Сообщить об ошибке

Если у вас есть комментарии к тексту, который содержит ошибку, укажите их в этом поле. В противном случае оставьте поле пустым.

Вход на сайт

Регистрация
Потеряли пароль?
Что такое OpenID?

Регистрация на сайте

Информация об учетной записи
Существующий адрес электронной почты. Все почтовые сообщения с сайта будут отсылаться на этот адрес. Адрес электронной почты не будет публиковаться и будет использован только по вашему желанию: для восстановления пароля или для получения новостей и уведомлений по электронной почте.
Укажите пароль для новой учетной записи в обоих полях.

совет путешественнику

Перевозка домашних животных в автомобиле

Наверное, все знают, что животное, оказавшееся в неподходящий момент в неподходящем месте автомобиля может стать причиной аварии. Поэтому надо, с одной стороны, ограничить его передвижение по салону, но, с другой стороны, не превращать свою машину в «передвижную тюрьму».

сегодня

19 сентября
День учреждения Арктического Совета
День учреждения Арктического Совета

19 сентября 1996 года – День учреждения Арктического Совета, международной межправительственной региональной организации приполярных государств, созданной по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны.

Рождественский привет Риги


Основной механизм Рождества. Часть 2

Рига. Часы "Laima" у входа в старый город по улице Кайку со стороны сквера у статуи СвободыДо того, как стать столицей независимой Латвии, Рига больше семи веков была крепостью, из которой завоеватели утверждали своё господства над окрестными землями. Город был основан в 1201 году и с тех пор до 1561 года находился под управлением Рижского епископа, который в XIII веке возглавлял рыцарский орден меченосцев. Рига была опорным пунктом крестоносцев, долгие столетия терроризировавших и местных жителей, и Литовское княжество, и русские земли.

Крестоносцы достали всех до такой степени, что во время Грюнвальдской битвы против них под руководством Витовта Великого выступили представители всех восточно-европейских народов: литовцы, русские, поляки, даже наёмники и добровольцы из Венгрии, Чехии и Молдавии. От того поражения крестоносцы так и не оправились, и в 1581 году перешел под власть Речи Посполитой. Ровно через 40 лет город был завоёван шведами, а ещё ровно через 90 ­– русскими войсками Петра Великого (хотя город пытался завоевать ещё его отец Алексей Михайлович). До конца XVIII века Рига была крайней южной точкой русского влияния в Прибалтике, а в 1916 году стала крайней северной точкой немецкого наступления. В 1918 году город впервые стал столицей независимого Латвийского государства, а в 1991 году, после всех перипетий XX века, эта независимость была восстановлена.

Завоеватели приносили в город не только разрушения, но и архитектурные новшества, многие из которых к началу XXI века стали туристическими достопримечательностями. Так, от архиепископов остались соборы, и главный из них – Домский. О шведах напоминают шведские ворота и высочайшее сооружение Старого города – шпиль собора Святого Петра. После удара молнии, выжегшей деревянный шпиль, восстанавливали его уже русские. От них же городу остались кварталы в стиле арт-нуво и великолепный Христорождественский собор на рижской Эспланаде. Даже от советской эпохи в Риге осталось монументальное здание Академия наук Латвии. Каждый из завоевателей отметился архитектурными добавлениями в Рижском замке, в котором сегодня располагается резиденция президента.

Легенда об основании Риги

Известна трогательная легенда об основании Риги. Согласно ей, живший на берегу Двины великан Христофор (которого местные жители величают «Большим Криспом») помогал людям пересекать реку, перенося их на своих плечах. Однажды таким образом он перенес ребенка, который оказался Иисусом Христом и вскоре наградил доброго великана и деньгами на обустройство нового города, и благоприятной репутацией у окрестных жителей, которые стали с охотой переселяться на новое место. Так и появилась Рига.

Не вполне понятно, каким образом Большой Крисп – это ведь ни кто иной, как почитаемый Римской церковью и русскими старообрядцами Св. Христофор – оказался на северной окраине тогдашней ойкумены… Впрочем, с именем этого святого связано столько мифологических подробностей, что ПМЖ на Двине ещё не самая невероятная из них.

Признаюсь, мне нравится тот образ мыслей, с которым сочинялась эта легенда. Ведь и вправду, настоящая сила проявляется не в том, чтобы пресмыкаться перед сильнейшими и унижать слабых. Настоящая сила проявляется в том, чтобы слабым помогать. Именно такой помощью человек вернее всего может послужить Богу, сила Которого совершается в слабости. По-моему, это очень рождественский образ мыслей.

