Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Термобелье. Фото с сайта  screwdriverositransholding.tumblr.com

Настоящей революцией в решении проблемы лишних килограммов стало термобелье. Оно эффективно впитывает пот, отводит от тела и испаряет, оставляя кожу сухой. Существует миф о том, что термобелье согревает, но это не совсем так.

сегодня

20 ноября
День начала Нюрнбергского процесса
День начала Нюрнбергского процесса

20 ноября 1945 года – день начала Нюрнбергского процесса, международного судебного процесса над группой главных нацистских военных преступников. Он проходил в Международном военном трибунале в Нюрнберге и продолжался до 1 октября 1946 года.

Лиссабон: башня Белем


Из цикла «И сердцу снятся, как в детстве снятся, другие страны и города...» Часть 11

10 день, 30 марта  2011 г. –  среда, Лиссабон

Утром снова спускаемся в метро, но не обнаруживаем там билетной кассы, и, несолоно хлебавши, поднимаемся вверх. Оглядевшись, увидели здесь же на Фигейре магазин-лото, в котором заодно и проездные продаются. Покупаем  (4,45 евро) рекомендованный билет на основе смарт-карты  «7 колинас» (7 Colinas card или Viva Viagem Card), он дает право на проезд в течение 24 часов (с момента активации) на всех видах транспорта, включая метро и подъемники. А ездить сегодня нам придется много и далеко. Залоговая цена такого билета составляет 50 центов, и  ресурс этой карты можно пополнять (минимум 1,5 и максимум 10 евро).

Знаменитый лиссабонский трамвай

Странное дело, но принеся ужасающие последствия, землетрясение все же оставило нетронутыми некоторые памятники, среди которых Башня Белем, Монастырь Иеронимитов (Жеронимуш) и Кафедральный собор. Сегодняшний день мы посвящаем этим памятникам, и сперва едем в расположенный на западе район - Белем.

Проездные билетыНам нужен трамвай № 15, а он как раз имеет кольцо на площади Фигейра. В районе Белем мы планируем посетить башню Белем, памятник Первооткрывателям и, конечно, Монастырь Жеронимуш.

Не хочется делать лишних движений, и ходить взад-вперед, а по схеме трамвайного маршрута, непонятно, на какой остановке выходить. Спрашиваем у пожилых португальцев на остановке, но языковый барьер не дает нам ответа на вопрос, они отсылают нас к Жеронимушу. А я предполагаю, что надо выйти на следующей остановке и там, от Башни Белем стартовать.

Подошедший трамвай (в отличие от маршрута № 28) был произведением современности - широкий сдвоенный Siemens предоставлял удобства и простор пассажирам. Нашу карточку надо прикладывать к мишени, чтобы сведения о поездке считались и тебя бы не считали «зайцем».

Садимся у окна в трамвае и любуемся красотами солнечного города, первой из которых была площадь Комерсиу. Выше вокзала  Cais do Sodre от круговой площади Дуке да Терсейра (Praça Duque da Terceira)  параллельно реке проходит улица 24 Июля, которую продолжает улица Да Индия.

В поле зрения, за окном попадает Национальный музей Антига, затем пристань Алкантара, а чуть-чуть дальше высоко вверху уже видны опоры моста 25 апреля. За мостом раскинулся район Ажуда (Ajuda), здесь начинается речная набережная, ведущая к Белему, в котором находятся главные культурные ценности столицы Португалии.

Район расположенный отнюдь не в центре города, пользуется вполне заслуженной славой не только у туристов, но и у самих португальцев, а находящиеся здесь  сокровища являются частью «Мирового наследия человечества» ЮНЕСКО. В переводе Белем означает Вифлеем, хотя часто его называют в разных источниках Белен. Мне ближе Белем и, кажется вернее по звучанию.

Первой по ходу в этом районе была остановка Белем  (рядом расположена и железнодорожная станция Belem), здесь выходить к Музею карет, к площади Альфонсо де Альбукерк, а также и Белемскому дворцу (нынче официальной резиденции президента). 

