Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Удобный сервис покупки авиабилетов онлайн помогает сэкономить много времени. Однако, тут есть свои нюансы, на которые следует обратить внимание. Особенно, если процедуру эту вы осуществляете впервые или летите новым маршрутом с дополнительными пересадками.

сегодня

20 сентября
День предпринимателя Кыргызстана
День предпринимателя

20 сентября – День предпринимателя Кыргызстана. Праздник был установлен в 2000 году, чтобы признать весомый вклад предпринимателей в экономику Республики и подчеркнуть важность развития предпринимательства.

Лиссабон: монастырь Жеронимуш


Из цикла «И сердцу снятся, как в детстве снятся, другие страны и города...» Часть 13

10 день, 30 марта  2011 г. –  среда, Лиссабон (продолжение)

Смотрим на часы и понимаем, что надо прибавить темпу, так как сегодня еще хотим посетить другую сторону реки, чтобы увидеть памятник Христу. По тоннелю переходим к Парку Империи, и, минуя его, подходим к  образцу стиля мануэлино – Монастырю Иеронимитов, или  Жеронимуш (Mosteiro dos Jerónimos).

Монастырь Иеронимитов, или Жеронимуш (Mosteiro dos Jerоnimos)

На этом месте, недалеко от гавани Рештелу, первоначально была хижина отшельника Эрмида до Рестело (Ermida do Restelo). Позднее Энрике Мореплаватель построил здесь часовню Святой Марии, именно в ней провели ночь Васко да Гама и его спутники в ночь перед отплытием в Индию. Здесь же его триумфальное возвращение было отмечено королем Мануэлем I. В честь этого события и был заложен монастырь, в котором по иронии судьбы был впоследствии перезахоронен Васко да Гама.

Строительство здания для монашеского ордена иеронимитов началось в 1502 году, и первоначально оно планировалось как место погребения, но позднее его функции были расширены, и он стал молитвенным домом для всех прибывающих и убывающих моряков. Период Великих открытий принес Португалии не только славу, но богатство.

Золото, драгоценные специи  потекли в страну, продажа перца, корицы и гвоздики (обычных для наших домохозяек сегодня) была монополией, и доходы от их продажи шли прямиком в казну Короля. На продажу других специй был введен 5% налог. Все это давало возможность Мануэлю I вести строительство величественного и роскошного монастыря, тем более что колонии все расширяли свою географию.

Однако, несмотря на достаточное финансирование, строительство монастыря  было окончательно завершено только через 50 лет, и Мануэль, к сожалению, до него не дожил. За время его возведения неоднократно менялись и архитектурные стили, и сам облик монастыря. Даже издалека этот архитектурный шедевр, выполненный из местного окрашенного золотом известняка, с его филигранной резьбой, выглядит просто великолепно!

Трудно представить, что выстоявший при землетрясении монастырь, пришел в упадок после отмены религиозных орденов и национализации их имущества в Португалии в начале 19 века. Это напоминает мне состояние наших церквей после отделения церкви от государства, что называется «сам не ам, и другому не дам».

Не буду заниматься плагиатом, просто приведу слова из путеводителя:

Жеронимуш. Южный портик - образец стиля мануэлино«Войти в монастырь и в церковь Святой Марии можно через Южный портик, выполненный Жоаном де Каштильу (João de Castilho). Главый вход в монастырь считается одним из самых великолепных архитектурных решений своего времени.

Входная дверь с роскошным прорезным орнаментом размером 32 м в высоту и 12 м в ширину, занимает два этажа. Вход в церковь окружен большим количеством фронтонов, башенок, вырезанных фигур, стоящих под балдахином в изящно вырезанных нишах, вокруг статуи португальского принца Энрике Мореплавателя, стоящей на опоре между двумя дверями.

Тимпан (tympanum), выше двупольной двери, содержит рельеф, на котором изображены две сцены из жизни Святого Иеронима. Слева, изображены оттиски когтя льва, который хотел убить Святого Иеронима, но после стал лучшим другом святого. Правый рельеф изображает святого в пустыне.