В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,
младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;
мело, как только в пустыне может зимой мести.
Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар
из воловьих ноздрей, волхвы - Балтазар, Гаспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях ребенка, издалека,
из глубины Вселенной, с другого ее конца,
звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца...
*

Пешком по Старой Риге: улица Кайку

Рига. Сквер у статуи Свободы. Вид со стороны Старого городаПрогулку по Риге можно начать от статуи Свободы, которая вознесена на высокий постамент и видна в центре города издалека. Лицом женская фигура, символизирующая Латвию, обращена к Старому городу. За её спиной посольствами Германии, Франции и США начинаются кварталы, застроенные уже на рубеже XIX–XX веков в стиле модерн, который здесь принято именовать юргенстилем.

Главным творцом рижского модерна принято считать архитектора Михаила Осиповича Эйзенштейна, знаменитого помимо рижской застройки ещё одним своим творением – сыном Сергеем, которому суждено было стать едва ли ни самым прославленным советским режиссёром. Во времена творчества Эйзенштейна-старшего на месте статуи Свободы располагался конный памятник Петру I, войска которого присоединили Ригу к Российской империи.

Рига. Православный Христорождественский соборЕсли прогуливаться по кварталам Эйзенштейновской Риги, раскинувшейся за спиной статуи Свободы, то сложно миновать бульвар под названием Эспланада. А на Эспланаде сложно не заметить грандиозный собор в византийском стиле. Этот православный собор тоже посвящен главному празднику здешних мест – Рождеству христову. Кафедральный собор – главный храм самоуправляемой Латышской православной церкви – был построен во второй половине XIX века, но его история уже успела обрасти множеством легенд, связанных и с двумя немецкими оккупациями, и с превращением собора в планетарий при советской власти.

Перед статуей Свободы располагается широкий мост через ров, который опоясывает Старый город. Наполненный водой ров, вероятно, остался с тех времен, когда нынешний Старый город был мощной крепостью, стены которого с одной стороны омывались водами Двины, а с другой – этим самым рвом.

Рига. Русский драмматический театр на площади ЛивовОт статуи Свободы до набережной Двины можно пройти не сворачивая по улице Kajku (Кайку).

В этом случае, начав путь от укрытых по рождественским морозам шерстяной накидкой часов «Laima», буквально через несколько шагов можно оказаться на площади Livu (Ливов). По левую руку на площади располагается здание Русского драматического театра (по его состоянию можно наглядно видеть, в каком загоне находится сегодня русская культура в Латвии), а по правую – сама площадь, на которой в дни Рождественских праздников разворачивается ярмарка. Где-то в глубине ярмарки под кустом притаился маленький древний истукан, призванный напоминать то ли о языческом прошлом латвийских земель, то ли о первобытных архетипах, которые прячутся в подсознании человека слово языческий идолок на Рождественской ярмарке.

Рига. Рождественкая ярмарка и здание Малой ратуши на площади ЛивовНапротив Русского театра, рядом с живописными зданиями рижских гильдий, располагается здание с башней, увенчанным фигурой кота – ещё один привет из Российской империи. По легенде, построен дом был русским купцом в XIX веке, и место для него было выбрано не случайно. Купцу очень хотелось стать членом гильдии, однако гильдейским уставом предусматривалось, что русские вступать в гильдию не имеют права (права местного самоуправления, дарованные риге русскими императорами, очевидно, предусматривали их самостоятельность в установлении такого рода внутренних правил). Тогда купец выкупил участок напротив гильдий, и, будучи полноправным собственником данного участка, возвёл на нём дом, башня которого возвышалась над гильдиями, а башню увенчал фигурой кота с поднятым хвостом.

Рига. Дом с котом на площади ЛивовИменно этой частью кошачьего тела фигура и была обращена к гильдиям, тем самым намекая на некоторое неудовольствие хозяина дома по поводу упрямства гильдейского купечества. За такой демарш на русского купца накладывались штрафы за неуважение к гильдии, и тот штрафы с лёгкостью платил, однако развернуть кота мордой к гильдиям согласился после того, как в устав гильдии были внесены поправки и дорога в неё купцу была открыта.

Возможно, это только легенда (её историческая достоверность вызывает большие сомнения), но мне нравится образ мыслей, с которым она сочинялась: каждый действует в своём праве, и права эти священны, даже если в данном казусе противоречат друг другу. Ведь и правда: царские войска (расквартированные совсем рядом, в яковитских казармах у Пороховой башни) не маршировали к гильдии, чтобы «надавить» на упрямых гильдейцев, но и гильдейцы не врывались с криками и кинжалами в дом купца, дабы «поучить его толерантности».

Если миновать площадь Ливов, то дальше по улице Кайку по правую руку будет поворот на Домскую площадь, названную в честь расположившегося на ней Домского собора. Собор считается одним из символов Риги и знаменит как древнейших храм города, заложенный ещё основателем Риги Альбрехтом фон Буксгевденом. Помимо этого он претендует на звание крупнейшего средневекового собора Балтии, а также известен своим органом.

