Первый самостоятельный отдых вашего малыша

Первая самостоятельная поездка на отдых 7-8-летнего ребенка — нередко сплошные нервы и для взрослых, и для самого малыша. Как же без проблем подготовить любимое чадо к первому «одиночному плаванию»?

30 мая
Состоялись первые состязания воздухоплавателей

30 апреля 1908 года состоялись первые в Великобритании международные состязания воздухоплавателей. С площадок Харлингэм-клуба в Фулхэме в Лондоне в небо поднялось 30 аэростатов, представлявших пять европейских стран.

Лоян — древняя столица Китая

Из цикла «Древнее и настоящее Поднебесной». Часть 8

7 день, 10 сентября 2005 г. — суббота

Лоян.    Храм белой лошади   Баймасы. Схема  После завтрака мы с вещами спустились вниз, чтобы отправиться на железнодорожный вокзал, на который мы прибыли 2 дня назад. Утром за завтраком нам выдали сухой паек.

На вокзале опять стандартная процедура прохождения. Мы попадаем в зал ожидания типа наших залов для официальных делегаций с мягкими креслами и огромным плазменным экраном. Саша выдает нам для заполнения специальные анкеты-вопросники — отзыв об обслуживании. Понравилось ли сервисное обслуживание, экскурсионное, еда, гостиница. Мы ответили на все вопросы — YES! (в смысле, все отлично, получи Саша премию...)

Пробежались по второму этажу, посмотрели торговые лотки и купили брелки с сианьским воином на память о сокровищнице Китая. На привокзальной площади народищу... На простых пластиковых диванах сидят обладатели билетов классом пониже.

Прозвенел звонок, Саша подхватил чемодан и сумку и побежал (это у него походка такая), а мы за ним. Поезд был двухэтажный, у входа опять стояла проводница, проверяла билеты (в дополнение к проверенным ранее при входе в вокзал). Наши места были на втором этаже. Кресла, как самолетные, только шире расстояние между ними.

Кресла стоят по 2 друг напротив друга, создавая отдельное купе, между ними столик со стоящим на нем подносом и вазой с цветами. Широкие окна и лестница на первый этаж. Вагон был полупустой, туристы разбрелись и устроились с комфортом. Едем днем, за окнами бескрайние ухоженные поля. Видим, как на деревьях каждый плод граната завернут в сетчатый пакетик с заботой о будущем урожае.

В масштабе страны мы проделали не очень большое путешествие, треугольник нашего маршрута включает Пекин — Сиань — Лоян — Шанхай — Пекин. И нигде за окном мы не видели бросовых запущенных полей, везде что-то засеяно: растет лук, овощи, рис, кукуруза, фруктовые деревья. Мы ни разу не видели тружеников полей (может быть, не сезон?), но поля были ухоженными.

Лоян находится на железнодорожной магистрали Пекин—Гуанчжоу и не был конечной станцией. Все туристы (а с нами наверху ехали туристы из Израиля, США, Австралии) с чемоданами столпились внизу, чтобы успеть выйти на промежуточной станции.

Мы ехали и думали, хорошо бы у нас после мальчиков-гидов была девочка. И нагадали. Встречала нас Лида — маленькая, хрупкая. После того, как Саша облегчал нам тяжесть, помогая нести чемоданы и сумки, в Лояне мы сразу почувствовали их тяжесть. Лида представила нам еще одну девочку-практикантку (ее звали Соня) и спросила нашего разрешения, чтобы она поездила с нами. Мы не возражали.

Итак, мы в городе Лоян — древней столице Китая — родине пионов. Контроль билетов на выходе, скопище народу на привокзальной площади, микроавтобус и сразу предложение изменить программу, вместо свободного времени поехать в Храм Белой Лошади, что мы и сделали.

Лоян — первая и самая ранняя столица с самой длинной историей, знаменитая столица буддизма в Китае, здесь правили 100 императоров из 13 династий. Сюда во втором веке нашей эры привезли первые сутры монахи из Индии. Общая площадь Лояна 15,5 тыс. кв. км, численность населения — 6,28 млн. человек. Город расположен в среднем течении реки Хуанхэ, на северном берегу реки Лохэ.

Лоян. Храм Баймасы (храм Белой лошади)В 13 км от Лояна и находится основанный еще в первом веке «первый древний храм Китая» — Храм Баймасы (храм Белой лошади). Гробницы основателей храма находятся перед храмом до сих пор. Существует предание: второй император династии Хань отправил монахов Шэмотэн и Чжуфалань за буддийскими сутрами в Индию, и они привезли их на спине белой лошади.

Другое предание гласит: некий завоеватель разрушил храм, но однажды на его месте увидел белую лошадь, скорбно понурившую голову. Ему стало стыдно, и он построил храм заново. Неважно, какое предание более правдиво, важно, что Храм Белой Лошади сохранился до наших времен.

У китайцев во всех значительных местах при входе стоят ворота, здесь тоже они есть, каменные.

Далее по дороге — пруд благодушия, где разводят красных рыбок, но лов их запрещен. До входа в храм и на самой территории совершенно изумительные скульптуры белой лошади из камня и статуи самих монахов-основателей...

На территории много кустов пионов, за которыми ухаживают монахи в шафранно-желтых сутанах. Можно только представить, какая красота вокруг во время их цветения. В городе ежегодно с 15 по 25 апреля отмечается праздник пионов.

В одном из павильонов находится скульптура Будды Майтрейи, который готов принят грехи всего человеческого на себя. По версии Лиды, на порог наступать нельзя, чтобы меньше было трудностей, т.к. порог символизирует препятствие.

