Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Перевозка домашних животных в автомобиле

Наверное, все знают, что животное, оказавшееся в неподходящий момент в неподходящем месте автомобиля может стать причиной аварии. Поэтому надо, с одной стороны, ограничить его передвижение по салону, но, с другой стороны, не превращать свою машину в «передвижную тюрьму».

сегодня

19 сентября
День учреждения Арктического Совета
День учреждения Арктического Совета

19 сентября 1996 года – День учреждения Арктического Совета, международной межправительственной региональной организации приполярных государств, созданной по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны.

Лиссабон: святилище Христа Вседержителя


Из цикла «И сердцу снятся, как в детстве снятся, другие страны и города...» Часть 14

10 день, 30 марта  2011 г. –  среда, Лиссабон (продолжение)

Памятуя советы туристов, ищем кафе-кондитерскую Fábrica de Pastéis de Belém, чтобы перекусить в ней. Дома я долго ползала по карте, чтобы найти это кафе, на самом же деле оказалось очень просто. От  южного портика церкви Святой Марии надо идти налево вдоль трамвайных путей и на остановке по левой стороне и будет желаемое.

Кондитерская Fаbrica de Pastеis de Belеm

Знаменитое кафе было открыто еще в далеком 1837 году, и с тех пор там готовят пирожные из слоеного теста с заварным кремом сверху – паштейш де белем. Без легенды и тут не обойтись – рецепт этого десерта впервые был испробован монахами монастыря, и его секрет тщательно охраняется.

Мы узнали кафе и по синим солнцезащитным тентам и по выложенной надписи на мостовой. Прежде чем заказать себе еду, мы побродили по помещениям кафе. Только ради одного этого стоит зайти сюда: очень красиво! Стены украшены керамической плиткой, в отдельных местах составляющей целые картины и панно. Здесь же можно увидеть старинный кассовый аппарат, старинный умывальник и разнообразные кухонные причиндалы.

Основная цветовая гамма местных азулежу  –  оттенки кобальта от синих до голубых. Рассчитанное на наплыв туристов, кафе предусмотрительно имеет много помещений, в лабиринте которых можно запутаться.  Встроенные в маленькие ниши, украшенные узорной плиткой, мраморные раковины так и тянут сфотографироваться.

Кондитерская Fаbrica de Pastеis de BelеmСтранное дело, ловлю себя на мысли, что керамическая плитка в таком количестве, по нашим представлениям, свойственна только помещениям ванн и туалетов, а также отделке голландских печей, а тут целые стены покрыты, да и не только внутри помещений, а фасады домов также. Но сочность цветовой гаммы вскоре перебивает такой практицизм по отношению к азулежу. Мозаика плиток, сложенных в картины с морскими и городскими пейзажами, выглядит восхитительно и глубоко сожалеешь, что у нас нет таких красиво украшенных домов.

Идем делать заказ, но нам объясняют, что за прилавком заказывают товар на вынос, а мы можем сесть и ждать официанта. Вскоре к нам подошла девушка, и мы сделали заказ из пирожных и bica (чашечки чёрного кофе). На каждом столе уже стоят металлические емкости с сахарной пудрой и молотой корицей, а мы с нетерпением ждем заказа. Приносят пирожные, которые мы тут же присыпаем пудрой и корицей, и они тают во рту под восхитительный кофе.   

Кондитерская Fаbrica de Pastеis de BelеmНадо сказать, что секреты и хитрости приготовления десертов корнями уходят в далекое прошлое, а основные рецепты формировались в монастырях. В память об этом сохранились такие их названия: «тосиньо де сьело» («небесное сало») или «баррига да фрейра» (живот монашки). У большинства десертов в основе лежит яичный желток, внешне не очень привлекательные, они имеют нежнейший вкус.

Вкуснейшие пирожные с заварным кремом («паштейш де ната») можно встретить повсюду, но здесь, только вынутые из печи и хранящие ее тепло, они особенно хороши! Бесконечный поток туристов ведет к тому, что здесь ежедневно выпекают 20 000 пирожных. Стоит это удовольствие 90 центов, а bica – 65, а сколько восторгу! Даже часы работы кафе о многом говорят – до 24.00 летом и до 23 – зимой. Не забудьте сделать чудесные фотографии!

