Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Как получить Шенгенскую визу

Установлены единые критерии и требования для получения Шенгенской вязы для временного (сроком до 90 дней) въезда в страны этой зоны.

сегодня

20 января
День всенародной скорби
День всенародной скорби

20 января – День всенародной скорби. В этот день в Азербайджане объявлен траур в связи с трагическими событиями 1990 года, когда в результате ввода войск Советской Армии и МВД в Баку погибло около 200 человек, ранено более 3 тысяч.

Один день на Мальте


Из цикла «Costa Pacifica. Средиземноморские приключения». Часть 5

30 апреля. Мальта — Ла Валлетта

К Мальте подходим рано утром. До высадки надо много успеть: кофе, завтрак, бассейн (для жены). За столом знакомимся с молодой женщиной-итальянкой, любительницей круизных путешествий. Узнаём, что она намерена объехать мальтийские острова на заранее арендованном «джипе».

Между тем наш корабль заходит в Большой залив («Гранд Харбор»). Справа по борту — Валлетта.

Мальтийский архипелаг состоит из трёх больших (Мальта, Гозо и Комино) и нескольких маленьких островов и находится в 60 милях от Сицилии. Климат постоянный (13 дней в году дожди, температура моря от 14 до 26 градусов). Почва по преимуществу скалистая, почти без растительности. Население — 385 тыс. человек. На островах обнаружены памятники неолитической и античной культур.

Мальта. Валетта. Фото magicfly77.ruВаллетта — располагается на северо-восточном побережье острова Мальта, между двумя естественными бухтами. Она построена на скале Скиберрас и опоясана внизу крепостной стеной. Это город прямых улиц-лестниц, уходящих вниз к морю и поднимающихся по склонам горы. Сверху город похож на шахматную доску: узкие улицы образуют равномерные клетки. Про этот город говорят, что он построен джентльменами для джентльменов. В Валлетте сегодня проживает более 9 тысяч жителей, которые разговаривают на двух языках — мальтийском (диалект арабского с влиянием итальянского) и английском. Поселение, существовавшее на месте современного города, известно еще с IX века до н. э., когда остров колонизировали финикийцы. На протяжении веков Мальта переходила из рук в руки: в VII  в. до н. э. она принадлежала грекам, с VI  в. до н. э.. — Карфагену, c 218 г. н. э. — Риму, затем её захватили вандалы, которых сменили византийцы, а в 869 г. — арабы. Норманны, присоединившие в XI в. Мальту к Сицилии, стали её последними хозяевами, подарив остров в начале XVI в.Ордену Св. Иоанна.

История Валлетты начинается с Великой осады Мальты турками (18 мая — 13 сентября1565). Турецкий султан Сулейман I Великолепный, рассерженный постоянными пиратскими нападениями рыцарей на турецкие корабли, отправил против мальтийцев карательную экспедицию (48 тыс. армия на 193 галерах). Турецкой армии противостояли всего 540 рыцарей, 4 тыс. жителей острова, и около 3.5 тыс. итальянских и испанских наёмников.

7 сентября к осажденным прибыла «Великая помощь» (Gran Soccorso) — испанский флот с армией из 8 тыс. 500 чел. под командованием вице-короля Сицилии дона Гарсиа Альвареса де Толедо. 8 сентября турки сняли осаду и 13 сентября покинули берега Мальты. Победа досталась жителям Мальты достаточно дорого, приведя Великого магистра Ордена Св. Иоанна Жана-де ла Валлетта (1494[?]-1568) к решению создать хорошо укреплённый город.

28 марта1566 г. магистр лично заложил камень первого собора нового города (Church of Our Lady of Victory). Строительством (на пожертвования со всего христианского мира) руководил итальянский архитектор Франческо Лапарелли, получивший возможность планировать всё в соответствии с нормами и правилами архитектуры. Созданный Департамент городского планирования жестко регламентировал застройку.

Одновременно с возведением жилья и общественных зданий создавались инженерные оборонительные сооружения вокруг столицы. За пять лет работы были закончены. Город был назван Валлетта в честь своего основателя. С 1570 г. строительство города продолжил Джероламо Кассар. Под его руководством в Валлетте были построены дворцы и церкви.