При выходе из монастыря целая вереница сувенирных лавок и более приставучие торговцы. Но надо отметить, что именно в Лояне продаются изделия из танской цветной керамики, в которой сочетаются красный, зеленый и желтый цвета.

В Лояне мы должны были проживать в отеле «Peonu City», но оказалось, что мы только ужинаем в нем. Выяснилось, что отель нам заменили на «Loyan Grand Hotel», который оказался лучше, как нас уверяла гид, и в чем мы убедились сами.

Номера в отеле были большие с современной красивой мебелью. После размещения мы поехали на ужин, который был запланирован в башне высотной гостиницы Peonu City, причем башня эта вращающаяся. Все было бы хорошо, если бы не произошел казус. Лида показала нам, где расположен шведский стол, сказала, что платит за нас, когда мы спросили ее про пиво.

Через некоторое время к нам подошла официантка, и что-то спросила по-китайски, потом показала меню напитков. У нас закралось сомнение, почему нам дали карту напитков, но ведь Лида сказала, что платит за нас. Мы выбрали пиво, спросив у официантки, какое самое лучшее. Дальше она естественно, стала ждать оплаты. Конечно, Лида заплатила, но полагающееся нам пиво было не там, и у нас остался неприятный осадок из-за того, что нам не объяснили грамотно, где и что можно брать.

Когда мы уходили, выяснилось, что половину предлагаемых блюд мы не увидели, так как Лида не сказала, что шведский стол идет по кругу. Вот и еще одна «зарубка»: прежде чем что-то взять или налить, надо сто раз спросить.

Вечером мы немного самостоятельно погуляли по городу, чтобы хоть чуть-чуть ощутить его ауру.

8 день, 11 сентября 2005 г. — воскресенье

Лоян — город небольшой, но он занимает первое место в Китае по подземным храмам. Время и природа не щадит ничего, и не только время но и грабители, гонители буддизма и хунвейбины во время «культурной революции» наносили вред памятникам религиозного искусства. Несмотря на это многие и многие туристы приезжают сюда, чтобы увидеть своими глазами труды китайских монахов. Пещеры находятся в 12 км от Лояна и растянулись с юга на север на 1 километр.

Изваяния и барельефы вырублены в годы правления императора династии Северная Вэй Сяовэньди. Пещеры Лунь Мэнь (Ворота Дракона) включают 2100 помещений и ниш, 100 тысяч высеченных в скале статуй и рельефных изображений буддийских святых. Большая их часть относится к VI веку.

Вдоль по реке (по имени Красивая) мы доехали до стоянки автобусов, далее надо было следовать на электромобиле (за отдельную плату). Дорога к пещерным храмам шла через парк с подстриженной травой, ухоженными газонами и дорожками, выложенными плиткой.

Лоян. Пещеры Лунь Мэнь. Грот ФэнсяньсыУ высокого железнодорожного моста через реку мы высадились и пошли пешком. Удивительно тягучие, медленные воды реки были совсем рядом, очень невысокая набережная была почти незаметна. В начале — красочная схема расположения гротов. Они находятся на той и другой стороне реки, но более уцелевшие и посещаются большинством туристов.

Как всегда, небольшой водоем с чистейшей, прозрачнейшей горной водой с красными рыбками, даже не верится, что это все живое... Китайцы наперебой умываются горной водой, струйкой стекающей по бамбуковой трубе. Они верят, что это их омолодит.

Каждый грот имеет свое название, и в каждом своя изюминка. В гроте Биньян вокруг Будды с поднятой в знак защиты рукой находятся изваяния 10 его бодхисатв (учеников?). Везде изображение лотоса — буддийского символа чистоты.

Есть и незаконченные гроты. В гроте 10 000 Будд на стенах высечены изваяния Будд и 54 цветка лотоса.

Лоян. Схема Пещер Лунь Мэнь Лоян. Пещеры Лунь Мэнь (Ворота Дракона)

Но самая известная пещера, конечно, Фэнсяньсы. В Китае официально правила единственная женщина — император У Цзэтянь, которая была настолько жестока, что собственными руками убила свою дочь. Как известно, у Будды нет пола, но императрица приказала придать лицу Будды свои черты, чтобы увековечить о себе память.

Так и стоит огромная 17-метровая статуя с ее лицом в окружении бодхисатв. Высокая лестница ведет к этой пещере, перед самой пещерой (это не закрытая пещера, а такое углубление в скале) широкая площадка, и все экскурсанты стремятся сфотографироваться на фоне этих необычных изваяний.

Лоян. Пещеры Лунь Мэнь. Грот Фэнсяньсы Лоян. Пещеры Лунь Мэнь. Грот Фэнсяньсы

У каждой нации свои ценности, у нас — знаменитые фрески, у китайцев — изваяния. Глядя на творения рук человеческих, задумываешься, а что сегодня мы оставим в память о себе?..

По дороге обратно мы обратили внимание на изумительный вид на железнодорожный мост, реку в дымке и пещеры с изваяниями — грех было не сфотографироваться!

Около электромобиля мы снова наблюдали построение военнослужащих (похоже, солдатиков, или курсантов), которые приехали на экскурсию. А дальше произошла ситуация, испортившая нам настроение. Перед нами на электромобили садилась группа китайских туристов, Сиденья там были небольшие, узкие. Они все уехали, сидя по два человека, оставив одного своего туриста, который попытался пристроиться к нам третьим на сиденье.

Нас это возмутило, они все маленькие и худенькие, не нашли для своего соотечественника места, а ему так не терпелось ехать, что он не мог подождать следующей машины. Лида дипломатично молчала, стоя в стороне. Мы опять вспомнили сианьского Сашу, который тут же бы разрешил проблему. Пришлось нам самим объяснять, что это невозможно.