Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Обувь для похода. Фото с сайта idemvpohod.com

Бродяга в известной песне не зря проклинал судьбу, путешествуя по степям Забайкалья. Вероятно, ему жали сапоги. Планируя трекинг по безлюдным местам, особое внимание следует уделять одежде и обуви.

сегодня

23 октября
Джозеф Карпю провел первую в Европе пластическую операцию
Джозеф Карпю провел первую в Европе пластическую операцию

23 октября 1814 года в Лондоне хирург Джозеф Карпю провел первую в Европе пластическую операцию – ринопластику по «индийскому» методу. Она прошла успешно, и когда он снял повязку через три дня после операции, воскликнул: «Бог мой, да это же нос!».

Мандалай: Храм Махамуни и другие буддистские святыни


Из цикла «Блеск и нищета Страны Золотых Пагод». Часть 5

6 день, 25 февраля 2007 г. — воскресенье, Янгун — Мандалай

Когда мы еще формировали маршрут в Питере, сразу стало понятно, что самым оптимальным видом транспорта в Мьянме будут самолеты, так как в этой стране, как и у нас такая же проблема с дорогами («они или плохие, или их просто нет»). Внутренние перелеты иностранцами оплачиваются в долларах, мы их все оплатили еще дома.

Всего в стране 66 взлетно-посадочных полосы. На внутренних авиалиниях работает государственная авиакомпания Myanmar Airways, печально известная своими авариями, и 2 более надежные по местным меркам частные компании — Yangon Airways и Air Mandalay с более современными бортами. Расписание весьма приблизительное, напрямую зависит от количества пассажиров.

Аэропорт Янгун. Фото с сайта academic.ruСудя по выданным нам билетам, мы летим авиакомпанией Yangon Airways. Вчера утром мы подтвердили свой перелет на ресепшн, а вечером спросили про завтрак с собой (in boxes). По-видимому, мы не одни такие летящие ранним рейсом, и в гостинице все для этого предусмотрено. Нам сказали, что завтрак будет накрыт в 4 утра.

Встали мы в 3.30, что было достаточно тяжело, так как вечер был посвящен сборам чемодана. Спустились на завтрак, не особо рассчитывая на его изобилие, но были приятно удивлены — все было, как обычно.

Как только мы спустились с вещами вниз, к нам сразу подошел наш водитель, который привозил нас сюда (все трансферы нами тоже были оплачены дома). Вещи погружены, «спасибо этому дому, поедем к другому». Бросаем последний благодарный взгляд на гостиницу и едем в сторону аэропорта. На улицах еще темно, народу почти нет. В этот раз нас привозят не в международный аэропорт, а туда, где производятся domestic рейсы (внутренние). При въезде на территорию стоит шлагбаум и охранник, наш водитель что-то дает ему, то ли деньги, то ли что-то еще. Он подвозит нас к входу, и картина с багажом повторяется, только теперь это разгрузка. Дополнительные нетарифицированные услуги нам не нужны, вещей не много, и мы сами в состоянии их транспортировать.

Мы находим свободные места в зале ожидания, садимся и ждем. Разглядываем авиабилеты: в купон билета-слипа вписана только фамилия и имя, даже номера паспорта не указано. Идем спрашивать, что нам делать дальше и куда двигаться. Прямо напротив наших кресел зал ожидания перегорожен «стойками регистрации». Получаем устное указание, где стоять, чтобы сдать багаж на наш рейс № HK 909. Приходит мужчина и вешает табличку «рейс HK 909 — Мандалай», рядом идет регистрация рейса на Баган.

Стоим в очереди, читаем плакат с написанным по-английски вопросником. Правда, мы не поняли, кому надо отвечать на все 10 поставленных вопросов и где. Вот парочка из них: уверены ли вы, что это ваш багаж, никто ничего не передавал вам с собой и т.д. Напоминает вопросы из фильма про разведчиков: «Вы бывали на Лубянке? Вы знаете Зарокова? Зароков выше вас ростом?»

Багаж забирают, не взвешивая, мельком смотрят билеты (паспорт не требуют), дают посадочный и снова (как в Шведагоне) прилепляют красную круглую наклейку на грудь с изображением слоника — символа этой авиакомпании. Через просветку пускаем ручную кладь, а сами проходим через ворота. Попадаем в накопитель, а там уже почти и нет свободных мест. Мы даже удивились, что так много народу летит. Ждем-с. (Простите за бытовую подробность, но когда мы пошли в туалет, то там нас встретила заботливая служительница: и бумажку оторвала, и дверь открыла и потом воду включила и снова бумажку оторвала, к чему бы это?

