Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Сотовая связь в Китае. Фото с сайта 3dnews.ru

Сегодня мы поговорим о том, как организовать связь в Китае. Эта страна постепенно набирает популярность среди наших сограждан, и все большее число туристов устремляет свои взоры на эту страну.

сегодня

28 мая
День Республики в Азербайджане
День Республики

28 мая – День Республики в Азербайджане. В этот день 1918 года была восстановлена независимость Армении, более шести веков находившейся под игом разных завоевателей.

Лиссабон и его история


Из цикла «И сердцу снятся, как в детстве снятся, другие страны и города...» Часть 7

8 день, 28 марта  2011 г. –  понедельник, Лиссабон

В одном из отзывов по Лиссабону, я прочитала, что самолет, заходя на посадку, делает круг почета над городом, и сверху очень хорошо виден и сам город и его достопримы. Подтверждаю, если готовишься к поездке, то сверху город очень узнаваем. Первым нас встретил внизу мост Васко да Гама и Парк Наций, уже посещенные нами.

Лиссабон сверху при заходе на посадку

Дальше самолет снижается и делает разворот в районе Белем. Сверху хорошо видны башня Белем, памятник Первооткрывателям, монастырь Жеронимуш и статуя Христа-Спасителя. Еще немного, и мы приземляемся в лиссабонском аэропорту Портела. Время прилета – около 7 утра. И это вызывает проблему, которая была известна еще дома.

Лиссабон. Отель MundialВыбирала отель я очень тщательно, так как это очень важно - ваше место пребывания. Перешерстила множество отзывов и на русском и на английском, выбор пал на отель Mundial 4* на базе завтраков (490 euro за комнату на 5 ночей за двоих). Было одно «но», чек аут в 12, а чек ин в 14.00.

Я специально просила у Ани связаться с отелем и узнать, возможно ли раннее заселение. Как и следовало, нам отказали, в связи с этим, мы решили, что посидим немного в отеле, потом сдадим вещи в камеру хранения в отеле, и стартуем экскурсионную программу. В реальности был внесен ряд изменений.

Получив вещи, и пополнив багаж туристической макулатурой на информационной стойке, мы нашли широкие кресла без подлокотников. Это дало нам возможность доспать немного. Рядом шла регистрация на рейс в Канкун, и соответствующее объявление будоражило наши воспоминания.

Часам к 10 мы вышли из здания аэровокзала, и сразу же увидели на горизонте башню Васко да Гама, которую не заметили в прошлый раз. Оказалось, что напрямую она почти рядом, но ехали-то мы к ней тогда минут 25. Это подтверждало факт нахождения аэропорта в черте города, всего в 7 км от центра.

Маршрут аэробасаСпасибо людям, мы последовали рекомендациям, и нашли автобус № 91, являющийся аэробасом (airbus, не путать с  airshuttle № 96, идущим по другому маршруту до вокзала Ориенте). Его остановка сразу у выхода, рядом с информационным киоском. Билеты покупаются у водителя, стоимость проезда 3,5 евро.

Самое ценное в этом билете – это возможность в течение 24 часов пользоваться всем наземным транспортом (кроме метро). А наземным транспортом в Лиссабоне считаются автобусы, трамваи, фуникулеры и знаменитый лифт-подъемник Санта Жушта (Elevador de Santa Justa)

Маршрут продуман, он проходит через центр города, начиная от площади Помбала, далее авеню Либердади, площади Ресторадореш, Россиу, Коммерции, далее он делает кольцо в транспортном узле Кайш ду Содре (Cais do Sodré), где имеется и железнодорожная станция, и станция метро и речной вокзал.

Похоже, что с чемоданами можно проехать только в аэробасе, или аэрошаттле, но не уверена. Внутри эти автобусы оборудованы специальными багажными полками, куда надо поставить чемодан, чтобы он никому не мешал. Билет на аэробас еще дает скидку на специальные туристические экскурсионные автобусы.