Обратный путь проделываем на том же 15 трамвае, который сейчас имеет традиционную форму и окрас желтого цвета. Мимо в обратном порядке проплывает все уже виденное, включая Муниципальную площадь с пелуриньо при солнечном свете.

Триумфальная аркаИз трамвайного окна снимаем верх Триумфальной арки и улицу Аугушту, ведущую к площади Россиу. Казавшиеся на карте далекими друг от друга, достопримы размещаются очень компактно. Доезжаем до Фигейры и спускаемся в метро Россиу, проходим через турникеты, используя свои «7 колинас», ищем платформу, от которой поезда следуют  до Кайш ду Содре.

По пути туда нам ехать одну остановку до пересадочного узла – Байша-Шиаду. На этой станции выходит много народу, а мы обманчиво ползем по ступеням вверх, думая что на верном пути. Нам нужна синяя линия с конечной станцией  Amadora Este, а ехать нам надо до Помбала, т.е. выходить на третьей станции.

Разобравшись в схеме, возвращаемся и на противоположной от прибытия станции ждем своего поезда. Станции метро аскетичны и прагматичны, без нашего оформительского шика и архитектурных изысков. Просто и  функционально.

Выходим на улицу (кстати, есть лифты для маломобильных людей), грамотно рассчитав, какой выход нам нужен. А ищем мы, собственно говоря, автобусную остановку маршрута № 753. Из массы прочтенного материала я смогла выкопать, как посуху добраться к памятнику Христу, спасибо тебе, неизвестный автор.

Бегущая строкаЯ уже писала, что на любой остановке есть карта местных маршрутов, а также бегущая строка с ориентировочным временем до прибытия требуемого номера. И хотя нужного нам номера не было отмечено на табло, бегущая строка оповещала о его прибытии через 35 минут.  Его остановка располагается у начала парка Эдуарда VII, с левой стороны.

Мы, было, пошли в парк, перемахнув через невысокую ограду, а потом возвращаемся, чтобы уточнить, та ли это остановка, в смысле направления. С удивлением обнаруживаем, что на табло фигурирует 2 времени ожидания, одно из которых очень небольшое. И правда, через 10 минут прибывает наш автобус, в который мы заходим в среднюю дверь. Только потом понимаем, что надо было пройти через переднюю и отметить карточку. Мы делаем это, пройдя через салон, и садимся на передние места, чтобы был виден маршрут.

Ехать до нужной нам остановки Portagem 3 остановки (R. Joaquim António Aguiar, Amoreiras, Viaduto Duarte Pacheco), и через какое-то время мы проезжаем мимо римского виадука, а затем начинаем забирать вправо, зрительно удаляясь от моста 25 апреля, и следовательно, от памятника Христа.

Я запаниковала, стала нервно говорить Тане, что мы едем не туда, а следующей должна быть наша остановка. Она сидела спиной по ходу движения и не видела этого, но успокоила меня. И вправду, задумчивый маршрут как-то вывез нас на мост и неумолимо приближался к памятнику, замаячившему впереди. Позднее мы выяснили, что длина подъездных дорог к мосту составляет 32 км, и эта дорога имеет ряд виадуков.

Вид вниз завораживал, а звук движущегося транспорта настораживал. Общая длина моста (Ponte 25 de Abril) – 2 278 метров, благодаря чему он занимает среди подвесных мостов 20-е место по величине в мире, и является самым длинным мостом на континенте. Он соединяет Лиссабон с южным берегом реки Тежу. На верхней платформе - автомобильная трасса шириной 6 полос, на нижней – железнодорожные пути в оба направления. Высота от воды до верхней платформы составляет 70 метров.

Платежные терминалы у моста 25 апреляКак было рекомендовано, сразу за мостом, выходим на Portagem, надеваем рюкзаки, и идем вверх до переходного моста над шоссе. С этого моста открывается отличный вид на памятник (вид сзади) и платежные терминалы по сбору тарифа за проезд через мост.

Перейдя виадук, идем по улице Rue Diretta (продолжение виадука) до ближайшего перекрестка. Здесь нам рекомендовано повернуть налево, но мы все же переспрашиваем у пожилого португальца, на верном ли мы пути. Он радостно махнул рукой вверх, и мы поворачиваем на Rue dos Moinhos, резко поднимающуюся вверх.