На стене между этими сценами изображен герб короля Мануэля I. Статуя с мечом в нише пирса, вероятно, представляет Энрике Мореплавателя. Мадонна Белема стоит на опоре, на вершине архивольта, выше нее расположена статуя Архангела Михаила, и на вершине двери находится крест Ордена Христа. Дверь гармонично обрамляется на каждой стороне большим окном с богато украшенными карнизами».

Монастырь Иеронимитов. Южный портикНа момент нашего прибытия дверь была закрыта, и это было отлично, так как мы смогли насладиться ее фотографированием и в целом и в деталях. К этому добавлю, что непредсказуемая лиссабонская погода улучшилась до такой степени, что на джинсовом небе не было ни облачка, а солнце так просто палило. Глядя на такую красоту, думаю,  что уже одна дверь могла подтвердить растущую мощь морской державы.

Во всех странах, где используется искусство резьбы по камню, меня восхищает тонкая работа мастеров. На ум, как всегда, приходят мысли, о том какую память в истории оставят наши сегодняшние спальные районы.  

Морские мотивы на тему географических открытий, декоративные элементы в виде колонн, оплетенных канатами, инструменты морской навигации, раковины, экзотические морские фигуры перемежаются в украшении фасада с геральдической и религиозной символикой. В оформлении внутреннего интерьера нашлось место всему, что было связано с дальними путешествиями, - буйство драконов, обезьян и диковинных цветов. 

Идем левее, и ныряем в тень прохода к монастырю и собору, вход в который осуществляется через Западную дверь. Проход в собор бесплатен, а за осмотр монастыря надо платить. Часы работы с 10.00 до 17.00 зимой и с 10 до 18 летом, кроме понедельника (выходные 1 января, 1 мая, рождество и пасха).

Монастырский двор (или клуатр) достоин посещения, но я уже была там и могу сегодня описать его, пользуясь зрительной памятью и путеводителем, памятуя свой восторг. В плане двор представляет собой двухэтажный квадрат со сторонами 55 м, он был сооружен в 1544 году и уже тогда стал шедевром искусства эпохи Мануэля I.

Из путеводителя: «Автор оформления нижнего этажа – Бойтак отделил внутреннюю галерею от дворика огромными ажурными арками, которые опираются на тонкие витые колонны, напоминающие морские канаты. Второй этаж создавал Жоан де Каштильу. Строительство такого двухэтажного монастыря было новинкой в то время.

Каждое крыло состоит из шести отделений с узорчатыми сводами. Четыре внутренних свода опираются на массивные опоры, формируя широкие галереи. Угловые своды связаны диагональными арками и показывают богато украшенные угловые столбы.

В нижнем этаже установлены двойные спаренные окна, а в верхнем - простые окна, богато украшенные рисунками и переплетениями с мануэлинскими мотивами: буква «М», небесная сфера, морские канаты, а также образы на религиозную тематику и медальоны с портретами мореплавателей».

Поражают удивительным разнообразием декоративные элементы внутренних стен монастыря, имеющие европейские, мавританские и восточные мотивы. Кроме резьбы в помещениях вокруг крытой галереи украшением являются изразцы 18 века. Так, бывшая монастырская трапезная украшена азулежу на библейские темы.  Одна из галерей содержит могилы известных в Португалии людей. Западная дверь ведет  внутрь церкви Святой Марии (Iglesia de Santa María). Это действующая церковь, в которую во время службы может быть закрыт вход.

Жеронимуш. Церковь Святой Марии (Iglesia de Santa Maria). Западная дверьИз путеводителя: «Западная дверь представляет собой хороший пример перехода от Готического стиля к стилю Ренессанса. Она была построена Николаем Чантерене (Nicolau Chanterene) в 1517 году. Она была, вероятно, его первой работой в Португалии.

Тимпан содержит изображения Возвещения, Рождества, и Крещения. Два ангела закрывают архивольт и оружейное хранилище Португалии. Откосы на каждой стороне двери заполнены статуями, среди них король Мануэль I (слева) и его вторая жена Мария Арагонская, стоящие на коленях в нише под щедро украшенным балдахином.

Жеронимуш. Церковь Святой Марии (Iglesia de Santa Maria)Они стоят между своими святыми заступниками (Святым Иеронимом (слева) и Иоанном Крестителем). Карнизы поддержки украшены маленькими ангелами, держащими герб и, со стороны короля – сферой, а со стороны королевы -  трех цветущих прутов».