Автобус ходит по расписанию, которое (как я уже говорила) имеется на каждой остановке. Табло указало нам на прибытие нашего 91 номера, и мы почти в одиночестве загрузились в него. Счастливый билет куплен (кстати, он на бумажном носителе, его не надо прикладывать к мишени, просто показать водителю при входе), и мы едем по улицам города, отсчитывая остановки по распечатке маршрута (благоразумно взятого с собой) и глядя по сторонам.

Через 15 минут мы были уже у Помбала, а еще через 10 – на Россиу, где и вышли. Я примерно представляла, куда идти, но все же решили спросить. Пожилой португалец не говорил по-английски, но проникся к нам сочувствием, и буквально вел нас в нужном направлении. И даже вернулся к нам, когда мы свернули не в ту сторону. Булыжная мостовая создавала проблему при транспортировке чемодана, и мы шли медленно, впрочем, наслаждаясь видами столицы.

Когда я рассматривала в и-нете карту города, то никак не могла понять, где расположены какие площади - вроде все рядом, но надписи размещены неудобно и непонятно. В жизни все оказалось просто, площадь Россиу в ее нижней части (ближней к Тежу) плавно перетекала в площадь Фигейра, а та в свою очередь в площадь Мартим Мониш, на которой размещался наш отель.

Всего-то и ходу от Россиу – минут 7, не больше. В отеле мы были около 11 часов, отдали ваучер на заселение и уже были готовы к вопросу о камере хранения, но на удивление, нам выдали электронный ключ и надавали еще всяких листовок. Объяснили, где и в какой период завтракать, а также сообщили, что нам положен бонусный обед, который надо заказать заранее в любой из дней проживания.

Лиссабон. Замок Сан  ДжорджиС радостью мы заселились в номер, окнами выходящий прямо на замок-крепость Святого Георгия (Сан Джорджи, Castelo de São Jorge). Перекусив и помывшись, решили не терять времени даром, а сразу взять быка за рога.

Немного информации о стране и столице: первые поселения на Иберийском полуострове около 7 века д.н.э. были основаны кельтами, затем на эти территории прибыли финикийцы, греки, римляне и вестготы.

В III веке д.н.э. карфагенский полководец Ганнибал захватывает южную часть Португалии, присоединив ее к финикийскому государству,  крупнейшему на западе Средиземного моря в то время. К I – II векам н.э. на исторической сцене вовсю властвовала Римская империя, не избежала ее власти и Португалия, став частью древнеримской провинции Лузитания.

Одновременно с этим в городах страны распространяется христианство, до момента вторжения сюда в VIII веке арабов. Арабское господство привнесло в эти места свою культуру, что нашло отражение в архитектуре и земледелии Португалии. 5 веков длилось арабское владычество, в 13 веке они покинули эти места под натиском яростного сопротивления.

В 15 веке история страны кардинально изменилась благодаря принцу Генриху Мореплавателю. Один из последних тамплиеров, он расширил владения Португалии путем открытия и завоевания колоний. Эти морские победы не только прославили страну, но и дали старт господства страны на море, чье могущество распространилось до Индии, Бразилии и Африки.

Среди португальских мореплавателей, основная слава и почет достались Васко да Гаме, известному как первый европеец, совершивший морское путешествие в Индию. При этом его соотечественники,  Магеллан и Колумб, снискали славу первооткрывателей, будучи на службе у короля Испании.

Магеллан предложил королю Португалии свой проект плавания, но он был отклонен. В связи с этим он эмигрировал в Испанию и совершил первое кругосветное путешествие под флагом Испанского королевства. Жизнь другого мореплавателя и открывателя новых земель (в т.ч. Америки), Христофора Колумба, также могла бы добавить славы Португалии.