Вскоре силуэт Христа всплыл над красными черепичными крышами домов и над деревьями с яркими плодами лимонов. Еще на одном перекрестке, когда памятника не было видно, мы снова спрашиваем, куда идти, так как не хочется топтать ноги даром. Улица уходит влево, и уже издалека мы видим вход в огороженную зону памятника, возвышающегося на 113 м над уровнем реки Тежу. Идти всего 15-20 минут.

Монумент Сантуариу ду Кришту Рей (Santuаrio do Cristo Rei)Этот величественный монумент состоит из пьедестала высотой 85 метров и собственно фигуры Христа с распростертыми руками высотой 28 метров. Монумент Сантуариу ду Кришту Рей (Santuário do Cristo Rei, святилище Христа Вседержителя), сооружён над  городом Алмадой (Almada), который уже не является частью Лиссабоном.

История его строительства такова: Архиепископ Лиссабонский, посетив Рио-де-Жанейро в 1934 году, был обуян мыслью воспроизвести на родной земле аналог бразильской статуи, только меньших размеров. Как водится, эту идею встретило сопротивление, и его инициативу поддержали не сразу.

Официально одобрение епископата было достигнуто только в 1937 году, но тут началась война. В это тяжелое историческое время идея возвести памятник Христу-Спасителю приобрела другую окраску. 20 апреля 1940 года в Фатиме епископ дал обет, что если Португалия будет избавлена от войны, то памятник в честь Святого Сердца Христа будет возведен над Лиссабоном. Этот монумент будет знаком того, что Бог через свою любовь, хочет привлечь в свою веру все человечество.

Война не коснулась Португалии, и созданный Национальный фонд строительства интенсифицировал свои усилия по сбору пожертвований для строительства. Основной вклад внесли женщины, чьи мужья, отцы и сыновья остались живы, так как Португалия не была втянута в военные действия. 18 декабря 1949 года здесь был заложен первый камень в основание памятника, а в 1959 году его торжественно освятили в присутствии 300 тысяч человек. Автором проекта – был португалец Франциско Франко де Соуса.

В 1984 году была благоустроена территория вокруг святилища, построен гостевой дом, штаб-квартира, административные службы, часовня, конференц-залы и выставочные галереи. Памятник претерпел реставрацию в 2001 году, и он был заново открыт 1 февраля 2002 года.

Монумент Сантуариу ду Кришту Рей (Santuаrio do Cristo Rei)В Лиссабоне вообще-то много памятников, и почти все они вознесены на высокие постаменты (мне сверху видно все, ты так и знай). Но этот превзошел все виденные ранее по своему небожительству. Это святилище настолько же важно для города, как Мамаев курган в Волгограде и монумент погибшим в период блокады на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге для его жителей, да и цели их возведения сродни: в знак благодарности от потомков.

Только в одном случае - за избавление от ужасов войны, а в другом – за победу над врагом и в память о погибших. При этом, и один и другой памятник подавляет своей мощью, своей энергетикой, вызывая в душе образы миллионов павших в бессмысленной по своей жестокости войне.

Огибаем памятник, и оказываемся на смотровой площадке перед ним. Здесь же вытянулся в длину огромный крест, покрашенный в зеленый цвет - Cruz Alta, дарованный святилищем Богородицы из Фатимы. Этот крест стоял в Кова да Ирия (местечко в 2 км от Фатимы, где произошло чудо явления Девы Марии в ХХ веке) до 2004 года, когда началось строительство новой церкви. Тогда этот крест и был предложен святилищу Сантуариу ду Кришту Рей  и установлен там. Инаугурация памятной реликвии произошла 17 мая 2007 года.

Пока мы осматриваемся, некая компания молодых людей седлают крест в буквальном смысле, взбираясь на него, и делают фотографии. Господи, прости их прегрешения, не ведают, что творят…

Мост 25 апреля (Ponte 25 de Abril)Перед самим монументом обустроена смотровая площадка, откуда можно полюбоваться на мост 25 апреля во всей его красе. До 1966 года Лиссабон связывался с южным берегом Тежу только водным транспортом.

Строительство висячего моста началось в 1962 году и через 4 года было закончено. Этот аналог Голден Гэйта  был построен американской компанией American Bridge Company при участии 11 местных компаний. При проектировании этого моста, памятуя о печальном землетрясении 1755 года, был заложен такой запас прочности, что именно это позволило через 33 года (в 1999 г.) открыть двухпутный участок железнодорожного полотна на нижней платформе.