Внутренний зал спроектирован известным архитектором Жоаном де Каштильу в позднеготическом стиле. Благодаря сложной структуре ребер, разработанной Каштильу, роскошный свод (площадью 29 Х 19) не нуждается в центральной опоре.

Жеронимуш. Церковь Святой Марии (Iglesia de Santa Maria)Из путеводителя: «Он также украсил шесть 25 - метровых, высоких, тонких, четко очерченных, восьмиугольных колон гротескными или цветочными орнаментами, стиль которых можно отнести к стилю эпохи Возрождения.

Северная колонна, самая близкая к трансепту, содержит медальон, который, вероятно, является портретом Бойтака или Жоан де Каштильу. Окончательным результатом строительства зала этой Готической церкви было эстетическое и архитектурное оформление, благодаря чему был увеличен пространственный эффект этого обширного здания».

И в самом деле, тонкие колонны (диаметр – 1 м при высоте в 25 м) кажутся легкими, но ведь вся конструкция выдержала землетрясение. Колонны  изящно украшены, благодаря чему смягчается строгость религиозной архитектуры.

Общество Иисуса не хотело, чтобы во время проповеди что-то отвлекало прихожанина, призванного смотреть только на проповедника и слушать его голос. Но аскезе в мыслях противопоставляется изысканный орнамент резьбы, живым языком повествующий о реальной жизни, а также красочные витражи.

Перед главным иконостасом можно увидеть серебряную дарохранительницу XVII века. По обе стороны барочного трансепта (поперечного нефа) расположены гробницы инфантов, гробницы монархов Мануэля I и Жуана III, а также их жён, Марии и Катарины (Гробницы с левой стороны принадлежат королю Мануэлю I и его жене Марии Арагонской, а могилы на правой стороне - Королю Жуану III и его жене Королеве Екатерине Габсбург). Королевские надгробия опираются на слонов и установлены между ионическими столбами, переходящими в коринфские.

Из путеводителя: «В конце проходов с каждой стороны находятся алтари, датирующиеся с XVI до XVII столетий. Они украшены резной работой в золотых и зеленых цветах. В одном из них находится статуя Святого Иеронима в разноцветной эмалируемой терракоте. Этот алтарь был заказан Королевой Екатериной Габсбург как место, для последнего покоя королевской семьи. Это - работа Хероним де Руан, выполненная в классическом стиле».

Жеронимуш. Церковь Святой Марии (Iglesia de Santa Maria). Гробница Васко да ГамаОколо Западной двери, с двух сторон, находятся гробницы великих сынов Португалии, покоящиеся на львах. Слева от входа – гробница Васко да Гама, узнаваемая по обилию морских символов, высеченных в камне небесных сфер и парусника в витиеватом медальоне.

Справа – надгробие Луиса де Камоэнса с лавровым венком. Оба надгробия выполнены очень искусно в стиле неомануэлино, автором проекта был знаменитый скульптор XIX века – Коста Мота.

Парадокс истории: многие мореплаватели (в том числе Колумб, Магеллан) делали исторические открытия, главным из которых было то, что земля – круглая, так сказать за идею, из любви к исследованиям. Менее всего этими идеями был охвачен самый успешный португальский мореплаватель Васко да Гама, его в неизведанные страны гнала жажда наживы.

Исторической справедливости ради следует сказать, что Васко да Гама был гневлив, жаден и деспотичен. Он был жесток ко всем инакомыслящим, как сказали бы сегодня. Становление колоний сопровождались зверскими убийствами, дабы напугать всех и заставить подчиняться белым колонизаторам.

Ходили слухи, что за смерть неповинных людей, индийские колдуны послали проклятия на голову Васко да Гамы. И удивительное дело, став вице-королем Индии в 1524 году, никогда не страдавший болезнями, крепкий человек стремительно занемог. Он умер на пике своей карьеры, и как тут не поверить в проклятье колдунов!