Уроженец Генуи, он был женат на дочери знаменитого мореплавателя времён принца Энрике. Девять лет он прожил в Португалии, разрабатывая свой план достижения Индии западным путем. Готовый проект он предложил родной Генуе, а затем португальскому королю Жуану II. И там и там, проект был отвергнут.

После долгих мытарств испанская королева Изабелла решила дать ему шанс, благодаря которому он открыл «Западную Индию» (Вест-Индия, или острова Карибского моря). Преследуя цель открыть новые морские пути в Азию, он открыл Новый Свет. Таким образом, Португалия, осуществив реализацию задачи века и обнаружив один морской путь в Индию, упустила возможность других открытий и завоеваний.

Положив конец монополии мусульман в торговле пряностями, Португалия на шестьдесят лет становится во главе торговли восточными товарами в Европе, вызывая ярость и желчную зависть других стран. Быстро разбогатев за счет этого, Португалия не стремилась создавать на востоке колоний,  и в скором времени уже не смогла удерживать такой лакомый кусок.

Ее недальновидная политика в торговле пряностями и колониальными товарами привела к тому, что предприимчивые голландцы перехватили пальму первенства, доставляя товар сразу в страны Европы, минуя Португалию. Затем нидерландцев на море сменили англичане, ставшие во главе колониальной торговли, а также политики.

Теряя потихоньку свои позиции в колониях из-за проводимой там жесткой политики подавления, страна окончательно потеряла господство в мире, и золотой век Португалии приказал долго жить. Последней в подчинении Португалии была Бразилия, королем которой одновременно был провозглашен португальский король. В смутные времена он вынужден был покинуть Родину и управлять ею именно оттуда, из колониальной Бразилии.

Слабые правители, неразумные династические браки привели страну к полному краху. В то время, когда в 16 веке в Европе наступила эпоха Возрождения, в Португалии свирепствовала власть инквизиции. В период наполеоновских войн страна также была не в лучшем положении и только в XX веке (1910 г.) была отменена монархия и создана демократическая республика.

Просуществовав 16 лет, она рухнула под ударами военного переворота под руководством Антониу ди Оливейра Салазара, ставшего полновластным диктатором вплоть до 1968 года. Несчастный случай, когда стареющий 79-летний Салазар упал со стула и у него случился инсульт, помог отстранить его от государственных дел.

Удержать колонии не удавалось, но все же Португалия вела дорогостоящие войны за свое влияние в Африке. Недовольство военными действиями за рубежом страны вылилось в бескровную революцию «красных гвоздик» 25 апреля 1974 года, в результате которой победила демократия.

Результатом демократизации колоний стал поток беженцев в Португалию. Последней колонией, получившей независимость, была Макао, территория которого была передана Китаю в 1999 году. И только вступление страны в Европейский Союз в 1986 году помогло стабилизации страны.

Официальное название страны – Португальская Республика, а само слово происходит от города Порту и в переводе с латинского означает  Portus Cale — «теплый порт».

Как и сама страна, ее столица – очень древний город. Легенды связывают его основание с античным мифическим царем Итаки Одиссеем, трансформировав это греческое имя до латинизированного Улисса.

Образ Одиссея, несомненно, тесно связан с эпохой морских открытий и путешествий, когда бесстрашные моряки надолго покидали родные места, теряя связь с Родиной. Однако, это красивая, но сказка. Исторически же первопроходцами в этих местах были финикийцы, на смену которым пришли греки и карфагеняне.

Далее были римляне и арабы. Именно мавры, господствовавшие в Лиссабоне с VIII  по XII век, дали городу современное название, означающее в переводе с арабского «хорошая бухта». И только в 1147 Лиссабон был отвоеван у мавров, и осуществил это Афонсу Энрикеш, ставший первым королем независимой Португалии.

Эпоха великих географических открытий дала толчок к развитию столицы страны, именно здесь был центр торговли золотом, пряностями, слоновой костью и другими роскошными товарами. Тогда то и начался бум строительства роскошных дворцов, церквей и монастырей в устье реки Тежу, на территории 7 холмов, недалеко от Атлантического океана.

