Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Гироскутер. Фото с сайта www.avito.ru

Гироскутер – это такой себе самокат, но с электроприводом, поэтому его скорость может регулироваться тем, кто им управляет. Разработчики порой обижаются на такое сравнение, убеждая, что ни одного аналога у механизма еще нет.

сегодня

22 ноября
День святой Сесилии
День святой Сесилии

22 ноября – День святой Сесилии. Это праздник мексиканских музыкантов марьячи, ныне известных во всем мире благодаря фильму Р. Родригеса «Отчаянный». Каждый год они собираются в день своей покровительницы святой Сесилии на фестиваль.

Лиссабон: прогулки в хмурый день


Из цикла «И сердцу снятся, как в детстве снятся, другие страны и города...» Часть 9

9 день, 29 марта  2011 г. –  вторник, Лиссабон

Утро было хмурым, лиссабонцы прятались под зонтами, и это не прибавляло оптимизма, но дало возможность выспаться. При выборе отеля немаловажную роль играл план завтраков. Зная, что в Европе они бывают достаточно скудными, я просматривала отзывы по отелям, и обнаружила положительные строки о питании. Завтраки, действительно, были нормальными с достаточным ассортиментом продуктов.

Лиссабон. Площадь Фигейра или Праса да Фигейра (Praсa da Figueira)


Прежде, чем стартовать, мы резервируем вечернее время  положенного нам бонусного ужина, и сытые и довольные выходим на улицу, где к этому моменту дождь прекращается. Поворачиваем из отеля налево, огибаем его и попадаем на площадь Фигейра или Праса да Фигейра (Praça da Figueira).

Название площади в переводе с португальского, как можно догадаться, означает Площадь фигового дерева. Она расположена в историческом центре столицы и является частью Байша Помбалина – района, восстановленного после знаменитого землетрясения 1755 года.

На этом месте ранее был расположен Королевский госпиталь Всех святых, разрушенный во время печальных событий. Поврежденные постройки пришлось снести, а на их месте Маркиз де Помбал планировал устроить центральный городской рынок. Задумка была реализована к 1885 году, и крытый рынок даже просуществовал на этом месте до 1947 года, когда его окончательно снесли.

Сегодня 4-угольная по форме площадь образована 4- и 5-этажными зданиями классического стиля, нижние этажи которых заняты под магазины и кафе. В 1971 на этой площади был установлен конный памятник Жуану I, португальскому королю, положившему начало Ависской династии, боковой ветви Бургундской династии французских королей. Бронзовый всадник работы Леопольдо де Алмейда в 1999-2000 годах был перенесен из центра в угол с целью улучшения обзора площади.

Площадь достаточно оживленная благодаря находящейся здесь станции метро и конечной остановки некоторых автобусов и трамваев, а также туристических маршрутов даббл-деккеров. Мы ищем кафе «Confeitaria Nacional» (пл. Фигейра, 18в), рекомендуемое к посещению, и сразу узнаем его по бордовым оконным фризам первого этажа, зеленым металлическим решеткам балконов и бордовым  баннерам с названием кафе на втором этаже.

Лиссабон. Кафе «Confeitaria Nacional» на площади ФигейраДля гурманов-сладкоежек традиционные португальские торты и пирожные выставлены в витрине. Кафе-кондитерская была основана в 1829 году Baltazar Roiz Castanheiro, и с тех пор в течение 5 поколений она принадлежит той же семье.

Первоначально это было небольшое помещение, позднее расширенное и ставшее образцом элегантности. Его сын оказался еще предприимчивее и вывез с юга Франции секретный рецепт королевского торта Bolo Rei. Также он пригласил мастеров из Парижа и Мадрида, чтобы улучшить качество выпечки. И уже правнук основателя, получивший бизнес в 1913 году, привнес существующий сегодня логотип кондитерской.

Он был заботливым к персоналу, основал медицинское обслуживание, бани и библиотеку, что было уникальным для Лиссабона того времени. Жаль, но у нас нет времени просто посидеть здесь за чашечкой кофе. Впрочем, выпечка на витрине на вид достаточно обычна. Слава богу, нас теперь не удивишь.  Про вкус не скажу, не пробовали…

Здесь же на северо-западном углу Фигейры при выходе на площадь Россиу расположена другая деликатесная лавка «Manuel Tavares». За стеклом витрин выставлены оригинальные бутылки вина, а сам магазин, кроме вин, торгует изысканными сырами, колбасами и другими товарами.