Чудо инженерной мысли, реализованное в бедной, по меркам Европы, стране  выглядит произведением искусства, вид которого радует взыскательный взгляд туристов. Помогает этому месторасположение этой смотровой площадки, да и солнечная погода тоже. Любое возвышенное место всегда дает преимущество панорамного обзора, это не стало исключением. Хотелось просто сесть на скамеечку и бездумно смотреть на медленно текущие воды реки и стрелой вытянувшийся мост.

Река Тежу и Лиссабон от памятника ХристуВысота пролета позволяет любым океанским кораблям заходить в устье реки и причаливать в порту Лиссабона. Отсюда, также открывается великолепный вид на холмистый город, на величественное течение не то реки, не то океанического залива, теряющееся в дымке.

Река Тежу имеет два названия, в связи с тем, что она протекает по территории двух стран, беря начало в Испании и впадая в Атлантический океан в Португалии. В Испании ее называют Тахо, и в районе Толедо, где я ее видела, она была не очень широкой.

Склоны холма благоразумно огорожены деревянной изгородью, потому что крутой спуск к реке может стать причиной падения. Взбегающие вверх на холмы дома Лиссабона одеты красными черепичными крышами, и отсюда хорошо видны все белые купола и шпили основных храмов столицы. Трудяги-буксиры медленно плывут по течению, быстроходные катера пересекают реку Тежу, а горделивый многопалубный океанический лайнер временно стоит на приколе в Лиссабонском порту.

Внутри постамента находятся 2 часовни: the "Chapel of Our Lady of Peace" и  the "Chapel of the Confidants of Jesus" (Храм братства Иисуса). Наверху также есть смотровая платформа, на которую можно подняться на лифте. Заходим внутрь и пытаемся приобрести билет для подъема наверх, 2 тетеньки, взяв у нас деньги, ведут нас к автомату и показывают, как через него купить билет. Зашедшей следом за нами паре они просто продали билет сами, а не через автомат. Что за дискриминация?

Часы работы: ежедневно, с 9:30 до 18:15, летом до 18:30, в субботу, воскресенье и праздничные дни до 19:00 (другое время закрытия: 24 декабря в 13:00, 25 декабря в 14:30, 31 декабря в 18:15, 1 января в 10:00). Стоимость подъема наверх на скоростном лифте – 4 евро, сам билет считывается турникетом. Дальше одна тетя садится в лифт и, нажав кнопку, отправляется с нами наверх.

Монумент Сантуариу ду Кришту Рей (Santuаrio do Cristo Rei)Монумент Сантуариу ду Кришту Рей (Santuаrio do Cristo Rei)

Пройти на смотровую площадку с места остановки лифта удается не сразу, сперва вы проходите через сувенирную лавку с религиозным уклоном. Затем, надо пройти еще пару пролетов с 74 ступеньками, и вот вы уже на небольшом огороженном сеткой пятачке. В углу пара китайцев с великолепной техникой и широкоугольным объективом осуществляют фото-сессию  из положения лежа.

Когда я заглянула в объектив своей камеры, то поняла тщетность попыток снять себя  любимого  на  фоне  Христа,  обнимающего и благословляющего жителей и гостей  города. Очень сложно снимать лик Христа на приближении, руки дрожат, так приходится сильно запрокидываться назад. Из-за этого никак не можешь поймать в центр лицо Спасителя, то срезаешь верх, то бок.

Монумент Сантуариу ду Кришту Рей (Santuаrio do Cristo Rei)Однако фигура Христа на фоне яркого неба стоит того! Сверху мост кажется меньше, но и панорама становится шире. Все фотографии реки, моста и южного берега Тежу приходится делать через ячейки решетки, мне кажется, что снизу фото были лучше.

Мы и не заметили, как наступило 6 часов вечера, обратили внимание только потому, что пара туристов буквально вбежала на смотровую площадку. Наша группа собралась целиком и спустилась вниз на лифте, после нашего выхода на улицу за нами тут же закрыли дверь.

Хания, 2011 г.

© Текст, фото: Хания

Опубликовано: 25.05.2017
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.