Благодаря морским открытиям и в честь великих мореплавателей именно здесь и тогда появился на свет свойственный только Португалии особенный архитектурный стиль «мануэлино», или «канатный».

В мотивах украшения зданий использовались непривычные европейскому глазу морские узоры в виде канатов, якорей, а также кресты ордена рыцарей Христа, правопреемника Тамплиеров. Этот стиль получил свое развитие в период пика морского могущества страны, в период правления короля Мануэля I Счастливого (конец XV и начало XVI века).

Это был своеобразный португальский ответ европейскому Ренессансу, в противовес генуэзцам и испанцам – конкурентам страны в мореходстве. Учитывая разнообразные периоды владычества страной, в «мануэлино» смешались элементы готики, мавританского стиля и восточных оттенков. Путешествуя по миру, португальцы привносили в архитектуру зданий все свои впечатления об экзотических  заморских странах.

За основу был взят испанский вариант Ренессанса с его стилем «платереско», но португальцы пошли дальше, усложняя детали и образы, украшающие плоские стены строений. Дворцы и соборы, построенные в этом уникальном стиле, привлекают множество туристов в страну, в том числе и в Лиссабон.

Изразцовые дома ЛиссабонаНо не только это красит стены домов Лиссабона, многие фасады украшены (и внутри и снаружи) плитками-изразцами. Это национальное ремесло получило широкое распространение по всей стране. Это искусство появилось на Пиренейском полуострове под влиянием арабов, даже слово его обозначающее (азулежу) пришло в португальский язык из арабского (al zulej) и означает гладкий, полированный камень.

Претерпев изменения, приобретя новые черты, искусство изготовления изразцовой плитки стало развиваться на европейской основе, занимая важное место в португальской культуре. Традиционно изразцы исполняли в голубых и синих тонах (похоже по цветовой гамме на нашу гжель), но со временем цвета приобрели богатство разнообразных оттенков, а узор сменился жанровыми сценками из обычной жизни и органично проник в архитектуру.

Искусство украшать керамикой стены зданий также свойственно некоторым испанским и мексиканским городам, да и неудивительно, имея в виду мавританское владычество и эмиграцию местных жителей в другие страны. Но там это не имеет таких масштабов, форм и сложных композиций, во всяком случае, то, что я видела (Севилья, Мадрид, парк Гуэль в Барселоне, Пуэбла, Оахака в Мексике). Мне кажется, что именно в Португалии изготовление азулежу  достигло наивысшего проявления искусства.

Все закончилось в 1755 году, когда в день Всех Святых, город был буквально стерт с лица земли сильнейшим землетрясением. Три сильнейших толчка в течение получаса, затем три цунами с 6-метровыми волнами, и все это завершили пожары. Эти бедствия не только разрушили богатейший город того времени, землетрясение погубило несколько десятков тысяч человек.

Столицу, конечно, восстановили, причем в соответствии с передовой мыслью градостроительства того времени. Основную заслугу в этом приписывают главному политическому деятелю того времени, первому министру короля - маркизу Помбалу.

Как бы то ни было, сегодня Лиссабон – самый западный из крупных городов Европы. Лижбоа (так звучит название столицы по-португальски), расположен в устье реки Тежу. Город очень компактен, его площадь составляет около 90 кв. км, и в нем проживает около 600 тысяч жителей, а с пригородами около 3-х миллионов.

Вступление страны в Евросоюз дало толчок не только экономике страны, но и строительству жилья для беженцев. Более того, благодаря этому быстро развивалась транспортная система города, включая разветвленную сеть метро, первая линия которого была построена в 1959 году.