Сырокопчености не дешевы...Португальские сыры


Нежнейшие сырокопчености здесь имеют и деликатесную цену от 47 евро за 1 кг, а сыры от 27. Вся стена при входе представляет собой витраж португальских вин, среди которых мы увидели то самое (Матеуш), которое все пили на Кабо Верде. Спрашиваем разрешения сделать фото, и любезная девушка-продавец разрешает нам это сделать, попутно давая нам рекомендации по  "Винью Верде" (vinho verde - зеленое вино).

Это уникальное вино не производят ни в одной стране мира, его отличает короткий период выдержки. Сбор урожая винограда для производства этого вина проводят очень рано, ферментацию осуществляют быстро. Пьют «зеленое вино» молодым, оно обладает приятной кислинкой и шипучестью (природной газированности).

Португальские винаСодержание алкоголя в нем невелико, всего 9-13%, оно бьет по ногам, но не по мозгам. Вспомнилась история моей молодости, когда мы ехали в поезде после отдыха в грузинском городе Очамчира. С нами передали огромную бутыль молодого вина, которая постоянно стреляла в рундуке пробкой. Чтобы избежать пролития драгоценной влаги, мы постоянно отливали вино, уменьшая объем. Уж сколько мы привезли до места назначения не помню, но вкус игристого вина нового урожая не забуду никогда.

Дождя нет, но небо затянуто тучами, и поэтому фотографии площади Россиу, на которую мы выходим, получаются мрачноватыми. Однако через облака временами пробивается солнышко, и тогда все меняется. Здесь на площади мне все уже знакомо по многочисленным фотографиям туристов, которые я изучала перед поездкой. Правда, тогда площадь казалась мне большой, на самом же деле,  Лиссабон очень дружественен к туристам, что означает небольшие расстояния и компактность центра.

Лиссабон. Площадь Россиу (Praсa Rossio) с памятником королю Педро IVПлощадь Россиу (Praça Rossio), – третья в цепочке центральных площадей, включая Мартим Мониш и Фигейра, следующей будет Ресторадореш. Официальное название этой площади - Praça de Dom Pedro IV, которое идет еще из Средних веков.

Она печально знаменита тем, что на ней тогда размещался Дворец Инквизиции, и как следствие, на ней проводились аутодафе и казни. В свободное от этих безобразий время здесь также устраивали военные парады, народные гулянья, турниры и даже бои быков. В стародавние времена (вплоть до XIII века), до осушения Байши, площадь выходила к реке Тежу, и только при маркизе де Помбал площадь приобрела свой современный вид.

Центральные городские площади хороши каждая по-своему, у этой наряду с обычными атрибутами в виде бронзовых фонтанов и центрального памятника, имеется «свой почерк» - традиционная черно-белая мостовая. При этом камни уложены волнообразным рисунком, что придает ей объем. Так и кажется, что это всамделишные выпуклости и «впуклости», так что даже боишься оступиться из-за перепада высот. Вот такая зрительная иллюзия!

Симметрично расположенные фонтаны на площади уже работают, подтверждая истину «весна пришла, весне – дорогу!»  В эти фонтаны туристы бросают монетки на память, а ушлые бомжи (да-да, есть здесь и такие!) живо осуществляют сбор урожая, да так, что даже на дне фонтана видны следы сборщиков.

Оглядываемся, стоя у монумента, и сразу видим все близлежащие достопримечательности: подъемник Санта Жушта, остов церкви Ду Карму (Igreja do Carmo), Национальный театр королевы Марии II, вокзал Россиу. Площадь, попросту называемая лиссабонцами Россиу (по имени вокзала) также является оживленным транспортным узлом, куда стекаются не только туристы, но и местные жители.

Памятник в центре Россиу (Praça do Rossio) является памятником королю Педро IV, тому самому, кто одновременно сидел на троне Португалии и был первым императором независимой Бразилии под именем Педру I. Колонна, увенчанная фигурой короля, выполненной из бронзы в 1870 году, опирается на мраморный пьедестал с фигурами, представляющими различные добродетели.

Сбежав из неспокойной Португалии в страну, где «в лесах много-много диких обезьян», Педру IV разработал и отредактировал либеральную Конституцию страны «по-нашенски, по-бразильски». Вот ее-то и протягивает народу бронзовый король. Но, однако, как говорится «да мало ли в Бразилии этих донов Педру», так и в Лиссабоне под личиной этого Педру скрывается… император Мексики – Максимилиан Австрийский.