Следующая остановка - Mosteiro Jerónimos, затем -  Centro Cultural Belém, затем Lg. Princesa, где и следует выйти, чтобы попасть к Torre de Belém. Ехать в общей сложности минут 40, с нами вместе выходят самые продвинутые туристы, которые, как и мы не хотят делать “шаг вперед и две назад».

Да и время не потрачено даром, по пути можно полюбоваться на старинные лиссабонские дома, украшенные азулежу, содержащие то задумчивые узоры, то целые картины, преимущественно морских сюжетов. Чем еще отличается район Белем, от других районов, так это своим плоским рельефом и просторами.

Лиссабон. Башня Белем (Torre de Belеm)От остановки, перейдя трамвайные пути, поворачиваем налево и по идущей вниз улочке доходим до огороженных железнодорожных путей (по дороге с удивлением видим деревья, обвешанные желтыми лимонами). Видим мост через пути слева и идем к нему. Сверху открывается очень красивый вид на Тежу и Башню.

Это место, пропитанное духом временим Великих географических открытий, очень впечатляюще и чем ближе ты подходишь к Башне, тем красивее становятся виды. Башня Белем (Torre de Belém) наряду с Монастырём душ Жеронимуш (Mosteiro dos Jerónimos) являются самыми великолепными образцами стиля «мануэлино».

А еще именно из этого района в 1497 году Васко да Гама отплыл в поисках загадочной Индии, здесь же он был встречен после успешной экспедиции королем Мануэлем I. Так что можно смело сказать, что в этих местах родилась морское мировое превосходство страны!

Лиссабон. Башня Белем (Torre de Belеm)Зеленый парк окружает Башню, и даже тенистая аллея со скамейками доставляет удовольствие не только глазам, но и ногам. Наконец, мы у цели и видим укрепленную башню XVI века, построенную как символические ворота в Лиссабон. Это уникальное сооружение, этот символ Золотого века короля Мануэля I Счастливого, представляет собой небольшую крепость, выполнявшую функцию сторожевой.

В результате землетрясения русло реки сместилось, время брало свое, и Башня оказалась практически на правом берегу, и только узкая полоска воды отделяет ее от берега. Изначально же Башня находилась напротив участка Restelo beach, на небольшом островке посреди реки, и волны (порой очень высокие) бились об ее фундамент. Башня чрезвычайно хороша и фотогенична, почти все фото, которые я видела в и-нете, повторяли друг друга, отличаясь освещением и временем года.

Башня Белем (Torre de Belеm)Это чрезвычайно богато украшенное сооружение похоже на корабль, и является частью защитной системы Лиссабона, задуманную в период правления короля João II (линия укреплений тянется от Кашкайша до южного берега реки).

Эти крепости не перекрывали устье реки, и требовалась дальнейшая защита города. Именно поэтому после смерти короля João II, Мануэль I закончил строительство системы обороны возведением Башни. И было это в последние 5 лет его правления. Башню Белем еще называют Башней Святого Винсента в честь покровителя города, и построена она из белого известняка.

В 1845 королева Мария II восстановила Башню Белем по настоянию романтического писателя Алмейда Гарретт и под воздействием министра, герцога Tercira. В ходе реконструкции было добавлено много декоративных элементов в стиле нео-мануэлино, включая прогулочную площадку и нишу с Богородицей.

Белемская башня, квадратная в плане, опирается на шестиугольное основание. Архитектура бастиона являет смесь  поздней готики и раннего ренессанса, а используемые восточные мотивы придают ей «гламурный» вид как сказали бы сейчас.

Туристов немного и нам удается избежать толпы при фотографировании. Но через минуту все меняется, сюда прибывает какая-то японская делегация, и нам ненадолго перекрывают проход к Башне. Это время мы используем для фотографирования себя любимых в разных ракурсах и разглядыванием бронзового макета Башни.

Чтобы пройти в башню был построен разводной мостик, по деревянным настилам которого прошли ноги не одного туриста. Внутрь башни ведет полукруглая дверь, которую венчает герб с короной Мануэля I, а по бокам герба - размещены 2 небесные сферы.