За стеклом было темно, и мы не сразу поняли, что стекла очень сильно тонированы. Вдруг открыли дверь прямо на летное поле, народ заволновался и стал подходить к выходу на посадку в автобус. Служитель с какой-то картонкой что-то прокричал от двери и тут же ушел. Мы подошли к двери, но нам отрицательно покачали головой. Только тут мы обратили внимание, что наклейки у всех разного цвета, и на этот автобус садились пассажиры, летящие в Баган. Подошел следующий автобус, но двери закрыли. Мы сели на место и стали ждать объявления. Наконец подошло и наше время, и мы прошли в автобус. Уже совсем рассвело, народу на наш рейс было не очень много, все быстро погрузились. При входе в сам салон нас встречали улыбчивые стюардессы в салатового цвета блузке и длинной с каймой юбке с влажными салфетками. Как только все расселись, тут же резко взлетели.

Расстояние от Янгуна до Мандалая — 670 километров к северу. Летели мы около часа, под нами были лесистые горы, какая-то желтая река, жилье было видно редко. Посадка была мягкая и незаметная, но никто не хлопал умению командира экипажа. А ведь еще в Дохе хлопали, но там же еще самолет был забит русскими под завязку...

Вышли на трап и почувствовали заметный прохладный ветерок, а ведь так стращали жарой. Видно в разное время разные условия. Местные так даже были в курточках, достаточно теплых. После получения багажа на выходе нас уже ждал англоязычный водитель, как и было заказано.

Аэропорт находится в 35 километрах от центра, и вроде бы дороги здесь получше, но нам показалось, что до отеля мы добирались не менее 50 минут. В подтверждение к рассказам других туристов, мы убедились, что аэропорт стоит почти посреди пустыни.

"Трамвай обвешенный летит как бешенный"Второй по величине город Мьянмы и, как водится, бывшая (и что еще важнее последняя) столица страны, была основана в 1857 году. Город расположен на реке Иравади. Название свое город получил в честь одноименного холма. Предпоследний император, кому страна обязана строительством города, хотел построить хорошо укрепленный и защищенный город, лучше, чем Янгун. Этот император (его звали Миндон) очень любил читать книги про нашего Петра I.

Вот видимо, начитавшись жизнеописаний нашего царя, во сне ему и привиделось, что он, как и Петр, протягивая руку, говорит: «Здесь будет город заложон». Бирманская легенда переделала это на свой лад и приплела сюда Будду, который, поднявшись на верхотуру холма, предсказал здесь строительство великого города — столицы буддизма. В честь этого на вершине холма установлена мраморная фигура Будды с указующим перстом в светлое будущее, «вперед, к победе коммунизма!» Шутю, но только про коммунизм, а не про статую Будды.

Как бы то ни было, Мандалай является культурной столицей страны, а в подтверждение предсказаний Будды здесь и в самом деле проживает 60% всех буддийских монахов страны.

По дороге из аэропорта встречается в основном быки или мини-автобусы. Но какие, это намного круче, чем в Янгуне. Когда мы обгоняли один такой автобус и захотели его сфотографировать, то наш водитель даже притормозил, чтобы нам было удобнее. Пассажиры автобуса, ехавшие буквально и на крыше тоже, дружелюбно улыбались нам и махали вслед руками. Легковых машин пока видим мало.

Мандалай. Местный вид транпортаМандалай. Ничто человеческое монахам не чуждо


Проезжаем какие-то полуразрушенные хибарки, рядом идет придорожная торговля фруктами и овощами. Неожиданно останавливаемся, и это оказывается железнодорожный переезд, пропускаем состав из сцепленных грузовых и пассажирских вагонов (пассажиры наблюдались и на крыше, зайцы, что ли?).

Наконец, въезжаем в город и удивляемся: а оказывается, город-то цивильнее Янгуна будет. Красивые здания, огромные торговые центры, какой-то громадный дворец, оказавшийся железнодорожным вокзалом. Вот-те на!

Обгоняем автобус, буквально облепленный снаружи, с боков и сверху пассажирами, среди которых в основном монахи. Монахи сидели на крыше, лепились на подножке сзади.