Этот исторический курьез (аналогичная история, помнится, была с памятником королю Народому Сиануку в камбоджийской столице Пномпене) случился в начале XX веке благодаря невостребованности памятника Мексикой в связи с казнью самой модели. Доставленный в порт Лиссабона монумент был попросту брошен (да уж, не везти же его в Мексику, где прототип памятника был расстрелян).

Чтобы свято место не было пусто, невостребованный памятник вознесли на колонну – снизу то, поди, разбери, кто там стоит. Да и статуя Максимилиана была пофигуристее Педру. Так ли, нет – но только именно такие байки приветствуются туристами, остаются в их памяти и культивируются гидами.

Лиссабон. Классическое арт-деко Cafeteria NicolaНа площади рекомендуется посетить (ну, или просто визуально осмотреть) имеющее стиль классического арт-деко Café Nicola (Cafe Nicola Praça Don Pedro IV 24). Именно оно было первым в Португалии, куда осмелились зайти женщины. Здесь можно продегустировать кофе собственного бренда Nicola, сопровождая его нежнейшими пирожными богатого выбора.

На другой стороне площади расположено другое кафе - Pastelaria Suíça. Во время второй мировой войны оно (Suíça означает, Швейцария) было местом встречи, где изгнанники вели переговоры об освобождении. В такого рода кофейнях витает дух, и поддерживаются живые традиции лиссабонской культуры кофейных домов, где традиционно собиралась элита столицы.

Рядом с Николой можно заглянуть внутрь (только не вздумайте делать фотографии, недовольные продавцы попросят вас на выход!) очень маленькой узкой табачно-газетной лавки «Tabaceria Monaco». Она хороша тем, что до сих пор сохраняет подлинную обстановку 1894 года. Нас там встретили не очень дружественно, и зорко следили, чтобы мы не предприняли попыток съемки.

По периметру площадь формируют здания 18-19 веков, все их первые этажи заняты торговыми площадями. Наряду с двумя большими фонтанами, на площади есть и небольшой фонтанчик в стиле барокко (около перехода), водяные струи которого обдают вас при порыве ветра.

Доходим до величественного здания Национального театра королевы Марии II, построенного в классическом стиле в 1842 году и названного в честь дочери того самого дона Педру. Архитектором был итальянец - Фортунато Лоди.

Информация: «Центральную часть фасада занимает портик с шестью колоннами ионического ордера и треугольным фронтоном, украшенным аллегориями и статуей Жиля Висенте, создателя классического португальского театра XVI века. По бокам от него видны фигуры Талии и Мельпомены, символизирующие комедию и трагедию».

Сегодня в этом театре осуществляют лучшие театральные постановки Португалии, стирающие память о других, печально известных сборищах святой инквизиции, происходивших на этом месте. Небольшая, но интересная деталь – на уличной эспланаде театра обустроено кафе, работающее даже зимой (в это время здесь включается газовый обогрев).

От театра поворачиваем направо, где виднеется церковь Сан Домингуш (São Domingos), основанная в XIII веке. Эта барочная церковь была восстановлена после землетрясения, в ней проводились церемонии венчания, крестин, коронации и похорон.

Лиссабон. Церковь Сан Домингуш (Sаo Domingos)На небольшой площади Largo de S.Domingos, где расположена одноименная церковь, обращает на себя внимание здание красного цвета. Это Дворец Независимости (Palácio da Independência), строительство которого начиналось в 1466 году в свойственном тому времени стиле «мануэлино».

Здание знаменито тем, что в нем в 1640 году была объявлено отделение Португалии от Испании. К этому приложил руку португальский герцог Браганса (Bragança), который впоследствии стал королем страны под именем Жуан IY.

Здесь, на небольшой площади тусуется много выходцев из африканских стран, пытающихся впарить туристам какие-то безделушки и сувениры. Думаю, и воровство здесь хорошенько процветает!

Этому, считаю, способствует небольшая лавочка, в которой «на вынос» наливают знаменитую португальскую жинжинью (ginginha – вишневая наливка). Мы решаем отведать ее на обратном пути, а пока находим пешеходную улицу Руа даш Порташ ди Санту Антау (Rua das Portas de Santo Antão), начинающуюся за театром, с его правой стороны.

Выходцы из бывших колонийЛиссабон. Пешеходная улица Руа даш Порташ ди Санту Антау (Rua das Portas de Santo Antаo)


Эта улица – своеобразная ресторанная миля, со всех сторон достаточно навязчиво нам совали в нос меню, приглашая отведать морепродукты. Почти сразу (справа) натыкаемся на Лиссабонский колизей, открытый как цирк в 1890 г., и в котором сейчас проводятся концерты.