Верхние зубцы Башни украшены изображением креста, по форме смахивающего на восьмиконечный  мальтийский (и это так, потому что король Мануэль I являлся великим магистром ордена). Пятиэтажная башня украшена высеченными из камня элементами морских канатов и тросов, а также морских фигур.

Башня Белем (Torre de Belеm)Особенно симпатичны окна и балкончик на венецианский манер, а также мавританские башенки-вышки, венчающие первый и последний этажи. Основание башни украшено изображениями животных, в том числе носорогов (на правом углу башни). Считается, что изображение такого животного было осуществлено впервые именно здесь.

А история такова: в начале 1514 года губернатор португальской Индии направил послов к тогдашнему правителю нынешнего Гуджарата, султану Музафару Второму. Альфонсо де Альбукерк хотел строить укрепления на территории султана. Сделка не состоялась, но послы обменялись представительскими подарками, в числе которых и был «неизвестный науке зверь» - носорог.

Это экзотическое животное по имени Ганда было отправлено тогдашнему правителю страны – королю Португлаии Мануэлю I. Корабли, груженые редкими животными с Востока, проделали нелегкий путь, пересекли Индийский Океан, обогнули Мыс Доброй Надежды, затем Атлантический окена. По пути караван делал остановки, в т.ч. на острове Святой Елены и на Азорских островах.

После 120 дней плавания (20 мая 1515 года) корабль наконец прибыл в Лиссабон и диковинные звери были выгружены недалеко от места строительства башни Белем. Невиданный доселе зверь произвел фурор не только среди простых жителей, но и в умах ученых мужей. Путаница произошла из-за приравнивания его к мифическому животному единорогу.

Вид этого странного зверя подвигнул архитекторов включить его изображение в украшение башни. Так появились горгульи в форме голов носорога. По прибытии носорога поместили в зоопарк, разместив его отдельно от слонов и других крупных животных. Посмотреть его приходили не только ученые, но и художники, так составлялся его словесный портрет, рассылаемый письмами по всей Европе.

Самое лучшее в те времена было принято дарить папе римскому (в надежде на его благосклонность), и Мануэль не стал исключением.  И вот уже в декабре того же 1515 года носорог отправляется в Рим, в дар папе - Льву Десятому. По дороге его даже успел посмотреть король Франции Франциск I, ради чего корабль сделал остановку недалеко от Марселя. К несчастью, корбаль затонул, попав в шторм, а вместе с ним погиб и прикованный цепью экзот.

А вот история с письмами-описаниями и рисунками животного имела продолжение. Одно из таких писем попало в Нюрнберг, далее его увидел художник Дюрер, не видевший вживую носорога, изобразил Ганду так, как видел из описания автора письма. На свет родилось нечто, закованное в латы, с изогнутым рогом на спине, чешуйчатыми ногами и зазубренным гребнем на спине.

Гравюра Дюрера "Носорог", Фото с сайта artchive.ruНа основе этого рисунка Альбрехтом Дюрером была выполнена гравюра («Носорог») на дереве, и долгое время (вплоть до XVIII  века) эта гравюра служила достоверным изображением носорога. С легкой руки Дюрера носороги стали популярным мотивом в изобразительном искусстве не только того времени.

Вот имена только двух художников, изобразивших носорога, - Рафаэль (фреска в Palazzi Pontifici в Ватикане) и Дали (скульптура Rinoceronte vestido con puntillas, выставленная с 2004 года на стоянке яхт в испанском городе Марбелья).

Стоимость входа составляет 5 евро, а единый билет с посещением Жеронимуша – 10. При входе на информационном щите жирно перечеркнут фотоаппарат и видеокамера, однако, откуда же тогда в и-нете берутся чудесные фотки. Думай сами, решайте сами, иметь или не иметь.