Во многих странах настоящая и бывшая столица все время в состоянии борьбы противоположностей. Не стал исключением и Мандалай. Как нам сказал позднее наш гид: здесь совсем другая атмосфера, здесь дышится по-другому. Даже магазины здесь работают до 22 часов...

В гостиницу мы прибыли к 10 утра, в холле нас поприветствовали welcome drink’ом и влажными салфетками. Пока мы ждали, чтобы нас оформили, обнаружилось, что в ресторане проходит свадьба. Ну, как не сунуть туда свой любопытный нос, тем более что жених и невеста сидят на подиуме, как на сцене, а родственники радостно приветствуют всех (и нас тоже) гостей.

У невесты было очень красивое длинное шелковое (с вышивкой) платье бледно желтого цвета, сверху накидка из органзы. Жених был в белой юбке-лоундже и белом платке на голове. Платок завязан таким образом, что один конец торчит таким «ухом», это традиционный национальный мужской головной убор. Но самое смешное, что на ногах у них были обычные вьетнамки.

Мьянмарская свадьбаКрасотка!Мать и дитя


Одной из гостей была маленькая принцесса в прозрачном розовом платье и в лакированных босоножках на маленьком каблучке. Она с сознанием своей красоты позировала не только нам, но и всем желающим ее снять. Надо еще сказать, что некоторые из гостей были уже одеты в европейские наряды и красивую обувь.

В Мандалае нам был забронирован отель Mandalay Swan Hotel, обладающий 100 номерами, оборудованный бассейном. Большинство гостиниц, и наша в том числе, расположены недалеко от Королевского дворца. Планировка города проста, улицы пересекаются под прямым углом и имеют не названия, а нумерацию.

Наш номер был на первом этаже 2-этажной гостиницы. Когда мы раздернули шторы, то увидели чудесный бассейн прямо под окном. Жаль, но пока у нас на него не было времени. Гида мы заказали на 14 часов и хотели воспользоваться свободным временем для посещения достопримечательностей города, не вошедших в экскурсионную программу. Мы наметили посетить Храм Махамуни, монастырь Швенандо и, если успеем, то пагоду Кутодо.

В путеводителе было сказано, что в городе действует 2 вида такси (синего цвета, подешевле и белого, подороже) и указаны расценки на них. Около нашей гостиницы мы заметили «жучков», которые всегда встречаются около гостиниц. Нам начали предлагать белое такси, как недорогое такси, но, ха! — не на тех напали. Мы возмущались ценой, уходили, нас звали обратно и так несколько раз. Торг закончился к обоюдному удовольствию, и мы сели в грузовичок-пикап, крытый тентом, со скамейками по бокам и откидывающейся лестницей-подножкой сзади. Маршрут и время поездки мы оговорили заранее. На карте города мы показали, что хотим увидеть и обозначили время возврата к 2-м часам. Тронулись.

Мы ехали вдоль огромного водного рва, который окружает стену из красного кирпича, образуя своеобразную набережную. А построена эта стена была королем Миндоном в 1857 году, и скрывает она квадратную территорию со стороной около двух километров. Ворота имеют еще и сторожевые башни. Войти на территорию «запретного» королевского дворца можно через мосты и ворота, коих имеется по 4 штуки с каждой стороны. Дворец, который сильно пострадал во время Второй мировой войны, был выполнен из дерева и украшен изысканной резьбой. В путеводителе сказано, что в настоящее время на территории бывшего Дворца находится воинская часть (и это правильно, где как не во дворцах располагаться военным? или, вот неплохо тоже устраивать склады в церквях...). Для посещения даже требуется предъявление паспорта.

За неимением достаточного времени мы и сразу не планировали его посещение, да и отзывы были не ахти. В итоге мы не посетили в этом городе Мандалайский холм с множеством храмов и монастырей, пригороды Мандалая — древние города Мингун и Сагаин.

Мы снова ехали утренним маршрутом, и исподволь отмечали, что город довольно большой, дома в основном не очень высокие, но зато много цивильных торговых центров. Надо сказать, что нашим водителем был хитрован-китаец, и поскольку мы договорились на определенную сумму за 4 часа езды, он и начал сразу насиживать «жопо-часы». Я хочу сказать, что ехал он с такой скоростью, что и велосипедисты нас начали обгонять. Мы стукнули ему по сиденью, чтобы придать ему ускорение, и по-русски выказали свое неудовольствие, мол «цигель-цигель, ай-люлю!»