В 1798 г. рыцари оказали войскам императора Наполеона восторженный приём. В 1800 г. французский гарнизон капитулировал после длительной осады (2 года и 2 дня) и Валлетта, вместе со всем островом Мальта, перешла в руки англичан и оставалась под их властью до 1974 года. С началом Второй мировой войны остров Мальта стал ключевой базой Великобритании на Средиземном море, а Большая гавань портом для флотов союзников. Здесь же находились аэродромы Королевских военно-воздушных сил и стоянки подводных лодок, которые нападали на конвои судов сил фашистской коалиции. Наконец, немецкий флот блокировал остров, отрезав его от снабжения продовольствием и топливом, подвергая Валетту постоянным бомбардировкам. Критическое положение сложилось в 1942, когда налеты немецкой авиации не прекращались 154 дня.

21 сентября 1964 г. Валлетта обрела статус официальной столицы получившей независимость Республики Мальта. Однако официальная декларация о независимости был принята лишь в 1974 г. и английские войска покинули остров в 1979 г. В 1980 г. город был объявлен ЮНЕСКО историческим памятником Всемирного наследия

Покинув судно, мы с женой выходим из территории порта. Минуем вереницу конных экипажей и направляемся вдоль крепостной стены. В руках у меня карта-схема (полученная в каюте), но разобрать что-либо на ней невозможно. Приходится восстанавливать сведения, почерпнутые в Интернете. Мы подходим к крепостным воротам «Care Victoria», где ведутся строительные работы, и через них входим в город. Перед нами улица Св. Иоанна уходит лестницей круто вверх. Мы поднимаемся и натыкаемся на небольшой собор Св. Иоанна. Так как у нас уже сложилась привычка осматривать все соборы, мы с интересом осматриваем и этот.

Мальта. Кафедральный собор Св. Иоанна. Фото malta.travelon.czЗатем мы продолжаем подъём и выходим на площадь Республики перед Кафедральным собором Св. Иоанна (St. John's Co-Cathedral). Собор возведён в 1573–1578 годах (инженер Джероламо Кассар) как главный храм Ордена Св. Иоанна-Крестителя. Отстояв очередь и купив билет, мы получаем возможность осмотреть собор, который оставляет сильное впечатление своим богатым интерьером, составляющим поразительный контраст с ординарным внешним видом.

Интерьер выполнен в т.н. «милитаристском стиле» (позднее барокко). Он поражает внутренним убранством — высокие своды расписаны итальянским художником Маттиа Прети (1613—1699 гг.). 8 часовен храма посвящены национальным отделениям Ордена. Пол украшен живописными плитами, под которыми мраморные надгробия более 380 рыцарей. Здесь похоронены все Великие магистры, кроме последнего, немца Фердинанда фон Гомпеша, сдавшего Мальту французам.

На внутреннем дворе собора находятся могилы 256 рыцарей, павших при «Великой Осаде». Затем мы осматриваем зал полотен Караваджо и музей собора, который располагает многими интересными экспонатами. Главное — это собрание фламандских гобеленов (к. XVI в.), на которых изображены сцены из жизни Христа, Девы Марии и апостолов. В стеклянных витринах одного из залов мы видим старинные «антифоны» (ноты песнопений), украшенные миниатюрами XVI в.

Мы выходим на ярко освещенную солнцем площадь и по улице Республики, центральной улице города, которая делит город пополам, проходим к Дворцовой площади (Palace Square), где находится дворец Великого Магистра (Grandmaster\\'s Palace). Построен в 1574 году. Но во дворец мы не попадаем, так как там сейчас располагаются резиденция президента и парламент республики. Напротив него — штаб Национальной гвардии. На площади играет военный оркестр. Вокруг много людей, среди них дети в школьной форме. Похоже, в городе какой-то праздник.