Я уже посещала Башню и от того времени у меня остались не лучшие впечатления. Пройтись по всем этажам можно, поднимаясь по узкой винтовой лесенке, ширина которой рассчитана на 1 человека.  Эта аттракция выглядит так: если сверху на голову тебе никто не спускается и висит тишина, то можно рывком одолеть ступени до ближайшего этажа. Но если кто-то также уже начал спуск во время вашего подъема, то тут как у автомобилистов, тот прав, у кого больше прав. Либо пятитесь вниз вы, либо джентльмены сверху возвращаются наверх.

Мне не повезло встретить джентльменов, поэтому весь путь на самый верх (я не рискнула выходить из этого колодца, решив прочувствовать всю прелесть сразу) я буквально втиралась в стену, чтобы разойтись с другими туристами. Остальные также затягивают дыхание в попытке убрать пивные животики, а с учетом поворотов, ваш организм получает ощущения кружащегося в тесноте волчка.

Меня в ту поездку охватила такая паника, что как говорится ни тпру-ни ну. Выйдя на улицу, я впервые в жизни ощутила, что такое клаустрофобия.  Кстати, тогда такие жертвы были напрасны, стоял туман, и вида на противоположную сторону не была. Это замкнутое пространство так впечатлило меня, что на этот раз я не рискнула пойти внутрь.

Внутреннее помещение первого этажа, называемое Комендантским залом,  смотрит на 4 стороны света 18 бойницами, с таким же количеством крупнокалиберных пушек. Внутренние помещения мрачны и пустынны, готический зал с низким полукруглым потолком до XI века использовали то как арсенал, то как тюрьму.

Здесь есть внутренний открытый дворик для быстрого рассеивания дыма от орудий при ведении боевых действий. Отсюда, снизу из этого дворика выходят очень симпатичные фотографии верхней части Башни с ее лоджией и аркадами венецианского вида, двумя симметрично расположенными окнами и гербом Мануэля с двумя астрономическими инструментами, употреблявшимися для определения экваториальных или эклиптических координат небесных светил (армиллярные сферы,  похожие на глобусы).

Из зала можно выйти на открытую шестиугольную платформу с шестью цилиндрическими куполообразными дозорными башнями для часовых, выйдя через контролера там, где и вошли. На этой площадке посередине ограждения вокруг нижнего дворика стоит статуя под изысканно украшенным резьбой балдахином. Это Дева, олицетворяющая счастливое возвращение многочисленных моряков. В одной руке она держит младенца как символ будущего, а в другой гроздь винограда, как знак покровительства и заботы  в дальних морских странствиях.

На втором этаже расположен Королевский зал, на третьем - Приемный зал. На 4-м этаже имеется смотровая площадка, к которой и ползут с такими опасностями все туристы. Вход в Башню открыт с 10 до 17.30 зимой и до 18.30 летом. Закрыто по понедельникам (как и все музеи Лиссабона), 1 января, 1 мая, на рождество и пасху. После 65  стоимость снижается до 2,54 евро, но требуется какой-то документ. Бесплатно по «Lisboa Card».

Лиссабонские магниткиКстати, об этой карте – для себя мы решили, что на 1 день она нам не выгодна (ее цена – 16 евро на 24 часа, 27 – на 48). А вообще то, этот вид карт для туристов, свойственный всем крупным европейским городам, дает право на бесплатный проезд в общественном транспорте Лиссабона и пригородов, на бесплатный вход в 26 музеев и монументов, множество специальных скидок на выставки и представления, и скидки в некоторых магазинах.

Идем к сувенирным лавкам, расположенным в парке, пытаясь найти себе что-нибудь по вкусу. Португальцы гордятся своей Башней, и даже включили ее в список чудес света в пределах страны. Башня, наряду с лиссабонскими трамваями, узнаваема по многочисленным магниткам.

На русскоязычном сайте WikipediA проведена аналогия между Башней Белем и Ласточкиным гнездом в Крыму. И ведь, правда, с той разницей, что гнездо размещено на скале над морем. А еще эти минаретные башенки напомнили мне о замке Нойшванштайн безумного баварского короля с его нотками вагнеровских произведений.

Хания, 2011 г.

© Текст, фото: Хания

Опубликовано: 22.05.2017
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.