременности.

Из собора выходим на довольно большую площадь, стоя на которой можно сравнить классический стиль старого храма с сооружением из стали и стекла нового. Главный фасад новой базилики украшен пышным орнаментом с узором из цветов, как напоминание о пресловутой охапке роз, которая была завернута в плащаницу.

Овальное в плане здание имеет форму шатра, его зал может вмещать 15 тысяч человек. Песнопение слышно на улице, голоса звучат торжественно, как и положено в церкви.

Религиозные традиции в Мексике очень необычны: в церкви можно купить золотые подвески в виде любой части тела, за здоровье которых приходят молиться страждущие. Покупая и прикалывая эти подвески, люди просят о милости и исцелении. Как недогоревшие свечки используются для изготовления новых, так и здесь множество подвесок спрессовали и изготовили из них огромный крест, установленный в Соборе.

Ревностные католики-мексиканцы размещают изображение Девы Марии Гваделупской везде, его можно увидеть в офисах, машинах и кафе. Что уж говорить, про то, что у большинства мексиканок одно из имен обязательно «просто Мария».

Уже в темноте мы добираемся до отеля. Несколько слов о гидах в Мексике. Это может быть профессионал высокого класса (вероятность процентов 30%). А может быть женщина, которая выехала в Мексику нелегально, выучила испанский на бытовом уровне, не удосужилась ничего прочитать по истории Мексики, но будет переводить, то, что скажет испаноговорящий профессиональный гид (переводить будет на свое усмотрение!). Или это будет кубинец, который лет эдак 25  назад учился в России (не обязательно хорошо учился!).

Так что с русскоговорящими гидами в Мексике проблема, они очень дороги - это подтверждают большинство побывавших в Мексике туристов. К счастью, Светлана оказалась неплохим экскурсоводом, да и не удивительно, она прожила здесь уже 15 лет. Приехав к сестре на время, она похоронила ее (погибла в автокатастрофе) и взяла на себя ответственность за воспитание племянника. А это обязывало выживать.

За целый день экскурсий мы упустили много возможностей приобрести местные сувениры, и это упущение мы решили восполнить, погуляв по вечернему Мехико. Тем более что попутчики дали наводку на сувенирную лавку недалеко от отеля. Проутюжив ближайший супермаркет и дойдя до обозначенной лавки, мы, несолоно хлебавши, вернулись в номер и рухнули спать.

Хания, 2010 г.

© Текст, фото: Хания

Опубликовано: 15.11.2016
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.