Название столицы вытягивает из уголков памяти имя гриновского фантастического города Лисс с гаванью, полной парусных судов, готовых пуститься в дальние странствия. Может быть, и Александру Грину не давали покоя странствия Одиссея-Улисса, и он силой воображения вызвал к жизни города с такими заманчивыми названиями как Зурбаган, Гель-Гью и Порт-Риоль. Я вспоминаю, как они томительно тревожили душу в юности чем-то тогда несбыточным, которое перекличкой вошло в мою жизнь в следующем веке.

Город насчитывает несколько районов, самыми известными из которых являются Байша, Алфама, Шиаду, Байру Альту и Белем. Наш отель расположен в центре города, в районе Байша (Baixa), или Нижнего города. Он ограничен площадью Pedro IV (Россиу) и площадью Коммерции (Praça do Comércio). В этом районе кипит деловая жизнь столицы, затихая после окончания рабочего дня, когда улицы становятся пустынными.

Выходим из отеля и попадаем на площадь, носящую имя отважного рыцаря-кабальеро Мартима Мониша, чье имя стало легендарным. Такой человек реально существовал, и его подвиг был связан со штурмом замка Сан Джорджи в период освобождения Лиссабона от мавров в XII веке.

Благодаря своему хорошему стратегическому расположению крепость не сдавалась в течение месяца, несмотря на многочисленные попытки овладеть ею. И вот в один из дней рыцарь обнаружил открытыми небольшие ворота крепости, он попытался проникнуть внутрь, и один храбро сражался с войском арабов. Раненый, он своим телом заклинил ворота, чем помог португальцам проникнуть внутрь.

Расположение выбранного нами отеля очень удачно с точки зрения транспорта, а вернее знаменитого трамвая 28-го маршрута. Он делает кольцо прямо под окнами отеля. Зная это и учитывая купленный билет на аэробус, я заранее планирую проехать на нем до района Граса – самой верхней точки северо-востока.

Сегодня небо хмурится, и даже чувствуется сильная влажность, но у нас планов громадье. Трамвай  №28 (Electrico 28) – уникальный, его маршрут, пути и даже подвижной состав сохранились с начала 20 века, когда по Лиссабону пошли первые трамваи. Конечно, какая-то модернизация была проведена с тех пор, но она не заметна. Вот и ходят на этом маршруте вагончики марки Brill постройки начала прошлого века.

Этот маршрут пользуется спросом у туристов, и рекомендуем всеми путеводителями. У нас в Петербурге тоже курсирует исторический трамвай, но это – чистая аттракция, т.е. он используется только как экскурсионный маршрут. Здесь же в Лиссабоне решили убить двух зайцев, оставить этот исторический маршрут и не исключать его из маршрутов общественного транспорта.

Прокладка трамвайных путей в ХХ веке проходила по облюбованным пешеходным зонам города, поэтому население было не довольно этой технической новинкой и встретило ее в штыки. Также как сегодня Париж невозможно представить без критикуемой кому не лень в период строительства Эйфелевой башни, так и Лиссабон неотделим от маленьких юрких трамвайчиков Electrico.

Туристов привлекает этот маршрут тем, что он проходит через множество достопримечательностей города, имея при этом стабильное (и соблюдаемое) расписание. Вот некоторые характеристики трамвая: вес – 15 тонн, длина – 3 метра, ширина – 1,5 метра,  максимально развиваемая скорость – 56 километров в час. Вместимость салона – 20 сидячих мест и 38 стоячих.

Модернизированный дизайн трамвая выполнен португальцами, а вот техническое оснащение было передоверено осуществить специалистам из Германии (ходовая часть) и Англии (тормозная система). Большое металлическое колесо перед водителем отнюдь не предназначено для рулевого управления трамваем. Для этих целей служит металлический рычаг, а колесо используется в качестве тормоза. Нажимая пяткой на кнопку, водитель трамвая вызывает звуки клаксона.

Хания, 2011 г.

© Текст, фото: Хания

Опубликовано: 15.05.2017
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.