И даже его прах не сразу нашел упокоение, трижды пройдя эксгумацию. Может быть, гнев колдунов спустя годы все же настиг создателя индийских колоний Португалии? Первоначально он был похоронен в соборе Св. Франциска в Гоа (в Индии, там, где и умер),  затем пришлось потревожить его останки, когда через 15 лет их решили перевезти на родину. Здесь также не сразу им определили достойное место, и захоронили в небольшой церкви Кинта ду Карму в Алентежу.

Однако в 1834 году церковь и могила Васко да Гамы были осквернены и разграблены в надежде найти часть несметных богатств. Могилу вскрыли, а кости разбросали за ненадобностью. В конце XIX века, к празднованию 400-летия открытия морского пути в Индию, было принято решение перевезти прах великого мореплавателя в Лиссабон. Кости были с помпой захоронены, а затем выяснилось, что это были не его останки. Пришлось признать ошибку и осуществить торжества еще раз.

Так открыватель новых земель после длительных посмертных мытарств обрел окончательное упокоение в церкви Святой Марии, в Белеме. Знаменательны слова, начертанные на могиле: «Здесь покоится великий аргонавт дон Васко да Гама, Первый граф Видигейры, адмирал Восточной Индии и ее знаменитый открыватель».

Но самый великий, нерукотворный памятник ему воздвиг величайший поэт Португалии Камоэнс, живший в XVI веке. Здесь тоже есть своя мистика, дата его рождения совпадает с датой смерти Васко да Гамы. Умер же Камоэнс от чумы в 1580 году, и был похоронен в лиссабонской церкви Святой Анны. Через 16 лет на месте его захоронения в этой церкви был поставлен надгробный памятник с надписью.

Землетрясение 1755 года не пощадило ни церковь, ни могилу поэта. Через 100 лет собрали предполагаемые останки Камоэнса и снова предали их земле. В 300-летнюю годовщину его смерти прах еще раз потревожили, чтобы с королевскими почестями упокоить их в церкви Санта-Мария в Белене. Вот и думайте, без генетической экспертизы, чьи останки содержат теперь мраморные гробницы?

Так и лежат друг напротив друга национальный герой Португалии и автор, обессмертивший его героический подвиг. В эпопее «Лузиады» Камоэнс обращается к историческому персонажу, рассказывая о подвиге Васко да Гамы, добавляя в главный литературный эпос португальского народа события более поздних времен.

И уж, конечно, поход аргонавтов на Восток не подавался, как завоевательский (нет, не за золотым руном плыли они…), он трактовался как героический подвиг первопроходцев, в ходе которого рождалась слава и величие португальской нации.

Жеронимуш. Церковь Святой Марии (Iglesia de Santa Maria)Фотографировать внутри церкви можно, но только выключив вспышку. Впрочем, если вспышка сработает, то бежать к вам никто не будет. Стоя у надгробия единственного португальского поэта мирового значения, я вспомнила рассказанную гидом прошлого периода историю португальского короля Педру I Справедливого и его трагической любви к Инес де Каштру, нашедшей отражение в «Лузиадах» (третья песня, 118-137).

Надо сказать, что эта любовная история случилась в реальной жизни, и была также увековечена в нескольких классических пьесах и поэмах португальской и испанской литературы. А история такова: восьмым королем Португалии и Алгарве был Педру I, который будучи еще инфантом, по приказу отца женился на Констансе Кастильской в 1336 году.

В свите прибывшей невесты была некая придворная дама Инес де Каштру из кастильского королевского рода. В жизни часто складывается так, что подруги делаются разлучницами, что и случилось в королевской семье. Шестнадцатилетний подросток не заинтересовался своей законной  двадцатилетней женой, а пал к ногам Инес, пронзенный стрелами амура. Плененный ее красотой, Педру испытал все мучения любви с первого взгляда.

И тут не знаешь, кому больше надо сочувствовать: Педру, Констанс или Инес. Как бы то ни было, Инес стала тайной любовницей инфанта, связь с которой нельзя было признать официально из-за ее королевского происхождения. Свекор (король Афонсу IV) поддерживал законную принцессу и остерегался влияния на Педру кастильской родни Инес.

Первенец в семье инфантов родился в 1340 году, и Констанс предлагает Инес быть крестной младенцу. Она рассчитывала, что это образумит супруга, но не добилась результата. Рок ли это, или что другое, но младенец умер через неделю.