Мальта. Форт св. Эльмо. Фото evropa-foto.comОтсюда по Торговой улице мы направляемся к форту Св. Эльмо на северо-восточной оконечности острова. Военный форт, (мощные крепостные стены и глубокий ров), охранявший когда-то вход в бухту, сейчас заброшен, но в левом его крыле располагается военный музей. Мы идём по автостраде, опоясывающей город под крепостной стеной, (в самом городе нет никакого транспорта), на противоположную, северо-западную сторону. Через залив Марсамксетт виден современный город Мальты — Слима. Мы проходим несколько сот метров вперёд и затем вновь по улице-лестнице поднимаемся в город. Навстречу нам спускаются музыканты военного оркестра, закончившие свою работу на площади.

Мы подходим к собору Девы Пилар (Church of Our Lady of Pilar), чей купол, (похожий на купол флорентийского собора Санта Мария Фиори), возвышающийся над городом, привлёк наше внимание. Мы осматриваем и этот собор, интерьер которого нам нравится своей светлостью и строгостью.

Миновав экспрессионистский памятник жертвам войны, мы заходим в англиканский собор Кораблекрушения Святого Павла (Collegiate Church of St. Paul\'s Shipwreck, XVI в.).

По легенде, во время сильнейшего шторма корабль, на котором плыл апостол Павел, потерпел крушение у берегов Мальты. После этого Павел прожил на острове некоторое время, обратив в христианство римского консула Публия. В церкви хранятся национальные реликвии: косточка из кисти святого и фрагмент колонны, на которой ему отрубили голову по приговору римского суда. Здесь же размещается серебряный трон Великого магистра.

Богатый интерьер церкви украшают колонны из цветного мрамора и обилие позолоченной деревянной резьбы, а свод расписан фресками с изображением эпизодов из жизни Св. Павла.

Мальта. Старый город - Медина. Фото leticia.ruПосле этого мы отдыхаем в небольшом сквере под стенами какого-то старинного форта. Потом, мимо скромного здания церкви Иесуса с его изображением на углу дома, мы поднимаемся по одной из улиц к «саду Гастингса», расположенного в юго-западном форте (от которого осталась только мощные стены и одна пушка). Конечно, «сады» — это преувеличение. Это — даже не парк, а скорее — сквер. Но, когда осознаешь, что значило высадить и сохранить эти деревья на скалистом камне, испытываешь уважение к трудолюбивым мальтийцам. Со смотровой площадки справа открывается вид на город Слиму и остров Маноэль. А слева внизу мы видим большую площадь с фонтаном.

Мы спускаемся с высоких стен форта и оказываемся перед крепостными Главными воротами, отделяющими Старый город («Медина») от «нового» (т. е. современной Валлетты). Проходим под аркой ворот и выходим на площадь с фонтаном «Тритоны», которую мы видели сверху. Здесь кольцо городских автобусов. Мы пересекаем площадь и по симпатичному бульвару, обрамленному пальмами и украшенному скульптурами, проходим мимо памятника жертвам 1913 года (?), а затем — памятника Независимости. На противоположной стороне широкой автомобильной улицы видим интересное готическое здание собора с двумя колокольнями.

Потом мы возвращаемся через крепостные ворота на площадь Свободы, где туристическое столпотворение. Напротив площади находится Палаццо Феррерия — один из красивейших дворцов, возведенных в стиле итальянской классики, в котором ранее размещалась оружейная палата рыцарей. Мы осматриваем развалины Королевского Оперного театра, (построен в 1866 г.), сохраненные как память о войне. Затем сворачиваем вправо от улицы Республики и, пройдя мимо огромной башни Сент-Джеймс Кавальер, у подножья которой находится первая церковь «Св. Девы Победы», заложенная магистром Валлеттой, мы видим интересное здание Оберж-Де Костиль («рыцарское подворье»), подъезд которого охраняется старинными пушками. О том, что здесь находится резиденция премьер-министра Мальты, свидетельствует национальный флаг над гербом Мальты. В небольшом цветочном сквере — оригинальный памятник одному из социалистических вождей (времён английского «господства»).