На улицах было довольно интенсивное движение, очень много мотоциклистов, машины встречались разные от старинных драндулетов до самых последних моделей для «новых бирманцев». Но самое прикольное — это мотоциклетные шлемы, точнее сказать каски, это было нечто! Первый раз, когда мы это увидели, то дернулись, ну в натуре — фашистские, только с современной десантной раскраской зелеными пятнами. Вот был бы кому-то подарочек, если привезти!

Население города составляет 1 миллион 200 тысяч человек, и пробыл город столицей страны вплоть до вторжения британцев. В подтверждение того, что город является Буддийской Меккой, он действительно наводнен монахами. По дороге друг за другом идет целая вереница бритых, закутанных в красную халабуду монахов со своими горшками для подаяния. Любопытно, что женщины-монашки тоже бриты налысо. Как мы выяснили потом, мьянмарцы очень почтительно относятся к монахам.

Мандалай. Храм МахамуниМандалай. Храм Махамуни


Оказывается, по уставу монахи не могут иметь собственности, прикасаться к деньгам и женщинам. Поэтому их основным рабочим инструментом и является горшок для пожертвований. И еще: от безысходности после закрытия Университетов многие преподаватели и студенты подались в монахи, что привело к повышению образовательного уровня служителей культа. Знание английского языка тоже не удивляет у монахов, а уж пофилософствовать хлебом не корми...

Мы приехали в Храм Махамуни. Этот храм может поспорить известностью даже с самим Шведагоном. Наш водитель подвез нас прямо к входу в храм. Снова началась процедура снятия обуви, во время которой нас окружило несколько женщин с предложением купить бусы из яблочных косточек и с явными просьбами чего-то. Мы еще не понимали чего...

Мандалай. Храм МахамуниХрам знаменит своей 4-метровой статуей Будды, которую привезли сюда в 1784 году из завоеванного Араканского королевства, которую ваяли еще при жизни Великого просветленного. Статуя Будды находится на высоком постаменте, к которому допускаются только мужчины, женщины смиренно молятся сидя на площадке внизу. Мужчинам же дозволяется покрывать статую тончайшим сусальным золотом, которое они практически размазывают по изваянию.

В настоящее время статуя уже покрыта на 15 см слоем золота. Исключение составляет лик святого, но сама фигура рискует когда-нибудь превратиться в кокон, благодаря усилиям многочисленных толп поклонников. Чтобы избежать этого время от времени статую очищают. Фишкой этого храма еще является то, что статуя, вернее головной убор Будды покрыт очень красивой резьбой с вкраплениями рубинов и изумрудов, а потолок украшают драгоценности, пожертвованные верующими.

В храме много иностранных туристов. Я зашла в огороженный загончик, в котором сидя на полу, молились женщины. Тут же стояла скамейка, я на нее и села, чтобы поснимать на видео процесс покрытия золотом статуи. Рядом стоявшие бирманцы выставились на меня, и я подумала, что что-то нарушила. Мужчины, «допущенные к телу», по очереди поднимались к святыне и священнодействовали там. Среди сидящих в загончике женщин были и европейки, они или молились или просто медитировали, мы не поняли.

Мандалай. Храм МахамуниВыйдя на улицу, мы увидели в крытом павильоне большой (5 тонн) колокол и 6 бронзовых львов и слонов. Знаменательны они тем, что их постоянно вывозили отовсюду. Первоначально их изготовили в Камбодже для Ангкор-Вата, потом они пропутешествовали в сиамскую Аюттхаю, затем в бирманское королевство Баго, затем в Араканское королевство, и только потом в Мандалай.

Небо светло-голубое, птички поют... Во дворе продают резаные арбузы, орехи, жареные сладости. Две тетки сидели-сидели на полу, потом водрузили себе на голову огромные плетеные подносы, на которых стояли пирожки, и синхронно встали на ноги. Пошли на промысел, бирманки. Было мучительно больно ступать (в смысле брезгливо) на пол босыми ногами, хоть бы убирали получше, буддисты хреновы!

На выходе при обувании, женщины нас снова о чем-то просили.

Не знаю, кому как, но на нас этот храм не произвел должного впечатления. Ну, не прониклись мы святости. Думаем, что святые для верующих места нельзя позиционировать как объект для туризма. Что-то одно: или вера или праздное любопытство. Вера ведь — дело интимное, а не публичное.

Хания, 2007 г.

© Фото: Хания
и с сайта academic.ru (отмечено дополнительно)

Опубликовано: 25.11.2014
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.