Рига. Вид Ратушной площади ночьюВернувшись с Домской площади обратно на улицу Кайку и упрямо следуя по направлению к реке, очень скоро можно дойти до Ратушной площади, узнаваемой благодаря расположенной в её центре статуи Роланда и, главным образом, благодаря Дому Черноголовых. Это неповторимое здание было выстроено в XIV веке, а в начале XVII века было украшено знаменитым фасадом в стиле «североевропейского маньеризма».

Как видно из названия, оно принадлежало братству Черноголовых – своеобразной гильдии неженатых иностранных купцов (прежде всего немецкого происхождения), торговавших в Риге. Немцы же стали и виновниками разрушения здания – во время штурма Риги войсками вермахта в 1941 году Дом Черноголовых попал под обстрел и был полностью уничтожен.

Восстановили его лишь в 1999­­–2001 годах после длительной дискуссии: ведь по сути Дом Черноголовых был памятником культуры пусть не советских, но всё же оккупантов… Собственно Ратуша, давшая название площади, находится напротив Дома Черноголовых. Экзотическое название гильдии и гильдейского дома объясняется просто: Черноголовые избрали своим патроном Св. Маврикия, портрет которого и поместили на эмблему братство, а святой по преданию был негром.

Рига. Фасад Дома ЧерноголовыхК северо-востоку от Ратушной площади располагается ещё один символ города – собор Св. Петра, колокольня которого возвышается над всей Старой Ригой. Храм этот ровесник Домскому собору, но, в отличие от предназначенного для аристократии собора, строился он как «народная церковь» на пожертвования купечества и ремесленников. После Реформации церковь стала лютеранской и в этом качестве пользовалась покровительством немецкой диаспоры (говорят, потомки живших в Риги немцев до сих пор не забывают храм и финансируют его нужды).

Но гораздо более знаменита, чем сам храм, его колокольня, увенчанная, в отличие от католических и православных церквей города, не крестом, а фигуркой петушка. Высочайшее здание в Старом городе, она неоднократно горела, а шпиль её неоднократно обрушивался. В очередной раз обрушился он 1721 году, когда в шпиль попала молния. В тушении того пожара, по легенде, принимал участие император Петр. Несмотря на августейшее участие, шпиль выгорел дотла (слава Богу, в тот раз при падении он никого не задел), но русские власти восстановили его к 1741 году.

Рига. Вид на собор Св. Петра с Ратушной площадиВосстановленный шпиль просуществовал ровно два столетия и был уничтожен в день памяти Святого Петра по григорианскому календарю 29 июня 1941 года: в башню попал немецкий снаряд. И вновь восстанавливать пришлось его русским, точнее, большевицким властям. Справились они с задачей примерно за тот же срок, что их предшественники в XVIII веке, и в 1973 году восстановление шпиля было окончено. Сейчас на колокольню могут подняться туристы – говорят, из-под шпиля открываются особенно живописные панорамы центра Риги!

Разумеется, прекрасна видна с колокольни храма Св. Петра и Двина, плещущаяся к юго-западу от Ратушной площади и всего Старого города. На эту набережную мы вступили утром 1 января 2012 года. Набережная, как и весь город, боролась с сонливостью, справиться с которой в немалой степени помогал пронизывающий ветер с Двины.

О ночных гуляниях по поводу Нового года напоминал лишь редкий мусор на мостовой. Движение в этой части просыпающейся Риги символизировал лишь моторизированный дворник, который на своём мини-каре нарезал круги по Ратушной площади, устраняя последние остатки мусора и подтверждая нехитрый тезис маленьких государств, в которых не экономят на зарплатах дворникам: «чисто не там, где не сорят, а там, где метут». Тезис непривычный, зато не противоречит второму началу термодинамики.

От редакции:

Рига — жемчужина Прибалтики, город вдохновения, богатого культурного и исторического наследия. Туры в Ригу обеспечат Вам теплый доброжелательный прием, сервис европейского уровня и разнообразие возможностей отдыха! Вы сможете прогуляться по Старому городу, насладится великолепными памятниками архитектуры, посетить Латвийскую национальную оперу и множество интереснейших музеев. Вы увидите великолепный Рижский замок, Домский собор, Башню Петра. Также Рига гордится своей динамичной ночной жизнью, SPA комплексами европейского уровня и, конечно же, Рижским черным бальзамом!

© Фото автора

Опубликовано: 19.05.2012
Если вы обнаружили ошибку в тексте, выделите часть текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить администрации сайта!

Комментарии (2)


kliaksa
5 лет назад

Re: Рождественский привет Риги

Ваши рижские елки меня просто очаровали! Всегда радуюсь, когда вижу нетривиальные решения прибалтийских дизайнеров.


Автор
5 лет назад

Re: Рождественский привет Риги

Спасибо за похвалу рижским дизайнерам - в нетривиальности ёлок они превзошли сами себя:)

Добавить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.