Мальта. Верхние сады Баракка. Фото vicamilleri.comОтсюда оживленная автомобильная дорога уходит круто вниз к порту, где хорошо видна наша «Costa Pacifaca». Мы направляемся к так называемым «Верхним садам Аппа Баракка». Здесь очень уютно — тень деревьев, подстриженные кустарники, цветы. Много гуляющей публики, детей. Очень симпатичный памятник мальтийским «Гаврошам». Мы выходим на внешнюю галерею, обрамленную колонами. Отсюда открывается великолепный вид на Большую бухту и три других города Мальты: Витторьоза (в центре), Сенглея и Коспикуа, конусами глубоко врезающихся в залив. Галерея украшена скульптурами и барельефами знаменитых на острове людей. Среди них — барельеф Эйнштейна. На террасе под галереей мы видим оригинальное открытое кафе — накрытые черными скатертями столы расположены между черными стволами старых крепостных орудий.

Мы покидаем «Сады Баракка» и, уставшие и голодные (из-за жары и туристического столпотворения присесть за столик какого-то кафе было проблематично), спускаемся к воротам «Победы» и вдоль крепостной стены возвращаемся в порт.

Costa pacifica My way Поднимаемся на борт, совершив у стеклянной колбы традиционное омовение рук (спиртом)перед трапом. Принимаем горячий душ и устремляемся в бар «Lido» обедать. С трудом находим свободный столик. Сегодня — «мясной день» («гриль»). Набираем всё, разбираемся уже за столом. После этого отдыхаем в каюте и прощаемся с Валлеттой, которую покидаем в 18.30. С балкона каюты мы наблюдаем, как наш корабль выходит из бухты и огибает остров Мальта, узнавая уже знакомые городские ориентиры. Странное ощущение нереальности, как будто заканчивается сеанс видового фильма, который мы увидели…

Вечером на ужине вновь устроено представление: «Капитанский ужин». Наши бокалы наполняют шампанским. В зале гаснет электрический свет, и раздаются звуки марша из оперы «Аида». Все присутствующие встают из-за столов и начинают махать белыми салфетками в полумраке, освещенном только свечами на столах. В это время официанты со свечами в руках спускаются с верхнего яруса по обеим лестницам и выстраиваются в два ряда. Наконец свет зажигается и у перил второго яруса появляется капитан. Зал разражается аплодисментами.

Costa pacifica My way Costa pacifica My way


Затем ведущий вечера представляет шеф-повара и знакомого нам директора-распорядителя ресторана (почти каждый вечер он подходит к нашему столу убедиться в том, что «всё в порядке»). По лестницам спускаются главные повара в белых одеждах с бокалами шампанского в руках, встреченные приветственными криками. Под звуки вальса из «Травиаты» Верди капитан спускается вниз и невдалеке от нас присоединяется к кампании «офицеров» за столом. Все итальянцы подхватывают слова какой-то популярной итальянской песни и приветствуют капитана. Вокруг шумно и весело. Мы активно присоединяемся к всеобщему энтузиазму.

Потом мы с женой отправляемся в театр посмотреть музыкально-танцевальное «Шоу» в латиноамериканском стиле. После этого в кампании Андрея и Светы мы заканчиваем вечер в тихом «шоколадном» баре, слушая певца, исполняющего под фортепиано известные западные «хиты».

Costa pacifica - интерьеры Costa pacifica - интерьеры


В каюте рядом с ежедневной газетой «Today» мы видим конверт, в котором оказываются наши ваучеры на завтрашнюю экскурсию. Значит, наши SMS-ки дали результат. Кстати, днём я взял на «ресепшн» распечатку наших расходов на корабле. Наш кредит приблизился к точке завершения. Как-то быстро завершается и наш круиз…

Ночью неожиданно просыпаюсь от шума. В баре на верхней палубе, вероятно, кто-то открыл окно и до нас доносится музыка и голоса веселящейся публики. Веселье продолжается часов до 2-х ночи. Разумеется, мы не выспались. Это — единственное неудобство за всё время комфортного путешествия…

© Фото автора, кроме отмеченных отдельно

Опубликовано: 29.05.2012
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Комментарии (1)


ксеня
5 лет назад

Re: Один день на Мальте

не перестаю удивляться вашему кораблю. очень красиво. хочу тоже когда нибудь отправиться в круиз, посмотреть красивую жизнь

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.