На левом углу обнаруживаем сувенирный магазин Tabacaria Monumental, в котором приобретаем глиняную фигурку кота и колокольчик с фигуркой кота. Заодно ознакомились со всем ассортиментом сувенирной продукции. Поворачиваем назад и по улице Rua Do Jardim Do Regedor попадаем на следующую площадь - Ресторадореш (Praça dos Restauradores), и это название закрепляет память об освобождении Португалии от 60-летней зависимости от Испании.

С левой стороны, в глубине к северо-востоку от площади остается симпатичное здание в явно мануэлинском стиле с подковообразными входами. Узнаю в нем железнодорожный вокзал Россиу, мы еще вернемся к нему, чтобы завтра отправиться с него в Синтру. Рядом с ним стоит элегантное неоклассическое здание гостиницы «Авенида Палас», построенное Жозе Луишом Монтейру, автором проекта вокзала Россиу.

Лиссабон. Площадь Ресторадореш (Praсa dos Restauradores)Площадь Праса дош Ресторадореш украшает тридцатиметровый обелиск, установленный на ней в 1886 году в честь восстановления независимости страны. Классический египетский обелиск украшен бронзовыми фигурами на цоколе, которые олицетворяют Свободу и Победу.

Здесь же увековечены даты и места важнейших сражений. Автор проекта - Антониу Томаш да Фонсекa, и что интересно, - он строился на народные деньги. Здесь, как и на Россиу, площадь покрыта черно-белой мозаикой (сalçada) с геометрическим узором.

Площадь является транспортным узлом: сюда можно попасть с вокзала Россиу, также спуститься вниз на подъемнике из района Байру Альту, вниз от нее идет Россиу, а вверху начинается Авенида да Либердаде. Если стоять спиной к Россиу, то все интересное на площади находится слева, в восточной стороне.

Обратите внимание на розовое здание – это Дворец Фош, в котором размещается министерство культуры и городской туристический центр.  Сам дворец строился в XVIII веке для Маркиза де Каштелу-Мельор, но в XIXвеке оно было полностью переделано и приобретено Маркизом де Фош. Отсюда и его название.

Если в аэропорту не успели взять карты города, маршруты автобусов, брошюры по Синтре и прочую информацию – вам сюда. Здесь вся информация – бесплатна, а уж, какое полиграфическое качество! 

Лиссабон. Бывший кинотеатр Эден на РесторадорешПлощадь сформирована зданиями XIX и XX веков постройки. Самым известным является здание в стиле арт-деко, известное как кинотеатр Эден с красивым фасадом, который построили в 30-х годах 20 века. Его верхнюю часть украшает каменный фриз, изображающий актеров в процессе съемок. Еще выше можно увидеть сохранившееся название кинотеатра, высеченное в камне.

На первом этаже были аркады магазинов, а вход в кинотеатр располагался на 2 этаже, куда вели лестницы. К сожалению, этот великолепный кинотеатр был закрыт в 1989 году и далее не использовался до 2001 году, когда здание было превращено в отель с 134 номерами. При этом его фасад был сохранен, а за ним в глубокой нише сейчас растут пальмы.

Двигаемся по левой стороне площади и неожиданно в узком проулке видим очередной подъемник  - «Глория». Вообще-то (я уже писала) 4 португальских подъемника (Elevador de Santa Justa, а также Elevador da Gloria, Elevador do Lavra и Elevador da Bica) входят в систему общественного транспорта столицы.

Лиссабон. Подъемник «Глория» (Elevador da Gloria)«Глория» осуществляет связь Нижнего города (Байши) с верхней частью (Шиаду и Байру Альту). Маршрут - Praca dos Restauradores – Bairro Alto.  Он был вторым открытым в Лиссабоне (1885 год). Маршрут составляет 265 метров и пробегает он его с уклоном в 18%.

Первоначально он был паровым, а в качестве освещения использовались свечи.  Позднее был переведен на электрическую тягу. При открытии трамвайчик даже был двухэтажным, так как именно этот маршрут наиболее востребован. Местные уроды также разрисовали  вагончик, стоящий внизу и ожидающий своего времени расписания. 

Если воспользоваться подъемником, то наверху вас ждет смотровая площадка Мирадоуру де Сан Педру ди Алкантара (Miradouro de São Pedro de Alcântara). Еще там есть небольшой салон Института портвейна, который находится во дворце Людовиси (Palácio Ludovice). Здесь проводят дегустацию портвейнов (около 300 сортов), понравившиеся можно сразу же и купить.

Хания, 2011 г.

© Текст, фото: Хания

Опубликовано: 19.05.2017
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.