Действующий король Афонсу удалил Инес от двора, боясь ее влияния на инфанта. Короля пугала возможность сына ввязаться (вместе с братьями Инес) в борьбу за кастильский престол, что неизбежно привело бы к военным событиям. Муки любовного треугольника заканчиваются со смертью Констанс при рождении третьего ребенка в 27 лет.

Казалось бы, вот она возможность воссоединить любящие сердца, тем более что в гражданском браке (как сказали бы сегодня) уже имеются дети. Но король-отец всячески препятствует этому, подогреваемый придворными, передающими ему страх возможных распрей между законными наследниками и бастардами в будущем. Афонсу пытается снова женить сына, но он уже не тот послушный юноша.

Жеронимуш. Церковь Святой Марии (Iglesia de Santa Maria)Он наотрез отказывается и тайно венчается с Инес, хотя история не сохранила об этом каких-либо свидетельств. Налицо конфликт «отцов и детей», да еще приправленный дворцовыми интригами.

Инес поселилась в монастыре Санта Клара в Коимбре, Педру либо жил с ней, либо часто навещал. Придворные вельможи просчитали, что будет, если Инес станет принцессой, и стали усиленно обрабатывать Афонсу расправиться с ней, чтобы исключить возможность дворцового переворота и вмешательства влиятельной испанской родни Инес.

Воспользовавшись отсутствием Педру, король приехал в Коимбру с твердым намерением убить Инес. По легенде, прекрасная Инес, предчувствуя неладное, бросилась в ноги королю и вызвала его жалость. Однако придворные вельможи были не столь великодушны, по дороге домой, они вытянули у короля согласие на убийство. Вернувшись, они завершили задуманное и зарезали мать на глазах у ее четверых малолетних детей.

Безутешный Педру, узнав об убийстве возлюбленной по политическим мотивам, возненавидел отца, поклявшись отомстить за любимую. Результатом раздора между королем и принцем стала длительная гражданская война, закончившаяся только со смертью короля.

Вступив на престол, на почве любовного помешательства Педру воплотил в жизнь и месть убийцам (у двоих из которых было вырвано сердце) и торжество справедливости. Он объявил законным свой тайный брак с Инес и потребовал проведения коронации, хотя бы и посмертной.

Дальше родилась легенда, впоследствии обросшая множеством подробностей. Весь ужас этих легенд состоял в том, что труп эксгумировали, нарядили в королевские одежды, посадили на трон и провели коронацию. Квинтэссенцией этого события было целование края платья и руки Инес всеми придворными. Так Инес посмертно стала королевой Португалии. После этого тело Инес торжественно предали земле в монастыре Святой Марии в Алькобасе.

Король планировал упокоиться здесь же,  рядом – прямо Тадж-Махал в португальском варианте. Эта обросшая легендами и вымыслами трагическая история любви и смерти короля и его фактической супруги, нашла место в сердцах португальцев до такой степени, что в 2005 году в стране широко отмечалось 650-летие со дня гибели Инес.

Посмертное коронование с душераздирающими фактами поклонения трупу, конечно же, из серии фантастики и не более чем красивая сказка о любви Золушки и принца, Ромео и Джульетты. Однако фактически Педру,  умерший в 1367 году, похоронен рядом с Инес.

В продолжение рассказа о Жеронимуше - сегодняшняя жизнь монастыря связана с проведением важнейших государственных встреч. Именно здесь в 2007 году главами государств ЕС был подписан Лиссабонский договор, который заложил основу для европейской Конституции и крупных реформ в Европейском Союзе.

Во время реконструкции монастыря в 1850 году, к нему добавили западное крыло, в котором сейчас размещен Museu Nacional de Arqueologia (Национальный Археологический Музей) и Museu da Marinha (Морской Музей). Рядом с морским музеем находится Планетарий Калусте Гулбенкян, построенный в 1965 г. на денежные средства, предоставленные Обществом, носящим имя известного нефтяного магната и мецената Калусте Гулбенкяна.

Хания, 2011 г.

© Текст, фото: Хания

Опубликовано: 24.05.2017
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.